Научная статья на тему 'Криминологический анализ противодействия допинговой преступности'

Криминологический анализ противодействия допинговой преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПИНГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИДОПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СПОРТИВНАЯ КРИМИНОЛОГИЯ / ДОПИНГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СУБСТАНЦИИ И МЕТОДЫ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ В СПОРТЕ / АНТИДОПИНГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / СПОРТИВНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОПИНГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / DOPING / STATE ANTI-DOPING REGULATION / SPORTS CRIMINOLOGY / DOPING CRIME / SUBSTANCES AND METHODS PROHIBITED IN SPORTS / ANTI-DOPING MONITORING / SPORTS LEGAL AWARENESS / PREVENTION OF DOPING CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савичев А. А.

Одним из наиболее актуальных направлений современного государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, несомненно, является борьба с допингом. При этом в условиях криминализации таких противоправных деяний, как склонение к использованию или использование в отношении спортсмена запрещенных субстанций и методов, в рамках реализации государственной антидопинговой политики России особое значение приобретают ее криминологические аспекты. Цель настоящего исследования состоит в выявлении наиболее эффективных криминологических мер по совершенствованию государственного антидопингового регулирования. При помощи методов анализа, синтеза, дедукции, индукции и статистического наблюдения была дана общая характеристика допинговой преступности, определен комплекс ее ключевых причин и условий, которые следует учитывать при выработке и реализации государственной антидопинговой политики. За счет использования метода правового моделирования была обоснована эффективность антидопингового мониторинга как особого средства обеспечения спортивного правопорядка, сформулировано авторское определение данного понятия, дана характеристика его криминологического механизма. Указанные результаты были получены в рамках изучения официальной судебно-статистической информации, данных СМИ, нормативной правовой базы, научной литературы. Практическое значение результатов исследования определяется возможностью нормативного закрепления мер по устранению либо минимизации рассмотренных факторов допинговой преступности, а также создания на практике централизованной системы анализа, прогнозирования и предупреждения соответствующих преступных деяний, то есть антидопингового мониторинга. Эта система предполагает реализацию таких мер, как сбор и анализ данных правоприменительной практики, изучение динамики допинговых преступлений, исследование спортивного правосознания субъектов спортивных правоотношений в части их отношения к допингу, получение и обобщение иных показателей, необходимых для эффективного предупреждения указанных преступных посягательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological analysis of counteraction to the doping crime

Of course, one of the most topical orientations of modern state regulation in the field of physical culture and sports is the fight against doping. At the same time, in the conditions of criminalization of such illegal acts as inducement to use or use of prohibited substances and methods in relation to athlete, within the framework of the implementation of the state anti-doping policy of Russia, its criminological aspects acquire a special importance. The purpose of this study is to identify the most effective criminological measures for improvement of the state anti-doping regulation. With the help of methods of analysis, synthesis, deduction, induction and statistical observation, a general characteristic of doping crime was given, a set of its main causes and conditions that should be considered in the generation and implementation of the state anti-doping policy was determined. Due to the using of the method of legal modeling, the effectiveness of anti-doping monitoring as a special instrument of support of sports and legal order was substantiated. The author’s definition of this concept was formulated. The characteristic of its criminological mechanism was given. These results were obtained in the framework of the study of official judicial and statistical information, media data, normative legal base, scientific literature. The practical value of the results of the study is determined by the possibility of normative fixation of measures to eliminate or minimize the factors of doping crime, as well as the creation in practice of a centralized system of analysis, forecasting and prevention of relevant criminal acts, that is, anti-doping monitoring. This system involves the implementation of such measures as the collection and analysis of data about law enforcement, the study of the dynamics of doping crimes, the study of sports legal consciousness of subjects of sports relations in terms of their attitude to doping, obtaining and generalization of other indicators necessary for the effective prevention of these criminal attacks.

Текст научной работы на тему «Криминологический анализ противодействия допинговой преступности»

УДК 343.9.01 Савичев А. А.

