Научная статья на тему 'КРИПТОВАЛЮТА И NFT КАК ОБЪЕКТ БРАЧНОГО ДОГОВОРА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

КРИПТОВАЛЮТА И NFT КАК ОБЪЕКТ БРАЧНОГО ДОГОВОРА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЧНЫЙ ДОГОВОР / ИМУЩЕСТВО СУПРУГОВ / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / КРИПТОВАЛЮТА / NFT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шастина Анжелика Размиковна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с включением в состав имущества супругов, а, следовательно, в объект брачного договора криптовалюты и NFT. Дано определение понятий «криптовалюта» и «NFT», проанализированы проблемы правового регулирования криптовалюты и NFT как имущества супругов, обусловленные технологическими особенностями данного вида имущества. Обоснована целесообразность дальнейшего развития правового института, направленного на регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты, с последующим включением прав на данное имущества в объект брачного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRYPTOCURRENCY AND NFT AS AN OBJECT OF A MARRIAGE CONTRACT: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

The article deals with issues related to the inclusion of cryptocurrencies and NFTs in the property of the spouses, and, consequently, in the object of the marriage contract. The definition of the concepts of «cryptocurrency» and «NFT» is given, the problems of legal regulation of cryptocurrency and NFT as the property of spouses, due to the technological features of this type of property, are analyzed. The expediency of further development of a legal institution aimed at regulating digital financial assets and digital currency, with the subsequent inclusion of rights to this property in the object of a marriage contract, is substantiated.

Текст научной работы на тему «КРИПТОВАЛЮТА И NFT КАК ОБЪЕКТ БРАЧНОГО ДОГОВОРА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 3(219)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_280 УДК 347.626.2

КРИПТОВАЛЮТА И NFT КАК ОБЪЕКТ БРАЧНОГО ДОГОВОРА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Cryptocurrency and NFT as an object of a marriage contract: problems of legal regulation

ШАСТИНА Анжелика Размиковна,

старший преподаватель кафедры правового обеспечения национальной безопасности,

Институт государственного права и национальной безопасности

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет».

664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

E-mail:shastina.ar@gmail.com;

SHASTINA Anzhelika Razmikovna,

Senior Lecturer of the Department of Legal Support of National Security, Institute of State Law and National Security Baikal State University. 664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail:shastina.ar@gmail.com

Краткая аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с включением в состав имущества супругов, а, следовательно, в объект брачного договора криптовалюты и NFT. Дано определение понятий «криптовалюта» и «NFT», проанализированы проблемы правового регулирования криптовалюты и NFT как имущества супругов, обусловленные технологическими особенностями данного вида имущества. Обоснована целесообразность дальнейшего развития правового института, направленного на регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты, с последующим включением прав на данное имущества в объект брачного договора.

Abstract. The article deals with issues related to the inclusion of cryptocurrencies and NFTs in the property of the spouses, and, consequently, in the object of the marriage contract. The definition of the concepts of «cryptocurrency» and «NFT» is given, the problems of legal regulation of cryptocurrency and NFT as the property of spouses, due to the technological features of this type of property, are analyzed. The expediency of further development of a legal institution aimed at regulating digital financial assets and digital currency, with the subsequent inclusion of rights to this property in the object of a marriage contract, is substantiated.

Ключевые слова. Брачный договор, имущество супругов, цифровые финансовые активы, криптовалюта, NFT.

Keywords. Marriage contract, property of spouses, digital financial assets, cryptocurrency, NFT.

Для цитирования: Шастина А.Р. Криптовалюта и NFT как объект брачного договора: проблемы правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 280-281. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_280.

For citation: Shastina A.R. Cryptocurrency and NFT as an object of a marriage contract: problems of legal regulation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 280-281. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_280.

Статья поступила в редакцию: 21.02.2023

Российское законодательство, регулирующее вопросы, связанные с заключением брачного договора, последовательно развивается, так как современные реалии периодически требуют переосмысления существующего гражданского и семейного законодательства. Одним из актуальных вопросов настоящего времени является включение в объект брачного договора такого имущества, как криптовалюта и NFT. Из-за отсутствия правового регулирования по этому вопросу, криптовалюта может быть использована как средство недобросовестного исполнения брачного договора, и вывода средств из состава имущества супругов.

С 1 января 2021 года вступил в действие Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,1 тем не менее, не смотря на то, что ст. 128 Гражданского кодекса РФ позволяет широко толковать положение «иное имущество», включение криптовалюты, а тем более, NFT, в это понятие и удостоверение нотариусом брачных договоров, где они упоминаются в составе имущества, оспаривается в научной литературе [5].

