Научная статья на тему 'Критериально-функциональное содержание структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности'

Критериально-функциональное содержание структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / КРИТЕРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРЫ / ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL SUCCESS / THE CRITERIA AND FUNCTIONAL MAINTENANCE OF STRUCTURE / TEACHERS OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

Раскрывается критериально-функциональное содержание структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы, позволяющее рассматривать социально-психологическую адаптацию личности как функцию, которая проявляется в поддержании системообразующей роли образа «Я», и как критерий, который реализуется через меру ее интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criteria and functional content of the structure of professional identity of teachers of higher school in the genesis of professional success

The article discloses criteria and functional content of professionnal identity of teachers of higher school, that make it possible to consider socio-psychological adaptation of a person as a function, that reveals itself in keeping up the constitutive role of «I» image and as the criterion, that is realized through the level of its integration and correlation of content characteristics.

Текст научной работы на тему «Критериально-функциональное содержание структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности»

УДК 378.12+378.6 ББК Ч48-951.85

Л. Н. Молчанова

Курск

КРИТЕРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ГЕНЕЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.01

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-психологическая адаптация; профессиональная идентичность; профессиональная успешность; критериально-функциональное содержание структуры; педагог высшей школы.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается критериально-функциональное содержание структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы, позволяющее рассматривать социально-психологическую адаптацию личности как функцию, которая проявляется в поддержании системообразующей роли образа «Я», и как критерий, который реализуется через меру ее интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.

L. N. Molchanova

Kursk

THE CRITERIA AND FUNCTIONAL CONTENT OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL IDENTITY OF TEACHERS OF HIGHER SCHOOL IN THE GENESIS OF PROFESSIONAL SUCCESS

KEY WORDS: social and psychological adaptation; professional identity; professional success; the criteria and functional maintenance of structure; teachers of the higher school.

ABSTRACT. The article discloses criteria and functional content of professionnal identity of teachers of higher school, that make it possible to consider socio-psychological adaptation of a person as a function, that reveals itself in keeping up the constitutive role of «I» image and as the criterion, that is realized through the level of its integration and correlation of content characteristics.

Методологический смысл катего- психологические характеристики иден-

рии «идентичность» был введен тичности были изучены во множестве отв научный оборот в середине XX в. Мета- дельных ее видов: профессиональной [1;

© Молчанова Л. Н., 2011

2; 10]; гендерной [9]; социальной [5]; этнической [8].

В исследованиях отечественных авторов рассматриваются принципы системности и структурности психических явлений, генетически взаимосвязанные уровни идентичности, формирование идентичности в процессе освоения и выполнения профессиональной деятельности [1; 2; 10].

Л. Б. Шнейдер считает профессиональную идентичность психологической категорией, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу [10. С. 113].

З. В. Ермакова делает акцент на том, что профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения, разделяемых членами данной профессиональной группы. В ее представлении профессиональная идентичность является конгруэнтностью профессионально-ментальной позиции относительно компонентов образа профессии и профессиональной Я-концеп-ции, характеризует степень соответствия субъективного образа себя как профессионала представлениям о требованиях профессии, отражает отношение человека к выбранной профессиональной деятельности, профессиональным нормам, ценностям и традициям [1. С. 8]. Профессиональная идентичность обеспечивает «равновесие» между субъективным образом себя как профессионала и представлениями о требованиях, предъявляемых профессией к профессионалу. Нарушение «состояния равновесия» активизирует регулятивные функции в профессиональной адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды [1. С. 9].

Э. Ф. Зеер определяет профессиональную идентичность как профессиональный «Я-образ», включающий профессиональные стереотипы и уникаль-

ность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я» [3. С. 167], раскрывает завершающий этап профессионального образования — этап идентификации, на котором важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемой специальности. Появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством [Там же. С. 146].

Согласно Е. П. Ермолаевой, профессиональная идентичность трактуется как компонент личности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и их балансе со средой. В отличие от профессионализма как характеристики уровня или профессионализации как характеристики процесса, профессиональная идентичность выступает прежде всего в качестве характеристики внутреннего соответствия субъекта деятельности социально-профессиональной среде [2. С. 40]. В данном подходе определяется структура профессиональной идентичности, в которую входят три компонента: инструментальный, мен-

тальный и социальный. Инструментальный компонент измеряется по критерию владения операциями, навыками, знаниями; ментальный — по критерию психологического принятия субъектом правовых и ценностно-нравственных норм и адекватности личности этим нормам; социальный — по критерию социальной адекватности профессиональных поступков. Их совпадение трактуется как профессиональная идентичность.

Методологический анализ современных теорий и подходов к профессиональной идентичности позволяет увидеть, что в данном понятии выражается

взаимосвязь компонентов образа «Я», когнитивных и поведенческих характеристик личности, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития [1; 2; 10; 11].

