ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 265-270.
УДК 343.9 С.А. Бучаков
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Исследуются профилактические меры предупреждения незаконной миграции в Сибирском федеральном округе.
Ключевые слова: миграция, мигрант, профилактика, предупреждение, программа.
Профилактика противоправного поведения представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью. Приоритетное использование предупредительных форм позволяет решать задачи противодействия преступности с наименьшими издержками для общества, без включения сложного механизма уголовной юрисдикции и без применения государственного принуждения. Профилактика преступлений - это особый вид социального управления, призванный обеспечить безопасность пра-воохраняемых ценностей и заключающийся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по выявлению и устранению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также оказанию предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению [1].
Воздействуя на личность преступника, условия и обстоятельства, способствующие формированию и реализации преступного замысла, арсенал превентивных средств позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допустить наступления вредных последствий от посягательств на общественные отношения [2]. Эффективность профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики, от системы мер, принимаемых на разных территориальных уровнях.
В настоящее время существуют отдельные формы такого взаимодействия, однако целостная система предупредительных мер отсутствует, «...профилактическая работа на практике, как правило, представляет собой не системную работу, а совокупность разрозненных мероприятий, проводимых субъектами правоохранительной деятельности» [3]. В научной литературе отмечается, что отличать профилактику преступлений от прочих видов социального управления следует прежде всего по признаку целенаправленности. Именно признак целенаправленности в постановке и решении задач отличает сферу криминологической профилактики от превентивного действия общих процессов социального развития, которое осуществляется совместно, в ходе решения задач широкого социального значения [4]. Такая интерпретация понятия профилактики преступлений позволяет выделить более конкретные признаки отличия профилактики преступлений от всех иных видов деятельности, включая виды, объективно имеющие профилактическое значение. Первый из этих признаков - осуществление профилактики преступлений как определенной функции управления. Второй признак заключается в природе упомянутых выше последствий или в специфике целей профилактики преступлений. Наконец, третий признак профилактики преступлений состоит в том, что она представляет собой целостное образование - систему [5].
Исходя из масштабов и целей применения профилактических мер принято различать три уровня предупреждения преступности: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный.
© С.А. Бучаков, 2013
Профилактика преступности мигрантов - это сложный, многогранный, многоступенчатый процесс, обладающий определенными признаками целостности. Его целесообразно рассматривать комплексно, выделяя составляющие элементы. В данном случае имеется в виду необходимость сочетания общесоциального и специально-криминологического предупреждения, мер общей и индивидуальной профилактики, которые должны охватывать все основные сферы жизнедеятельности и институты социализации данной категории граждан.
Уровни предупредительной деятельности по борьбе с незаконной миграцией и преступности, ей сопутствующей, образуют в совокупности систему, поэтому правильное определение уровней предупредительной деятельности имеет большое значение для создания целостной и стройной системы профилактики применительно к иерархии причин и условий, способствующих преступлениям, для разработки конкретных и специфических форм и средств предупредительной деятельности.
Однако система профилактики незаконной миграции и преступности мигрантов в настоящее время практически отсутствует. Более того, прослеживается перекос в средствах профилактики в плане усиления профилактики индивидуальной при игнорировании профилактики общесоциального характера. Так, А.Э. Жалинский в части предложений по профилактике преступности писал, что следует: признать действительным приоритет социальных и специальных мер профилактики преступности по отношению к применению уголовного законодательства; осуществить последовательную идеологизацию предупреждения преступности с господствующей идеей служения обществу, народу, проведение в жизнь начала равенства не только перед законом, но и перед профилактическими мерами; усилить начала равенства, оптимизировать разделение функций открытости, взаимоподдержки и т. д. [6]
Совершенствование экономических, политических, социальных и иных институтов общества, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих миграционную преступность, объективно способствуют ее предупреждению. Общесоциальное предупреждение, не имея главной целью борьбу с преступностью, создает благоприятные условия для вытеснения основных криминогенных факторов, т. е. оказывает опосредованное воздействие на преступность [7]. Тезис об определяющем, базисном характере общесоциального предупреждения в системе мер упреждающего противодействия преступности пока еще остается незыблемым [8].
