Научная статья на тему 'Криминологическая безопасность в сфере защиты населения от наркотизации'

Криминологическая безопасность в сфере защиты населения от наркотизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРУППА РИСКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NARCOTIZATION / RISK GROUP / CRIMINOLOGICAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин М.Ю.

В статье рассматривается понятие и содержание криминологической безопасности. Определяется структура криминологической безопасности в сфере защиты населения от наркотизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological Security concerning Protection of Population from Narcotization

The paper considers the definition and nature of criminological security and also determines the structure of criminological security concerning protection of population from narcotization.

Текст научной работы на тему «Криминологическая безопасность в сфере защиты населения от наркотизации»

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМы

правоохранительной деятельности

М.Ю. ВОРОНИН,

начальник факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров,

доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

M.JU. VORONIN, Doctor of Law, Associate Professor, Chief, Department of Scientific and Academic Staff Training (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

уДК 343.976

Криминологическая безопасность в сфере защиты населения от наркотизации

criminological security

concerning protection of population from Narcotization

В статье рассматривается понятие и содержание криминологической безопасности. Определяется структура криминологической безопасности в сфере защиты населения от наркотизации.

Наркотизация, группа риска, криминологическая безопасность.

The paper considers the definition and nature of criminological security and also determines the structure of criminological security concerning protection of population from narcotization.

Narcotization, risk group, criminological security.

Одной из стратегических целей национальной безопасности является повышение качества жизни российских граждан, напрямую зависящее от снижения уровня наркомании [2]. Учитывая, что экономика наркобизнеса построена на принципе «предложение рождает спрос», а возможность приобрести наркотики является необходимым условием процесса наркотизации, угрозой национальной безопасности является деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и дальнейшее их рас-

пространение на территории Российской Федерации с последующей наркотизацией отдельных социальных групп.

Формат обеспечения национальной безопасности в рассматриваемой области определен Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года [3]. Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Безопас-

ность отдельной личности, определенных социальных групп и всего населения РФ должна быть встроена в конструкцию антинаркотической политики и стать ее сущностью, ее основной целью.

Понимание механизма наркотизации определяет, во-первых, границы социальных групп, подвергшихся угрозе наркотизации, и, во-вторых, направления обеспечения их безопасности. Названный механизм содержит два основных взаимодействующих звена: психологические, биологические характеристики представителей определенной социальной группы и внешнюю социальную среду. Комплекс факторов внешней социальной среды, оказывающих влияние на формирование мотива употребления наркотиков у личности, как мы указывали ранее [6], в каждом случае индивидуален и находится в рамках конкретной ситуации. Именно эти социальные группы (группы риска), подвергшиеся угрозе наркотизации, требуют общественного и государственного внимания, профилактического воздействия, защиты от влияния факторов наркотизации.

Понимая, что одним из основных факторов наркотизации являются криминальные процессы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, мы считаем, что достижение целей национальной безопасности лежит, в том числе, через обеспечение криминологической безопасности группы риска в рассматриваемой сфере. Одними из первых обратились к исследованию криминологической безопасности М.М. Бабаев и В.А. Плешаков [4, 11]. Построенная ими концепция криминологической безопасности вытекала из парадигмы «безопасность — это защита от опасности». В настоящее время исследователи продолжают активно разрабатывать понятие и содержание криминологической безопасности в различных сферах [7, 8, 12].

В подавляющем своем большинстве современные концепции предусматривают оказание воздействия на преступность, являющуюся криминальной угрозой обществу, с целью ее сокращения и удержания на социально приемлемом уровне. Воздействие на угрозу и личность преступника как носителя угрозы всегда носило приоритетный характер, что является, несомненно, важным направлением государственной политики в данной области. Здесь всегда существовала политическая цель — ликвидация, искоренение преступности. Исходя из этой направленности строилась и строится стратегия, тактика и терминология политики борьбы с преступностью. При этом преобладающее значение среди стратегий борьбы с преступностью имели две основные, ориенти-

рованные на то, чтобы воздействовать на личность преступника и повлиять на объективные общественные условия, в которых формировалась, живет и действует эта личность [9]. Данный подход превалирует, а вопрос о необходимости защиты прав и интересов конкретной личности, социальной группы либо всего населения возникает только в научных кругах. Этот подход в целом отражает сложившуюся практику борьбы с преступностью.

В то же время защита от преступных посягательств не сводится только к воздействию на преступность и преступника, а является гораздо более широким понятием. Однако, как констатируют исследователи, декларируемая защита населения от различного рода криминальных угроз в реальной работе органов внутренних дел большей частью смещается от собственно защиты людей в сторону государственной репрессии, направленной на преступников [10]. Необходимо концентрировать внимание общества, государственных органов, осуществляющих деятельность в исследуемой сфере, не только на контроле над законным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пресечении их незаконного оборота, включающем выявление, раскрытие и расследование преступлений и правонарушений с последующим привлечением виновных лиц к ответственности, но и на защите населения от угрозы, исходящей от наличия в обороте наркотических средств и психотропных веществ. Такая постановка вопроса дополняет борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ еще одним направлением — защитой населения от наркотизации.

