Научная статья на тему 'Криминалистическое содержание подготовительной стадии процесса соединения уголовных дел'

Криминалистическое содержание подготовительной стадии процесса соединения уголовных дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАДИИ ПРОЦЕССА СОЕДИНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МАССИВ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ / PROCESS STAGES OF CONSOLIDATION OF CRIMINAL CASES / CRIMINALISTIC ANALYSIS OF CRIME ACTIVITY STRUCTURE / MASSIF OF CRIMINAL CASES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каминский Александр Маратович, Нафикова Наиля Рамзиевна

Рассмотрена криминалистическая сущность подготовительной стадии процесса соединения уголовных дел в ситуациях, когда несколько преступлений предположительно совершены одним лицом или группой лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalistic content of preparatory consolidation stage of criminal cases

The article covers the criminalistic substance of the preparatory consolidation stage of criminal cases in the event of presumable committing of several crimes by an individual or a group of persons.

Текст научной работы на тему «Криминалистическое содержание подготовительной стадии процесса соединения уголовных дел»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 336.01

А.М. Каминский, Н.Р. Нафикова

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ ПРОЦЕССА СОЕДИНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Рассмотрена криминалистическая сущность подготовительной стадии процесса соединения уголовных дел в ситуациях, когда несколько преступлений предположительно совершены одним лицом или группой лиц.

Ключевые слова: стадии процесса соединения уголовных дел, криминалистический анализ структуры преступной деятельности, массив уголовных дел.

Определяя в качестве самостоятельного объекта исследования процесс соединения уголовных дел (который является частью процесса предварительного расследования), мы считаем целесообразным выделить в нем подготовительную, первоначальную и последующие стадии.

Первоначальной стадии процесса соединения уголовных дел предшествует сложный этап сбора, анализа и оценки информации о совершенных преступлениях. Сложность этой стадии объясняется несколькими причинами:

1) большим объемом информации, которая должна быть проанализирована;

2) анализируемая информация рассредоточена по различным видам материалов и учетов, имеет различный «статус» и существует в различных формах;

3) информация рассредоточена как по различным подразделениям территориальных органов внутренних дел (далее - ОВД), так и по различным подразделениям иных правоохранительных органов;

4) в настоящее время отсутствуют эффективные криминалистические предписания по организации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений в ситуациях начального этапа соединения уголовных дел.

Представляется необходимым начинать криминалистический анализ с изучения носителей, в которых концентрируется информация о преступлениях, совершенных на определенной территории за определенный период времени. Так, на уровне управлений, отделов МВД России по муниципальным районам, городским округам и иным муниципальным образованиям, в том числе ЗАТО (закрытым административно-территориальным образованиям), к таким носителям можно отнести журнал КУСП (книга учета совершенных преступлений); в территориальных органах МВД России по субъектам Российской Федерации - оперативную сводку преступлений, совершенных в соответствующем регионе за сутки.

Именно в этих носителях сосредоточивается информация о совершенных преступлениях независимо от того, какие процессуальные решения будут приняты впоследствии и где в дальнейшем будут находиться соответствующие материалы. Изучение этих носителей позволяет ориентировать субъекта деятельности по выявлению и раскрытию преступлений (далее - ДВРП), производящего анализ, на группу сходных преступных эпизодов, дальнейшее изучение материалов о которых может быть перспективным в русле исследуемого вопроса.

Кроме того, поводом для начала подобного анализа может выступать и оперативная информация, в том числе поступившая из соседних регионов в виде инициативной ориентировки или розыскного задания. Следует отметить, что прослеживается определенная закономерность, состоящая в том, что оперативные данные, касающиеся преступлений, предусмотренных одними и теми же статьями УК РФ, могут поступать и в ходе работы по раскрытию преступлений иных составов. Но и для этих ситуаций первая и самая общая рекомендация может сводиться к необходимости осуществления постоянного мониторинга массива совершенных преступлений в целях выявления схожих преступных эпизодов. Последующее ознакомление с такими материалами, как правило, позволит сделать вывод о возможном совершении ряда преступлений одним лицом или группой лиц.

