Научная статья на тему 'Критериальная характеристика развития креативности студентов специальности «Социальная работа» в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Критериальная характеристика развития креативности студентов специальности «Социальная работа» в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / КРЕАТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ / COMPETENCE / TRAINING / SOCIAL WORK / CREATIVITY / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Оксана Владимировна

Статья посвящена вопросам качества процесса развития креативной компетентности, o бъект исследования: профессиональная подготовка специалистов социальной работы в вузе, предмет исследования: процесс развития креативности личности социального работника в условиях профессиональной подготовки в вузе; выделена критериальная характеристика и методика диагностики, которые позволяют оценить креативную компетентность будущих социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criterion characteristics of creativity development in "social work" students in high school

The article is devoted to the quality of the development process of creative competence. The object of study: professional training of social work students at university, the subject of the research: development of personal creativity of social workers in training at the university; the criterion characteristics and methods of diagnosis, which assess the creative competence of future social employees has been highlighted.

Текст научной работы на тему «Критериальная характеристика развития креативности студентов специальности «Социальная работа» в процессе профессиональной подготовки в вузе»

УДК 378.14:364-057.875

ББК 60.9 р30

Ш-12

Шабанова Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета, e-mail:onlyox@yandex. ru

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

(рецензирована)

Статья посвящена вопросам качества процесса развития креативной компетентности, объект исследования: профессиональная подготовка специалистов социальной работы в вузе, предмет исследования: процесс развития креативности личности социального работника в условиях профессиональной подготовки в вузе; выделена критериальная характеристика и методика диагностики, которые позволяют оценить креативную компетентность будущих социальных работников.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная подготовка, социальная работа, креативность, критерии.

Shabanova Oksana Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy of Vocational Education and Social Activities of the Faculty of Humanities and Social Technologies of Ulyanovsk State University, e-mail: [email protected]

CRITERION CHARACTERISTICS OF CREATIVITY DEVELOPMENT IN "SOCIAL WORK” STUDENTS IN HIGH SCHOOL

(Reviewed)

The article is devoted to the quality of the development process of creative competence. The object of study: professional training of social work students at university, the subject of the research: development of personal creativity of social workers in training at the university; the criterion characteristics and methods of diagnosis, which assess the creative competence of future social employees has been highlighted.

Keywords: competence, training, social work, creativity, criteria.

Современное общество предъявляет все новые и более высокие требования к каждой личности в связи с прогрессом техники, науки, усложнением социальных отношений. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста, в области социальной работы в том числе. Основными направлениями, по которым ведется поиск улучшения профессиональной подготовки специалиста, является фундаментальность образования, дальнейшая гуманизация образовательного процесса, его целенаправленная профессионализация и компетентностный подход. Ценность личности становится исходной предпосылкой организации системы высшего профессионального образования. Основная миссия образования: обеспечение условий самоопределения и самореализации личности. Традиционные формы обучения теряют свою эффективность, в связи с этим применение креативных технологий в профессиональной подготовке, развитие креативности в процессе обучения становится особенно актуальным. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы, направленная на развитие их креативности, представляет собой достаточно сложный и многообразный процесс. Исходя из этого, при разработке критериального аппарата исследования, мы столкнулись с необходимостью рассмотрения отдельных компонентов данного процесса с учетом связей между ними.

Опираясь на работы В.И. Байденко, И.С. Валиулиной, Н.В. Дмитриевой, И.А. Зимней, В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, Б. Оскарссона, А.И. Попова, М.В. Рыжакова, Ю.Г. Татура,

Н.В. Шелепановой, мы выделили интегральный критерий успешности развития креативности будущих специалистов социальной работы в процессе их профессиональной подготовки. Динамику данного критерия, обозначенного нами как «креативная компетентность», мы

