Научная статья на тему 'СФЕРА ДОБЫЧИ, ПЕРЕРАБОТКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ИНТЕРЕСА'

СФЕРА ДОБЫЧИ, ПЕРЕРАБОТКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ИНТЕРЕСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛЬ / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА УГЛЯ / ТРАНСПОРТИРОВКА УГЛЯ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ИНТЕРЕСА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ХИЩЕНИЯ УГЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горенская Елена Владимировна, Попов Алексей Игоревич, Артюшенко Евгения Игоревна

Введение. В сфере добычи, переработки и транспортировки угля отмечается рост преступлений против собственности, особенно краж и мошенничеств. В целях повышения эффективности деятельности по противодействию экономическим преступлениям в сфере добычи, переработки и транспортировки угля, осуществляемой подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, представляется целесообразным исследовать названную сферу как предмет преступного интереса. Методы. Исследование проводилось с применением всеобщего диалектического метода и таких методов, как формально-логический, обобщение, систематизация, дедукция, анализ, анкетирование. Результаты. Дано авторское определение сферы добычи, переработки и транспортировки угля как совокупности видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов по добыче и переработке угля, его транспортировке на переработку, склад (иное хранилище) либо государственному или муниципальному заказчику, а также покупателю, в том числе по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Проанализированы особенности сферы добычи, переработки и транспортировки угля, обусловливающие интерес преступной среды. Рассмотрены виды и способы совершения экономических преступлений в данной сфере. Выводы. Предлагаются меры по совершенствованию правовых, организационных и тактических мер борьбы с данными преступлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SPECIAL KNOWLEDGE OF COMPETENT PERSONS AT THE STAGE OF DETECTION AND DOCUMENTATION OF THE CRIME

Introduction. In the field of coal mining, processing and transportation, there is an increase in crimes against property, especially theft and fraud. In order to increase the effectiveness of activities to counteract economic crimes in the field of mining, processing and transportation of coal, carried out by the economic security and anti-corruption units of the internal Affairs bodies, it seems appropriate to investigate this area as a subject of criminal interest. Methods. The research was carried out using the General dialectical method and other methods, such as formal logic, generalization, systematization, deduction, analysis, survey. Results. The author's definition of the sphere of coal mining, processing and transportation as a set of economic activities of economic entities for the extraction and processing of coal, its transportation to processing, warehouse (other storage) or to the state or municipal customer, as well as to the buyer, including under contracts for the supply of goods for state or municipal needs. The features of the sphere of coal mining, processing and transportation that determine the interest of the criminal environment are analyzed. The types and methods of committing economic crimes in this area are considered. Conclusions. Measures are proposed to improve legal, organizational and tactical measures to combat these crimes.

Текст научной работы на тему «СФЕРА ДОБЫЧИ, ПЕРЕРАБОТКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ИНТЕРЕСА»

УДК 622.33/343.7 Е. В. Горенская

ВНИИ МВД России;

А. И. Попов ГУЭБиПК МВД России;

Е. И. Артюшенко ВНИИ МВД России

Сфера добычи, переработки и транспортировки угля как предмет преступного интереса

АННОТАЦИЯ. Введение. В сфере добычи, переработки и транспортировки угля отмечается рост преступлений против собственности, особенно краж и мошенничеств. В целях повышения эффективности деятельности по противодействию экономическим преступлениям в сфере добычи, переработки и транспортировки угля, осуществляемой подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, представляется целесообразным исследовать названную сферу как предмет преступного интереса.

Методы. Исследование проводилось с применением всеобщего диалектического метода и таких методов, как формально-логический, обобщение, систематизация, дедукция, анализ, анкетирование.

Результаты. Дано авторское определение сферы добычи, переработки и транспортировки угля как совокупности видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов по добыче и переработке угля, его транспортировке на переработку, склад (иное хранилище) либо государственному или муниципальному заказчику, а также покупателю, в том числе по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Проанализированы особенности сферы добычи, переработки и транспортировки угля, обусловливающие интерес преступной среды. Рассмотрены виды и способы совершения экономических преступлений в данной сфере.