Учитывая высокий уровень мобильности преступников, в рамках этой же общей рекомендации имеет смысл говорить об уровнях анализа и в зависимости от них - о перспективах и эффективности его производства, например, на уровне территориальных органов МВД России по муниципальным образованиям или по субъектам РФ. Понятно, что на уровне района, небольшого города подобный анализ эффективен в наиболее ярких и бесспорных, если так можно выразиться, случаях. Но ввиду того, что

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

преступниками совершается ряд преступлений в различных, не всегда соседних районах, объем массива доступной информации на этом уровне зачастую не позволяет эффективно выполнить анализ.

Представляется более результативным анализ, проводимый на уровне управления (отдела) МВД России по городу либо по нескольким муниципальным образованиям, а возможно, и по субъекту Федерации в целом. Это позволит проанализировать достаточный массив информации в интересующем нас направлении в оптимальном режиме.

Думается, что осуществление указанного постоянного мониторинга должно быть поручено конкретному сотруднику ОВД, обладающему достаточным опытом работы по выявлению и раскрытию преступлений, имеющему доступ к массиву подобной информации. Если в процессе мониторинга выявлены «перспективные» в плане решения указанной выше задачи преступные эпизоды, то последующие шаги субъекта ДВРП зависят от степени их схожести. Необходимо отметить, что для данного исследования интерес представляют ситуации, когда выявлена определенная группа эпизодов, зарегистрированных в разное время и в различных территориальных ОВД как отдельные преступления, но имеется определенная схожесть обстоятельств их совершения. Возможность совершения таких преступлений одним и тем же субъектом остается под вопросом. Иными словами, успешное их раскрытие во многом зависит от решения вопроса о том, одним или разными субъектами совершены эти преступления.

Следует отметить, что процесс сбора указанных материалов для предварительного изучения сталкивается с серьезными техническими трудностями. Они вызваны тем, что отдельные преступления совершаются на протяжении значительного периода времени, заявления о них поступают в разное время и в различные территориальные ОВД, и на момент начала анализа по таким материалам могут быть приняты различные процессуальные решения.

По заявлениям о преступлениях могут быть приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, материалы могут находиться на предварительной проверке, по ним могут быть уже возбуждены уголовные дела. Отдельные уголовные дела могут быть прекращены по различным основаниям и находиться в архивах, а по некоторым преступным эпизодам дела могут быть направлены в суд. При этом следует учитывать, что подобная ситуация складывается не только в нескольких территориальных ОВД одного субъекта Федерации, но и в ОВД различных субъектов РФ.

Анализ практики свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев субъектам ДВРП при производстве подобного анализа приходится иметь дело с массивом нераскрытых преступлений прошлых лет, то есть таких, предварительное следствие по которым приостановлено по пп. 1,2,3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. В специальной криминалистической литературе отмечается, что при расследовании такой категории преступлений истребуются и изучаются архивные уголовные дела, архивные личные дела осужденных, данные информационно-поисковых систем правоохранительных органов, отказные материалы, материалы расследования аналогичных преступлений.

Думается, что на данной стадии производство расследования подобной категории преступлений, независимо от перспектив их раскрытия, должно поручаться одному следователю. У него же должны концентрироваться и приостановленные дела данной категории. Если подобные уголовные дела находятся в архиве, то желательно обеспечить их хранение отдельно. Таким образом, создается информационный массив материалов для проведения анализа в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о возможности совершения ряда преступлений одним субъектом. При необходимости запрашиваются материалы из соседних территориальных ОВД, которые «вписываются» в картину совершения однотипных преступлений.

На этом этапе анализа субъект ДВРП сталкивается с серьезными трудностями. Они вызваны тем обстоятельством, что структура системы преступной деятельности, выражающаяся в композиции элементов, отражающих их отношения в данной системе, есть образование не материальное, она не отражается в окружающей среде по аналогии с материальными следами преступления. Поэтому бесперспективно искать «следы» структуры. Структура, как уже отмечалось, отражается в среде опосредованно и дискретно, через отношения следов, причем не всех следов, а лишь некоторой их группы, образующих криминалистически значимые узлы анализа. Поэтому даже в том случае, когда выявлен достаточный объем следов, для экспликации структуры преступной деятельности их необходимо исследовать под особым углом зрения - через отношения друг к другу. Исследуя именно эти отношения, можно выявить тактический замысел преступников, используемые ими организационные схемы и технологии, средства и приемы, особенности организации и последовательности отдельных дейст-

Криминалистическое содержание подготовительной стадии. ЭКОНОМИКА И ПРАВО

вий и движений. Поэтому необходимо не только выявить такие обстоятельства в исследуемых материалах, но и определить ту группу отношений, по которым будет производиться анализ.