изучали в ходе опытно-экспериментальной работы. Характеризуя сущность интегрального критерия успешности развития креативности студентов, мы столкнулись с необходимостью определения содержания понятия «компетентность будущего специалиста». По нашему мнению, одним из наиболее точных определений компетентности будущего специалиста является определение Ю.Г. Татура, согласно которому «компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [2, с. 9]. Проведенный анализ работ по проблеме профессиональной компетентности (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволил нам сделать вывод о множественности ее авторских классификаций, рассмотренных нами в соответствии с целью и задачами профессиональной подготовки будущих социальных работников. А.И. Попов подчеркивает, что измененная парадигма высшего образования «предопределяет выход на передний план задачи создания креативной среды для формирования творческой компетентности специалиста», которая представляет собой «его важнейшее личностное качество, определяющее готовность выявлять и анализировать актуальные проблемы в научной и производственной сферах, находить способы и средства для творческого их решения» [1, с. 93]. Таким образом, рассмотрение вышеперечисленных научных концепций позволило нам дать следующее определение интегрального критерия «креативная компетентность»: это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее

эффективно и адекватно осуществлять реализацию креативных способностей, что обеспечивает процесс саморазвития креативных проявлений, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности.

Креативная компетентность, основываясь на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в своей профессиональной области, дает специалисту социальной работы возможность прогрессивного преобразования действительности, и психологической готовности к такому преобразованию в современных экстремальных внешних и внутренних условиях индивидуально и трудовом коллективе. Креативная компетентность включает в себя не только результаты обучения (знания и умения) будущего социального работника, но и предполагает также его способность к использованию в профессиональной деятельности оригинальных и уникальных подходов в ходе решения творческих задач, что приводит к продуктивным личностным и поведенческим изменениям и созданию качественно нового опыта. Таким образом, креативная компетентность - это интегративная критериальная характеристика личности будущего специалиста, которая состоит из совокупности следующих компонентов:

1. Критерий сформированности креативных личностно-профессиональных качеств, характеризующий наличие у студентов по специальности «Социальная работа» определенного набора креативных профессиональных качеств, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.

2. Мотивационный критерий, характеризующий степень сформированности профессиональной мотивации студентов в процессе их обучения, их направленности на развитие своего креативного потенциала, осознание личной и общественной значимости будущей профессии.

3. Когнитивный критерий, свидетельствующий о сформированности когнитивных умений обучаемых, позволяющих им активно оперировать знаниями теоретических психолого-педагогических основ развития креативности личности и проявлять творческую самостоятельность в обучении.

4. Деятельностный критерий, свидетельствующий о сформированности у студентов профессиональных креативных умений и навыков теории и практики социальной работы.

В целом профессиональная подготовка специалистов социальной работы, направленная на развитие их креативности, представляет собой психолого-педагоги-ческий процесс, который связан с изменением и развитием личности обучаемого, что подразумевает оценку эффективности данного процесса, необходимость прослеживания его динамики, осуществление регулирования, коррекции и прогноза.

Проанализировав методы и пути исследования эффективности профессиональной подготовки студентов в вузе, направленной на развитие их креативности, мы выделили следующие методики, которые наиболее полно могут отразить критериальную характеристику креативной компетентности будущих специалистов социальной сферы.

1. Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, позволяющая выявить направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов при изучении ими конкретных предметов.

2. Методика оценки когнитивного потенциала в обучении Н.И. Шевандрина, которая позволяет диагностировать степень сформированности когнитивных умений обучаемых.

3. Тест оценки системы личной работы, дающий представление о сформированности у испытуемых профессиональных умений и навыков.

4. Опросник креативности Д.Л. Джонсона, выявляющий деятельностные характеристики креативного мышления и поведения.

5. Методика диагностики креативных склонностей Н.В. Вишняковой, диагностирующая сформированность основных креативных качеств личности.

6. Тест невербальной креативности Э.П. Торренса (краткий вариант, фигурная форма), позволяющий оценить невербальную креативность испытуемых посредством показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей.

7. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А.Н. Воронина), диагностирующий речемыслительную креативность личности.

На основе опытно-экспериментальной работы по диагностике креативной компетентности с помощью предложенных методик (с использованием кластерного анализа) нами были выделены пять уровней креативной компетентности будущих социальных работников - ознакомительный, репродуктивный, продуктивноисполнительский, продуктивно-инициативный, креативный. Каждый уровень в свою очередь характеризуется соответствующими показателями.

1. Ознакомительный уровень - профессиональные мотивы будущей деятельности социального работника не сформированы или мотивы исчерпываются интересом к результату, не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности. У студентов не сформированы креативные личностно-профессиональные качества, им свойственна очень низкая невербальная и вербальная креативность личности.

