Научная статья на тему 'КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ РОССИИ'

КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / МОШЕННИЧЕСТВО / НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / AUTOMOTIVE INDUSTRY / AUTOMOBILE INDUSTRY / STATE SUPPORT MEASURES / CRIME SITUATION / ECONOMIC CRIMES / FRAUD / ILLEGAL BUSINESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горенская Елена Владимировна, Ошкин Андрей Анатольевич, Моисеев Алексей Петрович

Введение. В автомобилестроении - одной из важнейших отраслей промышленности России - ежегодно совершаются сотни экономических преступлений, ущерб от которых оценивается как крупный и особо крупный. Однако анализ криминогенной ситуации в отечественном автомобилестроении не проводился, научная и методическая литература по данной тематике отсутствует. Цель исследования состоит в изучении криминогенной ситуации в автомобилестроении и поиске путей совершенствования правовых мер борьбы с экономическими преступлениями в рассматриваемой сфере. Методология. В ходе исследования были обобщены и проанализированы материалы федеральных органов исполнительной власти (Минпромторга России, МВД России), проведено анкетирование уголовных дел, систематизированы способы совершения преступлений, смоделирована конструкция правовой нормы. Результаты. Сформирована экономико-правовая характеристика автомобилестроения, рассмотрены меры государственной поддержки последнего, в том числе масштабное субсидирование предприятий автомобилестроения. На основе анализа практики подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с экономическими преступлениями в автомобилестроении выделены виды указанных преступлений и способы их совершения (проиллюстрированы примерами из практики). Выводы. В целях совершенствования правовых мер борьбы с преступностью в автомобилестроении предложена редакция новой ст. 159.7 УК РФ «Мошенничество при получении субсидий». Данная норма универсальна, так как субсидии выделяются предприятиям не только автомобилестроения, но и других отраслей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGY SITUATION IN RUSSIAN'S ATOMOBILE ENGINEERING

Introduction. In the automotive industry - one of the most important industries in Russia - hundreds of economic crimes are committed annually, the damage from which is assessed as large and especially large. However, an analysis of the criminal situation in the domestic automotive industry was not carried out, scientific and methodological literature on this topic is missing. The purpose of the study is to study the criminal situation in the automotive industry and to find ways to improve legal measures to combat economic crime in this area. Methodology. In the course of the study, the materials of the federal executive authorities (the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia) were generalized and analyzed, a questionnaire of criminal cases was conducted, ways of committing crimes were systematized, and the construction of a legal norm was modeled. Results. An economic and legal characteristic of the automotive industry has been formed, measures of state support for the latter have been considered, including large-scale subsidization of automotive enterprises. Based on the analysis of the practice of economic security units and anti-corruption of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the fight against economic crimes in the automotive industry, the types of these crimes and methods of their commission are identified (illustrated by examples from practice). Conclusions. In order to improve legal measures to combat crime in the automotive industry, a new version of Art. 159.7 of the Criminal Code of the Russian Federation “Fraud in obtaining subsidies”. This norm is universal, since subsidies are allocated to enterprises not only in the automotive industry, but also in other industries.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ РОССИИ»

УДК 351.811 Е. В. Горенская

ВНИИ МВД России, А. А. Ошкин, А. П. Моисеев

ГУЭБиПК МВД России

Криминогенная ситуация в автомобилестроении России

АННОТАЦИЯ. Введение. В автомобилестроении - одной из важнейших отраслей промышленности России - ежегодно совершаются сотни экономических преступлений, ущерб от которых оценивается как крупный и особо крупный. Однако анализ криминогенной ситуации в отечественном автомобилестроении не проводился, научная и методическая литература по данной тематике отсутствует.

Цель исследования состоит в изучении криминогенной ситуации в автомобилестроении и поиске путей совершенствования правовых мер борьбы с экономическими преступлениями в рассматриваемой сфере.

Методология. В ходе исследования были обобщены и проанализированы материалы федеральных органов исполнительной власти (Минпромторга России, МВД России), проведено анкетирование уголовных дел, систематизированы способы совершения преступлений, смоделирована конструкция правовой нормы.

