УДК 343.972
Криминологические аспекты предупреждения деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера
А.Р. Исмагилова
Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные криминологические аспекты предупреждения деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера. Аргументируется актуальность проведения исследований в данной области общественных отношений. Представлен авторский подход к исследованию предупреждения деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера. Автор отмечает, что в современном российском государстве функционирует система правовых норм и иных юридических инструментов регулирования, направленных на создание условий по противодействию нетрадиционным религиозным организациям, деятельность которых является деструктивной. Существование таких организаций противоречит конституционным основам и нуждается в исследовании на предмет определения в действиях лиц, организовавших нетрадиционное религиозное объединение, состава преступления. Обосновывается актуальность исследования причин и условий создания гражданами объединений деструктивного характера.
Ключевые слова: предупреждение преступлений, причины и условия, нетрадиционные объединения, религиозные объединения, деструктивный характер.
Для цитирования: Исмагилова А.Р. Криминологические аспекты предупреждения деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 101-105.
Criminological aspects of preventing the activities of non-traditional religious associations of a destructive nature
A.R. Ismagilova
Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Ufa, Russian Federation
Abstract. The article discusses certain criminological aspects of preventing the activities of non-traditional religious associations of a destructive nature. The relevance of conducting research in this area of public relations is argued. The author's approach to the study of the prevention of non-traditional religious associations of a destructive nature is presented. The author notes that in the modern Russian state there is a system of legal norms and other legal instruments of regulation aimed at creating conditions for countering non-traditional religious organizations, whose activities are destructive. The existence of such organizations contradicts the constitutional foundations and needs to be investigated to determine the illegal actions of the organizers and participants of non-traditional religious associations of a destructive nature, as well as to identify the reasons and conditions for the creation of associations of citizens recognized as prohibited in the Russian Federation in the manner prescribed by law.
Keywords: crime prevention, causes and conditions, non-traditional associations, religious associations, destructive nature.
For citation: Ismagilova A.R. Criminological aspects of preventing the activities of non-traditional religious associations of a destructive nature // Law and statehood. 2024. № 1 (2). P. 101-105.
В современном российском государстве функционирует система правовых норм и иных юридических инструментов регулирования, направленных на оказание противодействия нетрадиционным религиоз-
ным организациям, деятельность которых является деструктивной: во-первых, с точки зрения соблюдения законодательства; во-вторых, с позиции признания традиционными религиозными организациями
деятельности религиозного объединения, не отвечающего правилам, установленным традиционными религиями, деструктивной; в-третьих, в связи с тем, что функционирование нетрадиционных религиозных организаций противоречит принятым в обществе правилам и установленным конституционным ценностям.
Правовое регулирование в области функционирования религиозных организаций показывает, что содержание отдельных правовых норм Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»1 предоставляет неограниченное право всем субъектам общественных отношений формировать объединения, организации и группы для отправления религиозных обрядов. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 6 вышеуказанного закона запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
По решениям судов общей юрисдикции в 2019 г. была запрещена деятельность религиозного объединения «Каракольская инициативная группа» (иные наименования: «Ак-Дян», «Белая Вера», «Алтай Дян Ак Дян», «Алтайская вера Белая вера»)2. На территории Самарской области запрещена религиозная группа «Алля-Аят» (иные встречающиеся наименования в зависимости от перевода с казахского языка: «Алль Аят», «Алля Аят», «Элле Аят», «Алла Аят», «Эллэ Аят», «Аль Аят» и другие)3. В 2020 г. решением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции запрещена деятельность Хакасской региональной общественной организации духовного и физического самосовершенствования человека по Великому закону Фалунь «Фалунь Дафа»4.
Широкая практика противоправной де-
ятельности сект, их разветвленный характер обусловливают научный интерес в отношении понятия «религиозная преступность». Данный феномен можно определить следующим образом: это потенциальность религиозного учения как общественного явления выступать условием и причиной совершения приверженцами деяний, представляющих опасность для отдельной личности, общественной безопасности и государственного строя. В данном случае правонарушаю-щие деяния опосредованы особенностями религиозного мировоззрения, которые находят материализацию в следовании догматам деструктивных религиозных течений, приводящим к совершению правонарушений и уголовно-правовых деяний по религиозным мотивам и (или) в виде отправления религиозных обрядов и таинств. Данное явление неизбежно провоцирует реакцию государства в виде усиления правового регулирования и введения дополнительных запрещающих правовых норм5.
