ПОЛИТИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ
П.А. Кабанов*
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация: В ближайшие шесть лет следует ожидать увеличения регистрации электоральных преступлений на 150—165% по сравнению с периодом 2002—2007 года. Хотя темпы прироста могут и существенно меняться при изменении избирательного или уголовного законодательства либо практики их применения. Ключевые слова: преступность, электоральная преступность, зарегистрированные преступления, криминологическое прогнозирование.
P.A. Kabanov
CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF ELECTORAL CRIMINAL-ITY AMID THE DEVELOPMENT OF THE DEMOCRATIC AND LEGAL
STATE IN RUSSIA
Annotation: In the next 6 years it should be expected that a number of electoral crimes will increase by 150—165% compared to the period 2002—2007. Though, the growth rate may substantially change under a change of the electoral and criminal legislation or the practical application of such legislation.
Key words: criminality, electoral criminality, recorded crimes, criminologi-cal outlook.
Общеизвестно, что преступность, как и любой её вид, в том числе и электоральная, явление массовое, социальное, правовое и исторически изменчивое. Она изменяется под воздействием различных групп объективных и субъективных факторов и всегда носит относительный характер. Поэтому её изучение возможно, целесообразно и полезно лишь в конкретных социально однородных территориальных и временных границах, в рамках которых правовое и/или доктринальное понятие преступления во многом совпадают и, что самое главное, адекватно отражают его сущность. Без соблюдения этих условий всякое криминологическое исследование закономерностей преступности теряет свой смысл.
В отечественной криминологии утвердилось мнение, что понимание и объяснение существования любого криминологического явления, в том числе и электоральной преступности, невозможно без его криминологической характеристики. В современной российской науке о преступности под криминологической характеристикой приня-
* Павел Александрович Кабанов — доктор юридических наук, декан юридического факультета Набережночелнин-ского филиала Института экономики, управления и права, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Россия, Набережные Челны). E-mail: kabanovp@mail.ru
© П.А. Кабанов, 2010
то понимать совокупность достаточных данных об определённом виде или группе преступлений либо конкретном особо опасном деянии, используемых для их предупреждения.1 Конкретное содержание криминологической характеристики состоит в выявлении, описании и объяснении закономерностей развития преступности или её вида на основе анализа и оценки её качественных и количественных показателей, которые неразрывно связаны друг с другом.
Поэтому нам необходимо обратиться к криминологическому анализу статистических показателей электоральной преступности в Российской Федерации в период с 1990 по 2007 гг. с целью выявить закономерности её проявления и распространения в условиях формирования в России демократического правового государства и гражданского общества.
На наш взгляд, статистические данные об электоральной преступности, как правило, не отражают реального положения дел в этом секторе политической сферы жизнедеятельности. Они являются лишь «вершиной айсберга», большая часть которого неизвестна или лишь смутно нам представляется. Безусловно, электоральная преступность — явление в значительной степени ла-
1 Эминов В.Е. Криминологическая характеристика преступлений // Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. — М., 1997. — С. 211.
тентное, и уровень её регистрации не так уж и высок. Однако данное положение не умаляет очевидных достоинств криминальной статистики как совокупности специфичных методов познания социальной реальности в электоральной сфере жизнедеятельности современного российского общества.
К большому сожалению, на уровне Российской Федерации в рассматриваемый период не вёлся официальный полный статистический учёт преступлений, совершаемых в условиях избирательных процессов, как и лиц, их совершивших, а также размеров физического, материального, морального или политического репутационного вреда, причинённого этими деяниями. Следовательно, нам придётся при криминологической характеристике состояния электоральной преступности в рамках границ национального государства крайне осторожно относиться к интерпретации отдельных статистических показателей. Кроме того, по мнению А. И. Долговой, которое мы разделяем, в условиях структурного реформирования российского государства уголовная статистика «приобрела более формальный и менее достоверный характер».2
Как правило, особую озабоченность и вместе с ней рациональную критику в криминологических исследованиях вызывает достоверность полученной информации о преступлениях, совершаемых в условиях избирательных процессов. Поскольку этот вид преступлений, как мы уже отмечали ранее, является высоко латентным или даже супер-латентным,3 особенно его проявления в формах, не сопряженных с применением насилия (злоупотребление властью, электоральная коррупция, фальсификация избирательных документов и другие).