Выводы. Предлагаются меры по совершенствованию правовых, организационных и тактических мер борьбы с данными преступлениями.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: уголь, угольная промышленность, добыча и переработка угля, транспортировка угля, предмет преступного интереса, преступления экономической направленности, хищения угля.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Горенская Е. В., Попов А. И., Артюшенко Е. И. Сфера добычи, переработки и транспортировки угля как предмет преступного интереса // Научный портал МВД России. 2020. № 3 (51). С. 33-41.

E. V. Goranskaya

National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation;

A. I. Popov

Main Department of economic security and anti-corruption of the Ministry of Interior of the Russian Federation;

E. I. Artyushenko

National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation

Use of special knowledge of competent persons at the stage of detection and documentation of the crime

ABSTRACT. Introduction. In the field of coal mining, processing and transportation, there is an increase in crimes against property, especially theft and fraud. In order to increase the effectiveness of activities to counteract economic crimes in the field of mining, processing and transportation of coal, carried out by the economic security and anti-corruption units of the internal Affairs bodies, it seems appropriate to investigate this area as a subject of criminal interest.

Methods. The research was carried out using the General dialectical method and other methods, such as formal logic, generalization, systematization, deduction, analysis, survey.

Results. The author's definition of the sphere of coal mining, processing and transportation as a set

of economic activities of economic entities for the extraction and processing of coal, its transportation to processing, warehouse (other storage) or to the state or municipal customer, as well as to the buyer, including under contracts for the supply of goods for state or municipal needs. The features of the sphere of coal mining, processing and transportation that determine the interest of the criminal environment are analyzed. The types and methods of committing economic crimes in this area are considered.

Conclusions. Measures are proposed to improve legal, organizational and tactical measures to combat these crimes.

KEYWORDS: coal, coal industry, mining and processing of coal, transportation of coal, the subject of criminal interest, economic crimes, theft of coal.

FOR CITATION: Goranskaya E. V., Popov A. I., Artyushenko E. I. Mining, processing and transportation coal as an object of criminal interest // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 3 (51). P. 33-41 (in Russ.).

Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс (далее также - ТЭК), вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны.

Одной из крупнейших отраслей ТЭК является угольная1, которая состоит из нескольких взаимосвязанных сфер (секторов). Операции, связанные с добычей, переработкой и транспортировкой угля, образуют отдельную сферу, в которую мы не включаем мелкооптовую продажу угля и углепродукции, его выдачу социальным потребителям, а также экспорт угля.

Можно привести следующее авторское определение сферы добычи, переработки и транспортировки угля - это совокупность видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов по добыче и переработке угля, его транспортировке на переработку, склад (иное хранилище) либо государственному или муниципальному заказчику, а также покупателю, в том числе по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд2.

Под добычей угля понимается процесс извлечения угля из недр или с поверхности земли с помощью технических средств (в России добывают в основном каменные и бурые угли, а также антрациты). Способы добычи угля зависят от глубины залегания угольных пластов. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает ста метров. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты (самые глубо-

1 ТЭК включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации. (См.: Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 // СПС КонсультантПлюс).

2 В данном случае важен факт транспортировки значительных объемов угля, длящийся во времени, т.е. перемеще-

ние угля соответствующим видом транспорта из одного пун-

кта в другой (независимо от расстояния).

кие шахты на территории России добывают уголь с уровня чуть более 1 100 м - например, шахта «Комсомольская» Воркутинского угольного месторождения).

Переработка угля - процесс воздействия на уголь с целью получения из него вторичных продуктов на угледобывающих предприятиях, прежде всего обогатительных фабриках, заводах по производству кокса. Большая часть добываемого ископаемого угля становится химическим сырьем, подвергаясь при этом переработке при высоких температурах (пирогенетической). В результате из угля получаются ценные вторичные продукты, назначение которых может быть топливным или химическим [1].

Под транспортировкой угля понимается процесс перевозки (перевалки) угля из одного места в другое с помощью транспортных средств. При транспортировке уголь приобретает статус груза, такая перевозка требует соответствующего правового оформления. Уголь транспортируется преимущественно железнодорожным транспортом, реже - морским и автомобильным.

Уголь, на наш взгляд, - недооцененный топливный ресурс. Несмотря на то что он является одним из важнейших полезных ископаемых, источником производства электрической и тепловой энергии, в том числе для коммунально-бытовых нужд, незаменимым технологическим сырьем для металлургической, химической и других отраслей промышленности, основную ставку все сейчас делают на нефть и газ, забывая, что люди много веков назад уже использовали уголь в качестве топлива. При этом мировых запасов угля, по оценкам специалистов, должно хватить на тысячу лет, тогда как запасы нефти и газа могут истощиться в ближайшие лет пятьдесят3.

