Научная статья на тему 'Криминализация незаконных производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции: социально-правовая обусловленность'

Криминализация незаконных производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции: социально-правовая обусловленность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
незаконные производство и оборот алкогольной продукции / акцизы / бюджет / преступность / алкоголизация / алкогольная продукция / алкогольное отравление / криминализация / illegal production and turnover of alcoholic beverages / excise taxes / budget / crime / alcoholism / alcoholic beverages / alcohol poisoning / criminalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капустина А. В.

в статье рассматриваются социально-правовые факторы криминализации незаконных производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Отмечается, что криминализация рассматриваемых деяний связана с причинением ущерба бюджетной системе Российской Федерации, нарушением конкуренции на рынке алкогольной продукции, причинением вреда жизни и здоровью населения, а также увеличением объема дешевого алкоголя на рынке, что способствует алкоголизации населения, увеличению количества преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Анализируются статистические данные, касающиеся структуры, состояния и динамики правонарушений, связанных с реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации за период 2018–2021 гг. Отмечено, что, кроме уголовной политики, влияние на уровень преступности оказывают также иные элементы системы государственного регулирования оборота алкогольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капустина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalization of illegal production and turnover of alcoholic and alcohol-containing products: socio-legal conditionality

the article deals with the socio-legal factors of criminalization of illegal production and trafficking of alcoholic and alcohol-containing products. It is noted that the criminalization of the acts in question is connected with damage to the budget system of the Russian Federation, violation of competition in the market of alcoholic products, harm to the life and health of the population, as well as an increase in the volume of cheap alcohol on the market, which contributes to the alcoholization of the population, an increase in the number of crimes committed while intoxicated. Statistical data concerning the structure, condition and dynamics of offenses related to the sale of alcoholic and alcohol-containing products in the Russian Federation for the period 2018–2021 are analyzed. It is noted that in addition to criminal policy, other elements of the system of state regulation of the turnover of alcoholic beverages also have an impact on the crime rate.

Текст научной работы на тему «Криминализация незаконных производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции: социально-правовая обусловленность»

А. В. Капустина,

младший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук

A.V. Kapustina,

Junior research assistant Institute of State and Law Russian Academy of Sciences anvladimirovna@bk.ru

DOI:

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ НЕЗАКОННЫХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Аннотация: в статье рассматриваются социально-правовые факторы криминализации незаконных производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Отмечается, что криминализация рассматриваемых деяний связана с причинением ущерба бюджетной системе Российской Федерации, нарушением конкуренции на рынке алкогольной продукции, причинением вреда жизни и здоровью населения, а также увеличением объема дешевого алкоголя на рынке, что способствует алкоголизации населения, увеличению количества преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Анализируются статистические данные, касающиеся структуры, состояния и динамики правонарушений, связанных с реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации за период 2018-2021 гг. Отмечено, что, кроме уголовной политики, влияние науровень преступности оказывают также иные элементы системы государственного регулирования оборота алкогольной продукции.

Ключевые слова: незаконные производство и оборот алкогольной продукции, акцизы, бюджет, преступность, алкоголизация, алкогольная продукция, алкогольное отравление, криминализация.

CRIMINALIZATION OF ILLEGAL PRODUCTION AND TURNOVER OF ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS: SOCIO-LEGAL CONDITIONALITY

Abstract: the article deals with the socio-legal factors of criminalization of illegal 223

production and trafficking of alcoholic and alcohol-containing products. It is noted that _

the criminalization of the acts in question is connected with damage to the budget system ^ of the Russian Federation, violation of competition in the market of alcoholic products, harm to the life and health of the population, as well as an increase in the volume of cheap ^ alcohol on the market, which contributes to the alcoholization of the population, an increase ^ in the number of crimes committed while intoxicated. Statistical data concerning the structure, || condition and dynamics of offenses related to the sale of alcoholic and alcohol-containing 01 products in the Russian Federation for the period 2018-2021 are analyzed. It is noted that in addition to criminal policy, other elements ofthe system ofstate regulation ofthe turnover of alcoholic beverages also have an impact on the crime rate.

ь 0 i ь i

u £ ц

И

и ii

0 а

s о

ш s

й Й

^ со

1 о о д

а °

U з

i u О i

§ о

а о

Keywords: illegal production and turnover of alcoholic beverages, excise taxes, budget, crime, alcoholism, alcoholic beverages, alcohol poisoning, criminalization.

