Научная статья на тему 'Криминологическая политика защиты группы риска от наркотизации и ее реализация'

Криминологическая политика защиты группы риска от наркотизации и ее реализация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЗАЦИЯ / ГРУППА РИСКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Михаил Юрьевич

В статье раскрывается криминологическая политика защиты группы риска от наркотизации и направления ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL POLICY OF PROTECTION AGAINST GROUP OF RISK NARCOTIZATION AND ITS IMPLEMENTATION

The article reveals the criminological policy of protection against group of risk narcotization and the direction of its implementation.

Текст научной работы на тему «Криминологическая политика защиты группы риска от наркотизации и ее реализация»

Воронин М. Ю.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ГРУППЫ РИСКА ОТ НАРКОТИЗАЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

5.1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ГРУППЫ РИСКА ОТ НАРКОТИЗАЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Воронин Михаил Юрьевич, доктор юридических наук, доцент, начальник факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров

Место работы: Академия управления МВД России

m.voronin@mail.ru

Аннотация: в статье раскрывается криминологическая политика защиты группы риска от наркотизации и направления ее реализации.

Ключевые слова: наркотизация; группа риска; криминологическая безопасность; криминологическая политика; реализация.

CRIMINOLOGICAL POLICY OF PROTECTION AGAINST GROUP OF RISK NARCOTIZATION AND ITS IMPLEMENTATION

Voronin Mikhail Y., Head of the department of scientific and scientific-pedagogical personnel doctor of Law, Associate Professor

Work place: Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia

m.voronin@mail.ru

Annotation: the article reveals the criminological policy of protection against group of risk narcotization and the direction of its implementation.

Keywords: narcotization; risk group; criminological security; criminological policy; implementation.

Опираясь на идеи о том, что ближайшей целью концепции современной уголовной политики является формирование позитивных тенденций развития криминологической безопасности населения на ближайшую перспективу, о том, что безопасность должна быть встроена в конструкцию уголовной политики, стать ее сущностью, ее контрапунктом, предложена концепция обеспечения криминологической безопасности населения от наркотизации, которая является целью криминологической политики в указанной сфе-ре1. Объектом воздействия выступает определенная социальная группа, так называемая группа риска, и факторы наркотизации, под воздействием которых находится группа риска.

1 См.: Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным) // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2; Воронин М.Ю. К вопросу о содержании криминологической политики защиты населения от наркотизации // Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в современной России: уголовно-правовой криминологический аспекты: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ощ. Ред. И.И. Батыршина. - М.: ФКУ НИЦ ФСКН России, 2015.

Правильное определение объекта наркотизации устанавливается содержанием самого явления «наркотизация», рассматриваемые нами как сложное и многоуровневое явление, которое может быть представлено в широком и узком смысле. В узком смысле под наркотизацией нами понимается процесс взаимодействия социальных и естественных факторов с психологическими и биологическими свойствами отдельно взятого индивидуума, результатом которого становится приобщение его к потреблению наркотиков в немедицинских целях. В широком смысле наркотизация рассматривается нами и как процесс, и как результат. При этом, в качестве процесса понимаемся постоянное, целенаправленное воздействие на население страны, региона, населенного пункта совокупности различных факторов в результате которого создаются благоприятные условия для приобщения населения к незаконному потреблению наркотиков. Как результат наркотизация характеризуется численностью лиц среди населения страны, региона, населенного пункта, той или иной социальной группы, приобщившихся к постоянному незаконному потреблению наркотических средств, психотропных веществ2.

Криминологическая политика защиты населения от наркотизации понимается нами как направление деятельности системы субъектов, имеющей основным назначением обеспечение криминологической защиты части населения, находящейся под угрозой наркотизации, то есть обеспечение объективного состояния защищенности от воздействия факторов наркотизации и опасности, связанной с распространением наркотических средств и психотропных веществ, а также осознание этой группой населения своей защищенности в этой сфере.