Миграционные процессы в России во многом обусловлены социально-экономичес-
кими причинами и демографическим состоянием общества. Однако экспертами ООН дан неблагоприятный прогноз относительно тенденций демографического развития России. Так, в докладе «Демографическая политика России: от размышлений к действию», подготовленном группой независимых национальных экспертов по инициативе Представительства ООН в Российской Федерации, изложены общие тенденции развития демографической ситуации в России. Авторы доклада подчеркивают, что демографическая проблема остается одной из самых острых в современной России. В стране продолжается снижение численности населения из-за низкого уровня рождаемости, наблюдается высокая смертность, старение и сокращение трудоспособной части населения. Кроме того, в России нет эффективной миграционной политики. К факторам, влияющим на высокий уровень смертности в России, эксперты отнесли бедность, алкоголизм, курение, самоубийства, низкое качество медицинских услуг, насилие и дорожно-транспортные происшествия. С 1992 г. число умерших в стране устойчиво превышает число рождений. Убыль составила 12 млн человек и была только на 5,5 млн компенсирована миграционным приростом. Эксперты предупреждают, что сохранение таких тенденций, как низкая рождаемость и высокая смертность, может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 г. сократится до 125-135 млн человек, а к 2050 г. - до 100 млн. Продолжающееся старение населения может привести к сокращению численности его трудоспособной части на 1 млн человек в год уже к 2020-2025 гг. При этом показатель иждивенческой нагрузки вырастет с 585 до 670750 на тысячу трудоспособного населения, а к 2050 г. - до 900-1000, что может негативно повлиять на темпы экономического роста.
В 2007 г. в России наблюдались рост числа родившихся и снижение уровня смертности. Однако, по мнению авторов доклада, эти позитивные изменения пока не оказывают существенного влияния на демографическую ситуацию в целом. Они считают, что даже если благоприятная ситуация сохранится в ближайшие пять лет, убыль населения будет продолжаться [9]. Не менее пессимистично оценивается социально-экономическое состояние общества, что позволяет ставить вопрос о кардинальном изменении вектора экономического развития России, усилении государственного регулирования всех сфер жизни общества, повышении социальной направленности деятельности государства.
Преступность, как и любое негативное явление, можно преодолеть в первую очередь путем устранения причин и условий, ее порождающих. Однако, как справедливо отмечает В. В. Лунеев, преступность детер-
минируется огромным комплексом криминогенных факторов - экономических, социальных, организационных, социально-психологических и других - реальное устранение которых зачастую невозможно, особенно в современном обществе [10].
Борьба с незаконной миграцией и миграционной преступностью, нейтрализация порождаемых преступностью социальных противоречий должны проводиться во всех направлениях, как через общеуголовные меры, так и с помощью комплексного планирования мер по предупреждению преступности. Иными словами, она должна воздействовать на причины и условия преступности, которые лежат в различных плоскостях общественной жизни, на лиц, совершающих преступления, а также на деятельность правоохранительных органов с целью повышения эффективности раскрытия и пресечения преступлений, выявления виновных и их наказания. Нужно добиваться не только количественного сокращения преступлений, структурных изменений преступности, но и оздоровления атмосферы всей жизни страны [11].
Характеристики незаконной миграции и миграционной преступности, ей сопутствующей, находятся в непосредственной связи с основными тенденциями, определяющими масштаб и направленность миграционных процессов в стране и СФО. Справедливо утверждение, что фактор повышенного притока мигрантов должен учитываться как при регулировании социально-экономического развития региона, города, так и при управлении процессом борьбы с преступностью [12].
Предупреждение преступлений, совершенных мигрантами, в первую очередь должно основываться на проведении в жизнь таких мероприятий, как уменьшение масштабов безработицы, нищеты, детской беспризорности, бытовой неустроенности граждан, которые могут успешно нейтрализовать негативные последствия вынужденной миграции населения. Вследствие этого необходимо прогнозирование миграционных процессов и планирование мероприятий, направленных на решение социальных проблем, неизбежно возникающих при перемене места жительства.
