УДК 796.06
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ДОПИНГОМ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
Т.А. Самсоненко1, доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой философии, культуроведения и социальных коммуникаций,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, С.Д. Багдасарян2, доктор исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, С.В. Петрова2, доктор политических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, А.В. Сидорова2, студентка,
Сочинский государственный университет, г. Сочи.
Контактная информация для переписки:1350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected].
23540 00, Россия, г. Сочи, ул. Советская, 26-а, Тел.: (862) 264-84-81, e-mail: [email protected].
Настоящее исследование представляет анализ правового регулирования борьбы с допингом. В статье рассмотрены нормативные правовые акты, имеющие классификацию в зависимости от их юридической силы: международные конвенции и стандарты в области борьбы с применением спортсменами допинга, федеральное законодательство Российской Федерации - Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; а также акты исполнительной власти РФ - приказы Министерства спорта РФ.
Результаты исследования позволили установить некоторые пробелы в области регулирования применения различных веществ, которые в силу непредвиденных обстоятельств, например, аварии, травмы, головокружения и т.п., могут быть использованы для улучшения состояния спортсмена. Однако нет гарантии того, что впоследствии это не принесет никакого вреда спортсмену, либо не будет расценено как использование допинга. Также актуальным остается вопрос о спортивной дисквалификации спортсменов и ответственности конкретных лиц за использование незаконных субстанций.
Таким образом, хочется отметить, что проблема, связанная с употреблением спортсменами запрещенных веществ и (или) методов, таких как кровя-
ной допинг, фармакологические, химические и механические манипуляции с биологическими жидкостями, будет существовать всегда, поскольку в результате прогресса в различных сферах жизнедеятельности человечества будут появляться все новые вещества и методы, которые в последующем могут попасть в список запрещенных средств.
Ключевые слова: спортивное законодательство, антидопинговое законодательство, правовое регулирование, Международный олимпийский комитет (МОК), допинговые средства, допинг, антидопинговые правила, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА).
Для цитирования: Самсоненко Т.А., Багдасарян С.Д., Петрова C.B., Сидорова А.В. Правовое регулирование борьбы с допингом на международном и национальном уровнях // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 133-138.
For citation: Samsonenko Т., Bagdasaryan S., Petrova S., Sidorova A. Legal regulation of anti-doping at the international and national levels. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice.], 2018, no 4, pp. 133-138 (in Russian).
Актуальность. В современном мире весомое значение имеют спортивные победы, поскольку они дают стимул для становления и улучшения различных схем, технических и тактических задач в сфере спорта. Лекарственные средства, которые запрещены как
допинговые, стимулирующие и повышающие активность атлетов во время тренировок, оказываются ненатуральными и не совпадают с этической стороной спортивной подготовки, а самое главное - приводят к внутренним нарушениям в психологии и физиологии именно спортсмена [5, с. 45]. Актуальность обусловлена проблемой допинга - новых веществ, субстанций и способов для достижения спортивных рекордов атлетов, что становится нарушением спортивного права.
Результаты исследования. Основная задача по регулированию и применению требований в соответствии с общими нормами международного спортивного права заключается в выявлении и запрете употребления препаратов спортсменами.
Международное олимпийское наследие насчитывает 130 лет и достаточно четко определяет нормативно-правовые аспекты спортивного регламента: Олимпийская хартия 1894 г., Международная хартия физического воспитания и спорта, провозглашенная Генеральной конференцией ООН в Париже 21 ноября 1978 г.; Устав международного спортивного арбитражного суда 1984 г., Конвенция против применения допинга 1989 г., Спортивная хартия Европы, принятая 7-й конференцией министров по спорту европейских стран в г. Родос 15 мая 1992 г.; Кодекс спортивного арбитража 1994 г., Антидопинговый кодекс олимпийского движения 1999 г., Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте 2005 г., Медицинский кодекс Международного олимпийского комитета 2009 г. и др.