В настоящее время угроза от деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера становится все более ощутимой, поскольку склоняемые к преступной деятельности субъекты руководствуются не столько идеями религиозного толка, сколько материальной составляющей, толкающей неустойчивых лиц к противоправной и даже преступной деятельности. В этом плане устойчивость к глобальным вызовам современности зависит от экономической и социальной стабильности в стране. Такие факторы стабильности служат прочной основой для сдерживания деструктивных объединений граждан, которые под влиянием внушения, различных видов учений, дополняющихся неверным истолкованием религиозных норм, к тому же, оказываясь в сложных финансо-
1 О свободе совести и о религиозных объединениях : федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.
2 Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 11 декабря 2018 г. // Архив суда.
3 Решение Самарского областного суда от 28 мая 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. // Архив суда.
4 Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2020 г. // Архив суда.
5 Уральский А. В Алтайском крае запретили деятельность секты «Орда» // Официальный сайт Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. 2015. 13 мая. URL: http://iriney.ru/okkultnyie/ psevdo-czelitelskie/orda/arxiv-soobshhenii-o-sekte-orda/v-altaiskom-krae-zapretüi-deyatelnost-sektyi-%C2%ABorda%C2%BB. html (дата обращения: 23.11.2023).
вой ситуации и социальном положении, могут пойти на соврешение правонарушений и преступлений.
Как справедливо отмечает В.В. Негода: «Деструктивные секты и культы, применяя различные психологические методы, не только манипулируют религиозными чувствами людей, но и наносят им различные психологические травмы, и часто имеют криминальную направленность. Они не только угрожают жизни и здоровью людей, но и представляют собой опасность для общества и государства» [1, с. 112]. Уже 20 лет назад патриарх Московский и всея Руси Алексий II выражал обеспокоенность угрозой, исходящей от усиления влияния различных нетрадиционных религиозных объединений. По мнению Русской православной церкви, еще в 2002 г. в нашей стране существенную угрозу представляли как старые «еретические», гностические течения, так и новые движения, оказывающие негативное влияние на систему ценностей общества, поскольку часто использовали колдовство и оккультные практики. Также, по мнению Патриарха, подобные секты и сообщества имеют своей главной целью подрыв традиционной культуры российских народов и противопоставляют себя обществу1. Оказавшись в секте, человек не только теряет свое собственное мнение и настоящий смысл жизни, но и оказывается оружием в руках лидеров, использующих его для совершения преступлений, в том числе и насильственного характера.
Представляют интерес конкретные случаи из правоприменитетельной практики. Так, исходя из совокупности признаков, характеризующих деятельность религиозного объединения, решением Верховного Суда Российской Федерации экстремисткой организацией было признано нетрадиционное религиозное объединение «Свидетели Иеговы». Согласно решению суда, признаки экстремизма содержит литература религиозного содержания, изданная и распространяемая указанной организацией: судом сделаны выводы о высоком уровне лексической
грамотности авторов данных литературных произведений, а также профессионализме в применении методик психоэмоционального воздействия на потенциального читателя.
Главным посылом упомянутых распространяемых материалов выступает стремление создать у читателя стойкое убеждение в порочности иных религиозных течений. Эмоциональная, психологическая и коммуникативная составляющие текста в целом настроены на возбуждение ненависти либо вражды по признаку религиозной приверженности. Так, в указанной литературе содержатся установки на негативное отношение к христианству, исламу, иным религиям. Также предлагаемые к прочтению материалы могут оказывать существенное (в том числе и деструктивное) влияние на психику, сознание, волю и даже поведенческую активность человека. В основе распространяемых материалов лежат мистико-аскетические и психологические методики, которые реализуются путем вербальной и визуальной коммуникации. В текстах также распространена методика нейролингвистического программирования и неклассические типы гипноза (например, эриксоновский) [2].
В литературе, продуцируемой организацией «Свидетели Иеговы», распространены установки для читателя на разрыв отношений с родственниками и друзьями, совершение деструктивных действий в отношении других граждан. Тексты заключают в себе скрытые команды, обеспечивающие подчинение читателя лидерам сообщества и выполнение основных принципов учения - «Библии - Иеговы». В литературе содержится призыв к унижению граждан по мотивам их принадлежности к различным религиозным конфессиям, структурам светского мира, в частности, к «системе», т. е. к государству. Как отмечает А.А. Ко-релов, в распространяемых материалах содержатся «призывы, направленные на возбуждение религиозной розни; пропаганду исключительности и превосходства по при-
1 Документы Екатеринбургской конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» // Официальный сайт Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. URL: http:// iriney.ru/main/dokumentyi/dokumentyi-ekaterinburgsko]-konferenczii-totalitarnyie-sektyi-ugroza-religioznogo-ekstremizma. html (дата обращения: 12.12.2023).
знаку принадлежности или отношения к религии; превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности» [2].
