Научная статья на тему 'Криминализация социальных и экономических отношений в России как угроза экономической безопасности страны'

Криминализация социальных и экономических отношений в России как угроза экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕЙДЕРСТВО / КОРРУПЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / CRIMINALIZATION / THE UNDERGROUND ECONOMY / RAIDING / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федораев Сергей Витальевич

В статье рассматриваются состояние и динамика основных направлений криминализации социальных и экономических отношений в России и оценивается ее влияние на экономическую безопасность страны. В своих выводах автор опирается на данные официальной статистики и мнения экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criminalization of social and economic relations in Russia as a danger to economic security

The article deals with the state and dynamics of the main directions of the criminalization of social and economic relations in Russia and assessed its impact on the economic security of the country. In its conclusions, the author relies on official statistics and opinions of experts

Текст научной работы на тему «Криминализация социальных и экономических отношений в России как угроза экономической безопасности страны»

С.В. Федораев*

Криминализация социальных и экономических отношений в России как угроза экономической безопасности страны

В статье рассматриваются состояние и динамика основных направлений криминализации социальных и экономических отношений в России и оценивается ее влияние на экономическую безопасность страны. В своих выводах автор опирается на данные официальной статистики и мнения экспертов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, криминализация, теневая экономика, рейдерство, коррупция.

S.V Fedoraev*. The criminalization of social and economic relations in Russia as a danger to economic security. The article deals with the state and dynamics of the main directions of the criminalization of social and economic relations in Russia and assessed its impact on the economic security of the country. In its conclusions, the author relies on official statistics and opinions of experts.

Keywords: economic security, criminalization, the underground economy, raiding, corruption.

Продолжающийся мировой экономический кризис стал причиной усиления целого ряда угроз экономической безопасности России. Высокая зависимость национальной экономики от внешней конъюнктуры, низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции, недостаточная инвестиционная и инновационная активность, высокая степень монополизации товарных рынков, масштабный отток капитала из страны, значительная дифференциация доходов населения - эти и другие деструктивные факторы экономической безопасности снова приобрели для России явный и существенный характер. При этом криминализация социальных и экономических отношений в стране, ставшая результатом радикального реформирования политической и экономической системы России в 1990-х гг., не только перешла в хроническую форму, но и значительно усилила свое негативное влияние на возможности развития национальной экономики. Коррумпированность представителей государственной власти, нарушение ими законодательства в финансово-бюджетной сфере, наличие широкомасштабной теневой экономики, расширение масштабов рейдерства - эти явления сегодня представляют реальные и существенные угрозы экономической безопасности России, причем негативным последствием этих явлений является не только прямой ущерб, наносимый национальной экономике. Они оказывают мощное разрушающее действие на основы рыночной экономики и предпринимательства - конкуренцию и права собственности.

Как показывает мировой опыт, основным двигателем экономического развития в рыночных условиях является жесткая конкуренция хозяйствующих субъектов. Об уровне конкуренции в экономике можно судить по числу малых и средних предприятий. Согласно результатам сплошного наблюдения, проведенного Росстатом, в 2010 г. в России насчитывалось 1622,9 тыс. малых и средних предприятий, осуществлявших деятельность в нефинансовых секторах экономики, или 33,7 % общего числа организаций на конец года [1, 2]. По сравнению с другими странами это очень мало. Например, в странах Евросоюза удельный вес малых и средних предприятий, работающих в нефинансовом секторе, в 2006 г. составил в среднем 99,8% [3, с. 48].

Другой характеристикой уровня конкуренции является число антиконкурентных соглашений (картелей) между компаниями. За период с 2005 по 2009 г. число таких соглашений, выявленных Федеральной антимонопольной службой РФ, выросло в 7,6 раз и достигло 488 (рис. 1). При этом зачастую, когда речь идет о государственных закупках, сами чиновники вступают в сговор с предпринимателями, в результате чего необоснованно завышаются цены на продукцию для государственных нужд. Число таких случаев также неуклонно растет - с 1168 в 2005 г. до 5003 в 2009 г. [4, с. 17].

По данным Счетной палаты РФ, 2011 г. год стал рекордным по объему выявленных нарушений картели законодательства в финансово-

бюджетной сфере РФ с начала чиновники 2000-х гг. (рис. 2). За последние три года общий объем этих нарушений в стоимостном выражении вырос Рис. 1. Число возбужденных дел против картелей и более чем в 7 раз и достиг 718,5

коррупционных действий чиновников млрд. рублей. Из них примерно

Источник: Федеральная антимонопольная служба п°л°вина связана с неисп°лнениеМ

* Федораев, Сергей Витальевич, профессор кафедры менеджмента, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент. Адрес: Россия, 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А. Тел. 575-03-31. E-mail: fedoraev-spb@yandex.ru.

