УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10086
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕРВИСОВ «КАРШЕРИНГА»
Ляля Гарафиевна ХАЛИУЛЛИНА, научный сотрудник НИИ Университета Прокуратуры Российской Федерации E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье предпринята попытка охарактеризовать особенности незаконного оборота учет-но-регистрационных данных пользователей сервисов «каршеринга». Проанализирована информация в информационно-телекоммуникационных сетях, обобщена судебная практика по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга», что позволило выявить категории лиц, формирующих незаконный спрос на учетно-регист-рационные данные пользователей «каршеринга». Рассмотрены предикатные преступления, формирующие источники учетно-регистрационных данных пользователей «каршеринга» на «теневом» рынке в сети Интернет.
Ключевые слова: каршеринг, прокат автомобиля, персональные данные, идентификация, рейтин-гономика, киберпреступления, Интернет.
Annotation. This article attempts to characterize the features of illegal turnover of accounting and registration data of users of «carsharing» services. The information in information and telecommunications networks was analyzed, and the court practice in criminal cases on crimes involving the use of carsharing services was summarized, which allowed us to identify the categories of persons who form an illegal demand for the accounting and registration data of carsharing users. Predicate crimes that form the sources of accounting and registration data of carsharing users in the «shadow» market on the Internet are considered.
Keywords: carsharing, car rental, personal data, identification, rating system, cybercrime, Internet.
Т ■ оверие в современном мировом сообще-I I стве является весьма актуальной пробле-/ Щ мой не только в сфере общественных отношений и коммуникации между людьми; в новой формирующейся экономической системе цифрового мира ее значение крайне важно1.
Современные технологические решения позволяют посредством поисковых систем создавать и администрировать репутационные рейтинги не только в отдельных информационных системах, но и в экономике в целом. Основополагающим из инструментов этой новой экономической системы (рейтингономики2) является выставление рейтингов в соответствии с ценностью критериев для конкретного вида экономической деятельности. Рейтинговая система облегчает идентификацию субъектов экономического взаимодействия в информационно-телекоммуникационных сетях, но снижает при этом достоверность результата идентификации.
В Российской Федерации проблема ненадежности систем идентификации личности в цифровых сервисах, а именно отсутствие возможности соотнесения человека с его цифровым образом (учетными данными), носит системный характер и отнесена в настоящее время к категории ключевых рисков цифровой экономики3. Изложенное оказывает крайне негативное влияние на доверие ко всем коммерческим цифровым платформам, в том числе сервисам «каршеринга».
Незаконный оборот учетно-регистрационных данных пользователей сервисов «каршеринга» по своему содержанию является разновидностью незаконного использования чужой репутации (рейтинга) для получения незаконного доступа к услугам аренды автомобилей сервисов «каршеринга».
Сервисы «каршеринга» исходят из предположения о добросовестном поведении арендато-
№ 2/2020
ров автомобилей, а также соблюдении ими правил управления и эксплуатации автомобиля. Бизнес-модель сервисов «каршеринга» не основана сугубо на альтруистических идеалах всеобщей автомобилизации, напротив, малейшее нарушение принципа «доверия» со стороны пользователя услуг сервиса «каршеринга» влечет значительные денежные штрафы в рамках договора оказания услуг либо ограничение его доступа к услугам сервиса.
В социологических исследованиях отмечался низкий уровень моральной ответственности за соблюдение Правил дорожного движения и за возможное повреждение арендованного автомобиля со стороны пользователей сервисов «каршеринга»4. Сервисы «каршеринга» вынуждены составлять рейтинги пользователей и вести списки лиц, репутация которых не позволяет предоставлять им автомобиль в аренду. Это, прежде всего, арендаторы, совершающие нарушения Правил дорожного движения; пользователи с опасным для окружающих стилем вождения; лица, ранее привлеченные к ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянении; лиц с неоплаченными штрафами за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации автомобиля.
Применяемые организационно-контрольные и технические методы в работе сервисов «кар-шеринга» не гарантируют сплошного удостоверения личности всех пользователей сервисов при бесконтактном заключении и исполнении договора аренды автомобиля. В условиях отсутствия достоверных методов дистанционной идентификации арендаторов автомобилей сервисов «кар-шеринга» возникли крайне опасные тенденции анонимной аренды автомобилей в целях совершения широкого круга преступлений.
