УДК 343.973
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ФИТОСАНИТАРНОГО, ВЕТЕРИНАРНОГО И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПУНКТАХ ПРОПУСКА
Виденева Ю.Н., Афонин Д.Н.
Отел МВД РФ по Александровскому району в Ставропольском крае Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF THE VIOLATIONS OF PHYTOSANITARY, VETERINARY AND SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL LEGISLATION AT CUSTOMS CHECKPOINTS
Vedeneeva Yu.N., Afonin D. N.
Department of the Interior Ministry in the Alexander area in the Stavropol region
St. Petersburg branch of Russian customs Academy
Аннотация
Авторами проведен статистический анализ правонарушений в области отдельных видов государственного контроля, который позволил выявить структуру, сущность и причины нарушений карантинного фитоса-нитарного, ветеринарного и санитарно-ка-рантинного законодательства. На основе полученных данных была разработана криминологическая модель нарушений карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного законодательства.
Ключевые слова: Криминологическая модель, статистический анализ, нарушения законодательства, отдельные виды государственного контроля.
Abstract
The authors conducted a statistical analysis of offenses in the field of individual types of state control, which revealed the structure, essence and causes of violations of quarantine phyto-sanitary, veterinary and sanitary and quarantine legislation. Based on these results was developed by the criminological model of violations of quarantine phytosanitary, veterinary and sanitary and quarantine legislation.
Keywords: Criminological model, statistical analysis, violations of the law, certain types of state control.
С вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2010 № 394ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» [1] Федеральной таможенной службе переданы полномочия по осуществлению в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации документального карантинного фитосанитарного,
ветеринарного и санитарно-карантинного контроля.
Формирование Евразийского экономического союза [2], новые экономические реалии, развитие информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен.
Тем не менее, в современных условиях, процесс выявления должностными лицами таможенных органов нарушений карантин-
БИТ 2017 Том 1 № 1
ного фитосанитарного, ветеринарного и са-нитарно-карантинного законодательства становится все сложнее, учитывая большие объемы и широту товарных позиций, а также огромное количество товаров прикрытия и непредсказуемость нарушителей, на фоне необходимости сокращения времени оформления и выпуска товаров [3]. В связи с этим возникает необходимость совершенствования информационно-технического обеспечения карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-ка-рантинного контроля.
Для разработки криминологических моделей нарушений фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства нами использованы методы криминологического прогнозирования.
Криминологическое прогнозирование строится практически на всех методах научного познания. Однако нарушения фитоса-нитарного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства носят сугубо социально-экономический характер. Поэтому прогнозирование преступности в сфере нарушений отдельных видов государственного контроля основывается на принципах и методах наиболее подходящих для анализа социально-экономических явлений. Не один из методов не может доминировать при анализе и в полной мере отражать исходную ситуацию, поэтому, для отражения основных аспектов нарушения
законодательства в данной сфере нами использован комплексный подход, применяя следующие научные методы криминологического прогнозирования:
- экстраполяция;
- моделирование;
- метод экспертных оценок
- статистический анализ;
- анализ документов;
- контент-анализ средств массовой информации
Данные методы, при применении их в изучении специфики нарушений фитосани-тарного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, целесообразно использовать при разработке криминологических моделей правонарушений в сфере таможенной деятельности.
Нами проведен статистический анализ динамики структуры дел об АП, возбуждённых в 2014-2015 в регионе деятельности СЗФО по статьям КоАП РФ (табл. 1). При этом использовался метод экстраполяции с применением интегрального показателя.
Исходя из данных, приведенных в таблице 1, выявим сравнительную оценку различий с помощью интегрального показателя структуры индекса Рябцева [4], который рассчитывается по следующей формуле:
. _ 11,(ш1-ш0)2
7рябцева ^Дш1+ш0)2
Таблица 2.1
Динамика структуры дел об АП, возбуждённых в 2014-2015 в регионе деятельности СЗФО по статьям КоАП РФ
Статьи Доля % И'! —^о И'! —^о О! -ш0)2 О! + ш0)2
КоАП
ст. 6.3 3 4 1 4 16 7 49
ст. 6.4 1 1 0 0 0 2 4
ст. 6.8 2 1 -1 7 49 3 9
ст. 6.16 2 2 0 1 1 4 16
ст. 10.2 14 15 1 18 324 29 841
ст. 10.3 13 13 0 11 121 26 676
ст. 10.6 12 12 0 3 9 24 576
ст. 10.7 11 10 -1 6 36 21 441
ст. 10.8 16 17 1 7 49 33 1089
ст. 10.12 12 11 -1 5 25 23 529
ст. 10.14 14 14 0 8 64 28 784
Всего: 100 100 0 70 694 200 40000
Таблица 2.
