Научная статья на тему 'Криминализация общественных отношений'

Криминализация общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3733
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГРЕСС / CRIMINOLOGY / CRIMINALIZATION / DISORGANIZATION / ORGANIZED CRIME / EVOLUTION OF ORGANIZED CRIME / SOCIAL REGRESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клеймёнов И. М.

Обосновывается понятие криминализации как процесса изменения общественных отношений в интересах организованной преступности нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalization of social relations

In article substantiate criminological concept of criminalization as process changing of common relations to interest of organized crime new type.

Текст научной работы на тему «Криминализация общественных отношений»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3 (36). С. 200-207. УДК 343

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ*

CRIMINALIZATION OF SOCIAL RELATIONS И. М. КЛЕЙМЁНОВ (I. M. KLEYMYONOV)

Обосновывается понятие криминализации как процесса изменения общественных отношений в интересах организованной преступности нового типа.

Ключевые слова: криминология, криминализация, дезорганизация, организованная преступность, эволюция организованной преступности, социальный регресс.

In article substantiate criminological concept of criminalization as process changing of common relations to interest of organized crime new type.

Keywords: criminology, criminalization, disorganization, organized crime, evolution of organized crime, social regress.

Криминализация - это понятие, которое чаще всего используется в уголовно-правовом смысле - как процесс выявления общественно опасных форм поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых. Соответственно декриминализация - это обратный процесс, связанный с признанием деяния непреступным, исключением его признаков из уголовного закона, отменой уголовной ответственности за его совершение (возможно, с установлением за него других видов ответственности, например, административной) [1]. В уголовно-правовом значении термин «криминализация» используется не только в учебной литературе [2], научных публикациях [3], в отечественном законодательстве [4], но и в международно-правовых документах [5].

Вместе с тем существует и утверждено криминологическое значение понятия криминализации. В этом понимании (в самом

общем виде) криминализация означает процесс проникновения преступности в ткань общественных отношений. В Основных положениях государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации говорится о криминализации как о явлении, которое выражается в: сращивании части чиновников государственных органов с организованной преступностью; возможности доступа криминальных структур к управлению определённой частью производства и их инфильтрации в различные властные структуры; расширении деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли [6]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации говорится о криминализации общественных и финансово-хозяйственных отношений [7]. В государственных документах говорится о криминализации молодежной среды [8], избирательных кампаний [9], процесса усыновления [10].

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках научно-исследовательского проекта «Правовое обеспечение решения социальных конфликтов в субъекте Российской Федерации: защита прав человека в условиях криминализации общественных отношений», соглашение № 14.В37.21.0045 от 25 июля 2012 г.

© Клеймёнов И. М., 2013

Если с уголовно-правовой точки зрения криминализация имеет надлежащее теоретическое обеспечение [11], то в криминологическом плане она остаётся недостаточно исследованной. Задача в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить реализацию междисциплинарного подхода в разработке искомого понятия и насыщения его комплексным содержанием. Как минимум такой подход должен быть социолого-правовым.

По существу, в социологическом плане толкуют криминализацию филологи, определяя её как вовлечение в сферу влияния преступного мира [12]. При этом они, правда, не усматривают иных смысловых значений криминализации, высокой информационной насыщенности данного понятия.

Социологу О. В. Лобановой криминализация видится как новый социально дезорга-низационный процесс, представляющий угрозу обществам переходного типа. Именно в период смены социетального развития общества в нём происходит нарастание негативных процессов и явлений. Криминализация основ жизнеустройства социума ведёт к перерождению всех сфер общественного бытия и сознания [13]. А. В. Артюхов рассматривает криминализацию в качестве инновационного содержания криминальных практик, которые с необходимостью сопутствуют буржуазному способу общественного производства и поэтому интегрируются им [14]. В. В. Кривошеев отождествляет криминализацию с криминальной поражённостью социальной структуры, всех основных его подсистем, патологичностью взаимодействий, отношений, дисфункциональностью основных социальных институтов, вовлечённостью в криминальное поведение весьма значительного числа индивидов. Понятие «криминализация», по его мнению, имеет сопряженность с такими категориями, как «дезинтеграция», «аномия», «криминальная патология» [15]. Как видим, социологи рассматривают криминализацию как процесс социальной деградации, опираясь на концепции социальной дезорганизации Э. Дюргейма и аномии Р. Мертона. Основной упор при этом делается на социокультурный аспект криминализации в контексте анализа закономерностей отклоняющегося поведения и его идентификации. «Криминализация как социокуль-

