Научная статья на тему 'Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних'

Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4413
732
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет / социальная сеть / негативная информация / информационные угро-зы / коммуникационные угрозы / информационная безопасность / Internet / social network / negative information / threat information / communication of a threat / information security.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сашенков Сергей Александрович

В статье рассмотрены основные виды криминологических угроз социальных сетей, их влияние на несовершеннолетних пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOGENIC INFLUENCE SOCIAL NETWORKS ON MINORS

The article describes the main types of criminological threats to Internet social networks, their influence on underage users.

Текст научной работы на тему «Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних»

Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015

С.А. Сашенков

КРИМИНОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

CRIMINOGENIC INFLUENCE SOCIAL NETWORKS ON MINORS

В статье рассмотрены основные виды криминологических угроз социальных сетей, их влияние на несовершеннолетних пользователей.

The article describes the main types of criminological threats to Internet social networks, their influence on underage users.

В настоящее время особое место среди наиболее посещаемых интернет-ресурсов заняли социальные сети. В феврале 2015 года социальные сети «В контакте» и «Facebook» вошли в десятку самых популярных сайтов в мире [1]. Есть все основания считать, что социальные сети представляют собой новое значимое явление не только в сетевом пространстве, но и в современном социуме в целом. Такое их положение определяется многими обстоятельствами, наиболее важные из них— возможность самореализации для большого количества людей, возможность активного влияния на общественное мнение, особые условия для участия социальных сетей в жизни современного общества, в формировании новостного потока, а также создании уникальных произведений — литературных, изобразительных, аудиовизуальных[2].

С позиций криминологии важно, что в социальных сетях не только осуществляется социально-полезная деятельность в самых разных сферах, но и совершаются общественно-опасные деяния[3],количество которых в настоящее время заметно выросло[4]. Среди них можно, в первую очередь, выделить распространение общественно-опасной информации, сетевую агрессию (ки-бербуллинг), мошенничество, похищение персо-

нальных данных, сбор преступниками информации о потенциальных жертвах планируемых преступлений и др., кроме того, в социальных сетях создаются особые криминальные сообщества, осуществляющие преступную деятельность на постоянной основе (хакеры, распространители порнографии, мошенники и др.) [5].Многие исследователи считают, что ни внутренние регуляторы, ни правоохранительные органы не в состоянии эффективно противостоять подобного рода проявлениям.

Особую опасность обозначенным явлениям придает тот факт, что в России в социальных сетях зарегистрированы около 80% несовершеннолетних^], «чье медиапотребление принято во всем мире контролировать с точки зрения информационной безопасности»[7]. Вполне очевидно, что социальная среда социальных сетей не только не препятствует, но и во многих случаях способствует криминогенному влиянию на несовершеннолетних.

Для понимания механизма криминогенного влияния важно выделить некоторые криминологически значимые особенности социальных сетей. К ним следует отнести:

- поддержку со стороны части пользователей социально опасных взглядов;

215

Юридические науки

- нарушение механизмов детерминации позитивного поведения;

- влияние на психическое состояние пользователей социальных сетей (особенно несовершеннолетних) [8].

Вполне вероятно, что среди огромного количества пользователей встречаются лица, не способные в силу определенных отклонений в своих интересах, убеждениях или взглядах (в том числе и негативных) самореализоваться в обществе. В то же время групповая сплоченность и постоянное общение для таких лиц — это основное средство защиты собственных интересов и взаимной поддержки. Однако подобная сплоченность и общение в реальном мире для них крайне затруднительны по ряду причин (трудно найти себе подобных, нежелание афишировать свои противоправные убеждения и интересы и т.п.).Социальные сети же предоставляют им уникальные возможности для организации сообществ противоправного характера, коммуника-циис целью обмена общественно-опасным опытом, а также для совершения противоправных действий.

Определим основные угрозы, с которыми могут столкнуться несовершеннолетние пользователи в социальных сетях.