На низком уровне в России и Сибирском федеральном округе находится идеологическая и воспитательная работа среди молодежи, не проводятся мероприятия по разобщению неформальных молодежных объединений, проповедующих разжигание националистической, расовой и религиозной неприязни либо ведущих антиобщественную деятельность, а также лиц и групп, специализирующихся на совершении преступлений в отношении мигрантов. Серьезную опасность представляют носители
идеологии расизма и национальной нетерпимости.
Профилактика преступности мигрантов должна обязательно строиться на принципиальной основе определения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач и осуществляться с учетом взаимодействия различных видов деятельности. Именно с условием применения этих принципов может эффективно функционировать система профилактической деятельности. Важно с учетом развития демографической, социально-экономической ситуации осуществлять прогнозирование развития незаконной миграции, т. е. систематически получать информацию о будущем состоянии криминологической обстановки на основе использования научных методов и процедур для борьбы с преступностью [13].
К сожалению, в настоящее время прогнозирование миграционной ситуации и криминологический аспект такого прогнозирования применяются слабо. Вместе с тем данное прогнозирование является непременным условием разработки мер, направленных на декриминализацию общественных отношений и упорядочение миграционных процессов в Сибирском федеральном округе.
В целом прогнозирование миграционной ситуации в Сибирском федеральном округе с учетом комплекса факторов экономического, политического и демографического характера позволяет утверждать наличие динамики роста преступности мигрантов и констатировать возрастание ее удельного веса в структуре общеуголовной преступности. Данная ситуация будет характеризоваться: активизацией противоправной деятельности мигрантов, ростом организованной международной преступности и усилением в этой связи контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности граждан и общества. Поскольку на криминологическую ситуацию влияет такой фактор, как количественные и качественные параметры потока приезжих, постольку интересы охраны правопорядка предполагают как сокращение, по возможности, или оптимизацию количества мигрантов, так и создание надлежащих условий их пребывания, снижающих вероятность возникновения криминогенных ситуаций.
Общесоциальный аспект профилактики незаконной миграции включает в себя также и развитие сети центров национальных культур, землячеств, религиозных центров, что позволит отслеживать устойчивый костяк этнических групп на территории России и осуществлять сотрудничество в сфере оказания помощи незаконным мигрантам, принявшим решение о легализации в оформлении своего правового статуса. Полагаем, что в сфере общей профилактики преступности в стране в настоящее время необходимо направить усилия государст-
венных органов: на поиск цивилизованных демократических форм разрешения противоречий и социальных конфликтов; на утверждение в общественном сознании понимания широкими слоями населения того, что профилактика преступности помогает разрушать механизмы торможения общественного прогресса, снижает затраты общества на восстановление нарушенных (от преступных посягательств) общественных отношений, создает условия для нравственного развития личности, а также того, что достижение всего этого возможно лишь на широкой социальной основе.
Достижение профилактического эффекта зависит не только от деятельности правоохранительных органов, но и от того, насколько граждане осведомлены о своих правовых средствах, от умения решать правовые конфликты цивилизованными средствами. В этой связи необходимо повышение правовой культуры населения, в том числе правового воспитания мигрантов. Необходимо вернуть утраченное доверие значительной части населения страны к органам государства, восстановить и укрепить связь между ним и правоохранительными органами.
Вышеизложенное позволяет признать, что потребность в более жестком регулировании миграционных процессов на региональном уровне возникла объективно.
В сфере нравственно-психологического состояния людей и смысловых целей их жизнедеятельности также наблюдается резкое падение социально значимых ценностей, особенно в молодежной среде. Распространяется культ силы, вседозволенности, допустимости применения любых средств для достижения поставленных целей. Наметилась достаточно тревожная тенденция утраты негативной реакции на преступный образ жизни и в целом на преступление как способа разрешения возникающих проблем. Духовные ценности и интересы уступают место ориентации на потребительство.