С учётом предложенного нами выше соображения по поводу содержания электоральной преступности мы попытаемся рассмотреть её криминологическую характеристику через статистические закономерности группы некоторых преступлений, совершаемых, как правило, в условиях избирательных процессов. Поэтому мы вынуждены повторяться, указав на сугубо оценочный характер закономерностей трансформации электоральной преступности в современном российском обществе при формировании в нём демократического правового государства.
2 Долгова А.И. Изменение преступности в реформируемой России и борьба с преступностью // Уголовное право. — 1999. — №3. — С. 66.
3 Фролов М.Г. Криминальные последствия функционирования властных структур России конца ХХ века: обозримые и прогнозируемые // Власть: криминологические и правовые проблемы. — М., 2000. — С. 58.
Статистические сведения об уровне и состоянии электоральной преступности в Российской Федерации свидетельствуют о том, что в период с 1990 по 2007 гг. в пределах территории нашего государства правоохранительными органами было зарегистрировано 1396 электоральных преступлений, и лишь 950 человек, совершивших такие деяния, были установлены правоохранительными органами и привлечены к уголовной ответственности.
При рассмотрении изменения количественных показателей электоральной преступности в динамике, обращает на себя внимание то обстоятельство, что её состояние подвержено резким колебаниям при очевидной тенденции роста электоральных преступлений. Если в 1990 году было зарегистрировано лишь 65 электоральных преступлений, то уже в 1996 году их было поставлено на статистический учёт 316, то есть в четыре с половиной раза больше. Хотя в последующем ситуация несколько изменилась и стабилизировалась (либо успешно контролировалась). Значительно больше разница в статистических данных между 1996 годом и 1992, в котором было зарегистрировано всего 5 электоральных преступлений. Разница здесь ещё ощутимей — в 63,2 раза.
В общей доле учтённой (регистрируемой) в Российсии компетентными на то правоохранительными органами преступности электоральная преступность в рассматриваемый нами период занимает небольшую долю — в пределах 0,00003.
Структура регистрируемой электоральной преступности характеризуется значительной долей преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьёй 142 УК РФ (фальсификация избирательных документов, документов референдума) (в УК РСФСР 1960 г. ст. 133). За анализируемый нами период их было зарегистрировано 907, что составляет 65,0% от общего количества всех электоральных преступлений, попавших в уголовную статистику.
Количество зарегистрированных электоральных преступлений, связанных с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав граждан, ответственность за совершение которых предусматривалась статьями 141 и 1411 УК РФ или 132 и 1331 УК РСФСР, в указанный период составило 434 преступления, или 31,0% от общего количества зарегистрированных преступлений данного вида.
Незначительную долю в системе электоральной преступности занимают деяния, ответственность за которые предусмотрена относительно недавно введенными в УК РФ статьями 1411 и
1421 УК РФ.4 В указанный период было зарегистрировано 55 таких преступлений, что составило лишь 4,0% в общей структуре электоральной преступности. Из них 49, или 3,5%, преступлений, связанных с фальсификацией итогов голосования, и 6, или 0,5%, преступлений, связанных с финансированием избирательных кампаний.
К числу качественных показателей преступности относится её динамика, которая является сложным показателем. Динамика преступности охватывает, как известно, не только изменение её уровня, но и структуры за тот или иной промежуток времени в границах определённой территории, её качественных характеристик.5 Определение динамики электоральной преступности позволяет установить явные тенденции и закономерности её развития в обществе в определённый исторический период его развития. Для вычисления показателей динамики электоральной преступности в отечественной криминологии применяются различные способы (базисный и цепной) и приёмы (укрупнение интервалов или периодов). На наш взгляд, лишь разумное, логическое и последовательное сочетание этих способов и приемов без предпочтения и идеализации какого-либо одного из них может показать относительно полное изменение показателей электоральной преступности и закономерностей её трансформации в рассматриваемый период.
Нам представляется, что более полно определяет динамические показатели зарегистрированной электоральной преступности изменение её структуры во времени. К анализу этого важного криминологического показателя мы и обращаемся.
В 1990 году структура зарегистрированной электоральной преступности на территории Российской Федерации выглядела следующим образом. Всего в этом году было зарегистрировано 65 электоральных преступлений. Значительную долю (57 преступлений, или 87,7%) составляли в её структуре деяния, ответственность за которые предусматривалась ст. 133 УК РСФСР и лишь 8, или 12,3% — преступлений, предусмотренных статьей 132 УК РСФСР.