3 См.: Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 13 нояб. 2009 г. № 1715-р // СПС КонсультантПлюс.

По данным Минэнерго России4, по разведанным запасам угля Россия занимает 3-е место в мире (на ее территории расположено 30 % мировых запасов угля, из них 93 % - в восточной части страны, 7 % - в центральной), по объемам добычи - позицию 6-го крупнейшего мирового производителя (с долей в 5,3 % по итогам 2018 г.). В 2019 г. добыча угля достигла 440,65 млн т (+0,2 % к 2018 г.), объем поставок угля на внутренний рынок составил 182 млн т (+0,3 %). В 2018 г. было добыто 439,3 млн т угля (+6,8 % к 2017 г.), в том числе открытым способом - 331 млн т, подземным способом - 108,3 млн т. Добыто 94,2 млн т углей для коксования, из которых 3/4 - доля Кузбасса (Кемеровская область), также здесь добыто 255,3 млн т угля, что составляет около 60 % от общероссийского объема добычи. По состоянию на 1 января 2019 г. добычу угля в Российской Федерации осуществляли 166 угольных предприятий, в том числе 57 шахт и 109 разрезов. Совокупная производственная мощность по добыче угля на конец 2018 г. составила 411,2 млн т. Лучшие результаты по добыче угля показали такие угледобывающие компании, как СУЭК (добыто 110,3 млн т), Кузбас-сразрезуголь (45 млн т), СДС-уголь (25,9 млн т).

По состоянию на 1 января 2019 г. объем производственных мощностей угледобывающих предприятий составил 475,0 млн т угля в год (+17,8 млн т к уровню прошлого года), в том числе на шахтах - 126,5 млн т (+2,3 млн т), на разрезах -348,5 млн т (+15,5 млн т). Коэффициент использования мощностей составил 96 %. На обогатительных фабриках и установках переработано 199 млн т угля (45,3 % от общего объема добытого угля) и 92,9 млн т угля для коксования (98,6 % от общего объема угля для коксования).

Существенный прирост объема добычи угля повлек за собой увеличение объемов поставок угольной продукции. Общий объем поставок угля составил в 2018 г. 373,9 млн т, в том числе на внутренний рынок - 180,7 млн т, на экспорт - 193,2 млн т. Основной прирост внутреннего потребления угля был обеспечен за счет поставок на нужды населения и ЖКХ, а также группы миноритарных потребителей (Минобороны России, Федеральная пограничная служба, ПАО «РЖД», Росрезерв России, цементные заводы и др.).

В связи с увеличением объемов поставок начато расширение пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей,

что позволит обеспечить транспортировку в восточном направлении 170 млн т угля к 2023 г. и до 195 млн т - к 2025 г.5

Показатели экономической деятельности угледобывающих и перерабатывающих предприятий свидетельствуют о растущей эффективности отрасли. В 2018 г. средняя численность работников на предприятиях составила 146,9 тыс. человек (+4,3 тыс. человек к уровню 2017 г.). Среднемесячная заработная плата одного работника на предприятиях угледобычи достигла 57,6 тыс. рублей.

Финансовое состояние угольной отрасли остается стабильным. Суммарная прибыль предприятий угольной отрасли на 1 января 2019 г. составила 235,7 млрд рублей (+55,7 млрд рублей к АППГ). Инвестиционная программа угольной отрасли (114 млрд рублей на начало 2018 г.) выполнена на 126 % - по факту объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий составил 143,7 млрд рублей. При этом в основной капитал шахт было инвестировано 59,6 млрд рублей, разрезов - 61,6 млрд рублей, обогатительных фабрик и установок - 14,7 млрд рублей, других предприятий - 7,8 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют об увеличении инвестиционной привлекательности предприятий угольной отрасли.

Вышеперечисленные достижения благотворно отразились на доходности предприятий сферы добычи, переработки и транспортировки угля, а также на пополнении федерального бюджета. Однако все эти положительные факторы привлекли внимание представителей преступной среды и сфера добычи, переработки и транспортировки угля стала предметом их преступного интереса.

