Научная статья на тему 'Московский каршеринг: вчера, сегодня, завтра'

Московский каршеринг: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3258
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная инфраструктура / высокая численность населения / личный автомобиль / такси / каршеринг / transport infrastructure / high population / private car / taxi / car sharing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. В. Кирова, Д. В. Ростова

Одной из серьезных проблем крупнейших мегаполисов мира, в том числе и Москвы, является проблема перегрузки транспортных сетей. Мировой опыт развития каршеринга свидетельствует, что краткосрочная аренда автомобиля позволяет разгрузить дороги и городское парковочное пространство почти в три раза. Рассматривая историю возникновения московского каршеринга, авторы анализируют текущие тенденции и перспективы развития краткосрочной аренды автомобилей в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW CARSHARING: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

One of the major problems of the largest megacities in the world, including Moscow, is the problem of transport network overload. The world experience of car sharing development shows that short-term car rental can relieve roads and urban parking space almost three times. Authors consider history emergence of Moscow carsharing, analyze current trends and development prospects of short-term car rental in Moscow.

Текст научной работы на тему «Московский каршеринг: вчера, сегодня, завтра»

МОСКОВСКИЙ КАРШЕРИНГ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

И.В. Кирова, доцент Д.В. Ростова, магистрант

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10414

Аннотация. Одной из серьезных проблем крупнейших мегаполисов мира, в том числе и Москвы, является проблема перегрузки транспортных сетей. Мировой опыт развития каршеринга свидетельствует, что краткосрочная аренда автомобиля позволяет разгрузить дороги и городское парковочное пространство почти в три раза. Рассматривая историю возникновения московского каршеринга, авторы анализируют текущие тенденции и перспективы развития краткосрочной аренды автомобилей в Москве.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, высокая численность населения, личный автомобиль, такси, каршеринг.

В настоящее время во всех крупнейших мегаполисах мира отмечается следующая тенденцию: аренда автомобиля стремительно становится выгоднее владения им. Ежегодно мировой рынок каршеринга растет на 34%. К 2024г. такими темпами он достигнет объема 16,5 млрд. долл. Аналитики JPMorgan считают московский рынок каршеринга одним из наиболее динамичных и перспективных в мире. По итогам 2018 г. Москва вышла на второе место в мире по количеству автомобилей, зарегистрированных в сервисах каршерин-га [1; 2].

Цель исследования: анализ причин возникновения, истории становления, текущих тенденций и перспектив развития московского каршеринга.

Причины, история возникновения и текущие тенденции развития московского каршеринга

Москва стала первым городом на территории РФ, развивающим каршеринг. И этому есть свои объективные причины. Являясь крупнейшим городом России, с постоянным населением (на 1января 2018 г.) более 12,5 млн. человек и ежегодным официально регистрируемым (в последнее десятилетие) приростом населения от 120 до 300 тыс. чел., Москва вынуждена постоянно решать проблему перегрузки автомобильных дорог. Ежегодно число водителей, пользующихся личным автомо-

билем, растёт пропорционально увеличению количества жителей столицы, что существенно повышает нагрузку на транспортную сеть мегаполиса. Кроме того, фактически ежедневно в Москве находится около 25 млн. чел, а в той или иной степени в жизнь московской агломерации втянуто целых 40 млн. чел. [3; 4]. Все это еще больше усугубляет транспортную проблему, возможным решением которой, по мнению многих аналитиков дорожного движения, является каршеринг - вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией, реализуемый через мобильное приложение [5-8].

От развития каршеринга выигрывают все: и автомобилисты, и пешеходы, и транспортная инфраструктура города. Каршеринг позволяет разгрузить дороги и парковочное пространство: один автомобиль каршеринга может заменить десять личных. В Москве около 4 млн. автомобилей, благодаря каршерингу их количество может сократиться в 2-3,5 раза, прогнозируют эксперты. Пересаживаясь на карше-ринговую машину, автомобилист может сэкономить от 4 до 10% своих затрат, а также имеет возможность выбора из автомобилей разного класса в зависимости от необходимости. По данным департамента транспорта Москвы, 70% зарегистрированных пользователей московского кар-шеринга имеют личный автомобиль и 45%

водителей для передвижений по городу готовы отказаться от личного автомобиля в пользу каршеринга [1]. Такая ситуация не только в Москве. В мире 75% пользователей каршеринга имеют хотя бы один личный автомобиль, но им все равно удобно время от времени брать в прокат машины. Связать это можно как с ростом расходов на содержание, хранение, эксплуатацию, ремонт и обслуживание личного автомобиля, так и с частой сменой потребностей [2; 9].