турное явление, - замечает С. Н. Кулешова, -возникает в условиях аномии, когда безнор-мативность делает объективно неизбежным дезориентацию личности в выборе ценностей и жизненных стратегий, размывание граней между морально одобряемыми и аморальными установками, позитивное восприятие девиантных способов удовлетворения потребностей и достижения целей» [16].

Экономисты рассматривают криминализацию как проникновение криминала в экономические отношения, распространение криминального бизнеса и теневой экономики. Они обращают внимание на экономическую сторону этиологии криминализации, подчёркивая, что деструктивные социально-экономические процессы детерминируют масштабную криминализацию социальных и экономических отношений [17]. По их мнению, привлечение, легализация и оборот криминальных инвестиционных капиталов, как российского происхождения, так и из-за рубежа, в условиях отсутствия эффективной системы мониторинга и регулирования процессов экономического развития приходят в противоречие с российскими национальными интересами [18]. Здесь во главе угла находятся интересы экономической безопасности, которым угрожает криминализация отношений в сфере экономики, порождаемая неустойчивостью производственно-хозяйственных связей и финансовых отношений, перманентным нарушением договорных отношений, потерей контроля со стороны органов регионального управления, ослаблением оперативных позиций в деятельности правоохранительных органов, бедностью и снижением качества жизни большинства населения [19]. «Криминализацию экономических отношений, - пишет А. К. Моденов, - можно рассматривать, с одной стороны, в качестве процесса, характеризуемого постепенным вытеснением легитимных экономических отношений их криминальными разновидностями, с другой стороны, - в качестве особого социального явления, выступающего результатом расширения спектра и мультипликации бизнес-преступлений, распространение делинквентного поведения в сфере экономической деятельности... Криминализация поражает систему связей, норм и отношений, и означает распространение в обществе кри-

минализированного и криминального экономического поведения... Криминализация как социальное явление выглядит как итог генезиса экономической преступности и преступного бизнеса, криминализированной и криминальной экономической деятельности» [20].

Политологи фиксируют деформацию органов государственной и муниципальной власти и системы управления. Так, Г. М. Кобцев отмечает, что российская властная и управленческая элита, в силу отсутствия её радикального обновления в ходе реформ, сохраняющая в своём поведении негативные черты советской бюрократической номенклатуры, а также из-за слабости начал гражданского общества и гласности, функционирующая бесконтрольно, руководствуясь частноэгоистиче-скими и клановыми интересами в своей деятельности, поражена системной коррупцией и объективно является генератором и стимулом коррупционной активности низовых управленческих структур, фактором диффузного распространения модели неправового поведения в управлении. Идёт процесс сращивания власти и бизнеса, в том числе теневого и криминального капитала, что составляет серьёзную политическую угрозу для всего российского общества [21].

Обеспечивая реализацию междисциплинарного (криминологического) подхода к разработке искомого понятия и насыщения его комплексным содержанием, следует констатировать, что криминализация - это процесс. Процесс в философском понимании -это совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение (новые морфологические формы организмов, новые разновидности, социальные, научные, культурные и пр. инновации). Синергетика сделала предметом своего исследования процессы самоорганизации и необратимые, нелинейные процессы, разработав методологический аппарат, который может быть с успехом применён в различных областях [22].

