АНДРЕЙ МОСКАЛЕНКО
Каршеринг — это сервис, предоставляющий своим клиентам легковые автомобили в коллективное пользование. Английское слово carsharing составлено из двух — «машина» и «делиться» — и хорошо поясняет суть этого бизнеса. Каршеринг стал дальнейшим развитием идеи краткосрочного проката автомобилей в век GPS / ГЛОНАСС и систем спутникового мониторинга транспортных средств. Машину теперь не обязательно забирать в прокатной конторе и возвращать туда же: пользователи сервиса берут для своих поездок по городу любой свободный автомобиль компании-оператора, припаркованный на улице (мобильное приложение подскажет, где находится ближайший), и оставляют там, где им удобно, оплачивая лишь время пользования. ТО, ремонт, страхование, налоги, расходы на
По России шагает новый бизнес-формат — сервисы каршеринга. Только за последний год в стране открылись сразу три такие компании. Значительная часть их автопарка сформирована из автомобилей Hyundai Solaris. Так что цель очередного двойного тест-драйва «Бизнес-журнала» — протестировать каршеринговый бизнес и Solaris после недавнего рестайлинга.
топливо — все это забота компании. Клиент, разумеется, должен иметь водительские права, соблюдать правила дорожного движения и пользования сервисом.
Hyundai Solaris в качестве «рабочей лошадки» каршеринга, видимо, тоже неслучаен: как-никак это самая продаваемая иномарка «российского происхождения». За шесть лет, что южнокорейская модель сходит с конвейера
завода в Санкт-Петербурге, в стране реализовано свыше 600 тыс. «Солярисов».
пионеры сервиса
Впервые схема каршеринга была применена швейцарцами еще в середине прошлого века, когда руководство одного из жилищных кооперативов Цюриха приобрело несколько автомобилей и предоставило их жильцам в совместное пользование. В серьезный бизнес идея «коллективных автомобилей» стала превращаться, когда позволило развитие технологий: все-таки автомобилям требуется удаленный «присмотр» владельца (мониторинг технического состояния, местоположения, уровня топлива и т. д.). Сегодня операторы каршеринга успешно работают во многих странах, постепенно отбивая клиентов у такси и традиционных прокатных контор. А кое-где сервис даже стал полноценной альтернативой общественному транспорту. Представьте: автопарк только двух крупнейших международных каршеринговых компаний — Zipcar и Car2Go — насчитывает свыше 23 тыс. автомобилей, а количество постоянных клиентов достигает 1,7 млн. В целом за последние несколько лет, по данным аналитиков Frost & Sullivan, услугами каршеринга в мире ежегодно пользуются почти 5 млн человек, используя более 100 тыс. машин. По самым скромным оценкам экспертов, к 2020 году число зарегистрированных пользователей вырастет до 15 млн, а парк коллективных автомобилей достигнет 240 тыс. единиц. Внушительные цифры!
В России рынок каршеринга только формируется. Сейчас в стране активно работает четыре коммерческих сервиса краткосрочной аренды автомобилей — московские
экономика каршеринга
Представители российских каршеринговых компаний уверены, что если среднегодовой пробег вашего личного автомобиля не превышает 16 тыс. км, то от него выгоднее отказаться в пользу каршеринга: с его помощью расходы на транспорт сокращаются на 70%.
По подсчетам, содержание нового автомобиля стоимостью в миллион рублей обходится владельцу примерно в 29 тыс. рублей в месяц без учета затрат на бензин. В эту сумму входят амортизация, каско, замена резины, транспортный налог, парковка и так далее. При этом машина зачастую простаивает без дела. А при каршеринге оплачивается только конкретное время пользования автомобилем. В пользу каршеринга выступают и отечественные урбанисты, высчитавшие, что один подобный автомобиль убирает с городских дорог 15 обычных и освобождает 20 парковочных мест. А повсеместное распространение каршеринга может позволить в будущем сократить выброс углекислого газа на 15% и повысить скорость городского движения на 60%.
Anytime, YouDrive, «Делимобиль» и питерский StreetCar. Первопроходцем стал основанный три года назад Anytime, в автопарке которого 260 единиц (минимальная стоимость аренды составляет 6 рублей за минуту движения). Его сервис и протестируем.
