Научная статья на тему 'Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В. П. Ревиным)'

Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В. П. Ревиным) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Михаил Юрьевич

В статье исследуется современная антинаркотическая политика. Эта политика рассматривается через призму концепции уголовной политики В.П. Ревина. Определяется соотношение уголовной политики, антинаркотической политики и обеспечение криминологической безопасности в данной сфере. Определяется комплекс задач и мер.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the modern anti-drug policy. Anti-drug policy through the prism of the concept of criminal policy V.P. Revin. The author defines the ratio of criminal policy, drug policy and ensuring safety in the criminological field in this area. The author defines a set of goals and measures.

Текст научной работы на тему «Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В. П. Ревиным)»

6.5. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

НЕЗАКОННОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАРКОТИКОВ (НА ОСНОВЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, РАЗРАБОТАННЫХ В.П. РЕВИНЫМ)

Воронин Михаил Юрьевич, д.ю.н. Должность: начальник научно-исследовательского центра. Место работы: ФГКУ «ВНИИ МВД России». e-mail: m.voronin@mail.ru

Аннотация: В статье исследуется современная антинаркотическая политика. Эта политика рассматривается через призму концепции уголовной политики В.П. Ревина. Определяется соотношение уголовной политики, антинаркотической политики и обеспечение криминологической безопасности в данной сфере. Определяется комплекс задач и мер.

Ключевые слова: наркотики, уголовная политика, криминологическая безопасность.

THE ANTI-DRUG POLICY AND CRIMINOLOGY PUBLIC SAFETY IN LIGHT OF THE CONCEPTS OF V.P. REVIN

Annotation: In this article the modern anti-drug policy. Anti-drug policy through the prism of the concept of criminal policy V.P. Revin. The author defines the ratio of criminal policy, drug policy and ensuring safety in the crimino-logical field in this area. The author defines a set of goals and measures.

Keywords: drugs, criminal policy, criminological safety.

Исследовательский интерес к такой теме как политика государства в сфере защиты здоровья населения представляется вполне закономерным, обоснованным и своевременным. В свете современных тенденций развития нашего общества отчетливо проявляется мысль, высказанная в свое время Г.М. Миньковским, о заинтересованности цивилизованного общества в поддержании порядка и безопасности и о том, что эта заинтересованность будет еще большей в обществе, в котором солидарность интересов возведена в основной принцип1.

За прошедшие полтора десятка лет общественные отношения, существующие в сфере защиты здоровья населения от незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации, как объект правоохраны и управления претерпели существенные изменения. Принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»2, Указом Президента РФ «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»3 создан Госу-

1 См.: Миньковский Г.М. Политология борьбы с преступностью (вместо предисловия): Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью). - Баку, 1990. С. 5.

2 О наркотических средствах и психотропных веществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 8 января 1998г. №3-Ф3 (ред. от 01.03.2012). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 11 марта 2003г. №306 (ред. от 27.10.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

дарственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, образован Государственный антинаркотический комитет4, утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики5 Российской Федерации до 2020 года6.

Современный подход, разработанный В.П. Ревиным, к пониманию такого явления как уголовная политика включает в себя: государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства); особый вид социальной деятельности, направленный на активное наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям; научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний7. В этой же работе В.П. Ревиным говорится о том, что уголовная политика - понятие многоуровневое и многоаспектное. Для уяснения его смысла выделяются следующие уровни: разработка теоретических основ и научные исследования, позволяющие сформулировать и обосновать идеи уголовной политики (концептуальный уровень); разработка, принятие и совершенствование правовых основ, направленных на реализацию целей и задач уголовной политики (законодательный уровень); формирование на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и основных положений государственной концепции уголовной политики программных документов различных уровней управления (нормативный уровень). К таким документам можно отнести, например, программы по усилению борьбы с преступностью; управление реализацией уголовной политики (управленческий уровень). Оно включает в себя организацию правоприменительной практики в сфере борьбы с преступностью в целом и по отдельным ее направлениям, меры, направленные на повышение эффективности средств, форм и методов противодействия преступности; непосредственная правоприменительная деятельность должностных лиц правоохранительных органов в сфере реализации задач уголовной политики (правоприменительный уровень).8