Динамика структуры уголовных дел, возбуждённых в 2014-2015 в регионе деятельности СЗФО по статьям УК РФ
статьи Доля % Г,., Л2 (н^ +и'0)2
УК РФ Ж! W1 —Н'о
ст. 238 19 20 1 1 39 1521
ст. 248 8 8 0 0 16 256
ст. 327 46 47 1 1 93 8649
Всего: 100 100 2 4 200 40000
где /Рябцева - индекс Рябцева; и/0 - удельный вес элемента структуры объекта за 2014;
удельный вес аналогичного элемента структуры объекта за 2015.
Применив значения таблицы 1, рассчитаем индекс Рябцева:
/р
= 0,1317
'Рябцева~ ^ 40000
Индекс Рябцева при расчетах всегда принимает модульное значение от 0 до 1, при этом, если полученное значение ближе к нулю, это свидетельствует о том, что различия структур незначительное, соответственно, если же значение ближе к 1, то и различие между структурами сильнее.
Интегральный показатель приближен к нулю, что свидетельствует о том, что в период с 2014 по 2015 произошло наименьшее изменение в структуре правонарушений, однако, наибольшее изменение произошло в структуре возбужденных дел по статьям 10.2, 10.7, 10.8 и 6.3 КоАП РФ.
Далее необходимо провести анализ динамики структуры уголовных дел, возбуждённых в 2014-2015 в регионе деятельности СЗФО по статьям
УК РФ. Для такого анализа целесообразно воспользоваться методом экстраполяции, с использованием интегрального показателя, таким же образом, как и был, проведен анализ структуры дел об административных правонарушениях. Данные приведены в табл. 2.
Исходя из данных, приведенных в табл. 3, выявим сравнительную оценку различий с помощью интегрального показателя структуры индекса Рябцева:
1р
= 0,001
,рябЦева~^40000
Невысокое значение индекса Рябцева свидетельствует о том, что в период с 2014 по 2015 произошло наименьшее изменение
в структуре правонарушений, однако, наибольшее изменение произошло в структуре возбужденных дел по статьям 238 и 327 УК РФ.
Анализ структуры правонарушений позволил сделать вывод о том, что за рассматриваемый период произошел рост нарушений карантинного фитосанитарного, ветеринарного, санитарно-карантинного законодательства. В связи с этим, для построения криминологической модели необходимо выявить факторы, которые повлияли на такие изменения.
Перспективным направлением в системе методов криминологического прогнозирования является применение метода контент-анализа средств массовой информации, который позволяет изучить социальную информацию, смысл данного метода заключается в анализе того, как в средствах массовой информации представлена исследуемая смысловая единица. В рамах исследования нарушений фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, используя метод контент-анализа, целесообразно использовать информацию, полученную из официальных источников государственных контролирующих органов.
По официальным статистическим данным Россельхознадзора за 2015 год было выявлено 417 поддельных фитосанитарных сертификата, что подтверждает преимущественное значение доли правонарушений, предусмотренных статьёй 327 УК РФ.
Анализируя криминологическую характеристику возбужденных дел по части статьи 327 УК РФ, очевидно, что большинство предоставленных в таможенные органы Российской Федерации для таможенного оформления фитосанитарных сертификатов (далее - ФСС) были выданы якобы
БИТ 2017 Том 1 № 1
14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
540 С 1/
....
2500 | j
0
овощи фрукты овощи фрукты 2014" 2015"
Рис 1. Объем декларируемой продукции из Македонии по данным СЗТУ, за 2014-2015
страной отправления, в которой торговля такими видами продукции ранее не велась. Если взглянуть на статистику, можно составлять новые списки поставщиков на российский рынок, страны, которые раньше не продавали России ни килограмма вдруг стали подозрительно плодовиты. Например, Македония, по данным Северо-Западного таможенного управления (далее -СЗТУ) в 2014 общий объем декларируемой продукции, а именно, фруктов, составил 1515 тысяч тонн, поставок овощей из Македонии не наблюдалось, однако, в 2015 прирост составил почти 400 %, подробный анализ приведен на рис. 1.
Аналогичная ситуация сложилась с Сербией и Албанией. Поставки овощей из Сербии в период с 2014 по 2015 возросли в 2,5 раза, то же самое и с фруктами - поставки сербских яблок увеличились на 1/3.
