КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ
В.А. Морозное, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного
процесса и криминалистики ЮУрГУ
К числу актуальных проблем современного общества ученые и практики относят состояние и совершенствование профилактики преступлений1. Среди основных причин роста преступности рассматриваются: неустойчивое состояние экономики, переделы собственности, имущественное расслоение общества, неуправляемые миграционные процессы2, утрата значительной частью населения жизненных ценностей и ориентиров. Как отмечается в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ, в последние годы количество преступлений, ежегодно официально регистрируемых в России, приближается к трем миллионам, в 70-е гг. XX в. такое количество преступлений фиксировалось за пятилетие, с учетом территорий бывших союзных республик3. Реальный уровень преступности намного выше официального -примерно 9-12 миллионов преступлений в год. Уголовная статистика не охватывает большой массив латентной преступности. Неуклонно растет число тяжких и особо тяжких преступлений, многие из которых совершаются с особой жестокостью и агрессией. Продолжает наращивать потенциал и усиливать свое влияние в обществе организованная преступность. Рассматривая региональный аспект динамики преступности связанной с миграцией, отметим, что, по данным регионального информационного центра, ежегодно в Челябинской области мигранты совершают около 450 преступлений. Количество иностранных граждан, в отношении которых совершено преступление, увеличилось почти в два раза. Подавляющее большинство преступлений (83,1 %) совершается гражданами Казахстана и каждое пятое (16,4 %) - Узбекистана. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросло число преступлений, совершенных выходцами из Азербайджана, Молдовы, Кыргызстана, Грузии, Таджикистана. В структуре преступности доминируют преступления общеуголовной направленности (84,6 %). Несколько возросло количество зарегистрированных убийств (11-15), краж (78-93), грабежей (18-24), разбоев (9-21). Часть мигрантов занимается наркобизнесом, незаконной торгов-
лей оружием, траффиком, иными видами противоправной деятельности, вовлекая в нее и местное население.
Складывающаяся криминогенная обстановка требует совершенствования механизма противодействия преступности, включающего в себя комплекс мер различного, в том числе и профилактического характера. Бесспорно, одним из основополагающих условий эффективной правоприменительной деятельности правоохранительных органов является разработка научно-теоретических и учебнометодических рекомендаций. В юридической литературе вопросам профилактики преступлений всегда уделялось достаточное внимание4.
Современные знания по вопросам профилактической деятельности субъектов правоприменения имеют глубокие исторические корни, включающие в себя и философские воззрения мыслителей античности. Известно, что Платон представлял концепцию разработки законодательства, способного отвращать людей от совершения преступлений, а Аристотель подчеркивал важность значения борьбы с испорченными правами, обычаями и привычками, противоречащими требованиям разума5.
В дальнейшем идеи предупреждения преступности нашли свое отражение и в трудах просветителей XVIII в. Так, Монтескье отмечал, что «хороший законодатель не столько заботится о наказании за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Он старается не столько карать, сколько улучшать нравы»6.
В период существования СССР под предупреждением преступлений понималась система мер экономического, социальнокультурного, воспитательного и правового характера, проводимых государственными органами и общественными организациями в целях борьбы с преступностью и устранения ее причин. В качестве составной части предупредительных мер рассматривались законодательство и практическая деятельность правоохранительных органов, в частности суда,
применяющего специфическую меру борьбы с преступностью - уголовное наказание7.
В настоящее время, как отмечает В.А. Берзин, «предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Конституция РФ гарантирует гражданам этой страны обеспечение их безопасности и нормальных условий жизни. Неотъемлемой частью повседневной работы различных органов и учреждений государства должна являться и работа по предупреждению преступности»8.
В настоящее время среди ученых-юристов отсутствует однозначный подход к определению соотношения понятий «предупреждение» и «профилактика преступлений». Вместе с тем ряд авторов указывает на необходимость постановки знака равенства между профилактикой и предупреждением преступности. Другие, точку зрения которых мы поддерживаем, предлагают рассматривать понятие «предупреждение преступности» более общим по отношению к «профилактике преступлений», которая является одним из ее элементов9. Так, И.П. Портнов анализируя вопросы оказания профилактического воздействия на преступность в городах, отмечал, что «профилактика преступности представляет собой вынужденный специфический вид социальной деятельности, направленный на выявление, устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению преступлений, с целью их предупреждения»10. Из этого следует, что профилактическая деятельность представляет собой сложный многоуровневый процесс, при осуществлении которого используются возможности обширного круга субъектов.
Наиболее полное определение понятия «профилактика преступности», как нам представляется, предложено И.П. Портновым, который отмечал, что «профилактика преступности представляет собой вынужденный специфический вид социальной деятельности, направленный на выявление, устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению преступлений, с целью их предупреждения»11.
