Научная статья на тему 'Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью'

Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / КРИТЕРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРЫ / ПЕДАГОГИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PROFESSIONAL-PERSONAL IDENTITY / SATISFACTION IN PROFESSIONAL WORK / CRITERIA AND FUNCTIONAL CONTENT OF STRUCTURE / HIGHER SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

Изучение критериально-функционального содержания профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с опорой на представление об идентичности как структурном образовании, состоящем из эмоционального, когнитивного и мотивационного компонентов личности и обеспечивающем успешную адаптацию, позволяет определить социальнопсихологическую адаптацию личности в структуре профессионально-личностной идентичности как функцию, проявляющуюся в поддержании системообразующей роли эмоционального компонента, и как критерий, реализующийся через меру её интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative methodological analysis of modern theories and approaches to structure of professional and personal identity allows seeing that it represents an integrated psychological phenomenon including emotional, cognitive and motivational components of the person (Z. Ermakova, E. Yermolaeva, L. Schneider, E. Zeer, E.Ericson, N. Ivanova, T. Kozyreva) and providing adaptation to the changing conditions of the environment. However, for today the problem of studying of correlation of structures of professional-personal identity and social psychological adaptation remains undeveloped, which simultaneously defines both the urgency, and the purpose of the research: studying the criteria and functional content of the professional-personal identity of higher school teachers considering the criterion of satisfaction in professional work. As the conceptual bases of research of the criteria and functional content of professional-personal identity, we started with the fact of presence of interrelation of emotional, cognitive and motivational components of the person (Z. Ermakova, E. Yermolaeva, N. Ivanova, T. Kozyreva) and considered professional-personal identity as a component of the person providing successful adaptation to changes of social-professional space (E. Yermolaeva). As criterion of effective professional development we accepted the degree of satisfaction in professional work (A. Markova). The assumption is empirically proved that social-psychological adaptation in the structure of professional-personal identity carries out the systemforming function, providing adaptation to the new system of relations; and its measure of integration can be considered as the criterion testifying about effective professional development; its substantial characteristics can be considered as the parameters of formation of professionalpersonal identity. The results of the research have allowed drawing conclusions that the structural organization consisting of such substantial characteristics of social-psychological adaptation as adaptation, self-acceptance and emotional comfort can be considered as the criterion of professional-personal identity. The ability to adapt easily to the new system of relations and changing conditions of the environment, maintenance of the positive attitude and sensation of emotional balance act as parameters of formation of professional-personal identity; the function of social-psychological adaptation of the person in the structure of professional-personal identity is shown in the maintenance of the key role of the emotional component.

Текст научной работы на тему «Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью»

Л.Н. Молчанова

КРИТЕРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Изучение критериально-функционального содержания профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с опорой на представление об идентичности как структурном образовании, состоящем из эмоционального, когнитивного и мотивационного компонентов личности и обеспечивающем успешную адаптацию, позволяет определить социальнопсихологическую адаптацию личности в структуре профессионально-личностной идентичности как функцию, проявляющуюся в поддержании системообразующей роли эмоционального компонента, и как критерий, реализующийся через меру её интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; профессионально-личностная идентичность; удовлетворенность профессиональной деятельностью; критериально-функциональное содержание структуры; педагоги высшей школы.

Методологический смысл категорий идентичности был введен в научный оборот в середине XX в. За этот период метапсихологические категории идентичности были изучены во множестве отдельных ее видов: про-фессинальной идентичности [1-3], гендерной идентичности [4], социальной идентичности [5-8], этнической идентичности [9], личностной идентичности [11, 15, 16].

Исследования профессиональной идентичности отечественных авторов дают нам опору на принципы системности и структурности психических явлений, поиск генетически взаимосвязанных уровней идентичности, исследование формирования идентичности в процессе освоения и выполнения профессиональной деятельности [1-3].