Суд также пришел к выводу, что в текстах содержатся непосредственные признаки разжигания религиозной розни [4, с. 105]. В литературе используются приемы, направленные на «подрыв» уважения к другим людям, формирование открытой неприязни и ненависти, искажение сведений, характеризующих иные религиозные течения. Кроме того, авторы текстов нивелируют значение прав граждан на жизнь, медицинскую помощь, отдых и свободу. Ими используются лексические структуры и приемы, которые позволяют добиться эффекта трансформации поведенческих актов, даже в том случае, когда в тексте отсутствуют прямые указания на подобные действия [2].
Нетрадиционные религиозные объединения в своей деятельности активно пользуются малограмотностью, неосведомленностью и социальной незащищенностью
вербуемых членов. При этом одной из основных целей деструктивных религиозных объединений является стремление к обогащению и укреплению контроля над людьми, попавшими в определенную степень зависимости. С этой точки зрения общая невежественность и малограмотность поощряются в подобных организациях. Между тем для вменения ст. 239 Уголовного кодекса Российской Федерации деятельность религиозного или общественного объединения должна быть незаконной, т. е. сопряженной с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью [5, с. 52]. По мнению специалистов, в деструктивных объединениях принимаются меры к ухудшению интеллектуальных и когнитивных способностей адептов путем формирования зависимостей к запрещенным наркотическим и психотропным веществам. По этому сценарию действует абсолютное большинство сект и культов, а эксплуатация незащищенности людей является основным инструментом управления [3, с. 87].
Список литературы
1. Негода В.В. Тоталитарные секты и деструктивные культы - новая опасность для современной России // Россия в глобальном мире: проблемы становления и развития. Сборник научных статей. Вып. 2. Воронеж, 2007. С. 112-113.
2. Корелов А.А. Преступная и деструктивная деятельность тоталитарных сект в следственной и судебной практике // XVIII Международные Рождественские чтения, Москва, 24-29 января 2010 г. // Сектовед. Сайт о сектах, лжеучениях и деструктивных культах. URL: http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=62. (дата обращения: 26.02.2022).
3 Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. 1996. № 2. С. 87-93.
4. Уголовное право. Особенная часть : курс лекций. В 2-х ч. Ч. 1 / М.С. Шайхуллин, Б.З. Маликов, И.Р. Диваева [и др.]. Уфа, 2023. 320 с.
5. Уголовное право. Особенная часть : курс лекций. В 2-х ч. Ч. 2 / М.С. Шайхуллин, Б.З. Маликов, И.Р. Диваева [и др.]. Уфа, 2023. 320 с.
References
1. Negoda V.V. Totalitarnye sekty i destruktivnye kul'ty - novaya opasnost' dlya sovremennoj Rossii // Rossiya v global'nom mire: problemy stanovleniya i razvitiya. Sbornik nauchnyh statej. Vyp. 2. Voronezh, 2007. S. 112-113.
2. Korelov A.A. Prestupnaya i destruktivnaya deyatel'nost' totalitarnyh sekt v sledstvennoj i sudebnoj praktike // HVIII Mezhdunarodnye Rozhdestvenskie chteniya, Moskva, 24-29 yanvarya 2010 g. // Sektoved. Sajt o sektah, lzheucheniyah i destruktivnyh kul'tah. URL: http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=62. (data obrashcheniya: 26.02.2022).
3 Volkov E.N. Prestupnyj vyzov prakticheskoj psihologii: fenomen destruktivnyh kul'tov i kontrolya soznaniya (vvedenie v problemu) // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 1996. № 2. S. 87-93.
4. Ugolovnoe pravo. Osobennaya chast' : kurs lekcij. V 2-h ch. Ch. 1 / M.S. Shajhullin, B.Z. Malikov, I.R. Divaeva [i dr.]. Ufa, 2023. 320 s.
5. Ugolovnoe pravo. Osobennaya chast' : kurs lekcij. V 2-h ch. Ch. 2 / M.S. Shajhullin, B.Z. Malikov, I.R. Divaeva [i dr.]. Ufa, 2023. 320 s.
Информация об авторе (авторах): Исмагилова Алина Равилевна, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России (450103, Россия, Уфа, ул. Муксинова, 2).
Information about the author(s): Ismagilova Alina Ravilevna, Senior Lecturer, Department of Administrative and Legal Disciplines, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (450103, Russia, Ufa, Muksinova St., 2).
Статья поступила в редакцию 04.01.2024; одобрена после рецензирования 02.03.2024; принята к публикации 08.05.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 04.01.2024; approved after 02.03.2024 review; accepted for publication 08.05.2024