2. Репродуктивный уровень - мотивы будущей профессиональной деятельности сформированы поверхностно, неустойчивы. Когнитивные умения обучаемых характеризуются узнаванием, запоминанием и воспроизведением учебного материала, являющегося достаточным для осуществления словесного описания креативной профессиональной деятельности. Имеют положительную установку на осуществление креативной профессиональной деятельности, но не обладают для этого достаточными знаниями и умениями.

3. Продуктивно-исполнительский уровень - мотивация будущей профессиональной деятельности достаточно выражена, обучаемые готовы в дальнейшем работать по данной специальности, нацелены на развитие своего креативного потенциала, однако у студентов наблюдаются неустойчивые мотивы переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; понимание и первичное осмысление целей, поставленных преподавателем. Студенты умеют планировать свою будущую профессиональную деятельность, обладают стандартными, базовыми умениями, позволяющими решать стандартные профессиональные задачи на основе изученного учебного материала и опыта других специалистов. У обучаемых сформированы основные креативные личностнопрофессиональные качества, стремление к креативному поиску.

4. Продуктивно-инициативный уровень - обучающиеся способны использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях. Знания в области креативных технологий являются глубокими и осмысленными, позволяют студентам свободно ориентироваться в современных концепциях развития креативности, использовать их как основу в своей профессиональной деятельности. Студенты умеют достаточно свободно выполнять профессиональные действия, осознавая каждый шаг, владеют специальными умениями и навыками решения нестандартных профессиональных задач, оптимизации собственной деятельности, ее планировании, творчески применяют формы, методы и приемы социальной работы, способны осуществлять логический отбор и

структурирование рабочего материала, доступно донести его до клиента.

5. Креативный уровень - студенты в своих личностных мотивационно-профессиональных установках полностью соответствуют выбранной профессии «Социальная работа». Их мотивация носит характер активной, инициативной, творческой и характеризуется соподчинением мотивов и их иерархией, устойчивостью и неповторимостью мотивационной сферы; сбалансированностью и гармонией между отдельными мотивами. Обучающиеся нацелены на креативную деятельность в своей профессиональной сфере, способны к созданию в непредвиденных ситуациях новых правил, алгоритмов действий. Обладают яркой творческой индивидуальностью, высоким уровнем интеллектуальной активности, способностью создавать новые теории и генерировать большое количество идей, высоким невербальным и вербальным личностным потенциалом, самодостаточностью и независимостью.

Таким образом, выделение интегрального критерия успешности развития креативности будущих специалистов социальной работы, обозначенного как «креативная компетентность», было обусловлено сложностью и многообразностью образовательного процесса, необходимостью рассмотрения отдельных его компонентов с учетом связей между ними. К данным компонентам были отнесены мотивационный, когнитивный, деятельностный критерий и критерий сформированности креативных личностно-профессиональных качеств. Посредством проведенного кластерного анализа экспериментальных данных по выделенным критериям были установлены пять уровней креативной компетентности будущих социальных работников, каждый из которых характеризуется четкими показателями. Это: ознакомительный, репродуктивный, продуктивно-исполнительский, продуктивноинициативный и креативный уровни. Их положительная динамика доказывает эффективность разработанного нами содержания, используемых форм и методов развития креативности будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Литература:

1. Попов А.И. Формирование креативной среды для развития специалиста // Успехи современного естествознания. 2004. №8. С. 93-95.

2. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.

3. Шабанова О.В., Шмелева М.В. Развитие креативности социальных работников в

вузе посредством применения интерактивных методов обучения // Вестник

Екатерининского института. 2012. №3 (19). C. 11-16.

References:

1. Popov A.I. Formation of the creative environment for the development of a specialist // Successes of modern science. 2004. №8. P. 93-95

2. Tatur Y.G. Competence-based approach in describing the results of the design and

standards of higher education: proceedings of the second meeting of the methodological

seminar. M.: Research Center of quality problems of training, 2004. 16p.

3. Shabanova O.V., Shmeleva M.V. Development of creativity in high school social workers through the use of interactive teaching methods // Bulletin of Ekaterine Institute. 2012. №>3 [19]. I3. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.