Педагогика
УДК: 37.013.42
кандидат педагогических наук, доцент Байгулова Наталия Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск); магистрант Лилик Дмитрий Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск)
СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОСТОЯЩИХ В НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Аннотация. В современной России повсеместно наблюдается широкое распространение различных религиозных культов. Вместе с тем, какого-либо существенного противодействия проникновению деструктивных доктрин образовательные организации оказать не в состоянии. Отсутствие легального определения таких понятий как «секта», «тоталитарный культ» и т.п.; отсутствие четкого понимания у специалистов образовательных организаций, с чем конкретно нужно бороться (деструктивность привносимых идей), и, как следствие, нет понимания тех последствий, к которым приводит членство несовершеннолетних в нетрадиционных религиозных объединениях. Настоящая статья на основе анализа критериев деструктивности призвана проанализировать последствия, к которым привело членство несовершеннолетних, находящихся в период своей ранней юности, в нетрадиционных религиозных объединениях.
Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетний, период ранней юности, деструкция, нетрадиционные религиозные объединения.
Annotation. In modern Russia there is a widespread spread of various religious cults. At the same time, educational organizations are not able to provide any significant resistance to the penetration of destructive doctrines. The absence of a legal definition of such concepts as "sect", "totalitarian cult", etc.; the lack of a clear understanding of the specialists of educational organizations, what exactly should be fought (the destructive nature of the ideas introduced), and, as a result, there is no understanding of the consequences of the membership of minors in non-traditional religious organizations. This article is based on the analysis of the criteria of destructiveness and is designed to analyze the consequences of the membership of minors in non-traditional religious organizations in the period of their early youth.
Keywords: Deviant behavior, juvenile, early adolescence, destruction, non-traditional religious associations.
Введение. В настоящее время проблема вовлечения несовершеннолетних в деятельность различных нетрадиционных религиозных объединений (далее -НРО) стоит достаточно остро. Особую опасность для личностного здоровья молодежи представляют культы, имеющие в составе своей деятельности деструктивную составляющую. Возраст ранней юности, как известно, имеет специфические особенности в личностной и познавательной сфере. Ввиду происходящих изменений в сферах сознания, деятельности, системы взаимоотношений, несовершеннолетние находятся в «группе риска» попадания под влияние различных деструктивных религиозных идей, что делает возможным проявление девиаций различной направленности.
Изложение основного материала статьи. В связи с широким распространением на территории России новых религиозных организаций, а также организаций уже не новых (существующих достаточно длительное время), но проявляющих высокую миссионерскую активность, все чаще назревает необходимость объективной оценки результатов деятельности таких организаций по отношению к окружающему их социуму. В условиях длительного идеологического вакуума на территории России стали процветать религиозные организации, в том числе транслирующие в социум деструктивную составляющую. Такие религиозные объединения принято называть «секта», «тоталитарный культ», «деструктивная религиозная организация» и т.п. В настоящее время в правоприменительной практике отсутствует строго легальные определения подобных терминов как в национальном, так и в международном праве. Это объективно признается международными правовыми инстанциями [1]. Вместе с тем, данные термины постепенно проникают в акты российской системы образования [2].
Такое внимание, как со стороны правоприменителей, так и общества вызвано значительным влиянием именно деструктивной составляющей, транслируемой адептами НРО, на умы не только взрослых граждан, но и несовершеннолетних. Конечно, особенно актуальна эта проблема для системы образования, призванной организовывать воспитание и развитие подрастающего поколения. Однако, в научном сообществе, а, соответственно, и правоприменительной и образовательной практиках, нет однозначных критериев оценки деструктивности той или иной религиозной группы. В общих чертах признаки деструктивности раскрываются в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [3]. К таковым относятся:
• Нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
• Экстремистская деятельность;
• Принуждение к разрушению семьи;
• Посягательство на личность, права и свободы граждан;
• Нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, в том числе с использованием, гипнотических воздействий, наркотических и иных психотропных веществ, совершение развратных действий;
• Склонение к самоубийству или отказу от медицинской помощи;
• Создание препятствий для получения обязательного образования;
• Принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозной организации;
• Принуждение к отказу от гражданских обязанностей и совершению противоправных действий.
