32 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ
УДК 343.9 ББК 67.51
П.А. Кабанов*
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НАЧАЛА ХХ1 ВЕКА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИз статистических показателей
Аннотация: Политическая преступность в условиях политической стабильности первого десятилетия ХХ! века при существенном изменении её структуры имеет стабильные статистические показатели.
Ключевые слова: политическая преступность; политический терроризм; электоральная преступность; криминальный политический экстремизм.
P.A. Kabanov
Russian political crime at the beginning of the xixth century: criminological analysis of the statistics
Summary: In the political stability of the 1st decade of the XXIth century, political crime remains stable with significant changes in its structure.
Key words: political crime; political terrorism; electoral crime; criminal and political extremism.
однородных территориальных и временных границах, в рамках которых правовое и/или доктринальное понятие политического преступления во многом совпадают, а их перечень, образующий политическую преступность, остаётся относительно стабильным. Именно так можно характеризовать первое десятилетие наступившего века. Хотя в данный период, наряду с традиционными (ст.ст. 141, 142, 205, 277, 278, 279, 280, 281, 282, 354 УК РФ) в его начале 2002—2003 гг. появились новые составы политических преступлений (ст.ст. 1411, 1421, 2051, 2821, 2822 УК РФ) и только в 2006 году ещё один (ст. 2052 УК РФ). Эти нормы, как правило, выделялись в самостоятельные из традиционных составов политических преступлений, поэтому они не должны повлиять на общие статистические закономерности изменения политической преступности.
Необходимо отметить, что криминологическая оценка состояния политической преступности прошлого века описана
\ РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
Политическая преступность как массовое негативное социальное явление не только чрезвычайно опасна для общества, но изменчива. Она изменяется не только в силу обстоятельств объективного характера, но и под воздействием политических взглядов и всегда носит относительный характер. Поэтому изучение её качественных и количественных показателей целесообразно лишь в конкретных социально
* Павел Александрович Кабанов — доктор юридических наук, доцент, директор Научно-исследовательского института противодействия коррупции ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (г. Казань), председатель Комиссии по антикоррупционной пропаганде и антикоррупционному образованию Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан, член рабочей группы по взаимодействию со структурами гражданского общества президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Набережные Челны, Россия). E-mail: kabanovp@mail.ru
© П.А. Кабанов, 2012
относительно полно отечественными специалистами,1 в том числе и автором настоящей работы.2 Однако каких-либо существенных исследований этого явления в наступившем веке по неизвестным нам причинам не проводилось. Для устранения этого очевидного недостатка автор и обратился к криминологическому анализу статистических показателей политической преступности в Российской Федерации в период с 2000 по 2010 гг. с целью выявить закономерности её проявления и распространения в условиях относительной стабильности российского общества.
На наш взгляд, официальные статистические данные о политической преступности не отражают реальное положение дел в политической сфере жизнедеятельности — они являются лишь «вершиной айсберга», большая часть которого и учреждениям криминальной статистики и обществу не известна. Безусловно, политическая преступность — явление в значительной степени латентное и уровень её регистрации не так уж и высок. Однако данное положение не умаляет очевидных достоинств криминальной статистики как совокупности специфичных методов познания социальной реальности в политической сфере жизнедеятельности.
1 См., например: ЛунеевВ.В. «Политическая преступность» // Государство и право. — 1994. — № 4.
— С. 107—121; Его же: Политическая преступность в России: прошлое и современность // Общественные науки и современность. — 1999. — № 5. — С. 66—79; Его же. Курс мировой и российской криминологии: Учебник. В 2-х т. Т. II. Особенная часть. — М., 2011. — С. 56—128; Иншаков СМ. Криминология: Учебник. — М., 2000. — С. 214—230; Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности. Криминологические законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Предисл. В.П. Сальникова.
— СПб., 2006. — С. 376—398; Кулаков А.Ф. Политическая преступность: криминологический и правовой аспекты: Дисс. ... кандид. юрид. наук. — Рязань, 2002; Квон Д.А. Политическая преступность: проблема концептуализации и актуальные практики: Дисс. ... кандид. полит. наук. — М., 2008 и др.