С. 47—57

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДОПИНГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Одним из наиболее актуальных направлений современного государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, несомненно, является борьба с допингом. При этом в условиях криминализации таких противоправных деяний, как склонение к использованию или использование в отношении спортсмена запрещенных субстанций и методов, в рамках реализации государственной антидопинговой политики России особое значение приобретают ее криминологические аспекты. Цель настоящего исследования состоит в выявлении наиболее эффективных криминологических мер по совершенствованию государственного антидопингового регулирования. При помощи методов анализа, синтеза, дедукции, индукции и статистического наблюдения была дана общая характеристика допинговой преступности, определен комплекс ее ключевых причин и условий, которые следует учитывать при выработке и реализации государственной антидопинговой политики. За счет использования метода правового моделирования была обоснована эффективность антидопингового мониторинга как особого средства обеспечения спортивного правопорядка, сформулировано авторское определение данного понятия, дана характеристика его криминологического механизма. Указанные результаты были получены в рамках изучения официальной судебно-статистической информации, данных СМИ, нормативной правовой базы, научной литературы. Практическое значение результатов исследования определяется возможностью нормативного закрепления мер по устранению либо минимизации рассмотренных факторов допинговой преступности, а также создания на практике централизованной системы анализа, прогнозирования и предупреждения соответствующих преступных деяний, то есть антидопингового мониторинга. Эта система предполагает реализацию таких мер, как сбор и анализ данных правоприменительной практики, изучение динамики допинговых преступлений, исследование спортивного правосознания субъектов спортивных правоотношений в части их отношения к допингу, получение и обобщение иных показателей, необходимых для эффективного предупреждения указанных преступных посягательств.

Ключевые слова: допинг; государственное антидопинговое регулирование; спортивная криминология; допинговая преступность; субстанции и методы, запрещенные в спорте; антидопинговый мониторинг; спортивное правосознание; предупреждение допинговых преступлений.

Введение

В настоящее время физическая культура и спорт занимают особое место среди наиболее приоритетных направлений государственной политики Российской

Федерации. Несомненно, популяризация указанных сфер общественных отношений на современном этапе во многом стала результатом проведения в России таких крупнейших международных

спортивных мероприятий, как Летняя Универсиада в Казани 2013 г., Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи 2014 г., Кубок Конфедераций и Чемпионат мира по футболу 2017 и 2018 годов соответственно, Зимняя Универсиада в Красноярске 2019 г.

Безусловно, развитие спорта с точки зрения совершенствования соответствующей инфраструктуры и расширения досуговых возможностей для граждан может способствовать укреплению здоровья широких слоев населения, в том числе, за счет включения в сферу физкультурно-оздоровительной активности отдельных социальных категорий (несовершеннолетних, граждан с ограниченными возможностями здоровья, лиц пожилого возраста).

Вместе с тем, развитие спорта на современном этапе характеризуется не только общественно полезными, но и негативными явлениями, в частности, в виде тех или иных противоправных посягательств, нарушающих основы спортивного правопорядка. С этой точки зрения, в качестве одной из наиболее актуальных проблем следует рассматривать широкое распространение практики применения субстанций и методов, запрещенных в спорте.

При этом отдельными исследователями высказывается мнение, что данную тенденцию остановить невозможно [3, с. 212]. Однако, следует согласиться с позицией о недопустимости легализации допинга [2, с. 99]. В противном случае спорт утратит свою социальную ценность, выражающуюся в создании условий для объединения людей на принципах честной игры, укреплении общественного здоровья и развитии человеческого потенциала.

В условиях нараставшего в последнее время давления на российских атлетов со стороны мировой спортивной общественности и на фоне отстранения от крупнейших стартов отдельных спортсменов или целой делегации из России (как это было на Летних Паралимпийских играх 2016 г. в Рио-де-Жанейро) борьба с допинговыми правонарушениями стала одним из главных направлений развития отечественного законодательства о физической культуре и спорте.

Описание исследования

Одной из наиболее существенных мер государственной антидопинговой политики России на современном этапе является комплексное совершенствование соответствующей нормативной правовой базы. Проводимая в настоящее время активная работа по модернизации массива нормативных правовых предписаний антидопинговой направленности на всех уровнях публичной политической власти, несомненно, должна способствовать снижению численности допинговых правонарушений.

Вместе с тем, в современных условиях в системе мер обеспечения спортивного правопорядка с точки зрения его защищенности от противоправных посягательств, связанных с допингом, наряду с совершенствованием норм законодательства, особую актуальность приобретают меры криминологического характера.

Необходимость практического использования в рамках государственного антидопингового регулирования криминологических мер обусловлена относительно недавней интеграцией допинговых правонарушений в сферу уголовно-правового регулирования. То есть вести речь о допинговой преступности как о самодостаточном феномене правовой действительности России в полной мере стало возможным на фоне введения в Уголовный Кодекс Российской Федерации составов преступлений, предусмотренных статьями 230.1 (склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте) и 230.2 (использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте).

Несомненно, научно-практическое осмысление допинговой преступности способно внести значительный вклад в развитие отечественной криминологической науки, в частности, спортивной криминологии, рассматриваемой отдельными авторами в качестве особого исследовательского направления. Роль указанной научной сферы сводится к изучению и анализу закономерностей возникновения и развития преступности в сфере спорта; процессов криминализации данных общественных отношений, их причин

и условий; личности преступника—представителя сферы спорта и механизмов его преступного поведения; особенностей вик-тимизации граждан, связанных со спортивной деятельностью; возможностей предупреждения спортивной преступности [9, с. 131; 10, с. 22].