Определенные гарантии предоставляет использование специального мобильного приложения сервиса «каршеринга» и, соответственно, фиксация идентификаторов мобильного телефона и сим-карты арендатора автомобиля. Тем не менее данные методы не могут быть использованы в настоящее время для установления личности владельца мобильного телефона и сим-карты в режиме реального времени. На данный момент системы проверки достоверности сведений, предоставляемых при регистрации новых пользователей сервисов «каршеринга», предполагают не только анализ сведений в документах нового пользователя, но и их сопоставление с существующей базой пользователей. При этом решение об отказе принимается в среднем
лишь по 10% обращений о регистрации новых пользователей5.
В научных исследованиях М.А. Бажина и Е.М. Косьяненко ранее обращали внимание на неординарную ситуацию взрывного роста числа учетных регистрационных данных пользователей в сервисах «каршеринга», которые зарегистрированы незаконно с использованием персональных данных посторонних лиц либо же подложных документов6.
Основу аудитории, формирующей незаконный спрос на персональные данные легитимных пользователей сервисов «каршеринга», составляют лица, использующие возможности анонимной аренды автомобилей в связи:
■ с отказом в предоставлении им услуг «каршеринга» («заблокированные» пользователи);
■ с совершением преступлений;
■ с ранее имевшим место лишением права управления транспортными средствами;
■ с отсутствием водительских прав, в том числе в силу возраста.
В информационно-телекоммуникационных сетях сложился «теневой» рынок учетно-регис-трационных записей пользователей сервисов «каршеринга». Нами проведено исследование посредством формирования поисковых запросов по общедоступным сайтам сети Интернет. Например, в рамках запроса «купить чужой акка-унт каршеринга» обнаружено более 20 млн сайтов, на первом листе выдачи поискового запроса яндекс-поиска из 15 сайтов восемь содержали незаконные предложения о купле и продажи чужих аккаунтов «каршеринга»7. Нами отмечен существенный разброс цен на учетно-ре-гистрационные данные пользователей сервисов «каршеринга» (от 1000 до 6000 руб.).
Полагаем, что поисковые системы должны действовать в рамках этических правил и принудительно выдавать в таких случаях отфильтрованные ресурсы сети Интернет, например, со статьями, разъясняющими незаконность использования чужих учетно-регистрационных данных пользователя сервиса «каршеринга», ответственность за подобные действия.
Обобщение судебной практики по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга»8, позволило определить ценовой диапазон стоимости учетно-регистрационных данных пользователей сервисов на «теневом» рынке: от 400 руб.9 до 5000 руб.10.
№ 2/2020
Другим распространенным «товаром» со значительно более низкой ценой (в среднем от 35 руб.) являются комплекты фотокопий официальных документов легальных пользователей и фотографии селфи с документами в руках. Данные комплекты предназначены для самостоятельной регистрации в сервисах «каршеринга» от имени посторонних лиц, но вероятность выявления несоответствия достаточно высокая, что и определяет их стоимость.
В большинстве случаев учетно-регистраци-онные данные пользователей сервисов «каршеринга» приобретались злоумышленниками не на сайтах сети Интернет, а в обеспечивающих большую анонимность для продавца специализированных чатах мобильного мессенджера «Телеграмм».
Кроме того, в решениях судов содержались иные сведения о незаконно используемых учетно-регистрационных данных пользователей «каршеринга», на основе качественных характеристик которых нами выделены факторы, влияющие на их стоимость на «теневом» рынке:
■ характеристики легального пользователя («привязанная» к личному кабинету пользователя сервиса банковская карта; наличие денежных средств либо бонусных баллов на счету пользователя в личном кабинете; насколько часто легальный пользователь арендует автомобили (риск раскрытия) и т.д.);
■ характеристики сервиса «каршеринга» (степень результативности служб безопасности; частота прямых звонков арендаторам от диспетчеров сервиса; количество (распространенность) автомобилей конкретного сервиса «каршеринга» и т.д.).
По мнению Е.А. Маслаковой, вовлечение представителей технической элиты в преступную деятельность предопределена социально-экономическими причинами11.