В представлении З.В. Ермаковой [1] профессиональная идентичность - интегральный психологический феномен, который может быть описан как «взаимосоответ-ствие» человека и профессии на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне и является конгруэнтностью профессионально-ментальной позиции относительно компонентов образа профессии и профессиональной Я-концепции, обеспечивает «равновесие» между субъективным образом себя как профессионала и представлениями о требованиях, предъявляемых к нему профессией. Нарушение «состояния равновесия» активизирует регулятивные функции в профессиональной адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды [1. С. 9]. Профессиональная идентичность на когнитивном уровне может быть выражена через совпадение представлений о себе как о профессионале в системе субъект - объект труда с представлениями о том, каким должен быть профессионал; на эмоциональном уровне может быть представлена эмоционально-оценочным отношением к себе как к «деятелю» на основе самооценки выраженности своих способностей, наличия и развития профессионально важных качеств; на поведенческом уровне отражает инструментальное самоопределение, предполагающее свободное владение определенными методами, методиками и технологиями профессиональной деятельности.

Согласно Е.П. Ермолаевой [2] профессиональная идентичность трактуется как компонент личности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и их балансе со средой.

Понимание профессиональной идентичности как комплексной характеристики психологического соответствия всех компонентов профессиональной структуры отражает ее статус самостоятельной ценности. В отличие от профессионализма как характеристики уровня или профессионализации как характеристики процесса профессиональная идентичность выступает, прежде всего, как характеристика внутреннего соответствия субъекта деятельности социально-профессиональной среде [2. С. 40].

В данном подходе определяется структура профессиональной идентичности, в которую входят три компонента: инструментальный, ментальный и социальный. Инструментальный компонент измеряется по критерию владения субъектом операциями, навыками, знаниями; ментальный - по критерию психологического принятия субъектом правовых и ценностнонравственных норм и адекватности личности этим нормам; и социальный - по критерию социальной адекватности профессиональных поступков. Их совпадение трактуется как профессиональная идентичность. С целями социальной реализации профессионалов Е.П. Ермолаева соотносит актуализацию личностнопрофессиональной, функционально-деятельностной,

социально-профессиональной и глобально-профессиональной идентичностей. Личностно-профессиональная идентичность - это «качественно определенная и устойчивая профессионально-ментальная позиция и необходимый компонент личностной и социальной идентичности. Она аккумулирует этапы и результат развития профессионала во взаимосвязанных характеристиках его самотождества как субъекта деятельности» [2. С. 74].

Сформированная функционально-деятельностная

идентичность обеспечивает необходимую для выполнения инструментальной функции профессии степень устойчивости профессиональных навыков и универсальности основных способов профессиональной деятельности; инвариантности выполнения профессиональных функций социокультурной среде, условиям, средствам и информационной основе деятельности; автономности (операционной, социальной, мотивационной); надежности как достижения одинакового высокого профессионального результата в разных приложениях профессии; системности охвата профессиональных проблем во взаимосвязи компонентов; сбалан-

сированной стабильности и гибкости профессионально-деятельностных стереотипов. Социально-профессиональная идентичность выражается в приверженности интересам общего блага при выполнении социальной функции профессии. Глобально-профессиональная

идентичность отражает сущность истинного профессионализма как явления надситуативного, наднационального и надкультурного [2. С. 75].

Л.Б. Шнейдер [3] рассматривает профессиональную идентичность как психологическую категорию, которая относится к осознанию и оценке своей принадлежности к определённой профессии и определённому профессиональному сообществу [3. С. 113]. Это также ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определенности [3. С. 120].

Э.Ф. Зеер [10] определяет профессиональную идентичность как профессиональный «Я-образ», включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я» [10. С. 167]. Автор раскрывает завершающий этап профессионального образования - этап идентификации, когда важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемой специальности. Появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством [10. С. 146].