* Fedoraev, Sergey Vitalyevich, Professor of Department of Management, St. Petersburg University of Management and Economics, Ph.D., Docent. Address: Russia, 190103, Saint-Petersburg, Lermontovsky pr., 44, lit. A. Tel. 575-03-31. E-mail: fedoraev-spb@yandex.ru.

© Федораев С.В., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

требований Бюджетного кодекса РФ. Еще треть нарушений относится к несоблюдению требований законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд - завышению стоимости контрактов, заключении договоров без проведения конкурса. Остальная часть средств приходится на нарушения в сфере казны и оборота федерального имущества и нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности [5, с. 15; 6, с. 1].

Объем финансовых нарушений, млрд руб.

800 600 400 200 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Рис. 2. Объем финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой РФ

Источник: Счетная палата РФ

Заметим, что общая сумма финансовых нарушений - это 6-7 % расходной части бюджета РФ (рассчитано на основе данных Минфина РФ [7]. - Прим. авт.).

Поскольку речь идет только о выявленных нарушениях, масштабы этого явления достаточно значительны и являются основанием для рассмотрения его в качестве существенного фактора, отрицательно влияющего на уровень экономической безопасности страны.

На фоне экономических проблем, обусловленных кризисными явлениями, в России наблюдается усиление экономической преступности. С 2007 по 2009 гг. доля российских компаний, пострадавших в той или иной степени от экономических преступлений, увеличилась с 59 до 71 % [8]. Для сравнения: среднемировое значение этого показателя равно 30 %, а для стран Центральной и Восточной Европы -34 %. При этом, по мнению представителей 86 % российских компаний, главной причиной увеличения мошеннических действий является ухудшение ситуации на рынке в связи с экономическим спадом, что вынуждает людей совершать недобросовестные действия и подталкивает их к мошенничеству.

Самым распространенным видом экономических преступлений в России продолжает оставаться незаконное присвоение активов. В 2007 г. на него указали представители 42 % компаний, в 2009 г. - 64 %. На втором месте (без изменений) - взяточничество и коррупция (2007 г. - 34 %, 2009 г. - 48 %). При этом все более распространенным становится искажение финансовой отчетности посредством манипулирование данными бухгалтерского учета. Если в 2007 г. этот вид преступлений был на четвертом месте (18 %), то в 2009 г. он переместился на третью позицию (28 %).

В 2009 г. 43 % российских компаний отметили увеличение своих финансовых потерь в результате мошеннических действий по сравнению с предыдущим годом. При этом у 47 % компаний эти потери превысили один миллион долларов. Для сравнения: доля компаний с таким ущербом в Центральной и Восточной Европе составила 24 %, а в мире - 17 %.

Две трети (66 %) компаний, ставших жертвами экономических преступлений, - это крупные организации с численностью работников более тысячи человек. При этом чаще всего от преступлений страдают представители сектора финансовых услуг, топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и горнодобывающей промышленности (рис. 3). Из-за специфики хозяйственной деятельности они наиболее подвержены риску хищения активов и коррупции - наиболее распространенным видам

Н Сектор финансовых услуг 0 ТЭК и горнодобывающая промышленность Ш Промышленное производство Ш Фармацевтическая и медикобилогическая отрасль Ш Автомобильная отрасль 0 Страхование

0 Розничная торговля и производство потребительских товаров Н Технологии

В Проектирование и строительство ЕЗ Другое

Рис. 3. Структура российских компаний, подвергшихся экономическим преступлениям в 2009 г.,

по отраслям экономики

Источник: PricewaterhouseCoopers

Рис. 4. Структура профессиональной коррумпированности по материалам публикаций в СМИ в I квартале 2010 г.

Источник: Интернет-библиотека Public.ru

Согласно исследованию коррупционной темы, проведенного сотрудниками интернет-библиотеки Public.ru по материалам более 1,5 тыс. публикаций в средствах массовой информации (СМИ), на долю чиновников приходится почти две трети из общего числа фактов взяточничества и злоупотреблений, упомянутых в СМИ в I квартале 2010 г. (рис. 4). При этом общая сумма коррупционных сделок исчисляется десятками миллиардов рублей (табл. 1) [9].