Всемирное антидопинговое агентство (далее -ВАДА) выступает в качестве методологического и координирующего центра, который направляет работу основных антидопинговых организаций для отдельных стран и видов спорта - национальные антидопинговые организации и международные федерации, которые разрабатывают свои правила, соответствующие основным положениям Кодекса ВАДА, а также приводят механизмы реализации положений названного Кодекса, учитывая условия страны или определенного вида спорта.
Существует Всемирная антидопинговая программа, которая введена Кодексом ВАДА, а также другими документами агентства. Как отмечает М.В. Тимец, данная программа «имеет три уровня, где документы первого и второго уровня носят императивный (обязательный) характер для всех антидопинговых и спортивных организаций, а документы третьего уровня носят рекомендательный характер» [13, с. 24].
Уровень первый - Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА 2015 г. (принят 03 марта 2003 г. в Копенгагене на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте). Он содержит антидопинговые правила, которым должны следовать спортсмены и антидопинговые организации во всех странах и видах спорта, а также позволяет унифицировать принципы борьбы с допингом - одна схема для взятия пробы у всех спортсменов, одни и те же санкции для нарушителей одинаковых правил и т.п. [16].
По мнению К. Бойцова и О. Чикириса, «антидопинговые правила сравнимы с правилами соревнований и являются спортивными правилами, по которым проводятся соревнования. Соответственно, спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях и обязаны их соблюдать» [3].
Уровень второй - международные стандарты.
1. Стандарт списка запрещенных к употреблению во время соревнований методов и веществ публикуется один раз в год в виде перечня недопустимых препаратов. Последний вариант подобного списка опубликован 1 января 2018 г.
2. Стандарт для спортсмена, получившего подтверждение на использование препаратов для терапевтического лечения, необходимо четко следовать предписаниям по употреблению подобных веществ в связи с правилами организации контроля.
3. Стандарт тестирования начинается с процедуры ознакомления атлета о взятии проб и об отправлении его данных в лабораторию - все эти шаги расписаны и определены для достижения четкого и направленного проведения тестов, а также для персонификации и неподдельности анализов спортсмена.
4. Стандарт лабораторий определяет извлечение истинных данных при рассмотрении проб на допинг.
5. Стандарт противодействия допинга в спорте поддерживает практически любую информацию, которая поможет выявить применение запрещенных препаратов во время тренировок спортсменов, а также на спортивных мероприятиях.
Уровень третий - деятельность и требования ВАДА. Разработан и создан для эффективной работы с нормативными документами при осуществлении главных мероприятий по выявлению запрещенных препаратов.
Международный олимпийский комитет (МОК), законодательства многих стран, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) определяют существующий на сегодня порядок употребления атлетами веществ и способов для увеличения их трудоспособности и выносливости, запрещают сам факт применения подобных препаратов спортсменами.
В свою очередь государственная политика РФ строго определяет систему четкого контроля за использованием запрещенных препаратов в области спорта. Правительство России полностью поддерживает все требования международных организаций через принятие государственных мер по запрещению допинговых веществ на всей территории РФ, поддерживает требования по выявлению запрещенных субстанций на всех уровнях спортивной активности и способствует их полному отчуждению атлетами.
Отметим, что необходимость включения в российское законодательство специальных положений, касающихся использования допинговых средств и (или) методов в спорте, возникла в момент ратификации РФ Конвенции против применения допинга EST № 135, подписанной 16 ноября 1989 г. в Страсбурге, и Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте [14, 15].
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ ст. 26 [20] предусматривает все виды нарушений антидопингового правила и устанавливает обязанности Общероссийской антидопинговой организации, а также предусматривает меры по предотвращению вмешательства в результаты официальных спортивных соревнований [20].
Перечень допинговых средств и методов утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в настоящее время это Министерство спорта РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 348.2 Трудового кодекса РФ закреплена обязанность спортсменов проходить допинг-контроль, чего требует трудовой договор в части соблюдения общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными организациями [18]. В области уголовно-правового регулирования законодатель предусматривает ответственность за склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (ст. 230.1 УК РФ). Санкции, которые предусматривает данная статья, варьируются от штрафа и лишения специального звания до ограничения свободы [17].
