них наблюдались неусидчивость, сниженная работоспособность, снижение интереса к ранее имевшимся увлечениям.
Группа (19% от группы бывших адептов) с четвертым вариантом девиантного поведения демонстрировала наличие астенодипрессивного синдрома - слабость, вялость, быстрая истощаемость, снижение настроения, идеаторная и моторная заторможенность. Поведение отличала бесцельная агрессивность, аутоагрессивность.
К пятому варианту эксперты отнесли группу лиц (18% от лиц с нарушением адаптации) с выраженным астеноневротическим синдромом с истероидными проявлениями и суицидным поведением. Суицидное поведение в данной группе наблюдалось в 100% случаев. У членов данной группы наблюдались: неустойчивость настроения, повышенная возбудимость на фоне быстрой истощаемости, склонность к бурным аффективным реакциям, театральность поведения, капризность, лживость.
Помимо выявленных вариантов девиантного поведения лиц с нарушением адаптации (основная группа 83 человека) эксперты выявили, что члены основной группы почти в 60% случаев воспитывались в неполных семьях, в то время как в контрольной группе данный показатель соответствовал 11,2% случаев. Злоупотребление алкоголем в семьях членов основной группы превышало 2,5 раза по сравнению с тем же показателем в контрольной группе. При этом материальная обеспеченность и социальный статус всех участников исследования был примерно одинаковым. Данные показатели подтверждают существенное влияние социальных факторов на формирование поведения у старшеклассников, находящихся в периоде ранней юности.
Выводы. Возможно, что развитие деструктивного вмешательства НРО может быть остановлено силами общества, в целом, и образовательной системы, в частности. Семья, школа, как части социума, могут оградить подростка от этой деструкции, от потери себя. В рамках образовательного процесса необходимо развивать критическое мышление, ибо технология формирования критического мышления ставит своей целью развитие мыслящей личности.
Литература:
1. Письмо Минобрнауки России от 31.03.2017 N ВК-1065/07 "О направлении методических материалов". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sudact.ru/law/pismo-minobmauki-rossii-ot-31032017-п^к-106507^то/ (Дата обращения 25.07.2018).
2. Письмо Минобрнауки России от 27.04.2017 N 09-921 "О направлении информации". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobmauki-rossii-ot-27042017-n-09-921-o-napravlenii/ (Дата обращения 5.08.2018).
3. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (Дата обращения 10.08.2018).
4. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. -1996. - № 5. - С. 86-95.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П "По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-2311 1999-п/ (Дата обращения 8.08.2018).
6. Липский Н. А., Резовский Р. С. Криминалистическая характеристика личности несовершеннолетних, пострадавших от деятельности деструктивных религиозных организаций // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. -2008. - №1(37). - С. 101-106
Педагогика
УДК: 379.822
кандидат педагогических наук, доцент Байгулова Наталия Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск); магистрант Рудницкий Юрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск)
КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ФОРМА ЗНАКОМСТВА С ГОРОДОМ
Аннотация. В работе рассматриваются различные понятия квеста, как части культурного досуга, приводятся его классификации, основные характеристики. Авторами предпринята попытка актуализировать использование квеста, как важной экскурсионно-образовательной формы знакомства с городом в рамках туристско-экскурсионных программ на территории города Томска. Данная форма обладает педагогической направленностью, способной максимально удовлетворить потребности современных туристов и улучшить восприятие информационно-образовательной составляющей экскурсий.
Ключевые слова: квест, экскурсионно-образовательная форма, краеведение, туризм, экскурсионная деятельность.
Annotation. The paper discusses the various concepts of quest as part of cultural leisure, provides its classification, the main characteristics. The authors made an attempt to update the use of the quest as an important excursion and educational form of acquaintance with the city within the framework of tourist and excursion programs in the territory of the city of Tomsk. This form has a pedagogical orientation that can best meet the needs of modern tourists and improve the perception of information and educational component of excursions.
Keywords: Quest, excursion and educational form, local history, tourism, excursion activities.
Введение. В настоящее время в связи со снижением уровня доходов населения, ростом валютных курсов, увеличением уровня террористической опасности на традиционных для Россиян курортах, возрастает популярность регионального туризма, большие возможности для развития которого имеет город Томск.
Говоря о Томске, следует отметить, что он является одним из старейших городов Сибири, в нем, как ни в одном другом городе России, можно встретить великолепные по своим художественным достоинствам деревянные и каменные здания, выполненные в различных архитектурных стилях. Кроме этого, на протяжении последних 140 лет Томск является крупным студенческим и научным центром Сибири.