Кроме того, имеется ряд обстоятельств, способствующих преобразованию такого интереса в реальные преступные посягательства. В отличие от других видов топлива (нефть, газ) уголь украсть проще, а главное - безопаснее. Например, в большинстве угольных регионов имеются поверхностные залежи угля, которые не годятся для промышленной разработки по причине их малозначимости, однако их можно вскрыть, разрабатывать с помощью экскаватора и вывозить на грузовике навалом либо в мешках на автомашинах. Конечно, такой уголь будет низкого качества, но и на него всегда найдутся покупатели. Начальник ГУ МВД России по Кемеровской области генерал-лейтенант полиции Ю. Н. Ларионов пишет:

4 Здесь и далее по тексту используются официальные статистические показатели Минэнерго России по угольной отрасли. URL : http:// minenergo.gov.ru/node/435

5 См.: Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 21 июня 2014 г. № 1099-Р // СПС КонсультантПлюс.

«В последнее время тактика „черных копателей" приняла характер краткосрочных „набегов", когда уголь добывается преимущественно в ночное время в течение 2-3 дней, после чего злоумышленники меняют место добычи»6. Помимо этого, в отдельных регионах имеются законсервированные либо заброшенные шахты, которые также служат «приманкой» для преступников, занимающихся нелегальной добычей угля.

Еще одним обстоятельством, способствующим увеличению интереса преступной среды к сфере добычи, переработки и транспортировки угля, выступает масштабная государственная поддержка угольной промышленности. В рамках Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года предприятиям и организациям выделяют бюджетные средства на ведение экологического мониторинга на ликвидируемых шахтах и разрезах, мероприятия по оперативной ликвидации провалов земной поверхности, тушение пожаров и породных отвалов, рекультивацию нарушенных земель и т. д. Выделение средств предусмотрено и другими государственными программами: «Энергоэффективность и развитие энергетики», «Охрана окружающей среды», «Комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск, и переселения жителей с подработанных территорий». Анализ практики показал, что в ряде регионов уже совершены преступные посягательства на денежные средства, выделяемые в порядке субсидирования, в том числе присвоение и растрата, нецелевое расходование бюджетных средств и др. (примеры см. ниже).

По данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в 2019 г. в топливно-энергетическом комплексе было зарегистрировано 1 382 преступления экономической направленности, следствие по которым обязательно (363 - коррупционной направленности)7. Из них 808 - против собственности, 264 - в сфере экономической деятельности, 64 - против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, 82 - против интересов службы в коммерческих и иных организаци-

ях. Окончены расследованием уголовные дела по 996 преступлениям, по 776 из них уголовные дела направлены в суд. Привлечены к уголовной ответственности 1 013 лиц. Размер установленного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 11 535 872 тыс. рублей. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег, ценностей на сумму 3 168 733 тыс. рублей8.

На долю угольного сектора, как правило, приходится 10-12 % от общего количества выявленных преступлений. В сфере добычи, обогащения и агломерации каменного и бурого угля, производства кокса зарегистрировано 21 экономическое преступление, из которых 15 - против собственности, 5 - в сфере экономической деятельности (в 2018 г. соответственно 15, 7, 7). Основными предметами этих преступлений выступали уголь, денежные средства, оборудование и иное имущество угледобывающих и перерабатывающих предприятий.

Анализ практики подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции также показал, что в рассматриваемой сфере чаще всего совершаются преступления против собственности, в основном кражи и мошенничества. При этом относительно краж угля, горно-шахтного и иного оборудования, материалов и иных товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) важен не столько способ, сколько место совершения хищения. Так, кражи вышеперечисленных предметов совершались с мест добычи угля (как легальной, так и нелегальной), с мест хранения угля и иных ТМЦ, а также при транспортировке по железной дороге. Например, в ноябре 2016 г. сотрудники УЭБиПК ГУ МВД России по Кемеровской области при силовой поддержке СОБР задержали с поличным семь человек, осуществляющих горные работы возле д. Черепаново и вывоз угля с помощью

6 Ларионов Ю. Н. На защите черного золота // Щит и меч. 2016. № 44. С. 4.

7 См.: Сведения о результатах работы подразделений

экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за январь-декабрь 2019 г.: сводный отчет по России. Ф. 495. Кн. 101.

