КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 620.9/ 343.7 АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ИЛЬИН,
кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского центра ФГКУ «ВНИИ МВД России»;
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА ГОРЕНСКАЯ,
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»;
ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ ВАСИЛЬЕВ,
доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПТОВОГО И РОЗНИЧНОГО РЫНКОВ ЭНЕРГИИ
Дается характеристика электроэнергетики как одной из ведущих отраслей национального хозяйства, приводятся данные о результатах деятельности электроэнергетической отрасли, рассматривается правовое регулирование электроэнергетической отрасли как комплекс нормативных правовых актов.
Приводятся понятия оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ) и розничных рынков электрической энергии (РРЭМ), раскрыты особенности их функционирования, охарактеризованы электроэнергия и мощность как товары.
Анализируются виды и способы совершения экономических преступлений в электроэнергетике в условиях функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности и розничных рынков электроэнергии.
Сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности противодействия преступлениям экономической направленности в электроэнергетике
Ключевые слова: электроэнергетика, электроэнергия, мощность, рынок, экономические преступления, органы внутренних дел.
A. E. Ilyin, Candidate of Psychological Sciences, Head Research Center, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 214-23-94;
E. V. Goranskaya, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Leading researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 214-23-62;
E. A. Vasiliev, Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 214-23-67.
Economic crimes in the power industry in the conditions of functioning of the wholesale and retail energy markets
The characteristic of electric power industry as one of the leading branches of national economy is given, data on results of activity of electric power industry are given, legal regulation of electric power industry as a complex of regulatory legal acts is considered.
Concepts of the wholesale market of electric energy and power (OREM) and retail markets of electric energy (RREM) are given, features of their functioning are opened, the electric power and power as goods are characterized.
The types and methods of committing economic crimes in the electric power industry in the conditions of functioning of the wholesale electricity market and power and retail electricity markets are analyzed.
The proposals aimed at improving the efficiency of combating crimes of economic orientation in the electric power industry are formulated.
Key words: electric power industry, electric power, power, market, economic crimes, internal Affairs bodies.
Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам [3]. Основная задача электроэнергетической отрасли - надежное обеспечение потребителей электроэнергией, повышение эффективности функционирования электроэнергетической отрасли.
Потребление электроэнергии в Единой энергетической системе России (далее также - ЕЭС России) в 2017 г. составило 1 039,7 млрд кВт^ч, что на 1,3 % больше объема потребления в 2016 г. Потребление электроэнергии в целом по России в 2017 г. составило 1 059,5 млрд кВт^ч (+0,5 % к аппг). Выработка электроэнергии в России в 2017 г. составила 1 073,6 млрд кВт-ч (+0,2 %). Электростанции ЕЭС России выработали 1 053,7 млрд кВт^ч (+0,5 %). Суммарные объемы потребления и выработки электроэнергии в целом по России складываются из показателей электропотребления и выработки объектов, расположенных в ЕЭС России, и объектов, работающих в изолированных энергосистемах (Таймырской, Камчатской, Сахалинской, Магаданской, Чукотской, энергосистеме центральной и западной Якутии). Фактические показатели работы энергосистем изолированных территорий представлены субъектами оперативно-диспетчерского управления указанных энергосистем. С 1 января 2017 г. показатели потребления и выработки по ЕЭС России и ОЭС Юга формируются с учетом Крымской энергосистемы.
Основную нагрузку по обеспечению спроса на электроэнергию в ЕЭС России в 2017 г. несли тепловые электростанции (ТЭС), выработ-
ка которых составила 611,3 млрд кВт^ч (-0,5 % к аппг). Выработка ГЭС за 2017 г. составила 178,9 млрд кВт^ч (+0,3 %),АЭС в 2017 г. выработано 202,6 млрд кВт^ч (+ 3,3 %). Электростанции промышленных предприятий за 2017 г. выработали 60,2 млрд кВт^ч (+1,2 %).