2 См., например: Кабанов П.А. Понятие и криминологическая характеристика политической преступности // Следователь. — 1999. — № 4. — С. 27—33; Его же. Криминологическая характеристика политической преступности в условиях реформирования российской политической системы (1990—
1999 гг.) // Следователь. — 2001. — № 2. — С. 26—28 и др.
Необходимо отметить, что в рассматриваемый период в Российской Федерации не вёлся отдельный полный статистический учёт преступлений, совершаемых в сфере политики и лиц, их совершивших, а также размеров вреда, причинённого этими деяниями. Следовательно, нам придётся при криминологической оценке состояния политической преступности крайне осторожно относиться к интерпретации отдельных статистических показателей.
Как правило, особую озабоченность и вместе с ней рациональную критику в криминологических исследованиях вызывает достоверность полученной информации о преступлениях, совершаемых в сфере политики, поскольку этот вид преступлений является высоко латентным, особенно его проявления в формах, не сопряжённых с применением насилия (злоупотребление властью, политическая коррупция, фальсификация избирательных документов и другие). Даже такие низко латентные преступления, как преступления террористического характера, и те не в полной мере отражаются в уголовной статистике. Это связано с тем, что для установления целей его совершения необходимо, чтобы преступник или преступники были изобличены, а их установление и привлечение к уголовной ответственности российскими правоохранительными органами не всегда удаётся.3
С учётом предложенных нами выше соображений по поводу содержания показателей политической преступности мы попытаемся её оценить через статистические закономерности группы некоторых преступлений, совершаемых, как правило, в сфере политики, цели которых в большинстве случаев носят именно политический характер. Здесь следует иметь в виду, что часть из рассматриваемых преступлений может совершаться и по иным мотивам, установить которые по объективным причинам практически невозможно, поскольку они либо не раскрываются
3 Лунеев В.В. Политическая преступность // Криминология. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999. — С. 332; Кудрявцев В.Н. Лекции по криминологии. — М., 2005. — С. 132.
34 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
правоохранительными органами, либо существует дилемма — признавать такое преступление политическим или нет, поскольку грань между ними трудно уловима или политическое целеполагание скрывается. Поэтому мы вынуждены повторяться, указав на сугубо оценочный характер закономерностей трансформации политической преступности в современном российском обществе.
Официальные статистические сведения об уровне и состоянии преступности в Российской Федерации свидетельствуют о том, что в период с 2000 по 2010 гг. в её пределах правоохранительными органами было зарегистрировано 5214 политических преступлений и лишь 2616 человек, совершивших такие деяния, были установлены правоохранительными органами и привлечены к уголовной ответственности.
Рассматривая изменение количественных показателей политической преступности в динамике, обращает на себя внимание то обстоятельство, что её состояние подвержено колебаниям при очевидной тенденции роста политических преступлений. Если в 2001 году было зарегистрировано 443 политических преступления, то уже в 2010 году их было поставлено на учёт 494, то есть на 11,2 % больше. Однако наивысших статистических показателей политическая преступность достигла в 2008 году, когда было поставлено на учёт 814 политических преступлений, превысив статистические показатели предыдущего 2007 года, в котором было зарегистрировано минимальное количество политических преступлений за весь рассматриваемый период (392 преступления) более чем в два раза (см. приложение № 1 и 2).
В общей структуре преступности, регистрируемой в Российской Федерации правоохранительными органами, политическая преступность в рассматриваемый нами период занимает незначительную долю, не превышающую 0,002%. Однако столь низкое статистическое значение не снижает её повышенной вредоносности для современного российского государства и общества. В связи с этим особую значимость в оценке политической преступности приобретает её структура.
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
Структура регистрируемой политической преступности характеризуется значительной долей преступлений экстремистского характера. За анализируемый нами период их было зарегистрировано 3902 преступления, что составляет 74,8 % от общего количества всех политических преступлений, попавших в российскую уголовную статистику. Здесь следует уточнить, что значительную долю преступлений экстремистского характера составлял политический терроризм. За анализируемый нами период на территории Российской Федерации было зарегистрировано 2062 преступления террористического характера или 52,8 % от общего количества учтённых преступлений экстремистского характера.
