Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИТКОИН / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ДЕНЬГИ / ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камышанова Анна Евгеньевна, Брилева Алиса Дмитриевна

Криптовалюта является наиболее спорным институтом в развитии цифровых прав как нового вида имущества в отечественном и зарубежном законодательстве. В мире правовой режим криптовалюты различается от установления её как полноценного объекта имущественных отношений до категоричного запрета. С 1 января 2021 года в России существует ограниченное правовое регулирование криптовалюты. Однако в январе 2022 года Правительством РФ утверждена «дорожная карта» развития криптовалют, которая предусматривает их регулирование, а не запрет. Предполагается, что будет более детально урегулированы идентификация клиентов, ответственность за нарушение режима оборота цифровых валют и создание площадок в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Cryptocurrency is the most controversial institution in the development of digital rights as a new type of property in domestic and foreign legislation. In the world, the legal regime of cryptocurrency varies from establishing it as a full-fledged object of property relations to a categorical ban. From January 1, 2021, there is limited legal regulation of cryptocurrency in Russia. However, in January 2022, the Government of the Russian Federation approved a roadmap for the development of cryptocurrencies, which provides for their regulation, not a ban. It is assumed that the identification of clients, responsibility for violating the regime of circulation of digital currencies and the creation of platforms in Russia will be regulated in more detail.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_121 УДК 347.211

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCY IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

КАМЫШАНОВА Анна Евгеньевна,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса студентка ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики». 347905, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 45. E-mail: a.kamyshanova@tmei.ru;

БРИЛЕВА Алиса Дмитриевна,

студентка ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики». 347905, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 45. E-mail: brilyova.alisa@yandex.ru;

KAMYSHANOVA Anna Evgenievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Civil Law and Procedure student of CHOU VO "Taganrog Institute of Management and Economics". 347905, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 45. E-mail: a.kamyshanova@tmei.ru;

BRILEVA Alisa Dmitrievna,

student of the Taganrog Institute of Management and Economics. 347905, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 45. E-mail: brilyova.alisa@yandex.ru

Краткая аннотация: Криптовалюта является наиболее спорным институтом в развитии цифровых прав как нового вида имущества в отечественном и зарубежном законодательстве. В мире правовой режим криптовалюты различается от установления её как полноценного объекта имущественных отношений до категоричного запрета. С 1 января 2021 года в России существует ограниченное правовое регулирование криптовалюты. Однако в январе 2022 года Правительством РФ утверждена «дорожная карта» развития крип-товалют, которая предусматривает их регулирование, а не запрет. Предполагается, что будет более детально урегулированы идент и-фикация клиентов, ответственность за нарушение режима оборота цифровых валют и создание площадок в России.

Abstract: Cryptocurrency is the most controversial institution in the development of digital rights as a new type of property in domestic and foreign legislation. In the world, the legal regime of cryptocurrency varies from establishing it as a full-fledged object of property relations to a categorical ban. From January 1, 2021, there is limited legal regulation of cryptocurrency in Russia. However, in January 2022, the Government of the Russian Federation approved a roadmap for the development of cryptocurrencies, which provides for their regulation, not a ban. It is assumed that the identification of clients, responsibility for violating the regime of circulation of digital currencies and the creation of platforms in Russia will be regulated in more detail.

Ключевые слова: биткоин; гражданское право; деньги; объекты гражданских прав; средство платежа; цифровая валюта; цифровые права.

Keywords: bitcoin; civil law; money; objects of civil rights; instrument of payment; digital currency; digital rights.

Дата направления статьи в редакцию: 30.01.2022

В настоящее время Российская Федерация активно вовлечена в процессы цифровизации на самых разных уровнях. Построение цифровой экономики является элементом официальной государственной политики на основании Указа Президента РФ от 9 мая 2017г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1].

В мире такой цифровой феномен как цифровая валюта (криптовалюта) используется в цифровой среде с 2009 года. Цифровая валюта сегодня рассматривается в разных правовых системах и как средство платежа и как самостоятельный объект инвестиционной деятельности. Существуют государства, категорически отвергающие применение цифровых валют. Например, Народный Банк Китая в начале 2014 года запретил операции с биткойнами китайским финансовым учреждениям. Европейский центральный банк (ЕЦБ), напротив, допускает использование цифровой валюты, под которой понимает любую валюту в цифровой (нематериальной) форме: 1) электронные деньги; 2) записи на банковских счетах; 3) виртуальные валюты (не имеют материального эквивалента с законными официальными средствами платежа) [2].