Тор-10 субъектов РФ по общей сумме коррупционных сделок по фактам, опубликованных в СМИ в I квартале 2010 г.

Таблица 1

Субъект РФ Общая сумма сделок, руб.

1. Московская область 27 022 500 000

2. Свердловская область 959 257 000

3. Брянская область 291 125 500

4. Владимирская область 231 125 500

5. Челябинская область 168 813 000

6. Самарская область 158 000 000

7 Архангельская область 150 000 000

8. Рязанская область 125 454 000

9. Республика Ингушетия 125 000 000

10. Орловская область 115 424 000

Примечание - В рейтинге не участвовали города Москва и Санкт-Петербург. Источник: Интернет - библиотека Public.пл.

Ежегодный коррупционный оборот в России оценивается в 250-300 млрд. долларов, что составляет примерно треть национального бюджета. В течение 2006-2008 гг. в России выявлялось в среднем по 6,5-6,8 тыс. случаев взяточничества. Однако даже представители следственных органов признают, что официальные данные о коррупции примерно в две тысячи раз ниже реального числа преступлений [10, с. 10].

Высокая степень коррумпированности отношений между представителями государственной власти, с одной стороны, и предпринимателями и населением, с другой стороны, становится серьезным препятствием на пути экономического роста и развития России. Коррупция способна внести искажения в ориентиры роста любой, даже самой эффективной экономики. Согласно математической модели, разработанной под руководством академика РАН В. Л. Макарова, из-за коррупции и казнокрадства фактический рост ВВП в России за период с 2000 по 2007 г. оказался ниже потенциально возможного значения на 20 %. При этом ежегодное занижение темпа роста ВВП составило в среднем 5 % [11].

Российский бизнес ежегодно тратит на взятки около 33 млрд. долларов. По данным российских правоохранительных органов, в отдельных отраслях промышленности - нефтяной, газовой, добывающей редкие металлы - до 50 % реальной прибыли расходуется на подкуп различных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

должностных лиц [12, с. 81]. И если для отдельного хозяйствующего субъекта коррупция является инструментом в конкурентной борьбе для достижения определенных экономических целей, то с позиции экономической безопасности страны она означает ограничение конкуренции, недобор налогов, рост теневого сектора экономики и сокращение инвестиций. Кроме того, коррупция усугубляет неуверенность и неопределенность экономической среды, поскольку множество заключаемых коррупционных сделок создают кумулятивный эффект искажения ориентиров экономического роста. Для России как страны, проводящей рыночные реформы, это является весьма серьезной проблемой.

Помимо хозяйственной деятельности, коррупция получила широкое распространение на бытовом уровне. Согласно результатам социологического исследования, проведенного Общероссийским фондом «Общественное мнение» во втором полугодии 2010 г., 51 % граждан РФ при обращении в государственные учреждения и органы власти хотя бы раз попадали в ситуацию, когда им приходилось делать выбор: вступать или не вступать в коррупционные отношения. Для 29 % респондентов эта ситуация возникла при последнем посещении государственного учреждения или органа власти. Почти половина (47 %) респондентов при последнем случае возникновения коррупционной ситуации предпочла дать взятку должностному лицу. При этом средний объем взятки в 2010 г. составил 5285 руб., а общая сумма неформальных вознаграждений, которые заплатили граждане России в этом году, превысила 164 млрд. рублей [13].

На рис. 5 представлено изменение индекса восприятия коррупции в России и ее места в мировом рейтинге по этому показателю [14]. Индекс восприятия коррупции используется для измерения уровня восприятия коррупции в государственном секторе страны и имеет значения от 0 до 10 баллов. 0 обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, 10 - наименьший. - Примеч. авт.

Рис. 5. Индекс восприятия коррупции в России и ее место в мировом рейтинге

Источник: Трансперенси Интернешнл - Р

В 2010 г. наша страна, имея значение индекса 2,1 балла, заняла 154 место среди 178 стран, участвовавших в рейтинге (для сравнения: в первую десятку рейтинга вошли страны с индексом от 8,7 до 9,5 балла). Заметим, что еще в 2002 г. у России было 71 место в рейтинге, с которого она ежегодно стабильно скатывалась вниз. В 2011 г. ситуация немного изменилась. Получив оценку уровня восприятия коррупции в 2,4 балла, страна поднялась в рейтинге до 143 позиции. Однако это изменение нельзя рассматривать как сколько-либо существенное снижение уровня коррупции. Формально политическое руководство России стало больше уделять внимания этой проблеме, но пока только на словах. Реальной масштабной борьбы с коррупцией по-прежнему не происходит.

