Научная статья на тему 'Процессы криминализации в российской Федерации как политическая проблема'

Процессы криминализации в российской Федерации как политическая проблема Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1723
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / CRIMINALIZATION / CORRUPTION / CRIME / SOCIETY / STATE / DECRIMINALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Золотарева Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с процессами криминализации российского общества и коррумпированностью государственного аппарата. Развитие социальных институтов гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, принятие специальных мер в рамках государственной политики противодействия криминализации и коррупции, составляет первоочередную задачу региональных и федеральных властей РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSES OF CRIMINALIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A POLITICAL PROBLEM

The paper highlights the problems associated with the processes of criminalization in the Russian society and corruption in the machinery of the government. The development of social institutions of the civil community, the strengthening of law and order, the adoption of special measures in public policy against criminalization and corruption is the priority task for the regional and Federal authorities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Процессы криминализации в российской Федерации как политическая проблема»

УДК 324

ПРОЦЕССЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Е. В. Золотарева

PROCESSES OF CRIMINALIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A POLITICAL PROBLEM

E. V. Zolotareva

В статье рассматриваются проблемы, связанные с процессами криминализации российского общества и коррумпированностью государственного аппарата. Развитие социальных институтов гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, принятие специальных мер в рамках государственной политики противодействия криминализации и коррупции, составляет первоочередную задачу региональных и федеральных властей РФ.

The paper highlights the problems associated with the processes of criminalization in the Russian society and corruption in the machinery of the government. The development of social institutions of the civil community, the strengthening of law and order, the adoption of special measures in public policy against criminalization and corruption is the priority task for the regional and Federal authorities of the Russian Federation.

Ключевые слова: криминализация, коррупция, преступность, общество, государство, декриминализация.

Keywords: criminalization, corruption, crime, society, state, decriminalization.

Кризисный, переломный характер общественного развития сохраняется в стране с конца XX в., являясь одной из угроз безопасности Российской Федерации. На протяжении последних двух десятилетий российское общество претерпевает множество изменений во всех сферах общественной жизни, ведется активная работа по реформированию государственного аппарата, которая не могла не привести к серьезным последствиям.

В XXI столетии происходит множество общественных трансформаций. Произошли массовые дезор-ганизационные изменения политических институтов, отношений собственности и власти, перестройки системы социальной стратификации, смена элит, маргинализация определенных слоев общества. Тотальные изменения во всех сферах общественной жизни не могли не отразиться на экономической, политической, социальной и духовной обстановке в стране. Проходящая трансформация параллельно сопровождалась ростом числа преступлений, изменением структуры преступности, формированием организованной преступности, терроризмом, бандитизмом, коррумпированностью государственного аппарата и безнаказанным положением данных операций [3, с. 4].

Традиции прошлых столетий получили воплощение в современной России, возникшей на обломках тоталитарного строя. Следует предположить, что у тоталитарного государства и криминального есть общие характеристики, указывающие на сходство между ними. Тоталитаризм предстает в виде политического режима, на основе которого выделяется особый тип тоталитарного государства, следовательно, криминальное государство представляет собой итог развития тоталитаризма. В криминальном государстве организация публичных институтов связана с нарушением прав человека, фальсификацией результатов демократических выборов, манипулированием общественным сознанием. Криминальное государство во-

площает в себе кастовые, групповые и частные интересы, которые в свою очередь отождествляются с политическими выгодами, что способствует концентрации власти и возникновении коррупции [5, с. 127 -135].

В политических науках проблема криминализации в настоящее время остается дискуссионной и является предметом политических разногласий. Состояние криминализации России, размах и масштабы политической коррумпированности, развитие криминогенных процессов приобретают уже не правовую, а политическую направленность, вызывая тревогу даже у тех, кто сам тем или иным образом причастен к созданию преступного механизма. Необходима инкорпорация различных общественных групп в процесс декриминализации России.

В современной России распространение криминальных практик, противоречащих коренным интересам и историческим традициям привело к эскалации разрушительных социальных процессов, тотальной социальной антагонизации общества. Это вызывает нарастание социальной напряженности, девальвацию ценностей, снижение уровня законопослушания, падение уровня материального благосостояния, характеризуется ослаблением государства, утратой им ряда важных функций, децентрализацией и перестройкой силовых структур, которые приводят к ослаблению контроля над криминальными процессами. Под влиянием этих факторов нелегальные структуры стремительно трансформируются в сторону легализации. Основными направлениями изменений стали: профессионализация членов нелегальных структур; усложнение их организационной структуры; усовершенствование вооружения; укрупнение криминальных групп; укоренение в обществе криминального образа жизни.