Результаты. Сформирована экономико-правовая характеристика автомобилестроения, рассмотрены меры государственной поддержки последнего, в том числе масштабное субсидирование предприятий автомобилестроения. На основе анализа практики подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с экономическими преступлениями в автомобилестроении выделены виды указанных преступлений и способы их совершения (проиллюстрированы примерами из практики).

Выводы. В целях совершенствования правовых мер борьбы с преступностью в автомобилестроении предложена редакция новой ст. 159.7 УК РФ «Мошенничество при получении субсидий». Данная норма универсальна, так как субсидии выделяются предприятиям не только автомобилестроения, но и других отраслей промышленности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автомобилестроение, автомобильная промышленность, меры государственной поддержки, криминогенная ситуация, экономические преступления, мошенничество, незаконное предпринимательство.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Горенская Е. В., Ошкин А. А., Моисеев А. П. Криминогенная ситуация в автомобилестроении России // Научный портал МВД России. 2020. № 2 (50). С. 85-91.

E. V. Gorenskaya

National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation,

A. A. Oshkin, A. Р. Moiseev

Main Department of economic security and anti-corruption of the Ministry of Interior of the Russian Federation

Criminology situation in Russian's atomobile engineering

ABSTRACT. Introduction. In the automotive industry - one of the most important industries in Russia -hundreds of economic crimes are committed annually, the damage from which is assessed as large and especially large. However, an analysis of the criminal situation in the domestic automotive industry was not carried out, scientific and methodological literature on this topic is missing.

The purpose of the study is to study the criminal situation in the automotive industry and to find ways to improve legal measures to combat economic crime in this area.

Methodology. In the course of the study, the materials of the federal executive authorities (the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia) were generalized and analyzed, a questionnaire of criminal cases was conducted, ways of committing crimes were systematized, and the construction of a legal norm was modeled.

Results. An economic and legal characteristic of the automotive industry has been formed, measures of

state support for the latter have been considered, including large-scale subsidization of automotive enterprises. Based on the analysis of the practice of economic security units and anti-corruption of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the fight against economic crimes in the automotive industry, the types of these crimes and methods of their commission are identified (illustrated by examples from practice).

Conclusions. In order to improve legal measures to combat crime in the automotive industry, a new version of Art. 159.7 of the Criminal Code of the Russian Federation "Fraud in obtaining subsidies". This norm is universal, since subsidies are allocated to enterprises not only in the automotive industry, but also in other industries.

KEYWORDS: automotive industry, automobile industry, state support measures, crime situation, economic crimes, fraud, illegal business.

FOR CITATION: Gorenskaya E. V., Oshkin A. A., Moiseev A. P. Criminology situation in Russia's automobile engineering // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 2 (50). P. 85-91 (in Russ.).

Автомобилестроение - отрасль промышленности, осуществляющая производство автомобилей (безрельсовых транспортных средств на колесном ходу, приводимых в движение собственным двигателем) и автомобильных компонентов (совокупности комплектующих изделий и материалов, используемых при производстве автомобилей, а также в процессе эксплуатации автомобилей)1. Автомобилестроение создает мультипликативный эффект в смежных отраслях и определяет экономический и социальный уровень развития государства и его отдельных регионов. Спрос на автомобили генерирует потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической и других отраслей, обеспечивает занятость более 3,5 млн человек.

По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), на территории страны осуществляют деятельность 19 заводов по производству легкового автотранспорта, 12 заводов по производству грузового транспорта, 12 предприятий по выпуску автобусов, а также ряд предприятий, осуществляющих выпуск спецтехники на колесной базе, запасных частей и компонентов автотранспорта. К наиболее крупным из них можно отнести ПАО «АвтоВАЗ», группу ГАЗ, Ульяновский автомобильный завод, Камский автомобильный завод. Также в отрасли насчитывается более 150 крупных производителей автомобильных компонентов с выручкой свыше 500 млн руб. В России представлены 47 из топ-100 международных производителей автокомпонентов, что соответствует уровню восточно-европейских стран с развитой автомобильной промышленностью.

1 Легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы, двигатели и шасси для автотранспортных средств (АТС), прочие автотранспортные средства (снегоходы, гольф-кары, наземно-водные АТС, пожарные машины, машины для уборки улиц и дорог, мобильные библиотеки, бронированные автомобили, грузовики с автобетономешалками), а также вездеходы, карты и прочие машины этого вида, включая гоночные.

