Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНО-НАКАЗУЕМЫХ НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ СЕРВИСОВ «КАРШЕРИНГА»'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНО-НАКАЗУЕМЫХ НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ СЕРВИСОВ «КАРШЕРИНГА» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
аренда автомобилей / каршеринг / дорожно-транспортное происшествие / профилактика аварийности / нарушение правил дорожного движения / преступление / car rental / carsharing / traffic accident / accident prevention / violation of traffic rules / crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляля Гарафиевна Халиуллина

Рассмотрены криминологически значимые признаки совершения уголовно-наказуемых нарушений безопасности движения и эксплуатации автомобилей сервисов «каршеринга». Особенности социально-экономического взаимодействия сервисов «каршеринга» с легальными пользователями услуг, существующие ценностные установки в обществе и недостаточный уровень профилактики нарушений правил дорожного движения составляют ядро причин дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей «каршеринга». Нарушение правил дорожного движения, влекущее наступление дорожно-транспортного происшествия, часто совершается лицами, незаконно управляющими автомобилями сервисов «каршеринга» в результате использования персональных данных посторонних лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRIMINAL VIOLATIONS OF TRAFFIC SAFETY AND OPERATION OF CARS OF «CARSHARING» SERVICES

Examined criminologically significant signs of committing criminal violations of traffic safety and operation of cars in carsharing services. Features of socio-economic interaction of carsharing services with legal users of services, existing values in society and insufficient level of organization of prevention of traffic violations are the main causes of road accidents involving carsharing vehicles. Traffic violations that lead to road accidents are often committed by people who illegally drive cars in carsharing services as a result of using someone else’s registration data.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНО-НАКАЗУЕМЫХ НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ СЕРВИСОВ «КАРШЕРИНГА»»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10174 © Л.Г. Халиуллина, 2020

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНО-НАКАЗУЕМЫХ НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ СЕРВИСОВ «КАРШЕРИНГА»

Ляля Гарафиевна Халиуллина,

научный сотрудник

НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации (123022, Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 15)

E-mail: leila@lenta.ru

Аннотация. Рассмотрены криминологически значимые признаки совершения уголовно-наказуемых нарушений безопасности движения и эксплуатации автомобилей сервисов «каршеринга». Особенности социально-экономического взаимодействия сервисов «каршеринга» с легальными пользователями услуг, существующие ценностные установки в обществе и недостаточный уровень профилактики нарушений правил дорожного движения составляют ядро причин дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей «каршеринга». Нарушение правил дорожного движения, влекущее наступление дорожно-транспортного происшествия, часто совершается лицами, незаконно управляющими автомобилями сервисов «каршеринга» в результате использования персональных данных посторонних лиц.

Ключевые слова: аренда автомобилей, каршеринг, дорожно-транспортное происшествие, профилактика аварийности, нарушение правил дорожного движения, преступление.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRIMINAL VIOLATIONS OF TRAFFIC SAFETY AND OPERATION OF CARS OF «CARSHARING» SERVICES

Lyalya G. Haliiillina,

Research Associate

Research Institute of the University Prosecutor's offices of the Russian Federation (123022, Moscow, 2nd Zvenigorodskaya ul., d. 15)

Abstract. Examined criminologically significant signs of committing criminal violations of traffic safety and operation of cars in carsharing services. Features of socio-economic interaction of carsharing services with legal users of services, existing values in society and insufficient level of organization of prevention of traffic violations are the main causes of road accidents involving carsharing vehicles. Traffic violations that lead to road accidents are often committed by people who illegally drive cars in carsharing services as a result of using someone else's registration data.

Keywords: car rental, carsharing, traffic accident, accident prevention, violation of traffic rules, crime.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Халиуллина Л.Г Криминологическая характеристика уголовно-наказуемых нарушений безопасности движения и эксплуатации автомобилей сервисов «каршеринга». Вестник экономической безопасности. 2020;(3):150-3.

Перспективным направлением развития отечественной транспортной инфраструктуры стали сервисы краткосрочной аренды автомобилей («каршеринг»), в которых эффективное использование автомобилей наибольшим количеством арендаторов обеспечивается применением информационных технологий. Потенциал роста данных сервисов значителен - только 12% имеющих водительские права россиян зарегистрировано хотя бы в одной программе «каршеринга» при общемировом показателе в 26%'.