По мнению профессора А. Г. Хабибуллина [15, с. 47], коррупцию порождают несовершенные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения предпринимателей на внутренних и внешних рынках, и сама социальная среда существования представителей власти и бизнеса. Взяточничеством охвачена значительная часть бизнесменов, и бизнес без взяток в стране практически не развивается. Фактически коррупция в России превратилась в четко отлаженную систему отношений, основанных на противоправной деятельности представителей органов государственной власти. При этом в силовых структурах власти, которые должны быть на передовой линии борьбы с коррупцией, отмечается значительный рост ее масштабов.

Так, в 2008 г. количество преступлений, связанных с коррупцией, в силовых органах выросло на 35,4 %. Во внутренних войсках МВД России рост составил в 3,2 раза, в органах и учреждениях МЧС

- в 1,6 раза, в органах Министерства обороны - на 24 %, в пограничных органах ФСБ России - более чем на 10 %. В целом ущерб от коррупции в силовых структурах РФ вырос в 3,5 раза и составил 1,6 млрд. рублей. Размер ущерба в структурах МЧС увеличился в 15 раз, во внутренних войсках - в 8,5 раза, в Министерстве обороны - в 3,4 раза. При этом посягательства на государственное имущество и бюджетные средства составили более половины всех преступлений, совершенных представителями силовых структур [10].

Следует подчеркнуть, что экономические последствия коррупции не ограничиваются только величиной взяток. По мнению экспертов международной организации Transparency International, занимающейся исследованиями в области коррупции, наносимый чиновниками-взяточниками кумулятивный ущерб национальной экономике в сто раз превышает размер самих взяток [12, с. 80].

Поскольку общий объем финансовых средств, используемых для взяток и подкупа государственных и иных должностных лиц в России, является соизмеримым с ее национальным бюджетом, то с большой вероятностью можно утверждать, что объем теневой экономики России сопоставим с объемом ее легальной экономики, что также представляет существенную угрозу экономической безопасности.

По данным Всемирного банка, объем теневой экономики в России в 2010 г. составил 43,8 % ВВП при среднемировом значении этого показателя 5,1 %. При этом Росстат называет гораздо меньшую цифру - 16 % [16]. Заметим, что точно подсчитать реальные размеры теневой экономики очень сложно. Например, Всемирный банк для этого учитывает размер наличных денег в обращении. По сравнению с другими странами использование наличных денег в России всегда было чрезмерным. Однако причиной этого является не только уклонение от налогов, но и неразвитость системы безналичных платежей. Росстат, оценивая официальное значение объема ВВП и доли в нем теневого сектора, не учитывает производство товаров и услуг, которые запрещены к производству и реализации на территории страны. Из этого можно сделать вывод, что реальный размер теневой экономики находится где-то между приведенными оценками. Однако в любом случае он гораздо выше общемирового значения.

Уход российской экономики в тень вызывает целый ряд негативных экономических явлений, обладающих деструктивным характером по отношению к экономической безопасности страны. К ним относятся:

- сокращение налогооблагаемой базы и, как следствие, усиление налогового пресса на легальный сектор экономики;

- снижение конкурентоспособности легальной экономики (цены теневого бизнеса меньше из-за отсутствия налогов), что подталкивает ее структуры к уходу в тень;

- усиление ресурсного обеспечения коррупции, обусловленное наличием значительных неконтролируемых денежных средств, что ведет к росту масштабов коррупции;

- перераспределение национального дохода в пользу элитных и криминальных групп, что усиливает имущественное расслоение и социальную конфронтацию в обществе;

- расширение неконтролируемой торговли низкокачественными товарами, опасными для потребителей;

- отсутствие у работников, занятых на подпольных предприятиях, социальных гарантий, возможностей роста квалификации, несоблюдение в отношении них требований в области безопасности труда;

- ошибки в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества, обусловленные трудностью оценки масштабов теневой экономики. Это затрудняет выработку эффективных управленческих решений.

Еще одним направлением криминализации российской экономики является рейдерство -недружественный захват или поглощение компаний. При этом используется достаточно широкий спектр средств - от вполне легальной консолидации мелких пакетов акций или скупки долговых обязательств до таких криминальных средств, как использования «параллельного» реестра акционеров и силовой захват.