В период с 2013 по 2015 г. российскому автомобилестроению пришлось преодолевать множество проблем, вызванных (усиленных) неблагоприятной экономической и политической ситуацией в стране, сопровождавшейся снижением нефтяных котировок, ростом валютных курсов, санкциями и т. п.

Основными антикризисными мероприятиями в 2014-2017 гг. стали программы обновления парка колесных транспортных средств, льготного автокредитования, автолизинга, а также закупки различных видов техники за счет средств федерального бюджета. Автомобильная промышленность ежегодно финансируется из бюджета: в 2015 г. на нее было выделено 43 млрд руб., в 2016 - 50 млрд руб., в 2017 - 65 млрд руб., в 2018 и до 2025 г. - по 65 млрд руб. в год (на эти цели Министерством экономического развития Российской Федерации запланировано выделение 455 млрд руб.).

Тем не менее, большинство проблем, существующих в отечественном автомобилестроении, только предстоит преодолеть, в том числе таких, как2:

большая зависимость промышленности от внутреннего спроса и текущий избыток существующих производственных мощностей;

высокая степень фрагментации выпускаемых платформ и моделей в легковом сегменте, низкие объемы производства представленных платформ для обеспечения экономической целесообразности углубления локализации;

отсутствие ряда компетенций и мощностей по производству компонентов на уровне поставщиков материалов и комплектующих 2-го и 3-го уровней, существенная зависимость локальных производителей автокомпонентов от импорта;

ограниченность финансовых ресурсов у производителей для масштабных инвестиций в исследования, разработки и новые технологии;

2 См. подробнее: Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 28 апр. 2018 г. № 831-р.

дефицит квалифицированных инженерных кадров;

неготовность автопроизводителей к выводу на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим трендам3.

Помимо перечисленных, существует проблема несоответствия технического уровня продукции отрасли современным реалиям. По мнению российского законодателя, для достижения необходимого технического уровня продукции отрасли следует осуществить: постепенное сворачивание производства старых локальных моделей и их замещение глубоко локализованными глобальными платформами и моделями; разработку современных локальных платформ (моделей) и развитие инжиниринговых компетенций на их базе; поддержку и специализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; ужесточение требований к транспортным средствам, продаваемым и эксплуатируемым в Российской Федерации; опережающее внедрение отдельных требований и технологий посредством технического регулирования.

Отдельно следует сказать о мерах государственной поддержки автомобильной промышленности. Например, в 2015 г. российским автопредприятиям предоставлены государственные субсидии в размере 86,3 млрд руб., в 2016 г. -122,6 млрд руб. Основными видами субсидий в 2014-2017 гг. стали субсидии на компенсацию части затрат: на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности; связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5; связанных с созданием и организацией производства транспортных средств с дистанционным и автономным управлением; на транспортировку, омологацию и подтверждение соответствия продукции международным стандартам, а также на участие в деятельности международных организаций; и другие.

Комплекс мер, осуществленных в 2017 г., в целом позволил стабилизировать ситуацию на автомобильном рынке и увеличить производство автомобилей. Основными мерами высту-

3 Глобальными трендами мирового автомобилестроения на текущий момент являются: электромобили; самоуправляемые автомобили; транспортные средства с сетевыми возможностями. Локальным трендом для России являются газобаллонные автомобили (природный газ - одна из возможных альтернатив традиционным видам топлива в долгосрочной перспективе).

пали: субсидирование по автомобильным кредитам (10,1 млрд руб.); субсидирование лизинга (10 млрд руб.), субсидирование части процентной ставки по инвестиционным проектам (6,5 млрд руб.) и другие - в целом было запланировано выделение денежных средств на общую сумму не менее 36 млрд руб. Также были выделены бюджетные средства на общую сумму более 26 млрд руб. в рамках поддержки социально значимых проектов - программ: «Автомобиль для многодетной семьи», «Социальный работник», закупки школьных автобусов и др.