Однако в целом подход ЕЦБ не вполне корректен, так как электронные деньги и записи на банковских счетах правильнее именовать «электронными деньгами», но не цифровыми.

Цифровая валюта - это электронные деньги, которые используются как дополнительная или альтернативная валюта. Они бывают двух типов: а) «привязанные» к официальным государственным валютам или к драгоценным металлам (например, WebMoney Transfer, электронная система расчётов, в рамках которой происходит трансфер имущественных прав и их учёт при помощи специальных расчётных единиц, номинированных в привязке к конкретным национальным валютам и к драгоценным металлам) [3]; б) криптовалюта как разновидность цифровой валюты, учёт внутренних расчётных единиц которой обеспечивает децентрализованная платёжная система. Данный второй вид цифровой валюты и вызывает наиболее серьёзные проблемы. Функционирование криптовалюты обеспечивает децентрализованная платёжная система, которая существует полностью в автоматическом режиме. Сама валюта не имеет овеществлённой формы и представляет собой число, обозначающее количество расчётных единиц, зафиксированное в протоколе передачи данных, при этом в механизме генерации адреса и проверки полномочий на операции с ним задействованы криптографические методы.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)

В Российской Федерации отношение к цифровым институтам, которые могут использоваться в качестве объектов гражданского оборота, очень сложное. При этом очевидно, что цифровые валюты активно вторгаются в правовую действительность и настойчиво требуют их урегулирования.

31 июля 2020 г. №259-ФЗ принят Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ввёл в оборот с 1 января 2021 года цифровую валюту. При этом под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам [4].

Исходя из понятия, содержащегося в законе, цифровая валюта соответствует следующим признакам: 1) отсутствие какого-либо материального носителя - цифровая валюта существует исключительно в цифровой форме, в виде цифрового кода или обозначения; 2) цифровую валюту нельзя отождествлять с электронными денежными средствами, которые являются лишь особой формой платежа, но предметом платежа остаются традиционные фидуциарные деньги; 3) совокупность электронных данных, представляющих особой криптовалюту, существует только в рамках определённой информационной цифровой системы; 4) цифровая валюта не рассматривается как денежная единица РФ, иностранного государства или международная денежная или расчётная единица, она не признаётся деньгами; 5) функционально криптовалюта рассматривается законодателем как средство платежа, хотя деньгами, как уже было указано выше, цифровая валюта не признаётся; 6) цифровая валюта рассматривается как средство инвестирования, что в соответствие с понятием инвестиций (ст.1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР») позволяет отнести криптовалюту к имуществу [5]; 7) в отношении цифровой валюты отсутствует лицо, которое несёт обязанности по реализации прав, которые составляют содержание цифровой валюты. Оператор и узлы информационной системы несут только обязанности по техническому обеспечению оборота цифровых валют и данные обязанности нельзя рассматривать как юридическое имущественное обязательство.

Криптовалюта может рассматриваться как имущество и как объект гражданского оборота.

Представляется, что цифровая валюта является объектом гражданского оборота, она является особым видом имущества и необходимо внесение изменений в ст.128 ГК РФ, в рамках которых будет дополнен перечень объектов гражданских прав таким объектом как цифровая валюта. Также необходимо далее уточнять и детализировать правовой режим криптовалюты для её цивилизованного включения в гражданский оборот.

В течение длительного времени криптовалюты критиковались официальными финансовыми системами [6].

С ноября 2021 года Банк России - Центральный Банк Российской Федерации неоднократно критиковал введение криптовалют в России и предлагал их запретить. Данная позиция обоснована следующими негативными последствиями:

1) высокая волатильность курса, значительная распространенность мошенничества в торговле криптовалютами создают для граждан риски утраты существенной части вложенных средств, а при торговле с использованием заемных средств - риски остаться должником;

2) криптоизация, как и валютизация, ограничивает суверенитет денежно-кредитной политики, в результате чего для сдерживания инфляции необходимо будет поддерживать на постоянной основе более высокий уровень ключевой ставки. Это снизит доступность кредитования для граждан и бизнеса;

3) распространение криптовалют приводит к выводу сбережений граждан за периметр российского финансового сектора и, как следствие, сокращению его возможностей по финансированию реального сектора и снижению потенциального роста экономики, что уменьшает количество рабочих мест и потенциал роста доходов граждан;

4) криптовалюты активно используются в противоправной деятельности (отмывание доходов, наркоторговля, финансирование терроризма и т.д.). Их распространение создает благоприятные условия для криминальных операций, вымогательства и взяточничества и является вызовом для глобальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Обеспечить необходимую прозрачность обращения криптовалют невозможно. [7]

Однако, несмотря на активное противодействие финансового регулятора, 28 января 2022 года Правительством Российской Федерации утверждена дорожная карта по поэтапному правовому регулированию режима криптовалюты.