Таким образом, криминализация склонения к использованию и использования в отношении атлетов субстанций и методов, запрещенных в спорте, позволяет вести речь о том, что допинговые правонарушения могут рассматриваться в качестве самодостаточного сегмента спортивной преступности, что должно предопределять их непосредственную интеграцию в состав объекта исследования современной криминологической науки.

Для наиболее полного научно-практического осмысления основных аспектов борьбы с допинговой преступностью, необходимо рассмотреть криминологическую характеристику и детерминанты соответствующих уголовно наказуемых деяний.

В рамках анализа криминологической характеристики допинговой преступности следует обратить внимание, что при осуществлении мер государственного антидопингового регулирования должны учитываться наиболее актуальные показатели состояния криминогенной ситуации в данной сфере. Так, одним из главных рисков на современном этапе является угроза все более широкого распространения допинга среди молодых спортсменов.

В этом смысле, наглядным примером может служить ситуация, сложившаяся 13—14 января 2018 г., когда допинг-офицеры Российского антидопингового агентства решили поприсутствовать на Чемпионате и первенстве Сибирского федерального округа по легкой атлетике в Иркутске. В результате с соревнований по различным причинам сразу же снялись 36 легкоатлетов. В их числе было четыре юниора до 23 лет, 14 юниоров до 20 лет и семь девушек до 18 лет [7, с. 101].

Наряду с этим, одной из наиболее актуальных проблем, связанных с противодействием допинговой преступности, является ее повышенная латентность. Выявление рассматриваемых преступлений существенно затрудняется тем, что атлеты,

нарушающие антидопинговые правила, зачастую не подозревают о противоправном характере совершаемых в отношении них действий.

В числе факторов, негативно влияющих на уровень латентности рассматриваемых преступлений, выделяется также определенная изолированность, закрытость спортивного сообщества от внешнего влияния и проникновения. Специфика спортивной деятельности накладывает отпечаток на модели поведения всех лиц, имеющих непосредственное к ней отношение. Строгая дисциплина, подчинение, единоначалие — по сути военные принципы управления коллективом—нашли свое отражение и в спортивной сфере. Кроме того, в работах зарубежных и отечественных исследователей встречается мнение о том, что необходимость выявления преступлений в сфере спорта, в том числе, допинговой направленности, требует наличия специальных знаний как в области организации спорта в целом, так и отдельных спортивных мероприятий в частности [4, с. 163; 7, с. 100].

В связи с этим, государством должны предприниматься меры, направленные на обеспечение большей открытости спортивной сферы для правоохранительных структур, средств массовой информации, представителей общественных организаций. В части необходимости наличия специальных знаний для выявления и расследования допинговых преступлений, государственная антидопинговая политика может включать в себя такие меры, как совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов, разработка специальных информационных материалов с разъяснением отдельных вопросов, а также привлечение специалистов в сфере физической культуры и спорта к соответствующей работе правоохранительных структур.

Эффективность реализации мер государственного антидопингового регулирования зависит также от того, насколько комплексным является воздействие этих мер на непосредственные причины допинговых правонарушений. То есть антидопинговая политика должна учитывать максимально широкий спектр

факторов и условий, способствующих нарушению антидопинговых правил. С этой точки зрения, основные усилия государства следует сосредоточить на устранении либо минимизации причин допинговой преступности.

В качестве одной из основных детерминант преступных деяний, связанных с применением субстанций и методов, запрещенных в спорте, можно рассматривать убежденность многих атлетов, тренеров, иных специалистов в сфере физической культуры и спорта в невозможности добиться крупных спортивных успехов без использования допинга. Данная установка формируется, во многом, под влиянием таких факторов, как применение допинга другими спортсменами [5, с. 63], использование соперниками субстанций и методов, являющихся результатами новейших научных разработок и отсутствующих в запрещенных списках [14, с. 14] либо терапевтическое использование ими запрещенных препаратов (например, широкое распространение получила практика разрешенного использования противоастматических средств [1, с. 34]).

Кроме того, росту числа допинговых преступлений может способствовать уклонение спортивных педагогов от профилактической работы с юными спортсменами [12, с. 71], что может препятствовать формированию у них такой важнейшей составляющей спортивного правосознания, как нетерпимость к достижению спортивных результатов за счет использования субстанций и методов, запрещенных в спорте.