Продукция автомобилестроения всегда привлекала внимание преступной среды (как отдельных лиц, так и преступных групп). Высокая стоимость, постоянный спрос на автомобили и их компоненты способствовали появлению в России нелегального автобизнеса. Криминальную среду также привлекают сферы автострахования и автокредитования.

Однако относительно новой и весьма прибыльной сферой преступного интереса стало производство автомобилей и их компонентов. В данном случае предметами преступных посягательств, как правило, являются не столько автомобили или автомобильные компоненты, сколько денежные средства предприятий и организаций автомобилестроения, в том числе бюджетные денежные средства, выделяемые в качестве субсидий в рамках государственной поддержки отечественной автомобильной промышленности.

Анализ оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД) в сфере производства транспортных средств и оборудования4 показал, что в 2018 г. было зарегистрировано 210 преступлений экономической направленности, из них 120 - в крупном и особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб, 85 - коррупционной направленности. Из общего количества преступлений 47 % совершено против собственности, 25 % - в сфере экономической деятельности, 15 % - против интересов службы в коммерческих и иных организациях, 4 % - против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, 9 % - иных.

Выявлено 131 лицо, совершившее преступления в автомобилестроении. Следует отметить, что в общем количестве выявленных преступлений 16 совершены группой лиц либо группой лиц по пред-

4 Так обозначается автомобилестроение в официальной статистике МВД России. (См.: Форма 495 раздел 2 за январь-декабрь 2018 г. (Всего по России). М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2019).

варительному сговору (-33 % к АППГ), а 8 - организованной группой либо преступным сообществом (преступной организацией) (+300 % к АППГ). Очевидно, что стабилизация экономической ситуации в автомобилестроении привлекла внимание представителей организованной преступной среды, чем объясняется увеличение количества преступлений, совершенных различными организованными преступными структурами.

Размер причиненного материального ущерба составил 1 069 751 тыс. руб. В этом же периоде возмещено путем наложения ареста на имущество, добровольного погашения ущерба, изъятия имущества, денег, ценностей 586 376 тыс. руб., т. е. около 55 %.

Противодействие экономическим преступлениям в автомобилестроении является одним из направлений деятельности Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) и подразделений ЭБиПК территориальных органов (ТО) МВД России.

Анализ практики оперативно-служебной деятельности территориальных подразделений ЭБиПК по линии автомобилестроения за последние три года показал, что она не в полной мере соответствует складывающейся оперативной обстановке, имеются недочеты в деятельности некоторых подразделений: отсутствуют результаты в виде выявленных преступлений (отдельными подразделениями не выявлено ни одного налогового преступления); чаще всего выявляются факты совершения общеуголовных преступлений (например, хищения автозапчастей), при этом работа по выявлению хищений бюджетных средств фактически не ведется.

Несмотря на отдельные негативные моменты, имеются положительные примеры организации оперативно-служебной деятельности территориальных подразделений по линии автомобилестроения. Например, УЭБиПК УМВД России по Ульяновской области, на территории которой расположено девять крупных объектов автомобилестроения (Ульяновский автомобильный завод, Димитровградский автоагрегатный завод, Ульяновский моторный завод и др.), возбужден ряд уголовных дел по фактам изготовления и сбыта контрафактных запасных частей, хищения денежных средств предприятий, невыплаты заработной платы сотрудникам предприятия, уклонения от уплаты налогов. По материалам УЭБиПК ГУ МВД России по Нижегородской области, на подведомственной территории которого находится пять подобных объектов автомобилестроения,

возбуждено восемь уголовных дел в указанной сфере. УЭБиПК ГУ МВД России по Новосибирской области, на территории которой также расположены крупные объекты автомобилестроения (ОАО «15 Центральный авторемонтный завод», завод коммерческого транспорта «РусКомТранс» и др.), возбуждено восемь уголовных дел по фактам хищений денежных средств.

В 2016-2018 гг. большинству подразделений удалось преодолеть трудности путем оптимизации собственных ресурсов, а также с помощью руководства и сотрудников 15 отдела Управления «П» ГУЭБиПК МВД России, которыми в целях проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) были осуществлены выезды в служебные командировки в г. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самарскую, Новосибирскую области.