Несколько меньше было зарегистрировано политических преступлений, связанных с нарушением политических прав граждан, совершённых в условиях избирательного процесса, ответственность за которые предусмотрена статьями 141, 1411, 142 и 1421 УК РФ. Эту группу политических преступлений обычно именуют термином «электоральные преступления». Общее количество зарегистрированных электоральных политических преступлений в рассматриваемый нами период составило 1142 преступления или 25,2 % от общего количества зарегистрированных политических преступлений.
К числу качественных показателей преступности относится, помимо её структуры, и динамика, которая является более сложным показателем. Для вычисления показателей динамики политической преступности в рассматриваемый нами период мы решили использовать метод укрупнения интервалов, то есть суммирования статистических данных за более длительный отрезок времени и сравнения с аналогичным по продолжительности интервалом времени. С этой целью мы разделили весь десятилетний период на две «пятилетки» и сравнили статистические данные. Такой анализ мы провели в рамках исследования не только самой политической преступности, но и среди её основных видов или подвидов.
Статистическая обработка полученных показателей свидетельствует о том,
Таблица 1. Сведения о состоянии политической преступности в России (2001—2010 гг.)
УК РФ 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Итого
Ст. 141 33 35 40 45 61 35 36 10 21 23 339
Ст.1411 Введена 04.07.2003 1 4 0 1 2 1 1 10
Ст.1421 1 10 9 11 18 6 3 2 60
Ст. 142 43 21 41 94 63 53 20 515 29 24 903
Ст. 205 327 360 561 265 203 112 48 10 15 31 1932
Ст.2051 Введена 24.07.2002 5 13 16 7 10 15 22 88
ст. 2052 Введена 27.07.2006 0 1 2 7 9 19
Ст. 277 2 5 2 1 4 1 1 2 1 4 23
Ст. 278 0 8 1 1 4 0 4 2 0 1 21
Ст. 279 1 2 1 0 1 2 6 2 1 1 17
Ст. 280 5 5 1 8 8 22 38 29 45 51 212
Ст. 281 0 1 1 2 1 4 2 0 2 3 16
Ст. 282 32 74 72 59 80 173 170 182 223 272 1337
Ст.2821 Введена 25.07.2002 8 12 7 24 18 19 23 111
Ст.2822 Введена 25.07.2002 9 14 16 16 24 20 27 126
Ст. 354 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Всего 443 511 721 508 477 452 392 814 402 494 5214
Таблица 2. Сведения о лицах, привлечённых к уголовной ответственности за политические преступления в России (2001—2010 гг.)
УК РФ 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Итого
Ст. 141 12 16 17 11 17 61 33 15 23 6 211
Ст.1411 Введена 04.07.2003 0 2 0 1 1 0 0 4
Ст. 142 36 21 32 114 39 53 33 32 25 46 431
Ст.1421 Введена 04.07.2003 4 6 20 14 7 2 2 55
Ст. 205 40 65 63 43 68 117 43 22 26 11 498
Ст.2051 Введена 24.07.2002 2 10 3 3 12 9 13 52
ст. 2052 Введена 27.07.2006 0 8 1 4 4 17
Ст. 277 0 0 3 0 4 6 3 1 1 0 18
Ст. 278 3 3 0 0 0 1 0 11 19 0 37
Ст. 279 1 2 0 1 0 1 1 2 0 1 9
Ст. 280 2 1 1 1 2 15 13 24 21 34 114
Ст. 281 2 0 0 3 0 0 1 1 2 0 9
Ст. 282 7 16 15 26 42 103 129 168 182 187 875
ст. 2821 Введена 25.07. 2002 0 9 14 27 29 28 51 158
Ст. 2822 Введена 25.07. 2002 2 16 7 26 31 23 23 128
Ст. 354 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Всего 103 124 131 207 215 401 335 357 365 378 2606
36 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
что в период с 2001 по 2005 год было зарегистрировано 2660 политических преступлений, а в период с 2006 по 2010 год
— 2554 таких преступления, т.е. меньше на 6 преступлений. Полученные данные, с учётом высочайшего уровня латентности политической преступности, могут свидетельствовать об её относительной стабильности в начале наступившего века. Однако количество лиц, привлечённых к уголовной ответственности за совершение политических преступлений, значительной изменилось. Если в первом пятилетии наступившего века было привлечено к уголовной ответственности 780 человек, то во втором — 1836 человек, то есть на 1056 человек или больше чем в 2,3 раза. Здесь можно отметить повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с политической преступностью.
