КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ
Н.И. САЗОНОВА, кандидат юридических наук natalie.sazonova @yandex.ru
Аннотация. Анализируются причины и условия, способствующие биологическому и социальному дезадаптации отсталых людей.
Ключевые слова: биологическая и социальная дезадаптация, черепно-мозговые травмы, умственно отсталые лица, психопатологические нарушения.
CRIMINAL AGGRESSION OF PERSONS WITH INTELLECTUAL BACKWARDNESS: SOME REASONS AND CONDITIONS
N.I. SAZONOVA, candidate of jurisprudence
Annotation. The article analyses causes and conditions conducive to biological and social desadaptation of retarded persons.
Key words: biological and social desadaptation, retarded persons, craniocerebral trauma, alcoholism, psycho-pathological disorder.
Несмотря на то что в последние годы в России уменьшилось количество больных с установленным диагнозом умственной отсталости (на 100 тыс. населения в 1999 г. — 25,5, в 2005 г. — 16,6'), количество преступлений, совершенных лицами, имеющими такое заболевание, не уменьшается. Причем в структуре правонарушений на первое место выходят насильственные агрессивные действия, отодвигая ранее распространенные имущественные деликты на второй план.
По данным ВОЗ, а также многих отечественных и зарубежных авторов, распространенность умственной отсталости в популяции колеблется в пределах от 1 до 3% населения. В регионах, где отмечено воздействие экопатогенных факторов, а также выявлены изолированные социальные группы, распространенность этой патологии может достигать 7%. Среди мужчин умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. Подобное соотношение заметно при легкой степени психического недоразвития. При выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между полами не наблюдается2.
По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, за последние 30 лет в России значительно увеличилось количество заболеваемости психическими расстройствами. Так, заболеваемость психозами увеличилась в 1,5 раза, психическими расстройствами — в 3,1, умственной отсталостью — в 3,8, алкоголизмом — в 8,7 раз. Для умственной отсталости характерно увеличение легких ее форм. Среди причин роста за-
болеваемости умственной отсталостью отмечается злоупотребление психоактивными веществами и некоторыми лекарственными препаратами беременными женщинами, ухудшение экологической ситуации, повышение уровня и качества медицинской помощи и увеличение вследствие этого выживание детей с тем или иным поражением центральной нервной системы.
Умственная отсталость — группа разных наследственных врожденных или рано приобретенных состояний общего психического недоразвития. Согласно МКБ-10 умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных потребностей.
Проявления криминальной агрессии у лиц с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая обусловлена распространением этой формы психической патологии: лица с умственной отсталостью составляют от 1 до 5% населения, если принимать во внимание пограничные формы — около 15% населения являются лицами с интеллектуальной недостаточностью и высоким удельным весом криминального поведения среди лиц с этой патологией3.
В России лица с умственной отсталостью в 1997 г. составили 6,2% всех лиц, признанных вменяемыми в ходе судебно-психиатрической экспертизы и в отношении которых рекомендовалось применение ст. 22 УК. В 1999 г. этот показатель составил 5,9%. В
Москве4 в 1997 г. применение «ограниченной» вменяемости рекомендовалось в 60% случаев в отношении подэкспертных с органическим поражением центральной нервной системы, в 16,4 — лиц с умственной отсталостью, в 7 — расстройствами личности, в 4 — эпилепсией, в 3% — больных шизофренией. Анализ данных применения ст. 22 УК в ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского за тот же период показывает, что умственно отсталые — на третьем месте по количеству после лиц с органическим поражением мозга и расстройствами личности.
Большой удельный вес лиц с умственной отсталостью среди подэкспертных с «ограниченной» способностью руководить своими действиями объясняется несколькими причинами. Основной из них является увеличение количества первичных и повторных правонарушений, совершаемых умственно отсталыми лицами, и, соответственно, увеличение количества этих лиц, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу.
Нарушения при умственной отсталости проявляются в следующих областях: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные (межличностные) контакты, использование ресурсов общества, самоконтроль, учебные навыки, работа, досуг, состояние здоровья и безопасность. Психические расстройства распределяются в континууме «психическое здоровье — пограничное состояние или психические аномалии — психоз или слабоумие». При умственной отсталости наблюдается та же закономерность: выраженность интеллектуального недоразвития может быть от пограничной умственной отсталости, граничащей с интеллектуальной нормой, до глубокой ее степени, требующей пожизненного наблюдения и ухода.