Следует отметить, что одним из основных факторов, снижающих эффективность государственного антидопингового регулирования на современном этапе, является разобщенность и несогласованность действий правоохранительных органов, Российского антидопингового агентства и структур государственной власти. В частности, сотрудники правоохранительных органов должны уделять большее внимание сведениям о нарушениях антидопинговых правил, размещенным в открытом доступе, в том числе, на официальных сайтах и в средствах массовой информации. Представителями правоохранительных структур в Российское антидопинговое агентство должны направляться запросы

о предоставлении документов, подтверждающих выявленный факт нарушения спортсменами антидопинговых норм, на основании которых будет приниматься решение о проведении доследственной проверки с последующим возбуждением уголовного дела. Главная задача установления обстоятельств совершения допингового правонарушения — определить, является ли оно следствием преступных действий лиц, ответственных за подготовку спортсмена, его медико-биологическое обеспечение либо иных специалистов в области физической культуры и спорта [6, с. 50].

В рамках анализа детерминант допинговой преступности в России следует обратить внимание на то, что ряд существенных факторов, усугубляющих состояние криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере, отражен в Национальном плане борьбы с допингом в российском спорте от 1 февраля 2017 г. Среди нерешенных проблем выделяются невысокий уровень солидарности спортсменов, тренеров и иных специалистов в вопросе абсолютного неприятия противоправного поведения в области соблюдения антидопинговых правил; несовершенная система оплаты труда специалистов в области физической культуры и спорта, способствующая форсированию спортивной подготовки на разных этапах любыми средствами, в том числе путем возможного склонения спортсменов к употреблению допинга; слабое научно-методическое обеспечение процесса спортивной подготовки, обусловленное низким уровнем организации и проведения научных исследований в спорте.

В целом, в настоящее время государством предпринимаются определенные меры по устранению либо минимизации рассмотренных факторов роста допинговой преступности. Так, прослеживается корреляция отдельных направлений антидопинговой политики, предусмотренных Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года1, и рассмотренных

1 Расп. Правительства РФ от 17.10.2018 г. № 2245-р «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г.» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г.»). СПС «КонсультантПлюс».

выше проблем в соответствующей сфере, в том числе, обозначенных в Национальном плане борьбы с допингом в российском спорте.

Среди указанных направлений следует обратить внимание на разработку мер против использования юными спортсменами запрещенных допинговых средств и (или) методов; мониторинг обеспечения повышения средней заработной платы тренеров государственных и муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, до средней заработной платы в соответствующем регионе; издание материалов антидопинговой направленности для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Обобщая результаты анализа криминологической характеристики допинговой преступности, ее причин и условий, а также вопросов противодействия соответствующим преступным деяниям на современном этапе, отметим следующее. Несмотря на то, что в настоящее время государством реализуется достаточно широкий комплекс мер антидопинговой направленности, отдельные значимые аспекты предупреждения допинговой преступности по-прежнему остаются вне поля зрения субъектов государственного антидопингового регулирования.

Одной из наиболее существенных проблем видится отсутствие на практике единой централизованной системы анализа криминогенной ситуации в сфере использования запрещенных в спорте субстанций и методов. Функционирование такой системы на постоянной основе могло бы способствовать более эффективному предупреждению преступных посягательств допинговой направленности.

По справедливому замечанию отдельных авторов, предупреждение преступности на основе анализа криминогенной ситуации и социальных явлений, тесно связанных с преступностью, приобретает всё большую актуальность и востребованность [11, с. 34]. При помощи объективного и полного криминологического мониторинга становится возможным не только осуществить анализ состояния преступности, но и спрогнозировать тенденции развития криминогенной ситуации в дальнейшем. При этом криминологический

мониторинг находит применение повсеместно и затрагивает в изучении не только основные показатели преступности, но и административную практику, оперативную обстановку, экономические, политические процессы в обществе, негативные социальные явления, оказывающие непосредственное влияние на преступность.

Исходя из этого, полагаем, что для более эффективной реализации антидопинговых норм целесообразным является использование на государственном уровне единой, функционирующей на постоянной основе системы наблюдений и оценки допинговой ситуации в спорте, т. е. антидопингового мониторинга. Указанная система должна предполагать комплексное отслеживание явлений и процессов, связанных с допингом.

В настоящее время в правовых актах Российской Федерации используются такие понятия, как «национальная (федеральная) система мониторинга и управления ситуацией в плане борьбы с допингом в Российской Федерации»1 и «мониторинг применения запрещенных в спорте субстанций и методов»2. В качестве одной из составляющих первого понятия закрепляется сегмент профилактики употребления допинга, а также лекарственных препаратов и спортивного питания, содержащих запрещенные субстанции. Вместе с тем, не упоминается о каких-либо иных аспектах функционирования соответствующей системы. Второе понятие, предусмотренное московским региональным законодательством о физической культуре и спорте, означает комплекс мероприятий по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе направленный на предотвращение использования или попытки использования субстанций и (или) метода, которые включены в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. При этом закрепляемый

1 Национальный план борьбы с допингом в российском спорте : принят Независимой общественной антидопинговой комиссией 1 февраля 2017 г. СПС «КонсультантПлюс».