свое — чужое
Чтобы начать пользоваться услугой от Anytime, нужно установить на смартфон специальное мобильное приложение под Android или iOS. Далее — подписать договор с компанией-оператором, лично приехав с водительским удостоверением и паспортом в офис. Другая опция — выезд курьера к клиенту (350 руб. за услугу) — мне не подошла: курьер оказался слишком занятым человеком и мог посетить меня только через неделю. Спустя несколько часов, которые потребовались службе безопасности Anytime, чтобы проверить мою личность, я получил сообщение на смартфон: «Ваш аккаунт активирован». Повезло: у некоторых, судя по отзывам, эта процедура затягивается чуть ли не на неделю.
Запускаю на телефоне приложение, привязываю кредитку к личному счету, вношу депозит. Требуемый минимум — от 500 до 2 000 рублей в зависимости от марки (помимо Hyundai Solaris, предлагаются Kia Rio, Renault Kangoo, Hyundai i40 и BMW 116i). Потом выбираю на интерактивной карте ближайший ко мне автомобиль (в тот момент доступными были около 70 машин) и бронирую нужный нажатием одной кнопки. Чтобы добраться к нему, мне дается 20 бесплатных минут. А на тот случай, если все-таки не успею, — с 21-й минуты система автоматически перейдет на «щадящую» тарификацию из расчета 1,5 рубля за минуту: именно столько
стоит аренда в режиме парковки (кстати, ночной простой вообще ничего не стоит). Внимательное чтение договора подсказывает возможность использования небольшой уловки: можно отменить бронь на 19-й бесплатной минуте, и тут же забронировать тот же автомобиль снова. Таким нехитрым способом удерживать за собой автомобиль можно целый час. Однако после трех подобных перебронирований будет наложен штраф — 500 рублей.
Облюбованный мной Hyundai Solaris был припаркован на Ходынском поле, густо уставленном машинами, поэтому пришлось слегка поплутать в его поисках. Помогла удобная функция в мобильном приложении — «поморгать фарами». Однако вскоре после этого хвалить приложение расхотелось: оно вдруг закапризничало и перестало реагировать на основные команды — «Начать аренду» и «Открыть двери».
Пришлось звонить в службу поддержки. Вежливая девушка сообщила, что на смартфоне моей модели приложение
может работать не вполне корректно, и исправила ошибку дистанционно — разблокировала дверь моей машины и включила счетчик.
Согласно правилам пользования сервисом, это является зоной ответственности клиента — перед началом аренды осмотреть автомобиль на предмет наличия повреждений, нанесенных предыдущими арендаторами, и зафиксировать их. Коллективное берегут значительно меньше, чем личное (это мы помним еще со времен коллективизации в СССР). Потертости, сколы, вмятины, испачканная или прожженная обивка — все это в каршеринговых машинах, к сожалению, обычное дело. Все обнаруженные дефекты нужно обязательно сфотографировать через приложение — и сделать это лучше до открывания двери машины, иначе их могут просто «повесить» потом на вас. Так, за причинение ущерба менее 70 тыс. рублей с виновника ДТП, согласно договору, взыскивают до 15 тыс. Наказание рублем полагается и за намеренную езду по бездорожью, самовольное отключение GPS-трекера, удаление фирменной символики и многое другое. «Вилка» санкций — от 2 тыс. до 120 тыс. рублей.
Так что для очистки совести отправляю на корпоративный WhatsApp компании фотографии своего Hyundai Solaris анфас и в профиль и прилагаю список недочетов. В ответ получаю сообщение: «Принято». Сажусь в кресло водителя. Необходимые документы — СТС и полис ОСАГО — лежат в бардачке. Ключ зажигания намертво вмонтирован в замок (главное — по привычке случайно не выломать его оттуда в конце поездки: штраф — 15 тыс. рублей). Можно ехать!
Перемещаясь по городу, тестирую различные параметры услуги. Останавливаюсь и пытаюсь перевести автомобиль в парковочный режим. Мобильное приложение снова выдает ошибку. Еще один звонок — и девушка из службы поддержки делает это для меня удаленно. Выдерживаю небольшую паузу и через пять минут снова звоню в техподдержку, прошу перевести машину обратно в режим движения. Девушка на редкость терпелива и вежлива.