В 1991 году все 14 зарегистрированных преступлений были связаны с фальсификацией избирательных документов (ст. 133 УК РСФСР).
4 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 4 июля 2003 года №94-ФЗ // Российская газета. — 2003. — 8 июля.
5 См.: Д.А. Шестаков. Криминология: учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб., 2006. — С. 171.
В 1992 году было зарегистрировано минимальное количество электоральных преступлений. Всего их попало в криминальную статистику 5, в том числе 2, или 40,0%,Ю по статье 132 УК РСФСР и 3, или 60,0%, по статье 133 УК РСФСР.
В 1993 году из 22 зарегистрированных электоральных преступлений 17, или 77,3%, были квалифицированы по статье 133 УК РСФСР и 5, или 12,7%, по статье 132 УК РСФСР.
В 1994 году из 31 зарегистрированного электорального преступления 25, или 80,6%, были квалифицированы по статье 133 УК РСФСР и 6, или 19,4%, по статье 132 УК РСФСР.
В 1995 году по сравнению с предыдущим годом почти в два раза увеличилось количество зарегистрированных электоральных преступлений и составило 60. Из них 51, или 85,0%, были квалифицированы по статье 133 УК РСФСР и 9, или 15,0%, по статье 132 УК РСФСР.
В 1996 году было зарегистрировано наибольшее количество электоральных преступлений за весь рассматриваемый нами период — 316, что больше на 119 преступлений, чем за предыдущий шестилетний период с 1990 по 1995. Этот год является исключением из общих статистических закономерностей. По сути, он является «аномальным» по отношению ко всем остальным годам. Из всей совокупности электоральных преступлений, зарегистрированных в этом году по статье 133 УК РСФСР, было квалифицировано 301 преступление, или 95,3%, а по статье 132 УК РСФСР лишь 15 деяний, или 4,7%.
В 1997 году произошло резкое снижение зарегистрированной электоральной преступности до 59 преступлений. Из них 46, или 78,0%, были зарегистрированы по статье 142 УК РФ и 13, или 22,0%, по статье 141 УК РФ.
В 1998 году произошло снижение фактов регистрации электоральных преступлений до 26 и изменение структуры электоральной преступности. Впервые в анализируемый период количество преступлений, связанных с нарушением избирательных прав граждан превысило пятидесятипроцентный рубеж в общей структуре рассматриваемого вида преступности и достигло 14 или 53,8%, а преступлений, связанных с фальсификацией избирательных документов, 12, или 46,2%.
Ещё большие изменения в структуре зарегистрированной электоральной преступности произошли в 1999 году, когда преступлений, связанных с нарушением избирательных прав граждан, было зарегистрировано 47, или 79,7%, а преступлений, связанных с фальсификацией избирательных документов — 12, или 20,3%.
В 2000 году было зарегистрировано 64 электоральных преступления, из них 34, или 53,1%, были квалифицированы по статье 142 УК РФ и 30, или 46,9%, по статье 141 УК РФ.
В 2001 году было зарегистрировано 76 электоральных преступлений из них 43, или 56,6%, по статье 142 УК РФ и 33, или 43,4%, по статье 141 УК РФ.
В 2002 году было зарегистрировано 56 электоральных преступлений. Из них по статье 141 УК РФ — 35, или 62,5%, и 21, или 47,5%, по статье 142 УК РФ.
В 2003 году было зарегистрировано 82 электоральных преступления. Из них 40, или 48,8%, по статье 141 УК РФ, 41, или 50,0%, по статье 142 УК РФ и одно преступление, или 1,2%, по вновь введенной статье 1421 УК РФ.
В 2004 году произошло значительное (на 55%) увеличение по сравнению с предыдущим годом зарегистрированных электоральных преступлений до 150. Из них в общей структуре 45, или 30,0%, по статье 141 УК РФ, одно, или 0,7%, по статье 1411 УК РФ, 94, или 62,7%, по статье 142 УК РФ и 10, или 6,6%, по статье 1421 УК РФ.