При таком подходе увеличение числа выявленных фактов незаконного оборота, стремление к увеличению объемов изъятых наркотических средств и психотропных веществ перестанут быть основной целью деятельности, а трансформируются в одно из средств и показателей обеспечения защиты населения от наркотизации. Действительно, цели защиты прав человека и цели борьбы с преступностью по сути своей во многом едины и заключаются в обеспечении условий, в которых каждый член общества был бы уверен, что его жизни, здоровью, имуществу, чести, свободе не грозит криминальная опасность.

Потерпевшие от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, объединяющие как реальных жертв, так и потенциальных, находящихся под воздействием угрозы наркотизации, объективные и субъективные явления и процессы, как непосредственно детерминирующие, так и опосредовано влияющие на наркотизацию, на изменение ее качественных и количественных характери-

S н и о X

л

<

и н к

И

о X

л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

о X S 2 S а bS

71

S н и о X

л

<

и н к

И

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

м

<

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

0

1 S

2 S а bS

72

стик, социальные последствия — это далеко не полный перечень объектов, которые должны прежде всего попадать в сферу деятельности по обеспечению безопасности населения от наркотизации. Более комплексно отражает суть этого процесса понятие «криминологическая безопасность» и меры, направленные на ее обеспечение. Это понятие содержит в себе не только определение характера деятельности, но также цель и результат этой деятельности.

Ранее нами предлагалась дифференциация системы мер обеспечения криминологической безопасности населения от наркотизации [5], которые могут быть дифференцированы в две группы: меры криминологической охраны и меры криминологической защиты объекта наркотизации.

Меры криминологической охраны включают меры правового, организационного, экономического и иного характера, направленные на создание необходимых условий для реализации права на охрану здоровья в исследуемой сфере как одного из конституционных принципов социальной государственности [1]. Что касается собственно правовых мер криминологической охраны, то к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечиваются как указанный конституционный принцип, так и восстановление нарушенных прав и законных интересов личности или определенной социальной группы.

Деятельность по криминологической охране группы риска от наркотизации заключается в осуществлении мер, направленных на обеспечение непосредственного ограждения группы риска от наркотизации, т. е. проведении профилактических мероприятий, которые осуществляются государственными органами, общественными объединениями и отдельными гражданами, имеющими специальной целью профилактику наркотизации отдельных групп населения, входящих в группу риска.

Опрос экспертов из числа врачей-наркологов показал, что в качестве мер профилактики наркотизации, относящихся к мерам криминологической охраны группы риска, они считают необходимым отменить анонимное лечение (30,9 %) и восстановить принудительное лечение (35,3 %). Опрос сотрудников правоохранительных органов показал, что в качестве мер криминологической охраны группы риска нужно установить уголовную ответственность за употребление наркотических средств и психотропных веществ (55,7 % опрошенных экспертов), восстановить принудительное лечение (33,4 %). Опрос совершеннолетних респондентов показал, что в качестве мер профилактики наркотизации необходимо ввести уголовную ответственность за потребление наркотиче-

ских средств или психотропных веществ (33,5 % опрошенных).

Меры криминологической защиты направлены на угрозу, источник угрозы и ее носитель. При этом наркопреступность в рассматриваемой сфере рассматривается как угроза криминологической безопасности, причины и условия наркопреступности — как источник угрозы, а личность наркопреступника — как носитель угрозы безопасности. Эта группа мер имеет активный, наступательный характер, воздействуя на причины и условия незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также на участников незаконного оборота.

Криминологическую защиту, в свою очередь, составляют меры:

— по защите групп риска от преступных посягательств;

— созданию преград в реализации наркоугроз в

отношении групп риска;

— виктимологической профилактики.

Определяя систему мер по обеспечению

криминологической безопасности населения от наркотизации, мы видим, что меры по созданию преград в реализации криминальных угроз, связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ, имеют объектом воздействия незаконную реализацию наркотических средств и психотропных веществ среди части населения, относящегося к группе риска. Одной из мер, как считают опрошенные эксперты, является усиление ответственности за сбыт наркотических средств и психотропных веществ. Так считают эксперты из числа врачей-наркологов (30,9 %) и сотрудников правоохранительных органов (44,4 %). Эту точку зрения разделяют и совершеннолетние респонденты, предлагая ужесточить правовую ответственность за совершение незаконных действий с наркотическими средствами или психотропными веществами (48,7 % из числа опрошенных).