М.: ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2020.

8 В 2018 г. в ТЭК было зарегистрировано 1 771 преступление экономической направленности, следствие по которым обязательно (407 - коррупционной направленности). Из них 886 - против собственности, 384 - в сфере экономической деятельности, 112 - против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, 128 - против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Окончены расследованием уголовные дела по 1 172 преступлениям, по 866 из них уголовные дела направлены в суд. Привлечены к уголовной ответственности 1 232 лица. Размер установленного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 11 998 088 тыс. рублей. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег, ценностей на сумму 4 708 363 тыс. рублей. (См.: Сведения о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности за 2018 год: сводный отчет по России. Ф. 5 (050). Т. 2. Л. 72-79. М.: ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2019. Экз. № 3).

специальной техники. Полицейские обнаружили место, куда преступники вывозили уголь для дальнейшей транспортировки и продажи. В двух штабелях хранился добытый уголь общим весом 1 300 т. Установлено, что организаторами угледобычи являются трое ранее судимых местных жителей, которые наняли людей для работы на нелегальном угольном разрезе. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 158 УК РФ9.

Относительно мошенничеств в рассматриваемой сфере более важен способ совершения. Из материалов практики видно, что мошенничества совершались путем заключения договоров на поставку угля по завышенным ценам; предоставления фиктивных договоров купли-продажи с целью хищения денежных средств федерального бюджета, выделяемых в рамках программы «Ветхое жилье» Государственным учреждением по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ); поставки угля низкого качества под видом высококачественной продукции по муниципальному контракту.

Помимо собственно мошенничеств, в данной сфере были выявлены факты мошенничества при получении выплат. В феврале 2019 г. СУ ГУ МВД России по Иркутской области по материалам УЭБиПК возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159.2 УК РФ по факту хищения денежных средств при получении субсидии (имело место искусственное завышение стоимости приобретенного угля с целью получения субсидии на возмещение недополученных доходов, а также заключение фиктивного договора поставки угля без намерения его исполнить). Размер денежных средств, необоснованно полученных в 2017 и 2018 гг. в качестве субсидии из бюджета Иркутской области в целях возмещения недополученных доходов, составил более 14,2 млн рублей.

В сфере добычи, переработки и транспортировки угля неоднократно выявляются факты незаконного предпринимательства, как правило, совершаемого путем добычи угля без лицензии либо с нарушением пространственных границ предоставленного в пользование участка недр, а также путем незаконной эксплуатации объекта по добыче угля (например, шахты) либо объекта, использующего уголь в качестве топлива (например, котельной).

Помимо вышеуказанных, в рассматриваемой сфере выявлен ряд должностных (злоупотребле-

9 Здесь и далее по тексту приведены примеры из практики территориальных подразделений ЭБиПК МВД России, предоставленные 11 отделом Управления «Р» ГУЭБиПК МВД России.

ние полномочиями) и коррупционных (получение и дача взятки) преступлений10. Например, в декабре 2016 г. СО по г. Чебаркуль СУ СК России по Челябинской области возбуждено в отношении Т. уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, в отношении С. - по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ. Установлено, что С. дал взятку в виде денег в общей сумме 213 тыс. рублей должностному лицу МУП «Тепло-ком» Т. за незаконные действия, связанные с приемкой продукции по договору о поставке угля, заключенному между подконтрольным С. ООО «Топливосбыт» и МУП «Теплоком».

Достаточно распространенным видом преступлений, совершаемых участниками предпринимательской деятельности в сфере добычи, переработки и транспортировки угля, являются налоговые преступления, в том числе всевозможные уклонения от уплаты налогов (путем недостоверного декларирования, заключения фиктивных договоров с фирмами-однодневками, маскировки объекта налогообложения, нарушения порядка учета затрат на производство и реализацию товаров и т. п.) и сокрытие имущества от налогообложения.

Также выявлены факты валютных преступлений, в частности уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации и совершения валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов.