В результате повышения эффективности проведения мероприятий по рассматриваемому направлению, осуществлявшихся в соответствии с указаниями и рекомендациями ГУЭБиПК МВД России, значительно выросли показатели выявления преступлений в отрасли автомобилестроения.

Как показал анализ материалов практики, в автомобилестроении чаще всего совершаются такие виды преступных посягательств, как мошенничество, незаконное предпринимательство, кражи, уклонение от уплаты налогов и др.

В зависимости от особенностей предмета преступления можно выделить следующие виды преступлений в автомобилестроении.

1. Мошенничество;

1) хищение денежных средств и (или) иного имущества предприятий и организаций автомобилестроения. Например, СУ УМВД России по г. Тольятти с февраля по июль 2015 г. было возбуждено четыре уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, в отношении директора ТД ООО «АВТОВАЗАГРЕГАТ» (ТД является акционером ОАО «АвтоВАЗ» и прямым поставщиком запасных частей ВАЗу) по факту хищения денежных средств предприятия в размере 250 тыс. руб.;

2) хищение бюджетных денежных средств, выделенных предприятиям и организациям автомобилестроения на развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности. В марте 2016 г. по материалам 15 отдела Управления «П» ГУЭБиПК МВД России возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении руководства ООО «Джейкобсон партнере» по факту покушения на хищение денежных средств ОАО «АвтоВАЗ»,

выделенных во исполнение распоряжения Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. № 2080-р;

3) хищение бюджетных денежных средств путем злоупотребления правом на возмещение налога на добавленную стоимость (НДС). Так, К., являясь генеральным директором ОАО «Авто-ВАЗагрегат», совершил покушение на хищение бюджетных денежных средств, предоставив 23 октября 2015 г. от имени ОАО «АвтоВАЗагрегат» в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области налоговую декларацию по НДС за III квартал 2015 г., содержащую не соответствующие действительности сведения, в которой было заявлено право на возмещение НДС в сумме около 26 млн руб. на основании договора купли-продажи с ООО «ГОЛДСТРОЙ» по факту приобретения комплекса недвижимости, расположенного в г. Туймазы Республики Башкортостан. По результатам мероприятий налогового контроля установлено неправомерное применение ОАО «АвтоВАЗагрегат» налогового вычета по НДС в вышеназванной налоговой декларации. Таким образом, ОАО налоговый вычет по НДС получен не был, по независящим от него обстоятельствам довести до конца свой преступный умысел К. не смог.

2. Присвоение или растрата.

Такие преступления совершаются типичными для данного вида преступлений способами, единственный отличительный признак которых - отрасль (сфера), в которой они совершаются. Например, в ходе проведения ОРМ ГУВД по Самарской области было установлено, что М., являясь по совместительству директором КОП ВАЗа, а также директором ООО «КорпусгруппВолгаДон», совместно с группой неустановленных лиц совершил присвоение и растрату товарно-материальных ценностей ОАО «АвтоВАЗ» на сумму свыше 10 млн руб. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ.

3. Незаконное предпринимательство.

В основном выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии (разрешения). Так, в 2014 г. ГУВД по Ростовской области было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171 УК РФ в отношении директора предприятия по производству деталей для автомобилей - поршней для двигателей внутреннего сгорания автомобилей марок ГАЗ и ЗИЛ. В ходе следствия установлено, что в течение полутора лет предприятие функционировало незаконно - у него отсутствовало разрешение на эксплуатацию плавильных печей, которые работают на газе и относятся к взрывопожароопасным объектам. В

результате незаконной предпринимательской деятельности предприятием получен доход в сумме 3 млн руб.

4. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

Данным фактам предшествуют иные (предикатные) преступления, как правило, хищения. Так, по материалам УЭБиПК ГУ МВД России по Новосибирской области в 2015-2016 гг. возбуждено восемь уголовных дел по ч. 4 ст. 159, ч. 2 ст. 174.1 УК РФ в отношении должностных лиц ОАО «15 Центральный авторемонтный завод» и ОАО «СК „Лайтек"» по многочисленным фактам хищений денежных средств ОАО «15 Центральный авторемонтный завод» в общей сумме около 430 млн руб. Установлено, что часть похищенных денег была легализована путем приобретения банковских ценных бумаг, которые впоследствии были переданы в качестве оплаты за приобретение элитной недвижимости (коттеджа площадью более 500 м2).

5. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг).

В 2016 г. СО по расследованию преступлений, совершенных на территории Автозаводского района, СУ Управления МВД России по г. Тольятти возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 180 УК РФ в отношении О-на, который по предварительному сговору с группой лиц осуществлял производство и сбыт автозапчастей: 1) с изображением товарного знака, правообладателем которого является ООО «Белебеевский завод „АВТОКОМПЛЕКТ"», причинив своими действиями заводу крупный материальный ущерб в сумме 3 млн 300 тыс. руб.; 2) с изображением товарного знака, правообладателем которого является ООО «Объединенные автомобильные технологии», тем самым причинив своими действиями данному ООО крупный материальный ущерб в сумме 1 млн 210 тыс. руб.

6. Уклонение от уплаты налогов.

Способы совершения данного преступления

довольно разнообразны. По мнению практиков, одной из распространенных схем совершения данных преступлений является занижение налогооблагаемой базы:

1) путем внесения ложных сведений в бухгалтерскую и налоговую отчетность. Например, в феврале 2016 г. по материалам УЭБиПК ГУ МВД России по Волгоградской области СУ СК России по Волгоградской области возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ в отношении

директора ООО «Волжское автобусное производство» Б., который, осуществляя руководство деятельностью предприятия по производству автобусов и троллейбусов, уклонился от уплаты налогов в размере 31 млн 400 тыс. руб. путем внесения в бухгалтерскую и налоговую отчетность заведомо ложных сведений о взаимоотношениях с обществами с ограниченной ответственностью «Эллиан», «Спецремонт», «ПК Стройтэк» и «ТК Волга»;

2) путем неправомерного применения налоговых льгот. В 2016 г. Фрунзенским МСО СУ СК России по Владимирской области по материалам УЭБиПК УМВД России по Владимирской области возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ. При формировании среднегодовой стоимости льготируемого имущества ОАО «Завод Автоприбор» была учтена полная стоимость основных средств, без выделения стоимости проведенной реконструкции, что привело к необоснованному занижению налоговой базы по налогу на имущество организаций. В нарушение ст. 375, 381 НК РФ Обществом была необоснованно занижена налоговая база по налогу на имущество всего на сумму 1 млрд 387 тыс. руб. Соответственно, занижена сумма налога на имущество, подлежащего уплате в бюджет, на сумму 30,5 млн руб;

3) путем заключения различных фиктивных договоров. Например, УЭБиПК ГУ МВД России по Волгоградской области в ходе проведения ОРМ установлено, что генеральный директор ООО «ВолгаБас», осуществляя руководство деятельностью организации по производству автобусов, уклонился от уплаты НДС в размере 33 млн руб. путем использования фиктивных документов по взаимоотношениям с ООО «Волжское конструкторское бюро». В январе 2017 г. СУ СК России по Волгоградской области возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ.

7. Сокрытие денежных средств организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов.

В марте 2016 г. Октябрьским МРСО СУ СК РФ по Владимирской области по материалам УЭБиПК УМВД России по Владимирской области возбуждено уголовное дело по ст. 199.2 УК РФ в отношении директора по финансам и экономике ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ООО «ВМТЗ») Д. по факту сокрытия денежных средств организации в сумме более 11 млн руб., за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Д. применял схему сокрытия этих денежных средств путем проведения взаиморасчетов с контраген-

тами по распорядительным письмам (финансовым поручениям), при этом денежные средства на расчетные счета организации не поступали, инкассовые поручения не исполнялись, долги по налогам не оплачивались.

Это наиболее распространенный вид экономических преступлений, совершаемых должностными лицами.

8. Злоупотребление полномочиями.

В апреле 2014 г. должностные лица ПАО «Крым-Лада» в нарушение норм Устава общества о наличии кворума акционеров в части заключения сделок с недвижимым имуществом, рыночная стоимость которого превышает 25 % стоимости активов предприятия, а также об участии в уставном капитале других обществ провели общее собрание акционеров и приняли решение о вступлении в ООО «КСК-Сервис» (г. Симферополь) за счет взноса в уставный фонд недвижимого имущества - основного актива ПАО. В декабре 2014 г. на основании вышеуказанного решения и заявления Б. ПАО «Крым-Лада» вступило в состав учредителей ООО «КСК-Сервис», что повлекло потерю рентабельности хозяйственной деятельности предприятия и причинение ущерба на сумму более 35,6 млн руб. В марте 2017 г. СУ МВД по Республике Крым возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ.

9. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней).

Данные преступления нередко совершаются в совокупности со злоупотреблениями должностными полномочиями. В 2016 г. в ходе реализации плана совместных мероприятий ГУЭБиПК МВД России и ГУ МВД России по Новосибирской области выявлены факты незаконного отчуждения имущества АО «78 военный завод» (одной из функций которого является производство автомобилей, прицепов и полуприцепов) группой должностных лиц предприятия. В ходе проведения ОРМ был установлен директор филиала АО «78 военный завод» С., который злоупотребил своими полномочиями, совершив действия по отчуждению принадлежащего заводу земельного участка в пользу аффилированной организации ООО «Кварц» и причинив АО «78 военный завод» ущерб в размере 54 млн руб. По данному факту ВСО ВСУ СК России по Восточному военному округу в марте 2016 г. возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 201, ч. 3 ст. 210 УК РФ.

Таким образом, можно констатировать, что в автомобилестроении совершаются разнообразные экономические преступления, причем спо-

собы их совершения и сокрытия становятся все более изощренными, однако сотрудниками подразделений ЭБиПК ТО МВД России выявляются и раскрываются даже самые сложные из них. Несмотря на достаточно сложную криминогенную ситуацию, складывающуюся в отечественном автомобилестроении, существенно затрудняющие работу либо непреодолимые проблемы в деятельности ОВД по данному направлению отсутствуют.

Однако большинство сотрудников высказали мнение о необходимости совершенствования правовых мер борьбы с отдельными преступлениями данного вида . Считаем целесообразным рассмотреть возможность включения в УК РФ новой нормы, которая позволит законодателю ужесточить уголовную ответственность за совершение мошенничества, связанного с хищением денежных средств из федерального бюджета, предоставляемых предприятиям и организациям автомобилестроения в качестве субсидий в рамках государственных программ, например государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Полагаем, новая норма должна быть универсальной, так как субсидии выделяются предприятиям не только автомобилестроения, но и других отраслей промышленности.

Рукопись поступила в редакцию 10.06.2019, принята к публикации 26.12.2019.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Елена Владимировна Горенская, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступлениям экономической направленности в сферах национального хозяйства научно-исследовательского центра по исследованию проблем противодействия преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)

E-mail: elle1508@rambler.ru

Тел.: 8 (495) 214-23-62

МВД России (Российская Федерация, 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8а, стр. 3) E-mail: elle1508@rambler.ru Тел.: 8 (495) 667-20-20

Алексей Петрович Моисеев, начальник отдела Управления Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (Российская Федерация, 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8а, стр. 3) E-mail: elle1508@rambler.ru Тел.: 8 (495) 667-20-20

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena V. Gorenskaya, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher of the Department for the Study of Legal Issues of the Operationally-Search Support for Combating Economic Crimes in the Spheres of the National Economy of the Center for the Study of Problems of Combating Crime in the Sphere of Economics, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) E-mail: elle1508@rambler.ru Tel.: 8 (495) 214-23-62

Andrey A. Oshkin, Head of the Department, Main Department of economic security and anti-corruption of the Ministry of Interior of the Russian Federation (Moscow, Novoryazanskaya Str., 8a, p. 3, 107078, Russian Federation)

E-mail: elle1508@rambler.ru Tel.: 8 (495) 667-20-20

Alexey Р. Moiseev, Head of the Department, Main Department of economic security and anticorruption of the Ministry of Interior of the Russian Federation (Moscow, Novoryazanskaya Str., 8a, p. 3, 107078, Russian Federation) E-mail: elle1508@rambler.ru Tel.: 8 (495) 667-20-20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Все авторы внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.

AUTHORS' CONTRIBUTION

Андрей Анатольевич Ошкин, начальник отдела Управления Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции

All authors made an equal contribution to the work both at the stage of the study and during the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.