В западной психологии и социологии исследование проблемы личностной идентичности ведется в рамках понятий «Я-образ», «Я-концепция». Э. Эриксон [11] рассматривает «Я концепцию» через призму эго-идентичности и характеризует её как определенное сочетание идентификаций и возможностей индивида, а также знания о том, как реагируют на него окружающие. Идентичность - это социализированная часть «Я». Э. Эриксон задает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. Так, на первом, индивидном уровне анализа идентичность определяется им как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это есть представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремленном в будущее. Со второй, личностной, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. Э. Эриксон определяет эту структуру идентичности как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форму интеграции Я, которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций. Данный элемент идентичности есть «осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности и с благоприятными возможностями, предлагаемыми со-

циальными ролями» [11. С. 31]. Наконец, в-третьих, идентичность определяется Э. Эриксоном как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя. Последней структуре Э. Эриксон [11] дал название социальной идентичности.

Н.Л. Иванова [15] понимает психологическую структуру социальной идентичности как единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов, объединение которых создает определенные функциональные блоки: «базисный» - узко локализованная самоидентификация, связанная с мотивацией самозащиты и стремлением укрепить свои позиции на уровне этнической, региональной и семейной общности; «индивидуально-личностный» - проявляется в мотивации самоуважения и направленности на овладение требованиями культуры как узкого, так и более широкого сообщества; «профессионально-деловой» - проявляется в стремлении к самореализации, расширению субъективного пространства, анализу изменений, происходящих в обществе. Социальная идентичность выполняет ряд жизненно важных функций, обеспечивающих жизнедеятельность индивида: адаптационную, ориентировочную, структурную, целевую и экзистенциальную.

Согласно Т.С. Козыревой [16], профессиональная деятельность в особых условиях, необходимость адаптироваться к новым требованиям действительности определяют изменения в содержании эмоционального, ценностно-смыслового и поведенческого компонентов психологической идентичности сотрудников пенитенциарной системы, проявляясь в трансформации конфликтной, травмированной и кризисной идентичности. Особая роль в процессе развития кризисной идентичности принадлежит экстремальным факторам внешней среды [16. С. 427].

Сравнительный методологический анализ современных теорий и подходов к структуре профессиональной и личностной идентичности позволяет увидеть, что она представляет собой интегральный психологический феномен, включающий эмоциональный, когнитивный и мотивационный компоненты личности [1-3, 10, 11, 15, 16] и обеспечивающий адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды [1, 2, 15]. Однако на сегодняшний день проблема изучения соотнесенности структур профессионально-личностной идентичности и социально-психологической адаптации остается неразработанной, что определяет одновременно и актуальность, и цель настоящего экспериментально-психологического исследования.

Цель экспериментально-психологического исследования состоит в изучении критериально-функционального содержания профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом критерия удовлетворенности профессиональной деятельностью.

В качестве концептуальных оснований исследования критериально-функционального содержания профессионально-личностной идентичности мы исходим из факта наличия взаимосвязей эмоционального, когнитивного и мотивационного компонентов личности

[1-3, 10, 11, 15, 16]. Вслед за Е.П. Ермолаевой [2] профессионально-личностную идентичность понимаем как компонент личности, обеспечивающий успешную адаптацию к изменениям социально-профессионального пространства. Мы предполагаем, что в структуре профессионально-личностной идентичности социальнопсихологическая адаптация выполняет системообразующую функцию, обеспечивая приспособление к новой системе взаимоотношений, а мера её интегрированности может рассматриваться в качестве критерия, свидетельствующего об эффективной профессионализации, её содержательные характеристики - показателей формирования профессионально-личностной идентичности. В качестве критерия эффективной профессионализации принимаем степень удовлетворенности профессиональной деятельностью [12. С. 47].

Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базах Курского института социального образования (филиал РГСУ), Курского государственного университета были обследованы педагоги указанных структур в количестве 89 человек в возрасте от 24 до 72 лет, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 14,31 ±11,05 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась с учетом критерия их профессиональной успешности. При этом были выделены группы с высокой и средней степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Достижение цели предусматривало последовательную реализацию следующих задач: определение структуры профессионально-личностной идентичности; изучение критериального содержания структуры профессионально-личностной идентичности; выявление функциональной роли социально-психологической адаптации в структуре профессиональноличностной идентичности.