Криптовалюта — это криптографически защищенная виртуальная или цифровая валюта, которая регулирует генерацию денежных единиц и проверяет выполнение платежных транзакций в децентрализованной сети. [8] Каждая единица (или монета) криптовалюты и все транзакции записываются в распределенный реестр в сети компьютеров или узлов (т. е. в блокчейне), привязанных к этой конкретной криптовалюте. Система автономна, т.е. децентрализована, и криптовалютные платежи могут осуществляться напрямую от одного участника к другому, минуя банки и любые централизованные межбанковские расчеты [см.: 1, 2, 4]. Биткойн был первой широко распространенной криптовалютой. В годы, последовавшие за успехом биткойна, постоянно появлялись другие криптовалюты, число которых уже превысило 10 000.

Криптовалюты не выпускаются центральным государственным органом, поэтому считается, что они невосприимчивы к политике и действиям национальных правительств и, следовательно, становятся привлекательными для людей на развивающихся рынках и в странах, где национальные валюты находятся в муках гиперинфляции или международные операции ограничены правительством или существует дефицит иностранной валюты[8].

NFT или «невзаимозаменяемый токен» — это уникальный цифровой идентификатор, который нельзя скопировать, заменить или разделить, который хранится в блокчейне и используется для подтверждения подлинности и права собственности (например, конкретного цифрово-

1 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ // СЗ РФ. 03.08.2020. № 31 (часть I). ст. 5018.

Частно-правовые (цивилистические) науки

го актива), и относящихся к нему иных прав [6].

Технология блокчейн используется для записи, проверки и отслеживания каждого NFT. Как и криптовалюты, NFT могут продаваться и обмениваться их владельцами. В отличие от криптовалют, NFT не соизмеряются друг с другом, т. е. они «не взаимозаменяемы». Например, как и в случае с национальными валютами, один биткойн имеет ту же стоимость, что и другой биткойн. Поменять один NFT на другой объективно очень сложно, «как обмен «Моны Лизы» да Винчи на «Звездную ночь» Ван Гога —любой обмен обязательно повлечет за собой субъективную оценку соответствующего владельца» [7].

Цены NFT в значительной степени зависят от спроса — начальные цены устанавливаются создателями или определяются на аукционе. Подобно произведениям искусства, после того, как NFT войдут в широкое обращение, их можно продать или обменять по любой цене, которую стороны готовы заплатить. В то время как цены NFT обычно выражаются и обсуждаются в национальной валюте (в основном в долларах США), каждый NFT приобретается за криптовалюту, привязанную к конкретной цепочке блоков, на которой хранится NFT. Доход от продаж NFT можно легко перевести на цифровые кошельки.

Основная проблема, связанная с рассмотрением криптовалюты и NFT в качестве предмета брачного договора, заключается в самом характере криптовалюты и NFT, который подразумевает анонимность, следовательно, в случае возникновения споров по поводу исполнения брачного договора, в котором предусмотрено определенное разделение криптовалюты или NFT, установить их фактический объем и стоимость не представляется возможным в настоящих реалиях. С технической точки зрения, это возможно, с помощью привлечения соответствующих специалистов, установления и мониторинга используемого 1Р-адреса, но фактически, современные суды общей юрисдикции не обладают в полной мере соответствующими техническими средствами, а в случае, с NFT, как уже было сказано, объективная оценка невозможна в принципе.

Как отмечает А. Ю. Кабайло, доступ к криптокошельку, как к цифровому активу, обладает своей спецификой, «поэтому супругам лучше заранее оговорить правила использования криптовалютного кошелька, например, предусмотреть в брачном договоре, что оба супруга должны иметь от него пароль или предусмотреть совместный доступ: один супруг знает первую половину ключа, другой - вторую» [3]. Однако и такие условия в соглашении не снимают все риски. Дело в том, что заставить человека сообщить пароль, если у него нет на это желания, да еще если это накладывается на частую для разводов ситуацию, когда бывшие супруги превращаются в фактических врагов, становится мало возможным. Супруг или супруга могут просто «забыть» пароль, и доказать обратное очень сложно.

Еще одна существенная сложность в правовом регулировании криптовалюты - это отсутствие регулятора, который вправе налагать ограничения на собственника (например, арест на время судебного разбирательства по поводу исполнения положений брачного договора). Но несмотря на это, а также на отсутствие судебной практики, криптовалюта и неизбежно будет все больше внедряться в нашу жизнь, в том числе, в семейные имущественные правоотношения. В условиях нестабильной национальной валюты супруги могут принять решение о хранении общих средств в цифровых активах, тогда их раздел в случае расторжения брака будет осуществляться не в рамках правового поля, и велика вероятность, как показывает общая судебная практика рассмотрения споров по поводу раздела имущества супругов, нарушения существующих словесных договоренностей. Еще более опасная перспектива, в случае законодательного пробела по данному вопросу, открывается для умышленного вывода денежных средств, совместно нажитых в браке, из поля зрения одного из супругов, и соответственно, из раздела, в случае прекращения брака.