В 2005 году по сравнению с предшествующим годом произошло снижение зарегистрированных электоральных преступлений до 136. Из них было зарегистрировано по статье 141 УК РФ — 61, или 44,8%, деяний, по статье 1411 УК РФ — 4 ,или 2,9%, по статье 142 УК РФ — 63, или 46,3%, по статье 1421 УК РФ — 9, или 6%.
В 2006 году просматриваются тенденции снижения количества зарегистрированных электоральных преступлений. В этом году их было учтено лишь 99. Из них по статье 141 УК РФ — 35, или 35,4%, по статье 142 УК РФ — 53, или 53,5%, по статье 1421 УК РФ — 11, или 11,1%.
В 2007 году также произошло снижение регистрации электоральных преступлений до 75. Из них по статье 141 УК РФ — 36, или 48%, по статье 1411 УК РФ — 1, или 1,3%, по статье 142 УК РФ — 20, или 26,7%, по статье 1421 УК РФ — 18, или 24%.
Исследование динамики электоральной преступности показывает, что происходит постоянное колебание количества зарегистрированных преступлений данного вида. Такая цикличность может быть объяснена цикличностью избирательных процессов.
Для того чтобы более отчётливо выявить закономерности и тенденции зарегистрированной электоральной преступности, необходимо использовать методы укрупнения интервалов (периодов), то есть суммирования статистических данных за более длительный отрезок времени и срав-
нения с аналогичным по продолжительности интервалом времени.
С этой целью мы разделим весь исследуемый нами период формирования в России демократического правового государства на три равные временные части (1990—1995; 1996—2001; 2002— 2007) и сравним их между собой.
Элементарные математические действия позволяют увидеть некоторые закономерности распределения электоральной преступности в указанные периоды. В первый период с 1990 по 1995 гг. было зарегистрировано 197 электоральных преступлений, во второй — 600, в третий — 599. В первом периоде по сравнению со вторым и третьим общее количество зарегистрированных преступлений составило лишь 14,1%, тогда как на два последующих приходится 85,9%. По сути, два последних периода относительно стабильны по количеству зарегистрированных электоральных преступлений.
Нам представляется полезным провести криминологический анализ явления в разрезе зарегистрированных электоральных преступлений. Здесь можно увидеть некоторые несовпадения с общими тенденциями. Так в первый временной период преступлений, предусмотренных статей 132 УК РСФСР и аналогичной нормой УК РФ, было зарегистрировано всего 30, или 6,9%, во второй — 152, или 35,0%, в третий — 252, или 58,1%, от общего объёма. Темпы прироста электоральных преступлений во втором периоде по сравнению с первым составили 500%, в третьем по сравнению со вторым 166%, а по сравнению с первым 840%. Есть основания полагать, что этот вид электоральных преступлений будет продолжать увеличиваться и в ближайшей перспективе, хотя и темпы прироста будут постоянно снижаться.
Более сложно осуществить краткосрочное криминологическое прогнозирование электоральных преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьёй 142 УК РФ. Здесь статистические показатели располагаются несколько иначе. В первый период было зарегистрировано 167, или 18,4% электоральных преступлений данной группы, во второй — 448, или 49,4%, в третий — 292, или 31,2%. Наибольшее количество зарегистрированных преступлений во втором периоде обусловлено статистикой «аномального» 1996 года, когда было зарегистрировано 301 электоральное преступление данного вида. Если же сравнить базовый первый период с третьим, то здесь мы также увидим темп прироста на 175%. В связи с этим можно предположить, что и при сохранении действующей правовой системы организации
и проведения выборов можно в краткосрочной перспективе наблюдать незначительный рост электоральных преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 142 УК РФ.
Безусловно, в ближайшей перспективе увеличится регистрация электоральных преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 1411 и 1421 УК РФ, поскольку к этому времени правоохранительные органы наберутся необходимого опыта фиксации, регистрации, расследования и направления в суд уголовных дел данной категории.
Изложенное выше позволяет нам предполо-
жить, что в ближайшие шесть лет следует ожидать увеличения регистрации электоральных преступлений на 150—165% по сравнению с периодом 2002—2007 года. Хотя темпы прироста могут и существенно коррелироваться при изменении избирательного или уголовного законодательства либо практики их применения. Например, при упразднении процедуры выборов в региональные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Однако такие изменения вряд ли произойдут в обозримом будущем. Поэтому электоральная преступность ещё длительное время будет привлекать внимание исследователей.