Данная карта предполагает следующие этапы правового регулирования:

• принятие правил системы контроля за деятельностью организаторов, операторов платформ и клиентов-физических лиц;

• разработка положений «регуляторно-ограничительного режима» деятельности провайдеров услуг виртуальных активов, определение статуцса участников рынка и контролирующего органа;

• выработка финансовых мер по борьбе с отмыванием денег;

• создание механизмов регистрации и отчётности организаций, через которые проходит обращение виртуальных активов в

России;

• определение ответственности за преступления с использованием криптовалют;

• формирование механизма проверки достоверности сведений о владении цифровыми валютами;

• совершенствование законодательства об информировании о фактах обладания цифровой валютой и операциях с ней;

• введение административной ответственности за незаконный оборот цифровых финансовых активов и нарушение правил совершения сделок с ними, а также за организацию незаконного приёма цифровой валюты;

• установление порядка идентификации клиентов операторов цифровых валют.

Все данные меры свидетельствуют, что в России теперь перспективы использования цифровых валют стали более конкретными и грядущие новеллы законодательства позволят более активно использовать данный современный механизм расчётов и инвестирования в развитии имущественных отношений и экономики в целом.

Библиогра фия:

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. №20. Ст.2901 - Текст : непосредственный.

2. Сайт Европейского Центрального Банка Virtual Currency Schemes/ - Текст: электронный. - URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pdf (дата обращения - 28.01.2022)

3. Официальный сайт Международной системы расчётов и среда для ведения бизнеса в сети «WebMoney Transfer». - Текст: электронный. - URL: https://www.webmoney.ru/ (дата обращения - 28.01.2022)

4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Официальный интернет-портал правовой информации» www.pravo.gov.ru - Текст: электронный (дата обращения 28.01.2022)

5. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями по состоянию на 26 июля 2017 г. // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». URL: http://www.pravo.gov.ru - Текст: электронный (дата обращения 28.01.2022)

6. G20 не признала криптоактивы валютами. Сайт «Московский комсомолец». Публикация от 20.03.2018 URL: https://www.mk.ru/economics/2018/03/20/g20-ne-priznala-kriptoaktivy-valyutami.html - Текст: электронный (дата обращения 28.01.2022)

7. Доклад для общественных консультаций «Криптовалюты: тренды, риски, меры». Официальный сайт Центрального Банка- Банка России - Текст: электронный. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/132241/consultation_paper_20012022.pdf (дата обращения: 28.01.2022).

8. Новостной сайт ГК «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) - Текст: электронный. URL: https://www.rbc.ru/finances/28/01/2022 (дата обращения: 28.01.2022).

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of May 9, 2017 "On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" // Collection of Legislation of the Russian Federation of May 15, 2017 No. 20. St.2901 - Text : direct.

2. Website of the European Central Bank Virtual Currency Schemes/ - Text: electronic. - URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pdf (accessed 28.01.2022)

3. The official website of the International Settlement System and the environment for doing business on the WebMoney Transfer network. - Text: electronic. - URL: https://www.webmoney.ru / (accessed 28.01.2022)

4. Federal Law No. 259-FZ of July 31, 2020 "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // "Official Internet Portal of Legal Information" www.pravo.gov.ru - Text: electronic (accessed 28.01.2022)

5. The Law of the RSFSR of June 26, 1991 "On investment activity in the RSFSR" with amendments and additions as of July 26, 2017 // Official Internet portal of legal information "State system of legal Information". URL: http://www.pravo.gov.ru - Text: electronic (accessed 28.01.2022)

6. The G20 has not recognized crypto assets as currencies. The Moskovsky Komsomolets website. Publication dated 20.03.2018 URL: https://www.mk.ru/economics/2018/03/20/g20-ne-priznala-kriptoaktivy-valyutami.html - Text: electronic (accessed 28.01.2022)

7. Report for public consultations "Cryptocurrencies: trends, risks, measures". The official website of the Central Bank- the Bank of Russia - Text: electronic. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/132241/consultation_paper_20012022.pdf (date of reference: 28.01.2022).

8. News site of the RosBusinessConsulting Group of Companies (RBC) - Text: electronic. URL: https://www.rbc.ru/finances/28/01/2022 (accessed: 28.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.