К концу 2019 г. сервисы «каршеринга» работали почти в двух десятках регионов Российской Федерации, но наиболее активно меры по их поддерж-

ке предоставлялись в г. Москве2. Сосредоточение 85% всех автомобилей сервисов «каршеринга» на территории г. Москвы3 привело к высокому уровню конкуренции, и дальнейшее расширение аудитории пользователей сервисов происходило не за счет экспансии в другие регионы России либо повышения качества оказываемых услуг, а вследствие повышения их доступности путем снижения уровня требований к арендатору автомобиля (водительский стаж, страховой стаж, опыт безаварийного вождения и т.д.).

1 Исследование «О будущем автомобильного транспорта» (Arthur D. Little) // [электронный ресурс] URl:https://clck.ru/ NLfYu (дата обращения 05.05.2020).

2 Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» // СПС «КонсультантПлюс».

3 Собянин С.С. «О новом этапе развития каршеринга // [электронный ресурс] URL:https://clck.ru/MMYNC (дата обращения 10.01.2020).

150

Вестник экономической безопасности

№ 3/2020

В результате по итогам 2019 г. с участием автомобилей «каршеринга» на территории г. Москвы совершено порядка 4,5% (421) от всех зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий (всего - 9 296). По сравнению с 2018 г. количество дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей «каршеринга» в 2019 г. увеличилось на 242%'.

Проведенный ГИБДД МВД России анализ причин аварийности в 2019 г. показал, что арендаторы автомобилей «каршеринга» признаны виновными в большинстве состоявшихся их участием дорожно-транспортных происшествий, среди последних наиболее распространенными являлись - столкновения, наезды на пешеходов и различные препятствия [2, с. 59-61].

Причиной развития негативных тенденций аварийности автомобилей «каршеринга» в России по мнению Малиновского М.П. и Аракеляна Так как является «...относительно невысокое чувство ответственности арендаторов «каршеринга» за соблюдение правил дорожного движения и за возможное повреждение арендованного автомобиля «каршеринга».» [4, с. 28-30].

Более детально причинно-следственные связи в действиях арендаторов автомобилей «каршеринга» изучены в социологическом исследовании Святохи-ной М.Н., которая выявила две стратегии пользования автомобилем «каршеринга» [7], влияющие на его сохранность:

- в рамках коллективной идентичности пользователей сервиса (своеобразная субкультура, чувство общности пользователей);

- восприятие сервиса как платной услуги за пользование публичным имуществом (каждый пользователь действует автономно).

Неформальная моральная ответственность арендатора автомобиля перед остальными пользователями сервиса «каршеринга» в первом случае оказалась выраженной более явно в силу общности ценностей для всех пользователей.

К схожим выводам в своем исследовании пришли Брушкова Л.А. и Кузнецов К.В., отметив влияние деятельность средств массовой информации на формирование общественного мнения о «карше-

ринге» как высокорискованной услуге, что снижает уровень добросовестного отношения к арендуемому автомобилю [1, с. 39].

Провоцирует на нарушение правил дорожного движения и формирует чувство безнаказанности состояние кадрового обеспечения ГИБДД МВД России, которое не позволяет обеспечить постоянное присутствие инспекторов на дорогах [5, с. 3].

Обращение к материалам следственной и судебной практики2 позволило выделить особенности совершения преступлений, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга», одним из последствий которых является наступление дорожно-транспортного происшествия. При этом мы исходили из предположений о влиянии на регистрацию преступлений, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга», как резких изменений жизненного уклада людей в результате внедрения новых информационных технологий [8, с. 167], так и проявлений субституциональной латентности, т.е. совершения данных преступлений несовершеннолетними, не являющимися субъектами преступлений.

В подавляющем большинстве случаев нарушение правил дорожного движения, приведшее к дорожно-транспортному происшествию, совершено в городской местности. Пик криминальной активности использования автомобилей «каршеринга» приходится на время после 20 ч. 00 мин. Значительные временные интервалы незаконного управления автомобилями «каршеринга» свойственны ситуациям, в которых злоумышленник проник в автомобиль простым открытием двери при включенном сервисном режиме обслуживания (техническая неисправность, ошибка оператора сервиса и т.д.).

Другой особенностью выступает зависимость от типа опьянения: алкоголь, как правило, употребляется до начала аренды автомобиля «каршерин-га», а наркотические средства - в период аренды.