Во-первых, это угроза ознакомления с негативной информацией(к негативной нами отнесена информация, несущая угрозу физическому и психологическому развитию, а также информация, пропагандирующая какой-либо вид криминальной субкультуры и(или) запрещенная к распространению). Недавние исследования показали, что в социальных сетях скорость распространения негативной информации и широта охвата аудитории в 2—2,6 раза превышает аналогичные показатели для позитивных новостей и сообще-ний[9], в результате этого вероятность ознакомления несовершеннолетних с такой информацией очень велика. В июне — августе 2015 г. нами проведен опрос 186 несовершеннолетних пользователей социальных сетей в возрасте от 14 до 17 лет. Целью опроса являлось выявление степени угрозы столкновения несовершеннолетних пользователей с негативной информацией в социальных сетях, а также влияние подобной информации на их поведение и эмоциональное со-стояние.96% опрошенных сообщили о непреднамеренном ознакомлении в социальных сетях с информацией сексуального характера. Подобная информация порождает у 20% несовершеннолетних негативные эмоции, 5% ощущают психологический дискомфорт, чувство неприязни, а 19% несовершеннолетних заинтересовались указанной информацией. Чтобы справиться с по-

добными переживаниями 43% несовершеннолетних рассказывают об этом другим людям, 20% надеются, что проблема решится сама собой и только 10% пытаются решить проблему, обращаясь за помощью к родителям [6]. С материалами экстремистского характера сталкивались 89% опрошенных

несовершеннолетних. Кроме того, до 14% несовершеннолетних посещают сообщества, посвященные причинению физического вреда себе и другим людям, 13% — сообщества, пропагандирующие наркотики, 11% —

сообщества, описывающие способы совершения суицида [6].

Во-вторых, это угроза кибербуллинга в отношении несовершеннолетних, а также использования личной информации, размещенной в социальных сетях, в криминальных целях. Под кибербуллингом понимается преследование с использованием информационных коммуникационных технологий, в большинстве случаев систематическое и(или) сочетающееся с реальными либо мнимыми угрозами, вызывающими у жертвы чувство опасности или тревоги. С проявлениями сетевой агрессии сталкивались 91% опрошенных несовершеннолетних, причем 72% из них пережили это как стрессовое событие. В ситуации с кибербуллингом лишь 21% родителей детей, подвергавшихся преследованиям, знает об этом. Стоит также отметить, что 26% опрошенных несовершеннолетних сами проявляли ответную сетевую агрессию.

К проявлению кибербуллинга относятся и сексуальные домогательства. Социальные сети предоставляют педофилам уникальные условия для поиска жертв, позволяя сколь угодно долго и анонимно, не привлекая внимания окружающих, наблюдать за детьми, изучать подробности их жизни, интересы, особенности характера [8]. Опрос показал, что 48% несовершеннолетних общаются с людьми, с которыми они познакомились в социальных сетях, 36% опрошенных заводят новые знакомства в социальных сетях каждый месяц и даже чаще, а 24% респондентов чаще одного раза в месяц отправляют информацию личного характера незнакомым людям. Как результат, количество преступлений против несовершеннолетних на сексуальной почве за последние десять лет выросло в несколько раз [10].

Около 30% несовершеннолетних указывают в социальной сети свой домашний адрес [6], информацию о материальном благополучии семьи (фотографии дорогой техники, сообщения о намерении приобрести что-то ценное и т.п.). Подобная информация может породить у

216

Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015

лиц с криминальной направленностью умысел на хищение имущества, а затем использоваться для подготовки к хищению.

Подверженность указанным рискам негативно влияет на еще формирующуюся систему жизненных ценностей и ориентиров несовершеннолетних, вызывает у них реакцию в виде эмоциональных, психологических переживаний, что способно привести к формированию криминогенных установок «о возможности и приоритетности противоправного поведения» [2]. Это подтверждают и исследования Г.А. Фомчен-ковой, которая приходит к выводу о глубоких ценностных изменениях в молодежной среде современных россиян, которые считают допустимым поведение, связанное с нарушением норм морали ради достижения успеха [11].Вполне вероятно, что с помощью социальных сетей возможно целенаправленное вовлечение подростков в преступную деятельность.

Особо стоит отметить возможность информационного управления в социальных сетях, которое способно привести к изменению массового, группового и индивидуального сознанная, навязыванию человеку своей воли и перепрограммированию его поведения. Суть информационного управления заключается в подаче «специально созданных семантических сообщений в виде текстов, видео- и аудиорядов, рассчитанных на восприятие сознанием, обработку мышлением и эмоциональный отклик» [8] со стороны объекта управления в целях избрания желаемой субъектом управления линии поведения. Информационное управление активно используется в социальных сетях (например, в области маркетинга для продвижения определенного товара), и, как показывает практика, не всегда в рамках правового поля (вербовка экстремистами молодых людей для совершения террористических актов, организация массовых беспорядков).