Традиционно под субъектами любой профилактической деятельности понимаются различные правовые институты, органы и учреждения государства, а также совокупность негосударственных организационно-правовых формирований и частных лиц. Однако суще-
ствует и иная точка зрения, согласно которой субъектом, в том числе и специальной профилактики преступности, могут выступать только физические лица, а сама профилактика рассматривается как разновидность труда12. Так или иначе понимая профилактическую деятельность как «сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия», мы можем сделать вывод о том, что вся профилактическая работа должна строиться на различных уровнях социальной жизни13. Из вышеуказанных функций профилактики следует, что при ее осуществлении должны быть задействованы возможности достаточного круга субъектов.
Специалисты отмечают, что в настоящее время роль общесоциальных мер профилактики преступности значительно меньше роли мер специальной профилактики, причем определенный крен в эту сторону стал наблюдаться с середины 80-х гг. Население оценивает данную ситуацию следующим образом: правоохранительные органы либо бессильны, либо действуют с преступниками заодно. Степень доверия населения к милиции, судам и прокуратуре низка. По данным исследований Центра содействия правосудию при региональном общественном фонде «Информатика для демократии» (ИДНЕМ) 40 % лиц, ставших жертвами преступных действий, вообще не сообщают о произошедшем событии в милицию14. В докладе министра внутренних дел на расширенном заседании коллегии МВД России отмечалось, что лишь треть потерпевших удовлетворено мерами, принятыми по их заявлениям. Почти 60 % респондентов удовлетворены частично либо остались недовольны результатами этих действий, пополнив ряды лиц, утративших веру в способность обеспечения защиты их законных прав и интересов от преступных посягательств.
Для преодоления возможных негативных последствий в сложившихся условиях учеными и практиками был разработан ряд направлений по профилактике преступности в сложившихся условиях. Так, в частности А.Э. Жалинский предложил:
- признать действительным приоритет социальных и специальных мер профилактики преступности по отношению к применению уголовного законодательства;
- осуществить последовательную идеологизацию предупреждения преступности с
господствующей идеей служения обществу, народу, проведение в жизнь начала равенства не только перед законом, но и перед профилактическими мерами;
- усилить начала равенства, оптимизировать разделение функций открытости, взаимоподдержки и т.д.15.
Адаптируя вышеприведенные направления профилактической деятельности в сфере миграции к условиям крупных городов, как нам представляется, мы соглашаемся с приоритетом социальных мер профилактики в соотношении с применением уголовноправовых норм воздействия.
Как отмечалось выше, проблема преступности мигрантов в городской среде во многом связана с вопросами урбанизации и социальной адаптации16. Решение возникающих противоречий невозможно одними лишь «полицейскими» методами. Напротив, здесь требуются усилия широкого круга субъектов общей профилактики.
В сфере общей профилактики преступности в городах в настоящее время разработан ряд предложений, включающих в себя:
- поиск цивилизованных демократических форм разрешения противоречий и социальных конфликтов, в том числе с учетом опыта зарубежных стран с конкурентной рыночной экономикой;
- утверждение в общественном сознании широких слоев населения понимания того, что профилактика преступности при условии ощутимой социальной поддержки будет способствовать: а) разрушению механизмов торможения общественного прогресса; б) снижению затрат общества на восстановление нарушенных (от преступных посягательств) общественных отношений; в) созданию условий для нравственного развития личности;
- признание на государственном уровне приоритета роли социальной детерминации в причинном комплексе (в таком случае стратегия предупреждения преступности будет интегрирована в общесоциальную стратегию и предопределяться ею)1'.
В этих предложениях прослеживается идея возможности оказания влияния на преступность через социальные предпосылки ее существования18. Вместе с тем, как показывают криминологические исследования, в большинстве случаев влияние того или иного процесса на преступность зависит от конкретной комбинации, от характера взаи-
мосвязи факторов, интеграционного их проявления и ряда других условий, что должно предопределять построение комплекса мер профилактического воздействия19.
К сожалению, комплексный подход к планированию профилактики преступности на практике до сих пор не нашел повсеместного и полного осуществления20. Как показывают проведенные исследования, 63,9 % мероприятий комплексных планов на практике не увязаны с позициями планов экономического и социального развития города и районов21; 88,9 % мероприятий не носят комплексного характера22.