При совершении неправомерного завладения автомобилем «каршеринга» без цели хищения (ст. 166 УК РФ), дорожно-транспортные происшествия чаще всего наступают в результате нарушения правил дорожного движения лицами, получившими доступ к автомобилю незаконно (например, с исполь-

1 ГКУ «Центр организации дорожного движения Правительства г.Москвы» // [электронный ресурс] URL:https://clck.ru/ (дата обращения 05.05.2020).

2 Халиуллина Л.Г. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга» // [электронный ресурс] URl:https://yadi. sk/i/9zfЪ4-pV7UfЪJw (дата обращения 03.05.2020).

зованием персональных данных постороннего лица). Характерными для преступников являются молодой возраст, отсутствие водительского удостоверения, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, хулиганские мотивы совершения преступления.

Напротив, аренда автомобиля «каршеринга» осуществляется, как правило, с соблюдением всех правил сервисов, если он выступает средством обеспечения мобильности при совершении иных преступлений. Например, при совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств можно выделить две распространенные ситуации задержании лица, управляющего транспортным средством в состоянии наркотического опьянения (квалифицируются по совокупности ст. 228 и 2641 УК РФ либо ст. 2281 и 2641 УК РФ в зависимости от обстоятельств совершенного деяния).

Во-первых, оплата «услуг» наркозависимых курьеров (так называемых «закладчиков») может частично производиться в натуральной форме, что нередко влечет употребление ими наркотических средств в автомобиле «каршеринга» во время перевозки наркотических средств.

Во-вторых, при аренде автомобиля «каршерин-га» для перемещения к месту «закладки» с целью незаконного приобретения для личного употребления наркотического средства, местом его немедицинского употребления, скорее всего, выступит данный автомобиль.

Особую тревогу вызывают не единичные факты легальной аренды автомобилей «каршеринга» с использованием собственных персональных данных, лицами в состояние опьянения, которые ранее были лишены права управления транспортным средством в результате совершения правонарушения (ст. 2641 УК РФ)1. Отсутствие сплошного контроля в сервисах «каршеринга» срока действия либо легитимности водительских прав, предоставляемых при аренде автомобиля является серьезным пробелом в безопасности оказываемых услуг.

Распространенными причинами нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-

1 См: приговоры Лефортовского районного суда г. Москвы № 01-36/2020 от 24.01.2020 в отношении гр. Т.М.С. по ст. 2641 УК РФ; Люблинского районного суда г. Москвы № 1-471-201917 от 06.09.2019 в отношении гр. С.С.И. по ст. 2641 УК РФ // [электронный ресурс] URl:https://bsr.sudrf.ru (дата обращения 20.04.2020) и др.

152_ - Вестник экономич

портных средств (ст. 264 УК РФ) выступают нарушение скоростного режима, несоблюдение дистанции между транспортными средствами и проезд на запрещающий красный цвет светофора. Помимо хулиганских мотивов совершения подобных преступлений внимания заслуживает: их совершение в результате нарушения правил дорожного движения ради экономии денежных средств в условиях поминутной тарификации аренды; в силу недостаточного опыта управления транспортными средствами либо низкого уровня теоретической подготовки; в состоянии опьянения; при попытке скрыться от преследования представителями правоохранительных органов.

Недобросовестные арендаторы автомобилей «каршеринга», ставшие участниками дорожно-транспортного происшествия, предпринимают попытки ухода от ответственности посредством подачи заведомо ложного сообщения о якобы имевшем место хищении личного мобильного телефона, с использованием которого осуществлена аренда.

Правила оказания услуг «каршеринга» каждого сервиса прямо предписывают убедиться потребителю в возможности безопасной эксплуатации автомобиля до начала движения. Пользователь услуг сервиса «кар-шеринга» может обнаружить, например, что колесо автомобиля спущено и безопасное движение на автомобиле невозможно, а обнаружить не исправность какого либо скрытого механизма - маловероятно.

Существующие разъяснения Верховного суда Российской Федерации2 недостаточны для уяснения порядка разграничения ответственности за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ), между: работниками сервиса «карше-ринга», выполняющими различные функции (диспетчеры, механики, перегонщики автомобилей, администраторы информационных систем и т.д.); сторонними разработчиками информационных систем и их администраторами в сервисе «каршеринга».

