Научная статья на тему 'Криминалистический анализ теоретических основ соединения уголовных дел'

Криминалистический анализ теоретических основ соединения уголовных дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЕДИНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕОРИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ / COMPOUND OF CRIMINAL CASES / FORENSIC ANALYSIS / THEORY OF CRIMINOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нафикова Наиля Рамзиевна

Рассмотрены теоретические основания процесса криминалистического анализа массива уголовных дел в целях соединения тех из них, которые предположительно совершены одним лицом либо группой лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forensic analysis of the theoretical foundations of criminal connections

Theoretical grounds of forensic analyze of criminal case arrays were considered in this article. The aim of this consideration is consolidation criminal case, which are supposedly committed by one person or group of persons.

Текст научной работы на тему «Криминалистический анализ теоретических основ соединения уголовных дел»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

91

2010. Вып. 3

УДК 343.3 Н.Р. Нафикова

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЕДИНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Рассмотрены теоретические основания процесса криминалистического анализа массива уголовных дел в целях соединения тех из них, которые предположительно совершены одним лицом либо группой лиц.

Ключевые слова: соединение уголовных дел; криминалистический анализ; теория криминалистики.

Анализ правоохранительной практики последнего времени убедительно свидетельствует о том, что правоохранительные органы в своей практической деятельности регулярно сталкиваются с ситуациями совершения ряда преступлений одним субъектом преступной деятельности (ПД) - индивидом или группой лиц, совершенных в разное время на достаточно широкой территории, обслуживаемой зачастую различными ОВД.

Отсюда одной из практических проблем, требующих своего разрешения на теоретическом уровне, является проблема криминалистических оснований соединения уголовных дел. Для практики деятельности по выявлению и раскрытию преступлений эта ситуация отнюдь не нова, но глубокие социально-экономические преобразования последних десятилетий в России изменили и эту грань ДВРП, требуя осмысления, в первую очередь, на теоретическом уровне.

Не секрет, что такие социальные явления, как миграция, повышение мобильности значительных слоев и групп населения как внутри российских регионов, СНГ, так и в мировом пространстве, в сложившихся социально-экономических условиях имеют и свою негативную сторону.

В правоохранительной сфере эти явления характеризуются тем, что ПД как отдельных субъектов, так и общеуголовных преступных групп имеет тенденцию к географическому, территориальному расширению, распространяясь на все более обширные регионы. Иными словами, преступники различных уровней имеют реальную возможность совершать преступления на все более широком территориальном пространстве. Данное положение касается всех уровней преступности.

Кроме того, при анализе этой проблемы необходимо учитывать и тот факт, что на настоящий момент ДВРП профессионально противостоят организованные преступные формирования, подтверждая то положение, что на данный исторический момент в России сложился новый социальный слой - преступный мир.

Одним из следствий этого факта выступает то положение, что преступная деятельность, поставленная «на конвейер», выполняется субъектами ПД все совершенствующимся алгоритмом. Этого требует процесс воспроизводства ПД.

Этот объективный феномен и ставит перед ДВРП насущную практическую задачу по соединению уголовных дел, возбужденных в различных территориальных ОВД и иных правоохранительных органах зачастую в разное время и по различным фактам. Необходимо отметить, что данная проблема в целом не нова, но указанные выше составляющие сложившейся ситуации придают ей новое актуальное звучание.

Процессуальное решение данной проблемы было найдено законодателем в ст. 153 УПК РФ, где говорится о достаточности оснований для умозаключения, позволяющего полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. При этом неурегулированным остается вопрос о том, что считать достаточным основанием, каковы его критерии, и еще масса подобных вопросов, имеющих важное практическое значение. Ведь у различных субъектов ДВРП свои субъективные представления о достаточности таких доказательств, а с учетом различного уровня знания этими субъектами практики раскрытия преступлений положение осложняется еще больше.

Дело в том, что, как показывает анализ практики, решения о соединении уголовных дел принимаются в основном тогда, когда есть прямые данные, указывающие на то, что несколько преступлений совершены одним субъектом ПД - индивидом или группой. Это, прежде всего, показания обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, заключения экспертиз. Причем подавляющее большинство процессуальных решений о соединении уголовных дел принимается в тех ситуациях, когда хотя бы по одному из эпизодов задержаны реальные фигуранты.