Появление в Москве первого сервиса каршеринга - Anytime последовало вскоре после введения в 2013 г. платной парковки. Но по-настоящему рынок московского каршеринга стал развиваться осенью 2015 г., когда при поддержке столичных властей был запущен проект «Московский каршеринг», в рамках которого компании смогли приобретать льготные разрешения на парковку в столице. В августе 2015 г. правительство Москвы выпустило постановление, снизив плату за парковку для каршеринговых компаний до 60 тыс. руб. за три года [10]. В 2018 г. цена такого разрешения для владельцев сервисов составляла уже 24 тыс. руб. в год для одной машины. Обычному владельцу автомобиля годовой абонемент в 2018 г. обходился в сумму до 300 тыс. руб. При стоимости парковки 100-200 руб. в час для личного автомобиля сутки парковки будут стоить 2,4-4,8 тыс. руб., а для оператора карше-ринговой машины - всего 65-82 руб. в сутки. При этом для пользователей сервисов парковка бесплатна [9; 11].

Осенью 2015 г. на рынок каршеринговых услуг в Москве вышла компания «Де-лимобиль», начавшая свое развитие со 100

автомобилей и первоначальной зоны действия сервиса в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК). Компания быстро заключила договор с мэрией Москвы о льготной парковке в платных зонах, ее автомобилям выделили места в крупнейших столичных аэропортах.

Практически с самого момента запуска московский каршеринг показал себя востребованной услугой. Уже в первый год работы были достигнуты показатели, схожие с городами, где каршеринг развивается уже несколько лет. При этом средняя стоимость пользования каршерингом в Москве доступнее по сравнению с крупными европейскими городами в среднем в 2,7 раза. В марте 2019г. стоимость аренды автомобиля в среднем составляла от 6 до 10 рублей в минуту в зависимости от выбранного оператора [1]. Кроме того, в Москве, как и во многих городах мира, кар-шеринг вдвое дешевле такси. Средний пользователь таких сервисов, по данным самих компаний, просто предпочитает самостоятельное вождение извозу и при этом хочет сэкономить [7; 12; 13].

Стремительному развитию услуг кар-шеринга в Москве способствовала высокая численность населения в совокупности с высокой плотностью, и изначально высокий процент пользователей с правами и навыком вождения автомобиля. В середине сентября 2018 г. на один каршеринго-вый автомобиль приходилось 1082 пользователя, ежедневно 11,5 тыс. автомобилей совершали около 60 тыс. поездок. На рис. 1 представлены данные о доле сервисов каршеринга в Москве по количеству автомобилей в сентябре 2018 г. [9; 13].

25/ 20/ 15/

Wo

5/ 0/

23% 22%

20%

11% 9%

5% 3% 4%

3% 1% 1% 1%

./ У / </ У / / J? cf /

v^ ^ ^ 4? ^ jf *

Рис. 1. Доля сервисов каршеринга в Москве по числу автомобилей (сен. 2018 г.)

Выбирая, каким из сервисов воспользоваться, стоит обращать внимание не только на модель автомобиля и цену, но и на условия аренды. Отличаться может многое: максимальный суточный пробег, условия заправки и мойки, продолжительность бесплатного ожидания для того, чтобы добраться до машины, условия парковки, требования к клиенту и т.д.

За весь 2018 г. в столице было совершено 23 млн поездок на каршеринговых автомобилях, а в январе 2019 - около 2,7 млн поездок, что в четыре раза больше, чем в январе 2018 г. В период с 2016 по 2018 год автопарк каршеринга увеличился в 15 раз.

В марте 2019 г. он насчитывает более 17 тыс. автомобилей и по прогнозам в 2020 году автомобилей в системе каршеринга Москвы будет около 30 тысяч. В столице почти миллион человек пользуется карше-рингом регулярно, 54% - несколько раз в неделю и 21% - хотя бы раз в месяц. При этом, 84% пользователей добираются на арендованном авто на работу или используют во время коротких поездок [1]. К началу 2019 г. в Москве сконцентрировано около 85% российского автопарка "прокатных" автомобилей и устойчиво работает 14 сервисов каршеринга (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика сервисов каршеринга в Москве, 2018 г. [14]