К вышеперечисленным причинам снижения качества организации борьбы с преступностью следует отнести усилившийся в последние годы крен в сторону переоценки роли специальных субъектов профилактики преступности в лице правоохранительных органов и, как следствие, недостаточное использование возможностей иных субъектов профилактической деятельности. В теоретической и практической плоскостях организации профилактической деятельности в настоящее время нельзя не учитывать достижения отечественной криминологии прошлых лет. В докладе профессоров Манчестерского Университета Б. Хебентона и Дж. Спенсера, сделанном на одиннадцатом Международном криминологическом конгрессе в Будапеште в 1993 г., подчеркивалось, что в СССР был накоплен значительный опыт по комплексному планированию и организации профилактической деятельности23. На основе внедрения в практику государственных и региональных программ борьбы с преступностью ими был сделан вывод о наибольшей эффективности российских разработок 10-15-летней давности. Существовавшее в советское время комплексное социальное планирование включало в себя в качестве самостоятельного направления профилактику правонарушений. Профилактика правонарушений являлась составной частью плана социального и экономического развития республики, края, области, города, а также отрасли народного хозяйства и трудового коллектива24. Отличительными чертами ранее существовавшей системы профилактики являлись масштабность и производственно-отраслевой принцип организации, где главными субъектами выступали трудовые коллективы, общественные организации и должностные лица25.
В настоящее время требования комплексности, скоординированности и плановости профилактической деятельности определены в международно-правовых актах, участницей которых в равной степени является Россия26. В них указывается, что профилактика преступности должна обязательно строиться на основе определения досрочных, среднесрочных и долгосрочных задач и осуществляться с взаимодействия различных видов деятельности. Именно на основе этих принципов должна функционировать система профилактической деятельности в стране, регионах и в более мелких территориальных составляющих.
Вместе с тем существующая сегодня негативная ситуация, складывающаяся в сфере профилактики преступности, во многом объясняется фактическим отсутствием принципа скоординированности деятельности различных субъектов, которые в силу объективных причин должны заниматься вопросами профилактики противоправных деяний. Особо остро вопросы организации профилактики преступности стоят в крупных городах27. Отмечая особенности профилактического воздействия на преступность в крупных городах, исследователи подчеркивают необходимость выработки комплексного подхода к преступности в сфере миграции28.
Так, В.И. Гладких систему комплексного планирования профилактики правонарушений в крупном городе рассматривает при условии развитого многоуровневого планирования: город - район - микрорайон - предприятие29. При этом на фоне общесоциальной профилактики преступности мигрантов в данной работе должен участвовать широкий круг субъектов, прежде всего не представляющих конкретно те или иные правоохранительные органы государства.
Одним из первых опытов создания региональной комплексной программы борьбы с преступностью была разработка на базе Москвы программы «Прогресс-95» в рамках комплексной территориально-отраслевой программы интенсификации социально-экономического развития Москвы. В целях обеспечения решительного сдвига в интенсификации развития города в концепции программы предусматривались:
- обеспечение лучшего использования производственного и научно-технического потенциала;
- экономия всех видов ресурсов;
- сокращение доли ручного труда во всех отраслях народного хозяйства;
- вывод из города непрофильных и вредных в санитарном отношении предприятий;
Кроме того была намечена широкая программа социальных преобразований, направленных на повышение благосостояния населения и ликвидацию сложившихся диспропорций в развитии городского хозяйства, улучшение условий труда, быта и отдыха москвичей, повышение уровня обслуживания гостей столицы, укрепления законности и правопорядка. Особые разделы программы предусматривали комплекс мер профилактики в отношении мигрантов. В целом данная программа содержала более 30 разделов, и лишь некоторые из них были посвящены преступности мигрантов в столице.
Поскольку преступность мигрантов является одним из существенных факторов дестабилизации криминогенной обстановки крупных городов и их спутников, на наш взгляд, не следует отказываться от разработки самостоятельных региональных программ по профилактике преступности в сфере миграции с учетом их специфики. Основными критериями концепции государственного (федерального и местного) подхода к миграционной политике, по нашему мнению, должны стать:
- цивилизованное разрешение социальных конфликтов, достижение общественного согласия через демократические формы регулирования общественных отношений;
- антикриминогенная корректировка курса экономических и социальных реформ, согласование политики и нравственности;
- интеграция предупреждения преступности и социальной политики, обеспечение их взаимосвязи и взаимообусловленности;
- утверждение в общественном сознании правовой культуры через целенаправленную деятельность государственных органов и общественных организаций;
- вовлечение в профилактическую деятельность как можно более широкого круга субъектов;
- разработка региональных миграционных программ с отражением вопросов профилактики преступности в данной сфере.
1 В криминалистической литературе под профилактической деятельностью понимается деятельность следователя по предупреждению преступлений, осуществляемая как в процессуальной, так и в непроцессуальных формах. Более подробно см.: Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М., 1997. - С. 178.
2 Термин «миграция» происходит от латинского слова -«migratio» и означает перемещение, переселение. См.: Советский энциклопедический словарь. - М., 1985. -С. 798.
3 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 2002 г. // Российская газета. - 2003. -15 июня.
4 Там же.