Степень выраженности нарушений психической деятельности лиц с умственной отсталостью зависит от уровня интеллектуального недоразвития. Но даже при легкой форме этой патологии отмечается затруднение или нарушение адекватного и полноценного социального функционирования индивидуума. При умственной отсталости нарушается основное качество социальной адаптации — процесс усвоения практического опыта, моральных и правовых ценностей, способность прогнозировать и адекватно оценивать свои действия.
По мере снижения тяжести умственной отсталости заметно усиление влияния биологических и психосоциальных факторов к адаптации. В условиях удовлетворительного и заботливого микроокружения, доступности медико-реабилитационного обслуживания лица с умственной отсталостью способны усвоить поведенческие нормы, навыки несложного физического труда, становятся систематически трудоспособными, адаптируются в окружающем и «растворяются» в обществе, нечем себя не проявляя5.
Одной из форм проявлений биологической и социальной дезадаптации с юридической точки зрения
является совершение умственно отсталыми лицами общественно опасного деяния. Среди причин такой формы дезадаптации исследователи называют некоторые психопатологические особенности этого расстройства, социально-биологическую предрасположенность к асоциальным реакциям.
Ухудшения психического состояния при умственной отсталости обычно связаны с так называемой отрицательной динамикой этого расстройства. Декомпенсация (срыв компенсации) представляет собой вариант отрицательной динамики умственной отсталости. Декомпенсации возникают под влиянием неблагоприятных факторов: переходные возрастные кризы, перенесенные травмы головного мозга, интоксикации, в том числе злоупотребление спиртными напитками, соматические заболевания, длительные психотравмирующие ситуации6.
В последние годы разрабатываются методы дифференцированной профилактики общественно опасных деяний психически больных7. Суть такого подхода заключается в разработке профилактических и реабилитационных мер для каждого лица с учетом механизма совершения правонарушения, ведущего синдрома в клинической картине заболевания, личностных особенностей пациента, микросоциальных условий, в которые он попадает после отмены принудительного лечения. Наряду с этим уделяется внимание разработке методов вторичной психопрофилактики противоправного поведения умственно отсталых посредством обучения их методам разрешения конфликтных ситуаций, расширению социальных контактов, проводятся тренинги общения, ролевые игры, приемы релаксации, способы реагирования и управления гневом.
Умственная отсталость — патология, обусловленная врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющая или делающая полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Исследователям, занимавшимся изучением этого расстройства, выделены разные степени выраженности и клинические варианты этой патологии, и все они единогласны в том, что умственная отсталость сопровождается нарушением социальной адаптации даже в случаях легких клинических проявлений8.
Лица с умственной отсталостью способны в специальных школах получить образование, хотя они не достигают социально уровня людей с нормальным школьным образованием. Обучение в специальных школах дает им возможность усвоить ограниченные поведенческие нормы, но они могут охватить небольшой набор общественных функций. Это ограничивает способность лиц с умственной отсталостью к адаптации и сужает рамки их функционирования в обществе.
В России удельный вес лиц с умственной отсталостью в структуре всех зарегистрированных в 1996
г. психически больных составил 23,9%, а в 2000 г. болезненность составила 683,7 на 100 тыс. населения. В структуре психических расстройств, которые послужили причиной освобождения молодых мужчин от призыва в Вооруженные Силы РФ в 1996—2000 гг., умственная отсталость занимала первое место и составляла от 35 до 46%. Среди контингентов психически больных умственная отсталость занимает третье место — 23,7%, или 993 165 больных, при этом тенденция к устойчивому росту заболеваемости этой патологией будет сохраняться9.
Динамика распространенности умственной отсталости во многих странах характеризуется тенденцией к росту, особенно легких ее форм. Основную причину эксперты усматривают в улучшении выявляемости и в связи с развитием психиатрических служб. Кроме этого, выделяют целый ряд оснований для увеличения количества умственно отсталых больных в популяции:
® ухудшение генофонда в результате снижения качества жизни, разных социальных катаклизмов, произошедших в нашей стране («раскулачивания», репрессии и вынужденные эмиграции, войны и «боевые операции»);
Ф снижение детской смертности за счет улучшения качества реанимационных мероприятий в родовспомогательных учреждениях, внедрения новых методов лечения в педиатрии, что способствует увеличению продолжительности жизни детей с дефектами психического развития;
Ф неблагоприятная экологическая остановка, негативно влияющая на течение беременности и развитие плода, приводящая к повышению уровня мутаций в популяции10.
