УДК 343.97 ББК 67.51
Лащенко Роман Александрович Lashchenko Roman Alexandrovich
старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.
Senior Lecturer, the Department of Criminal Law, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. E-mail: [email protected]
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННОГО ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ
Criminological aspects of countering the legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means using digital currencies
В статье рассматриваются модели функционирования цифровых валют, в том числе возрастающая их криминализация и усиление рисков легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют. Затронуты проблемы правового регулирования, межгосударственного сотрудничества по противодействию данным видам преступных проявлений.
Ключевые слова: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, цифровые валюты, криптовалюты, биткоин, краудфандинг, блокчейн.
Анализ преступности, связанной с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют, начинается с четкого понимания механизма и моделей легализации (отмывания).
В настоящее время уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмонито-ринг) и ее территориальные подразделения [3]. Однако отсутствие законодательного регулирования и, как следствие, действенных механизмов контроля являются основными причинами усиления рисков отмывания денежных средств или иного имущества, приобретенно-
The article considers the models of functioning of digital currencies, including increasing criminalization and increasing risks of legalization (laundering) offunds or other property acquired by criminal means using digital currencies. The issues of legal regulation and interstate cooperation in countering these types of criminal manifestations were touched upon.
Keywords: legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means, digital currencies, cryptocurrencies, bitcoin, crowdfunding, blockchain.
го преступным путем с использованием цифровых валют. В целях выработки механизмов эффективного противодействия данным видам преступлений необходимо установить взаимосвязь между правовым регулированием ответственности за легализацию (отмывание), в частности с неотвратимостью уголовного наказания, а также исследовать вопросы противодействия цифровой преступности с позиции международного сотрудничества.
В настоящее время интернет-финансы (финансовые технологии) уже не новеллы, их зарождение произошло несколько десятилетий назад и, несомненно, обеспечило более гибкие и активные формы финансового рынка и внедрение онлайн-банкинга. Но из-за недостаточного понимания моделей функционирования интернет-финансов и недооценки рисков в последние время проблемы только усугубились [1]. Размышляя о том, что десять-пятнадцать лет
назад Интернет был в зачаточном состоянии, многие исследователи (в том числе финансового права) с оптимизмом подходили к различным формам «финансовых инноваций», но при этом упустили из виду, что сам Интернет имеет большую уязвимость. Отмечается, что в течение некоторого времени высокая концентрация незаконного краудфандинга и Р2Р-плат-форм (Интернет-площадок) была связана с чрезмерно либеральной моделью управления (либо совсем его отсутствием) и стремлением Интернет-финансов избежать государственного регулирования, и самым ярким примером является рождение цифровых валют. Процессы появления и развития этого нового финансового инструмента необходимо не наблюдать, а тщательно исследовать, т. к. его использование для совершения преступной деятельности многоаспектно, особенно в целях легализации (отмывания) денег. Учитывая, что среди цифровых валют биткоин, несомненно, является самой знаковой цифровой валютой, он может быть использован в качестве отправной точки для изучения цифровых валютных преступлений [4].
Взрывное внедрение в современную жизнь виртуальных валют привело к новой эре применения технологии ЫоскЛат в финансовой отрасли. Отсутствие идентификации клиентов, отчетности о транзакциях позволяют обойти традиционные меры по борьбе с легализацией (отмыванием). Основными документами, в которых интерпретируются и описываются различные способы легализации (отмывания) с использованием цифровых валют, являются соответствующие отчеты и рекомендации Международной межправительственной организации по борьбе с отмыванием денег ФАТФ.
Некоторые ученые пытаются изучать модели функционирования цифровых валютных торговых платформ, политику их регулирования в различных странах, считая, что они являются основой для создания системы правового регулирования в индустрии цифровых валют, защите потребителей, пресечению преступлений, связанных с отмыванием денег, и дальнейшего развития и интеграции цифровых валют в банковскую деятельность.
С развитием сетевых технологий средства легализации (отмывания) постепенно эволюционировали из ранних традиционных методов,
таких как контрабанда наличных денег, использование финансовых учреждений для отмывания и т. д., в способы легализации (отмывания) с использованием цифровых валют с использованием Интернет-банкинга, онлайн-услуг по продаже, онлайн-азартных игр, ки-берстрахования, киберценных бумаг и других продуктов киберфинансирования.
Исходя из опубликованных результатов исследований, теоретики в основном с научной точки зрения еще не окончательно проанализировали схемы и модели легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют, и, следовательно, не имеют четкого понимания реальных проблем финансового и правового характера, связанных с технологией ЫоскЛат, которая является наиболее распространенной.
В связи с этим предлагается изучить и проанализировать модели легализации (отмывания), проблемы правового регулирования в том числе на международном уровне и предложить стратегию противодействия преступлениям, связанным с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют, в соответствии с концепцией уголовной политики нашей страны.