Однако на сегодняшний день проблема структуры идентичности и соотнесенности категорий «идентичность» и «социально-психологическая адаптация личности» остается недостаточно разработанной [7; 9; 11].

В структуре профессиональной идентичности социально-психологическая адаптация выполняет системообразующую функцию, обеспечивая приспособление к новой системе взаимоотношений, а мера ее интегрированности рассматривается в качестве критерия, свидетельствующего о прохождении очередного этапа профессионализации, ее содержательные характеристики — в качестве показателей профессиональной успешности и формирования профессиональной идентичности.

Цель нашего экспериментально-психологического исследования состояла в изучении критериально-функционального содержания структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности.

В качестве концептуальных оснований исследования критериально-функционального содержания ее структуры мы учитывали существование взаимосвязей компонентов образа «Я», когнитивных и поведенческих характеристик личности, а также теории профессиональной идентичности Е. П. Ермолаевой [2], согласно которой профессиональная идентичность трактуется как компонент личности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию; под профессиональной успешностью понимаем

достижение определенного должностного статуса в профессии [7. С. 101].

Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базе Курского института социального образования (филиал РГСУ), Курского государственного университета было обследовано 89 педагогов в возрасте от 24 до 72 лет, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 14,31 ± 11,05 года.

Градация выборки испытуемых осуществлялась с учетом критерия профессиональной успешности. При этом были выделены группы преподавателей вузов из 24 преподавателей, 22 старших преподавателей, 29 доцентов и 14 профессоров.

Достижение цели предусматривало последовательное решение следующих задач:

• определение структуры профессиональной идентичности;

• изучение структуры социально-психологической адаптации;

• выявление критериально-функциональной роли социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности.

В пакет психодиагностических методик вошли следующие методики:

- «Изучение профессиональной идентичности» Л. Б. Шнейдер;

- «Самооценка качеств личности» Дембо-Рубинштейна;

- методика Векслера;

- «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда.

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ <^ТАТБТ1КА 6,0».

Определение структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы предусматривало, во-первых, изучение структуры взаимосвязей компонентов образа «Я», когнитивных и поведенческих компонентов, во-вторых, их взаимосвязей с профессио-

нальной идентичностью. Результаты изучения структуры взаимосвязей компонентов образа «Я», когнитивных и поведенческих компонентов у педагогов высшей школы свидетельствовали о наличии следующих тенденций.

Взаимосвязи всех компонентов характеризуются прямой направленностью; уровень взаимосвязи компонентов образа «Я», представленного показателем уровня притязаний, с мотивационными компонентами, представленными показателями адаптации (г = 0,63*), принятия других (г = 0,73*), эмоциональной комфортности (г = 0,65*), демонстрирует среднюю и сильную степень выраженности; уровень взаимосвязи показателей самооценки и показателей адаптации (г = = 0,42*), самопринятия (г = 0,66*), принятия других (г = 0,45*), эмоциональной комфортности (г = 0,63*), интернальности (г = 0,61*), стремления к доминированию (г = 0,69*) — умеренную и среднюю степень выраженности; уровень взаимосвязи когнитивного компонента, представленного показателем понятливости, и мотивационным, представленным показателем самопринятия (г = 0,34*), характеризуется умеренной степенью выраженности.

С помощью корреляционного анализа у педагогов высшей школы также выявлен значимый уровень взаимосвязей профессиональной идентичности с компонентами образа «Я», когнитивными, поведенческими компонентами между показателями профессиональной идентичности и самооценки (г = 0,52*), понятливости (г = 0,52*), адаптации (г = 0,62*), принятия других (г = 0,61**), эмоциональной комфортности (г = 0,63*), стремления к доминированию (г = 0,65*), характеризующийся положительной направленностью и средней степенью выраженности.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что представлен-

ную структурную организацию, состоящую из компонентов образа «Я», когнитивных и поведенческих компонентов, можно рассматривать как профессиональную идентичность. Это закономерно согласуется с проведенным теоретикометодологическим анализом различных подходов к ее определению [1; 2; 5].

Изучение структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности включало анализ средних значений ее показателей, корреляционный анализ содержательных характеристик, а также определение меры интегрированности.

Выявленная в ходе сравнительного анализа достоверность различий среднего, а также высокого уровней выраженности показателей социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности (см. табл. 1, 2, з) позволяет в нашем исследовании рассматривать ее в качестве критерия профессиональной идентичности.

Изучение меры интегрированности структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности осуществлялось с помощью метода анализа структур [4], который предусматривал подсчет индекса когерентности (ИКС), дивергентности (ИДС) и общей организованности (ИОС) структуры; подсчет весовых коэффициентов каждого личностного компонента в структуре; анализ его функциональной роли.