Помимо вышеперечисленных актов в области антидопингового законодательства издаются и другие подзаконные акты, связанные с проведением допингового контроля в РФ [22, 23].
Согласно ч. 4 ст. 26 Закона о спорте (в редакции от 29.07.2018) «не допускаются нарушение антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, специалистами по спортивной медицине, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, использование в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании, запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Факт использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода спортсменом, а также в отношении животного, участвующего в спортивном соревновании, подтверждается только результатами исследований, проведенных в лабораториях, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством» [20].
В развитие положений Всемирного антидопингового кодекса в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 413-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также была дополнена ст. 6.18 гл. 6 КоАП РФ [19, 21].
Данная статья определяет, что за нарушение требований, закрепленных законом РФ о спорте и физической культуре, в части недопущения запрещенных веществ и методов в мир спорта, предусмотрена процедура отстранения тренеров, спортивных врачей или массажистов, нарушивших антидопинговые требования.
В юридической науке проблема спортивной дисквалификации уже давно является предметом оживленной дискуссии, где, в частности, предлагается возложить ответственность на родителей несовершеннолетних спортсменов в вопросе применения запрещенных препаратов. По мнению Е.Е. Стасеева, «вводя ответственность родителей и иных законных представителей, необходимо отразить ответственность и иных лиц, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних» [12, с. 19].
Хочется искренне надеяться на полное подтверждение контроля за запрещенными веществами в области регулирования права, тем не менее остается неясной ситуация о законной защите атлетов, которые принуждаются к подобному контролю.
Атлет добросовестно исполняет свои обязательства, но не чужие поручительства. Атлет не должен зависеть от некачественного проведения экспертиз по выявлению у него допинга. Кроме того, спортсмен не обязан подвергаться административным наказаниям за применение субстанций, которые не опубликованы административными ресурсами и не присутствуют в официальном списке запрещенных средств.
Несоответствие законодательства одного государства юридическим системам, общественным традициям и национальному праву других стран приводит часто к непониманию, отторжению представителей малознакомых культур и их представителей, естественно, оставляя за своей культурой пальму первенства во всех отношениях.
Необходимо отметить, что еще четверть века назад ученые предлагали разумные техники по предотвращению употребления запрещенных веществ в области спорта. Многие исследователи в своих работах предполагали возникновение в будущем проблем со стимулирующими веществами в спорте, даже доказывали необходимость борьбы с подобными явлениями, чтобы не допустить полного краха олимпийского мирового движения [7, 8].
В заключение хочется сказать, что сама человеческая природа вызывает у индивида необходимость завоевания наибольших высот в спорте, в карьерном росте, бизнесе, политике всеми разрешенными, запрещенными, законными и не всегда легальными способами. «Victorum sunt, non judicatur» (Победителей не судят) - этой истине несколько тысяч лет, но необходимо в современном спортивном мире справедливо и честно проводить антидопинговую политику, процедуры объявления, выявления, медицинские пробы должны быть «прозрачными». Санкционная политика со стороны международных антидопинговых структур не должна быть нацелена на дискриминацию по принципу расы, нации, гражданства, так называемые «точечные», несправедливо применяемые штрафные действия к атлету по политическим мотивам, не применяемые одновременно к основной массе других спортсменов, дискредитируют в этом случае саму суть спортивных состязаний. Тренеры, атлеты, чиновники
от спорта, спонсоры от рекламы должны понимать, что незаконное употребление запрещенных веществ и технологий в сфере спорта несет большое количество побочных эффектов, угрожающих здоровью и самой жизни спортсменов.