За последние пять лет общее потребление энергии увеличилось на 3,2 %. В этот же период общий объем инвестиций в отрасль составил 4 трлн руб., из них 1,7 трлн руб. - в сети и 2,3 трлн руб. - в генерацию. Было построено 156 тыс. км электросетей, 103 тыс. мегавольт-ампер трансформаторной мощности, введено в эксплуатацию 35 тыс. мегаватт новых мощностей. С 2012 г. аварийность снизилась в генерации на 11 %, а в электросетевом комплексе - на 20 %. На 6 % повысилась топливная эффективность выработки электроэнергии, это позволяет сэкономить на топливе 35 млрд руб. в год.
По словам министра энергетики А. В. Новака, в России реализуется ряд крупных проектов по повышению надежности энергоснабжения. Помимо строительства энергомоста в Крым и энергоснабжения объектов Олимпиады в Сочи, это проекты по обеспечению энергонезависимости Калининградской области, строительству двух крупных электростанций в Крыму и четырех - на Дальнем Востоке и др. [1].
В ноябре 2017 г. на совещании по вопросам развития электроэнергетики (на базе ПАО «Россе-ти», Москва, 14 ноября 2017 г.) Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил позитивную динамику в работе энергосистемы России, снятие барьеров, оптимизацию административных процедур, которые позволили заметно упростить и сократить сроки подключения к технологическим сетям, а также тот факт, что в обновленном международном рейтинге Всемирного банка по параметру «подключение к системе электроснабжения» Россия заняла 10-е место (в 2012 г. - 183-е место из 190 стран). Также, по его словам, инвестиции в обновление генерации должны привести к снижению операционных расходов, а следовательно, капитальные затраты не должны ложиться на плечи потребителей, бизнеса, граждан, социальных и государственных учреждений.
Следует отметить ряд положительных изменений в регулировании отрасли (введена четырехлетняя модель долгосрочных отношений на рынке мощности, приняты закон об «альтернативной котельной» и постановление о лишении статуса гарантирующих поставщиков за долги перед генераторами и сетями, сокращено на 40 % количество территориальных сетевых организаций, введены финансовые гарантии на оптовом рынке и система эталонов для расчета нормативов цены при утверждении инвестиционных программ сетевых организаций, а также приняты меры по повышению платежной дисциплины).
Несмотря на несомненные успехи, в российской электроэнергетике сохраняется ряд неразрешенных проблем:
старение основных средств и динамика спроса на электроэнергию требуют модернизации объектов энергетики и строительства новых мощностей, иначе неизбежен перенос стоимости генерирующих и сетевых мощностей на тарифы и конечные цены на электроэнергию;
повышение тарифов и цен на электроэнергию для промышленных и коммерческих потребителей (как отмечают специалисты, современные потребители становятся все более требовательными в отношении доступности, надежности и качества электроэнергии, поэтому отрасль, базирующаяся на традиционных технологиях, не способна удовлетворить эти требования без роста стоимости электроэнергии) [6];
неудовлетворительный уровень развития отечественного энергомашиностроения и инжиниринга, их технологическое отставание от зарубежных конкурентов (при строительстве и модернизации объектов электроэнергетики в большинстве случаев используется импортное оборудование и проводятся инжиниринговые работы) и др.
По мнению специалистов отрасли, особенности организации электроэнергетики в России (протяженная инфраструктура, низкая плотность потребления электроэнергии, большая доля промышленной нагрузки, социально ориентированная политика, несовершенство рынка и отраслевого регулирования) приводят к постоянному росту цен на электроэнергию для бизнеса и постепенно становятся сдерживающим фактором для развития экономики страны. Существующий технологический уклад в отрасли достиг предела своей эффективности и в ближайшей перспективе в ряде сфер, где потребители предъявляют более высокие требования к надежности, качеству, доступности, экологичности энергоснабжения,
он станет неконкурентоспособным перед новой (цифровой) энергетикой.
Цифровой переход в электроэнергетике позволит не только повысить эффективность традиционной энергетической системы, но и откроет новые возможности для вовлечения в энергообмен распределенной генерации, систем накопления энергии, устройств и комплексов с регулируемым потреблением для организации разнообразных энергетических сервисов. Также специалисты предлагают сформировать регуля-торные условия для появления новых субъектов электроэнергетики; пересмотреть практику перекрестного субсидирования; разработать долгосрочную программу поддержки экспорта высокотехнологичных продуктов и сервисов в электроэнергетике.