Оператор Минимальная стоимость Минимальная стоимость Количество

движения, руб./ мин. простоя, руб./ мин. автомобилей

Карусель 5 2 250

RentMee 6 2 120

LifCar 6 2 250

Делимобиль 7 2,5 3200

BelkaCar 8 2 2000

Яндекс.Драйв 5 - 2000

YouDrive 4 2,5 1200

Anytime 8 2 936

Car5 5 2 400

Timcar 7 1,5 300

МатрёшСаг 9 2 200

Carrenda 6 2 100

EasyRide 9 3 100

Car4You 8 2 150

Автопарк всех этих компаний неоднороден: арендовать можно машины разных классов. Самые распространенные варианты - это проверенные и недорогие модели В-класса: Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Если доплатить, можно получить кроссовер: к примеру, в обойме Яндекса и Делимобиля работают Renault Kaptur. Однако этим предложения не ограничиваются: можно покататься и на автомобилях премиум-брендов. К примеру, в BelkaCar работают Mercedes-Benz CLA и GLA, а в Яндексе - Audi A3 и Q3, BMW 520i, Mercedes-Benz E-класса и даже

35000

такая экзотика как Porsche Macan и 911 Carrera 4s! Их, впрочем, стоит рассматривать скорее как имиджевый элемент - всю основную работу делают те самые Volkswagen Polo и Hyundai Solaris. Стоимость минуты аренды машин премиум-класса в 2-2,5 раза выше, чем бюджетных авто. Арендовать их могут клиенты в возрасте от 25 лет, со стажем не менее 5 лет [15].

На рис. 2 представлены данные о динамике численности автопарка каршеринга в Москве с сентября 2015 г. по январь 2019 г. и прогноз на 2019, 2020 года [1; 9].

30000

25000

20000

15000

10000

5000

30000

16500

11550

«„ 1500 2650 100 350 щ Щ ■

сен. 2015г. дек. 2015г. дек.2016г. дек. 2017г. сен. 2018г. январь прогноз прогноз

2019г. 2019г. 2020г.

Рис. 2. Рост численности автопарка московского каршеринга, с сент. 2015 г. по 2020 г.

0

Стандартами московского каршеринга с момента создания являются: экологический класс автомобиля не ниже Евро 4; оборудование автомобиля системой GPS/ГЛОНАСС; наличие полиса ОСАГО; возраст авто не более 1 года на момент подачи заявления о предоставлении льготы; наличие цветографической окраски в соответствии с утвержденным брендирова-нием; предоставление услуги в режиме 24часа / 7 суток в неделю; круглосуточный колл-центр; наличие программного обеспечения для бронирования авто в свободном доступе [13].

Аналитики JPMorgan считают московский рынок каршеринга одним из наиболее динамичных и перспективных в мире. В своем исследовании ХРМо^ап указывает, что московское правительство ставит своей целью увеличить парк каршеринго-вых автомобилей до 30 тыс. машин к 20202025 гг. В этом случае на каждый автомобиль будет приходиться примерно 500 жителей, что будет сопоставимо с показателями лидеров в этой сфере - Торонто (один автомобиль на 498 жителей, по оценке на конец второго квартала 2017 года), Мадрида (500), Штутгарта (515) и Нью-Йорка (525) [1; 13].

Безусловно, в современном развитии транспортного комплекса столицы колоссальное значение имеет поддержка московского правительства [16]. Подталкивает сервисы каршеринга к увеличению числа машин и готовность правительства Москвы субсидировать лизинговые или кредитные платежи [1], и потребительский спрос, который, по мнению большинства аналитиков, год от года будет лишь расти. По мере роста количества платных парковок в других российских городах спрос на услуги каршеринга распространится и в регионы [11].

Переполненный московский рынок заставляет компании уже сегодня выходить в другие города. Для жителей Московской области есть возможность воспользоваться столичным каршерингом либо подмосковным. В области действуют 12 Московских компаний: Яндекс.Драйв; Делимобиль; BelkaCar; Anytime; YouDrive; TimCar; LifCar; Car5; МатрёшСаг; Карусель; Car4You; Rentmee. А также 3 компании, которые ориентированы на прокат в городах Московской области: ZvezdaCar; ArtCars; «Наш каршеринг». Обслуживающие столицу компании стараются расширять зону эксплуатации и завершения аренды, но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы пользователям, живущим за пределами МКАДа. Зачастую именно этими границами ограничивается домашняя зона многих операторов. Максимум, что позволяют они - завершать аренду в непосредственной близости к МКАДу, в частности, оставляя авто в радиусе 500 метров от станций метро, расположенных за кольцевой [17].

