Психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами. Во-первых, возможностью награждать и наказывать людей. Во-вторых, способностью принуждать их к совершению определенных действий, в том числе с помощью системы правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющим в обязанность подчиняться.
Список литературы
1. Musurmanova A. Issues of strengthening the family institutions in Uzbekistan: Theory and practice //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 2018. Т. 8. № 10. С. 4-11.
2. Кондратьева М.В. Влияние длительности трудового стажа на выраженность мотивации достижения специалистов социально-психологического профиля // Вестник СевероКавказского государственного технического университета: научно-исследовательский журнал. Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. № 3 (28). С. 170-174.
3. Максимова С.Г. Особенности мотивации профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания (социально-психологический аспект). // Научный журнал «Известия АГУ», 2003. № 2 (28). Раздел Социология. С. 75-80.
ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИЕМОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Н. ПАЛАГИНОЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ВУЗЕ) Омуралиева Э.К.
Омуралиева Эркина Карыбаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии дошкольного образования, факультет педагогики, Кыргызский государственный университет им. Ишенаалы Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: данная статья посвящена исследованию Н.Н. Палагиной по формированию механизмов воображения у ребенка раннего возраста на основе приемов народной педагогики: в повседневном общении со взрослыми, в предметных действиях и игре. Изложены психолого-педагогические условия развития воображения в раннем возрасте на основе анализа народной педагогики. Даны методические разработки проведения лекционных, практических занятий со студентами педагогического вуза. Ключевые слова: ранний возраст, мнимая ситуация, механизмы воображения, народная педагогика, повседневное общение, игра, условные действия, предметные действия, активность.
Палагина Нина Николаевна - первая женщина доктор психологических наук, профессор в Кыргызстане, академик Академии педагогических и социальных наук (г. Москва) и Академии педагогических наук (г. Нью-Йорк). Ведущий специалист по проблемам раннего развития детей. Автор фундаментального исследования «Воображение у самого истока ».
Данная работа Н.Н. Палагиной посвящена проблеме обогащения игры и общения со взрослыми как главных факторов психического развития детей раннего возраста. Показаны приемы народной педагогики в повседневном общении с взрослыми в предметных действиях и игре, регуляции поведения ребенка в реальном и воображаемом плане.
В соответствии с госстандартом курса детской психологии в вузе, мы попытались изложить проблему развития воображения ребенка раннего возраста на основе приемов народной педагогики предложенных в исследованиях Н.Н. Палагиной. Исследования закономерности развития воображения у ребенка на ранней стадии, требует серьезного
подхода и выработанные рекомендации послужили внедрение их через лекции и практикумы на занятиях в педагогическом вузе.
Предлагаем следующий план - схему лекции-диалога по теме курса детской психологии: «Развитие воображения ребенка в раннем возрасте на основе народной педагогики».
- Игра - разминка.
- Мини-лекция.
- Упражнение - «Волшебные узелки».
- «Что такое воображение?» - мозговой штурм.
- Приемы развития воображения ребенка - работа в группах.
- Презентация групп.
- Рефлексия. Подведение итога занятия.
- Домашнее задание.
Инновационные образовательные технологии:
интерактивная технология обучения.
Образовательные результаты, сформированные по итогам занятия:
Познавательные: понимать значение, роль формирование воображения на ранней стадии развития ребенка; уметь выделять механизмы развития воображения на основе приемов народной педагогики: общения с взрослыми в предметных действиях и игре.
Ценностные: признает важность понимания механизмов формирования воображения в раннем возрасте, принимает различные позиции партнеров; уважает процесс принятия решений с учетом интересов групп, даже если не согласен.
Практические: умело демонстрирует навыки анализа и самоанализа; может работать в команде; умеет соотносить свои потребности с интересами группы; выбора тактики и стратегии поведения, установка на сотрудничество и взаимодействие.
Необходимые материалы: текст мини - лекции, план занятия для студентов, раздаточные материалы по работе в малых группах, цветные нитки для упражнения, флипчат, карточки, мяч.
1 - этап: Игра - разминка «Кошки - мышки»
Педагог организует деление студентов на пары, каждая пара берет стул, на который садится один из пары участников. Стулья ставятся по кругу, сиденьями вовнутрь. Таким образом, половина студентов сидит на стульях - это «мышки», остальные встают сзади -это «кошки». Одной «кошке» «мышки» должно не хватить, то есть она стоит за пустым стулом.
Начиная по сигналу ведущего игру, эта «кошка» подмигивает какой-нибудь «мышке». Задача «мышки, перебежать на пустой стул к подмигнувшему. Задача «кошки», стоящей сзади: руками задержать ее за плечи. Если «кошка» свою «мышку» не удержала - снова подмигивает следующей «мышке». Через некоторое время «мышки и «кошки меняются ролями. Педагогу необходимо удерживать энергичный темп игры, чтобы взбодрить студентов и подготовить их к началу работы.
2 этап: Мини-лекция «Развитие воображения ребенка в раннем возрасте на основе народной педагогики».