В связи со всеми выше перечисленными фактами наш город ежегодно посещают тысячи людей, и как показывает практика, часть приезжих, а иногда и местных жителей, не знает исторического и культурного прошлого Томска.
Поэтому для решения данной проблемы специалисты Управления культуры Администрации г. Томска, Туристско-информационного центра, музея истории Томска, Томского индустриального техникума стали обращаться не только к классическим, но также к различным интерактивным и инновационным методикам экскурсионного обслуживания населения, среди, которых наиболее популярной оказалась методика знакомства с городом в форме игры-квест, которая обладает так же образовательными возможностями и эффектами.
Изложение основного материала статьи. Говоря о данной методике К.В. Чистякова утверждает, что квест (от английского слова «quest» - «поиск») - это «... разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока» [1, с. 2]. В свою очередь, Н.Д. Алексеева и Е.В. Рябова предлагают несколько иную трактовку квеста. По их мнению, квест - это «.экскурсия без традиционных гидов, комбинация экскурсии и квеста, в процессе прохождения которой исторические реалии и новеллы о людях, создававших биографию города, чередуются с увлекательными загадками и головоломками. Город предстает то хорошо узнаваемым, как на туристических открытках, то пойманным в неожиданном ракурсе, участники познают город, знакомясь с новыми фактами его биографии» [2, с. 1]. Также в работе О.А. Егоренко и Е.Г. Веденеевой, были выявлены наиболее часто встречающиеся в сети Интернет определения понятия квест. Так, по их мнению, квест следует рассматривать как:
1. Вид (жанр) компьютерных игр, имеющих сложные, разветвлённые сюжеты, действия игрока влияют на развилки сюжетных линий и могут приводить к различным исходам игры;
2. Игровая задача, постановка задачи; игровая цель; одна из ветвей сюжета игры;
3. Игровая задача, цель игры для персонажа, команды [3, с. 93].
Таким образом, с учетом всех выше перечисленных определений, на сегодняшний день квест следует рассматривать, во-первых, как приключенческую компьютерную игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, во-вторых, как интерактивную экскурсию, в которой нет привычного нам гида, но есть группа участников, выполняющая различные задания, направленные на знакомство с той местностью, в которой она находится.
На сегодняшний день разработаны различные типы и виды квестов. Так, И.Н. Сокол разделяет квесты
по:
- форме проведения:
а) компьютерные игры-квесты. Один из основных жанров компьютерных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий;
б) веб-квесты направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб-продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т.п.);
в) QR-квесты - на использование QR-кодов;
г) медиа-квесты - на поиск и анализ медиаресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото / видео квесты;
д) квесты на природе (улицы, парках и т.д.);
е) комбинированные.
- по режиму проведения: в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме;
- по сроку реализации квесты различают: краткосрочные - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно - три занятия; долгосрочные - цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год;
- по форме работы: групповые; индивидуальные;
- по предметному содержанию: моно квест; межпредметный квест (что позволяет говорить об их образовательных возможностях);
- по структуре сюжетов различают: линейные; не линейные; кольцевые;
- по информационной образовательной среде: традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда;
- по технической платформе: виртуальные дневники и журналы (блоги, ЖЖ и др.); сайты; форумы; Google - группы; Вики - страницы; социальные сети;
- по доминирующей деятельности учащихся: исследовательский квест; информационный квест; творческий квест; поисковый квест; игровой квест; ролевой квест;
- по характеру контактов: учащиеся одного класса или школы; ученики одного района; учащиеся одной страны; учащиеся из разных стран [4, с. 139].
В свою очередь, исследователи Т.В. Захарова, О.Б. Лобанова, С.А. Осяк, Е.М. Плеханова, С.С. Султанбекова, Е.Н. Яковлева, классифицируют квесты в зависимости от сюжета как:
1. Линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
2. Штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
3. Кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными [5].
Если же говорить об организации и проведении квестов, то следует сказать, что вообще квесты в России появились в 2013 году. Одним из основателей этой индустрии стал Георгий Полищук, который привез квест из Западной Европы, открыв в Москве свою первую локацию [6]. А в Томске в 2016 году по инициативе городской администрации был разработан краеведческий квест «Путь Томича», который ставит своей задачей познакомить студентов колледжей и техникумов с историей, культурой и традициями города.