Санкт-Петербург, скорее всего, станет вторым рынком в России для каршеринга после Москвы. Как только там начнет расширяться зона платной парковки, в городе поднимется спрос на арендные автомобили. Еще один перспективный рынок -Сочи. Там основная аудитория - отдыхающие. В остальных регионах каршеринг не сможет развиваться теми же темпами, пока цена на поездку не станет дешевле поездки на такси [9].

Перспективы развития московского каршеринга в 2019 г.

1. Операторы каршеринга "Делимобиль" и AnyTime завершат кроссплатфор-менное объединение, на интерактивной карте появятся автомобили обеих компаний и в том, и в другом приложении. Обе компании планируют увеличение автопарка, так как вечернее время спрос на кар-шеринг в Москве превышает имеющиеся возможности его удовлетворения. "Дели-мобиль" будет заниматься массовым сегментом, Anytime, потенциал которого не был раскрыт в достаточной степени, -премиумом. Кроме того, Делимобиль в

2018 году запустился в 7 новых городах, теперь их суммарно 11, а Anytime вышел в две новые страны - Казахстан и Белоруссию. Объединенная компания планирует охватить все города - миллионники, а дальше будет рассматривать города с населением от 500 тыс. чел. В ближайшие два года группа планирует инвестировать в маркетинг и продвижение, а также расширять свое присутствие в странах СНГ. Общие вложения в каршеринг на конец

2019 г. должны составить 250 млн. евро [18].

2. В 2019 г. году столичные власти собираются запустить городской сервис "народного" каршеринга: любой автовладелец сможет сдавать свой личный автомобиль в краткосрочную аренду через общую систему. Для этого разработают специальное приложение, в котором будут некоторые ограничения. К примеру, если машину нужно вернуть к определенному времени, можно выставить определенный радиус для ее использования [19].

3. При возникновении спроса может появиться услуга каршеринга для инвалидов [20].

4. Рассматривается возможность развития полноценного массового коммерческого каршеринга (для перевозки небольших грузов, для курьерской доставки и т.п.), которого в России пока нет. По российскому законодательству для каршерин-га запрещены перевозки в целях коммерческой деятельности. Кроме того, существуют требования по габариту каршеринго-вого автомобиля и его возрасту, парковоч-ное разрешение на каршеринговый автомобиль более чем на год получить невоз-

можно. Спрос на коммерческий каршеринг пока не исследован, а финансовые вложения - существенны. Единственное, что может появиться при ныне существующем законодательстве - грузовые перевозки для частных лиц по примеру фургонов у магазинов в ЕС. При внесении некоторых изменений в законодательные акты по регулированию услуг каршеринга вполне вероятно, что в короткие сроки появятся полугрузовые каршеринговые автомобили. Так, например, компания You Drive заинтересована в развитии коммерческого каршеринга и ее аналитики пытаются оценить его рынок, но пока ориентируются только на Ь2с-сектор. Сектор b2b с арендой фур для перевозок, считают в YouDrive, возможен, но потребует отдельной разработки программного обеспечения и четкого регулирования [2;18].

Библиографический список

1. Ликсутов М.: Машина напрокат: в 2020 году автопарк каршеринга Москвы увеличится до 30 тысяч автомобилей / Официальный сайт мэра Москвы, 27 марта 2019г. - URL: https://www.mos.ru/news/item/53039073/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 30.03.2019 г.)

2. Каршеринг с коммерческой жилкой / РБК: Коммерческий транспорт. - Вып. № 8, 9. -9 октября 2017 г. - URL: http://www.rbcplus.ru/news/59daa7857a8aa95e61a58689?ruid=uUjlA1v8AJqaFrFcA14LAg (дата обращения 09.03.2019 г.)

3. Собянин С.: Население Москвы не двенадцать с половиной миллионов / Информационный портал РФ. - URL: https://infoportalru.ru/sobyanin-naselenie-moskvy-ne-dvenadcat-s-polovinoj-millionov.html (дата обращения 09.03.2019 г.)

4. Оценка численности населения Москвы на 1.01.2018 г. / Мосгорстат. - URL: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru/statistics/

population/ (дата обращения 22.03.2019 г.)

5. Глаголева, С.В. Каршеринг как замена личного автомобиля / Глаголева С.В., Корши-ков Д.А. // В сборнике: Наука и социум. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Ответственный редактор Е.Л. Сорокина. - 2018. - С. 51-56.