Взаимодействие взрослого с ребенком на основе приемов народной педагогики наблюдается уже на начальной стадии развития (1,5 - 2 г.). Н.Н. Палагина выделяет несколько приемов:
прием -1: «Обыгрывание предмета и игрушки».
Взрослые предлагают обыгрывание предметов и игрушки неспецифическими, «народными" действиями. Показывают как шарик скатывается с лодошки, прячут под рубашку, в карманчик и т.д. Такая «игра состоит в перекомбинировании предмета в новые ситуации; ее эффект - новые ощущения (зрительные, двигательные, тактильные, звуковые), (Н.Н. Палагина). [6, с.12]
«Новизна впечатлений усиливается средствами интимно - эмоционального общения: подчеркнутой эмоцией, удивлением взрослого, репликами, звуками типа: «Ой-ой-ой! Где он! Ах, вот он!" [5,с.27]. Этим побуждают самого ребенка повторить такие действия. И
86
ребенок подолгу занят предметом. Этот прием охаректеризован Н.Н.Палагиной как «... новая ведущая форма активности - предметные действия». [6, с.63] прием - 2: «Изменение образа предмета через действия с ним».
В народной манере широко используется преобразование внешнего облика предмета, соединение предметов: на яблочко повяжут тряпочку-бантик («Ах, как красиво»), покрутят ее «танцует», укутывают и качают как куклу, повезут на листе бумаги - «поедем» [6, с. 63]. «Показывая превращение нейтрального предмета в интересную игрушку, взрослый демонстрирует в материальной форме изменение образа - один из важнейших механизмов воображения».[6, с. 64]. Изменение образа достигается и тем, что предмету придают несвойственное ему значение через необычного действия и названия: Кубики, тарелочки кладут на голову ребенку или игрушке со словами: шляпочка какая! Если предмет в форме круга надевают на руку - любуются, на палец - колечко; шариком угощают - «булочка», «яблочко» (скушай, вкусно). Эти действия увлекают ребенка, он может долго наблюдать, успакоится. Одни и те же предметы, кубик, шарик за один и тот же период игры могут многократно переименоваться, но каждое значение раскрывается в характерном действии (надевают, кладут, кушают). Изменения действия и названия помогают ребенку в одном предмете увидеть черты другого, что составляет важный элемент механизма воображения. Такой прием помогает согласовывать поведение ребенка и тем самым имеет и воспитательное значение. (Н.Н. Палагина, 1997). Это уже новый прием - изменение функций предмета, основа игровой деятельности. [6,с.64].
прием 3 народной педагогики, предложенный Палагиной Н.Н. игровой народный прием «одушевление предметов». Действие при этом не меняются, к предметам обращаются как живым, и за счет диалогов создают элементы мнимого. Одевают ребенка -приговаривают: «Ножка - ножка полезай в окошко» (отверствие чулка). Если ребенок действует не ловко: «Ручка - озорнучка, ты слушай Катю." [6, с. 18]. Игрушку ищут:«Мячик, где ты есть? Ну-ка вылезай. Нашли мы тебя! Если, что-то потеряли, обращаются: « Зайка, зайка, поиграй-ка и отдай-ка». [5,с.27-28].
Заглядывают под шкаф, за занавеску, под подушку - «усиленно ищут и находят». На 3 году жизни появляется сюжетно - отобразительная игра. Проигрывание бытовых действий на ребенке и на кукле. Игрушку кормят, лечат, купают и укладывают вместе с ребенком, с нею повторяют все, что делают с ребенком. В результате усваивается отношение к реальному как к образцу для игрового моделирования.
Общение в манере народной педагогики включает и стимуляцию ролевого поведения. У ребенка появляется роль - образ «Я - кисонька, мяу». «Я - зайчик, прыг-скок», изображает соответственно позу, мимику, действия, прыгать, ловить, т.е. у ребенка складывается ролевое поведение и игровое отношение [5, с. 28].
Следствием таких приемов становится умение детей говорить с предметом, с картинкой, строить диалоги с игрушкой. В фольклорных произведениях много обращений к воде, к солнышку, к животным.
прием 4 - «Покажи, как..." Речь и и мимика взрослого помогают ребенку включиться в воображаемую ситуацию.Условные игровые действия - механизмы воображения. Под влиянием взрослого развивается активность «Покажи, как... » - изображение ситуаций и образов посредством действия, мимики, звуков. Прием «Покажи, как... «включает элементы подражания. Взрослый сам показывает действия и ребенка просит: «Покажи как...дед бил яичко, как баба била, как мышка бежала, хвостиком махнула, как плачет дед, как плачет баба, как утешает курочка Ряба... ». То же, - «как репку тянут - потянут... ». Н.Н. Палагина отмечает - «...ребенок улавливает главное - действие, и такой рассказ понятен уже в полтора года» [6, с. 65].
Таким образом, исследования Палагиной Н.Н. ребенка в раннем детстве на основе приемов народной педагогики содержит систему совместных действий ребенка и взрослого, направленную на формирование воображения в тот период, когда ребенок преобретает способность через игру действовать самостоятельно и активно развивается речь.
