Научная статья на тему 'Критериально-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью'

Критериально-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / КРИТЕРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ПЕДАГОГИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PROFESSIONAL IDENTITY / SATISFACTION PROFESSIONAL WORK / CRITERIA AND FUNCTIONAL CONTENTS / TEACHERS OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

Дается теоретическое обоснование исследования критериально-функционального содержания профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с опорой на представление о ней как структурном образовании, состоящем из компонентов образа Я, когнитивных и мотивационных характеристик личности и обеспечивающем успешную адаптацию. Это позволяет эмпирически определить социально-психологическую адаптацию личности в структуре профессиональной идентичности как функцию, которая проявляется в поддержании системообразующей роли образа Я, и как критерий, реализующийся через меру ее интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRITERIA AND FUNCTIONAL CONTENTS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF TEACHERS OF THE HIGHER SCHOOL IN VIEW OF SATISFACTION WITH PROFESSIONAL WORK

This article gives theoretical substantiation of research of criteria and functional contents of professional identity of teachers of the higher school with a support on representation about professional identity as the structural formation consisting of components of the image I, cognitive and motivational characteristics of the person and providing successful adaptation. It allows empirically defining the social and psychological adaptation of the person in structure of professional identity as function, which is shown in maintenance of backbone roles of the image I, and as criterion which is realized through its degree of integration and correlation of substantial characteristics.

Текст научной работы на тему «Критериально-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью»

УДК 378.12

Л. Н. Молчанова

КРИТЕРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Дается теоретическое обоснование исследования критериально-функционального содержания профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с опорой на представление о ней как структурном образовании, состоящем из компонентов образа Я, когнитивных и мотивационных характеристик личности и обеспечивающем успешную адаптацию. Это позволяет эмпирически определить социально-психологическую адаптацию личности в структуре профессиональной идентичности как функцию, которая проявляется в поддержании системообразующей роли образа Я, и как критерий, реализующийся через меру ее интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, профессиональная идентичность, удовлетворенность профессиональной деятельностью, критериально-функциональное содержание, педагоги высшей школы.

Методологический смысл категорий идентичности был введен в научный оборот в середине XX в. За этот период метапсихологические категории идентичности были изучены во множестве отдельных ее видов: профессиональной [1—3], гендерной [4], социальной [5-9] и этнической идентичности [10].

Исследования профессиональной идентичности отечественных авторов дают нам опору на принципы системности и структурности психических явлений, поиск генетически взаимосвязанных уровней идентичности, изучение ее формирования в процессе освоения и выполнения профессиональной деятельности [1-3].

З. В. Ермакова делает акцент на том, что профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения, принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы. В ее представлении профессиональная идентичность является конгруэнтностью профессионально-ментальной позиции относительно компонентов образа профессии и профессиональной Я-концепции, характеризует степень соответствия субъективного образа себя как профессионала представлениям о требованиях профессии, отражает отношение человека к выбранной профессиональной деятельности, ее нормам, ценностям и традициям [1, с. 8].

Профессиональная идентичность обеспечивает «равновесие» между субъективным образом себя как профессионала и представлениями о требованиях, предъявляемых к нему профессией. Нарушение «состояния равновесия» активизирует регулятивные функции в профессиональной адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды [1, с. 9].

Л. Б. Шнейдер рассматривает профессиональную идентичность как психологическую катего-

рию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу [3, с. 113]. Это то же ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т. е. переживание личной профессиональной целостности и определенности [3, с. 120].

Согласно Е. П. Ермолаевой, профессиональная идентичность трактуется как компонент личности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и их балансе со средой. Понимание профессиональной идентичности в качестве комплексной характеристики психологического соответствия всех компонентов профессиональной структуры отражает статус ее самостоятельной ценности. В отличие от профессионализма как характеристики уровня или профессионализации как характеристики процесса профессиональная идентичность выступает прежде всего как характеристика внутреннего соответствия субъекта деятельности социально-профессиональной среде [2, с. 40]. В данном подходе определяется структура профессиональной идентичности, в которую входят три компонента: инструментальный, ментальный и социальный. Инструментальный компонент измеряется по критерию владения субъектом операциями, навыками, знаниями; ментальный - психологического принятия субъектом правовых и ценностно-нравственных норм и адекватности личности этим нормам и социальный - по критерию социальной адекватности профессиональных поступков. Их совпадение трактуется как профессиональная идентичность.