Единой официальной статистики по рейдерству в России нет. По мнению экспертов, ежегодно в стране совершается 50-70 тыс. рейдерских атак [17], из них 70 % заканчиваются реальным поглощением бизнеса [18]. В 2006 г. стоимость объектов, захваченных рейдерами, составила 280 млрд. долларов [19]. «Фактически нет ни одного хозяйствующего субъекта, который мог бы чувствовать себя в полной безопасности. Рейдерским нападениям подвергаются как промышленные гиганты, так и научно-исследовательские институты, банки, предприятия малого и среднего бизнеса, розничная торговля, общественное питание, сфера услуг», - такой вывод делают в МВД России [20, с. 20].

Согласно результатам исследования «Рейдпригодность-2007», проведенного аналитическим департаментом юридической фирмы Tax Consulting, больше всего дорогих и слабо защищенных активов сосредоточено в пяти отраслях: финансах, розничной торговле, общепите, сфере услуг, строительстве и сельском хозяйстве [21]. Наименее «рейдпригодными» являются организации топливно-энергетического комплекса, машиностроения, металлургии, химической и пищевой промышленности. В них передел собственности уже завершился. Когда речь идет о «белом» рейдерстве посредством скупки акций и перехода контроля над компанией рейдеру, то говорить о непосредственно экономическом ущербе нельзя, поскольку акционеры продают свою собственность, как правило, по взвинченной рейдером цене. В этом случае можно говорить лишь о моральноэтической стороне дела. Что касается «черного» рейдерства, заключающегося в криминальном захвате компаний, то оно, несомненно, наносит экономический и имиджевый ущерб государству. Условия, когда предприниматель в любой момент может лишиться своего бизнеса, отрицательно сказываются на его деловой активности, а государство, которое не обеспечивает права собственности, не может быть инвестиционно привлекательным. «Черному» рейдерству подвергаются, как правило, эффективно работающие компании, которые из-за борьбы с рейдерами теряют ресурсы и упускают возможности. При этом наиболее уязвимыми являются малые и средние предприятия, имеющие

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

организационно-правовую форму обществ с ограниченной ответственностью. На их долю приходится 2/3 соответствующих обращений в правоохранительные органы [19].

Необходимо отметить, что система рейдерства в разы повышает коррупционный характер государства. По оценкам самих рейдеров, расходы на один захват по «черной схеме» в среднем составляют от 300 тыс. до 1,5 млн. долларов, большая часть из которых уходит на подкуп судей, чиновников и правоохранительных органов [22].

Приходиться констатировать, что в настоящее время в России нет эффективного механизма борьбы с рейдерством. Несмотря на то, что ежегодно в стране совершаются десятки тысяч рейдерских атак, количество уголовных дел, возбуждаемых в связи с этим, на порядок меньше, из них до суда доходит вовсе незначительное число. Так, в 2008 г. против рейдеров возбуждено 352 уголовных дела. Из них расследовано - 189, окончено - 80, направлено в суд - 52, прекращено - 28, приостановлено

- 109 [19].

Тем не менее, государством предпринимаются определенные попытки выставить законодательный заслон «черным» рейдерским захватам. В июле 2010 г. были внесены поправки в Уголовный кодекс РФ, согласно которым фальсификация единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг будет караться штрафом в размере от 100 до 300 тыс. рублей либо лишением свободы до двух лет [23, с. 10]. Эти действия станут уголовно наказуемыми, тогда как прежде они находились исключительно в сфере гражданских или административных споров.

Вместе с тем, по мнению экспертов, новая норма ответственности за рейдерство является слишком мягкой. Штраф в 300 тыс. руб. ничего не значит, когда на захвате предприятия можно заработать миллионы. Кроме того, ответственности подлежат только явные противоправные действия, в то время как в арсенале рейдеров имеются и относительно «цивилизованные» способы захвата имущества - использование эмиссионных инструментов, предъявление искусственных судебных исков с целью доведения предприятия до банкротства и приобретения его имущества по заниженной стоимости, специально организованные проверки предприятия со стороны полиции, налоговой службы или местной администрации. Подобные действия могут формально не выходить за рамки законов, но при этом будут преследовать противоправные интересы [24, с. 4].

Таким образом, сегодня криминализация российской экономики - коррупция, казнокрадство, теневая экономическая деятельность, рейдерство, - исходя из своего масштаба, отраслевой структуры и наносимого ущерба, является существенной угрозой для устойчивого и прогрессивного социально-экономического развития России. Ликвидация этой угрозы во всех ее проявлениях является важной задачей, которую необходимо решить в целях обеспечения экономической безопасности страны, причем главную роль в решении указанной задачи должны сыграть органы внутренних дел (полиция), которые объективно имеют для этого соответствующие возможности[25]. Они осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности (оперативнорозыскную, следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями), глубже других правоохранительных органов изучают явления, на фоне которых формируется экономическая преступность, и располагают необходимым кадровым и организационно-техническим потенциалом.