Оборот алкогольной продукции является важной отраслью экономики в связи с его высокой доходностью для государства. В Российской Федерации установлены акцизы на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, которые зачисляются в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации1. Ежегодно акцизы на алкогольную продукцию приносят в консолидированный бюджет Российской Федерации более 300 млрд. руб. В 2018 г. эта сумма составила 318,4 млрд. руб., в 2019 г. - 372,4 млрд. руб., в 2020 г. - 376,3 млрд. руб., в 2021 г. - 389,9 млрд. руб. [1]. Помимо акцизов, с реализации алкогольной продукции уплачивается налог на добавленную стоимость. Деятельность по производству „о и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию. В зависимости от вида деятельности государственная ^ пошлина за лицензирование составляет от 3 500 руб. до 9 500 000 руб.2 № и также подлежит зачислению в государственный бюджет. При этом § за 2017-2020 гг. бюджетная система Российской Федерации в связи § с реализацией на рынке только крепкого нелегального алкоголя по-2 теряла 376 млрд. руб. акцизов [2].

^ Экономические факторы выступают одной из основных причин — криминализации незаконных производства и оборота алкогольной § и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Этим ^ объясняется закрепление соответствующих составов преступле-§ ний в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» с раздела VIII «Преступления в сфере экономики» УК РФ. Высокий процент нелегального алкоголя на рынке причиняет ущерб госу-о дарственному бюджету, а также нарушает конкуренцию и порядок ^ функционирования экономической системы. Производители неС легального алкоголя получают сверхдоходы за счет неуплаты налогов. В структуре цены легального крепкого алкоголя акциз и НДС 224 составляют 63 % [2]. ^ В Стратегии национальной безопасности РФ определено, что СЧ для достижения целей обеспечения экономической безопасности ® Российской Федерации должны быть снижены уровень коррупции ^ в предпринимательской среде, доля криминальных и теневых секто-

1 Нормативы поступления акцизов по уровням бюджетной системы РФ установлены ст. 50, 56 Бюд-

жетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

2 Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий закреплены в ст. 33333 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

ров экономики. Необходимо поддерживать и развивать конкуренцию, обеспечивать свободу экономической деятельности на территории Российской Федерации [3].

В 2015 г. в целях стабилизации ситуации на рынке алкогольной продукции и развития конкуренции Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден план мероприятий, содержащий, в частности, ряд уголовно-правовых мер, направленных на усиление уголовной ответственности за незаконный оборот алкогольной продукции и федеральных специальных марок для ее маркировки [4]. Так, в 2017 г. в Уголовный кодекс РФ внесен ряд изменений: установлена ответственность за оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии я (ст. 1713 УК РФ) и за незаконную розничную продажу алкогольной | ^ и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 1714 УК РФ). Помимо 3 1 этого, были увеличены размеры наказания за изготовление и сбыт | поддельных акцизных и федеральных специальных марок для мар- § | кировки алкогольной продукции, а также использование таких марок ■§ .с (ст. 3271 УК РФ). | |

Ликвидация нелегального алкогольного рынка была закреплена | также в числе приоритетных целей и задач, стоящих перед органами С | государственной власти в Концепции реализации государственной 3 8 политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной с продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской | | Федерации на период до 2020 г. [5].

Несмотря на принимаемые меры, проблема алкоголизации на- §3 8 селения остается актуальной для России. Заместитель министра § о здравоохранения РФ О. Салагай отметил: «В 2021 году более 1 млн о'| 190 тыс. человек жило с синдромом зависимости от алкоголя, вклю- ^ § чая алкогольные психозы. Это цифра чрезвычайно большая» [6]. || Наблюдается также значительное количество отравлений алкоголем, 1 | которое в большинстве случаев заканчивается смертью (см. рис. 1). р | Употребление спиртосодержащих жидкостей, заведомо не предназначенных для питья, - одна из частых причин отравления. Не пред- 225 назначенные для питья жидкости, например токсичный метиловый а спирт, продается под видом алкогольной продукции. и

Так, в 2021 г. в Оренбургской области произошло массовое от- Щ равление суррогатным алкоголем, в состав которого входил метанол. ^ 35 человек погибли, еще 29 пострадали. В результате следственных § действий были обнаружены два склада, пункт производства, а также около 3 тыс. литров спиртосодержащей жидкости, задержаны 17 человек, возбуждено 14 уголовных дел, объединенных в дальнейшем

в одно производство. В этом же году массовое отравление метиловым спиртом, в результате которого погибли 26 человек, произошло в Свердловской области [7]. Летом 2022 г. в Алтайском крае было возбуждено 4 уголовных дела в связи с отравлением алкоголем. Жертвами стали 18 человек в возрасте от 21 года до 60 лет. Суррогатный алкоголь доставляли в канистрах, предназначенных для крепкого алкоголя, из Рязанской и Московской областей водители-дальнобойщики. Экспертизы спиртосодержащих жидкостей показали наличие в их составе 35 % метанола [8].