Ярким примером вербовки, получившим широкий общественный резонанс, является история студентки МГУ Варвары Карауловой. В июне 2015 года она была задержана в Турции при попытке незаконно перейти границу с Сирией с целью вступления в ряды запрещенной террористической организации ИГИЛ [12]. До неё была 18-летняя Мария Погорелова из Петербурга, ставшая Марьян Марьяновой. Приняв ислам и уехав в Сирию, чтобы сражаться в рядах ИГИЛ, в январе 2015 года под Дамаском погиб известный российский актер Вадим Дорофеев. И это далеко не единичные случаи. На сегодняшний день в России возбуждено уже более 50 уголовных дел в отношении тех, кто решил воевать на

стороне ИГИЛ. Важно, что в подобных случаях, по словам специалистов, основная работа вербовщиков ведется в социальных сетях [13].

Анализ литературы показывает, что социальные сети способны оказывать определенное влияние и на психическое здоровье личности. Для людей, особенно для молодежи, сетевая среда иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир. А большой объем негативной информации, с которой пользователь сталкивается в социальной сети, способен привести к негативным последствиям, связанным с информационными перегрузками, с противоречием между огромными объемами информации и ограниченными возможностями её восприятия и переработки, с интернет-зависимостью, а также к различным психическим расстройствам вплоть до неконтролируемой агрессии [14].

Таким образом, криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних связано с наличием в социальных сетях угроз, которые условно можно разделить на контентные (наличие негативной информации) и коммуникационные (кибербуллинг, использование личной информации в противоправных целях). Ситуацию усугубляет тот факт, что в подавляющем большинстве случаев родители не знают о том, что их ребенок подвергается криминогенному влиянию, которое может заключаться в:

- совершении противоправных действий в отношении несовершеннолетнего;

- формировании у несовершеннолетнего криминогенных установок;

- социально-опасном поведении несовершеннолетнего.

Подобная неинформированность родителей не позволяет пресечь криминогенное влияние на самой ранней его стадии. Безусловно, изолирование молодежи от использования социальных сетей невозможно и неправильно. Назрела необходимость в поиске путей нейтрализации криминогенного влияния социальных сетей на несовершеннолетних пользователей. Противодействие распространению негативной информации в социальных сетях — это новый для правоохранительных органов вид деятельности, и для повышения его эффективности необходимо объединение усилий многих министерств и ведомств. Не должна оставаться в стороне от рассматриваемой проблемы и семья: заинтересованное участие взрослых, способных дать объективную оценку поступающей информации и осуществляющих её фильтрацию, позволит правильно сориентировать несовершеннолетнего пользователя в информационных потоках. Государство же должно определить жесткие критерии

217

Юридические науки

допустимости размещения определенных видов информации в социальных сетях, выработать работающие механизмы ограничения доступа к отдельным страницам социальных сетей для различных возрастных категорий пользователей. Особая роль при этом принадлежит криминологическим исследованиям, результатом которых должны стать новая концепция предупреждения преступности в социальных сетях, обеспечение правоприменительной практики научно обоснованными рекомендациями.

Вряд ли возможно в пределах небольшой статьи рассмотреть весь комплекс проблем, связанных с криминогенным влиянием социальных сетей на несовершеннолетних. Надеемся, что изложенное позволило показать всю многогранность проблемы, высокую угрозу, исходящую от неконтролируемого распространения негативной информации в социальных сетях, и обуславливаемую этим необходимость разработки стратегии её нейтрализации на государственном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Website Ranking. Top 50 sites in the world for all categories // URL: http://www.similarweb.com/global (дата обращения: 18.08.2015).

2. Антонян Ю.М., Тимошина Е.М. Причины преступности в России. — М., 2013.

3. Осипенко А.Л. Организованная преступность в сети Интернет // Вестник Воронежского института МВД России. — 2012. — №3. — С. 10 — 16.

4. Социальные сети вышли на первое место

по киберпреступности // URL:

http://rusnovosti.ru/posts/365115 (дата обращения:

8.08.2015).

5. Осипенко А.Л. Оперативно-розыскная деятельность в киберпространстве // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2010.

— №2. — С. 38. — 42.

6. Дети России онлайн: результаты международного проекта EU Kids Online II в России. — М., 2012.

7. Фатеева И.А. Характер рисков, подстерегающих несовершеннолетних в социальных сетях, и способы их предотвращения // Социальное пространство Интернета: перспективы экономсоциологических исследований: материалы международной научно-практической конференции.

— Минск, 2014.

8. Осипенко А.Л. Уголовно-правовые и иные средства противодействия обороту материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в сети Интернет // Уголовное право. — 2007. — № 1. — С. 110—114.