Классификацию легкой умственной отсталости по типу эмоционально-волевых расстройств разработал А.А. Чуркин, выделив психопатоподобный, дисфо-рический (преобладание тревожно-эмоционального фона), уравновешенный, апатико-абулический (нарушения волевой сферы, отсутствие желаний и побуждений к деятельности; синдром апатии и абулии, для которого характерны душевная опустошенность, психическая и физическая адинамия; бедность аф-фектной сферы; безучастность к себе и окружающим реалиям) и мориоподобный (эйфорический, больные беспечно-благодушны, безмятежны, но безынициативны, пассивно подчиняемы; иногда склоны к примитивным однообразным фантазиям, касающихся их узких интересов; состояние показного стремления, паясничания)11. Лица, признанные невменяемыми, имели в основном мориоподобный вариант патологии, а наиболее криминогенным среди лиц, признанных вменяемыми, был психопатоподобный.
Многие исследователи обращали внимание на определяющую роль эмоционально-волевых расстройств у лиц умственно отсталых в возникновении социальной дезадаптации, приводящей к формиро-
ванию криминального поведения12. Они установили, что между выраженностью интеллектуальной недостаточности и видом эмоционально-волевых нарушений у лиц с умственной отсталостью имеется определенная зависимость. Так, для лиц с умственной отсталостью характерны сексуальные девиации, связанные с нарушением психосексуального развития. У мужчин с умственной отсталостью часто имеют место эксгибиционизм, педофилия и зоофилия, а у женщин — проституция. Склонность умственно отсталых к преступлениям против половой свободы связывает с перенесенными ими в детском возрасте сексуальными домогательствами.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что перенесенные черепно-мозговые травмы, интоксикация, злоупотребление алкогольными напитками, соматические заболевания и психогении способствуют отрицательной динамике умственной отсталости у лиц с подобными отклонениями. Распространенность агрессивного поведения среди этой категории лиц составляет от 3,3 до 36%. Лица с умственной отсталостью среди всех правонарушителей, попавших в выборку, составляют до 3,2%13, а каждый пятый испытуемый, направляемый в места лишения свободы, обнаруживает данную психическую патологию14. У трети подростков (30,3%), совершивших правонарушение и направленных на судебно-психиатрическую экспертизу, диагностируется умственная отсталость15. Более 90% лиц с умственной отсталостью, подвергшихся судебно-медицинской экспертизе, совершали криминальные деликты до 26 лет, так как в этом возрасте они выходят из-под контроля семьи, вспомогательных школ, психиатров.
Среди правонарушителей с психическими расстройствами, проживающими в сельской местности, умственная отсталость обнаруживается у 80% испы-туемых16. В России за последнее десятилетие увеличилась доля больных с умственной отсталостью среди лиц, признанных судом невменяемыми, с 8 до 22%17.
Совершение умственно отсталыми лицами правонарушений является формой проявления биологической и социальной дезадаптации. Среди ее причин исследователи называют психопатологические особенности и социально-биологическую предрасположенность к асоциальным реакциям. Низкий интеллект в чистом виде не является определяющим фактором в этиологии криминального поведения, и большее значение отводится нарушениям межличностных связей.
Сочетание интеллектуального недоразвития, эмоционально-волевых расстройств и повышенной восприимчивости к внешне средовым влияниям у умственно отсталых лиц приводит к их биологической и социальной дезадаптации, нередко реализующейся в агрессивных действиях. Среди отечественных и зарубежных исследователей отсутствует единое
мнение о факторах риска, мотивах и механизмах формирования криминальной агрессии умственно отсталых. Дискуссионным остается вопрос о сочетании и соотношении биологических и социальных факторов в генезисе разных видов общественно опасных действий.
Среди правонарушителей с умственной отсталостью преобладают лица с легкой ее степенью. Так, среди больных с диагнозом «умственная отсталость» у 67—81% определяется легкая ее степень, и только у 19—33% — умеренная и выраженная. Легкая интеллектуальная недостаточность не препятствует пониманию социальных норм, но в сочетании с эмоционально-волевыми нарушениями часто приводит к асоциальным поступкам. В то же время асоциальное поведение не является симптомом умственной отсталости.