Изменения коснулись и структуры политической преступности. Если в первом пятилетии криминальный политический экстремизм составил 81,2 % от всей совокупности зарегистрированных политических преступлений, а электоральная преступность лишь 18,8 %, то во втором пятилетии структура несколько изменилась. Доля криминального политического экстремизма составила 68,3 %, а электоральная преступность — 31,7 %.
Вместе с тем необходимо учитывать и структурные показатели отдельных видов политической преступности рассматриваемого периода. Обратившись к статистическим показателям криминального политического экстремизма необходимо отметить, что в первое пятилетие XXI века было зарегистрировано 2159 преступлений экстремистского характера, тогда как во втором пятилетии 1743 таких преступления или на 416 преступлений меньше. Снижение этого количественного показателя составило 19,2 %. Одновременно происходит общее увеличение лиц, привлечённых к уголовной ответственности за преступления экстремистского характера. Если в первом пятилетии их было привлечено 453 человека, то во втором — 1462 человека или более чем в 3,2 раза.
Ещё большее снижение произошло статистических показателей политическо-
Криминодогия
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
го терроризма. Если в первом пятилетии наступившего века было зарегистрировано 1753 преступления террористического характера, то во втором лишь 325, то есть произошло снижение на 1428 преступлений или более чем в пять с половиной раз. Однако количество выявленных и привлечённых к уголовной ответственности террористов изменилось не существенно. Если в первом пятилетии было привлечено к уголовной ответственности 303 человека, то во втором — 291, невзирая на значительное снижение их общего количества. Следовательно, произошло качественное повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с терроризмом.
Вместе с тем необходимо отметить и некоторые негативные тенденции, происходящие внутри криминального политического экстремизма, — происходит устойчивый рост отдельных его проявлений. Так, существенно увеличилось количество зарегистрированных подстрекательств к экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) с 27 в первом пятилетии до 185 во втором. Прирост более чем в 6,8 раза. Отмечается и увеличение лиц, привлечённых к уголовной ответственности за эти преступления с 7 в первом пятилетии до 107 во втором. Прирост более чем в 15 раз.
Значительно возросло и число преступлений, предусмотренных ст. 282 УК РФ, с 317 до 1020. Прирост более чем в 3,2 раза. Возрастало и количество лиц, привлечённых к уголовной ответственности за совершение этих преступлений, с 106 до 769 человек. Прирост более чем в 7,2 раза.
Существенно возросла и организованная экстремистская деятельность (ст. ст. 2824-2822 УК РФ) с 43 преступлений в первом пятилетии (за 2 с половиной года4) до 194 во втором. Прирост более чем в 4,5 раза. Возросло и количество лиц, привлечённых к ответственности за совершение данных преступлений, с 27 до 259 человек. Прирост более чем в 9,5 раза.
4 Статьи введены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3029.
Обратившись к анализу закономерностей электоральной преступности необходимо отметить, что и здесь отмечаются неблагоприятные тенденции. Если в первом пятилетии общее количество зарегистрированных электоральных преступлений составило 501, то во втором 811. Прирост более чем в полтора раза, в основном за счёт увеличения доли преступлений, связанных с фальсификацией результатов выборов, с 262 до 641 при снижении общего количества лиц, привлечённых к уголовной ответственности за эти преступления, с 242 до 189. Однако общее количество лиц, привлечённых к уголовной ответственности за совершение электоральных преступлений, тоже выросло с 327 до 374 человек. Прирост составил 14,4 %.
Изложенное выше позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, полити-
ческая преступность в условиях политической стабильности первого десятилетия XXI века имеет и стабильные статистические показатели. Во-вторых, в этот период существенно изменилась её структура — произошло радикальное снижение наиболее тяжких политических преступлений
— политического терроризма. В-третьих, возрастает доля ненасильственных политических преступлений — электоральной преступности и подстрекательства к экстремистской деятельности. В-четвёртых, в качестве одного из факторов снижения уровня криминального политического насилия можно назвать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию политическому терроризму и криминальной политической экстремистской деятельности.