Вскоре обнаруживается, что в баке осталось мало бензина, а по договору с оператором клиент обязан заправить автомобиль своими силами, если топлива осталось менее 25%, — опять-таки под угрозой штрафа (2 тыс. рублей). В который уже раз за поездку звоню в службу поддержки — на этот раз чтобы согласовывать заправку. Девушка сверяет показания и дает «добро». Заезжаю на первую попавшуюся АЗС. После заправки высылаю фото фискального чека через WhatsApp; потраченные средства Anytime вернет на мой счет в течение получаса, а мне начислит 100 бонусов.
Добираюсь до пункта назначения и пытаюсь припарковать автомобиль. Быстро просматриваю договор: бросить машину в зоне платной парковки нельзя, оставить машину во дворе, въезд в который перекрыт шлагбаумом — нельзя, в зоне действия знака «Остановка (стоянка) запрещена» — разумеется, тоже. На поиски идеального места уходит еще 15 минут, за которые, само собой, пришлось заплатить. Что интересно, кнопочка «Завершить аренду» на этот раз срабатывает из приложения. Замки закрылись. Счетчик остановился. Итоговое время моей поездки составило 1 час 34 минуты, пробег — 38 км. Эксперимент обошелся в 651 рубль — вполне приемлемую сумму. По крайней мере на московском таксомоторе такая поездка обошлась бы гораздо дороже.
поколение solaris
Появление на российском рынке второго поколения Hyundai Solaris уже не за горами. На недавнем авто-шоу в Пекине корейцы намекнули, как примерно будет выглядеть в будущем Hyundai Solaris II. На ряде рынков то, что россияне назвали Solaris, продается под другими именами — Accent и Verna. Именно Hyundai Verna Concept и показали в столице Китая. При взгляде на прототип безошибочно угадываются черты нынешнего «Соляриса». Понятно, что серийный вариант Hyundai Solaris 2017 модельного года будет выглядеть несколько проще концепта, но кое-какие выводы можно сделать уже сейчас. В частности — о том, что автомобиль получит крупную шестиугольную решетку радиатора и новую светотехнику более сложной формы. Салон модели, судя по всему, пока не готов, поскольку все окна на выставочном экземпляре были наглухо затонированы. Точно известно, что в Южной Корее и Китае новинка пойдет в серию и в продажу до конца текущего года. А в России Hyundai Solaris II встанет на конвейер в Санкт-Петербурге лишь в начале следующего года. И спустя два месяца машина поступит к дилерам.
54 бизнес-журнал | сентябрь | #9 2016
бюджетный бестселлер
Всенародная любовь и бизнес-востребованность Hyundai Solaris неоспоримы. Среднестатистический покупатель этой машины в первую очередь обращает внимание на ее низкую стоимость — и только потом на ездовые характеристики. Цена, качество, опции в этой модели хорошо сбалансированы. Поэтому не зря модель заслужила в последние годы прозвище «народный кредитомобиль».
Более того, она стала «народной» еще до своего появления на свет. Свое «солнечное» имя для российского рынка Solaris (sol на латыни означает «солнце») получил в результате интернет-голосования, задолго до запуска производства на специально построенном под Санкт-Петербургом заводе. Это имя сразу приглянулось более чем 27 тыс. россиян. Большинство из них потом выстроились в очередь, причем фактически покупатели выбирали машину «вслепую»: у ди-
леров даже не было выставочных образцов. До начала продаж в России было собрано более 5 тыс. предварительных заявок на Hyundai Solaris. (На большинстве зарубежных рынков эта модель известна под именем Hyundai Accent, в Австралии и Нидерландах — Excel, а во Франции — Pony.)
Первое, на что все обращают внимание: компактный автомобиль «В-класса» как в кузове седан, так и хетчбэк у корейцев получился весьма вместительным. За рулем можно комфортно поместиться даже при росте в 185 см. Все в порядке и с эргономикой водительского места: диапазонов
Есть транспорт личный, есть общественный. Каршеринг — это транспорт коллективный. Он стал дальнейшим развитием идеи краткосрочного проката автомобилей в век GPS/ГЛОНАСС и систем спутникового мониторинга транспортных средств
регулировок рулевой колонки в двух направлениях хватает (только по вылету, к примеру, 50 мм). Мультифункциональное рулевое колесо с мягким кожеподобием удобно «сидит» в руках. Приятно удивляет и хорошая обратная связь руля. Количество поворотов от упора до упора — 2,9 при радиусе разворота 5,2 метра.