Анализируя различные исследования криминализации, следует обратить внимание, что этот процесс в последние годы (с 1990-х гг.) протекает в условиях постмодер-

на. Криминализацию в условиях модерна исследовала американская школа социальной дезорганизации (первой - чикагская школа), характеризуя дезорганизацию как дезинтеграцию, связанную с распадом традиционных семейных и социальных связей и норм под воздействием индустриализации, урбанизации, миграции, конфликта культур, снижения уровня социального контроля [23]. Подобные исследования проводятся во множестве и в настоящее время, в том числе зарубежными криминологами на материале статистики России [24]. Криминализация в условиях модерна является стохастическим процессом, сущность которого - адаптация к новым условиям. Иное дело - криминализация в условиях постмодерна. Здесь, как показывают исследования философов, социологов, экономистов, речь должна идти об управляемом процессе. Адепты постмодерна доказывают, что в связи с ростом темпов социокультурного развития, сетевых контактов в современном обществе исчезают устойчивые взаимодействия, начинают доминировать хаос, сиюминутный интерес, частная, личная выгода. Отрицается возможность объективных закономерностей государственного, общественного, а также корпоративного и личностного развития. Игнорируется решение задач планирования, прогнозирования, совершенствования сфер общества, общественных институтов. На такой мировоззренческой и информационной основе допускается только целесообразность силового, прежде всего, финансово-хозяйственного и административного решения текущих и перспективных вопросов личной и общественной жизни, политического и делового развития [25].

Итак, криминализация как процесс -это, во-первых, управляемые (самоорганизованные и организуемые) изменения. Здесь возникает вопрос - кто выступает актором такой самоорганизации и организации? Ответ на него, как представляется, следует искать в работах А. С. Овчинского, который обосновывает концепт интрузивно-деструк-тивно-мимикрийной (ИДМ) преступности. Это новый объект криминологических исследований, который обладает свойствами, далеко превосходящими «классическую» традиционную организованную преступ-

ность (КОП). Среди этих свойств называются следующие:

- ИДМ-преступность в определяющей мере порождена системой сложившихся в обществе правовых экономических и политических отношений, включающих распределение властных и управленческих полномочий как в высших эшелонах власти, так и во властных структурах всех уровней;

- ИДМ-преступность обладает реальной возможностью, опираясь на властные полномочия, поддерживать и развивать те правовые и экономические отношения, которые способствуют увеличению и совершенствованию многообразия механизмов криминального обогащения;

- ИДМ-преступность активно задействует механизмы непризнания общественно опасной деятельности преступной;

- в отличие от КОП, занимающейся запрещенными видами деятельности, ИДМ-преступность направляет свои усилия на формирование таких правовых и экономических отношений, которые позволяют получать сверхприбыль, уклоняясь от ответственности;

- ИДМ-преступность в отличие от теневой экономики, которая создаёт товары и предоставляет услуги, занимается хищением бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

- ИДМ-преступность извлекает сверхдоходы путём целенаправленного разрушения реального сектора экономики;

- ИДМ-преступность эффективно использует инструментарий уголовно-правой декриминализации [26].

С выводами А. С. Овчинского согласуются и результаты исследования А. В. Галя-нина, который выделяет институт экономической преступности: постоянно воспроизводящиеся деструктивные неформальные отношения и оппортунистические действия институциональных акторов, направленные на реализацию собственных интересов, связанные с нарушением установленных государством правил и норм [27]. И. М. Клямкин и Л. М. Тимофеев пишут о «формировании своего рода теневого порядка, существующего параллельно официальному и во многом вопреки нему...» [28]. По мнению Г. П. Хар-чилавы, возникла новая социально-экономи-

ческая реальность, которая заключается в формировании устойчиво воспроизводящейся системы высококриминализированных отношений [29].

Важно также обратить внимание, что ИДМ-преступность формирует такую систему отношений, которая соответствует её интересам и всегда противоречит интересам общественным, национальным или международным. В преддверии своего ухода с поста председателя Центрального банка России С. Игнатьев дал сенсационное интервью, в котором заявил, что «больше половины всего объёма сомнительных операций проводится фирмами, непосредственно или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями. Создаётся впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц» [30].