Приведенные признаки деструктивности все же могут служить основой для формулирования более
конкретных критериев оценки деструктивности. Наиболее известной и применяемой в научных кругах и публицистике является система критериев деструктивности, предложенная Е. Н. Волковым [4]. В основу своей системы он положил следующие критерии:
1. Каким образом осуществляется лидерство в организации (единолично либо группой):
• Наличествуют ли претензии лидера на абсолютную власть в организации т.к. является исключительно «мудрым», «духовным», вероятно, принимает на себя роль Абсолюта;
• Лидер является безусловным образцом, эталоном поведения;
• Имеются ли в наличии документы, позволяющие установить личность лидера, его биографию, квалификацию;
• Имеется ли возможность свободно общаться с лидером организации (наличие беспрепятственной обратной связи);
• Может ли власть лидера быть ограничена какими-либо факторами (решением совета старейшин, общины и т.п.).
2. Структура и характер деятельности организации:
• Учение «внутри» организации отличается от учения, транслируемого при миссионерской деятельности и для неофитов;
• Наличие доктрин, идей, целей, имеющих приоритет относительно законов государства, норм морали и нравственности, установленных в социуме; претензия на «абсолютную истину»;
• Преобладание целей организации над целями отдельных адептов;
3. Характер индоктринации и сохранения членства в общине:
• Индоктринация с использованием техник психологического воздействия при миссионерской деятельности на неофита; сокрытие информации о целях и методах действия организации;
• Создание атмосферы элитарности (исключительности) членства в организации;
• Провоцирование крайних эмоциональных состояний у адептов религиозной группы; провоцирование разрыва связей с близким окружением (семейные и дружеские связи) адепта.
Для неспециалиста проверка соответствия критериям довольно сложна, т.к. необходимо знать доктрину исследуемой организации. В методической литературе нельзя встретить конкретного применения критериальной оценки. В качестве практического примера приведем оценку деструктивности доктрин ныне уже запрещенной в России религиозной организации Свидетели Иеговы.
Специфика взаимоотношений в семье адепта. Здесь возможны несколько ситуаций: несовершеннолетний - член семьи Свидетелей Иеговы, один из взрослых членов семьи стал Свидетелем Иеговы, члены семьи несовершеннолетнего Свидетеля сами Свидетелями Иеговы не являются.
В первом случае, если юноша или девушка решит покинуть общину, то родители всеми силами будут этому препятствовать, вплоть до физических мер воздействия. Впрочем, таких случаев практически не встречается. Как правило, юноши или девушки продолжают выполнять минимум действий, которых от них требует собрание, становятся «теплохладными», ожидая своего совершеннолетия и возможности покинуть семью Свидетелей и собрание.
Во втором случае - ребенок становится причиной постоянных ссор родителей, т.к. учение Свидетелей требует, чтобы родитель обязательно привел своего ребенка в общину. Другой родитель, обычно, этому сопротивляется, не допуская несовершеннолетнего к участию в деструктивном культе. Это часто приводит к разрушению семей, лишениям родительских прав, постоянным разбирательствам между родителями с привлечением правоохранительных органов, доходит даже до противоправных действий - причинениям вреда здоровью разной степени тяжести, похищениям одним из родителей своего ребенка (строго говоря по закону это не похищение).
В третьем случае, когда несовершеннолетний (но достигший 15 лет, т.к. проповедь в России разрешена с 15 лет, Свидетели Иеговы это строго соблюдают), становится адептом все ранее описанное поведение, характерное для взрослого Свидетеля, актуально и для несовершеннолетнего, однако воспринимается гораздо острее [5].
• Внушение приоритетности чувств над разумом, манипуляции чувствами адептов со стороны руководства организации;
• Провоцирование отказа от своих привычек, целей, интересов;
• Осуждение и наказание критики организации, вплоть до лишения членства; осуждение критического мышления как такового;
• Формирование страха отступничества, лишения членства в организации;
• Формирование у адептов полярного взгляда на окружающий макросоциум («мы» - духовные, хорошие, а окружающий мир «лежит во зле»);
• Использование физическую, финансовую, психологическую зависимость рядовых адептов в интересах организации (лидера организации).
В результате проведенных специалистами исследований было установлено, что основными «целями» НРО среди несовершеннолетних являются молодые люди, находящиеся в периоде ранней юности (15-17 лет) [6]. В результате проведенного исследования, которое проводилось при участии 123 юношей и девушек 15-17 лет, 83 из которых ранее были адептами различных НРО, 40 - участники контрольной группы, состоявшей из учащихся колледжей, было установлено пять основных вариантов девиантного, частично деликвентного, поведения.
К первому варианту относятся психопатоподобные расстройства, проявляющиеся в виде грубости, вспыльчивости по отношению к сверстникам, родителям, учителям, доходящих до попыток причинения физического вреда. Данное поведение демонстрировали 36% бывших «культистов». При этом в 86,9% случаев лица, отнесенные к данному варианту поведения, сбегали из дома, бродяжничали, а в 13,1% случаях имелись попытки суицида.