I

I 8 со

I

Рис. 1. Количество смертей от случайного отравления алкогольной продукцией в Российской Федерации в 2018-2021 гг.

Нелегальный алкоголь имеет меньшую стоимость по сравнению с алкоголем, который произведен и реализуется с соблюдением всех

I

1

О требований закона: маркировкой, лицензированием, технических

^ требований и т.д. Приобретение нелегального алкоголя уязвимыми

С и подвергающимися высокому риску группами населения вследствие его низкой цены негативно сказывается на социально-экономическом

226 развитии государства. Как показывает практика, в 2019-2020 гг. каж-

^ дое третье преступление было совершено в состоянии алкогольного

(V опьянения, в 2021 г. - каждое четвертое [9].

® Современная ситуация на российском рынке алкогольной про-

дукции характеризуется значительным процентом незаконной алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно данным исследования «Маркировка алкогольной продукции, влияние на цены и доходы производителей» Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина РФ, доли незаконной продукции составляют: в крепком

2021 г

9274

2020 г

10 206

2019 г

9 876

2018 г

11 045

8 000

8 500

9 000

9 500

1 000

11 500

алкоголе - 19,58 %; среди вин игристых и газированных - 15,67 %; вин виноградных и виноградного сусла - 16,44 %; в пиве - 26,92 %; среди напитков сброженных и смесей из напитков, содержащих алкоголь, - 44,71 %; в вермуте и прочих ароматизированных виноградных винах - 38,59 % [10]. Как отмечают эксперты НИУ ВШЭ, «в 2021 году объем нелегального оборота крепкой алкогольной продукции составляет 611 млн штук в год (27 %)» [11].

Согласно данным результатов проверок организаций, производящих и реализующих этиловый спирт и алкогольную продукцию, проведенных Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и Федеральной таможенной службой, представленных в Докладах Федеральной службы государственной статистики [12], наибольшее число правонарушений в 2018-2021 гг. связано с нарушением правил торговли алкогольной продукцией, отсутствием лицензии и нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (см. рис. 2), при этом количество возбуждаемых дел об административных правонарушениях и преступлениях за последние четыре года снижается (см. рис. 3).

Ь

8 I ь |

и

§ и £ Й

л 8

||

Н

о щ

Й 1

¡

Й с

р 3

^ со

| 8

о За

Л °

| 3

§ § о §

§ о

а о

■ Нарушение правил торговли алкогольной продукцией

■ Отсутствие лицензии

■ Нарушение порядка учета алкогольной продукции

■ Иные правонарушения

227

со

Рис. 2. Структура и количество правонарушений, связанных с незаконными производством и оборотом

алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, выявленных в 2018-2021 гг.

Возбуждено уголовных дел по выявленным правонарушениям

I

7327 5416 5416 3693

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составлено протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ

99961 92720 85153 84291

0 20000 40000 60000 80000 100000 120000 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

I |

8 со

I

I

С

I 8 со

I

228

со «V о «V

Рис. 3. Количество правонарушений в сфере незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в 2018-2021 гг.

1600 1400 1200 1000

■ Ст. 151.1 "Ст. 171.3 ИСт. 171.4

Рис. 4. Структура преступлений в сфере незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в 2018-2021 гг.

Сопоставление количественных показателей выявленных правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, и проведенных проверок позволяет констатировать отсутствие существенных изменений. Так, в 2018 г. в 57,5 % случаев проверок организаций, производящих

1441

1318

937

756

731

693 693

0

2018 г

2019 г

2020 г

2021 г

2022 г

и реализующих этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию были выявлены правонарушения, в результате 3,93 % проверок были возбуждены уголовные дела. В 2019 г. - 55,07 % и 3,04 % соответственно, в 2020 г. - 54,47 % и 2,45 %, в 2021 г. - 59,45 % и 2,5 %. Наибольшее количество нарушений при производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выявляется в Московской области, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан и Новосибирской области.