2 Расп. Департамента физической культуры и спорта Города Москвы от 26 марта 2008 г. № 220 «О комплексе мер по контролю применения запрещенных веществ и методов московскими спортсменами». СПС «КонсультантПлюс».

комплекс таких мероприятий ограничивается их планированием, организацией взятия биологических проб у спортсменов, их исследованием и рассмотрением выявленных допинговых нарушений.

Таким образом, в части нормативного закрепления понятий, так или иначе, связанных с мониторингом допинговой ситуации, либо не отражен широкий спектр соответствующих мероприятий, либо указанные понятия изначально используются в определенном узком значении.

В связи с этим, для более полного научно-практического осмысления мониторинга применения субстанций и методов, запрещенных в спорте, может быть использован термин «антидопинговый мониторинг». Его определение может быть сформулировано следующим образом: «это действующая на постоянной основе единая государственная система наблюдений, анализа и прогноза использования участниками соревновательной и тренировочной деятельности субстанций и методов, запрещенных в спорте, и противодействия неправомерным проявлениям, связанным с применением указанных субстанций и методов».

Несмотря на то, что в настоящее время уголовно-правовым полем охватываются только такие субъекты допинговых правонарушений, как тренеры, специалисты по спортивной медицине и иные специалисты в области физической культуры и спорта, криминологический механизм антидопингового мониторинга должен включать в себя наблюдение и за непосредственными участниками соревновательной деятельности, т. е. спортсменами, которые могут быть субъектами соответствующих административных правонарушений.

Это обусловлено теми сущностными характеристиками общего понятия криминологического мониторинга, которые были указаны выше. Речь идет, в частности, о необходимости учета, наряду с основными показателями преступности, административной практики и негативных социальных явлений, непосредственно влияющих на состояние преступности.

Исходя из этого, криминологический механизм антидопингового мониторинга

должен включать в себя анализ соответствующих статистических данных правоприменительной практики; опросов и анкетирования спортсменов, тренеров, специалистов в области спортивной медицины, иных специалистов в области физической культуры и спорта, сотрудников правоохранительных и судебных органов; динамики выявления допинговых правонарушений; практики привлечения к ответственности.

В целом статистические данные современной правоприменительной практики России свидетельствуют о незначительном числе рассмотренных за последние годы дел о нарушении антидопинговых норм, что обуславливается, в том числе, сложностью выявления рассматриваемых противоправных деяний, о чем упоминалось выше. Это касается не только допинговых преступлений, но и соответствующих административных проступков.

Так, данные официальной судебно-ста-тистической информации 2013—2018 гг. свидетельствуют о единичных случаях рассмотрения административных дел по статье 6.18 КоАП РФ. Всего за указанный период по соответствующим административным составам было рассмотрено лишь 4 дела1.

Численность рассматриваемых на современном этапе уголовных дел, связанных с нарушением антидопинговых правил, также невелика. Так, первое дело по статье 230.2 УК РФ было доведено до суда в 2019 г., т. е. спустя более двух лет с момента закрепления соответствующего состава на законодательном уровне2.

Несмотря на относительно небольшое число рассматриваемых допинговых дел, их учет в рамках антидопингового мониторинга должен играть особую роль. Регулярное наблюдение за динамикой данного показателя способно обеспечить наиболее оперативное реагирование

1 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [офиц. сайт]. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 08.07.2019).

2 До суда доведено первое дело по статье 230.2 УК РФ // Российское антидопинговое агентство : [офиц.

сайт]. URL: http://rusada.ru/news/press-releases/the-first-case-under-article-230-2-of-the-crimmal-code-of-the-russian-federation-brought-to-court/ (дата обращения: 11.07.2019).

государства на негативные изменения допинговой ситуации в спорте.

Вместе с тем, существующая система официальной судебно-статистической отчетности в части отражения количественных показателей рассмотренных за отчетный период уголовных дел о применении запрещенных в спорте субстанций и методов является недостаточно наглядной. В настоящее время в рамках данной системы указанные дела объединяются с иными преступными составами, связанными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В данную группу входят составы, предусмотренные статьями 228—234.1 УК РФ1.

Исходя из этого, при формировании официальной судебно-статистиче-ской отчетности видится целесообразным выделение уголовных дел, рассматриваемых по статьям 230.1 и 230.2 УК РФ, в самостоятельную категорию.

Наряду с получением и анализом данных правоприменительной практики, в качестве важной основы функционирования криминологического механизма антидопингового мониторинга следует рассматривать учет результатов опросов и анкетирования спортсменов, тренеров, специалистов в области спортивной медицины и иных лиц, участвующих в подготовке атлетов.