Логичной представляется вовлеченность киберпреступников12 в совершение неправомерного доступа к компьютерной информации в системах (базах данных) сервисов «каршерин-га» в целях хищения учетно-регистрационных данных их пользователей.
Специальные исследования в сфере информационной безопасности продемонстрировали низкий уровень защищенности мобильных приложений сервисов «каршеринга» для проведения достаточно тривиальных компьютерных атак: «...перехват данных, которыми приложе-
ние обменивается с сервером; подбор автоматически выданных паролей; перекрытие интерфейса приложения фальшивым окном; запуск на рутованных устройствах и внедрение вредоносного кода.»13.
Например, 12 марта 2020 г. в г. Санкт-Петербург возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 272 УК РФ, по факту незаконной регистрации с использованием специальных компьютерных программ на подставных лиц учетных записей сервисов «каршеринга» в целях их последующей продажи.
По версии следствия в период с июня по октябрь 2019 г. для регистрации в сервисах «каршеринга» в сети Интернет приобретались фотокопии паспортов и водительских удостоверений; созданные впоследствии с их использованием учетные записи пользователей продавались через объявления в чатах мобильных мес-сенджеров по цене от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб.14.
Многочисленные публикации с предостережениями от экспертов в области информационной безопасности не смогли повлиять на деятельность сервисов «каршеринга» в полной мере. Например, 27 февраля 2020 г. опубликовано предупреждение об утере контроля над персональными данными и копиями официальных документов пользователей нескольких сервисов «каршеринга» (находящихся в предбанк-ротном состоянии), что привело к большому числу незаконных регистраций с их использованием в иных сервисах «каршеринга»15.
Распространение вирусных заболеваний нового типа повлекло приостановление деятельности сервисов «каршеринга» в большинстве субъектов Российской Федерации16. Вероятность банкротства небольших сервисов «каршеринга» в результате вынужденного приостановления деятельности повышает риски последующих многочисленных «утечек» конфиденциальной информации об их легальных пользователях.
В исследовании, проведенном М.В. Кузнецовым и И.В. Симдяновым, проанализирована деятельность, так называемых «социальных хакеров»17 («вербовщики», «кадровики» и т.д.), которые используют психологические методы и вводят в заблуждение претендентов на получение работы под предлогом заполнения анкеты соискателя, а также необходимости предоставления фотографии и фотокопий официальных документов для проверки службой безопасности будущего работодателя; данные лица осуществляют сбор комплектов документов, в том
№ 2/2020
числе для незаконных регистраций в сервисах «каршеринга» в будущем.
Полагаем, что проблема доверия в сервисах «каршеринга» должна решаться путем совместных усилий всех участников взаимодействия сторон, в том числе государства в нескольких направлениях, включая:
■ создание общедоступного реестра рейтингов пользователей сервиса «каршеринга»;
■ выработку новых форм саморегулирования в отрасли;
■ реформирование существующих нормативов и правил оказания услуг сервисами «каршеринга»;
■ повышение правовой культуры арендаторов автомобилей «каршеринга».
Вышеизложенное позволило сделать следующие выводы.
Активное развитие в информационно-телекоммуникационных сетях «теневого» рынка персональных данных легальных пользователей сервисов «каршеринга» спровоцировало несовершенство методов дистанционной идентификации арендаторов автомобилей.
Ключевые категории лиц, формирующих спрос на «теневом» рынке персональных данных легальных пользователей сервисов «кар-шеринга», следующие:
■ арендаторы сервиса, оказание услуг которых приостановлено в связи с неоднократным нарушением правил управления либо эксплуатации автомобиля «каршеринга»;
■ лица, не имеющие права на заключение договора аренды автомобиля «каршеринга» (несовершеннолетние; не имеющие водительских прав; лишенные права управлять транспортным средством в силу совершения правонарушения и т.д.).
1 Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. Д. Павловой, В. Кирю-щенко. М., 2008. С. 129.
2 Авдокушин Е.Ф. Рейтингономика как инструмент финансовой экономики // Вопросы новой экономики. 2014. № 2. С. 4—12.
3 Паспорт проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 г. № 7) // СПС «Гарант»
4 Малиновский М.П., Аракелян Т.К. Каршеринг: проблемы участников и сторонних лиц // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2018. № 3. С. 28—30.