Ко второму варианту девиантного поведения эксперты отнесли психопатоподобные расстройства, выражающиеся в демонстративности поведения, вычурности, манерности. Такое поведение наблюдалось у 11% от группы наблюдаемых лиц с нарушениями поведения. Уходили из дома - 57,1%, а делали попытки суицида - 45,9% лиц.
Третий вариант (16% от группы бывших адептов НРО) - выраженный астенический синдром, характеризующийся повышенной психической и физической истощаемостью, отвлекаемостью, забывчивостью. Участники исследования в процессе общения демонстрировали капризность, обидчивость, у
них наблюдались неусидчивость, сниженная работоспособность, снижение интереса к ранее имевшимся увлечениям.
Группа (19% от группы бывших адептов) с четвертьм вариантом девиантного поведения демонстрировала наличие астенодипрессивного синдрома - слабость, вялость, быстрая истощаемость, снижение настроения, идеаторная и моторная заторможенность. Поведение отличала бесцельная агрессивность, аутоагрессивность.
К пятому варианту эксперты отнесли группу лиц (18% от лиц с нарушением адаптации) с выраженным астеноневротическим синдромом с истероидными проявлениями и суицидным поведением. Суицидное поведение в данной группе наблюдалось в 100% случаев. У членов данной группы наблюдались: неустойчивость настроения, повышенная возбудимость на фоне быстрой истощаемости, склонность к бурным аффективным реакциям, театральность поведения, капризность, лживость.
Помимо выявленных вариантов девиантного поведения лиц с нарушением адаптации (основная группа 83 человека) эксперты выявили, что члены основной группы почти в 60% случаев воспитывались в неполных семьях, в то время как в контрольной группе данный показатель соответствовал 11,2% случаев. Злоупотребление алкоголем в семьях членов основной группы превышало 2,5 раза по сравнению с тем же показателем в контрольной группе. При этом материальная обеспеченность и социальный статус всех участников исследования был примерно одинаковым. Данные показатели подтверждают существенное влияние социальных факторов на формирование поведения у старшеклассников, находящихся в периоде ранней юности.
Выводы. Возможно, что развитие деструктивного вмешательства НРО может быть остановлено силами общества, в целом, и образовательной системы, в частности. Семья, школа, как части социума, могут оградить подростка от этой деструкции, от потери себя. В рамках образовательного процесса необходимо развивать критическое мышление, ибо технология формирования критического мышления ставит своей целью развитие мыслящей личности.
Литература:
1. Письмо Минобрнауки России от 31.03.2017 N ВК-1065/07 "О направлении методических материалов". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-31032017-п^к-106507^то/ (Дата обращения 25.07.2018).
2. Письмо Минобрнауки России от 27.04.2017 N 09-921 "О направлении информации". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-27042017-n-09-921-o-napravlenii/ (Дата обращения 5.08.2018).
3. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (Дата обращения 10.08.2018).
4. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. -1996. - № 5. - С. 86-95.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П "По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-2311 1999-п/ (Дата обращения 8.08.2018).
6. Липский Н. А., Резовский Р. С. Криминалистическая характеристика личности несовершеннолетних, пострадавших от деятельности деструктивных религиозных организаций // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. -2008. - №1(37). - С. 101-106
Педагогика
УДК: 379.822
кандидат педагогических наук, доцент Байгулова Наталия Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск); магистрант Рудницкий Юрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск)
КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ФОРМА ЗНАКОМСТВА С ГОРОДОМ
Аннотация. В работе рассматриваются различные понятия квеста, как части культурного досуга, приводятся его классификации, основные характеристики. Авторами предпринята попытка актуализировать использование квеста, как важной экскурсионно-образовательной формы знакомства с городом в рамках туристско-экскурсионных программ на территории города Томска. Данная форма обладает педагогической направленностью, способной максимально удовлетворить потребности современных туристов и улучшить восприятие информационно-образовательной составляющей экскурсий.
Ключевые слова: квест, экскурсионно-образовательная форма, краеведение, туризм, экскурсионная деятельность.
Annotation. The paper discusses the various concepts of quest as part of cultural leisure, provides its classification, the main characteristics. The authors made an attempt to update the use of the quest as an important excursion and educational form of acquaintance with the city within the framework of tourist and excursion programs in the territory of the city of Tomsk. This form has a pedagogical orientation that can best meet the needs of modern tourists and improve the perception of information and educational component of excursions.
Keywords: Quest, excursion and educational form, local history, tourism, excursion activities.