5ТоманЙ.,ТомановаМ. Сократ.-М., 1981.-С. 454.
6 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. - М., 1982.
7 Юридический энциклопедический словарь, - М., 1984. -С. 285.
8 Берзин В.А. Криминологическая характеристика и профилактика преступности мигрантов в условиях сверхкрупного города (на материалах г. Москвы): дис. ...канд. юрид. наук. - М., 1999. - С. 120.
9 Гусев С.И. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Советское государство и право. - 1979. - № 6. - С. 20; Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. - Тюмень, 1994. - С. 54.
10 Портнов И.П. Проблемы профилактики преступности в городах (по материалам органов внутренних дел): дис.... д-ра юрид. наук. - М, 1993. - С. 21.
11 Там же.
12 Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступности в СССР. - Львов, 1976. - С. 151.
13 Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. - М., 1998.-С. 116.
14 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 2002 г. // Российская газета. - 2003. -
15 июня.
1S Жалинский А.Э. Новое социально-правовое мышление и профилактика преступлений // Пути совершенствования мер по предупреждению преступности. - М., 1988.-С. 25.
16Социально-психологическое исследование процессов урбанизации и их влияние на преступность // Советское государство и право. - 1975. - № 8. - С. 67-73; Аванесов Г.А., Бабаев М.М. Проблемы организации профилактики правонарушений в условиях сверхкрупного города. -М., 1979; Пискарев В.А. Организация профилактики правонарушений в условиях сверхкрупного города: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1980; Королева М.В. Преступность приезжих и ее предупреждение в особо крупном городе: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1987. - С. 23; Королева М.В., Бабаев М.М. Преступность приезжих в Москве. - М., 1990. - С. 15-16; Кузьмичев B.C. Профилактика преступлений, совершаемых мигрантами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1984. - С. 24; Гладких В.И. Преступность в Москве. Проблема № 1. - М., 1997. - С. 67 и др.
17 Портнов И.П. Указ. соч. - С. 32-33.
18 Криминологи, понимая преступность как социальное явление, в качестве путей ее преодоления рассматривают коренные преобразования в обществе, в сферах эко-
номики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека.
19 Долгова А.И. Теоретические предпосылки и общие итоги изучения территориальных различий преступности и их причин // Территориальные различия преступности и их причины. - М., 1988. - С. 12; Расска Э.Э. Борьба с преступностью и социальное управление. Теоретические и методические аспекты. - Таллинн, 1985. -С. 67-70.
20 Гладких В.И. Указ. соч. - С. 103.
21 Там же.
22 Там же. - С. 104.
23 Развитие и современное состояние криминологических исследований в мире // Криминологические исследования в мире. - М., 1995. - С. 4-5.
24 Планирование социального развития коллектива. -М., 1980; Планирование социального развития отрасли промышленности: Методические рекомендации. - М., 1979; Перспективное планирование экономического и социального развития города. - М., 1977; Социальная профилактика правонарушений: советы и рекомендации.-М., 1989.
25 Игошев К.Е. Плановые начала в осуществлении контроля как метода проведения в жизнь мер социальной защиты // Планирование мер борьбы с преступностью. -М., 1982. - С. 50-51; Звирбуль В.К. Планирование социальной политики предупреждения преступности // Там же. - С. 56-60; Волошина Л.А. Роль криминологов в социально-экономическом планировании // Там же. -С. 65-67; Стумбина Э.Я., Подрядов А.М. Система социальной профилактики: постановка проблемы и подход к её решению // Там же. - С. 75-78; Сомин В.Н. Изучение и предупреждение преступности в городах: проблемы теории и практики. - Иркутск, 1989. - С. 20-25; 215— 220.
26 Руководящие принципы в области предупреждения преступлений и уголовного правосудия в контексте нового международного экономического порядка // Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 29 октября 1985 в сборнике стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. -Нью-Йорк, 1992. - С. 20-33.
27 Бабаев М.М. Криминологическая характеристика последствий социально-демографических процессов // Вопросы борьбы с преступностью. - Вып. 27. - М., 1977. - С. 36; Он же. Криминологическое прогнозирование социальных последствий перехода к рынку // Криминология и организация профилактики преступлений. - М., 1992. - С. 82-92; Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. - М., 1990. - С. 28-30.
28 Гуцериев М.С. Преступность в крупнейших городах. Состояние и проблемы профилактики: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1996. - С. 15-20; Матвеева А.А. Преступность в Москве: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997. - С. 17; Караева Л.З. Преступность в России и в зарубежных странах: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1995. - С. 21-25; Гладких В.И. Проблемы предупреждения органами внутренних дел преступности в сверх-крупном городе: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1997.-С. 5.
29 Гладких В.И. Указ. соч. - С. 104-105.