Суть данного квеста заключается в том, что команды учащихся, из различных средне-специальных учебных заведений, находясь в историческом центре города, перемещаются по таким тематическим станциям, как Томск исторический, Томск литературный, Томск архитектурный, Томск инновационный, Томск студенческий, Томск знаменитый, Томск театральный, Томск наших бабушек и дедушек, Томск культурный, где выполняют задания, которые знакомят их с различными аспектами истории и культуры Томска. За правильное выполнение заданий команды получают баллы, которые в конце квеста суммируются и команды получают призы.
Данный квест впервые был организован и проведен в октябре 2016 года. В нем участвовало 9 команд по 10 человек. Результаты квеста показали, что большая часть участников плохо знает историю и культуру Томска, но при этом они с большим интересом приняли участие в квесте, смогли ближе познакомиться друг с другом, открыли для себя новые городские достопримечательности и узнали много новых фактов о них.
В сентябре 2017 года квест «Путь Томича» был проведен во второй раз. Результаты второго квеста показали, что количество команд осталось прежним, но самих участников в командах стало больше и составило 135 человек, также следует отметить, и тот положительный факт, что многие команды начали заранее готовиться к данному мероприятию изучая краеведческую литературу, что в свою очередь положительно сказалось на результатах. Так, если в 2016 году каждое из призовых мест заняли по одной команде, то в 2017 - команд, занявших первое и второе место, было уже по две, и третье место заняла одна команда [7, с. 43-44].
Также в 2017году в рамках производственной практики студенткой первого курса Томского индустриального техникума У. Невежиной был разработан и проведен первый благотворительный квест «Клад купца Гадалова», который направлен на то, чтобы познакомить участников с историей сибирского купечества, а также с таким аспектом купеческой деятельности как благотворительность.
Впервые этот квест был проведен в мае 2017 года для волонтеров Томского отделения Российского детского фонда, затем в сентябре того же года он проводился для участников детского фонда «Обыкновенное чудо», а также для детей из малоимущих семей.
Сюжетная основа квеста - поиски клада, который по легенде был спрятан в начале XX в. томским купцом И. Гадаловым. Квест начинается в Лаборатории исторических экспериментов, где участники квеста получают видеопослание из прошлого. Купец просит их найти спрятанный его приказчиком клад и пересылает обрывок карты.
Участники квеста выдвигаются в окрестности Лаборатории и проходят предложенный маршрут, выполняя различные задания. Основные точки маршрута привязаны к нескольким историческим зданиям, выстроенным по заказу известных томских купцов. Около каждого из зданий ведущий дает информацию о доме, и купце, на средства которого дом был выстроен, а также рассказывает про его благотворительные дела.
Правильное выполнение заданий приводит их к кладу, спрятанному возле зданий Томского индустриального техникума. Вскрыв клад, участники квеста обнаруживают, что он поделен на две неравные части. В кладе они находят также письмо Гадалова, в котором он просит потомков малую часть клада использовать самим, а большую - направить на благотворительные цели.
Вернувшись в лабораторию, участники квеста распаковывают «свою» часть клада и обнаруживают в нем сладости и сувениры. Ведущий устраивает для игроков чаепитие с найденными сладостями и голосование по судьбе большей части клада. После того, как игроки приняли решение передать клад на благотворительные цели, ведущий сообщает об этом Гадалову по специальному устройству связи с прошлым. Через несколько секунд Гадалов выходит на видеосвязь и благодарит потомков.
Результаты квеста показывают, что пройдя маршрут, участники смогли в интерактивной и игровой форме познакомиться с историей купеческих особняков и доходных домов, а также выяснили какую роль в жизни и развитии города играли купцы и их благотворительность.
В июне 2018 года в рамках празднования Дня России на площади Ново-соборной для жителей и гостей города сотрудниками Городского дома детства и юношества «Кедр» был проведен квест «Знакомые незнакомцы».
Суть этого квеста заключается в том, что любой житель или гость города, подойдя к организаторам, получал маршрутную карту, на которой с одной стороны, были пронумерованы в виде заданий описания наиболее значимых событий в истории Томска, связанных с данной площадью, с другой стороны, изображен план площади, а также памятники и мемориальные доски, подойдя к которым, участники узнавали, какому из событий в истории города посвящен тот или иной памятник. После посещения всех находящихся на площади памятников и мемориальных досок, участники записывали правильные ответы на обратной стороне карты, под описаниями значимых событий в истории города, и, подписав свою карту, сдавали организаторам для проверки и дальнейшей раздачи призов.