При помощи соответствующего социологического инструментария может быть обеспечена оценка таких важных для антидопингового мониторинга показателей, как:

1) уровень «антидопинговой грамотности» субъектов соревновательного и тренировочного процесса (включая степень осведомленности указанных лиц о сущности допинга, об актуальных перечнях субстанций и методов, запрещенных в спорте, а также знание иных нормативных правовых основ противодействия допингу);

2) распространенность практики проведения профилактической работы на уровне спортивных организаций;

3) степень удовлетворенности тренеров и иных специалистов в сфере физической

1 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [офиц. сайт]. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891 (дата обращения: 11.07.2019).

культуры и спорта условиями профессиональной деятельности, в том числе, возможностями материально-технического, научного, медико-биологического обеспечения и оплаты труда;

4) уровень спортивного правосознания в части максимально широкого распространения нетерпимости к допингу со стороны субъектов спортивных правоотношений и их приверженности принципам честной игры, несовместимым с применением субстанций и методов, запрещенных в спорте.

При проведении указанных социологических исследований отдельное внимание должно уделяться также выявлению и анализу ключевых факторов виктими-зации спортсменов, поскольку виктимное поведение самих атлетов можно рассматривать в качестве одной из наиболее существенных детерминант допинговой преступности.

Обозначенный аспект антидопингового мониторинга в условиях достаточно интенсивного развития специальных виктимологических направлений, в том числе, спортивной виктимологии [8, с. 37; 13, с. 65], должен выступать в качестве особой составляющей системы наблюдений, анализа и прогнозирования в сфере допинговой преступности.

Применительно к спортсменам наибольшая репрезентативность выборки в рамках опросов и анкетирования на предмет их отношения к допингу может быть обеспечена при условии формирования данной выборки за счет включения в нее атлетов, представляющих максимально широкий спектр видов спорта; возрастных групп (юниоры, молодежь, взрослые); спортивных званий и разрядов. То есть каждая из соответствующих категорий, формируемых по указанным параметрам, должна быть представлена примерно равным числом случайных участников.

Кроме того, результаты рассматриваемых мероприятий могут использоваться для выявления регионов России с наиболее сложной допинговой ситуацией, в том числе, с точки зрения уровня спортивного правосознания субъектов соответствующих правоотношений в части их отношения к допингу.

Заключение

Обобщая результаты исследования криминологических аспектов противодействия допинговой преступности в России, можно сделать следующие выводы.

В условиях криминализации противоправных деяний по склонению к использованию и использованию в отношении атлетов запрещенных в спорте субстанций и методов необходимость широкого применения в системе государственного антидопингового регулирования мер криминологической направленности приобретает особое значение.

В рамках совершенствования государственной политики в сфере борьбы с допингом в настоящее время уделяется большое внимание противодействию таким ключевым факторам роста допинговой преступности, как низкий уровень спортивного правосознания субъектов спортивных правоотношений в части их нетерпимого отношения к допингу; неудовлетворенность системой оплаты труда специалистов в области физической культуры и спорта, способствующая форсированию спортивной подготовки на разных этапах любыми средствами, в том числе путем возможного склонения спортсменов к употреблению допинга; слабое научно-методическое обеспечение процесса спортивной подготовки, обусловленное низким уровнем организации и проведения научных исследований в спорте.

Вместе с тем, общий потенциал мер криминологического характера позволяет существенно повысить эффективность государственного антидопингового регулирования. Это может быть достигнуто за счет расширения комплекса причин и условий допинговой преступности, принимаемых во внимание при выработке и реализации соответствующих направлений политики в сфере физической культуры

и спорта, а также нормативного закрепления максимально широкого спектра мер, осуществляемых в рамках функционирования единой централизованной системы анализа криминогенной ситуации, связанной с допингом.

Исходя из этого, представляется обоснованной дальнейшая теоретическая разработка такой научной категории, как «антидопинговый мониторинг» с последующим внедрением криминологического механизма указанной категории в практическую деятельность по предупреждению соответствующих преступных посягательств.

Для полноценной реализации криминологического механизма антидопингового мониторинга следует обеспечить максимально широкое распространение практики регулярных социологических исследований. Проведение опросов и анкетирования спортсменов, тренеров, специалистов в области спортивной медицины и других субъектов соревновательного и тренировочного процесса может способствовать установлению ключевых детерминант допинговой преступности, прогнозированию изменений криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере, оперативному реагированию на потенциальные риски, связанные с ростом числа соответствующих преступных посягательств.

При этом в рамках осуществления указанных социологических мероприятий особое внимание должно уделяться спортсменам как потенциальным жертвам преступлений допинговой направленности. Речь идет о необходимости выявления основных факторов виктими-зации атлетов, что позволит обеспечить получение наиболее полной информации о причинах и условиях преступности, связанной с использованием субстанций и методов, запрещенных в спорте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bonini, S., Brusasco, V., Carlsen, K. H., Delgado, L., Giacco, S. D., Haahtela, T., Rasi, G., Cauwenberge, P. B. Diagnosis of asthma and permitted use of inhaled 6 2-agonists in athletes // Allergy. 2004. Vol. 59. no. 1. pp. 33—36.