В социуме, помимо роста числа преступлений, проявлений коррумпированности должностных лиц

публичной власти, в том числе полицейского аппарата, изменились ценности и нормы самого общества (деидеологизация общества). Преступное поведение с конца XIX в. отмечено интеграцией преступных групп и полицейских властей. По свидетельству Д. И. Ростиславова, полицейские власти «принимали подарки от воров и разбойников, любили им покровительствовать, поэтому потихоньку давали им возможность убегать даже из острогов и не преследовали их надлежащих образом, а сами между тем уведомляли их о тех, кто на них доносит» [15, с. 50 - 58].

Появление преступного (криминального) поведения, которое раньше было «закрытым» и «тюремным», в настоящее время находится в «открытом» пространстве. Происходит криминализация государственного (полицейского и чиновно-бюрократиче-ского) аппарата, способствующая массовизации преступности.

Попытка сформулировать определение криминализации представлена во многих отраслях научного знания. Так, криминализация выражается в «увеличении преступности, обострении криминогенной обстановки где-либо; проникновении криминальных элементов куда-либо, подчинение кого-либо, чего-либо влиянию преступного мира [8, с. 1001]; как вовлечение в сферу влияния преступного мира» [13, с. 349]. Чаще всего понятие «криминализация» трактуется в уголовно-криминологических источниках знания. В теории уголовного права под криминализацией понимается признание деяния преступным и закрепление его признаков в уголовном законе, установление за него уголовной ответственности [1]. Криминализация, по мнению теоретиков уголовного права, есть такое состояние общества, для которого характерны: общий рост «организованной преступности» и ее дальнейшая структуризация; широкое распространение практики «заказных убийств», обусловленное борьбой за раздел и передел сфер влияния; контроль преступных группировок над рынками, предприятиями, отраслями экономики; массовая коррупция; наркобизнес. Ч. Бек-кариа понимает криминализацию как «безнравственное зло, которое порождает состояние анархии в обществе» [9, с. 13 - 14].

С социологической точки зрения, под криминализацией общества понимается «делинквентный социокультурный акт, связанный с преступлениями в «кризисные, переломные моменты жизни... общества и человека»» [9, с. 13 - 14]. Согласно представлениям отечественных ученых А. В. Артюхова и В. В. Криво-шеева, криминализация характеризуется падением нравственных устоев, ростом бездуховности и цинизма» [9, с. 14]. По взглядам Э. Дюркгейма, рост криминализации общества находится в непосредственной зависимости от состояния общества и активизируется в кризисные транзитивные моменты жизни общества и человека. Э. Дюркгейм также считал, что преступность в обществе необходима, так как она связана с основными условиями любой социальной среды и поэтому в силу этого полезна, поскольку те условия, частью которых она является, сами неотделимы от нормальной эволюции морали и права [4, с. 42 - 43].

С социально-экономических позиций, криминализация - это переход за определенную меру негативных процессов в обществе. Криминализация - это социальное явление, которое рассматривается как проникновение преступных действий и деятельности в различные сферы общества.

По мнению В. В. Кривошеева, «наиболее глубоко, наглядно криминализация проявляется в социально-экономической составляющей жизни общества. Состояние, функционирование институтов, уровень содержания и взаимодействия социальных групп, индивидов, иных элементов общества в экономической сфере задают характеристики связей и контактов, оказывающих воздействие на массовое и индивидуальное сознание, ценностные ориентации, предпочтения и установки индивидов» [7, с. 93 - 97].

А. В. Грачев под криминализацией понимает социальный дезорганизационный циклический процесс, представляющий угрозу трансформирующемуся обществу, характеризуемый институционализацией и воспроизводством преступности в обществе и влекущий за собой изменения его институциональных основ и массового сознания общества [2, с. 29 - 32].

В современном словаре по политологии, криминальное государство предстает в виде особого типа государства, характеризующегося определяющим влиянием преступных кругов на политику, криминализацией общественной жизни, использованием преступных элементов в качестве социальной опоры власти» [12].

Таким образом, под «криминализацией» государственного аппарата следует понимать процесс нарушения законности и сознательное нарушение должностных обязанностей административным персоналом.