Выводы. Таким образом, проведенные исследования в области правового регулирования борьбы с допингом на международном и национальном уровнях, а также употребления запрещенных веществ спортсменами РФ выявили два основных вопроса по искоренению данной проблемы:
- вопросы, связанные с правовым регулированием процедуры медицинского обследования спортсменов при проведении контроля над употреблением запрещенных веществ в области спорта;
- вопросы, связанные с мерой ответственности конкретных лиц по использованию незаконных субстанций и запрещенных методов для достижения спортивных рекордов атлетов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Aмиров И.М. Aнтидопинговое законодательство в России и за рубежом / И.М. Aмиров, A.A. Беляев // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2016.- № 4 (74). - С. 28-32.
2. Битюкова С.Е. Проблемы антидопингового законодательства в Российской Федерации / С.Е. Битюкова, МА Родин // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]:<ahref=»http://www. scienceforum.ru/2015/874/16184»>www.scienceforum. ru/2015/874/16184</a> (дата обращения: 18.07.2018).
3. Бойцов К. ВAДA, кругом ВAДA: как живется спортсменам под пристальным надзором комиссаров Всемирного антидопингового агентства / К. Бойцов, О. Чики-рис // Советский спорт. - 2007. - 17 августа.
4. Вулах М. Г. Государственно-правовые аспекты борьбы с допингом в профессиональном спорте // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 3 (110). - С. 190-194.
5. Граевская Н.Д. Проблема допинга в спорте // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни: XXI век: сб.науч.тр. - М., 1999. - С. 45-49.
6. Губжоков A.X. Проблема допинга в современном спорте // Современный ученый. - 2017. - № 3. -С. 139-142.
7. Kayser B. Current anti-doping policy: a critical appraisal / B. Kayser, A. Mauron, A. Miah // BMC Med.Ethics. - 2007. - Vol. 8. - P. 2.
8. Mazanov J. Vale WADA, are «World Sports Drug Agency» / J. Mazanov // Performance Enhancement and Health. -2013. - Vol. 2, № 2. - P. 80-83.
9. McNamee M. J. Confidentiality, disclosure and doping in sports medicine / M. J. McName, N. C. Phillips // British J sportsmed. - 2011. - Vol. 45. - P. 174-177.
10. Платонов В. Борьба с допингом в олимпийском спорте: кризис и пути его преодоления // Наука в олимпийском спорте. - 2016. - № 2. - С. 64-90.
11. Саруханян Л.А. Проблема допинга в современном спорте / Л.А. Саруханян, Т.С. Давудов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. поматериалам XXXII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М. : «МЦНО», 2016. - №3 (31). - С. 87-97.
12. Стасеев Е.Е. Ответственность за допинг спорте // Спорт: экономика, право, управление. - 2010. - № 3.
- С. 18-20.
13. Тимец М.В. Всемирное антидопинговое агентство: структура и основные направления деятельности // Спорт: экономика, право, управление. - 2005. - № 4.
- С. 23-26.
Законодательные и нормативные документы
14. Конвенция против применения допинга ETS № 135 (Страбсбург, 16 ноября 1989 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2000. - № 2. - С. 14.
15. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Заключена в г. Париже 19.10.2005) // Бюллетень международных договоров. - 2007. - № 9. -С. 20-46.
16. Всемирный антидопинговый кодекс 2015 / перевод с английского А.А. Анцелиович, А.А. Деревоедов (НП «РУСАДА»). - Минск: «Альтиора - живые краски», 2014. - 132 с.
17. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. -1996. -№ 25. - Ст. 2954; - 2018. - № 31. - Ст. 4818.
18. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. -2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3; - 2018. - № 32 (ч. 1). -Ст. 5108.
19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1).
- Ст. 1; - 2018. - № 32 (ч. 2). - Ст. 5119.
20. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФБ (ред. от 29.07.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - № 50. -Ст. 6242; - 2014. - № 31. - Ст. 4861.
21. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 413-ФБ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7355.
22. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 13 мая 2009 г. № 293 «Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - № 40; - Российская газета. - 2011. - № 165.
23. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 09.08.2016 № 947 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. - 2016. - № 8.