ИДМ-преступность может быть представлена на региональном, национальном, транснациональном и глобальном уровнях. Везде речь идёт о криминальных кланах, обладающих властью, которую они используют в своих целях (тактических и стратегических). В их числе упоминаются наркокартели, террористические организации, частные военные компании (ЧВК), этнические элиты, транснациональные корпорации (ТНК), военно-политические альянсы, тайные общества, структуры Теневого мирового правительства (ТМП), устойчивые сетевые кластеры (УСК) и др. [31] В. С. Овчинский называет их армиями Нового мирового беспорядка [32].

Таким образом, налицо самоорганизу-мый и организованный процесс изменения общественных отношений в интересах организованной преступности нового типа.

Во-вторых, криминализация - это эволюционный процесс. Эволюцию наиболее эффективно изучает синергетика, в понимании которой она характеризуется как переход от элементарного к сложному и сверхсложному. Новые системы, появляющиеся в результате такой эволюции, действуют в направлении формирования нового режима функционирования - аттрактора. Наглядно это можно представить в виде конуса бытовой воронки, направляющего движение частиц жидкости или сыпучих тел (например, песка) к своему центру (вершине конуса -горловине воронки) независимо от первона-

чальных траекторий. Пространство внутри конуса воронки (аттрактора), где любая частица (система), попавшая туда, постепенно смещается в заданном направлении, называют «зоной аттрактора» [33]. Принципиальным для криминогенных и криминальных систем является то, что они могут функционировать в условиях режима нестабильности и перманентного конфликта [34]. Создание условий нестабильности и конфликта - это непременное условие существования организованной (ИДМ-типа) преступности. Следовательно, криминализация - это процесс регрессивной эволюции, формирования сверхсложных систем, создания конфликтных ситуаций (социального хаоса) и управления ими. Эти системы действительно сверхсложные, поскольку управлять ими значительно труднее, чем бесконфликтными системами в условиях стабильности. В этой связи нельзя представлять криминализацию в виде элементарной легализации криминалитета («вчерашние бандиты стали бизнесменами»). «Энергетическим ресурсом» сверхсложных систем, самоорганизующихся в условиях нестабильности и хаоса и создающих такие условия, является корысть (получение сверхприбыли и коррупция).

В-третьих, криминализация - это общественно опасный процесс, создающий широкий спектр глобальных угроз и угроз национальной безопасности. В Концепции внешней политики Российской Федерации указано, что «на первый план в современной международной политике выходят имеющие трансграничную природу новые вызовы и угрозы, стремительно возрастают их уровни, диверсифицируются их характер и география. Прежде всего, это опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боевиков, радикализация общественных настроений, провоцирующая религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы, нелегальная миграция, морское пиратство, незаконный оборот наркотиков, коррупция, региональные и внутренние конфликты... Глубоко трансформируется транснациональная организованная преступность, приобретающая в условиях глобализации макроэкономическое измерение, что приво-

дит к появлению новых криминальных "центров силы", аккумулирующих значительные ресурсы и последовательно расширяющих сферы своего влияния, в том числе путём проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установления связей с террористическими и экстремистскими организациями» [35]. Отчёты Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) последних лет свидетельствуют о появлении новых зон наркотизации, торговли людьми, оружием и морского пиратства, нарастающих потоках нелегальной миграции и поставки фальсифицированных лекарственных средств; указывают на устойчивость криминального бизнеса и приспособляемость дельцов к внешним воздействиям [36].

В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации показана высокая общественная опасность, множественный и разноуровневый характер террористических угроз, негативные тенденции в динамике современного терроризма [37]. В Стратегии антинаркотической политики в Российской Федерации констатируется, что наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьёзную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью её населения [38].