Пакет психодиагностических методик составили опросники «Изучение профессиональной идентичности» Л.Б. Шнейдер, «Удовлетворенность избранной профессией» А.А. Реана, «Самооценка качеств личности» Дембо-Рубинштейна, методика Векслера, «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ «8ТЛТ18Т1СЛ 6.0».

Определение структуры профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы предусматривало, во-первых, изучение структуры взаимосвязей эмоционального, когнитивного и мотивационного компонентов, во-вторых, их взаимосвязей с профессиональной идентичностью.

Результаты изучения структуры взаимосвязей эмоционального, когнитивного и мотивационного компонентов у педагогов высшей школы указало на наличие следующих тенденций. Во-первых, взаимосвязи между всеми компонентами характеризуются прямой направленностью; уровень взаимосвязи эмоционального компонента, с одной стороны, представленного показателем уровня притязаний с мотивационным компонентом, с другой - представленного показателями адаптации (г = 0,63*), принятия других (г = 0,73*), эмоциональной комфортности (г = 0,65*), демонстрирует среднюю и сильную степени выраженности и позво-

ляяет выдвинуть предположение о том, что уровень притязаний педагогов оказывает значимое влияние на успешность приспособления к условиям новой социальной ситуации, на уровень эмоционального комфорта, умение признавать достоинства и недостатки других людей, их успехи и неудачи. Во-вторых, наличие умеренной и средней степеней выраженности взаимосвязей показателей самооценки, с одной стороны, с мотивационным компонентом, с другой стороны, состоящим из показателей адаптации (г = 0,42*), само-принятия (г = 0,66*), принятия других (г = 0,45*), эмоциональной комфортности (г = 0,63*), интернальности (г = 0,61*), стремления к доминированию (г = 0,69*), свидетельствует о том, что способность педагогов высшей школы легко приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, адекватное положительное представление о себе и других, стремление достичь эмоционального равновесия и показать более высокие результаты своей работы, собственная ответственность за происходящие события - все это определяет уровень самооценки педагогов. В-третьих, взаимосвязь когнитивного компонента, с одной стороны, представленного показателем понятливости, с мотивационным, с другой стороны, включающим показатель самопринятия (г = 0,34 ), характеризуется умеренной степенью выраженности и свидетельствует о том, что чем выше уровень понятливости, тем выше уровень адекватного положительного представления педагогов о себе, принятия своих достоинств и недостатков.

Кроме того, выявленная с помощью метода корреляционного анализа у педагогов высшей школы статистическая значимость взаимосвязей положительной направленности и средней степени выраженности показателя профессиональной идентичности с показателями самооценки (г = 0,52), понятливости (г = 0,52 ), адаптации (г = 0,62 ), принятия других (г = 0,61 ), эмоциональной комфортности (г = 0,63 ), стремления к доминированию (г = 0,65 ) позволяет сделать вывод о том, что представленную структурную организацию, состоящую из эмоционального, когнитивного и мотивационного компонентов, можно рассматривать как профессионально-личностную идентичность, что закономерно согласуется с проведенным теоретико-методологическим анализом различных подходов к её определению [1-3, 10, 11, 15, 16].

Изучение критериального содержания структуры профессионально-личностной идентичности предусматривало изучение структуры социальнопсихологической адаптации у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью, состоящее из анализа средних значений её показателей, а также определения меры интегрированности её содержательных характеристик. Выявленная в ходе сравнительного анализа достоверность различий среднего, а также высокого уровней выраженности показателей социальнопсихологической адаптации у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью позволяет в нашем исследовании рассматривать её как критерий профессионально-личностной идентичности (табл. 1).