Выделение криминологической политики защиты населения от наркотизации позволяет:

во-первых, адекватно говорить о получении новых знаний, отражающих характеристику такого социально-медицинского явления как наркотизация, характеристику группы риска, вовлеченной в этот процесс, ее классификацию, комплекс факторов, детерминирующих наркотизацию, которые необходимы для разработки системы мер по криминологической охране объекта наркотизации от воздействия названных факторов и создания препятствий на пути распространения наркотических средств и психотропных веществ среди группы риска;

во-вторых, на основе полученных знаний разрабатывать стратегические задачи, связанные с обеспечением объективного состояния защищенности объекта наркотизации в рамках криминологической политики, воплощенной в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актах;

в-третьих, формировать и развивать систему наблюдения за объектом наркотизации - группой риска, систему оценки, прогноза состояния и динамики потребления наркотиков, их распространения, факторов наркотизации группы риска для выделения системы мер и субъектов по защите от наркотизации; в-

2 Воронин М.Ю. Теоретические основы криминологической за-

щиты населения от наркотизации: Монография / М.Ю, Воронин. -

М.: ВНИИ МВД России, 2010. С. 29.

четвертых, акцентировать внимание на управленческом аспекте, который подчеркивает гибкость системы мер и субъектов, сформированной с учетом факторов, детерминирующих наркотизацию, подчеркивает способность учитывать изменения во внешней среде и реагировать на ее требования, разрешая оптимально использовать потенциал системы в целях защиты группы риска от наркотизации.

Криминологическая политика защиты группы риска от наркотизации, как, впрочем, и любая иная государственная политика, представляет процесс преобразования политических идей в программные документы и практические действия по достижению соответствующих результатов. Часто бывает, что хорошо продуманная и разработанная политика не приносит ожидаемых результатов по причине низкого уровня ее реализации. Поэтому невозможно отделить формирование криминологической политики защиты населения, относящегося к группе риска, от наркотизации от ее реализации, так как еще на первом подготовительном этапе необходимо прогнозировать и учитывать возможную эффективность осуществления планов и программ в конкретных условиях.

В теории управления процесс принятия решений пытаются дифференцировать, опираясь на различные подходы. Но наиболее простой из них заключается в выделении трех основных этапов, позволяющих последовательно снижать неопределенность знаний при выработке целей государственного управления: подготовительного этапа, этапа постановки целей и этапа их реализации3.

В процессе реализации государственной политики имеют место различные виды деятельности. Субъекты государственной политики должны использовать и правильно распоряжаться соответствующими ресурсами: кадровыми, финансовыми, информационными, материальными и др. Они обязаны планировать и разрабатывать соответствующие нормативные документы: директивы, планы, инструкции и т. д. Они также организуют и контролируют деятельность различных внутренних и внешних структур. В обязанность субъектов государственной политики входит достижение определенных результатов значимых для определенных социальных групп. Мы поддерживаем мнение специалистов, исследовавших вопросы формирования и реализации государственной политики, которые считают, что процесс реализации политики можно рассматривать как совокупность различных видов деятельности (политической, технической, управленческой, интеллектуальной) и результатов этой деятельности (продуктов, услуг)4.

Реализация криминологической политики защиты населения, относящегося к группе риска, от наркотизации является важнейшим этапом воплощения концептуальных идей в деятельность, как государственных органов, так и негосударственных организаций, объединений и отдельных граждан, являющихся субъектами реализации политики данного направления. Это своеобразная «форма жизни» идей, концепций в данной сфере, воплощенных в директивах, нормах, программах, конкретных актах правоприменения, являющихся частью политики государства в сфере контроля

3 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2005, С.499.

4 Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. - СПб., 2004, С.175.

над наркотиками, в частности, и социальной политики государства, в целом, и состоящей из спектра разнообразных мер как правовых, так и организационных.

В работах по уголовной политике под ее реализацией понимают «проведение в жизнь намеченной в области борьбы с преступностью стратегической линии, выполнение определенными органами власти задач посредством последовательного осуществления государственными органами всех уровней, в том числе и органами внутренних дел, при участии общественности комплекса мероприятий по борьбе с преступностью в правотворческой и правоприменительной сферах деятельности»5. По мнению авторов, «эта деятельность начинается с принятия соответствующего закона, нормативного акта и заканчивается его применением для противодействия преступности»6.