Теоретически подобные узлы должны присутствовать в каждом из материалов, составляющих анализируемый массив. Однако на практике дело обстоит иначе. В силу целого ряда причин анализируемые материалы серьезно различаются по качеству и количеству выявленной следовой информации: в одних такие элементы обозначаются совершенно явно, в других они едва прослеживаются, или их наличие остается под вопросом. Отсюда становится очевидным, что анализ необходимо начинать с материалов, в явном и наиболее полном виде содержащих указанные обстоятельства, и по мере их уточнения и прояснения обращаться к другим материалам, в отношении которых первые будут играть роль существенного ориентира, помогая организовать и планировать расследование. Кроме того, изучение материалов, содержащих на момент начала анализа криминалистически значимые узлы в явном и более полном виде, указывает и на отношения, по которым следует строить подобный анализ.

Это приводит к необходимости более детального, углубленного анализа массива преступных эпизодов, схожесть которых остается под вопросом, но которые предположительно могли бы быть совершены одним лицом или группой лиц. Дальнейший их анализ без этого просто бесперспективен.

Практика свидетельствует о том, что изучения материалов только уголовных дел бывает недостаточно для того, чтобы сделать обоснованный вывод о едином субъекте преступной деятельности. Необходима дополнительная информация. В материалах уголовных дел может быть достаточно информации для проведения расследования по данному единичному факту, но явно недостаточно для осуществления анализа всего массива преступных эпизодов, предположительно совершенных одним лицом или группой лиц для выявления структуры преступной деятельности такого субъекта.

Для анализа в этом направлении полезно будет провести беседы с членами следственнооперативной группы (далее - СОГ), выезжавшими для проведения первоначальных следственных действий и оперативных мероприятий. Эти беседы должны иметь целью детализацию обстановки места происшествия на момент производства первоначальных следственных действий. Вполне возможно, что некоторые обстоятельства обстановки членами СОГ были сочтены незначительными, не имеющими отношения к преступному событию, поэтому не нашли своего отражения в ходе фиксации данных, но с позиции возможного в перспективе соединения уголовных дел они представляют несомненный интерес. Не исключена ситуация, когда некоторые обстоятельства в достаточной степени не детализированы в имеющихся материалах (например, в допросах потерпевших и свидетелей).

В этом случае целесообразно каким-либо первоначально непроцессуальным способом фиксировать информацию, полученную при таких беседах, вести черновые записи. Велика вероятность того, что эти сотрудники впоследствии могут быть уже в процессуальном порядке допрошены по отдельным обстоятельствам расследуемых преступлений.

В целях получения информации для анализа на этой же стадии в некоторых случаях рекомендуется проводить повторные беседы с потерпевшими и свидетелями, которые обладают значимой для решения вопроса о соединении уголовных дел информацией, но считают ее малозначимой для целей расследования. Возможно, что при их первоначальном допросе этим аспектам внимания не уделялось, необходимые вопросы не задавались, поэтому потерпевшие, свидетели, очевидцы о них не вспомнили.

Таким образом, криминалистическое содержание описанной стадии сводится к производству криминалистического анализа большого количества уголовных дел и формированию на основе такого анализа массива материалов, которые и составят базу для дальнейшей работы в направлении соединения уголовных дел.

Поступила в редакцию 02.11.11

A.M. Kaminskiy, N.R. Nafikova

Criminalistic content of preparatory consolidation stage of criminal cases

The article covers the criminalistic substance of the preparatory consolidation stage of criminal cases in the event of presumable committing of several crimes by an individual or a group of persons.

Keywords: process stages of consolidation of criminal cases; criminalistic analysis of crime activity structure; massif of criminal cases.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Каминский Александр Маратович, доктор юридических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Нафикова Наиля Рамзиевна, старший преподаватель Филиал ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» в г. Ижевске 426053, Россия, г. Ижевск, ул. Салютовская, 33 E-mail: iVggu@mail.ru

Kaminskiy A.M., doctor of law, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

Nafikova N.R., senior lecturer Izhevsk branch Vyatka State Humanitarian University 426053, Russia, Izhevsk, Saljutovskaya st., 33 E-mail: fvggu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.