Важнейшим социальным фактором выступает правовая защищенность и безопасность личности, общества и государства. Государство оказалось неспособным гарантировать права и безопасность личности и общества.
Социальная справедливость также относится к числу важнейших социальных факторов, и ее обеспечение имеет непосредственное профилактическое значение. Это затрагивает не только сферу распределения материальных благ между членами общества на основе их личного вклада в приращении общественного богатства, но и социальную поддержку всех нуждающихся слоев населения. При этом мигранты оказываются в положении самой социально незащищенной группы, что нередко приводит их к маргинализации и толкает к совершению преступлений.
Применительно к общесоциальному уровню необходим следующий комплекс взаимосвязанных мероприятий: создание системы согласованных мер экономического, медицинского, социально-культурного, воспитательного и правового характера с целью предупреждения проявлений этнической нетерпимости; повышение уровня образования и культуры населения, в том числе и мигрантов.
Комплекс профилактических мер активизирует социально-психологические стимулы общения между представителями различных этнических общностей, повышает гражданскую ответственность членов общества, ведет к усилению коллективных начал жизнедеятельности в условиях полиэтнич-ности региона.
Конкретизация мер профилактического воздействия является важным условием повышения эффективности специального криминологического предупреждения. Необходимо учитывать тот факт, что на поведение мигрантов оказывают влияние не только объективные факторы, выражением которых являются особенности внешней среды обитания, но и субъективные, связанные с особенностями жизни населения. Определение и дифференциация специальных профилактических мер должны осуществляться с учетом этих факторов.
Применительно к специально-криминологической профилактике необходимы меры, направленные на: оказание профилактического воздействия в зависимости от характера деформации в функционировании тех или иных социальных общностей и этносов. Так, профилактическое воздействие и его интенсивность будут существенно различаться в среде китайских мигрантов и этнических общин Кавказа или Средней Азии.
Миграция населения - это один из самых чутких инструментов, незамедлительно реагирующих на социальные, экономические и политические изменения в мире, стране или отдельном регионе [14]. Однако плохо организованные и слабо контролируемые миграционные процессы представляют реальную угрозу государственной целостности и общественного благополучия. Поэтому, на наш взгляд, те вероятные неудобства, которые претерпевают иностранные мигранты, находящиеся на территории РФ, при прохождении соответствующих процедур, вполне оправданны и имеют место в практике регулирования и контроля миграции многих зарубежных демократических стран.
Необходимо добиться того, чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности страны. В этой ситуации следует сосредоточить усилия государ-
ства на создании условий для въезда в Россию оптимального количества иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.
Государство в лице своих исполнительных органов должно вести в отношении мигрантов четкую государственную политику, которая заключается:
- в определении правового статуса мигрантов и мест расселения мигрантов;
- в проведении селективного отбора прибывающих, интеграции мигрантов в общественную жизнь страны посредством изучения языка, обычаев и культуры;
- в воспитании терпимости граждан по отношению к прибывающим. Если государство не соблюдает перечисленных требований, то получает рост преступности по разным направлениям.
Еще одним компонентом, дестабилизирующим общественный порядок в государстве, настраивающим негативно народонаселение по отношению к иммигрантам, являются возможности «четвертой власти» -средств массовой информации. Выхватывая «жареные факты» из повседневной жизни, СМИ искусственно нагнетают, мифологизируют проблему незаконной миграции.