Кроме того, используемые в ст. 266 УК РФ термины «ремонт», «выпуск в эксплуатацию» и «средства связи» малоприменимы по отношению к ситуации совершения ошибки администратором инфор-

2 Пункт 31 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // СПС «Гарант».

:кой безопасности - № 3 / 2020

мационной системы (контроля) слежения работы механизмов автомобиля сервиса «каршеринга», которая приведет к их некорректной работе во время эксплуатации арендатором изначально исправного автомобиля. Информационная система (контроля) слежения работы механизмов автомобиля «каршеринга» позволяет дистанционно заблокировать их работу при возникновении подозрений в совершении преступления. Некорректная работа подобной информационной системы во время эксплуатации арендатором изначально исправного автомобиля может привести к неожиданной принудительной блокировке автомобиля во время движения и создать риск наступления дорожно-транспортного происшествия1.

Изучение материалов судебной практики показывает, что залогом спасения жизни пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии выступает незамедлительность оказания скорой медицинской помощи. Полагаем, что сервисы «каршеринга» должны проявить социальную ответственность и разработать специальный алгоритм действий в ситуациях крайней необходимости, позволяющий экстренно начать аренду автомобиля, (например, для перевозки пострадавшего в аварии, состоянию жизни и здоровья которого угрожает опасность).

Таким образом, высокий уровень конкуренции сервисов «каршеринга» привел к снижению уровня безопасности оказываемых ими услуг. Уголовно-наказуемые нарушения безопасности движения и эксплуатации автомобилей сервисов «каршеринга» обладают специфичными криминологическими особенностями, проведенный анализ которых позволил выделить основные направления по предупреждению преступности в анализируемой сфере:

- формирование новых ценностных ориентиров пользователей услуг, на основе приоритета: мобильности как услуги (не владение автомобилем, а совокупность сервисов, связанных с его арендой); моральной ответственности перед другими арендаторами «каршеринга»; уважения других участников дорожного движения;

- совершенствование организационно-правовых механизмов допуска лиц к управлению арендованными автомобилями «каршеринга», создание

1 Телеканал «360»: Внезапная блокировка каршерингового авто едва не стоила жизни (23.01.2020) // [электронный ресурс] https://clck.rn/NPVN8 (дата обращения 01.05.2020).

единого реестра лиц, доступ которых к получению услуг сервисов «каршеринга» ограничен;

- расширение автоматизированных форм контроля соблюдения пользователями сервисов «каршеринга» правил дорожного движения, в том числе использование в этих целях информационных систем;

- необходимость совершенствования уголовного законодательства в части разграничения ответственности за преступные нарушение правил и условий эксплуатации автомобилей и их информационных систем (средств связи) между различными категориями работников сервисов «каршеринга», разработчиками информационных систем и арендаторами автомобилей «каршеринга».

Литература

1. Брушкова Л.А., Кузнецов К.В. Социально-экономические риски пользователей каршеринга в московском мегаполисе // Вестник Финансового университета. 2020. С. 38-45.

2. Горбатенко Д.С. Аварийность на автомобильном транспорте, используемом в режиме кар-шеринга // Научно-технический вестник Поволжья. 2019. № 12. С. 59-61.

3. Исследование «О будущем автомобильного транспорта» (Arthur D. Little) // [электронный ресурс] URl:https://clck.ru/NLfYu (дата обращения 05.05.2020).

4. Малиновский М.П., Аракелян Так как Карше-ринг: проблемы участников и сторонних лиц // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. № 3. 2018. С. 28-30.

5. Одинокова И.В., Асташин И.И., Носко Е.А. Московский каршеринг // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2019. № 1 (19). С. 3.

6. Сберданные аналитика «Рынок каршерин-га в России» март 2019 г. // [электронный ресурс] URL:https://clck.ru/K2if5 (дата обращения 05.05.2020).

7. Святохина М.Е. Институционализация социальной ответственности потребителей (на примере сервисов каршеринга в г. Москве) // [электронный ресурс] URL: https://clck.ru/NPqMu (дата обращения 05.05.2020).

8. Халиуллин А.И. Этико-правовые последствия внедрения информационных технологий // Сборник материалов Всероссийской науч.-практич. конф. «Правовые и нравственные аспекты обеспечения безопасности личности и государства на современном этапе политических и экономических санкций». Чебоксары, 2016. С. 167-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.