Криминализация российского государственного аппарата осуществляется в двух основных направлениях: путем участия представителей организованной преступности в выборах с последующим избранием в органы власти и путем назначения представителей криминалитета на ключевые должности коррумпированными чиновниками государственного и муниципального управления [6, с. 95 - 99].

Проблема криминализации государственного аппарата тесно связана с политической коррупцией. Под политической коррупцией (электоральной коррупцией) следует понимать стадию политического процесса, на которой осуществляется завоевание (удержание) публичной власти посредством выборов должностных лиц публичной власти, избираемых голосованием граждан. Политическая коррупция трактуется как использование лицом, занимающим публичную должность, доверенных ему властных полномочий и прав, служебного положения и статуса в системе государственной власти, статуса органа публичной власти, который он представляет, в целях противоправного извлечения личной или групповой политической выгоды [11, с. 4].

Рост числа должностных преступлений выражается, например, в развитии теневой экономики и коррупции, в сплочении государственной власти с организованной преступностью, в ослаблении государственной власти и девальвации ее целей. И. М. Клей-

мёнов называет признаки государства, для которого характерны системная коррупция, массовое похищение бюджетных средств, тотальное взяточничество, узурпация политической власти путем ее прямого захвата или фальсификации на демократических выборах, называя такое государство - криминальным [5, с. 127 - 135].

Напряженная борьба политических партий и группировок, неразработанность их политических программ, участие в выборах кандидатов с криминальным прошлым, утрата доверия электората к большинству политических институтов, распространение беззакония и коррупции обуславливают быструю смену субъектов политики и нестабильность политической системы в целом. Увеличение числа административных нарушений уже само по себе говорит об асоциальной адаптации некоторых государственных служащих, бесконтрольности должностных преступлений.

Криминализация и коррупция как социально-политический процесс предстает в виде применения делинквентных (преступных) практик в массовом публичном пространстве и вовлечения в них большинства населения страны, так и отдельных социальных групп. Таким образом, существует определенная политика псевдогосударства, которая предстает в виде «жизни по законам зоны», формируя тем самым «идеологию зоны».

Криминализация и коррупция представляют собой целостность и единство современной российской действительности. Политическая коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства и по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышение эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международном уровне и рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации [15, с. 50 - 58].

С точки зрения возможного роста криминализации общества и состояния политической коррумпированности в России, проекция сегодняшних тенденций на ближайшую перспективу может выглядеть следующим образом:

1) будет наблюдаться увеличение общего числа преступлений;

2) усиление криминализации всех без исключения слоев населения;

3) рост преступности будет увеличиваться главным образом за счет лиц, не имеющих постоянного источника доходов, безработных, беженцев, лиц без гражданства;

4) увеличится доля женщин в общем числе преступников и преступлений;

5) возрастет молодежная преступность, в том числе детская, преступность «помолодеет»;

6) увеличится доля слоев, групп населения, для которых преступность является основным источником средств существования;

7) повысится уровень интеллектуализации преступной деятельности, возрастет коррумпированность за счет вовлечения в преступную деятельность врачей, деятелей культуры, научных сотрудников, учителей, офицеров, представителей правоохранительных органов и спецслужб;

8) численно возрастет количество нелегальных структур в социостратификационной структуре;

9) возрастет качество опыта, изощренность форм и методов, в том числе конспиративных, криминальной и коррумпированной деятельности, усилится ее организованность и целостность (самовоспроизводящаяся система);

10) активизируется профессиональная преступность;

11) будет совершенствоваться процесс разделения труда и его специализация в криминальной деятельности;

12) усилится политизация организованной преступности, возрастет опасность криминального сценария развития России;

13) усилятся связи отечественной организованной преступности с международной (транснациональной) преступностью. (Европа, Северная Америка, Ближний Восток, Китай, Турция, Прибалтика);

14) будет продолжаться дальнейший криминальный территориальный передел как внутри страны, так и за рубежом [14].

В настоящее время для Российской Федерации важным моментом остается политика декриминализации страны, в том числе политика противодействия криминализации и политической коррупции. Под декриминализацией следует понимать деятельность государства и общества, направленные на устранение причин и последствий криминализации, обеспечение такого уровня общественной защищенности от процесса криминализации, его реальных и потенциальных угроз, который не препятствует развитию государства, общества и личности [10, с. 26 - 34].