В Доктрине информационной безопасности перечислены многочисленные угрозы и их источники, имеющие криминальное содержание, включая деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленную против интересов Российской Федерации [39]. В Стратегии национальной безопасности РФ прогнозируется, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между ос-

новными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности [40].

В-четвёртых, криминализация - это процесс, реализуемый противоправными средствами. Здесь имеется в виду не только нарушение правовых (прежде всего уголовно-правовых) норм, но также иные технологии, которые расширяют поле деятельности ИДМ-преступности, минимизируют государственный контроль за её активностью. К таким технологиям следует отнести:

- уголовно-правовую декриминализацию общественно опасных деяний;

- десистематизацию уголовного законодательства;

- законодательное ограничение компетенции деятельности правоохранительных органов, специализирующихся на выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых преступными организациями;

- развал уголовных дел и др. [41].

Такие меры, как правило, реализуются на

основе процедур, установленных законом и означают не что иное, как эксплуатацию закона в антиправовых целях. Об этом говорил В. С. Нерсесянц, пишут современные теоретики права [42]. Д. А. Шестаков даже использует понятие «преступный закон» [43].

Следовательно, криминализация - это социально регрессивный эволюционный процесс, организуемый криминальными образованиями нового типа (ИДМ-преступно-

стью), реализуемый противоправными средствами, создающий множество глобальных угроз и угроз национальной безопасности, нацеленный на получение сверхприбыли.

1. Наумов А. В. Российское уголовное право : курс лекций : в 2 т. - Т. 1: Общая часть. - М., 2004. - С. 161.

2. Уголовное право России. Общая часть : учебник / С. А. Балеев, Б. С. Волков, Л. Л. Круг-ликов [и др.] ; под ред. Ф. Р. Сундурова, И. А. Тарханова. - 3-е изд., перераб. и доп. -М. : Статут, 2009. - 751 с.

3. Зубков В. А., Осипов С. К. Международные стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма : учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2010. - С. 7-8.

4. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 12. - Ст. 1391.

5. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. -Ст. 2780.

6. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 18. -Ст. 2117.

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. -Ст. 2444.

8. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6735.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. - 1999. - 31 марта.

10. Постановление ГД ФС РФ от 9 сентября 2005 г. № 2175-1У ГД «О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации

М. Е. Фрадкову "О необходимости принятия неотложных мер по государственной защите прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, при усыновлении их иностранными гражданами"» // Собрание законодательства РФ. -2005. - № 38. - Ст. 3796.

11. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). - М. : Наука, 1982. - 304 с. ; Прозументов Л. М. Общественная опасность как основание криминализации (декриминализации) деяния // Вестник Воронежского института МВД РФ. -2009. - № 4. - С. 18-24.

12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2010. - С. 307.

13. Лобанова О. В. Особенности криминализации современного российского общества (социокультурный анализ) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2006. - С. 7.

14. Артюхов А. В. Криминализация современного российского общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов н/Д, 2003. - С. 8.

15. Кривошеев В. В. Криминализация российского общества: состояние, тенденции развития, прогноз : автореф. дис. ... д-ра социол. наук.

- Ростов н/Д, 2001. - С. 5.

16. Кулешова С. Н. Криминализация молодежной среды российского общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2009. -С. 10.

17. Беличенкин С. А. Совершенствование диагностики криминализации экономики (на материалах Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольского края) : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Ставрополь, 2012. - С. 3.

18. Маркова С. В. Противодействие криминализации регионального строительного комплекса как фактор его экономической безопасности : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. -Ставрополь, 2012. - С. 5.

19. Там же. - С. 13.

20. Моденов А . К. Методология формирования механизма противодействия криминализации экономики России в условиях глобализации : автореф. дис. . д-ра эконом. наук. - СПб., 2005. - С. 9-10.

21. Кобцев Г. М. Современная государственная политика по декриминализации общества : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Ростов н/Д, 2007. - С. 7.

22. Огурцов А. П. Процесс // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Стёпина.