9. Овчинский В.С., Ларина Е. Кибервойны XXI века. О чем умолчал Эдвард Сноуден. — М, 2014.

10. 40 фактов о социальных сетях // URL: http://www.adme.-ru/research/40-faktov-o-socialnyh-setyah-433005 (дата обращения:

8.08.2015).

11. Фомченкова Г.А. Трансформация ценностных ориентаций молодежи: межпоколенческое сопоставление // Власть. — 2012. — № 12. — С.120.

12. Студентка МГУ, которая едва не при-

мкнула к боевикам ИГИЛ, летит из Стамбула в Москву // URL: http://www.1tv.ru/news/social/

285656 (дата обращения: 10.08.2015)

13. Поводыри слепых — кто уходит в леса и пустыни, чтобы искать простые ответы на сложные вопросы? // URL: http://www.1tv.ru/ news/ social/276867 (дата обращения: 10.08.2015).

14. Нижник Е.А. Специфика социализации личности в России в условиях динамичного развития информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Ростов-на-Дону, 2014. — С.9.

REFERENCES

1. Website Ranking. Top 50 sites in the world for all categories // URL: http://www.similarweb.com/global (data obrascheniya: 18.08.2015).

2. Antonyan Yu.M., Timoshina E.M. Prichinyi prestupnosti v Rossii. — M., 2013.

3. Osipenko A.L. Organizovannaya prestupnost v seti Internet // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2012. — #3. — S.10 — 16.

4. Sotsialnyie seti vyishli na pervoe mesto po

kiberprestupnosti // URL:

http://rusnovosti.ru/posts/365115 (data obrascheniya: 8.08.2015).

5. Osipenko A.L. Operativno-rozyisknaya deyatelnost v kiberpro-stranstve // Nauchnyiy vestnik Omskoy akademii MVD Rossii. — 2010. — #2. — S. 38. — 42.

6. Deti Rossii onlayn: rezultatyi mezhdunarod-nogo proekta EU Kids Online II v Rossii. — M., 2012.

7. Fateeva I.A. Harakter riskov, podsteregay-uschih nesovershennoletnih v sotsialnyih setyah, i sposobyi ih predotvrascheniya // Sotsialnoe pros-transtvo Interneta: perspektivyi ekonomsotsiolog-icheskih issledovaniy: materialyi mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Minsk, 2014.

8. Osipenko A.L. Ugolovno-pravovyie i inyie sredstva protivodeystviya oborotu materialov s por-

218

Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015

nograficheskimi izobrazheniyami nesovershen-noletnih v seti Internet // Ugolovnoe pravo. — 2007. — # 1. — S. 110—114.

9. Ovchinskiy V.C., Larina E. Kibervoynyi XXI veka. O chem umolchal Edvard Snouden. — M, 2014.

10. 40 faktov o sotsialnyih setyah // URL: http://www.adme.-ru/research/40-faktov-o-socialnyh-setyah-433005 (data obrascheniya: 18.08.2015).

11. Fomchenkova G.A. Transformatsiya tsen-nostnyih orientatsiy molodezhi: mezhpokolench-eskoe sopostavlenie // Vlast. — 2012. — # 12. — S.120.

12. Studentka MGU, kotoraya edva ne primknu-la k boevikam IGIL, letit iz Stambula v Moskvu // URL: http://www.1tv.ru/news/social/285656 (data obrascheniya: 10.08.2015).

13. Povodyiri slepyih — kto uhodit v lesa i pustyini, chtobyi iskat prostyie otvetyi na slozhnyie voprosyi? // URL: http://www.1tv.ru/news/social/276867 (data obrascheniya: 10.08.2015).

14. Nizhnik E.A. Spetsifika sotsializatsii lich-nosti v Rossii v usloviyah dinamichnogo razvitiya informatsionno-kommunikatsionnyih tehnologiy: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. — Rostov-na-Donu, 2014. — S.9.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сашенков Сергей Александрович. Старший инспектор отделения воспитательной работы отдела морально-психологического обеспечения.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: 79521004285@ya.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-50-55.

Sаshenkov Sergey Aleksandrovich. Senior inspector of the division of educational work of department of moral and psychological support.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: 79521004285@ya.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)200-50-55.

Ключевые слова: Интернет; социальная сеть; негативная информация; информационные угрозы; коммуникационные угрозы; информационная безопасность.

Key words: Internet; social network; negative information; threat information; communication of a threat;information security.

УДК 343.9

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.