Например, в 2018-2019 гг. Управлением «Р» ГУЭБиПК МВД России совместно с УЭБиПК МВД России по Кемеровской области и Кемеровской таможней проведены оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых установлено, что в 2013 г. между ООО «УК Заречная» (далее - ООО) в лице гендиректора Х. и дочерней компанией «CCZ Trade SA» (Швейцария) в лице исполнительного директора А. заключено фиктивное соглашение о субординированном займе, на основании которого руководством ООО открыт паспорт сделки в Кемеровском филиале ОАО «Сбербанк России», после чего девяти денежными переводами на счет «CCZ Trade SA» перечислено 20 млн долларов США (по курсу ЦБ РФ это составило 1 312 496 200 рублей). Затем паспорт сделки был

10 В скобках указаны наиболее часто выявляемые виды

таких преступлений.

переведен в Кемеровский филиал Газпромбанка. При этом денежные средства по соглашению на счета ООО не перечислялись. С целью невозврата валютной выручки руководство компании инициировало процедуру банкротства «CCZ Trade SA», после чего в октябре 2015 г. фирма была ликвидирована. В результате руководством ООО были нарушены требования действующего валютного законодательства о возврате на счета резидента в уполномоченном банке в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в особо крупном размере. По данному факту Кемеровской таможней в апреле 2019 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 193 УК РФ.

Помимо рассмотренных выше преступлений, в сфере добычи, переработки и транспортировки угля также совершаются иные преступления, например присвоение или растрата, коммерческий подкуп и др.11

Результаты проведенного исследования показали, что подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел осуществляют планомерную и эффективную работу по декриминализации сферы добычи, переработки и транспортировки угля. Активную поддержку им оказывает 11 отдел Управления «Р» ГУЭБиПК МВД России, сотрудники которого выезжают в служебные командировки в ГУ МВД (УМВД) по субъектам Российской Федерации в целях оказания практической помощи, а также проведения комплекса совместных оперативно-розыскных мероприятий.

Несмотря на это, имеется несколько направлений повышения эффективности противодействия вышеуказанным преступлениям, достижение которого должно осуществляться путем реализации комплекса мер, предпринимаемых не только органами внутренних дел, но и другими компетентными органами власти и управления в части разработки и реализации правовых, экономических, социальных, организационных мер и мероприятий.

11 Например, по оперативным материалам ГУТ МВД России в феврале 2018 г. по факту контрабанды угля возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ. Установлено, что организованной группой (ОГ), состоящей из граждан Украины, совершена контрабанда стратегически важного ресурса - каменного угля марки «антрацит». Общий объем незаконно перемещенного стратегически важного ресурса составил 4 336 т на сумму более 10,8 млн рублей. Дополнительно выявлено пять эпизодов преступной деятельности ОГ, ущерб по которым составил 27,7 млн рублей. Установлены участники ОГ, в том числе ее организатор.

В целях совершенствования правового регулирования добычи, переработки и транспортировки угля полагаем целесообразным:

закрепить в нормативном правовом акте норму о том, что каменный и бурый уголь является опасным грузом (в настоящее время используется судебная практика, неоднозначно трактующая положения правил перевозки опасных грузов (МОПОГ, ДОПОГ и др.), в перечне опасных грузов которых указан «уголь животного или растительного происхождения»; в ГОСТах этого нет);

разработать и утвердить в установленном порядке: методику расчета нанесенного ущерба государству при самовольном пользовании недрами; методику оценки ущерба, нанесенного недрам при несоблюдении правил разработки угольных (и иных) месторождений;

закрепить основания досрочного прекращения прав пользования недрами по инициативе государства в одностороннем порядке (установить закрытый перечень таких оснований);

установить налоговые и иные стимулы хозяйствующим субъектам в сфере добычи и переработки угля за использование технологий по глубокой переработке угля, утилизации метана, газификации угля12;

упростить и существенно сократить сроки процедуры согласования документов и принятия решения по предоставлению лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождения в результате работ, проведенных за счет собственных средств недропользователей;

предоставлять исключительные права на добычу угля лицам, открывшим месторождение в результате геологического изучения;

законодательно закрепить льготы для хозяйствующих субъектов, проводящих активную инновационную политику, поиск самых эффективных современных технологий добычи и переработки угля.

В целях совершенствования организационного регулирования добычи, переработки и транспортировки угля представляется эффективным:

внедрять методы дистанционного контроля за основными территориями добычи угля, в том числе для предотвращения фактов незаконного недропользования и выявления незаконных

12 Газификация угля активно развивается в Китае: до 2020 г. будет произведено 50 млрд т синтез-газа (эквивалентно 25 млрд т природного газа). Себестоимость производства миллиона тепловых единиц синтез-газа почти вдвое дешевле стоимости миллиона тепловых единиц импортируемого природного газа. Уголь может заменить даже нефть - в ЮАР функционируют заводы, производящие моторное топливо из угля.