Система правового регулирования цифровой валютной деятельности, в том числе направленная на противодействие легализации (отмыванию), должна быть основана на детальном изучении механизма функционирования и торговли виртуальной валютой, определении основных средств легализации (отмывания), а затем стратегии регулирования и контроля.
Действующее законодательство России пока еще не ввело в правовое поле «цифровую валюту», лишь в некоторых отраслевых актах и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.02.2019 № 1 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем"» имеются положения, что
предметом преступлений могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалю-ты), приобретенных в результате совершения преступления [5].
Технологически обмен цифровых валют осуществляется с помощью набора ключей, в котором публичный ключ (адрес цифровых валют) используется в качестве учетной записи получателя цифровых валют, аналогичной адресу электронной почты, а закрытый ключ - это пароль, известный только владельцу, который используется для электронной подписи транзакции. Каждая транзакция цифровых валют передается всем узлам сети, бит-коин-адрес включает 34 символа, состоящих из латинских букв и цифр. Пользователи могут посмотреть все транзакции любого кошелька на специальных сайтах-обозревателях. Однако личность владельца анонимна, что делает невозможным контроль и блокировку транзакций, кроме того, владельцы цифровых валют при регистрации учетной записи на некоторых торговых платформах предоставляют только адрес электронной почты, чем и ограничивается идентификация пользователя. Поэтому преступники часто используют ложную идентификационную информацию для регистрации учетной записи [6].
Поскольку цифровые валюты существует в киберпространстве и отделены от традиционной финансовой системы, трансграничный характер их транзакций очевиден. В докладе ФАТФ указано, что «покупка цифровых валют на внутренней торговой платформе, а затем переход на иностранную торговую платформу, мгновенно превращает биткоин, например, в доллар, и весь процесс занимает не более 5 минут». Кроме того, криптопровайде-ры могут находиться в юрисдикциях с отсутствием или слабым регулированием этой деятельности, что приводит к фрагментации информации о транзакциях с виртуальными валютами и препятствует эффективному противодействию легализации (отмыванию) [2].
Типичное преступление по отмыванию денег часто включает в себя три этапа: размещение (удаление), культивирование (сегрегация) и слияние.
Этап размещения - когда лица, занимающееся легализацией (отмыванием), используют ложную идентификационную информацию
для регистрации учетной записи на торговой платформе и покупают цифровые валюты за незаконные средства, которые должны быть очищены.
На этапе культивирования используется анонимность цифровых валют для совершения многоуровневых и сложных транзакций, чтобы скрыть характер и происхождение преступного дохода или «миксировать» цифровую валюту, включив «отмытые» биткоины в «гибридный пул», чтобы размыть исходный источник цифровых валют.
Фаза конвергенции - при отмывании денег используют двунаправленную конвертируемость цифровых валют, транснациональный характер, чтобы вывести «отмытую» валюту в легализованные активы для использования в экономике. В описанном выше приеме легализации (отмывания) технологические инновации цифровых валют в полной мере используются в процессе, где «гибридная» технология является основным этапом для легализации (отмывания) средств, скрывающих незаконные источники их получения, в частности, в «Р2Р-гибридном методе» и «посредническом гибридном методе».
Первый осуществляется без посредников с использованием «однорангового» рынка, где покупатели и продавцы могут выбирать друг друга и заключать сделки по покупке и продаже цифровых валют, которые будут отмыты в основном с использованием биткоин-транзакций, которые не требуют идентификации пользователей с обеих сторон транзакции. Второй относится к типу, когда лица занимающиеся легализацией (отмыванием) отправляют цифровую валюту, приобретенную за незаконные средства, посреднику, который использует гибридную технологию для отмывания цифровых валют, удержания комиссии и возврата оставшейся части заказчику.
С точки зрения процесса отмывания цифровых валют, роль посредников очень важна, можно сказать, что понимание механизма работы виртуальных валютных посредников служит предпосылками формирования мер эффективного правового контроля, усовершенствования стратегии конфискации преступных активов в децентрализованной виртуальной валюте с точки зрения процессуального права.
Криминологическое изучение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием)
средств с использованием цифровых валют, является следующим необходимым аспектом после выяснения рисков и моделей функционирования цифровых валют [7].
В настоящее время для эффективного противодействия преступлениям, связанным с легализацией (отмыванием) с использованием цифровых валют, необходимо разрешить проблему недостатка институциональных и правовых мер, проявляющихся в основном в отсутствии механизма внутреннего и международного контроля за функционированием торговых Интернет-площадок связанного с предотвращением риска легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют.
В связи с чем представляется необходимым законодательно обязать торговые Интернет-платформы осуществлять обязательную идентификацию пользователей, проверку подлинности регистрационных данных, идентификационного номера и другой информации. В случае обнаружения подозрительных транзакций -осуществлять их блокировку и информирование Росфинмониторинга.