Криминальное поведение лиц с умственной отсталостью часто бывает вызвано разводом родителей, частотой госпитализации в психиатрический стационар, поведенческими расстройствами, социально-экономическим положением семьи, приводящими к формированию агрессивности, холодности, безжалостности по отношению к окружающим. И в раннем, и в зрелом возрасте умственно отсталые лица оказываются в жестокой зависимости от отрицательного влияния микросреды с ее антисоциальными установками, нарушением моральных и правовых норм, потребительским отношением к обществу, наличием организованных криминальных группировок. В период прохождения принудительного лечения лица с умственной отсталостью часто устанавливают тесные контакты с асоциально настроенными больными.
Алкоголь играет весомую роль в формировании криминального поведения среди лиц с умственной отсталостью. При органическом поражении головного мозга алкоголь вызывает декомпенсацию и способствует совершению преступлений. Злоупотребление алкоголем — одно из условий дезадаптации и психопатизации у лиц с умственной отсталостью. Лицам с умственной отсталостью, осложненной алкоголизмом, совершившим насильственное преступление, свойственны повышенная раздражительность и агрессивность, конфликтность, подозрительность и мнительность, ревность, сутяжничество, садизм.
Можно выделить и другие факторы, способствующие возникновению общественно опасного поведения умственно отсталых:
Ф утрата семейных связей, одиночество;
Ф девиантное поведение и учет в инспекции по делам несовершеннолетних;
Ф безнадзорность в детстве;
Ф употребление алкоголя;
Ф воспитание в конфликтной семье;
Ф незавершенность образования во вспомогательной школе;
® черепно-мозговая травма в раннем детстве;
® гетерогенная наследственная отягощенность психическими заболеваниями18.
Придавая социальным причинам немаловажное значение, некоторые исследователи выделяют следующие четыре группы факторов риска криминального поведения:
1) социальные — жилищно-бытовая неустроенность, проблемы трудоустройства, недостаточное пенсионное обеспечение, отсутствие семьи, асоциальное окружение (47,7%);
2) семейные — гипоопека со стороны родителей, отказ родственников от больного, пьянство родителей, частые конфликты в семье, нежелание родственников сотрудничать с психиатром (18,9%);
3) организационные — отсутствие врача-психиатра по месту проживания, нерегулярность диспансерного наблюдения, несвоевременность назначения поддерживающей терапии (16,9%);
4) клинические — ведущий синдром, течение заболевания, наличие (отсутствие) поведенческих нарушений, коморбидность с алкогольной зависимостью, несвоевременность обследования и лечения, необоснованное снятие с диспансерного учета (6,5%)19.
У лиц с легкой умственной отсталостью и дисфо-рическими расстройствами правонарушения отличались чрезвычайной жестокостью и часто безмотив-ностью (убийства, изнасилования и хулиганство).
Причины общественно опасных деяний умственно отсталых необходимо искать в структуре самой личности, поскольку «органический дефект или порок может реализовываться как социально ненормальное поведение». Общественно опасное поведение больных с умственной отсталостью обусловлено дефектом в эмоционально-волевой сфере. У них преобладают непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации, актуальные в данный момент20.
Механизмы совершения общественно опасных деяний психически больными, признанными невменяемыми, принято делить на продуктивно-пс ихотические, совершенные под влиянием той или иной продуктивной психотической симптоматики, и негативно-личностные, обусловленные негативными психическими расстройствами и изменениями личности. В связи с тем что при формировании криминальной агрессии биологические факторы тесно переплетаются с социальными, основным условием профилактики общественно опасных действий лиц с умственной отсталостью являются ранняя диагностика и своевременное проведение комплекса лечебных и социально-психиатрических мероприятий. Большое значение в социализации и улучшении качества жизни умственно отсталых лиц (как методу профилактики агрессии) придается профессиональной целевой подготовке, основанной на этапности учебного процесса:
1) коррекционная школа, где приобретаются начальные трудовые навыки;
2) профессионально-технические училища со специальным классом для умственно отсталых;
3) базовое предприятие училища, где осуществляется практика и дальнейшее трудоустройство этого контингента лиц21.
Анализируя результаты исследований, касающихся общей характеристики лиц с умственной отсталостью22, необходимо отметить, что криминальную агрессию в большинстве случаев совершают лица мужчины в возрасте до 30 лет, при этом подростки 14—18 лет составляют четверть из них.