Сопоставляя комплекс шагов, предпринятых в исследуемой сфере, мы увидим, что на этот спектр мер, принимаемых обществом и государством, проецируется теоретическая модель уголовной политики В.П. Ре-

4 О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 18.10.2007 N 1374 (ред. от 30.09.2012). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Определяя соотношение таких категорий, как государственная антинаркотическая политика и уголовная политика, необходимо помнить тезис Г.М. Миньковского: «Как бы ни именовать направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, - уголовной политикой или политикой борьбы с преступностью, - речь идет о важной составной части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономической, идеологической и социальной политики». В нашем случае мы можем говорить об одном из важных направлений современной уголовной политики.

6 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 (ред. от 28.09.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».

7 Ревин В.П. Уголовная политика России: понятие, принципы и основные этапы развития. - Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 7.

8 Там же, с 8 и др.

вина. Действительно, проводятся научные исследования, направленные на разработку, как научных концепций, так и на решение тактических вопросов в сфере ограничения немедицинского спроса на наркотики и их незаконное распространение среди населения страны; утверждена государственная Концепция по контролю над оборотом наркотиков; принят федеральный закон в данной сфере; создан государственной орган исполнительной власти в сфере контроля над оборотом наркотиков; совершенствуется уголовное законодательство и практика его применения; разрабатываются программные документы, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне; предпринимается ряд других шагов.

Однако, традиционно научные концепции обеспечения защиты интересов личности, общества и государства от незаконного распространения наркотиков строятся по двум основным направлениям. Во-первых, это исследования в области совершенствования и применения антинаркотического законодательства, включающего уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и административное. Во-вторых, развитие науки криминологии. Криминологами рассматриваются причины и условия незаконного оборота, личность преступника, различные меры предупреждения такого оборота, связанные с воздействием на эти причины и личность, большое внимание уделяется виктимологическим аспектам работы с населением, антинаркотической пропаганде.

Названные выше направления играют существенную роль в развитии российской правовой науки, тем не менее, их практическое влияние на уровень потребления наркотиков и их незаконного оборота все же оказывается недостаточно эффективным. Исследования зарубежных криминологов показывают, что вкладываемые в борьбу с незаконным оборотом наркотиков средства не только не дают необходимой отдачи, но даже не могут приостановить негативной динамики распространения наркотиков и наркомании9. Основной причиной неэффективности является увеличивающийся спрос на наркотические средства и психотропные вещества. Повышение спроса связано, прежде всего, с увеличением численности лиц, находящихся под воздействием факторов наркотизации. Прозрачность государственных границ, географическое положение России, удобное для транзита наркотических средств, способствуют лавинообразному росту контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности ежегодно в Россию поступает более 600 тонн наркотиков, а изымается не более 4% от всей массы. Конвертируемость рубля и ряд других социально-экономических причин обусловили емкий внутренний рынок сбыта наркотиков, что повлекло рост числа потребителей и больных наркоманией.

Концепция современной антинаркотической политики строится на подходе, который заключается в балансе мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотиков и уменьшение спроса на них. Уменьшение спроса на них предполагается за счет антинаркотической пропаганды и повышения эффективности лечения от наркомании. Причем основным направлением является использование правоохранительных мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков

9 Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003, С. 617.

(предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотиков), где основной целью является наращивание темпов изъятия наркотиков из незаконного оборота и увеличение числа выявленных фактов этого оборота.

Говоря об уголовной политике В.П. Ревин и Г.М. Миньковский отмечают, что это - крупномасштабное направление деятельности государства по защите общества и его членов от преступности; разработка и реализация задач, содержания и форм этой деятельности10. Акцент здесь ставится на защите общества и его членов, что должно являться опорной точкой современной концепции и уголовной политики в целом, и уголовной политики в сфере защиты здоровья населения от незаконного распространения наркотиков.

