Амиров Искандер Маратович
кандидат юридических наук, доцент, Уфимский юридический институт МВД России (e-mail: amirov_isk@mail.ru)
Антидопинговый правопорядок в России
В статье рассматриваются положения российского законодательства, направленные на борьбу с допингом в спорте. Анализируется специфика существующего в России правопорядка в сфере противодействия нарушениям установленных антидопинговых правил.
Ключевые слова: допинг, антидопинговые правила, антидопинговый правопорядок.
I.M. Amirov, Master of Law, Assistant Professor, Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: amirov_isk@mail.ru
Anti-doping law and order in Russia
This article sifts Russian legislative provisions in the fight against doping in sport. The specific feature of the existing law and order in Russia in the field of counteracting violations of the set of anti-doping rules has been analyzed.
Key words: doping, anti-doping rules, anti-doping law and order.
В конце 2014 г. на немецком телевизионном канале был продемонстрирован документальный фильм, в котором высказывались обвинения в том, что в национальной сборной России по легкой атлетике запрещенные препараты употребляют почти 100% спортсменов, и в том, что о таком положении дел известно руководству спортивных федераций и Российского антидопингового агентства, которое способствует, а иногда и принуждает к употреблению запрещенных препаратов. Авторы фильма в основном опирались на показания бывшей российской спортсменки Юлии Русановой и ее мужа Виталия Степанова (бывшего сотрудника Российского антидопингового агентства) [1]. К сожалению, в рамках расследования, инициированного Международной легкоатлетической федерацией и Международным антидопинговым агентством, ряд высказанных обвинений нашел свое подтверждение. В результате более 4 тыс. спортсменов были лишены права принимать участие в международных соревнованиях, в их числе такие прославленные олимпийцы, как Елена Исинбаева, Иван Ухов, Анна Чичерова, Екатерина Конева, Дарья Клишина, Сергей Шу-бенков. Кроме того, комитет Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) признал не соответствующей Всемирному антидопинговому кодексу работу Российского антидопингового агентства (РУСАДА) и вынес решение о приостановке его работы.
Несмотря на дисквалификации и громкие отставки, уже весной 2016 г. разразился очередной резонансный допинговый скандал с участием российских спортсменов. В употре-
блении мельдония, который вошел в список запрещенных в спорте препаратов с 1 января 2016 г., были уличены такие известные спортсмены, как велогонщик Эдуард Ворганов, фигуристка Екатерина Боброва, теннисистка Мария Шарапова, конькобежец Павел Кулижников, шорт-трекисты Семен Елистратов и Екатерина Константинова, волейболист Александр Маркин, биатлонист Эдуард Латыпов и др. [2].
Практически до открытия Олимпийских игр в бразильском Рио было неясно, кто из российских спортсменов будет в них участвовать. В результате на основании отчета комиссии Всемирного антидопингового агентства под руководством эксперта Ричарда Макларена был отстранен от участия в Олимпиаде-2016 целый ряд российских спортсменов, в том числе сборные по легкой и тяжелой атлетике в полном составе.
Но и это еще не все. Абсолютной неожиданностью для всех стали дисквалификация всей параолимпийской сборной России и лишение Параолимпийского комитета России членства в Международном параолимпийском комитете. Таким образом, для российских спортсменов-инвалидов был установлен запрет на участие и в других международных соревнованиях под эгидой этой международной организации.
В средствах массовой информации высказывались многочисленные предположения о политизации ситуации вокруг борьбы с допингом, о системе двойных стандартов и даже о политической травле российских спортсменов. Вместе с тем, как справедливо отметил Президент России
175
В.В. Путин на международном форуме «Россия -спортивная держава», «нужно признать, что мы и сами дали этому повод - совершили ряд ошибок и просчетов в этой чувствительной области» [2].
В связи с этим весьма актуальными становятся исследования, направленные на совершенствование механизма борьбы с нарушением антидопинговых правил в спорте [3; 4].
В России проводилась достаточно жесткая антидопинговая политика. Так, нашей страной были ратифицированы Конвенция против применения допинга, подписанная 16 ноября 1989 г в Страсбурге государствами - членами Совета Европы, иными государствами - участниками Европейской культурной конвенции, а также рядом других [5], и Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте [6]. В рамках реализации указанных документов законодатель внес соответствующие изменения в сфере борьбы с использованием в спорте запрещенных средств и (или) методов.
В частности, базовый Закон о спорте закрепляет механизм борьбы с нарушениями антидопинговых правил в России. Законодательно допинг в спорте был определен как нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте [7].