Э. Ф. Зеер определяет профессиональную идентичность как профессиональный «Я-образ», включающий профессиональные стереотипы и уни-

кальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом Я [11, с. 167]. Автор раскрывает завершающий этап профессионального образования - этап идентификации, когда важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемой специальности. Появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством [11, с. 146].

Методологический анализ современных теорий и подходов к профессиональной идентичности позволяет увидеть, что в данном понятии выражается взаимосвязь компонентов образа Я, когнитивных и мотивационных характеристик личности, помогающих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития [1-3, 12]. Однако на сегодняшний день проблема структуры идентичности и соотнесенности категорий «идентичность» и «социально-психологическая адаптация личности» остается недостаточно разработанной. В механизме профессиональной идентичности социально-психологическая адаптация выполняет системообразующую функцию, обеспечивая приспособление к новой системе взаимоотношений, а мера ее интегрированности рассматривается в качестве критерия, свидетельствующего о прохождении очередного этапа профессионализации, ее содержательной характеристике - показателей формирования профессиональной идентичности.

Цель экспериментально-психологического исследования состоит в изучении критериально-функционального содержания профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с учетом критерия удовлетворенности профессиональной деятельностью.

В качестве концептуальных оснований выявления ее критериально-функционального содержания мы исходим из факта наличия взаимосвязей компонентов образа Я, когнитивных и мотивационных характеристик личности, а также теории профессиональной идентичности Е. П. Ермолаевой. За критерий эффективной профессионализации принимаем степень удовлетворенности профессиональной деятельностью [13, с. 47].

Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базах Курского института социального образования (филиал РГСУ), Курского государственного университета были обследованы педагоги указанных структур в количестве 89 человек в возрасте от 24 до 72 лет, имеющие средний стаж профессиональной деятельнос-

ти 14.31 ± 11.05 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась с учетом критерия их профессиональной успешности. При этом были выделены группы с высокой и средней степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Достижение цели предусматривало последовательную реализацию следующих задач: определение структуры профессиональной идентичности; изучение критериального содержания профессиональной идентичности; выявление функциональной роли социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности.

Пакет психодиагностических методик составили опросники «Изучение профессиональной идентичности» Л. Б. Шнейдера, «Удовлетворенность избранной профессией» А. А. Реана, «Самооценка качеств личности» Дембо-Рубинштейна, методика Векслера, диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ «Б1ай811ка 6.0».

Определение структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы предусматривало изучение механизма взаимосвязей компонентов образа Я, когнитивных и мотивационных компонентов и исследование их взаимосвязей с профессиональной идентичностью.

Результаты изучения структуры взаимосвязей компонентов образа Я, когнитивных и мотивационных компонентов у педагогов высшей школы указали на наличие следующих тенденций. Во-первых, взаимосвязи между всеми компонентами характеризуются прямой направленностью; уровень взаимосвязи компонентов образа Я, с одной стороны, представленный показателем уровня притязаний с мотивационным компонентом, с другой - показателями адаптации (г=0.63*), принятия других (г=0.73*), эмоциональной комфортности (г = 0.65*), демонстрирует среднюю и сильную степень выраженности и позволяет выдвинуть предположение о том, что уровень притязаний педагогов оказывает значимое влияние на успешность приспособления к условиям новой социальной ситуации, на уровень эмоционального комфорта, умение признавать достоинства и недостатки других людей, их успехи и неудачи. Во-вторых, наличие умеренной и средней степени выраженности взаимосвязей показателей самооценки, с одной стороны, с мотивационным компонентом, с другой стороны, состоящим из показателей адаптации (г=0.42*), самопринятия (г=0.66*), принятия других (г=0.45*), эмоциональной комфортности (г=0.63*), интернальности (г=0.61*), стремления к доминированию (г=0.69*), свидетельствует о том, что способность педагогов высшей школы легко

приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, адекватное положительное представление о себе и других, стремление достичь эмоционального равновесия и показать более высокие результаты своей работы, собственная ответственность за происходящие события - все это определяет уровень самооценки педагогов. В-третьих, взаимосвязь когнитивного компонента, с одной стороны, представленного показателем понятливости с мотивационным, с другой стороны, включающим показатель самопринятия (г = 0.34*), характеризуется умеренной степенью выраженности и свидетельствует о том, что чем выше уровень понятливости, тем выше уровень адекватного положительного представления педагогов о себе, принятия своих достоинств и недостатков.