LEGAL REGULATION OF ANTI-DOPING AT THE INTERNATIONAL AND NATIONAL LEVELS
^ Samsonenko, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Philosophy, Cultural Studies and Social Communication Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
S. Bagdasaryan, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor of the Theory and History of State and Law Department,
S. Petrova, Doctor of Political Sciences, Associate Professor of the Theory and History of State and Law
Department,
A. Sidorova, Student,
Sochi State University, Sochi.
Contact information for correspondence: 354000, Russia, Sochi, Sovetskaya str., 26a, tel.: (862) 264-84-81, e-mail: [email protected].
This study provides the analysis of the legal regulation of anti-doping. The article deals with the normative legal acts that have a classification depending on its legal force: International conventions and standards in the field of anti-doping, Federal Legislation of the Russian Federation - the Labor Code of the Russian Federation, the Criminal Code of the Russian Federation, the Code of Administrative Offences, the Federal Law «On physical education and sports in the Russian Federation»; also the acts of the Executive Branch of the Russian Federation - orders of the Ministry of Sports of the Russian Federation. The results of the study revealed some gaps in the regulation of the use of various substances that due to unforeseen circumstances, such as accidents, injuries, dizziness, etc., can be used to improve the condition of an athlete. However, there is no guarantee that in the future it will not bring any harm to an athlete or will not be regarded as the use of doping. Also the question of sports disqualification of athletes and the responsibility of individuals for the use of illegal substances is still relevant.
Thus, it should be noted that the problem associated with the use of banned substances and (or) methods such as blood doping, pharmacological, chemical and mechanical manipulations with biological fluids by athletes will always exist, because as a result of the progress in various fields of human activity, new substances and methods will appear, which may subsequently be included in the Prohibited list.
Keywords: sports legislation, anti-doping legislation, legal regulation, International Olympic Committee (IOC), doping means, doping, anti-doping rules, World Anti-Doping Agency (WADA).
References:
1. Amirov I. M., Belyaev A.A. Anti-Doping law in Russia and abroad. Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Institute of law of the Ministry of internal Affairs of Russia], 2016, no 4 (74), pp. 28-32. (in Russian).
2. Bityukova S.E. Rodin M.A. Problems of anti-doping legislation in the Russian Federation. Materialy' VIIMezhdun-arodnoj studencheskoj e'lektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchny'j forum» [Proceedings of the VII international student scientific conference "Student scientific forum"] [Electronic resource]:<ahref="http:// www.scienceforum.ru/2015/874/16184">www.science-forum.ru/2015/874/16184< / a> (Accessed 18.07.2018). (in Russian).
3. Fighters K. WADA, around WADA: how to live athletes under the close supervision of the commissioners of the world anti-doping Agency / K. Fighters, O. Chikiris. Sovetskij sport [Soviet sport], 2007, August 17. (in Russian).
4. Vulakh M.G. State-legal aspects of anti-doping in professional sports. Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii [Bulletin of the Saratov state law Academy], 2016, no 3 (110), pp. 190-194. (in Russian).
5. Graevskaya N.D. The problem of doping in sport. Sport-ivnaya biologiya i medicina v povy'shenii kachestva zhizni: XXI vek: sb.nauch.tr [Sports biology and medicine to improve the quality of life: the XXI century: collection of scientific works.Tr.], Moscow, 1999, pp. 45-49. (in Russian).
6. Gubzhokov, A. H. The Problem of doping in modern sport. Sovremenny'j ucheny'j [Modern scientist], 2017, no 3, pp. 139-142. (in Russian).
7. Kayser B., Mauron A., Miah A. Current anti-doping policy: a critical appraisal. BMCMed.Ethics, 2007, vol. 8, pp. 2.
8. Mazanov J. Vale WADA, are "World Sports Drug Agency". Performance Enhancement and Health, 2013, Vol. 2, no 2, pp. 80-83.
9. McNamee M.J., Phillips N.C. Confidentiality, Disclosure and Doping in Sports Medicine // British J sportsmed, 2011, vol. 45, pp. 174-177.