В свою очередь, меры по виктимологиче-ской профилактике направлены на население, не относящееся к группе риска. В числе мер виктимологической профилактики врачи-наркологи предлагают обустроить досуг молодежи (70,6 % опрошенных экспертов), улучшить антинаркотическую пропаганду (58,8 %), пропагандировать здоровый образ жизни (16,2 %). Эксперты из числа сотрудников правоохранительных органов, в свою очередь, указали на необходимость разработки и реализации просветительских программ для всех групп населения (11,7 %), разработки молодежных программ, технологий здорового образа жизни (19,4 %). Опрошенные совершеннолетние респонденты предполагают, что в рамках профилактики

наркотизации населения нужно ввести систему антинаркотического воспитания в школах (21,7 %) и усилить антинаркотическую пропаганду (16,4 %).

Деятельность по созданию препятствий на пути распространения наркотиков среди группы риска необходимо реализовать по следующим направлениям: установление криминологически безопасных режимов производства, хранения, транспортировки и использования наркотиков в медицинских, научных и иных целях, установление допуска к работе с наркотиками; установление правовых ограничительных режимов, подразумевающих ужесточение уголовной ответственности, включая установление более строгих видов и размеров наказаний за распространение наркотиков вблизи учебных заведений, объектов и мест досуга и отдыха граждан, среди несовершеннолетних; установление общественных ограничительных режимов, включающих формирование общественного мнения, воздействие общественности в локальных условиях; осуществление оперативно-разыскной профилактики как комплекса мер, проводимых с использованием оперативно-разыскных сил, средств и методов контроля и надзора за лицами, образ жизни и поведение которых указывают на возможность совершения ими преступлений, подразумевая перенос центра тяжести на допреступ-ные стадии поведения, а также на оперативные мероприятия, опережающие действия лиц, подготавливающих преступления; установление уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и иных ограничительных режимов для лиц, подозреваемых, обвиняемых или отбывших наказание за распространение наркотиков; научное обеспечение процессов развития системы защиты группы риска от наркотизации, которое включает в себя научные исследования в этой области, разработку концепций, программ, планов

Список литературы:

1. 2.

3.

Конституция Российской Федерации. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СПС Гарант. Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // СПС Консультант-Плюс.

Бабаев М.М, Плешаков В.А. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения криминологической безопасности // Труды Академии управления МВД России. М., 1998.

обеспечения защиты группы риска от наркотизации, проведение криминологических экспертиз законодательных и иных нормативных правовых актов, социальных программ на предмет выявления их уязвимости от воздействия криминальных угроз.

Деятельность в рамках общесоциальной и ранней виктимологической профилактики строится на подходе, заключающемся в том, что любой человек, вне зависимости от индивидуальной степени его виктимности, может стать жертвой наркотизации. В этом смысле в качестве объекта виктимологической профилактики выступает все население страны. Основной задачей виктимологической профилактики на данном уровне является создание системы эффективной социальной защиты всех граждан от возможного контакта с угрозами и их носителями в рассматриваемой сфере и формирование у них активной антинаркотической жизненной позиции. Для этого требуется совершенствование концепции государственной антинаркотической политики, создание новых негосударственных структур, социальных служб, фондов помощи, подготовка специальных кадров для такой работы.

Выделение этих направлений реально отражает дифференциацию и иерархию задач по обеспечению криминологической безопасности населения в сфере наркотизации. Так, в рамках воздействия на источники угроз ведущую роль играет специальная профилактика, а в рамках воздействия на угрозу и ее носителя — средства уголовно-правовой и административно-правовой защиты общественных отношений. Мы считаем, что основным направлением обеспечения криминологической безопасности населения в сфере наркотизации должна быть защита населения, входящего в группы риска, что позволит более четко отразить систему целей, задач и субъектов этой деятельности.

5. Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным) // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Воронин М.Ю. Теоретические основы криминологической защиты населения от наркотизации: монография / М.Ю. Воронин. М., 2010.

7. Губарева Т.Н. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации: к постановке проблемы // Общество и право. 2012. № 3 (40).

S н и о X

л

<

и н к

И

о X

л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

о X S

S а bS

73

S н и о X

л

<

и н к

И

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

л

<

а С

8. Ким Е.П., Ким В.Е. Методы изучения криминологической безопасности личности в быту // Вестник Забайкальского государственного университета. 2009. № 6.

9. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003.

10. Лебедев С.Я, Лапин А.А. Стратегические направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению криминологической безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4.

11. Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних. М., 1998.

12. Шаблистый В.В. Криминологическая безопасность близких родственников лиц, виновных в нарушении уголовно-правового запрета // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 2 (29).

E-mail: m.voronin@mail.ru

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

о X S

S а bS

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.