Именно ИКС является показателем синтезированности качеств в целостные структуры, выступает одной из основных предпосылок обеспечения эффективности профессиональной деятельности в целом и ее отдельных компонент.

Таблица 1

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей социально-психологической адаптации преподавателей и старших преподавателей

_________________________(Ц-критерий Манна-Уитни, а = 0, 05; и*эмп< икр)_____________________

№ п/п Показатель Преподаватель (1) Старший преподаватель (2) (1) - (2)

Хср± б Качеств. Хср± б Качеств. и*эмп Р

1 Адаптация 0,65±0,08 средний 0,70±0,08 высокий 99,0 0,019

2 Самопринятие 0,67±0,11 высокий 0,70±0,08 высокий — —

3 Принятие других 0,67±0,10 высокий 0,73±0,07 высокий 78,0 0,002

4 Эмоциональная комфортность 0,65±0,09 средний 0,70±0,08 высокий 98,0 0,018

5 Интернальность 0,56±0,13 средний 0,60±0,14 средний 99,0 0,021

6 Стремление к доминированию 0,75±0,10 высокий 0,82±0,07 высокий 79,0 0,002

Таблица 2

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей социально-психологической адаптации старших преподавателей и доцентов

(Ц-критерий Манна-Уитни, а = 0, 05; Ц*эмп < Цкр)

№ Показатель Ст. преподаватель (1) Доцент (1) - - (2)

п/п Хср± б Качеств. Хср± б Качеств. и*эмп Р

1 Адаптация 0,70 ± 0,08 высокий 0,66 ± 0,08 средний 101,5 0,022

2 Самопринятие 0,70 ± 0,08 высокий 0,67 ± 0,08 высокий 111,0 0,047

3 Принятие других 0,73 ± 0,07 высокий 0,70 ± 0,07 высокий 99,0 0,015

4 Эмоциональная комфортность 0,70 ± 0,08 высокий 0,66 ± 0,08 средний 101,5 0,022

5 Интернальность 0,60 ± 0,14 средний 0,58 ± 0,08 средний 99,0 0,021

6 Стремление к доминированию 0,82 ± 0,07 высокий 0,79 ± 0,08 высокий 96,5 0,007

Таблица 3

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей социально-психологической адаптации доцентов и профессоров

(Ц-критерий Манна-Уитни, а = 0, 05; Ц*эмп < Цкр)

№ Показатель Доцент (1) Профессор (2) (1) - - (2)

п/п Хср. ± б Качеств. Хср. ± б Качеств. и*эмп Р

1 Адаптация 0,66 ± 0,08 средний 0,74 ± 0,09 высокий 106,5 0,008

2 Самопринятие 0,67 ± 0,08 высокий 0,74 ± 0,09 высокий 115,5 0,016

3 Принятие других 0,70 ± 0,07 высокий 0,76 ± 0,09 высокий 123,0 0,025

4 Эмоциональная комфортность 0,66 ± 0,08 средний 0,74 ± 0,09 высокий 106,5 0,008

5 Интернальность 0,58 ± 0,08 средний 0,65 ± 0,10 средний 115,0 0,016

6 Стремление к доминированию 0,79 ± 0,08 высокий 0,84 ± 0,07 высокий 122,5 0,018

92

С целью описания качественного своеобразия структур наряду с анализом структурных индексов было проанализировано содержание базовых качеств для данной структуры компонентов, т. е. элементов структуры с максимальным количеством связей с другими элементами.

Как указывает А. В. Карпов [4], базовые качества играют наибольшую роль при структурировании всей системы качеств. Все остальные качества синтезированы вокруг них. Вся структура в значительной степени складывается на базе этих компонентов, а они выступают ее интегратором. Смысл базовых качеств состоит в том, что они являются структурообразующими в плане синтеза всех иных качеств [Там же].

Анализ индексов, отражающих меру интегрированности структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности, указывает о наибольшей ее интегрированности у старших преподавателей (см. табл. 4), что определяется спецификой трансформации ее взаимосвязей, позволяет выдвинуть предположение о наличии у них самой интегрированной структуры профессиональной идентичности и перейти к следующему этапу исследования — изучению критериально-функциональной роли социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности, которое также осуществлялось с использованием метода анализа структур.