5 Система выдает отказ 10% пользователям каршеринга в Москве при регистрации // ИШ: https://tass.ru/ moskva/6261491 (Дата обращения: 04.03.2020)
6 Бажина МА, Косьяненко Е.М. Правовые аспекты обработки персональных данных в сфере транспортного обеспечения физических лиц // Бизнес, менеджмент и право. 2019. № 2. С. 45—49.
7 Поисковый яндекс-запрос «купить чужой аккаунт каршеринга» // URl: https://yandex.ru (Дата обращения: 15.05.2020)
8 Халиуллина Л.Г. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга» от 22.04.2020 // URl: https://yadi.sk/i/9zfb4-pV7UfbJw (Дата обращения: 03.05.2020)
9 Постановление Кузьминского районного суда г. Москвы № 1-655/18-19с от 11.09.2018 г. в отношении гр. Ж.А.А. по ч. 1 ст. 166 УК РФ // ГАС «Правосудие»: URL: https://clck.ru/MW5Af (Дата обращения: 17.03.2020)
10 Приговор Нагатинского районного суда г. Москвы от 30.01.2019 г. № 1-52/2019 в отношении гр. Т.А.А. по ч. 1 ст. 166 УК РФ // ГАС «Правосудие»: URL: https:/ /clck.ru/MW5Af (Дата обращения: 17.03.2020)
11 Маслакова ЕА. Лица, совершающие преступления в сфере информационных технологий: криминологическая характеристика // Политика и право. 2014. № 1. С. 34.
12 Жарова А.К., Демьянец М.В., Елин В.М. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: Монография. М., 2014. С. 192.
13 «Лаборатория Касперского» обнаружила потенциальные угрозы в каршеринговых приложениях // URL: https://clck.ru/MNdUv (Дата обращения: 03.03.2020)
14 Официальное сообщение ГУ МВД России по г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл. // URL: https:// clck.ru/MVtxo (Дата обращения: 03.03.2020)
15 Массовая утечка данных пользователей каршеринговых компаний // URL: https://clck.ru/MWYBh (Дата обращения: 17.03.2020)
16 Каршеринг и пандемия: результаты социологического опроса // URL: https://clck.ru/NRGj4 (Дата обращения: 05.05.2020)
17 Кузнецов М.В. Социальная инженерия и социальные хакеры / М.В. Кузнецов, И.В. Симдянов. СПб., 2007. С. 128.
Библиографический список
1. Авдокушин Е.Ф. Рейтингономика как инструмент финансовой экономики / / Вопросы новой экономики. 2014. № 2.
2. Бажина МА., Косьяненко Е.М. Правовые аспекты обработки персональных данных в сфере транспортного обеспечения физических лиц // Бизнес, менеджмент и право. 2019. № 2. С. 45—49.
3. Жарова А.К., Демьянец М.В., Елин В.М. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: Монография. М., 2014.
4. Кузнецов М.В. Социальная инженерия и социальные хакеры / М.В. Кузнецов, И.В. Сим-дянов. СПб., 2007.
№ 2/2020
5. «Лаборатория Касперского» обнаружила потенциальные угрозы в каршеринговых приложениях // URL: https://clck.ru/MNdUv (Дата обращения: 03.03.2020)
6. Малиновский М.П., Аракелян Т.К. Карше-ринг: проблемы участников и сторонних лиц // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2018. № 3. С. 28—30.
7. Маслакова ЕА. Лица, совершающие преступления в сфере информационных технологий: криминологическая характеристика // Политика и право. 2014. № 1.
8. Паспорт проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Президиумом Совета при Президен-
те РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 г. № 7) // СПС «Гарант»
9. Система выдает отказ 10% пользователям каршеринга в Москве при регистрации // иШ: https://tass.ru/moskva/6261491 (Дата обращения: 04.03.2020)
10. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. Д. Павловой, В. Кирющенко. М., 2008.
11. Халиуллина Л.Г. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга» от 22.04.2020 // иШ: https://yadi.skA/ 92£Ъ4-рУ7ШЪ^ (Дата обращения: 03.05.2020)
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
# Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.
Молодежный экстремизм
Понятие и противодействие
Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.
№ 2/2020