Кроме того, выявленная с помощью метода корреляционного анализа у педагогов высшей школы статистическая достоверность взаимосвязей положительной направленности и средней степени выраженности показателя профессиональной идентичности с показателями самооценки (г = 0.52*), понятливости (г=0.52*), адаптации (г=0.62*), принятия других (г=0.61**), эмоциональной комфортности (г=0.63*), стремления к доминированию (г=0.65*) позволяет сделать вывод о том, что представленную структурную организацию, состоящую из компонентов образа Я, когнитивного и мотивационного компонентов, можно рассматривать как профессиональную идентичность, что закономерно согласуется с проведенным теоретико-методологическим анализом различных подходов к ее определению [1-3].

Выявление критериального содержания профессиональной идентичности предусматривало изучение структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью, состоящее из анализа средних значений ее показателей, а также определения меры интегрированности содержательных характеристик. Полученная в ходе сравнительного анализа достоверность различий среднего, а также высокого уровней выраженности показателей социально-психологической

адаптации у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью позволяет рассматривать ее в нашем исследовании как критерий профессиональной идентичности (см. таблицу 1). Таким образом, у педагогов высшей школы с высокой удовлетворенностью профессиональной деятельностью обнаружены более выраженные способности легко приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, более адекватное представление о других, их достоинствах и недостатках и явное стремление показать высокие результаты своей работы и достичь эмоционального равновесия, чем у педагогов со средней степенью удовлетворенности.

Изучение меры интегрированности структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью осуществлялось с помощью метода анализа структур [14], который предусматривал: подсчет индекса когерентности (ИКС), дивергентности (ИДС) и общей организованности (ИОС) структуры; итоги весовых коэффициентов каждого личностного компонента в структуре; анализ его функциональной роли. Именно ИКС является показателем синтезированности качеств в целостные структуры, выступает одной из основных предпосылок обеспечения эффективности профессиональной деятельности в целом и ее отдельных компонентов. Для описания качественного своеобразия структур наряду с анализом структурных индексов было проанализировано содержание базовых для данной структуры компонентов, т. е. элементов структуры с максимальным количеством связей с другими элементами. Как указывает А. В. Карпов [14], базовые качества играют наибольшую роль при структурировании всей системы качеств. Все остальные синтезированы вокруг них. Данная структура в значительной степени складывается на базе этих компонентов, а они выступают как ее интегратор. Смысл базовых качеств состоит в том, что они являются структурообразующими в плане синтеза всех иных качеств [14].

Понимая критерий как уровень достижений, определяющийся целью, по степени приближения

Таблица 1

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей социальнопсихологической адаптации педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью (и-критерийМанна-Уитни, а = 0.05; и*эмп < икр)

№ п/п Показатели Средняя (1) Высокая (2) (1X2)

Хср.± 5 Качеств. Хср.± 5 Качеств. Цэмп г

1 Адаптация 0.63±0.08 средний 0.70±0.08 высокий 433.5* 0.005

2 Самопринятие 0.67±0.12 высокий 0.70±0.08 высокий 567.0 0.159

3 Принятие других 0.67±0.10 высокий 0.73±0.08 высокий 468.5* 0.014

4 Эмоциональная комфортность 0.62±0.08 средний 0.70±0.08 высокий 396.0* 0.001

5 Интернально сть 0.58±0.10 средний 0.61±0.11 средний 552.0 0.120

6 Стремление к доминированию 0.71±0.11 высокий 0.82±0.06 высокий 318.5* 0.000

к которой оценивается прогресс [15], мера интегрированности социально-психологической адаптации рассматривается в качестве критерия, а ее содержательные характеристики (базовые качества) - показатели формирования профессиональной идентичности.

Анализ индексов, отражающих меру интегрированности структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы, указывает на наибольшую ее интегрированность у лиц с высокой степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью (см. таблицу 2), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у них самой интегрированной структуры профессиональной идентичности и перейти к реализации следующего этапа исследования - изучения критериально-функциональной роли социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности, которое также осуществлялось с использованием метода анализа структур.