Таблица 4

Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности

Мера интегрированности Профессиональная успешность

преподаватель ст. преподаватель доцент профессор

ИКС 32 45 32 37

ИДС 0 0 0 0

ИОС 32 45 32 37

адаптация, принятие других, самопринятие стремление к доминированию, принятие других, адаптация, самопринятие адаптация, принятие других, самопринятие стремление к доминированию, адаптация, самопринятие, принятие других

Понимая критерий как уровень достижений, который определяется целью, по степени приближения к которой оценивается прогресс [6], меру интегрированности социально-психологической адаптации мы рассматриваем в качестве критерия, свидетельствующего о прохождении очередного этапа профессионализации, а ее содержательные характеристики (базовые качества) — в качестве показателей профессиональной успешности и формирования профессиональ-

ной идентичности. Понимая функцию как соответствующее действие или поведение человека, являющееся производным от структурно-типологических особенностей личности [6], социально-психологическая адаптация выступает функцией профессиональной идентичности [2], поддерживающей в своей структуре системообразующую роль образа «Я» и обеспечивающей приспособление в новой системе взаимоотношений.

Анализ индексов, отражающих меру интегрированности социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности, указывает на значительную ее организованность у старших преподавателей, что подтверждает выдвинутое ранее предположение (см. табл. 5).

Содержательно-сравнительный анализ базовых качеств социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности у педаго-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гов высшей школы в генезе профессиональной успешности указал на наличие таких общих системообразующих компонентов, как уровень притязаний, адаптация, принятие других, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию у преподавателей и старших преподавателей; самооценка, стремление к доминированию, адаптация, принятие других и эмоциональная комфортность у старших преподавателей и доцентов; адаптация, принятие других, стремление к доминированию и самооценка у доцентов и профессоров (см. табл. 5).

Таблица 5

Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности

Мера интегрированности Профессиональная идентичность

преподаватель ст. преподаватель доцент профессор

ИКС 31 82 34 65

ИДС -2 0 0 0

ИОС 29 82 34 65

адаптация, самоконтроль, принятие других, эмоциональная комфортность, уровень притязаний, стремление к доминированию уровень притязаний, стремление к доминированию, самооценка, осведомленность, адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность адаптация, самоконтроль, принятие других, стремление к доминированию, эмоциональная комфортность, самооценка Уровень притязаний, стремление к доминированию, самооценка, адаптация, самоприуятие, принятие других

Полученные данные подтверждают, что социально-психологическая адаптация реализуется через меру ее интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик, определяя профессиональную успешность педагога.

Изучение критериально-функционального содержания структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности позволяет сделать вывод о том, что: а) структурную организацию, состоящую из таких содержательных ха-

рактеристик социально-психологической адаптации, как адаптация, принятие других и стремление к доминированию, можно рассматривать в качестве критерия профессиональной идентичности. Показателями профессиональной успешности и формирования профессиональной идентичности выступают профессиональная адаптация к новой социальной ситуации, поддержание позитивного отношения к коллегам по работе, администрации, студентам и стремление к реализации своих лидерских способно-

стей; б) функция социально-психологи- ляется в поддержании системообразую-

ческой адаптации личности в структуре щей роли образа «Я».

профессиональной идентичности прояв-

ЛИТЕРАТУРА

1. ЕРМАКОВА З. В. Профессиональная идентичность социального педагога : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.

2. ЕРМОЛАЕВА Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М., 2008.

3. ЗЕЕР Э. Ф. Психология профессий / УГППУ. Екатеринбург, 1997.

4. КАРПОВ А. В. Психология принятия управленческих решений. М. : Юристъ, 1998.

5. ЛЕБЕДЕВА Н. М. Русская диаспора : диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Психологический журнал. 1996. №4.

6. ЛОМОВ Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

7. МАРКОВА А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

8. СТЕФАНЕНКО Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М. : Старый Сад, 1997.

9. ХАРЛАМЕНКОВА Н. Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности // Психологический журнал. 2007. Т. 28. №3.

10. ШНЕЙДЕР Л. Б. Профессиональная идентичность : теория, эксперимент, тренинг. М., 2004.

11. ЭРИКСОН Э. Идентичность : юность и кризис. М., 2006.

12. BREAKWELL G. M., CANTER D. V. (eds). Integrating paradigms, methodological implications //

Empirical approaches to social representations. Oxford : Clarendon Press, 1993.

13. JAROMOWIC M., WORCHEL S., MORALES J. F., PAEZ D., DESCHAMPS J. (eds). Self-We-Others schemata and social identifications // Social identity : International perspective. N. Y. : Sage Publ., 1998.

14. JENKINS R. Social identity. L. : Routledge, 1996.

15. MOSCOVICI S. Notes towards a description of social representation // Europ. J. Soc. Psychol.,

1988. V. 18.

16. TAJFEL H. Individuals and groups in social psychology // Brit. J. Soc. and Clin. Psychol., 1979. V. 18.

17. TURNER J. С., HOGG M. A., OAKES P. J., REICHER S. D., WETHEREL M. S. (eds). A self-

categorization theory // Rediscovering the social group : A self-categorization theory. Oxford : Basil Black-well, 1987.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. В. Б. Никишина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.