Научная статья на тему 'КРИПТОАКТИВЫ: МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

КРИПТОАКТИВЫ: МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / КРИПТОВАЛЮТА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вергелес Эдуард Рубенович

В статье рассматриваются основные термины Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проанализированы понятия цифровых финансовых активов и цифровой валюты. Дана сравнительная характеристика в соответствии с международным стандартом ISO 22739:2020(en) технологии блокчейн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRYPTO ASSETS: A PLACE IN TODAY`S LEGISLATION

The article discusses the issues of understanding the basic terms of Federal Law 259-FZ “On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation”. The concepts of digital financial assets and digital currency are analyzed. A comparative characteristic is given in accordance with the international standard ISO 22739:2020(en) of blockchain technology.

Текст научной работы на тему «КРИПТОАКТИВЫ: МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

Криптоактивы: место в современном законодательстве

ЭДУАРД РУБЕНОВИЧ ВЕРГЕЛЕС,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]

Crypto assets: a place in today^s legislation

EDUARD RUBENOVICH VERGELES,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]

УДК 330.13

Аннотация. В статье рассматриваются основные термины Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проанализированы понятия цифровых финансовых активов и цифровой валюты. Дана сравнительная характеристика в соответствии с международным стандартом ISO 22739:2020(en) технологии блокчейн.

Annotation. The article discusses the issues of understanding the basic terms of Federal Law 259-FZ "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". The concepts of digital financial assets and digital currency are analyzed. A comparative characteristic is given in accordance with the international standard ISO 22739:2020(en) of blockchain technology.

Ключевые слова и словосочетания: цифровые фи- Key words and phrases: digital financial assets; digital нансовые активы; цифровая валюта; криптовалюта; currency; cryptocurrency; digital economy. цифровая экономика.

Появление цифровых финансовых активов и цифровой валюты и их развитие на протяжении последних 10 лет показывает перспективность токенов, распределенных реестров и смарт-контрактов. В 2021 г. капитализация цифровых валют уже превысила отметку в 1 трлн долларов. Существует некоторое опасение, что цифровые активы и цифровые валюты могут свободно конкурировать с реальными деньгами и в некотором смысле подорвать монополию банков и платежных систем, но пока этот вопрос остается открытым и серьезных опасений у крупных банковских систем не вызывает.

Пандемия коронавируса, локдаун, а также требование соблюдать социальную дистан-

цию значительно увеличили использование электронных платежей, влияние цифровых финансовых активов на мировую экономику, ускорили развитие цифровой экономики. «Как наши жизни внезапно стали цифровыми, так и наши платежи, — сказала председатель Европейского центрального банка К. Ла-гард. — Произошел всплеск онлайн-платежей и переход к бесконтактным платежам в магазинах». Недавний опрос Европейского центрального банка показал, что половина потребителей готова платить безналичным способом. «Вряд ли процесс обратится вспять, когда пандемия закончится», — подытожила К. Лагард [2].

Процесс интеграции отечественной экономики в современную систему международных экономических отношений должен обеспечивать надежную защиту национальных интересов Российской Федерации. В нашей стране предпринимались различные попытки законодательного урегулирования взаимоотношений, возникающих в результате использования криптовалюты в так называемой цифровой экономике, которые до настоящего времени не доходили до принятия какого-либо их регулирующего нормативного правового акта. Различные споры, возникающие в судах, редко приводили к тому, чтобы криптовалюта была оценена как имущество, конфискована и арестована в соответствии с законодательством Российской Федерации. Причина заключается в том, что отсутствовали нормы закона, на которые можно было ссылаться. Только в 2019 г. Верховный Суд Российской Федерации вынес постановле-ние1, разъясняющее, что денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенные в результате совершения преступления, могут выступать предметом преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации2 [1].

Немногим ранее, в 2018 г., на рассмотрение в Государственную Думу был внесен законопроект, утвержденный 31 июля 2020 г. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ получил название «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 (далее — закон «О ЦФАиЦВ») и вступил в силу 1 января 2021 г. Целью его стало точное определение цифровых финансовых активов как объекта цифровой экономики, выработка правильной системы движения цифровой валюты на территории Российской Федерации. Сделано это было достаточно вовремя, так как сама цифровая экономика находится только на пути становления,

1 О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

и регуляция ее потоков на территории Российской Федерации была необходима.

Вместе с тем в указанном федеральном законе имеются некоторые расхождения в определении терминов, относящихся к цифровым финансовым активам и цифровой валюте, с международным стандартом — словарем технологии блокчейн ISO 22739:2020(en).

В соответствии со стандартом ISO 22739:2020(en) даются следующие определения:

— блокчейн — распределенный реестр с обоснованными блоками, заданными в последовательную цепочку с использованием криптографических источников. В примечании к определению указано, что блокчейны предназначены для защиты от несанкционированного доступа и создания завершенных и не редактируемых записей в распределенном реестре;

— распределенный реестр — это такой реестр, который является общим для набора битовых узлов и синхронизируется между узлами DLT с использованием механизма консенсуса (правила, по которым происходит генерация блоков в блокчейне) [5].