При этом большая часть уголовных дел возбуждается по ст. 1714 УК РФ (см. рис. 4).

Стоит отметить, что преступность в рассматриваемой сфере обладает высокой латентностью. Только 10 % случаев незаконных я производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции | ^ выявляется контролирующими и правоохранительными органами [13]. 3 I И. А. Кравцов отмечает, что высокий уровень латентности данных Ь § преступлений является одной из причин роста незаконного оборота § | алкогольной продукции [14]. ||

Значительно увеличилось количество выявленных подпольных Ь цехов, незаконно производящих алкогольную и спиртосодержащую | продукцию. При этом в период с 2010 по 2013 гг. подпольных цехов | | по производству спирта и алкогольной продукции выявлено не было. 3 8 Однако, начиная с 2014 г., количество выявленных нелегальных цехов 0 и предприятий торговли увеличилось. По состоянию на 2016 г. было р | выявлено 42 подпольных цеха, в том числе: 5 - по производству ? ^ спирта, 13 - по производству алкогольной продукции, 8 - торговой 3 8 направленности (опт и розница), 16 - иного характер [15]. В после- § о дующие годы эти цифры увеличивались. В 2018 г. было выявлено о 8 224 подпольных цеха, в 2019 г. - 181, в 2020 г. - 201, в 2021 г. - 403. | § Наблюдается увеличение числа организованных групп, соверша- § 0 ющих преступления в рассматриваемой сфере (см. рис. 5). По мнению | § Ш. С. Мамедова, для лиц, осуществляющих незаконные производство р | и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанная деятельность является систематической и служит проверенным способом 229 извлечения доходов. В связи с этим такие лица обладают чертами а криминального профессионализма [16]. и

Таким образом, меры уголовно-правового противодействия не- Л законным производству и обороту алкогольной продукции являются ^ элементами государственной политики, направленной на повышение |§ эффективности государственного регулирования алкогольного рынка Российской Федерации и снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукции среди населения.

тосодержащей продукции. Во-первых, экономические факторы, к которым относятся причинение ущерба бюджетной системе Российской Федерации в связи с неуплатой в бюджет акцизов с этилового спирта,

Рис. 5. Количество выявленных организованных групп, осуществляющих незаконные производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в 2018-2021 гг.

£

Можно обозначить следующие факторы, обусловливающие криминализацию незаконных производства и оборота алкогольной и спир

| §

00

<£ алкогольной, спиртосодержащей продукции и нарушение конкуренции на рынке алкогольной продукции; во-вторых, причинение вреда — жизни и здоровью населения, в случаях, когда незаконный алкоголь § произведен с нарушением технических требований; в-третьих, уве-^ личение объема дешевого алкоголя на рынке, который способствует § алкоголизации населения, увеличению количества преступлений, ^ совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

Анализ статистических данных свидетельствует о значительном о объеме нелегального алкоголя на современном российском рынке. ^ Большая часть правонарушений, совершенных в рассматриваемой С сфере, связана с нарушением правил торговли алкогольной продукцией, отсутствием лицензии и нарушением условий, предусмотренных 230 специальным разрешением (лицензией). Преступность, связанная ^ с незаконными производством и оборотом алкогольной и спиртосодер-СЧ жащей продукции, становится организованной и профессиональной, ® что увеличивает ее общественную опасность.

Сделать однозначный вывод о влиянии уголовной политики на уровень преступности в сфере незаконных производства и оборота алкогольной продукции не представляется возможным, поскольку влияние на структуру и количество преступлений в этой сфере оказывает совокупность всех элементов государственного регулирования

оборота алкогольной продукции, а не только уголовно-правовые меры. Такой вывод подтверждается и историческим опытом: наиболее строгие ограничения, например введение государственной винной монополии, способствовали увеличению числа преступлений по сравнению с периодами, когда производство и реализация спиртного переходили в частные руки, но с уплатой акцизов в государственный бюджет.