Таким образом, следует считать, что принятие закона о цифровых финансовых активах лишь первый шаг по направлению к формированию правовой базы, которая будет осуществлять правовое регулирование по вопросам, связанным с обращением криптовалюты и NFT, в том числе, семейного законодательства, а в будущем, российские законодатели, опираясь на немногочисленную практику и с учетом специфики данного вида имущества, смогут создать эффективный инструмент для предотвращения злоупотреблений в имущественных отношениях супругов.

Библиогра фия:

1. Жигас М.Г., Кузьмина С.Н. Движущие силы развития цифровых валют банков в системе денежных отношений / М.Г. Жигас, С.Н. Кузьмина //Baikal Research Journal. - 2022. - Т. 13. - № 1.

2. Деревцова И.В., Грязнов А.Н., Семенцов К.В., Чалов Е.Е. Майнинг как угроза обеспечения экономической безопасности Иркутской области / И.В. Деревцова, А.Н. Грязнов, К.В. Семенцов, Е.Е. Чалов // Baikal Research Journal. - 2022. - Т. 13. - № 2.

3. Кабайло А.Ю. Криптовалюта как предмет брачного договора. / А.Ю. Кабайло // E-Scio. - 2021. - № 6 (57). - С. 288-293. С. 290.

4. Капинус О.С. Цифровизация преступности и уголовное право. / О.С. Капинус // Baikal Research Journal. - 2022. - Т. 13. - № 1.

5. Максуров А.А. Криптовалюта в гражданском, семейном и трудовом праве России / А.А. Максуров // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2018. - №8. - С. 20-24. С.14.

6. Geva B. Cryptocurrencies and the evolution of Banking in Cryptoassets: Legal, Regulatory, and Monetary Perspectives, / B. Geva, C. Brummer (dir) - Oxford, 2019. - pp.11-38. p. 31.

7. Lejniec Aija Les crypto-monnaies / Aija Lejniec //RED - 2022. - 1 (№ 4). - pp. 78 à 83.

8. Wheatley J., Klasa A. Cryptocurrencies: Developing Countries Provide Fertile Ground / J. Wheatley, A. Klasa // Financial Times. - 5 septembre 2021: -

URL:https://www.ft.com/content/1 ea829ed-5dde-4f6e-be11-99392bdc0788 (дата обращения: 12.02.2023). References:

1. Zhigas M.G., Kuzmina S.N. Driving forces of development of digital currencies of banks in the system of monetary relations / M.G. Zhigas, S.N. Kuzmina //Baikal Research Journal. - 2022. - Vol. 13. - No. 1.

2. Derevtsova I.V., Gryaznov A.N., Sementsov K.V., Chalov E.E. Mining as a threat to the economic security of the Irkutsk region / I.V. Derevtsova, A.N. Gryaznov, K.V. Sementsov, E.E. Chalov // Baikal Research Journal. - 2022. - Vol. 13. - No. 2.

3. Kabaylo A.Yu. Cryptocurrency as the subject of a marriage contract. / A.Yu. Kabaylo // E-Scio. - 2021. - № 6 (57). - Pp. 288-293. pp. 290.

4. Kapinus O.S. Digitalization of crime and criminal law. / O.S. Kapinus // Baikal Research Journal. - 2022. - Vol. 13. - No. 1.

5. Maksurov A.A. Cryptocurrency in civil, family and labor law of Russia / A.A. Maksurov // Property relations in the Russian Federation. - 2018. - No.8. - pp. 20-24. pp.14.

6. Geva B. Cryptocurrencies and the evolution of Banking in Cryptoassets: Legal, Regulatory, and Monetary Perspectives, / B. Geva, C. Brummer (dir) - Oxford, 2019. - pp.11-38. p. 31.

7. Lejniec Aija Les crypto-monnaies / Aija Lejniec //RED - 2022. - 1 (№ 4). - pp. 78 a 83.

8. Wheatley J., Klasa A. Cryptocurrencies: Developing Countries Provide Fertile Ground / J. Wheatley, A. Klasa // Financial Times. - 5 septembre 2021: -URL:https://www.ft.com/content/1ea829ed-5dde-4f6e-be11-99392bdc0788 (accessed: 12.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.