Все запрещенные для использования в спорте средства и методы вносятся согласно Международному стандарту Всемирного антидопингового агентства в соответствующий список, обновляемый ежегодно. Данный список утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, т.е. Министерством спорта РФ (ранее - Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ) [8]. Им же утверждаются Общероссийские антидопинговые правила [9] и Порядок проведения допинг-контроля [10].
Исходя из положений Всемирного антидопингового кодекса, изменения внесли и в административное законодательство [11]. В частности, появилась ст. 6.18 гл. 6 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде дисквалификации за нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отно-
шении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а также ответственность за указанные действия, но совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена.
В настоящее время в первом чтении был рассмотрен законопроект, предусматривающий применение уголовной ответственности за нарушение антидопинговых правил. По мнению экспертов, он будет принят до конца 2016 г. Как известно, данные меры уже были введены в целом ряде стран: Италии, Франции [12], Греции [13] и др. Представляется, что криминализация нарушений антидопинговых правил повлечет за собой целый ряд организационно-правовых последствий. В частности, весьма целесообразным станет создание специального подразделения в структуре органов внутренних дел, которое будет заниматься расследованием и раскрытием преступлений, связанных с нарушением антидопинговых правил [14].
Таким образом, в отечественном законодательстве борьбе с употреблением допинга уделяется достаточно большое внимание. Вместе с тем, следует согласиться с мнением Н.А. Жабина о том, что «какие бы современные методы допинг-контроля ни использовались, борьба с применением допинговых препаратов не может быть достаточно эффективной без широкой разъяснительной и воспитательной работы со спортсменами, тренерами, врачами, оргработниками спорта» [3]. Как представляется, сколь-нибудь существенных результатов в противодействии нарушению антидопинговых правил удастся добиться только благодаря применению комплексных мер организационного, правового и экономического характера. Данный комплекс мер и образует структуру антидопингового правопорядка России.
На наш взгляд, структурными элементами антидопингового правопорядка являются:
1. Нормы права, направленные на противодействие нарушению антидопинговых спортивных правил. Они содержатся в представленных выше нормативных правовых актах международного и национального уровня, а также в нормативных актах, принимаемых общественными спортивными организациями.
2. Субъекты (участники) антидопингового правопорядка. Наряду с традиционными субъ-
176
ектами спортивных правоотношений (спортсмены, тренеры, организаторы соревнований и т.д.), следует выделить такие специфические субъекты, как антидопинговые агентства, антидопинговые лаборатории, а также офицеры антидопинговых агентств и т.д.
3. Права и обязанности субъектов (участников) антидопингового правопорядка. Перечень этих прав и обязанностей содержится как в нормативных правовых актах, регламентирующих процедуры противодействия употреблению допинга в спорте, так и в трудовых договорах (контрактах) и различного рода инструкциях для субъектов спортивных правоотношений. В частности, каждому спортсмену антидопинговыми правилами предписывается указывать свое местонахождение для того, чтобы его могли внезапно проверить антидопинговые офицеры (ст. 24 Закона о спорте) [7], что, в свою очередь, является достаточно ощутимым ограничением прав спортсменов.
4. Антидопинговое правосознание. Как представляется, именно в направлении формирования негативного отношения к нарушению антидопинговых правил следует, прежде всего, сконцентрировать внимание государству в целом и спортивным функционерам всех уровней. Как высказался Президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Ма-миашвили, нарушитель антидопинговых правил должен перестать быть «рукопожатным», его должны презирать [2]. Таким образом, в спортивном сообществе необходимо создать атмосферу «абсолютной нетерпимости» к употреблению запрещенных препаратов.
5. Управление формированием, функционированием антидопингового правопорядка. После скандала с недопущением российских спортсменов на Олимпийские игры в Бразилии прозвучало много предложений по реформированию Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), увеличению прозрачности процедур принятия решений по включению тех или иных препаратов в список запрещенных. К примеру, в ситуации с мельдонием не было проведено соответствующих исследований ни о вреде этого препарата, ни о том, какие преимущества он дает спортсмену.
Волну возмущения в международном спортивном сообществе вызывает также непро-
1. http://Www.sovsport.ru/news/text-item/ 773093
2. ийи http://www.sport-express.ru/doping/news
зрачность процедуры выдачи разрешений на так называемое «терапевтическое использование» запрещенных препаратов, т.е. ситуация, когда, по сути, больной человек может применять допинг и выступать наравне с «чистыми» спортсменами. Заместитель председателя правительства В.Л. Мутко обратил внимание на то, что в сборной одной из стран число таких спортсменов достигло 200 человек [2].