Таким образом, у педагогов высшей школы с высокой удовлетворенностью профессиональной дея-

тельностью обнаружены более выраженные способности легко приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, более адекватное представление о других, их достоинствах и недостатках, более

выраженное стремление показать высокие результаты своей работы и достичь эмоционального равновесия, чем у педагогов со средней степенью удовлетворенности.

Т а б л и ц а 1

Результаты значимости различий показателей социально-психологической адаптации педагогов высшей школы с разной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью

№ п/п Показатели Средняя (1) Высокая (2) (1)-(2)

Хср± 5 Качеств. Хср± 5 Качеств. иэмп Р

1 Адаптация 0,63±0,08 Средний 0,70±0,08 Высокий 433,5* 0,005

2 Самопринятие 0,67±0,12 Высокий 0,70±0,08 Высокий 567,0 0,159

3 Принятие других 0,67±0,10 Высокий 0,73±0,08 Высокий 468,5* 0,014

4 Эмоциональная комфортность 0,62±0,08 Средний 0,70±0,08 Высокий 396,0* 0,001

5 Интернальность 0,58±0,10 Средний 0,61±0,11 Средний 552,0 0,120

6 Стремление к доминированию 0,71±0,11 Высокий 0,82±0,06 Высокий 318,5* 0,000

Примечание. U - критерий Манна-Уитни, 5 = 0,05; и*эмп<икр.

Изучение меры интегрированности структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью осуществлялось с помощью метода анализа структур [13], который предусматривал подсчет индекса когерентности (ИКС), дивергентности (ИДС) и общей организованности (ИОС) структуры; подсчет весовых коэффициентов каждого личностного компонента в структуре; анализ его функциональной роли. Именно ИКС является показателем синтезированности качеств в целостные структуры, выступает одной из основных предпосылок обеспечения эффективности профессиональной деятельности в целом и ее отдельных компонентов. Для описания качественного своеобразия структур, наряду с анализом структурных индексов, были проанализированы содержания базовых для данной структуры компонентов, т.е. элементов структуры с максимальным количеством связей с другими элементами. Как указывает А.В. Карпов [13], базовые качества играют наибольшую роль при структурировании всей системы качеств. Остальные качества синтезированы вокруг них. Вся структура в значительной степени складывается на базе этих компонентов, а они выступают как ее

интегратор. Смысл базовых качеств состоит в том, что они являются структурообразующими в плане синтеза всех иных качеств [13].

Понимая критерий как уровень достижений, который определяется целью, по степени приближения к которой оценивается прогресс [14], меру интегрированности социально-психологической адаптации рассматриваем в качестве критерия, а её содержательные характеристики (базовые качества) - в качестве показателей формирования профессионально-личностной идентичности.

Анализ индексов, отражающих меру интегрированности структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы, указывает на наибольшую её интегрированность у лиц с высокой степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью (табл. 2), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у них самой интегрированной структуры профессионально-личностной идентичности и перейти к реализации следующего этапа исследования - изучения критериально-функциональной роли социально-психологической адаптации в структуре профессионально-личностной идентичности, которое также осуществлялось с использованием метода анализа структур.

Т а б л и ц а 2

Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью

Мера интегрированности Степень удовлетворенности профессиональной деятельностью

средняя высокая

ИКС 16 57

ИДС 4 0

ИОС 12 57

Базовые качества Адаптация, самоприятие, эмоциональная комфортность Стремление к доминированию, адаптация, самоприятие, принятие других, эмоциональная комфортность

Понимая функцию как соответствующее действие или поведение человека, являющееся производным от структурно-типологических особенностей личности [14], социально-психологическая адаптация выступает функцией профессиональной идентичности [2], в структуре профессионально-личностной идентичности поддерживает системообразующую роль эмоционального компонента (самооценки) и обеспечивает приспособление в новой системе взаимоотношений и изменяющимся условиям окружающей среды.