Большинство лиц с умственной отсталостью, признанных судом вменяемыми, имели среднее специальное образование, но тем не менее были заняты неквалифицированным трудом. Образовательный уровень более чем половины лиц, признанных невменяемыми, соответствовал вспомогательной школе, что в сочетании с наличием группы инвалидности препятствовало их адекватному трудоустройству. В пользу социальной дезадаптации исследуемого контингента лиц свидетельствует также значительная доля лиц с умственной отсталостью, не состоящих в браке и не имеющих детей. Большинству субъектов диагноз «умственная отсталость» был установлен задолго до совершения преступления. Несмотря на то что более половины из них находились под наблюдением психиатров, но в условиях отсутствия заботы и контроля со стороны родных и близких, назначенное лечение не принимали, что является одним из факторов, косвенно влияющих на возникновение у них криминальной агрессии.
Лица с общим психическим недоразвитием, признанные вменяемыми в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы, в дошкольном возрасте не проявляли любознательности, были пассивны, их игры носили простой, стереотипный характер. В школе с трудом усваивали материал. Хуже всего давались точные науки. При переводе во вспомогательную школу успеваемость несколько повышалась. После окончания вспомогательной школы большинство из них с трудом адаптировалось в новом окружении, что было связано со склонностью злоупотреблять алкоголь, конфликтностью, нежеланием выполнять порученную работу. Клинические особенности психических расстройств, злоупотребление алкоголем и асоциальное окружение способствовали совершению правонарушений.
Анализ клинической картины психопатологических расстройств в сочетании с мотивами совершения криминальной агрессии позволяет выделить следующие три индивидуально-личностных типа правонарушителей с умственной отсталостью, оказывающих влияние на совершение противоправных действий, связанных с агрессией:
1) возбудимый (37,9%) — агрессию совершали по собственной инициативе, без провокации со стороны жертвы, нередко в одиночку либо были инициатора-
ми в группе правонарушителей и руководили другими, часто в состоянии алкогольного опьянения;
2) тормозимый (39,5%) — характеризуется зависимым, подчиняемым поведением, при котором совершали преступления под влиянием референтной группы, не являясь ее лидером и инициатором агрессии;
3) импульсивный (22,3%) — общественно опасные деяния совершали в одиночку, импульсивно под влиянием провокационно поведения со стороны жертвы или нередко без существенного повода.
Высокий уровень риска криминальной агрессии у ранее судимых взрослых лиц (у них же высокий риск суицидального поведения). Выявлена зависимость между семейным положением и совершением агрессивных действий в собственном доме против супруги и родных. Криминальная агрессия, направленная против несовершеннолетних, коррелировала с попыткой изнасилования и развратными действиями. Наиболее жестокие виды криминальной агрессии, повлекшие за собой смерть потерпевшего, совершали подростки с умственной отсталостью, не имеющие образования.
У лиц с психическим недоразвитием, признанных невменяемыми в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы, в трети правонарушений (33,3%) наблюдалась импульсивная агрессия, обусловленная имеющейся психопатоподобной симптоматикой, в 27,3% случаев криминальную агрессию совершали с целью завладеть имуществом потерпевшего. Среди подростков самым распространенным мотивом совершения противоправных действий была попытка изнасилования. Половина взрослых и треть подростков с умственной отсталостью совершали криминальную агрессию в состоянии алкогольного опьянения. Смерть и причинение тяжких телесных повреждений как исходы криминальной агрессии имели место только у взрослых. У всех диагностирована умеренная умственная отсталость (по критериям МКБ-10), в 39,4% случаях — с психопатоподобным синдромом, в том числе возбудимый — 61,5%, тормозимый типы — 38,5% случаев. В 53,8% случаях психо-патоподобный синдром сочетался с алкоголизмом.
Клиническая картина умеренной умственной отсталости определялась значительным отставанием в формировании фразовой речи и ходьбы, отмечалась двигательная неловкость, неуклюжесть. Испытуемые с трудом овладевали элементарными навыками самообслуживания. Росли нелюбознательными, их игры носили стереотипный характер. В большинстве случаев отмечались капризность, раздражительность, драчливость. Они не могли усваивать материал даже вспомогательной школы; на уроках были неусидчивыми, часто отвлекались, не проявляли интереса к учебе. Наряду с этим с трудом находили общий язык со сверстниками, легко вступали в конфликты, инициировали драки.