На практике причины, вызывающие низкую эффективность мер по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют на торговых Интернет-платформах, многочисленны: как правило, они зачастую стремятся максимизировать экономические выгоды, но при этом действуют в ущерб безопасности клиентов, а уровни управления различными торговыми Интернет-платформами и механизмы внутреннего контроля структурированы по-разному. На некоторых из них достаточно просто заполнить адрес электронной почты пользователя, чтобы завершить регистрацию (биржа «Втапсе», «ВйЕхВоок» и т. д.).
В свою очередь, прямой запрет финансовым учреждениям и платежным организациям на ведение операций, связанных с цифровыми валютами, несомненно, создает брандмауэр финансовых рисков между ними и реальной экономикой, однако более эффективным средством будет являться их прямое регулирование [8].
В настоящее время в нашей стране существует очевидная проблема недостатка инсти-
туциональных предложений по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют. Однако такие проблемы существуют во всем мире Интернет-финансов, и их решение требует рассмотрения как с точки зрения праворегуляции их деятельности, так и с точки зрения регулирования ответственности Интернет-платформы, при этом акцент должен быть сделан на нормирование в уголовном законодательстве.
В заключение отметим, что Международная межправительственная организация по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) впервые подчеркнула влияние новых технологий на «отмывочную» преступную деятельность в 1996 году, однако до настоящего времени действенных мер реагирования на данную угрозу не разработано [9]. Мы полагаем, что противодействие преступлениям, совершенным с использованием цифровых валют, и соответственно направления уголовной политики должны быть сосредоточены на решении трех аспектов:
- правовое регулирование деятельности цифровых Интернет-платформ и соответственно мер их ответственности;
- противодействие национальной и транснациональной организованной преступности как основной форме преступной деятельности по легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют;
- вопросы разграничения уголовной ответственности, например, введением квалифицирующих признаков за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют, в отличие от традиционных способов легализации (отмывания), учитывая международный опыт.
Таким образом, разрешение этих вопросов должно в итоге привести к выработке конкретных положений, которые могут стать теоретической основой уголовной политики по противодействию финансовым преступлениями в Интернет-пространстве, в т. ч. легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем с использованием цифровых валют.
Литература
1. Долгиева М.М. Противодействие легализации преступных доходов при использовании криптовалюты // Вестн. Том. гос. ун-та. № 449. 2019.
2. Руководство по применению рискориен-тированного подхода ФАТФ. Виртуальные валюты. URL: https://eurasiangroup.org/ files/ FATF_docs/ROP_Virtualnye_valyuty.pdf.
3. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808. СПС «КонсультантПлюс».
4. Гладких В.И. К вопросу об объективной стороне легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. № 7. 2014.
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем». СПС «КонсультантПлюс».
6. Иванцов С.В., Сидоренко Э.Л., Спасен-ников Б.А., Березкин Ю.М., Суходолов Я.А. Преступления, связанные с использованием криптовалюты: основные криминологические тенденции // Всероссийский криминологический журнал. № 1. 2019.
7. Булгаков И.Т. Правовые вопросы использования технологии блокчейн // Закон. № 12. 2016.
8. Перов В.А. Выявление, квалификация и организация расследования преступлений, совершаемых с использованием криптовалюты. М., 2017.
9. Суходолов А.П. Актуальные проблемы предупреждения преступлений в сфере экономики, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Всероссийский криминологический журнал. № 1. 2017.
Bibliography
1. Dolgiev M.M. Combating money laundering when using cryptocurrency. Bulletin of the Tomsk state University. № 449. 2019.
2. FATF risk-based approach Guidelines. Virtual currency. URL: https://eurasiangroup.org/ files/FATF_docs/ROP_Virtualnye_valyuty.pdf.
3. Regulations on the Federal financial monitoring service, approved by decree of the President of the Russian Federation № 808 of 13.06.2012. LRS «ConsultantPlus».
4. Gladkikh V.I. On the issue of the objective side of legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means. Russian investigator. № 7. 2014.
5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 07.07.2015 № 32 «On judicial practice in cases of legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means, and on the acquisition or sale of property knowingly obtained by criminal means». LRS «ConsultantPlus».
6. Ivantsov S.V., Sidorenko E.L., Spasenni-kov B.A., Berezkin Yu.M., Sukhodolov Ya.A. Crimes related to the use of cryptocurrency: main criminological trends. All-Russian criminological journal. № 1. 2019.
7. Bulgakov I.T. Legal issues of using block-chain technology. Law. № 12. 2016.
8. Perov V.A. Identification, qualification and organization of investigation of crimes committed using cryptocurrency. Moscow, 2017.
9. Sukhodolov A.P. Actual problems of prevention of crimes in the sphere of economy committed using information and telecommunication networks. All-Russian criminological journal. № 1. 2017.