Сам Hyundai Solaris устойчив на прямой, в колеях, живо реагирует на повороты руля. С подвеской также все в порядке: она плотная и хорошо глотает дорожные неровности. Добиться «пробоя» практически невозможно.
Если продолжать эргономическую тему, то USB, AUX, прикуриватель и розетка на 12 вольт находятся там, где и должны быть, — в нише в самом низу «бороды» под блоком управления климатом и перед рычагом коробки передач. Кнопка аварийки очень большая, расположена по центру, что очень удобно для вежливых водителей.
К другим немаловажным плюсам модели стоит отнести неплохое качество отделочных материалов (пластик, обивка всех поверхностей и сидений) и довольно широкий набор оснащения. Основных комплектаций три: Active, Comfort и Elegance. Так, даже самая доступная, базовая версия может похвастаться парой подушек безопасности, наличием стальных дисков с декоративными колпаками на 15 дюймов, галогеновой оптики, дневных ходовых огней, центральным замком, электроприводом зеркал заднего обзора и некоторыми другими приятными «фишками». Топовое оснащение порадует наличием климат-контроля, бесключевого доступа в салон, а также красивой приборной панели.
Объем багажного отделения Hyundai Solaris составляет 470 литров: это, конечно, не лучший показатель в классе, но в нем по крайней мере удобно поместилось полноценное запасное колесо, предусмотренное даже для базовой модификации.
Под капотом «Соляриса» может жить один из двух возможных двигателей — скромненький старенький 1,4-литровый мотор мощностью 107 «лошадей» или прекрасная 1,6-литровая бензиновая «четверка», выдающая 123 лошадиные силы, а крутящий момент в 155 нм реализуется при 4 200 оборотах в минуту. С двигателем такого объема, особенно в совокупности с механической шестиступенчатой коробкой передач (как на тестовом автомобиле Hyundai Solaris; есть варианты и с пятиступенчатой), автомобиль едет очень неплохо: тяга для двигателя хороша. На «крейсерской» шестой передаче при разгоне до 100 км/ч на тахометре — 2 500 оборотов, при 120 — уже 3 000. Тандем, конечно, шумноват, но в целом коробку можно отдельно похвалить еще и за образцовые длинные передачи, четкость смены и короткие ходы. Не в чем особо упрекнуть и «Солярисы» с четырех- и с шестидиапазонным «автоматом» (именно его чаще всего приобретают каршерин-говые компании): если нужно совершить обгон, достаточно поработать газом — и он легко перескочит на несколько передач вниз и позволит раскрутить двигатель почти до предела. «Солярис» с «ручкой» разгоняется до «сотни» за 10,3 секунды. У версии с АКПП на это уйдет на 1,1 секунды больше.
Помимо вышесказанного, порадовали клиренс в 160 мм, возможность заправляться 92-м бензином и заявленный расход топлива в смешанном цикле — 6,3 литра на 100 км (для модификации на механической коробке). Нам удавалось держать его на близком к идеалу уровне 7-7,2 литра на «сотню» литров на 100 км.
HYUNDAI solaris
ГАБАРИТЫ: ДЯИНА шИРИНА ВЫСОТА, ММ
4 375 1 700 1 470
ОБЪЕМ / МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л / Л. С. 1,4 I 107 1,6 I 123
ТРАНСМИССИЯ 5 МКПП 4 АТ 6 МКПП 6АТ
РАЗГОН ДО 100 КМ/Ч, СЕК 11,5 13,4 10,3 11,2
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, КМ/Ч 190 170 190 185
ТОПЛИВНЫЙ БАК, л
43
РАСХОД ТОПЛИВА Л/100 КМ:
ГОРОД 8,2 9,1 8,4 9,3
тРАССА 4,9 5,2 5,1 5,2
СРЕДНИЙ 6,1 6,6 6,3 6,7
ОБЪЕМ БАГАЖНИКА, Л
470
СТОИМОСТЬ, РУБ. ОТ ОТ ОТ ОТ
(ПО СОСТОЯНИЮ 549 600 585 620
НА КОНЕЦ АВГУСТА) 900 000 000 000