угольных разрезов (здесь целесообразно использовать опыт ГУ МВД России по Кемеровской области по организации авиарейдов, использованию беспилотных летательных аппаратов с целью выявления незаконных угольных разрезов)13;

ввести прямое финансирование угольных предприятий из федерального бюджета в размере стоимости угля, поставленного потребителям бюджетной сферы (как государственный заказ на конкурсной основе), а также разработать комплекс мер по снижению задолженности за угольную продукцию предприятий военно-промышленного, аграрного, коммунально-бытового комплексов;

консолидировать угольщиков в условиях появления передовых технологий, развития жесткой конкуренции, ориентировать их на совместное решение проблем, внедрение лучших современных технологий, обмен опытом14;

повысить эффективность и уровень автоматизации производства, тем самым способствовать снижению себестоимости угля;

рассмотреть возможность использования технологий Китая и Южной Кореи по строительству теплоэлектростанций на котлах с кипящим слоем, которые используют в качестве энергоносителей уголь с калорийностью ниже 4 тыс. (при этом добиваясь очень высокой эффективности этих котлов и выбросов в атмосферу на уровне выбросов газовых котельных);

повысить уровень безопасности работников угольной отрасли путем прохождения стажировок сотрудников служб безопасности шахт и других объектов отрасли (в г. Новокузнецке строится национальный аэромобильный центр МЧС России, где будут тренироваться специалисты военизированной горноспасательной части (ВГСЧ), в том числе в реальных условиях шахт).

В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями в рассматриваемой сфере считаем необходимым:

организовать своевременный сбор, изучение и анализ информации, связанной с состоянием, тенденциями, прогнозированием развития криминогенной ситуации в сфере добычи угля, его переработки и транспортировки (в целом в угольной отрасли) и определением основных направлений деятельности органов внутрен-

13 См.: Ларионов Ю. Н. На защите черного золота // Щит и меч. 2016. № 44. С. 4.

14 См.: Выступление губернатора Кузбасса С. Цивилува на Первом всероссийском съезде угольщиков (Новокузнецк, 2019 г.). URL: https://www.kem.kp.ru/online/news/3380308/

них дел по борьбе с преступлениями в указанной отрасли;

провести информационно-аналитическое исследование с целью выявления факторов, способствующих совершению преступлений в указанной сфере, и разработать комплекс мер по их нейтрализации (в том числе совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти [2]);

организовать проведение мониторинга распределения и расходования бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года (особенно в части выделения бюджетных средств на ведение экологического мониторинга на ликвидируемых шахтах и разрезах, мероприятия по оперативной ликвидации провалов земной поверхности, тушение пожаров и породных отвалов, рекультивацию нарушенных земель) и других государственных программ, таких как «Энергоэффективность и развитие энергетики», «Охрана окружающей среды», «Комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск, и переселения жителей с подработанных территорий», с целью выявления хищений, нецелевого расходования бюджетных средств и других преступлений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

активизировать работу по выявлению преступлений в сфере предоставления бесплатного пайкового угля для бытовых нужд в рамках реализации мероприятий по направлению «Социальная поддержка работников, уволенных в связи с ликвидацией компаний по добыче угля» (в 2018 г. среднегодовая численность фактически получивших уголь составила 22 794 человека, суммарный объем выданного пайкового угля составил 132,3 тыс. т);

организовать проведение профилактических мероприятий, направленных на отработку частного жилого, коммунального, строительного секторов участковыми уполномоченными, по выявлению наличия на участках «запасов» полезных ископаемых (горы угля, угольных брикетов, мешков от них) и установлению правомерности как их приобретения, так и реализации покупателю;

проводить с личным составом учебные занятия в рамках служебной подготовки с целью изучения нормативных актов и специальной литературы, возможно, с привлечением специалистов для получения знаний, необходимых в осуществлении практической деятельности по противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым

в сфере добычи угля, его переработки и транспортировки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глубокая переработка бурых углей с получением жидких топлив и углеродных материалов : монография / под ред. Г. И. Грицко. - М. : ФГУП «Издательство СО РАН», 2017. - 213 с.