Как следует из доклада Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) об организации процедуры выявления нарушений антидопинговых правил на Олимпийских играх 2016 г. в Бразилии, были выявлены существенные недоработки. Так, целый ряд спортсменов, которые вызывались для взятия пробы, просто не были своевременно найдены. Иногда их количество доходило до половины вызываемых. Кроме того, 4125 из 11470 спортсменов не сдавали допинг-тесты в 2016 г., при этом 1913 из них соревновались в видах спорта «высокой группы риска». Кроме того, примерно 100 взятых проб были не опознаны из-за ошибок в базе данных. Одна из проб появилась в лаборатории лишь спустя две недели после завершения Игр. А спортсменов-футболистов ни разу не проверили во внесорев-новательные дни [2]. Таким образом, следует отметить, что даже на соревнованиях самого высокого международного уровня допускаются упущения в организации антидопинговых процедур.
В России была создана специальная независимая комиссия по борьбе с допингом. Возглавил ее почетный президент Олимпийского комитета России, почетный член Международного олимпийского комитета Виталий Смирнов [2]. Целью данной комиссии является преобразование отечественного антидопингового механизма. В частности, ставится задача выйти на уровень полного отсутствия положительных допинг-проб у российских атлетов. В связи с этим представляется, что дальнейшие исследования антидопингового правопорядка должны быть направлены на изучение и выработку предложений по совершенствованию перечисленных выше элементов, что, безусловно, будет в целом способствовать очищению сферы спорта от такого негативного социального явления, как употребление допинга.
1. иИ1: http://www.sovsport.ru/news/text-item/ 773093
2. и/И: http://www.sport-express.ru/doping/news
177
3. Жабин Н.А. Борьба с допингом в России // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 1. С. 20-24.
4. Стасеев Е.Е. Ответственность за допинг в спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 3. С. 18-20.
5. Конвенция против применения допинга ETS № 135 // Бюл. международных договоров. 2000. № 2.
6. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте: заключена в Париже 19 окт. 2005 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: федер. закон от 7 мая 2010 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2010. № 19. Ст. 2290.
8. Об утверждении перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте: приказ Минспорта России от 17 дек. 2015 г. № 1194. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил: приказ Минспорта России от 9 авг. 2016 г. № 947. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля: приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 13 мая 2009 г. № 293 // Рос. газ. 2011. № 219.
11. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: федер. закон от 6 дек. 2011 г. № 413-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7355.
12. Папаниколау Д. Борьба с допингом во Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 4. С. 31-37.
13. Панагиотопулос Д. Уголовная ответственность за допинг по законодательству Гоеции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 4. С. 29-30.
14. Миронов А.Н., Васильев Ф.П., Амиров И.М. Правовое регулирование обеспечения правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в России // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 51-56.
3. Zhabin N.A. The fight against doping in Russia // Sports: economics, law, management. 2012. № 1. P. 20-24.
4. Staseev E.E. Responsibility for doping in sport // Sports: economics, law, management. 2010. № 3. P. 18-20.
5. Convention against doping ETS № 135 // Bull. of international treaties. 2000. № 2.
6. International Convention against doping in sport: concluded at Paris on Oct. 19, 2005. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
7. On amendments to the Federal law «On physical culture and sport in the Russian Federation»: fed. law d.d. May 7, 2010 № 82-FL// Coll. of legislation of the Russian Federation.
2010. № 19. Art. 2290.
8. About approval of lists of substances and (or) methods forbidden for use in sports: order of the Ministry of Sport of Russia d.d. Dec. 17, 2015 № 1194. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
9. About approval of the Russian anti-doping rules: order of the Ministry of Sport of Russia d.d. Aug. 9, 2016 № 947. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
10. About approval of the Procedure for doping control: order of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation d.d. May 13, 2009 № 293 //Rus. newsp. 2011. № 219.
11. On amendments to the Russian Code of Administrative Offences and articles 26 and 26.1 of the Federal law «On physical culture and sport in the Russian Federation»: fed. law d.d. Dec. 6, 2011 № 413-FL //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 50. Art. 7355.
12. Papanikolaou D. Fight against doping in France // Sports: economics, law, management.
2011. № 4. P. 31-37.
13. Panagiotopoulos D. Criminal liability for doping according to the Greek legislation // Sports: economics, law, management. 2011. № 4. P. 29-30.
14. Mironov A.N., Vasilyev F.P., Amirov I.M. Legal regulation of law enforcement during sports and other mass events in Russia // Administrative law and process. 2011. № 9. P. 51-56.
178