Результаты квеста показали, что в нем приняло участие большое количество жителей и гостей города, которые пройдя данный квест смогли в интерактивной форме познакомиться с историей и достопримечательностями Ново-соборной площади, а также выяснили какое количество памятников и мемориальных досок находится на площади и каким событиям они посвящены.
Выводы. Таким образом, анализируя результаты краеведческих квестов, проводимых в Томске, можно с уверенностью сказать, что методика интерактивной экскурсии - игры-квест является современной, популярной экскурсионно-образовательной технологией, которая, во-первых, дает возможность принимать участие в квесте различным категориям населения, не зависимо от их возраста и статуса, во-вторых, во время квеста участники, находясь в историческом центре города, знакомятся с его историей, культурой, традициями и достопримечательностями, в-третьих, если речь идет о заранее организованной группе людей, состоящих из учащихся одного класса или сотрудников одной организации, то во время квеста они могут пообщаться в более неформальной обстановке, в-четвертых, у них появляется возможность стать непосредственным участником событий квеста.
Литература:
1. Чистякова К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. - 2013. - №2(6). - С. 20-22.
2. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. -№1(20). - С. 14-17.
3. Егоренко О.А., Веденеева Е.Г. Квест как элемент культурного досуга // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2017. - №2. - С. 92-105.
4. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 138-140.
5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В. и др. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://science-education.ru/pdf/2015/1-2/302.pdf (Дата обращения: 11.07. 2018г.).
6. Рынок квестов глазами основателей // «Expert Online» [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2015/12/18/ryinok-kvestov-glazami-osnovatelej/ (Дата обращения:18.07.2018г.).
7. Рудницкий Ю.А. Квест «Путь Томича» как современная интерактивная образовательная технология // Современные проблемы теории и практики социальной педагогики. - Томск : Издательство ТГПУ, 2017. -С. 43-45.
УДК:377
кандидат педагогических наук, доцент Баканов Максим Викторович
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г доцент Караваев Алексей Васильевич
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Коломна» (г.о. Коломна); директор Ширкалин Михаил Александрович
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Коломна» (г.о. Коломна)
РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛЬНЫЕ ИТОГИ ПО ЕГО УЛУЧШЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Аннотация. Проблема совершенствования качества образовательной системы России нуждается в постоянном обсуждении со стороны специалистов образовательной сферы. В связи с этим, в рамках указанной научной статьи предлагается рассмотреть ряд принципиальных проблем процесса результативного реформирования образования в нашей стране, используя обновленные информационные данные. Авторы статьи надеются, что некоторые обозначенные проблемы по совершенствованию качества российской образовательной системы и образовательного процесса получат уточняющее компетентное развитие в виде профессиональных экспертных мнений и конкретных предложений.
Ключевые слова: государственная программа, развитие образования, Российская Федерация, качество образования, образовательные организации, вузы, рейтинги, университеты, учащиеся, российское образование, профессиональное образование.
Annotation. The problem of improving the quality of the educational system in Russia needs constant discussion on the part of specialists in the educational sphere. In this regard, within the framework of this scientific article it is proposed to consider a number of fundamental problems of the process of effective reformation of education in our country, using updated information data. The authors hope that some of the identified problems to improve the quality of the Russian educational system and the educational process will receive clarifying competent development in the form of professional expert opinions and specific proposals.
Keyword: state program, development of education, Russian Federation, quality of education, educational organizations, universities, ratings, universities, students, Russian education, vocational education.
Введение. Постановлением Правительства Российской Федерации (РФ) от 26 декабря 2017 г. за № 1642 была принята новая государственная программа РФ "Развитие образования" на 2018-2025 гг. Она вступила в силу с 1 января 2018 г.
Новая программа отменила действие более раннего постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", а также ряда других законодательных актов страны.
В данной программе определены три основных цели: качество образования, доступность образования и онлайн-образование.
Изложение основного материала статьи. Сконцентрируем внимание лишь на первой цели.
В новой программе цель повышения качества образования напрямую связывается с повышением места РФ в различных международных образовательных рейтингах и увеличением доли выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся по полученной специальности.
В программе намечено добиться:
1. Сохранения лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS).
2. Повышения позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 г. Причем первые положительные результаты от реализации программы, ее разработчики и правительство страны, ожидают по естественно-научной, по читательской и по математической грамотности уже к 2021 г.
Педагогика
. Орехово-Зуево);