2. Горенская Е. В., Васильев Э. А. Информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти в системе информационного обеспечения противодействия экономическим преступлениям в топливно-энергетическом комплексе // Вестник МВД России. 2018. № 4. С. 119-130.

REFERENCES

1. Glubokaya pererabotka burykh uglej s polucheniem zhidkikh topliv i ugle-rodnykh materialov: monografiya / pod red. G. I. Gritsko (Deep processing of brown coal to produce liquid fuels and carbon materials: monograph), Moscow: FSUE "publishing house of SB RAS", 2017, 213 p.

2. Gorenskaya E. V., Vasiliev E. A. Vestnik MVD Rossii (Bulletin of the Ministry of internal Affairs of Russia), 2018, No. 4, pp. 119-130.

Рукопись поступила в редакцию 20.01.2020, принята к публикации 14.09.2020.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Елена Владимировна Горенская, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник 2 отдела по исследованию проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступлениям экономической направленности в сферах национального хозяйства научно-исследовательского центра № 3 по исследованию проблем противодействия преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25,стр.1)

ORCID ID: 0000-0001-9063-8750

E-mail: elle1508@rambler.ru

Тел.: 8 (495) 214-23-62

Алексей Игоревич Попов, заместитель начальника 11 отдела Управления «Р» Главного управления экономической безопасности и про-

тиводействия коррупции МВД России» (Российская Федерация, г. Москва, Рязанский пер., д. 1) E-mail: elle1508@rambler.ru Тел.: 8 (495) 214-23-62

Евгения Игоревна Артюшенко, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник 1 отдела научно-исследовательского центра № 3 по исследованию проблем противодействию преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1) E-mail: eartiushenko@mvd.ru Тел.: 8 (495) 214-23-61

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Elena V. Goranskaya, Candidate of legal Sciences, associate Professor, leading researcher of the Department 2 research center No. 3, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) ORCID ID: 0000-0001-9063-8750 E-mail: elle1508@rambler.ru Tel.: 8 (495) 214-23-62

Alexey I. Popov, Deputy head of the 11th Department of the "R" Department of the Main Department of economic security and anti-corruption of the Ministry of Interior of the Russian Federation. E-mail: elle1508@rambler.ru Tel.: 8 (495) 214-23-62

Evgenya I. Artyushenko, Candidate of legal Sciences, leading researcher of the Department 1 research center No. 3, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)

E-mail: eartiushenko@mvd.ru Tel.: 8 (495) 214-23-61

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Горенской Е. В. проведен анализ законодательства, специальной литературы, статистических данных по теме исследования. Выделены особенности сферы добычи, переработки и транспортировки угля, обусловливающие интерес преступной среды. Рассмотрены виды и спо-

собы совершения экономических преступлений в данной сфере. Сформулированы выводы и предложения.

Поповым А. И. изучены материалы территориальных подразделений ЭБиПК МВД России, а также информационно-справочные, оперативные и иные материалы органов внутренних дел по теме исследования. Подобраны примеры из практики и обширного личного опыта противодействия экономическим преступлениям в сфере добычи, переработки и транспортировки угля.

Артюшенко Е. И. изучены нормативные правовые акты и специальная литература по теме исследования. Проведено анкетирование уголовных дел по теме исследования, интервьюирование сотрудников территориальных подразделений ЭБиПК МВД России.

AUTHORS' CONTRIBUTION

Gorenskaya E. V. the analysis of legislation,

special literature, and statistical data on the topic of the study was carried out. The features of the sphere of coal mining, processing and transportation that determine the interest of the criminal environment are highlighted. The types and methods of committing economic crimes in this area are considered. Conclusions and suggestions are formulated.

Popov A. I. studied the materials of territorial divisions of the Ministry of internal Affairs of Russia, as well as information and reference, operational and other materials of internal Affairs bodies on the subject of the study. Examples from practice and extensive personal experience in countering economic crimes in the field of coal mining, processing and transportation are selected.

Artyshenko E. I. studied normative legal acts and special literature on the topic of research. The survey of criminal cases on the subject of the study, interviewing employees of territorial divisions of the Ebipk of the Ministry of internal Affairs of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.