В одной из работ В.П. Ревин пишет - ближайшей целью концепции современной уголовной политики является разработка задач и подходов сдерживания преступности, последующее формирование позитивных тенденций развития криминологической безопасности населения на ближайшую перспективу.11. О необходимости определения взаимосвязи уголовной политики и криминологической безопасности пишет и М.М. Бабаев. Он отмечает, что в литературе развивались две линии: тема уголовной политики и в последнее время тема безопасности. Линии идут параллельно, по-настоящему не пересекаясь. М.М. Бабаев уверен, что об уголовной политике надо говорить как о политике (стратегии и тактике) обеспечения криминологической безопасности личности, общества, государства. Безопасность должна быть встроена в конструкцию уголовной политики, стать ее сущностью, контрапунктом.12 Таким образом, мы должны говорить об обеспечении безопасности населения, криминологической безопасности населения в сфере незаконного оборота наркотиков.

О криминологической безопасности писали В.С. Ов-чинский и А.Г. Шаваев, Е.А. Олейников13, однако специальному анализу он не подвергался. Концепция криминологической безопасности была создана М.М. Бабаевым и В.А. Плешаковым14. В соответствии с этой концепцией создаются системы и средства обеспечения безопасности от криминальных угроз.

Осознавая необходимость защиты личности, общества и государства от незаконного распространения наркотиков, в настоящее время приоритетными являются меры, направленные на обеспечение криминологической безопасности в сфере незаконного оборота наркотиков. Данные меры могут быть дифференциро-

10 Миньковский Г.М., Ревин В.П. Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел. - М., Академия МВД России, 1996. С. 3.

11 Ревин В.П. Состояние формирования и реализации современной концепции уголовной политики Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. № 3, 2008. С. 29.

12 Бабаев М.М. Криминологическая доминанта уголовной политики // Современные проблемы и тенденции развития уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Республики Казахстан: международная научно-практическая конференция. Том I. Караганды, 2009. С. 87.

13 См.: Овчинский В.С. Стратегия борьбы с мафией. - М., 1993. С. 115, 126; Шаваев А.Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. - М., 1995; Олейников Е.А. Основы экономической безопасности. - М., 1997. С. 13.

14 Бабаев М.М., Плешаков В.А. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения криминологической безопасности // Уголовная политика и проблемы безопасности государства: Труды Академии управления МВД РФ. - М., 1998. С. 24-42; Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних. - М., 1998.

ваны в две группы. Во-первых, меры, воздействующие непосредственно на угрозу, и, во-вторых, меры по криминологической охране объекта наркотизации от преступных посягательств.

Система мер обеспечения криминологической безопасности включает в себя - во-первых, меры воздействия на угрозы и их источники. При этом преступность в рассматриваемой сфере рассматривается как угроза криминологической безопасности, причины и условия преступности - как источник угрозы, а личность преступника - как носитель угрозы безопасности. Во-вторых, меры по криминологической защите, которые в свою очередь разделяются на меры по криминологической охране объектов от преступных посягательств и меры по созданию преград в реализации криминальных угроз, и, в-третьих, меры виктимологической профилактики.

Определяя систему мер по обеспечению криминологической безопасности населения в сфере незаконного оборота наркотиков, мы видим, что меры по созданию преград в реализации криминальных угроз, связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ, имеют объектом воздействия незаконную реализацию наркотических средств и психотропных веществ среди той части населения, которая либо приобрела диагноз «наркомания», либо входит в так называемую группу риска. В свою очередь, меры по виктимологической профилактике направлены на население, не относящееся к группе риска и лицам, имеющим соответствующий диагноз.

Деятельность по созданию препятствий на пути распространения наркотиков среди группы риска и лиц с диагнозом «наркомания» реализуется по следующим направлениям:

установление защищенных режимов производства, культивирования, хранения, транспортировки и использования наркотиков в медицинских, научных и иных целях, установление допуска к работе с наркотиками;

установление правовых ограничительных режимов, подразумевающих ужесточение уголовной ответственности, включая установление более строгих видов и размеров наказаний за распространение наркотиков вблизи учебных заведений, объектов и мест досуга и отдыха граждан, среди несовершеннолетних;

установление общественных ограничительных режимов, включающих формирование общественного мнения, воздействие общественности в локальных условиях;

осуществление мер оперативно-розыскной профилактики как комплекса мер, проводимых с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов по контролю и надзору за лицами, образ жизни и поведение которых указывают на возможность совершения ими преступлений, подразумевая перенос центра тяжести на до преступные стадии поведения, а также на оперативные мероприятия, опережающие действия лиц, подготавливающих преступления;

установление уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и иных ограничительных режимов для лиц, подозреваемых, обвиняемых или отбывших наказание за распространение наркотиков;

научное обеспечение процессов развития системы защиты населения от незаконного распространения наркотиков, которое включает в себя научные исследования в этой области, разработку концепций, про-

грамм, планов обеспечения защиты населения, проведение криминологических экспертиз законодательных и иных нормативных правовых актов, социальных программ на предмет выявления их уязвимости от воздействия криминальных угроз.