- М. : Мысль, 2001 ; URL: http://www.dic. academic.ru.

23. McKenzie R. D. The Ecological Approach to the Study of the Human Community // American Journal of Sociology. - 1924. - № 30. - P. 287-

301 ; Burgess, Ernest & Bogue, Donald J. Urban Sociology. - Chicago : University of Chicago Press, 19б7.

24. Welch Rebecca. Testing Social Disorganization Theory On Alcohol Consumption and Homicide Rates in Former Soviet Bloc Countries. - URL: http://www.audiscover.org>spa.. .upload/Social-Disorganization.

25. Григорьев С. И. Постмодернизм и социология в условиях кризиса // Социс. - 2010. - № 7. -С. 13S.

26. Овчинский А. С. Информационное воздействие и организованная преступность. - М. : ИНФРА-М, 2007. - С. 75-77.

27. Галянин А. В. Институты экономической преступности в системе теневой экономики: особенности формирования и направления ограничения : автореф. дис. . канд. экон. наук. -Саратов, 2010. - С. 5, 9.

2S. Клямкин И. М., Тимофеев Л. М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. - М., 2000.

29. Харчилава Г. П. Экономические аспекты криминального бизнеса и возможности его ограничения : автореф. дис. . канд. экон. наук. -М., 2003. - С. 3.

30. Плотонова О. Интервью - Сергей Игнатьев, председатель Банка России // Ведомости. -2013. - 20 февр.

31. Эстулин Д. Секреты Бильдербергского клуба.

- Минск : Поппури, 2009. - 304 с. ; Пер-кинс Дж. Экономический убийца объясняет, почему рухнули экономические рынки и как их возродить. - М. : Эксмо, 2010. - 272 с. ; Коровин В. М. Главная военная тайна США. Сетевые войны. - М. : Эксмо, 2009. - 2SS с. ; Кашников Б. Н. Частные военные компании и принципы jus in bello // Военно-юридический журнал. - 2010. - № 12. - С. 27-32 ; Фурсов А . И. Глобальные игроки, за исключением Китая, не государства, а устойчивые сетевые структуры. - URL: http://www.rospisatel.ru> fursov-intervju.htm.

32. Овчинский В. С. Криминология нового мирового беспорядка // Журнал российского права. - 2005. - № S.

33. Аттрактор. - URL: http://www.pomortsev.ru> phil/synergetics/attr.html.

34. Цуканов А. Н. Актуальные социально-психологические проблемы корпоративного правосознания // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - Пермь, 200S. -С. б2.

35. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12 июля 200S г. № Пр-1440). - URL: http://www.kremlin.ru.

36. Transnational Organized Crime in West Africa. A Threat Assessment. - Vienna : UNODC, 2013.

- 6s p. ; Всемирный доклад о наркотиках 2012 г. - Нью-Йорк : ЮНОДК, 2012. - 153 с.

37. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009) // Российская газета. - 2009. -20 окт.

38. Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 (ред. от 28 сентября 2011 г.) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 24. - Ст. 3015.

39. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) // Российская газета. - 2000. - 28 сент.

40. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. -Ст. 2444.

41. Кузнецова Н. Мнение учёных о реформе УК (или qui prodest?) // Уголовное право. - 2004. - № 1. - С. 26-27 ; Крылова Н. К вопросу о гармонизации и гуманизации уголовного закона // Уголовное право. - 2011. - № 6. -С. 26-34 ; ГоликЮ. Очередная модернизация Уголовного кодекса // Уголовное право. -2012. - № 2. - С. 29-34 ; Шестаков Д. А. Введение в криминологию закона. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2011.

42. Нерсесянц В. С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. - М. : Российское право, 1992. - С. 215 ; Сорокин В. В. Российская традиция правопонимания // История государства и права. - 2011. - № 11. - С. 6-14 ; Шафи-ров В. М. Право в человеческом измерении // Правоведение. - 2004. - № 3. - С. 209.

43. Шестаков Д. А. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.