Мы согласны с точкой зрения Г.Ю. Лесникова, представляющего, что эта позиция является иллюстрацией узковедомственного подхода в реализации уголовной политики7. Точка зрения Г.Ю. Лесникова созвучна с подходом, разработанным А.А. Герцензоном, который писал, что уголовная политика реализуется в процессе применения на практике как специальных мер (криминологических, уголовно-процессуальных, исправительно-трудовых, уголовно-правовых), так и мер чисто социального характера (экономических, идеологических, медицинских и т. д.)8. Таким образом, уголовная политика включает не только законотворческий процесс и процесс правоприменения. Уголовная политика, включает в себя криминологическую политику как составную часть, характеризующуюся управлением профилактикой преступности и иных негативных социальных явлений. При этом профилактика преступности должна быть не самоцелью, а средством формирования криминологической безопасности группы риска от наркотизации на ближайшую перспективу.

Под реализацией криминологической политики защиты населения от наркотизации следует понимать поведение ее субъектов, направленное на криминологическую охрану объекта наркотизации, создание преград на пути распространения наркотиков в отношении объекта наркотизации, и заключающееся в применении, как специальных мер, так и мер социального характера. Причем в рамках криминологической охраны объекта наркотизации превалируют меры социального характера, а в случае создания преград на пути распространения наркотиков в отношении объекта наркотизации превалируют специальные меры.

Реализация криминологической политики - это постоянный, динамичный и планомерный процесс использования ресурсов для достижения состояния защищенности объекта наркотизации, в котором принимают участие

5 Например, см.: Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник. / Под ред. заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора Л.И. Беляевой. - М., 2003. С. 216.

6 Там же.

7 Как замечает Г.Ю. Лесников, специальные меры криминологического характера вытекают из содержания отраслей антикриминального цикла, но пока так и не получили собственной законодательной базы в виде Закона о профилактике. В нашем же случае нормативной правовой основой профилактики правонарушений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ является Концепция государственной политики в сфере оборота наркотиков и соответствующий федеральный закон, включая нормы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права и подведомственные нормативные правовые акты.

8 Герцензон А.А. Уголовное право и социология. С. 175.

Воронин М. Ю.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ГРУППЫ РИСКА ОТ НАРКОТИЗАЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

различные органы государственной власти и прежде всего исполнительная власть, а также институты гражданского общества. Сказанное позволяет считать, что реализация криминологической политики защиты населения, входящего в группу риска, от наркотизации обеспечивает двустороннюю связь между поставленными целями и мероприятиями по их достижению.

Процесс реализации политики не заканчивается в момент принятия концепции, устанавливающей цели и задачи государственной политики в исследуемой сфере, либо утверждающей программу мероприятий, направленных на реализацию директив. Процесс реализации государственной политики охватывает и весь комплекс мероприятий, и достигнутый результат данного вида деятельности. Но и этот этап не является завершающим в процессе реализации криминологической политики защиты от наркотизации.

При реализации криминологической политики защиты населения от наркотизации программа по ее реализации периодически корректируется, по мере обновления информации о ситуации в стране, отдельном регионе, уточнения данных прогноза распространенности немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, незаконного оборота названных средств и веществ, осуществления расчета ресурсов в режиме «текущая ситуация - задача криминологической политики». Принципиальным является то, что неизменной остается стратегическая цель при возможной корректировке промежуточных задач. Тем самым реализация криминологической политики защиты населения, входящего в группу риска, от наркотизации, основанной на предложенном нами принципе, должна обладать адаптационными свойствами по отношению к возможным осложнениям наркоситуации, недостоверности информации, ошибкам в управлении, и, следовательно, обеспечивает более высокую эффективность.

Современная научно обоснованная концепция реализации криминологической политики защиты населения от наркотизации может и должна предусматривать в своих моделях оба указанных выше организационных принципа. Например, при реализации задач криминологической политики защиты населения, относящегося к группе риска, от наркотизации на региональном уровне должно применяться (до известных пределов) директивное управление. Хотя с позиций теории управления необходимо стремиться создать целостный механизм выработки управляющих воздействий для достижения поставленной цели.