Правовое регулирование электроэнергетической отрасли осуществляется посредством комплекса нормативных правовых актов:
1) федеральных законов: от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) «О естественных монополиях»; от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2017 г.) Гражданский процессуальный кодекс РФ; от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2017 г.) «Об электроэнергетике»; от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) «О защите конкуренции» и т.п.;
2) постановлений Правительства РФ: от 27 декабря 2010 г. № 1172 (в ред. от 19 января 2018 г.) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности»; от 3 марта 2010 г. № 117 (в ред. от 22 октября 2012 г.) «Правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг»; от 13 апреля 2010 г. № 238 (в ред. от 2 сентября 2017 г.) «Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности) переходного периода»; от 4 мая 2012 г. № 442 (в ред. от 30 декабря 2017 г.) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничения режима потребления электрической энергии»; от 29 декабря 2011 г. № 1178 (в ред. от 30 декабря 2017 г.) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»; от 7 июля 2017 г. № 810 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам оплаты потерь электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рын-
ках электрической энергии, а также получения статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности»; от 21 июля 2017 г. № 863 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов и признании утратившим силу абзаца второго пункта 11 Постановления Правительства РФ от 29 декабря
2011 г. № 1178»; от 24 мая 2017 г. № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» и т.п.;
3) документов уполномоченных органов:
а) приказов Федеральной антимонопольной службы: от 14 ноября 2007 г. № 378 «Об утверждении порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)»; от 14 ноября 2007 г. № 378 «Об утверждении порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)»; от 14 ноября 2007 г. № 378 «Об утверждении порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)»; от 26 июня
2012 г. № 413 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности)»;
б) приказа Федеральной службы по тарифам: от 9 декабря 2014 г. № 295-э/1 «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике»; от 2 марта 2011 г. № 56-э «Об утверждении форм раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, осуществляющими деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий» и др.
На сегодняшний день в сфере электроэнергетики преобладают рыночные отношения, в связи с чем созданы и функционируют оптовый и розничные рынки. Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России в границах еди-
ного экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике». Это - место, на котором продается вся электроэнергия в России. Розничные рынки электрической энергии (РРЭМ) - это сфера обращения электрической энергии в рамках ЕЭС России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием производителей, покупателей электрической энергии (мощности) и иных лиц, которые не являются субъектами оптового рынка электрической энергии (мощности).
Основной проблемой функционирования оптового и розничных рынков в электроэнергетике является высокий уровень задолженности на оптовом рынке электрической энергии и мощности (например, по СКФО он превысил 45 млрд руб.), а также на розничных рынках электрической энергии (по СКФО - 18 млрд руб.). Среди других: тенденция к новой монополизации отрасли, значительный рост цены на мощность (в прогнозе 2017 г. был заложен предельный рост оптовой цены на 6,5-7 %, а уже к июню 2017 г. рост по 1 ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) составил плюс 15 %, а в ряде регионов - плюс 20 %.
В 2017 г. в сфере производства, передачи и распределения электроэнергии было выявлено 167 преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно (в том числе 95 - против собственности, из них фактов мошенничества - 51). В сфере экономической деятельности выявлено 16 преступлений, в том числе 2 факта незаконного предпринимательства, 10 фактов уклонений от уплаты налогов (из них 7 - уклонение от уплаты налогов и сборов с организации). Также выявлено 10 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (4 - получение взятки) и 29 преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Размер причиненного материального ущерба оценивается в 3 154 161 тыс. руб. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества на сумму 3 032 605 тыс. руб. Выявлены 102 лица, совершившие преступления в рассматриваемой сфере [5].