Характерна подчиняемость более сообразительным сверстникам и старшим по возрасту. Они рано вовле-
кались в асоциальные компании, легко приобщались к употреблению алкоголя. Состояние алкогольного опьянения наступало даже от малых доз, становились вспыльчивыми, раздражительными, легковозбудимыми, расторможенными. Клинические особенности психических расстройств, неспособность критически оценивать ситуацию и прогнозировать результаты своих действий, раннее злоупотребление алкоголем и асоциальное окружение способствовали совершению правонарушения.
В структуре правонарушений подростков с умственной отсталостью преобладают хулиганство, преступления против собственности и в пятой части случаев — попытки изнасилования. Более чем в половине случаев правонарушения совершаются в состоянии алкогольного опьянения, а наиболее жестокие виды криминальной агрессии, повлекшие за собой смерть потерпевшего, совершают лица с патологией эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, можно выделить следующие факторы риска криминальной агрессии у лиц с умственной отсталостью:
Ф клинические — наличие семейного алкоголизма, наследственная отягощенность умственной отсталостью, наличие в структуре психических расстройств психопатоподобных и поведенческих расстройств в сочетании со злоупотреблением алкоголем, уклонение от лечения;
Ф социальные — депривация23, воспитание в условиях детского дома-интерната или в неполной семье, отсутствие образования.
Особо высоким риском криминальной агрессии обладают умственно отсталые, ранее судимые, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, а также совершавшие правонарушение и признававшиеся невменяемыми и проходившие принудительное лечение.
1 Психиатрические учреждения России: показатели деятельности (1999-2006 гг.). М., 2007. С. 98.
2 Психиатрия: национальное руководство / под ред. ТБ. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. М., 2009. С. 653-654.
3 Овечкина Л.А. Общественно опасные действия больных с умственной отсталостью // XIV съезд психиатров России (15-18 ноября) : мат-лы съезда. М., 2005. С. 313.
4 Аргунова Ю.Н. Преступность ограниченно вменяемых лиц // Независимый психиатрический журнал. 1998. № 1. С. 56-59.
5 В ряде европейских государств во второй половине XX в. установилась практика, согласно которой лицам, признанным судебно-психиатрической экспертизой «уменьшено» вменяемым, суд может смягчить наказание. Но им назначаются общественные работы, некоторые ограничения свободы, они обязаны посещать специально созданные медико-психологические реабилитационные центры, где находятся под контролем психиатров, психологов, со-
циальных работников (Виноградова Л.Н. Польский опыт социальной реабилитации и обеспечения прав психически больных // Независимый психиатр. 1999. № 2. С. 29-30).
6 Николаева Т.А. Судебно-психиатрическая оценка легкой умственной отсталости с учетом положений ст. 22 УК РФ : автореф. ... канд. мед. наук. М., 2002. С. 3-7, 14, 17-18, 20.
7 Котов В.П., Мальцева М.М. Некоторые дискуссионные аспекты проблемы общественной опасности психически больных // Психиатрия и общество. М., 1993. С. 86-98.
8 Умственная отсталость - стойкое нарушение психического развития (особенно интеллектуального), олигофрения, обусловленная генетическими или средовыми факторами (инфекциями, черепно-мозговыми травмами, алкогольной интоксикацией матери в период беременности, несовместимостью и т.д.), может возникать и при органических нарушениях центральной нервной системы (Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2009. С. 491-492 ).
9 Дмитриева Т.Б. Проблемы и перспективы судебно-пси-хиатрической службы в Российской Федерации // Российский психиатрический журнал. 2006. № 2. С. 4-9; Туманов Н.А. Сравнительный анализ уровня качества жизни и клинической картины у лиц с легкой умственной отсталостью при различных формах обучения : автореф. . канд. мед. наук. М., 2004. С. 4.
10 Войтенко Р.М. Социальная психиатрия с основами медико-социальной экспертизы и реабилитации: Руководство для врачей и психологов. СПб., 2002. С. 25.
11 Чуркин А.А. О типологии олигофренического дефекта // Актуальные вопросы неврологии, психиатрии и нейрохирургии. Рига, 1979. С. 36-37.
12 Бецков С.Г. Особенности делинквентно-агрессивного поведения у лиц молодого возраста мужского пола с легкой умсвенной отсталостью (клинико-психопатологические и социально-психологические аспекты) : автореф. . канд. мед. наук. Челябинск, 2000. С. 4; Крыжановская И.Л., Ма-риничева Г.С. О некоторых варинах умственной отсталости с нарушениями поведения (по данным клинико-эпидемио логического исследования) // Социальная и клиническая психиатрия. 1999. № 2. С. 18-21.