Список литературы

1. Предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/pred_itog_dop.htm (дата обращения: 29.02.2012).

2. Россия в цифрах // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1135075100641 (дата обращения: 29.02.2012).

3. European Business: Facts and figures - 2009 edition. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. - 557 p.

4. Присядем ... лет на 7. Бизнесмены-заговорщики - теперь уголовники // Аргументы и факты.

- 2010. - № 10 (1531). - 10-16 марта.

5. Итоги работы Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году и основные направления деятельности в 2011 году. - М., 2011. - 189 с.

6. Профукали 718,5 бюджетных млрд! // Аргументы и факты. - 2012. - № 3 (1628). - 18-24 января.

7. Высказывания А. Г. Силуанова на заседании Президиума Правительства РФ // Министерство финансов Российской Федерации. - URL: http://www1.minfin.m/ru/press/speech/index.php?id4=15225 (дата обращения: 12.01.2012).

8. Россия: Экономические преступления в условиях экономического спада. Пятый всемирный обзор экономических преступлений // PricewaterhouseCoopers Russia. - URL: http://www.pwc.com/ en_RU/ru/economic-crime-survey/Global-economic-crime-survey-09-Russia-rus.pdf (дата обращения: 26.03.2010).

9. Коррупция в зеркале российских СМИ: от серьезного до курьезного ... // Public.ru: Интернет -библиотека СМИ. - URL: http://public.ru/upload/images/corruption_all.pdf (дата обращения: 13.07.2010).

10. Цепляев, В., Павлова. И. Топором по «лапе» // Аргументы и факты. - 2008. - № 47 (1464).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 19-25 ноября.

11. Степан Сулакшин: за семь лет возможный уровень роста ВВП за счет взяточничества снижается на 20 % // Союз производителей нефтегазового оборудования. - URL: http://www.derrick. ru/?f=n&id=12824 (дата обращения: 05.01.2008).

12. Купрещенко, Н. П. Теоретико-методологические основы оценки теневой экономики при обеспечении экономической безопасности России. - М., 2007.

13. Состояние бытовой коррупции в Российской Федерации (на основании результатов социологического исследования, проведенного во втором полугодии 2010 г.) // Минэкономразвития России. - URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/anticorruptpolicy/doc20110614_027 (дата обращения:14.05.2011).

14. Измерение коррупции // Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р». - URL: http://www.transparency.org.ru/CENTER/corr_measurement. asp (дата обращения: 02.12.2011).

15.Хабибуллин, А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С. 45-50.

16. Россия заняла четвертое место в мире по уходу от налогов // NEWSru.com. - URL: http:// www.newsru.com/finance/15dec2011/nalog.html?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter (дата обращения: 15.12.2011).

17. Привалов, А., Волков А. Рассуждение о рейдерстве по методе барона Кювье // Эксперт online 2.0. - URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/18/sobstvennost/ (дата обращения: 14.05.2007).

18. Ларина, С. Н. Защита от рейдеров: со щитом или на щите // Группа компаний «Градиент альфа». - URL: http://www.gradient-alpha.ru/press/publication/835// (дата обращения: 22.01.2009).

19. Овчинский, В. Рейдерам кризис не помеха // Огонек. - 2009. - № 16 (5094). - 31 авг. - URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1228867 (дата обращения: 31.08.2009).

20. Граник, И. От рассвета до захвата // Коммерсантъ. - 2006. - 28 апр.

21. Петрова, Ю. Великая захватническая война // Коммерсант.т. - URL: http://www.kommersant. ru/doc.aspx?DocsID=858399 (дата обращения: 16.04.2007).

22. Хазин, А. Л. Рейдерство против экономического роста. Как «слияния и поглощения по-русски» убивают российскую экономику // Приволжский фонд по реализации антикоррупционных программ и программ экономической безопасности. - URL: http://www.corruptionet.ru/?id=377 (дата обращения: 23.01.2009).

23. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 5 июля. - № 5224.

24. Васильева, Ю., Тихонов, Е. Первую атаку отразят // Российская Бизнес-газета. - 6 июля 2010 г. -№ 757 (24).

25. Громов И. А., Литвиненко А. Н. Система экономической безопасности государства в компетенции Департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права. - № 12. - 2010. - С. 71-76.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.