2. Jenkins, P. Doping in sport // The Lancet. 2002. Vol. 360. no. 9327. pp. 99—100.

3. MacAuley, D. Drugs in sport // BMJ: British Medical Journal: International Edition. 1996. Vol. 313. no. 7051. pp. 211—215.

4. Sarkozy, T. Regulation in sport as a borderline case between state and law regulation and self-regulation // Acta Juridica Hungarica. 2001. Vol. 42. no. 3/4. pp. 159—180.

5. Sweeney, H. L. Gene doping // Scientific American. 2004. Vol. 291. no. 1. pp. 62—69.

6. Алексеева, А. П. Особенности расследования преступлений, совершенных в сфере спорта / А. П. Алексеева // Противодействие ирестуииости в сфере профессионального сиорта : тезисы докладов и сообщений международной иаучио-ирактической конференции / Комитет Государственной Думы ио физической культуре, сиорту, туризму и делам молодежи [и др.]. — 2019. — С. 49—52.

7. Алексеева, А. П. Проблемы выявления фактов склоиеиия к использованию или использования в отношении спортсмена запрещенных в спорте субстанций и (или) методов / А. П. Алексеева // Труды Академии управления МВД России. — 2018. — N 2 (46). — С. 97—102.

8. Алексеева, А. П. Профессиональный спортсмен как жертва преступных посягательств / А. П. Алексеева // Вестиик Волгоградской академии МВД России. — 2008. — N 2 (7). — С. 37—44.

9. Алексеева, А. П. Спортивная криминология как иовое иаиравлеиие для исследований /

A. П. Алексеева // Развитие российского ирава: новые контексты и поиски решения проблем / III Московский юридический форум. Х Международная иаучио-ирактическая конференция : в 4-х частях (Москва, 6—9 апреля 2016 г.). — Москва : Проспект, 2016. — С. 129—131.

10. Клеймеиов, М. П. Спортивная криминология. / М. П. Клеймеиов // Уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью в сфере спорта: материалы всероссийской научно-практической конференции (18 марта 2011 г.). — Омск : ОА МВД России, 2011. — С. 21—27.

11. Профилактика преступлений в Санкт-Петербурге и Ленинградской области иа основе анализа состояния преступности: методические рекомендации. / В. Б. Клишков, А. Ю. Сагайдак,

B. В. Пасынков [и др.]. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. — 100 с.

12. Сергеев, В. Н. Анализ отношения юных спортсменов к употреблению доииигов в тренировочном процессе / В. Н. Сергеев // Успехи современной иауки и образования. — 2016. — Т. 1, N 8. — С. 68—71.

13. Тимииа, Т. Н. Виктимиость и виктимизация как основные категории криминальной виктимологии / Т. Н. Тимииа // Вестиик Волгоградской академии МВД России. — 2015. — N 3 (34). — С. 64—69.

14. Ширков, Ю. А. Борьба с допингом посредством информационных систем / Ю. А. Ширков // Региональный вестиик. — 2019. — N 3 (18). — С. 14—15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления статьи в редакцию: 03.12.2019 г.

Сведения об авторе:

САВИЧЕВ Алексей Аркадьевич. Юрисконсульт ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов».

115114, г. Москва, 1-й Дербеневский переулок, дом 5, стр. 4, оф. 101.

E-mail: ucx7801@mail.ru.

Для цитирования:

Савичев, А. А. Криминологический анализ противодействия допинговой преступности / А. А. Савичев // Виктимология. — 2020. — N 1 (23). — С. 47—57.

Savichev A. A.

CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF COUNTERACTION TO THE DOPING CRIME

Of course, one of the most topical orientations of modern state regulation in the field of physical culture and sports is the fight against doping. At the same time, in the conditions of criminalization of such illegal acts as inducement to use or use of prohibited substances and methods in relation to athlete, within the framework of the implementation of the state anti-doping policy of Russia, its criminological aspects acquire a special importance. The purpose of this study is to identify the most effective criminological measures for improvement of the state anti-doping regulation. With the help of methods of analysis, synthesis, deduction, induction and statistical observation, a general characteristic of doping crime was given, a set of its main causes and conditions that should be considered in the generation and implementation of the state anti-doping policy was determined. Due to the using of the method of legal modeling, the effectiveness of anti-doping monitoring as a special instrument of support of sports and legal order was substantiated. The author's definition of this concept was formulated. The characteristic of its criminological mechanism was given. These results were obtained in the framework of the study of official judicial and statistical information, media data, normative legal base, scientific literature. The practical value of the results of the study is determined by the possibility of normative fixation of measures to eliminate or minimize the factors of doping crime, as well as the creation in practice of a centralized system of analysis, forecasting and prevention of relevant criminal acts, that is, anti-doping monitoring. This system involves the implementation of such measures as the collection and analysis of data about law enforcement, the study of the dynamics of doping crimes, the study of sports legal consciousness of subjects of sports relations in terms of their attitude to doping, obtaining and generalization of other indicators necessary for the effective prevention of these criminal attacks.