Несмотря на то, что субъектами политики принимаются во внимание Федеральный закон 2008 года «О противодействии коррупции», а преодоление криминализации государственного аппарата было названо основной задачей еще в Указе Президента от 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», разработаны долгосрочные программы противодействия криминализации, создаются консультативные и организационные структуры, общественные комитеты и комиссии, криминализированность и коррумпированность государственного аппарата остается высокой. Необходимо создание законодательных мер по декриминализации аппарата, применение жестких антикоррупционных методов на практике, что является важнейшим приоритетной задачей внутренней политики государства. От того как будет преодолено данное социально-политическое явление, зависит будущее современной российской государственности.

Для противодействия криминализации и политической коррупции необходим широкий спектр мер, как воздействия на причины, ее порождающие, так и устранения или нейтрализации ее последствий. Однако действенность инструментов противодействия

криминализации обеспечивается не самим фактом их наличия, а правильной организацией и своевременностью использования каждого из них, что может быть обеспечено только наличием единого комплексного механизма [10, с. 26 - 34].

Проблемы, связанные с распространением в РФ криминализации и выработкой системы декриминализации политики государства, находятся на стыке наук политологии, криминологии, правоведения и социологии и др. Развитие социальных институтов гражданского общества по предотвращению крими-

нализации и коррупции, поддержка региональных и федеральных властей любых инициатив со стороны различных социальных групп, направленных на сохранение общественного порядка, должно стать первоочередной задачей.

Необходимо комплексное изучение данной проблемы и поиск политических путей ее решения. Полученные результаты будут способствовать углублению научных представлений о природе государственного аппарата и способах его декриминализации.

Литература

1. Гонтарь И. Я., Козлов А. П., Кузнецова Н. Ф. Энциклопедия уголовного права: понятие преступления / под ред. В. Б. Малинина. СПб.: Изд. профессора Малинина, 2010. 522 с.

2. Грачев А. В. Цикличность криминализации социально-экономической сферы общества // Общественные и гуманитарные науки. 2007. № 36. С. 29 - 32.

3. Дубовцев В. В. Декриминализация российского общества: политологический аспект: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Екатеренбург, 2000. 145 с.

4. Дюркгейм Э. Норма и патология. Социология преступности. М.: Прогресс, 1966. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/Norm_Pat.php

5. Клеймёнов И. М. Криминальное государство: введение в проблему // Вестник Омского университета. (Серия: Право). 2013. № 4(37). С. 127 - 135.

6. Красинский В. В. преступные организации (сообщества) как элемент политической системы общества // Человеческий капитал. 2011. № 3. С. 95 - 99.

7. Кривошеев В. В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социологические исследования. 2004. № 3. С. 93 - 97.

8. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.

9. Кулешова С. Н. Криминализация молодежной среды российского общества: социокультурный аспект: автореф. дис. . канд. социол. наук. Ставрополь, 2009. 166 с.

10. Литвиненко А. Н. Механизм противодействия криминализации в системе обеспечения экономической безопасности страны // Экономические науки. 2010. № 9(70). С. 26 - 31.

11. Нисневич Ю. А. Электоральная коррупция в России: политико-правовой анализ федеральных избирательных кампаний в 2003 - 2012 годах. М.: Либеральная Миссия, 2014. 2004 с.

12. Политология: краткий словарь политологических терминов / сост. Т. Н. Духина, Т. П. Болотова. Ставрополь, 2010. Режим доступа: http://www.politike.ru>dictionary/974.gosudarstvo-kriminalnoe

13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологий: в 35 т. Т. 6. М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. 736 с.

14. Романенко М. В. Криминализм - «светлое» будущее России?! // Документы, статьи, письма. М.: Альфа, 2004. Режим доступа: http://old.sukhomlin.ru/book/297 319.pdf

15. Тонков Е. Е. Коррупция как признак криминализации власти // Криминологический журнал ОГУЭП. 2011. № 3(17). С. 50 - 58.

Информация об авторе:

Золотарева Екатерина Владимировна - аспирант кафедры политических наук КемГУ, ведущий специалист научного отдела НФИ КемГУ, [email protected].

Ekaterina V. Zolotareva - post-graduate student at the Departament of Political Science, Kemerovo State University, leading specialist at the Division for Science and Research, Novokuznetsk Branch of Kemerovo State University.

(Научный руководитель: Омеличикин Олег Викторович - доктор политических наук, профессор кафедры политических наук ФПНиС КемГУ, [email protected].

Academic advisor: Oleg V. Omelichkin - Doctor of Political Science, Professor at the Departament of Political Science, Kemerovo State University).

Статья поступила в редколлегию 17.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.