Опыт организации профилактики нелегальной миграции в зарубежных государствах подтверждает сложный характер рассматриваемой деятельности. В поисках решения указанной проблемы многие европейские государства прибегают к применению таких, явно не либеральных мер, как изменения в системе пособий с целью снижения привлекательности приезда в страну; создание специализированных служб по контролю за миграцией; создание специализированных центров содержания задержанных мигрантов и т. д. [15]
Предупредительная работа - это дело не только государственных органов, но и общества в целом. Любые государственные и другие организации должны быть признаны субъектами предупредительной работы в том объеме, в котором их деятельность направлена на преодоление причин преступности и условий, ей способствующих. Во многих странах, да и в России имеется неиспользованный резерв общественных, в том числе благотворительных, организаций и фондов, которые могли бы часть работы принять на себя. Как показывает практика, привлечение таких организаций для участия в деятельности по предупреждению правонарушений носит единичный характер. Фактически профилактический потенциал подобных общественных объединений остается почти не востребованным, в том числе для предупреждения преступлений со стороны вынужденных мигрантов, большинство из которых пребывает в сложных жизненных условиях, толкающих их на путь совершения преступлений.
Например, для Омской области миграция является значимым фактором демографического, экономического и культурного развития региона. Несмотря на кризисные проявления в экономике страны, рынок труда предъявляет спрос на иностранных работников. Однако негативно влияет на миграционную ситуацию в регионах Сибирского федерального округа высокая коррумпированность государственных структур, в том числе призванных осуществлять контрольно-надзорные функции в отношении мигрантов. Этот дестабилизирующий фактор позволяет мигрантам, а также лицам, принимающим их на работу, уходить от установленной законом ответственности.
Проведенный нами анализ показал, что на территории Сибирского федерального округа в отдельных регионах показатели миграционной преступности существенно различаются. Как справедливо указывает К.Р. Абызов, устойчивость территориальных различий преступности свидетельствует о том, что в регионах действуют одни и те же причины, интенсивность проявления которых зависит от сопутствующих условий и их сочетаний. Тот факт, что на фоне всеобщего роста преступности устойчивость различий сохранилась в знакомых чертах, указывает и на устойчивость прежних причин, которые сегодня стали действовать энергичнее. Применительно к различным типам регионов одни и те же комплексы факторов действуют по-разному: в одном случае несут криминогенную нагрузку, в другом - нейтральную, в третьем - даже способствуют снижению преступности. Однако в каждом типе региона социальные различия между людьми остаются, и они оказываются значимыми в криминологическом плане.
Выявление региональной специфики преступности мигрантов позволяет разрабатывать местные (локальные) системы предупреждения преступности с учетом социально-экономической, национально-демографической, культурно-образовательной и криминологической среды, характеризующей ситуацию, обстановку и возможности каждого региона. В этой связи значимым профилактическим средством выступают стратегические доктрины развития регионов и целевые профилактические программы, направленные на предупреждение преступлений и борьбы с преступностью.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Космынина П. В. Правовой режим предупреждения преступлений. М., 2005. С. 26.
[2] Там же. С. 38-39, 72.
[3] Абызов К. Р. Криминологическое прогнозирование и предупреждение региональной преступности. Барнаул, 2005. С. 85.
[4] Миньковский Г. М. Криминология : учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 185-219.
[5] Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений. Минск, 1989. С. 23-25, 287.
[6] Жалинский А. Э. Условия эффективности профилактики преступлений. М., 1978. 152 с.
[7] Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. 496 с.
[8] Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Указ. соч. С. 268.
[9] ООН в Российской Федерации : сайт. Ш1_: http://www.unrussia.ru/News.
aspx?id=351 (дата обращения: 10.09.2011).
[10] Лунеев В. В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980. 137 с.
[11] Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Указ. соч. ; Зарипов З. С. Правовой механизм
профилактики правонарушений. Ташкент, 1990. 155 с. ; Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Указ. соч. ; Полубинский В. И. Виктимологические аспекты профилактики преступлений. М., 1980. 76 с. ; Абызов К. Р. Указ. соч.
[12] Миндагулов А. Х. Научные основы управления в сфере профилактики преступлений : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990.
[13] Клейменов М. П. Криминология. М., 2008. С. 182 ; Его же. Уголовно-правовое прогнозирование. Томск, 1991. 168 с.
[14] Регент Т. М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. М., 1999. С. 9.
[15] Правовое регулирование трудовой миграции / под ред. А. С. Прудникова. М., 2010. 183 с.