Список литературы

1. Итоговый доклад о результатах деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка за 2018 год. - URL: https://fsrar.gov. ra/mformation/doklady-i-otchety/itogovye_doklady_o_rezultatah_dejatelnosti_ federalnoj_sluzhby_po_regulirovaniju_alkogolnogo_rynka (дата обращения s 15.10.2022); Итоговый доклад о результатах деятельности Федеральной g службы по регулированию алкогольного рынка за 2019 год. - URL: https:// g g fsrar.gov.m/Ыes/21078_итоговый%20доклад%20о%20деятельности%20ро- g | салкогольрегулирования%20за%202019Лосх (дата обращения 15.10.2022); g | Итоговый доклад о результатах деятельности Федеральной службы по ре- | | гулированию алкогольного рынка за 2020 год. - URL: https://cfo.fsrar.gov. ■§ .с га/А^/24896_итоги%202020^ (дата обращения 15.10.2022). Итоговый g | доклад о результатах деятельности Федеральной службы по регулированию ;g | алкогольного рынка за 2021 год. - URL: https://fsrar.gov.m/files/25619_итого- § | вый%20доклад%202022.pdf (дата обращения 15.10.2022). I |

2. Специальный доклад Президенту Российской Федерации «Состояние § g рынка крепкой алкогольной продукции. Предложения по противодействию | g нелегальному обороту», 2021 г. http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/8.pdf 1 g (дата обращения 15.10.2022). go

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : о S указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС «КонсультантПлюс». | о

4. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по ста- g g билизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке : | распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 2413-р // СПС о | «КонсультантПлюс». | g

5. О Концепции реализации государственной политики по снижению § | масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике 3 алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // СПС «КонсультантПлюс».

6. Минздрав оценил в 1,2 млн число россиян с алкогольной зависимо- ^ стью. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interfax.ru/russia/860891 п (дата обращения: 30.10.2022). |

7. Случаи массового отравления суррогатным алкоголем в России. § [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/info/12726741 (дата обращения: | 12.11.2022). |

8. Как остановить продажи нелегального алкоголя [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/12/12/reg-sibfo/kak-ostanovit-prodazhi-nelegalnogo-alkogolia.html (дата обращения: 12.11.2022).

9. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://мвд.рф/reports/ item/19412450 (дата обращения 12.11.2022). Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184 (дата обращения 12.11.2022). Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2021 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://мвд.рф/reports/item/28021552 (дата обращения 12.11.2022).

10. Аналитики оценили долю незаконного оборота крепкого алкоголя в 19,6 процента [Электронный ресурс]. - URL:https://lenta.ru/news/2022/07/29/ alk1/ (дата обращения 15.10.2022).

11. В ВШЭ сообщили, что почти треть алкоголя на российском рынке нелегальная [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/13654231 (дата обращения 15.10.2022).

12. Доклад Федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение России» за январь 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/

JQ mediabank/social19.rar (дата обращения: 22.10.2022); Доклад Федеральной П службы государственной статистики «Социально-экономическое положение 5 России» за январь 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/rXaxNx93/social20.rar (дата обращения: 22.10.2022); Доклад Федеральной службы государственной статистики «Социально-§ экономическое положение России» за январь 2021 г. [Электронный ресурс]. ® Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sociai21.rar (дата обращения: 22.10.2022); Доклад Федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение России» за январь 2022 г. [Электронныйресурс]. -URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2 2022.pdf (дата обращения: 22.10.2022).

¡5 13. Пояснительная записка к проекту федерального закона / Паспорт про-

§ екта Федерального закона № 50030-7 «О внесении изменений в Уголовный сЗ кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс ^ Российской Федерации» (в части усиления уголовной ответственности ^^ за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей g продукции) (внесен членами Совета Федерации ФС РФ Е.В. Бушминым, cq С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой, депутатом Государственной Думы ФС РФ сЕ И.И. Гильмутдиновым) // СПС «КонсультантПлюс».

^ 14. Кравцов, И. А. Современное состояние, основные причины и условия

незаконного оборота алкогольной продукции / И.А. Кравцов // Вестник ВИ 232 МВД России. - 2018. - № 3. - С. 141-146.

- 15. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении

ГО изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с усилением ^ мер ответственности за правонарушения в сфере государственной монополии (у на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, « произведенной с использованием этилового спирта (водки)» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://sozd.duma.gov.ru/ по состоянию на 31 октября 2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

16. Мамедов, Ш. С. Незаконный оборот алкогольной продукции и криминологическая характеристика субъекта преступления / Ш. С. Мамедов // Юридическая наука: история и современность. - 2017. - № 6. - С. 133-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.