Анализ индексов, отражающих меру интегрированности социально-психологической адаптации в структуре профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы, указывает на значительную её организованность у лиц с высокой степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью, что подтверждает выдвинутое ранее предположение (табл. 3).

Содержательно-сравнительный анализ базовых качеств социально-психологической адаптации в струк-

туре профессионально-личностной идентичности у (табл. 4) указал на наличие таких общих системообра-

педагогов высшей школы с различной степенью удов- зующих компонентов, как самооценка, адаптация, са-

летворенности профессиональной деятельностью мопринятие, эмоциональная комфортность (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества социально-психологической адаптации в структуре профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности

профессиональной деятельностью

Мера интегрированности Степень удовлетворенности профессиональной деятельностью

средняя высокая

ИКС 85 34

ИДС 0 8

ИОС 85 26

Базовые качества Стремление к доминированию, самооценка, адаптация, самоприятие, принятие других, эмоциональная комфортность Адаптация, осведомленность, уровень притязаний, самооценка, эмоциональная комфортность, самопринятие

Т а б л и ц а 4

Базовые качества структуры профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом критерия

удовлетворенности профессиональной деятельностью

Показатель Степень удовлетворенности профессиональной деятельностью

средняя высокая

Е+ Е- Е0 Ранг Е+ Е- Е0 Ранг

Уровень притязаний 4 0 4 3,5 5 0 5 7

Самооценка 4 0 4 3,5 15 0 15 2

Осведомленность 8 0 8 2 3 0 3 8,5

Понятливость 0 -2 -2 7 2 0 2 10

Адаптация 9 0 9 1 12 0 12 3,5

Самоприятие 4 -2 2 6 12 0 12 3,5

Приятие других 0 0 0 9,5 9 0 9 5

Эмоциональная комфортность 3 0 3 5 6 0 6 6

Интернальность 0 0 0 9,5 3 0 3 8,5

Стремление к доминированию 0 -4 -4 8 18 0 18 1

Таким образом, как критерий социальнопсихологическая адаптация реализуется через меру её интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.

Следовательно, изучение критериально-функционального содержания структуры профессиональноличностной идентичности у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью позволяет сделать следующие выводы:

- структурную организацию, состоящую из таких содержательных характеристик социально-психологической адаптации, как адаптация, самопринятие и эмо-

циональная комфортность, можно рассматривать в качестве критерия профессионально-личностной идентичности. Показателями формирования профессионально-личностной идентичности выступают способность легко приспосабливаться к новой системе взаимоотношений и изменяющимся условиям окружающей среды, поддержание позитивного отношения к себе и ощущение эмоционального равновесия;

- функция социально-психологической адаптации личности в структуре профессионально-личностной идентичности проявляется в поддержании системообразующей роли эмоционального компонента (самооценки).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермакова З.В. Профессиональная идентичность социального педагога: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 23 с.

2. ЕрмолаеваЕ.П. Психология социальной реализации профессионала. М., 2008. С. 347.

3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М., 2004. С. 600.

4. ХарламенковаН.Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности // Психологический журнал. 2007. Т. 28, N° 3. С. 56-64.

5. ЛебедеваН.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Психологический журнал. 1996. N° 4. С. 32^2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Jaromowic M. Self-We-Others Schemata and social identifications // Social identity: International perspective / Eds. by S. Worchel, J.F. Morales,

D. Paez, J. Deschamps. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 44-52.

7. JenkinsR. Social identity. L.: Routledge, 1996.

8. Moscovici S. Notes towards a description of social representation // Europ. J. Soc. Psychol. 1988. Vol. 18. P. 211-250.

9. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М.: Старый Сад,

1997. С. 97-104.

10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. С. 244.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. С. 352.

12. МарковаА.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

13. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юристъ, 1998. 440 с.

14. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 289-331.

15. ИвановаН.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2003. 51 с.

16. Козырева Т.С. Психологическая идентичность личности сотрудников учреждений пенитенциарной системы под влиянием особых условий деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 417-429.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.