В 2018 г. тенденция превалирования преступлений против собственности, особенно
мошенничеств, в рассматриваемой сфере продолжилась. Уже за первое полугодие 2018 г. в сфере производства, передачи и распределения электроэнергии было выявлено 161 преступление экономической направленности, следствие по которым обязательно (в том числе 89 - против собственности, из них фактов мошенничества - 43). В сфере экономической деятельности выявлено 6 преступлений, в том числе 2 факта уклонений от уплаты налогов. Выявлено 43 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (25 - получение взятки) и 17 преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Размер причиненного материального ущерба оценивается в 1 544 663 тыс. руб. Наложен арест на имущество, добровольно погашено задолжно-стей, изъято имущества на сумму 1 793 671 тыс. руб. Выявлено 50 лиц, совершивших преступления в рассматриваемой сфере [4].
Анализ практики показал, что в сфере электроэнергетики совершаются следующие правонарушения: незаконное либо безучетное потребление электроэнергии; завышение тарифов на электроэнергию, а также за подключение к источнику электроэнергии; намеренное банкротство муниципальных предприятий в сфере энергоснабжения потребителей; неурегулированные отношения хозяйствующих субъектов; расторжение договоров на поставку электроэнергии в рамках реорганизации системы управления жилищным фондом; использование потребителями схем «обхода» уплаты тарифа за подключение при переоформлении мощности в электросетевой компании на нового владельца помещения; различные виды хищений, в том числе особо опасные тем, что не только лишают собственника имущества, но также посягают на энергетическую безопасность государства и общества (например, ремонт энергетического оборудования, проведенный только «на бумаге» путем заключения договора с организацией, имеющей в штате 2 человека (не располагающей рабочей силой, автотранспортом и оборудованием), но выигравшей тендер на ремонт энергетического оборудования, влияет на безопасное функционирование объектов электроэнергетики, большинство из которых входят в комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур (котельных, насосных, вентиляционных и канализационных систем; инженерных коммуникаций, подающих тепло, воду и др.); следствием этого может являться нарушение бесперебойного электрообеспечения добросовестных потребите-
лей, которые, в свою очередь, могут нарушить сроки выполнения договоров на производство и поставку производимой ими продукции); злоупотребления должностными полномочиями в энергетических компаниях, а также в органах власти, к компетенции которых относятся регулирующие или контролирующие функции в сфере электроэнергетики; иные правонарушения.
Экономические преступления в электроэнергетике отличаются высокой латентностью. Количество выявленных преступлений и соответственно количество возбужденных уголовных дел весьма незначительно. Во многом это обусловлено отсутствием надлежащего взаимодействия между органами внутренних дел и службами безопасности энергетических компаний. Последние предпочитают собственными силами разрешать любые проблемные ситуации, в том числе при выявлении фактов совершения преступлений и иных правонарушений. В большинстве случаев выявление преступлений осложняется отсутствием очевидных признаков противоправности деяния и спецификой предмета преступления. Электроэнергия представляет собой нестандартный предмет преступного посягательства, обнаружить который на месте преступления не представляется возможным, так как она обладает особыми свойствами: ее невозможно зрительно обнаружить, накопить на складе в значительном объеме, производство и потребление энергии представляют единый во времени процесс.
Следует отметить, что электроэнергия и мощность - это отдельные товары. Реализация мощности представляет собой обязательство и возможность поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности потребителя в электроэнергии, в то время как реализация электроэнергии представляет собой физическую поставку электроэнергии потребителю. Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов.
За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики. Оборот мощности
как товара предполагает наличие договорных отношений между субъектами, нарушение которых рассматривается в арбитражном либо гражданском процессе.
Таким образом, установить преступный характер действий лиц в отношении электроэнергии, а тем более мощности, достаточно сложно в силу того, что большинство действий выглядят обычными сделками, регулируемыми гражданско-правовым законодательством. Чаще всего предметами преступлений являются денежные средства и иное имущество энергетических компаний, а также товарно-материальные ценности (ТМЦ), используемые для нужд объектов электроэнергетики.
Анализ практики органов внутренних дел по выявлению преступлений экономической направленности в сфере электроэнергетики позволил выявить их основные виды и способы совершения [2].