92

2010. Вып. 3

Н.Р. Нафикова

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Значительно реже решения о соединении уголовных дел принимаются в ситуациях, когда «прямых» данных о совершении различных зарегистрированных преступлений нет, но фактические данные, содержащиеся в материалах уголовных дел, позволяют с большой долей вероятности сделать заключение о том, что эти преступления совершены одним субъектом ПД. Это ситуации, когда анализ материалов уголовных дел позволяет выявить специфический, особенный «почерк» преступников, индивидуализировать в механизме ПД способ совершения однотипных преступлений.

В криминалистике и практике ДВРП хорошо известен и тот факт, что одним из главных признаков ОПД является поставленная «на конвейер» преступная деятельность, что в обязательном порядке ведет к алгоритмизации ПД.

Это положение позволило В.Н. Куликову выдвинуть весьма перспективную идею «меток» ОПД, где в качестве единицы криминалистического анализа ОПД выступает понятие базового элемента, понимаемого как «... постепенно сложившийся или избранный преступным сообществом из числа доступных, безопасных или материально выгодных в определенный период основной способ достижения ОПГ преступных целей (целей обогащения, приобретения власти над людьми, того и другого вместе), включающий в себя одно или несколько близких по сути, взаимосвязанных преступных деяний, зафиксированных УК» [1. С. 23], а А.М.Каминскому - идею «сложного действия» [2].

А.М. Каминский исходил из того, что оперирование тем фактом, что конкретные ОПФ специализируются по определенному криминальному профилю, в конкретной социальной «нише» совершая наиболее эффективные на данный момент преступления, является не конечной, а отправной точкой исследования. Отсюда со всей однозначностью вытекает факт примата задач, которые реальная криминальная практика ставит перед конкретным ОПФ, что в свою очередь предопределяет внутреннее строение ОПФ, а также «техники», алгоритмы, возможности разворачиваемой ею ОПД. В этом пункте исследования приходится признать, что ОПД разворачивается ОПФ не только криминальными, но и некриминальными действиями, требующими объединения усилий

коллектиренулотатёъиеёглеЯДз аний им была предложена идея «сложного действия», понимаемого как «научная абстракция, служащая единицей криминалистического анализа ОПД и интегрирующая в себе криминальные и некриминальные действия, движения и операции, выполняемые различными индивидами коллективного субъекта ОПД, в котором их усилия не складываются арифметически, а интегрируются, дополняя друг друга. При этом зачастую эти действия выполняются в разное время, разными средствами и в различных «полях» ОПД и объединены единым стратегическим замыслом и единым руководством для решения единой задачи ОПД тактического или стратегического характера».

Таким образом, рабочая гипотеза исследования состоит в том, что ПД, в том числе профессиональная, характеризующаяся устоявшимся способом совершения преступлений, особым «почерком» преступников, должна и в среде отображаться однотипно, оставляя индивидуальную следовую картину, характерную только для конкретного субъекта ПД, хотя особенности обстановки совершения конкретного преступления могут весьма серьезно искажать ее.

Объясняется это положение, на наш взгляд, тем, что субъект ДВРП на начальном этапе расследования имеет дело со следовой картиной, образуемой не столько и не только способом совершения преступлений, сколько со следами механизма ПД, а отсюда и те искажения, о которых идет речь. Поэтому и задача сыска сводится к тому, чтобы, несмотря на все искажения и кажущуюся «неодинаковость» имеющейся по делам информации, путем мощного криминалистического анализа по возможности однозначно выявить факты, позволяющие с большой долей вероятности утверждать, что эти преступления совершены одним субъектом ПД, что существенно продвинет вперед процесс раскрытия преступлений.

* * *

1. Куликов В.И. Основы криминалистической теории организованной преступной деятельности. Ульяновск, 1994.

2. Каминский А.М. Теоретические основы криминалистического анализа организованности преступной деятельности и возможности его практического использования. Ижевск, 2006. Ч. 1.; 2007. Ч. 2.

Поступила в редакцию 13.05.10

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Криминалистический анализ теоретических основ.

93

2010. Вып. 3

N.R. Naflkova, senior lecturer

Forensic analysis of the theoretical foundations of criminal connections

Theoretical grounds of forensic analyze of criminal case arrays were considered in this article. The aim of this consideration is consolidation criminal case, which are supposedly committed by one person or group of persons.

Keywords: compound of criminal cases, forensic analysis, theory of criminology. Нафикова Наиля Рамзиевна, старший преподаватель

ГОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» (Ижевский филиал) 426053, Россия, г. Ижевск, ул. Салютовская, 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.