Албания, страна, где на текстиль и металл приходилось основная доля экспорта, начала импортировать в Россию абрикосы и черешню. Прирост космический - почти в 100 раз больше, чем год назад, подробный анализ приведен на рис. 2.
Исходя из анализа, необходимо представить основные группы стран, из которых на территорию Российской Федерации были ввезены партии растительной продукции с поддельными фитосанитарными сертификатами, такая структура представлена в табл. 3.
Из анализа следует, что поток партий растительной продукции, сопровожденный поддельными сертификатами, в основном идет из таких
стран как Марокко -115, Турция - 178 и Македония - 46.
В рамках криминологического моделирования необходимо выявить причины роста поставок в Российскую федерацию продукции подконтрольной ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Анализируя массив информации, с помощью вышеперечисленных методов, можно сделать вывод о том, что изменения в структуре правонарушений фитосани-тарного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства произошло посредством формирования ЕАЭС и применением к Российской Федерации экономических санкций. Данные явления повлекли за собою принятие изменений в нормативно-правовых документах, регулирующих ввоз и вывоз отдельных видов товаров, изменение организации осуществления отдельных видов государственного контроля.
В 2014 странами Европейского союза (далее - ЕС) и Соединенными штатами Америки (далее - США) было принято решение применить к Российской Федерации ряд экономических санкций. По мнению организаторов санкций, Российская Федерация была причастна в подрыве территориальной целостности Украины, поддержке Евромайдана [5]. Следующий пакет санкций
овощи фрукты овощи фрукты 2014" 2015
Рис 2. Объем декларируемой продукции из Албании по данным СЗТУ, за 2014-2015 гг.
БИТ 2017 Том 1 № 1
Таблица 3
Количество поддельных ФСС, с разбивкой по странам за 2015
Страна Подконтрольная продукция Количество поддельных сертификатов
Марокко грибы свежие, яблоки, груши, клубника, морковь, хурма 115
Турция яблоки, грибы, капуста пекинская, киви, огурцы, томаты 178
Египет баклажаны, брокколи, капуста цветная 6
Израиль малина, голубика, ежевика 2
Македо- грибы свежие, перец свежий, груши, 46
ния киви,кабачки
Эквадор персики, нектарины, груши 5
ЮАР груши, яблоки, редька 21
Китай салат «Айсберг», груши «Конференция», яблоки 10
Бразилия груши, баклажаны, смородина, клубника, ежевика, малина 11
Швейца- яблоки, салат «Редиччио» 11
рия
Мексика груши, яблоки 12
Всего 417
был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.
Российская Федерация, в свою очередь, в 2014 применяет ряд запретов ввоза в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь-
ствия, страной происхождения которых являются страны, применившие экономические санкции в отношении российских физических и юридических лиц [6].
За короткий период времени эти санкции и последовавшие за ними ответные меры Москвы успели нанести существенный урон сельскому хозяйству Европы. Именно данный политический фактор послужил причиной тому, что на территорию Российской Федерации увеличился ввоз контрабандной продукции.
С 2016 Российская Федерация запрещает ввоз на территорию страны сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которой является Украина [7].
В обход российской противосанкционной меры участники внешнеэкономической деятельности из ряда стран, на которых распространяются запреты по
J
ШП
Рис 3. Схема псевдотранзита товаров, подпадающих под продовольственное эмбарго
БИТ 2017 Том 1 № 1
КоАПРФ УК РФ
Гласа 6 Глава 10 ст.:;*
ст. 6.3 ст. 10.1 ст. 248
«.6.5 «.10.1 ст. 327
ет 6.8 ст. 10.6
ст. 6. 16 ст. 10.7
ст. 10.8
ст. 10.12
ст. 10.14
Сшнтарно-караитниный контроль
Ветер нн арий контроль
Карантинный ф кто с анн тарный контроль
Нарушение карантинного фитосанитарного, ветеринарного п саннтарно-карантинного зак о н од ательств а
Закономерный характер
Ж
Проявляется б фактическом пересечении Государственной
границы переводчиком с плохой предысторией, неблагополучных регионов мира и автоматически
подлежит обязательному контролю
Случайный
характер *
Возникает е результате выборочного до смотр а (о смотра)
V
ПРОФИЛЬ РИСКА
Регистрация факта правой аруш ения
Цел енагтрав лен ны и
характер
* -
Проявляется в намеренном превышении участником ВЭД определенных показателей, правил, закрепленных законодательно
Рис 4. Криминологическая модель нарушений фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического
законодательства
поставкам товаров на территорию Российской Федерации, пытаются всяческими способами обойти российское законодательство.