Наиболее значимые элементы:
1) игровое обыгрывание предметов и игрушки;
2) изменение и преобразование предметной среды;
3) речевое общение также включает элементы мнимого, когда взрослый одушевляет предметы;
4) активность «Покажи, как... », и ролевое поведение ребенка.
3 этап: Упражнение - «Волшебные узелки».
Это упражнение на объединение. Всем студентам раздаются разноцветные нитки и педагог просит найти в группе студента, с которым у них есть сходство ( имя начинается с одинаковой буквы, родились в одном месяце, хобби, любимый праздник, цветы и т.д.) Студенты находят друг у друга сходства и завязывают свои нитки в общий узел. В конце упражнения получается веревочка из ниток, концы завязывают вместе и таким образом у них получается большой круг. Студенты приходят к выводу, что всех их объединяет то, что они учатся вместе в одной группе, живут в Кыргызстане.
4 этап: Назовите приемы народной педагогики, предложенной Н.Палагиной? (мозговой штурм).
5 этап: Приемы развития воображения в раннем возрасте. (работа в группах).
Студенты делятся на четыре группы, каждая группа получает задание: Прием «Обыгрывание предмета и игрушки». Прием «Изменение образа предмета через действия с ним» Прием «Одушевление предметов, создание мнимой ситуации» Прием «Покажи, как... »
6 этап: Презентация групп. (каждая группа презентирует свою работу)
7 этап: Рефлексия. Подведение итога занятия.
В конце занятия следует, чтобы студенты могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями о занятии. Данный этап проходит в форме осмысления и анализа занятия. Студенты располагаются кругом. Педагог передает мяч, чтобы каждый студент высказывал свое личное мнение. Приведем примерные вопросы, ориентированные на содержание занятия:
> Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
> Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений, заданий?
> Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
> Как это может пригодиться в жизни?
> О чем вы хотели бы узнать на следующем занятии?
8 этап: Домашнее задание.
Домашнее задание нацелено на продолжение осмысления пройденной темы, закрепление итогов и выводов занятия в виде написания (по выбору) эссе, докладов, рефератов, портфолио по материалам работы Н.Н. Палагиной.
Таким образом, следуя традициям народной педагогики, Н.Н. Палагина впервые исследовала феномен формирования воображения на начальной стадии развития ребенка в возрасте 1,5 - 2 лет. Решающим фактором при этом являются потребности в новых впечатлениях и эмоциональном общении со взрослым, открывающим способы получения этих впечатлений.
Список литературы
1. Жумалиева Ж.М., Асаналиева Б. У. Балдар психологиясы. Бишкек, 2014. 185 с.
2. КулагинаИ.Ю. Возрастная психология. М.: УРАО, 1998. С. 70-81.
3. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 570 с.
4. ОбуховаА.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. 349 с.
5. Палагина Н.Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве./ Н.Н. Палагина, Л.В.Ахромеева, под общ. ред. Н.Н. Палагиной, 1982. 76 с.
6. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. / Психологические механизмы формирования. / М.,1997. 136 с.
7. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов. Бишкек, 2006. 183 с.
ОПОРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1 2 3
Фалькова Н.И. , Ушаков А.В. , Чернец Г.А.
1Фалькова Наталья Ивановна - кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент;
2Ушаков Андрей Владимирович - кандидат биологических наук, доцент;
3Чернец Григорий Александрович - старший преподаватель, кафедра физического воспитания Донбасская юридическая академия, г. Донецк
Аннотация: в статье рассматриваются опорные концепции адаптивной физической культуры, задачи и содержание адаптивной физической культуры в программе инклюзивного обучения, основные и специально-методические принципы при реализации образовательных программ для учащихся с особыми потребностями.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, инклюзивное обучение, нозология, характеристики, концепции, принципы.
УДК 796.011.3
Основой инклюзивного образования является идеология, исключающая любую дискриминацию, которая должна создавать равное отношение ко всем людям, и особые условия для учащихся с особыми образовательными потребностями. Система инклюзивного образования включает образовательные учреждения среднего, профессионального и высшего образования. Её цель - создать безбарьерную среду в образовании и обучении людей с ограниченными возможностями. Этот комплекс мер должен включать в себя как техническое оснащение учебных заведений, так и разработку специальных учебных курсов для учителей и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями. Кроме того, необходимы специальные программы для облегчения процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общем образовании.
На сегодняшний день в Донецкой Народной Республике имеется довольно высокий показатель инвалидности, связанной со сложными производственными процессами, военным конфликтом, увеличением транспортных потоков, ухудшением экологии и прочих факторов, способствующих временной или полной потере каких-либо возможностей организма человека. Именно эти проблемы должны вскрыть один из самых сложных предметов обсуждения современности - проблему инвалидности, привлечь к ней внимание широких слоев населения нашей Республики, в том числе политиков, ученых, общественных деятелей, работников учреждений высшего профессионального образования [3, с. 614].
В статье 39 Закона Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» отмечено что, «Обучающиеся и воспитанники с ограниченными физическими возможностями занимаются с использованием средств адаптивной физической культуры и спорта» (пункт 2.2) [1, с. 50].
В статье 43 (пункт 4) устанавливается что «Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья...» [1, с. 62].