Одним из основных элементов криминологической политики защиты населения от наркотизации является формирование оптимального механизма реализации политики, включающего совокупность средств и методов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными целями и задачами.

Механизм реализации включает следующие компоненты - это нормативная правовая основа реализации политики, ресурсный механизм, система управления субъектами политики. Причем центральное место занимает управленческий цикл реализации политики. Понятие «управленческий цикл» возникло из стремления четко определить технологию управленческой деятельности, состав и последовательность рабочих операций, выполняемых в ее процессе. Управленческий цикл представляет собой пространственно-

временную форму проявления функций управления9. Функции управления определяют содержание деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению социально-экономическими процессами 0 Специалистами в области теории управления отмечается11, что один из первых исследователей функций управления А. Файоль, не дал четкого определения функции управления, выделив следующие из них: предвидение, планирование, организацию, координацию и контроль, в работе «Учение об управлении», изданной в 1924 году. Вполне удачную попытку определить содержание управленческого цикла в конце 60-х годов прошедшего столетия предпринял Г.Х. Шахназаров, который отнес к стадиям управления следующие: сбор информации, ее оценку, постановку проблем, подготовку проекта решения, принятие решения, организацию, текущий контроль, регулирование, проверку исполнения, оценку результатов1 . Нетрудно заметить, что название ряда этапов совпадает с обозначением отдельных функций управления (организация, регулирование, контроль).

Современная теория управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений 13 Осуществление каждой из них предполагает практически все этапы цикла, так как любой вид управленческой деятельности включает в себя и целеполагание, и принятие, и организацию исполнения соответствующих решений. Таким образом, функция управления есть объективно необходимая и относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, особой пространственно-временной формой выражения.

Таким образом, реализация криминологической политики защиты группы риска от наркотизации нуждается в теоретическом осмыслении как одном из видов социальной деятельности. Несмотря на проведенные исследования, разработка проблемы еще далека от завершения и явно отстает от современных потребностей общества. Преобладают исследования, рассматривающие отдельные направления контроля над наркотиками изолированно от других направлений. Между тем без введения единого политического подхода, как универсального и комплексного механизма эффективной защиты прав и интересов личности, общества и государства не разрешим вопрос о сущности защиты населения от наркотизации. Именно такое направление изучения защиты от наркотизации населения Российской Федерации можно считать продук-

9 Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2003. С.342.

10 Следует заметить, что вычленение функций управления из управленческого процесса является результатом разделения управленческого труда, что позволило существенно увеличит его эффективность. А. Смит писал, что величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается явились . следствием разделения труда (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. С.22).

11 Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М., 2003. С.86.

12 Шахназаров Г,Х. Стадии управления и демократический контроль // Советское государство и право. 1969. №2. С. 25.

13 Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М., 2003. С.86.

тивным, так как позволяет получить результат, имеющий значение, как в конкретный период развития нашего общества, так и в аспекте решения перспективных задач.

Список литературы:

1. Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным) // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2;

2. Воронин М.Ю. К вопросу о содержании криминологической политики защиты населения от наркотизации // Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в современной России: уголовно-правовой криминологический аспекты: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ощ. Ред. И.И. Батыршина. - М.: ФКУ НИЦ ФСКН России, 2015.

3. Воронин М.Ю. Теоретические основы криминологической защиты населения от наркотизации: Монография / М.Ю, Воронин. - М.: ВНИИ МВД России, 2010. С. 29.

4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2005, С.499.

5. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. - СПб., 2004, С.175.

6. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник. / Под ред. заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора Л.И. Беляевой. - М., 2003. С. 216.

7. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. С. 175.

8. Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Дис. ... д-ра юрид. наук. -М., 2003. С.342.

9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.

10. Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А. Л. Гапо-ненко, А.П. Панкрухина. - М., 2003. С.86.

11. Шахназаров Г.Х. Стадии управления и демократический контроль // Советское государство и право. 1969. №2. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.