1. Кражи (ст. 158 УК РФ) (рассмотрены в целях формирования общей картины оперативной обстановки в сфере электроэнергетики) совершались путем хищения:
электроэнергии посредством изменения нормальной схемы работы электросчетчиков;
энергетического оборудования и материалов (чаще всего кабелей линий электропередач, проводов - из-за наличия в них цветных металлов) с электросетевых объектов (трансформаторных подстанций и др.);
иных товарно-материальных ценностей из офисов компаний электроэнергетики и из помещений электросетевых объектов (такие кражи не имеют каких-либо специфических особенностей, связанных именно со сферой электроэнергетики. Офисная техника и расходные материалы, денежные средства из сумки сотрудника, стройматериалы с объекта, на котором производится ремонт, - их кражи могут совершаться на любом объекте).
Приведем пример из практики. В декабре 2015 г. СО ОВД по г. Георгиевску (СКФО) возбуждено уголовное дело по ст. 158 УК РФ по факту кражи с объекта электроэнергетики. Во время планового осмотра мастер Шаумяновского участка электрических сетей «Ставропольэнерго» обнаружил хищение трех километров провода А-50 с воздушной линии 10 кВ от подстанции 35/10 кВ «Урух», расположенной на окраине пос. Ниж-незольский Георгиевского района. В тот момент воздушная линия потребителей не питала, под напряжением не находилась. Преступник сдал похищенный провод в пункт приема цветных металлов г. Георгиевска и в этот же день был задержан сотрудниками полиции. Филиалу МРСК Се-
верного Кавказа - «Ставропольэнерго» причинен ущерб на сумму 68,8 тыс. руб.
2. Мошенничество (ст. 159 УК РФ) совершалось путем:
внесения заведомо ложных (завышенных) сведений о количестве отпущенной электроэнергии при ежемесячных расчетах сумм субсидий за поставленную населению электроэнергию на основании согласованных с муниципальными органами тарифов и имеющихся договоров на покрытие убытков (таким образом, энергоснабжающей организации незаконно компенсировались за счет областного бюджета убытки, возникавшие в результате государственного регулирования тарифов на электроэнергию, вырабатываемую децентрализованными источниками электроснабжения);
заключения фиктивных договоров с подконтрольной организацией: на выполнение консалтинговых услуг, связанных с составлением прогнозов почасового планового потребления электроэнергии; на оказание услуг по резервированию мощности и ее поставки; на проведение монтажных и пуско-наладочных работ системы учета электроэнергии, фактическое выполнение которых осуществлялось штатными сотрудниками предприятия;
заключения в рамках реального договора на выполнение НИОКР (по разработке технической документации на строительство энергоблоков для атомной электростанции) фиктивного договора со сторонней коммерческой организацией на выполнение ряда опытно-конструкторских работ, которые подрядчик заведомо не намеревался выполнять, с подписанием актов по приему и стоимости фиктивных работ и переводу денежных средств в качестве оплаты на расчетный счет подрядчика, а с него - на счета фирм-однодневок;
приобретения руководством межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК) банковских векселей с перечислением на счет продавца денежных средств МРСК в счет оплаты стоимости векселей с завышением суммы на 8 % (разница между ценой приобретения и суммой, переведенной продавцу, - более 125 млн руб.);
неправомерного завышения энергосбытовой компанией стоимости электроэнергии для конечных потребителей путем искажения плановых балансов поставки электроэнергии и мощности;
заключения с подконтрольной организацией фиктивных (без цели их исполнения) договоров: на выполнение консалтинговых услуг, связанных с составлением прогнозов почасового планового потребления электроэнергии; на оказание услуг по резервированию мощности и ее поставки; на
оказание услуг по оперативному сопровождению на рынке электроэнергии и др.;
предоставления заказчику поддельных актов, содержащих ложные сведения об объеме выполненных работ по договору подряда на выполнение работ по проектированию и прокладке кабельной линии, с целью получения авансовых платежей и их хищения.
Приведем пример из практики. В феврале 2013 г. в ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ГУЭБиПК МВД России и УМВД России по Вологодской области установлены факты злоупотребления полномочиями должностными лицами ОАО «Вологдаэнергосбыт» и причинения имущественного ущерба филиалу ОАО «МРСК Северо-Запада» - Вологдаэнерго». Установлено, что в 2010-2011 гг. директор, главный инженер и другие должностные лица энергосбытовой компании предоставляли в Региональную энергетическую комиссию по Вологодской области заниженные параметры заявленной мощности и передаваемой электроэнергии, что повлекло причинение ущерба в особо крупном размере.
3. Присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) совершались путем:
противоправного обращения лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника;
растраты лицом вверенного ему имущества против воли собственника посредством передачи его подконтрольному лицу и последующего расходования.
Приведем пример из практики. В ходе проведения сотрудниками ГУ МВД России по ЦФО и УФСБ России по Тамбовской области оперативно-розыскных мероприятий установлено, что К., являясь генеральным директором ОАО «Там-бовэнерго», заключил фиктивный договор лизинга с коммерческой организацией на поставку трансформаторов стоимостью 7 млн руб. Данные трансформаторы ранее приобретались «Тамбо-вэнерго» у завода-производителя и уже стояли на балансе организации. Однако денежные средства в качестве оплаты за оборудование по договору были перечислены на счет подконтрольной К. коммерческой структуры. Таким образом, он совершил растрату денежных средств в особо крупном размере. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ.
4. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ) совершалось путем:
несанкционированного вмешательства в забор теплоты, направленного на снижение показа-
телей потребления тепловой энергии жителями многоквартирных домов, попадающих в зону обслуживания управляющей компании, в результате чего поставщику электроэнергии был причинен ущерб в особо крупном размере в виде недополученной прибыли;
неоднократного незаконного подключения предприятием своих производственных объектов к электрическим сетям энергетической компании;
представления заведомо ложных сведений о понесенных распределительной организацией расходах, связанных с деятельностью организации, что повлекло необоснованное увеличение тарифа на электроэнергию для конечных потребителей;
предоставления гарантирующим поставщиком в уполномоченный орган по тарифам заниженных параметров заявленной мощности передаваемой электроэнергии, что повлекло причинение собственнику энергосетей ущерба в особо крупном размере.
Приведем пример из практики. Сотрудниками УЭБиПК МВД по Республике Бурятия совместно с ГУЭБиПК МВД России выявлен факт причинения имущественного ущерба ОАО «МРСК Сибири - Бурятэнерго» на сумму более 1,7 млрд руб. В противоправной деятельности подозревается руководство ОАО «Бурятэнергосбыт». Установлено, что данная компания является гарантирующим поставщиком электрической энергии конечным потребителям по сетям филиала ОАО «МРСК Сибири - Бурятэнерго». Руководители ОАО «Буря-тэнергосбыт» представляли в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия заниженные параметры заявленной мощности передаваемой электроэнергии. Это повлекло причинение филиалу ОАО «МРСК Сибири - Бурятэнерго» имущественного ущерба в особо крупном размере. По данному факту СЧ СУ МВД по Республике Бурятия возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 165 УК РФ.
5. Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) совершалось путем осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики без государственной регистрации.
Приведем пример из практики. ГСУ ГУ МВД России по Пермскому краю было возбуждено уголовное дело по факту незаконного предпринимательства в отношении М., который приобрел электроподстанцию, оформив ее на подставное лицо. В дальнейшем осуществлялась предпринимательская деятельность по передаче электроэнергии потребителям. При этом М. не был заре-
гистрирован в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя. По предварительным данным, им был получен незаконный доход в особо крупном размере на сумму свыше 72 млн руб.
6. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ) путем занижения налогооблагаемой базы:
включение в состав расходов денежных сумм необоснованно завышенных затрат по заключенным агентским договорам и договору передачи полномочий, договору об оказании консультационных услуг;
внесение в налоговые декларации заведомо ложных сведений;
использование в цепочке реализации электроэнергии подконтрольных сбытовых и посреднических организаций и др.
Приведем пример из практики. Сотрудниками УЭБиПК МВД по Республике Бурятия выявлены факты уклонения от уплаты налогов на сумму около 4 млн руб. Установлено, что в течение трех лет руководитель организации, осуществляющей деятельность по передаче электроэнергии и выработке тепловой энергии, активно использовал криминальные схемы по минимизации налоговых платежей с помощью фирм-однодневок. Возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ, на имущество должника наложен арест, принадлежащие ему тепловые сети арестованы в счет погашения своевременно не уплаченных налогов и сборов с учетом начисленных пеней и штрафов.
7. Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) совершалось в основном путем использования лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации - субъекте электроэнергетики (например, генеральным директором, начальником производственного участка и т. п.), своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя, в результате чего состоялось:
заключение договора поставки контейнеров для перевозки радиоактивных отходов по завышенным ценам, без проведения тендера, без согласования с вышестоящей организацией;
заключение договора финансовой аренды (лизинга) электрооборудования, сопровождавшегося подписанием актов приема-передачи электрооборудования и указанием о погашении лизинговых платежей, хотя фактически оборудование было поставлено и смонтировано наполовину, соответственно договор лизинга не был исполнен до конца;
непринятие мер руководством энергетической компании (генеральным и финансовым директорами) по возврату денежных средств со счетов в банке, находящемся в предбанкротном состоянии;
незаконное подключение энергопринимаю-щего устройства к сетям энергетической компании без заключения уполномоченного органа о допуске объекта к эксплуатации и договора технологического присоединения.
Приведем пример из практики. В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ГУЭБиПК МВД России и УЭБиПК УМВД России по Краснодарскому краю установлены факты злоупотребления полномочиями бывшим руководителем предприятия, занимающимся снабжением региона электроэнергией и обслуживанием объектов электросетевого хозяйства. Установлено, что генеральный директор заключил договор лизинга между фирмой - производителем электрооборудования и коммерческим банком. По договору банк обязался приобрести необходимое автоматическое оборудование и представить его поставщику электроэнергии в качестве предмета лизинга. По информации ГУЭБиПК МВД России, генеральный директор, действуя вопреки интересам предприятия, подписал акты приема-передачи электрооборудования и дал указание о погашении лизинговых платежей, хотя фактически договор лизинга не был исполнен до конца, а оборудование поставлено и смонтировано в объеме меньшем половины. Ущерб предприятию превысил 380 млн руб. В отношении руководителя возбуждено уголовное дело по ст. 201 УК РФ.
8. Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) совершался путем:
передачи начальнику службы коммерческого учета и баланса электроэнергии энергосбытовой компании (т. е. лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации) имущества (стройматериалов) за действия, связанные со значительным снижением суммы штрафа за неучтенное потребление электроэнергии, по факту которого (и размеру штрафа за него) потребитель был введен в заблуждение упомянутым начальником;
передачи начальнику отдела жилищно-коммунального хозяйства управляющей компании (т. е. лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации) денежных средств за согласование технической документации по подаче электроэнергии.
Приведем пример из практики. Сотрудники УЭБиПК МВД по Республике Татарстан задержа-
ли начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства одной из управляющих компаний г. Казани. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что подозреваемый, в обязанности которого входило участие в проверках технического состояния обслуживаемого фонда, потребовал у собственника одного из помещений 18 тыс. руб. за согласование технической документации по подаче электроэнергии. При получении незаконного вознаграждения он был задержан с поличным. Возбуждено уголовное дело по ст. 204 УК РФ.
9. Взяточничество (ст. 290, 291.1 УК РФ) (получение взятки относится к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В силу коррупционного характера и наличия фактов совершения данного преступления ему уделено внимание в статье) совершалось путем:
получения должностным лицом (государственным инспектором Ростехнадзора России) взятки в виде денег за выдачу удостоверения о допуске к работе без прохождения проверки знаний норм и правил по вопросам энергетического надзора;
получения должностным лицом (государственным инспектором Ростехнадзора) взятки в виде денег через посредника за совершение заведомо незаконных действий - положительное решение без достаточных оснований при проведении внеплановой выездной проверки;
получения должностным лицом (государственным инспектором Ростехнадзора России) взятки в виде денег за выдачу без сдачи экзаменов удостоверений по допуску к работе с электроустановками.