6. Малиновский, М.П. Каршеринг: проблемы участников и сторонних лиц / М.П. Малиновский, Т.К. Аракелян // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2018. -№3 (17). - С. 2.

7. Одинокова, И.В. Московский каршеринг / И.В. Одинокова, И.И. Асташин, Е.А. Носко // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2019. - №1 (19). - С. 3.

8. Улицкая, Н.М. Каршеринг: история возникновения, тенденции развития и особенности в современной России / Н.М. Улицкая, Т.А. Медведева // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: сборник научных трудов. - М.: МАДИ, 2017. - С. 123-130.

9. Как рынок каршеринга в Москве оказался самым быстрорастущим / РБК: Технологии и медиа. - URL: https://www.rbc.ru/technology_ and_ me-dia/27/09/2018/5bab94a69a79474169e307c 1 (дата обращения 09.03.2019 г.)

Заключение

От развития московского каршеринга выигрывают все: и автомобилисты, и пешеходы, и транспортная инфраструктура города. Жизнь в условиях крупного мегаполиса становится комфортнее. Данная услуга становится все более востребованной и в других городах страны. Операторы краткосрочной аренды автомобилей предлагают создать федеральный закон о кар-шеринге, в котором предлагают прописать "правила игры" и стандарты качества, которым должны соответствовать компании, оказывающие услуги по прокату автомобилей. Опыт московского каршеринга может стать своеобразным пилотным проектом для разработки федерального регламента.

10. Постановление Правительства Москвы от 19 августа 2015 г. N 523-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 32-1111, от 17 мая 2013 г. N 289-ПП"/портал «ГАРАНТ.РУ» - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71067288/ (дата обращения 09.03.2019 г.)

11. Аналитики PwC предсказали трехкратный рост парка каршеринга в Москве / РБК: бизнес. - 13 сентября 2018г. - URL: https://www.rbc.ru/ business/13/09/2018/5b9a22fe9a79476e965bef0b (дата обращения 09.01.2019г.)

12. Жидкова, М.А. Анализ и перспективы развития мобильных сервисов на рынке таксомоторных перевозок // Автотранспортное предприятие. - 2016. - №3. - С. 3-6.

13. Кудрин, А.Б. Каршеринг: динамика развития, текущие тенденции и перспективы / А.Б. Кудрин, Д.В. Ростова, И.В. Кирова // Форум молодых ученых.- 2019. - №1 (29).

14. Обзор и сравнительная характеристика каршеринг-услуг в 2018году / Портал «Каршеринг.Ру». - URL: https://carsharingi.ru/obzor-2018 (дата обращения 22.03.2019г.)

15. Каршеринг в России. История, компании, условия / Портал про аренду автомобилей RENTCARUS. - URL: https://rentcarus.ru/karshering-v-rossii/ (дата обращения 09.03.2019г.)

16. Кирова, И.В. Госрегулирование и модернизация / И.В. Кирова, Т.Л. Попова // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2012. - №2 (29). - С. 57-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Каршеринг в Московской области в 2019 году. - URL: https://carsharing-auto.ru/moskva/karshering-v-moskve-i-oblasti/ (дата обращения 22.03.2019 г.)

18. «Делимобиль» и Anytime решили съехаться. На российском рынке каршеринга произошло первое слияние / Газета «Коммерсант», №81, 15.05.2018 г. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3628720 (дата обращения 22.03.2019 г.)

19. «Народный» каршеринг появится в Москве в 2019 году / Информационный портал «^^mews», 5 сентября 2018 г. - URL: https://www.autonews.ru/news/5b8f8d489a794713e103dc21?ruid=NaN (дата обращения 22.03.2019г.)

20. В Москве задумались о каршеринге для инвалидов / Информационный портал «Мослента.Ру.» - URL: https://moslenta.ru/city/v-moskve-zakhoteli-sdelat-karshering-dlya-invalidov-26-07-2018.htm (дата обращения 22.03.2019г.)

MOSCOW CARSHARING: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

I.V. Kirova, associate professor D.V. Rostova, graduate student

Moscow automobile and road construction state technical university (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. One of the major problems of the largest megacities in the world, including Moscow, is the problem of transport network overload. The world experience of car sharing development shows that short-term car rental can relieve roads and urban parking space almost three times. Authors consider history emergence of Moscow carsharing, analyze current trends and development prospects of short-term car rental in Moscow.

Keywords: transport infrastructure, high population, private car, taxi, car sharing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.