На данный момент, один из распространенных методов - это «псевдотранзит». Схема обхода российских запретов, таким образом, заключается в том, что товары, следующие, например, из Германии или Греции следуют транзитом через территорию Российской Федерации в Казахстан. Однако конечной точки товары не достигают, остаются на территории России. Пример схемы приведен на рис. 3:
Исходя из того, что украинским товарам, товарам, следующим из стран-импортеров на которых распространяются запреты, поставщики пытаются любыми способами сбыть свою продукцию. На рисунке 2.6. видно, что все потоки товаров следуют через Беларусь, в связи с этим сложилась ситуация ввоза несанкционированного товара в России.
Таким образом, товары, следующие из Белоруссии, на данный момент времени подлежат обязательному государственному контролю в пунктах пропуска на границе. На 24 января 2016 должностными лицами таможенных органов и государственными инспекторами Россельхознадзора задержано 2540,9 тонн контрабандной растительной пищевой продукции, из которых уничтожено 2315,4 тонн. Задержано 179,7
тонн пищевой продукции животного происхождения, уничтожено 116,8 тонн.
Очевидно, что с введением санкций ввоз контрабандной продукции увеличился. Наряду с подделкой разрешительных документов и «псевдотранзитом», участились случаи ввоза товаров прикрытия. Так, например, при декларировании товаров были заявлены товары как смеси мороженные овощные, которые не подпадают под санкции, но, фактически, после проведения таможенного контроля и по результатам проведенных экспертиз было установлено, что это не смеси, а непосредственно замороженные овощи, которые напрямую запрещены к ввозу.
Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что нарушение карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства носит случайный, закономерный и целенаправленный характер. Так, статистический анализ правонарушений по статье 327 УК РФ свидетельствует о том, что большинство правонарушений были совершены целенаправленно. Анализ структуры правонарушений из определенных торговых регионов показал, что правонарушения закономерны. Исследование деятельности государственных контролирующих органов пункта пропуска «Большой порт Санкт-Петербург» и грузового терминала «Пулково», свидетельствует о том, что совершенные
правонарушения носят случайный характер.
Вышеперечисленные методы криминологического прогнозирования и сделанные выводы позволяют перейти к анализу метода моделирования и разработке криминологической модели нарушений фитосани-тарного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Данный метод позволяет представить полученную информацию в упрощенной форме восприятия и передать важнейшие стороны изучаемого явления [8].
Таким образом, применение методов криминологического прогнозирования при
анализе нарушений фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства позволяет представить криминологическую модель данных правонарушений, представленную на рис. 4:
Метод моделирования в аналитической деятельности позволяет отразить сущность объекта, путем отображения свойств изучаемой системы, необходимых в дальнейшем для разработки и решения поставленных задач, исследования факторов, определяющих латентность нарушений фитосанитар-ного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электрон. ресурс] Режим доступа: Word Wide Web. URL: https://www.consultant.ru .
2. Договор О Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Webю URL: http://www.consultant.ru/document/
3. Афонин П.Н., Кондрашова В.А., Мютте Г.Е. Управление государственным контролем в пограничных пунктах пропуска при реализации таможенных услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. №4. 13 с.
4. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Поль-Мари А.Л., В.В. Билик. Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 322 с.
5. Рябцев В.М., Чудилин Г.И. Региональная статистика. М.: МИД, 2003. 380 с.
6. Решение Совета 2014/119/CFSP от 05.03. 2014 относительно ограничительных мер, направленных против некоторых физических и юридических лиц и организаций, в связи с ситуацией в Украине [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web URL: http://www.consilium.europa.eu/
7. Указ Президента Российской Федерации от 6.08.2014 ««О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web URL: http://www.consultant.ru/.
8. Постановление правительства Российской Федерации от 21. 12. 2015 № 1397 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7. 08. 2014 № 778» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web URL: http://www.consultant.ru/.
9. Моськин А.М. Методы криминологического прогнозирования преступности // Вестник академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 3. С.103.
Поступила в редакцию 27.01.2017
Сведения об авторах:
Виденева Юлия Николаевна - оперуполномоченный отела МВД РФ по Александровскому району в Ставропольском крае, e-mail: tstk@spbrca.ru;
Афонин Дмитрий Николаевич - профессор кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, доктор медицинских наук, e-mail: tstk@spbrca.ru;