13 Антонян Ю.М., Верещагин В.А. Состояние насильственной преступности в России // Агрессия и психическое здоровье. СПб., 2002. С. 23-33.
14 Мохонько А.Р., Муганцева Л.А, Щукина Е.Я. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, совершивших общественно-опасные действия // Российский психиатрический журнал. 1999. № 5. С. 16-19.
15 Яницкий С.А, Иванов М.В. Некоторые региональные особенности преступности несовершеннолетних // XIV съезд психиатров России (15-18 ноября) : мат-лы съезда. М., 2005. С. 322.
16 Агарков А.А. Общественно опасные действия больных
из сельской местности : автореф......канд. мед. наук Томск,
2003.С. 4.
17 Овечкина Л.А. Общественно опасные действия больных с умственной отсталостью // XIV съезд психиатров России (15-18 ноября) : мат-лы съезда. С. 313/
18 Сыропятов О.Г. Клинико-демографическая характеристика лиц с умственной отсталостью, совершивших общественно опасные деяния // Клинические и организационные вопросы общей и судебной психиатрии. М., 1986. С. 146—151; Клинико-катамнестическое исследование больных олигофренией, совершивших общественно опасные действия // Вопросы диагностики в судеб-но-психиатрической практике. М., 1987. С. 130—136.
19 АгарковА.А. Указ. соч.; Позднякова С.П., ФилипскихВ.Е. Об отрицательном влиянии микросоциальных факторов на динамику олигофрении // Судебно-психиатрическая экспертиза лиц пожилого и старческого возраста. М ., 1981. С. 92—95.
20 Выготский Л.С. Основы работы с умственно отсталыми детьми // Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1983. Т. 5. С. 181-187.
21 Шостакович Б.В. К вопросу об опасности психически больных // Психиатрия и общество. М., 2001. С. 320-326; Чуркин А.А. Профилактика общественно опасных действий умственно отсталых лиц : метод. рекомендации. М., 1980.
С. 5; Туманов Н.А Сравнительный анализ уровня качества жизни и клинической картины у лиц с легкой умственной отсталостью при различных формах обучения : автореф. ... канд. мед. наук. М., 2004. С. 6.
22 Ржевская Н.К Криминальная агрессия лиц с умственной отсталостью (структура, факторы риска и первичная психопрофилактика) : автореф. ... канд. мед. наук. Белгород, 2007. С. 42-43, 117, 122, 124, 127. Основную группу составили 334 мужчины с умственной отсталостью, совершивших криминальную агрессию. 301 (90,1%) из них был признан судом вменяемым и 33 (9,9%) — невменяемыми. За 2004-2006 гг. выявлена тенденция к увеличению доли лиц с умственной отсталостью среди лиц, совершивших криминальную агрессию и вызвавших у судебно-следственных органов сомнения в психической полноценности, с 11,9 до 26,1%, т.е. более чем в 2 раза.
23 Психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов.
ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
С.П. СТАЩЕНКО,
адъюнкт факультета подготовки научных и научно.педагогических кадров Московского университета МВД России, старший лейтенант юстиции
Аннотация: Разработаны отдельные элементы понятия публичных информационных услуг. Отсутствие законодательного определения понятия публичных информационных услуг не способствует выработке единого подхода к определению компетенции федеральных органов исполнительной власти. Проведен анализ элементов данного понятия, а также предпринята попытка предоставить собственное определение понятия публичные информационные услуги (в контексте предоставления их федеральными органами исполнительной власти).
Ключевые слова: информация, публичные информационные услуги, федеральные органы исполнительной власти, субъект, субъект-клиент, предмет, права и обязанности сторон, ответственность.
THE CONCEPT AND ELEMENTS OF PUBLIC INFORMATION SERVICES PROVIDED BY THE FEDERAL EXECUTIVE BODIES
S.P. STASCHENKO,
Aspirant of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs
of Russia, a senior lieutenant of Justice
Annotation. This article systematically developed certain elements of the concept of public information services. No legal definition of public information services is not conducive to a unified approach to defining the competence of federal bodies of executive power. The author analyzes the elements of this concept, as well as an attempt to provide your own definition of public information services (in the context of their federal bodies of executive power).
Key words: information, public information service, federal executive authorities, subject, subject-client object, the rights and obligations of the parties responsible.