Приведем пример из практики. СК РФ по Кемеровской области в ходе расследования уголовного дела в отношении В. - государственного инспектора Кузбасского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - установлено, что он без сдачи экзаменов выдавал работникам различных организаций удостоверения по допуску к работе с электроустановками. Стоила услуга от 500 до 1 000 руб. Инспектор составлял необходимые документы, куда вносил ложные сведения. Обвиняемый был задержан в ходе оперативного мероприятия, проведенного сотрудниками полиции. В ходе расследования выявлено 14 эпизодов преступлений. Решением суда В. признан виновным в совершении преступлений, предус-
мотренных ч. 3 ст. 290 УК РФ, ч. 1 ст. 292 УК РФ, ч. 1 ст. 327 УК РФ. Приговором суда ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 тыс. руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что самыми распространенными преступлениями экономической направленности в электроэнергетике, в том числе в условиях функционирования оптового и розничного рынков энергии, являются мошенничество (отличающееся разнообразием способов совершения, чаще всего объединенных в схему) и злоупотребление полномочиями.
В целях повышения эффективности противодействия преступлениям экономической направленности, совершаемым в сфере электроэнергетики, предлагаем ввести уголовную ответственность за мошенничество в сфере та-рифообразования в электроэнергетике путем дополнения главы 21 УК РФ новой ст. 159.7, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 159.7 „Мошенничество при установлении и применении тарифов (цен) в сфере электроэнергетики".
1. Мошенничество при установлении и применении тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность), то есть хищение денежных средств путем включения необоснованных расходов в тарифы (цены), -
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. То же деяние, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, -
наказывается лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».
Список использованной литературы
1. Выступление Министра энергетики Российской Федерации А. В. Новака (Москва, 14 ноября 2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС Кон-сультантПлюс.
2. Горенская, Е. В. Выявление и документирование преступлений экономической направленности, совершаемых в сфере электроэнергетики [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Горенская [и др.]. - М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2016. - 98 с.
3. Об электроэнергетике [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 : в ред. от 29 дек. 2017 г.] // СПС Кон-сультантПлюс.
4. Ф. 5 (050). Сведения о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности за 2017 г. [Текст]. - М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2018.
5. Ф. 5 (050). Сведения о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности за 1 полугодие 2018 г. [Текст]. - М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2018.
6. Цифровой переход в электроэнергетике России [Текст] : экспертно-аналитический доклад / под ред. В. Н. Княгинина, Д. В. Холкина. - М. : Центр стратегических разработок, 2017.
References
1. Vystuplenie Ministra ehnergetiki Rossijskoj Federatsii А. V. Novaka (Moskva, 14 noyabrya
2017 g.) (Speech by A. V. Novak, Minister of Energy of the Russian Federation (Moscow, November 14, 2017)), SPS Konsul'tantPlyus.
2. Gorenskaya E. V. Vyyavlenie i doku-mentirovanie prestuplenij ehkonomicheskoj napravlennosti, sovershaemykh v sfere ehlek-troehnergetiki: metodicheskie rekomendatsii (Identification and documentation of economic crimes committed in the electric power industry: guidelines), Moscow: FGKU "VNII MVD Rossii",
2016, p 98.
3. Federal Law of the Russian Federation, March 26, 2003, No. 35-FZ, SPS Konsul'tantPlyus.
4. Svedeniya o rezul'tatakh raboty po vyyavleniyu i raskrytiyu prestuplenij ehkonomicheskoj napravlennosti za 2017 g. F. 5 (050) (Information about the results of work on the identification and detection of economic crimes in 2017 (F. 5 (050))), Moscow: FKU "GIATS MVD Rossii", 2018.
5. Svedeniya o rezul'tatakh raboty po vyyavleniyu i raskrytiyu prestuplenij ehkonomicheskoj napravlennosti za 1 polugodie 2018 g. F. 5 (050). (F.050. KN.700. l.20-23) (Information on the results of work on the identification and detection of economic crimes for the first half of 2018 (F. 5 (050). F.050. KN.700. L.20-23)), Moscow: FKU "GIATS MVD Rossii", 2018.
6. Knyaginin V. N., Kholkin D. V. Tsifrovoj perekhod v ehlektroehnergetike Rossii: ehkspertno-analiticheskij doklad (Digital Transition in the Electric Power Industry of Russia: Expert-Analytical Report), Moscow: Tsentr strategicheskikh razrabotok,
2017.