10. Platonov V. Fight against doping in Olympic sport: crisis and ways to overcome it. Nauka volimpijskom sporte [Science in Olympic sport], 2016, no 2, pp. 64-90. (in Russian).
11. Sarukhanyan A.L., Davydov T. S. The Problem of doping in sports today. Molodezhny'j nauchny'j forum: Gumanitarny'e nauki: e'lektr. sb. st. pomaterialam XXXII stud. mezhdunar. zaochnoj nauch.-prakt. konf. [Youth science forum: Humanities: electr. collection of articles
of pmaterials XXXII stud. international. correspondence science.- prakt. Conf.], Moscow: "MCNO", 2016, no 3 (31), pp. 87-97. (in Russian).
12. Staseev E.E. Responsibility for doping sport. Sport: e'konomika, pravo, upravlenie [Sport: Economics, law, management], 2010, no 3, pp. 18-20. (in Russian).
13. Timets M.V. World anti-doping Agency: structure and main activities. Sport: e'konomika, pravo, upravlenie [Sport: Economics, law, management], 2005, no 4, pp. 23-26. (in Russian).
Legislative and regulatory documents
14. Convention against doping ETS No. 135 (Strasbourg, 16 November 1989). Byulleten' mezhdunarodny'x dogovo-rov [Bulletin of international treaties], 2000, no 2, pp. 14. (in Russian).
15. International Convention against doping in sport (Concluded in Paris 19.10.2005). Byulleten' mezhdunarodny'x dogovorov [Bulletin of international treaties], 2007, no 9, pp. 20-46. (in Russian).
16. World anti-doping code 2015 / English translation Ant-selovich A.A., Derevoedov A.A. (NP "RUSADA"), Minsk: "Altiora-living colors", 2014, 132 p.
17. Criminal code of the Russian Federation, of 13 June, 1996, no 63-FZ (as amended on 29.07.2018). SZ RF [Sz the Russian Federation], 1996, no 25, St. 2954; 2018, no 31, St. 4818. (in Russian).
18. The labour code of the Russian Federation of 30 December 2001 no 197-FZ (as amended on 03.08.2018). SZ RF [Sz the Russian Federation], 2002, no 1 (part 1). St. 3; 2018, no 32 (part 1). St. 5108. (in Russian).
19. The Russian code of administrative offences of 30 December 2001 no 195-FZ (as amended on 03.08.2018). SZ RF [Sz the Russian Federation], 2002, no 1 (part 1). St. 1; 2018. no 32 (part 2). St. 5119. (in Russian).
20. Federal law dated 04 December 2007 n 329-FZ (ed. from 29.07.2018) "On physical culture and sport in the Russian Federation". SZ RF [Sz the Russian Federation], 2007, no 50. St. 6242; 2014, no 31. St. 4861. (in Russian).
21. Federal law of December 06, 2011 № 413-FZ (ed.from 03.07.2016) "on amendments to the Code of administrative offences of the Russian Federation and articles 26 and 26.1 of the Federal law "On physical culture and sports in the Russian Federation". SZ RF [Sz the Russian Federation], 2011. no 50. St. 7355. (in Russian).
22. Order of the Ministry of sports, tourism and youth policy of the Russian Federation of may 13, 2009, no 293 "On approval Of the procedure for doping control" // Bulletin of normative acts of Federal Executive authorities. 2009, no 40; Rossijskayagazeta [Russian newspaper], 2011, no 165. (in Russian).
23. Order of the Ministry of sports, tourism and youth policy of the Russian Federation dated 09.08.2016 no 947 "on approval of the all-Russian anti-doping rules". Sbornik oficial'ny'x dokumentov i materialov Ministerstva sporta RF [Collection of official documents and materials of the Ministry of sports of the Russian Federation], 2016, no 8. (in Russian).
Поступила / Received 03.10.2018 Принята в печать / Accepted 07.12.2018