В соответствии же с п. 7 ст. 1 Закона «О ЦФАиЦВ» под распределенным реестром мы понимаем совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов.

При сравнении двух дефиниций можно сказать, что определение распределенного реестра дано некорректно, если ссылаться на систему международных стандартов. Получается, что некоторый комплекс баз данных, осуществляющий синхронизацию между собой и резервное копирование, можно считать распределенным реестром. Любая база данных работает на основе определенных алгоритмов. Соответственно, если ссылаться на закон «О ЦФАиЦВ» можно любую базу данных назвать распределенным реестром. Но тут следует отметить, что законодатель сделал это скорее всего намеренно, преследуя цель введения своих понятий, близких к международным, для продвижения государственной цифровой валюты, отличающейся некоторым образом от общепринятых стандартов.

В соответствии с законом «О ЦФАиЦВ» цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие:

— денежные требования;

— возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;

— права участия в капитале непубличного акционерного общества;

— право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

Следует отметить, что в законе «О ЦФАиЦВ» ничего не сказано о криптова-люте и блокчейне. Также в соответствии с указанным федеральным законом криптовалюты не являются цифровыми денежными средствами, движение которых будет разрешено на территории Российской Федерации, в связи с тем, что нет самого определения крипто-валюты. Эксперты Moscow Digital School говорят: «Тогда как от закона ожидали введения единого аппарата и понятийной правовой базы для всего криптовалютного рынка в целом, он стал основой исключительно для цифро-визации российских активов, выпуска цифровых дубликатов ценных бумаг по российскому праву, которые сложно выводить на международный рынок» [4].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в нашем законодательстве определены четкие понятия цифровых финансовых активов и цифровой валюты с точки зрения их правоприменения на территории страны. Вместе с тем есть определенные расхождения с общепринятыми и закрепленными в международном стандарте определениями цифровых финансовых активов, что предполагает появление дополнительных нормативных правовых актов в законодательстве Российской Федерации. Но если учесть, что международный стандарт терминов «блокчейн» и «распределенный реестр» был создан для понимания криптовалют, то закон «О ЦФАиЦВ» ведет к созданию своей государственной цифровой

валюты внутри нашей страны, которая никак не может относится к криптовалюте по причине отсутствия единого эмитента [3], а цифровая валюта внутри государства будет поддержана Центральным Банком Российской Федерации. Учитывая высокую криминализацию в области цифровых финансовых активов и цифровой валюты, такое введение понятий было необходимым и достаточно своевременным. Движение цифровой валюты внутри государства необходимо полностью регулировать, преследуя цель установления режима законных операций в сфере цифровой экономики, что также дает возможность отслеживать операции, которые были произведены с ее помощью. Должным образом будет осуществлен контроль за ходом операций от лица к лицу с помощью распределенного реестра, который, с одной стороны, дает возможность исключить вмешательство третьих лиц в процессы переводов цифровой валюты, но вместе с тем при появлении сомнений в законности операций позволяет отследить в ходе вмешательства правоохранительных органов, откуда и куда были осуществлены переводы.

В настоящее время при грамотной реализации закона «О ЦФАиЦВ» за ним стоит будущее цифровой экономики, но пока некоторые моменты его реализации не совсем точно прописаны в дополнительных нормативных правовых актах либо федеральных законах и не понятны будущим участникам рынка цифровых финансовых активов, в связи с чем присутствует необходимость более подробного изучения данного вида цифровых услуг.

Список литературы:

1. Верховный Суд РФ разъяснил порядок применения норм УК РФ по делам об отмывании денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем. URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/proc_74/activity/ legal- education/explain?item=25 385873 (дата обращения: 15.01.2022).

2. Е-волюция денег. Чем грозит цифровая валюта в руках Центробанка. URL: https:// finance.rambler.ru/markets/44928934-e-volyutsiya-deneg-chem-grozit-tsifrovaya-valyuta-v-rukah-tsentrobanka (дата обращения: 15.01.2022).

3. Цифровизация экономики и развитие финансовых технологий формируют запрос общества на новые, передовые способы платежей. URL: https://cbr.ru/analytics/d_ ok/dig_ruble (дата обращения: 15.01.2022).

4. Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России. URL: https://www.rbc.ru/crypto/ news/5f69eab99a794753755fe0b9 (дата обращения: 15.01.2022).

5. ISO 22739:2020(en) Blockchain and distributed ledger technologies — Vocabulary. URL: https:// www.iso.org/obp/ui/ru/#iso:std:iso:22739:ed-1:v1:en:term:3.22 (дата обращения: 15.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.