Keywords: doping; state anti-doping regulation; sports criminology; doping crime; substances and methods prohibited in sports; anti-doping monitoring; sports legal awareness; prevention of doping crimes.

REFERENCES

1. Bonini S., Brusasco V., Carlsen K. H., Delgado L., Giacco S. D., Haahtela T., Rasi G., Cauwenberge P. B. Diagnosis of asthma and permitted use of inhaled 6 2-agonists in athletes. Allergy, 2004, vol. 59, no. 1, pp. 33—36.

2. Jenkins P. Doping in sport. The Lancet, 2002, vol. 360, no. 9327, pp. 99—100.

3. MacAuley D. Drugs in sport. BMJ: British Medical Journal: International Edition, 1996, vol. 313, no. 7051, pp. 211—215.

4. Sarkozy T. Regulation in sport as a borderline case between state and law regulation and self-regulation. Acta Juridica Hungarica, 2001, vol. 42, no. 3/4, pp. 159—180.

5. Sweeney H. L. Gene doping. Scientific American, 2004, vol. 291, no. 1, pp. 62—69.

56

BMKTMMOflOiMfl • 2020. № 1 (23)

6. Alekseeva, A. P. Osobennosti rassledovaniya prestupleniy, sovershennykh v sfere sporta / A. P. Alekseeva // Protivodeystvie prestupnosti v sfere professionalnogo sporta : tezisy dokladov i soobshcheniy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Komitet Gosudarstvennoy Dumy po fizicheskoy kulture, sportu, turizmu i delam molodezhi [i dr.]. — 2019. — S. 49—52.

7. Alekseeva, A. P. Problemy vyyavleniya faktov skloneniya k ispolzovaniyu ili ispolzovaniya v otnoshenii sportsmena zapreshchennykh v sporte substantsiy i (ili) metodov / A. P. Alekseeva // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. — 2018.—№ 2 (46).—S. 97—102.

8. Alekseeva, A. P. Professionalnyy sportsmen kak zhertva prestupnykh posyagatelstv / A. P. Alekseeva // Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii. —2008. — № 2 (7). — S. 37—44.

9. Alekseeva, A. P. Sportivnaya kriminologiya kak novoe napravlenie dlya issledovaniy / A. P. Alekseeva // Razvitie rossiyskogo prava: novye konteksty i poiski resheniya problem / III Moskovskiy yuridicheskiy forum. X Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya : v 4-kh chastyakh (Moskva, 6—9 aprelya 2016 g.). — Moskva : Prospekt, 2016. — S. 129—131.

10. Kleymenov, M. P. Sportivnaya kriminologiya. / M. P. Kleymenov // Ugolovno-pravovye aspekty borby s prestupnostyu v sfere sporta : materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (18 marta 2011 g.).—Omsk : OA MVD Rossii, 2011.—S. 21—27.

11. Profilaktika prestupleniy v Sankt-Peterburge i Leningradskoy oblasti na osnove analiza sostoyaniya prestupnosti : metodicheskie rekomendatsii. / V. B. Klishkov, A. Yu. Sagaydak, V. V. Pasynkov [i dr.]. — Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2017. — 100 s.

12. Sergeev, V. N. Analiz otnosheniya yunykh sportsmenov k upotrebleniyu dopingov v trenirovochnom protsesse / V. N. Sergeev // Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya. — 2016. — T. 1, № 8.—S. 68—71.

13. Timina, T. N. Viktimnost i viktimizatsiya kak osnovnye kategorii kriminalnoy viktimologii / T. N. Timina // Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii. — 2015. — № 3 (34). — S. 64—69.

14. Shirkov, Yu. A. Borba s dopingom posredstvom informatsionnykh sistem / Yu. A. Shirkov // Regionalnyy vestnik. — 2019.—№ 3 (18).—S. 14—15.

Information about author:

SAVICHEV Aleksey Arkad'evich, Lawyer of FSBI "Main basin department for fisheries and conservation of aquatic biological resources".

5, 1-y Derbenevskiy pereulok, str. 4, of. 101, Moscow, 115114, Russia. E-mail: ucx7801@mail.ru.

For citation:

Savichev A. A. Kriminologichyeskiy analiz protivodyeystviya dopingovoy pryestupnosti [Criminological analysis of counteraction to the doping crime]. Viktimologiya [Victimology], 2020, no. 1 (23), pp. 47—57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.