Деятельность по криминологической охране группы риска заключается в осуществлении непосредственной защиты - проведении профилактических мероприятий, которые осуществляются государственными органами, общественными объединениями и отдельными гражданами, имеющими специальной целью профилактику наркотизации отдельных групп населения. Названная деятельность включает и профилактические мероприятия с отдельными лицами, которые, судя по их поведению, совокупности воздействующих на них личностных и социальных факторов, входят в группы риска наркотизации.

Отдельно стоит проблема криминологической охраны лиц, которым поставлен диагноз «наркомания». Криминологическая охрана в этом случае включает себя комплекс медицинских и социальных мер, связанных с лечением наркозависимых лиц, их реабилитацией и ресоциализацией. В настоящее время разработан проект государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ»15 в рамках поручения Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 года. Проект по своему содержанию представляет концепцию реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

Деятельность в рамках общесоциальной и ранней виктимологической профилактики строится на подходе, заключающемся в том, что любой человек (вне зависимости от индивидуальной степени его виктимно-сти) может стать жертвой наркотизации. В этом смысле в качестве объекта выступают все жители страны, не входящие в группы риска, как потенциальные жертвы. Основной задачей виктимологической профилактики на данном уровне является создание системы эффективной социальной защиты всех граждан от возможного контакта с наркотиками и формирование у них активной антинаркотической жизненной позиции. Для этого требуется усовершенствование концепции государственной антинаркотической политики, создание новых государственных и негосударственных структур, социальных служб, фондов помощи, подготовка специальных кадров для такой работы.

Выделение всех вышеназванных направлений позволяет нам через понимание содержания уголовной политики, предлагаемое В.П. Ревиным16, определить содержание уголовной политики по обеспечению безопасности населения в сфере незаконного распространения наркотиков, которое включает:

а) разработку и реализацию целей и задач государства в данной сфере;

б) определение средств, форм и методов деятельности государства.

Дифференциация и иерархия задач по обеспечению безопасности населения в сфере незаконного распространения наркотиков должна строиться исходя из

15 См.: URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/13250/ in-dex.shtml (дата обращения: 22.02.2013).

16 Ревин В.П. Уголовная политика России: понятие, принципы и основные этапы развития. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 7.

особенностей социальной группы, требующих особых мер обеспечения безопасности этой группы.

Например, в рамках воздействия на источники угроз в отношении группы риска ведущую роль играет специальная профилактика, а в рамках воздействия на угрозу и ее носителя - средства уголовно-правовой и административно-правовой защиты общественных отношений. Отметим, что можно договориться об обозначении термином «обеспечение безопасности населения в сфере незаконного оборота наркотиков» любого из этих уровней. Принимая в качестве объекта обеспечения безопасности все население Российской Федерации, не дифференцируя его на группы, мы теряем специфичность деятельности, а уголовная политика обеспечения безопасности населения в сфере незаконного распространения наркотиков упрощается теряет свои особенности.

Мы считаем, что современная государственная политика в рассматриваемой сфере должна строиться на дифференциации населения в отдельные социальные группы, определяемые содержанием их «связи» с наркотиками, позволяя более четко отразить систему целей, задач и субъектов криминологической политики защиты населения от наркотизации.

Обеспечение криминологической охраны и создание трудностей на пути распространения наркотических средств и психотропных веществ является социальным механизмом формирования и реализации государственного управления по обеспечению безопасности как отдельных социальных групп, так и всего населения в целом через единую цепь взаимосвязанных общественных явлений: «потребности - интересы -цели - решения - действия - результаты». Таким образом, обеспечение безопасности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ связано с регулированием общественных отношений, в том числе и путем выработки соответствующих норм и правил социальной деятельности, механизма их реализации, что охватывается понятием «политическая деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.