Таблица 2

Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества структуры социально-психологической адаптации у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью

Мера интегрирован- ности Удовлетворенность профессиональной деятельностью

Средняя Высокая

ИКС 16 57

ИДС 4 0

ИОС 12 57

Адаптация, самопринятие, эмоциональная комфортность Стремление к доминированию, адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность

Понимая функцию как соответствующее действие или поведение человека, являющееся производным от структурно-типологических особенностей личности [15], социально-психологическая адаптация выступает функцией профессиональной идентичности [2], в структуре профессиональной идентичности поддерживает системообразующую роль образа Я (самооценку) и обеспечивает приспособление в новой системе взаимоотношений и изменяющихся условиях окружающей среды.

Анализ индексов, отражающих меру интегрированности социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности у педагогов высшей школы, показывает значительную организованность лиц с высокой степенью удовлетворенности профессиональной деятельнос-

тью, что подтверждает выдвинутое ранее предположение. Содержательно-сравнительный анализ базовых качеств социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью указал на наличие таких общих системообразующих компонентов, как самооценка, адаптация, са-мопринятие, эмоциональная комфортность (см. таблицу 3).

Таблица 3

Мера интегрированности коррелограмм, базовые качества социально-психологической адаптации в структуре профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью

Мера интегрированности Удовлетворенность профессиональной деятельностью

Средняя Высокая

ИКС 85 34

ИДС 0 8

ИОС 85 26

Стремление к доминированию, самооценка, адаптация, самопри-нятие, принятие других, эмоциональная комфортность Адаптация, понятливость, уровень притязаний, самооценка, самопринятие, эмоциональная комфортность

Таким образом, как критерий социально-психологическая адаптация реализуется через меру ее интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.

Следовательно, изучение критериально-функционального содержания профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с различной степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью позволяет сделать вывод о том, что:

- структурную организацию, состоящую из таких содержательных характеристик социально-психологической адаптации, как адаптация, самоприня-тие и эмоциональная комфортность, можно рассматривать в качестве критерия профессиональной идентичности. Показателями формирования профессиональной идентичности выступает способность легко приспосабливаться к новой системе взаимоотношений и изменяющимся условиям окружающей среды, поддержание позитивного отношения к себе и ощущение эмоционального равновесия;

- функция социально-психологической адаптации личности в структуре профессиональной идентичности проявляется в поддерживании системообразующей роли образа Я (самооценки).

Список литературы

1. Ермакова З. В. Профессиональная идентичность социального педагога: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 23 с.

2. Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М., 2008. С. 347.

3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М., 2004. С. 600.

4. Харламенкова Н. Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности // Психол. журн. 2007. Т. 28. № 3. С. 56-64.

5. Лебедева Н. М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Там же. 1996. № 4. С. 32-42.

6. Jaromowic M. Self-We-Others schemata and social identifications // S. Worchel, J. F. Morales, D. Paez, J. Deschamps (eds) / Social identity:

International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 44-52.

7. Jenkins R. Social identity. L.: Routledge, 1996.

8. Moscovici S. Notes towards a description of social representation // Europ. J. Soc. Psychol., 1988. V. 18. P. 211-250.

9. Микляева А. В., Румянцева П. В. Структура социальной идентичности личности: возрастная динамика // Вестн. Томского гос. пед. ун-та.

Вып. 5. 2009. С. 129-133

10. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997. С. 97-104.

11. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. С. 244.

12. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Вып. 1. 2005. С. 13-17.

13. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

14. Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юристъ, 1998. 440 с.

15. Ломов Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 289-331.

Молчанова Л. Н., соискатель, ст. преподаватель, кандидат психологических наук.

Курский государственный медицинский университет.

Ул. К. Маркса, 3, г. Курск, Курская область, Россия, 305041.

E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 28.10.2010.

L. N. Molchanova

THE CRITERIA AND FUNCTIONAL CONTENTS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF TEACHERS OF THE HIGHER SCHOOL IN VIEW OF SATISFACTION WITH PROFESSIONAL WORK

This article gives theoretical substantiation of research of criteria and functional contents of professional identity of teachers of the higher school with a support on representation about professional identity as the structural formation consisting of components of the image “I”, cognitive and motivational characteristics of the person and providing successful adaptation. It allows empirically defining the social and psychological adaptation of the person in structure of professional identity as function, which is shown in maintenance of backbone roles of the image “I”, and as criterion which is realized through its degree of integration and correlation of substantial characteristics.

Key words: social and psychological adaptation, professional identity, satisfaction professional work, criteria and functional contents, teachers of the higher school.

Kursk State Medical University.

Ul. K. Marksa, 3, Kursk, Kursk region, Russia, 305041.

E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.