УДК 343.98 ББК 67.308
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ ВЛАДИМИРОВ,
профессор кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор ЯРОСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ КАРПОВ, сотрудник Организационно-административного департамента ФСКН России,
соискатель кафедры криминалистики Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются возможности криминалистического определения наркотиков как химического оружия и некоторые вопросы организации выявления и расследования их незаконного оборота.
Ключевые слова: наркотики, химическое оружие, незаконный оборот, организованная преступность, выявление, расследование, тактика.
Annotation. The article considers the possibility of forensic drug testing as a chemical weapon and some questions of the organization to identify and investigate trafficking.
Keywords: drugs, chemical weapons, traffic, organized crimes, detection, investigation, tactics.
Мировая история и современность свидетельствуют, что наркотические средства и психотропные вещества (далее по тексту — наркотики) могут использоваться не только отдельной личностью или преступной группой, но и государствами как инструмент продвижения своих интересов в долгосрочной и краткосрочной перспективах, средство проведения специальных операций, проявления агрессии и нейтрализации способности к обороне [3]. Для этих целей намеренно формируются наркотрафики, активно поддерживаются и управляются заинтересованными сторонами, в том числе удаленно [6], что позволяет делать выводы о милитаритарных признаках наркотиков. При этом для России особую опасность представляет производимый в северных провинциях Афганистана и транспортируемый по так называемому «северному маршруту» высоко-
токсичный героин, основная масса которого оседает в нашей стране. В этой связи о наркотиках можно уже говорить как об оружии и его «оружейных» свойствах [1].
В криминалистике современные концепции определения оружия весьма разнообразны [5], но все они едины в том, что оружием являются средства, конструктивно и функционально пригодные для поражения живой или иной цели, не имеющие прямого назначения в быту или производстве и по своим боевым (поражающим) свойствам представляющие такую же повышенную опасность, как любое оружие аналогичного действия заводского изготовления.
Принимая во внимание указанные признаки, а также современные технологические возможности намеренного включения в состав наркотиков ток-
сичных веществ, «фабричный» или «заводской» характер производства наркотиков, полагаем, что они могут относиться к категории химического оружия. В частности, таковым закон определяет «в совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств» [7].
Таким образом, противодействие незаконному обороту наркотиков должно включать меры, адекватные тем, что применяются в отношении оружия массового поражения, каким является химическое оружие. При этом эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб России в этом направлении необходимо наращивать, уделяя особое внимание вопросам выявления и расследования преступлений, совершаемых в групповых и организованных формах.
Анализ основных показателей деятельности правоохранительных органов Российской Федерации в сфере противодействия организованной наркопреступности в 2014 г. свидетельствует, что в целом определяющий вклад в общие результаты всего правоохранительного пула в сфере противодействия наркобизнесу вносят специально уполномоченные на это органы наркоконтроля. Ими в 2014 г. расследовано 10 064 преступления (81% от общего количества уголовных дел этой категории), в том числе 4 917, совершенных организованными сообществами или группами [8].
Следует отметить, что органы внутренних дел также вносят существенный вклад в дело борьбы с наркопреступлениями. Вектор их деятельности направлен, в первую очередь, на обеспечение общественного порядка и личной безопасности граждан, чем непосредственным образом связан с противодействием мелкой уличной наркопреступности, а также преступлениям корыстно-насильственной направленности. До 80% краж и грабежей совершается сейчас наркозависимыми лицами. Для получения необходимой «дозы» либо денежных средств на ее приобретение они проявляют высочайшую кри-
минальную активность, совершая кражи, грабежи, разбои, а также розничный сбыт наркотиков. В этой связи очевидно, насколько важно взаимодействие между МВД России и ФСКН России, организованное на постоянной основе, и, соответственно, необходимость решения ряда назревших организационно-правовых проблем.
Во-первых, до сих пор остается открытым вопрос о правовом статусе сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, которые, как известно, формально не являются субъектами оперативно-разыскной деятельности, но в силу своей компетенции и должностных обязанностей фактически решают задачи и выполняют функции оперативных сотрудников, не только принимая участие в конкретных оперативно-разыскных мероприятиях, но проводя их непосредственно [2]. В качестве примера можно привести составление экспертами-криминалистами субъективных композиционных портретов путем проведения оперативно-разыскного мероприятия «опрос» по специальной методике. С технологической точки зрения указанные действия ничем не отличаются от работы сотрудников оперативно-технических подразделений, проводящих психофизиологические исследования с использованием полиграфа.
Объективное участие экспертного состава, пусть и в опосредованной форме, возможно также в других оперативно-разыскных мероприятиях, что позволяет однозначно говорить о правомерности такого участия и целесообразности нормативного закрепления правового статуса сотрудников экс-пертно-криминалистических подразделений как субъектов оперативно-разыскной деятельности в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». Данные меры не только оформят dejure, уже давно осуществляемое defacto, но и обеспечат более широкое участие сотрудников указанных подразделений в оперативных разработках.
Во-вторых, одной из форм сетевого сбыта наркотиков как конечной фазы организованного наркотрафика являются притоны. В настоящее время в большинстве случаев реализация оперативных материалов о преступлениях, связанных с организацией либо содержанием наркопритонов, осуществляется посредством проникновения опера-
тивных сотрудников в специально оборудованные для потребления наркотиков помещения, задержания находящихся в этих помещениях лиц, изъятия наркотиков и их прекурсоров, различных бытовых и специальных приспособлений. В таких случаях признаки групповых и организованных форм преступлений усматриваются довольно редко, в том числе, потому что требуется внимательный анализ обстановки, фиксация деталей, которые, на первый взгляд, могут показаться не имеющими значения для дела.
При этом необходимое в данных обстоятельствах такое следственное действие, как «осмотр места происшествия» не проводится. В результате обычно возбуждается уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 232 УК России, расследование которого относится к компетенции дознавателя, гораздо более ограниченного сроками расследования, нежели следователь. Вполне очевидно, что качество таких расследований «страдает» как по объективным, так и субъективным причинам.
Альтернативным и, возможно, более продуктивным может быть следующий алгоритм. В отношении заподозренных в посещении притонов наркопотребителей оперативными сотрудниками предварительно возбуждается административное производство по ст. 6.9 КоАП России в связи с немедицинским потреблением наркотиков. В ходе данного производства наркопотребители подробно опрашиваются об обстоятельствах приобретения наркотиков, мест их потребления, причастных к этим событиям лиц. В результате проведенных мероприятий, в том числе оперативно-разыскных, и после консультаций со следователем решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту сбыта наркотиков в неустановленном месте по ст. 228.1 УК России, расследование которого, как известно, относится к компетенции следователя. Далее, совместно со следователем, планируются мероприятия по установлению обстоятельств преступления и причастных к нему лиц, в частности, фактов:
ф поступления в наркопритоны необходимых веществ и оборудования; ф изготовления наркотиков; ф предоставления наркотиков потребителям.
Элементарный анализ указанной преступной деятельности приводит к ее пониманию как сложно-
го системного процесса, в ходе которого совершается не одно, а несколько преступлений: изготовление и хранение наркотиков (ст. 228 УК России), а также их сбыт (ст. 228.1 УК России). «Стержнем» этого процесса является преступление об организации и содержании наркопритона, предусмотренное ст. 232 УК России. Поэтому «венцом» всей работы правоохранительных органов следует рассматривать возбуждение уголовного дела по ч.ч. 2 и 3 ст. 232 УК России.
В этой связи документирование деятельности наркопритонов лучше проводить в составе следственно-оперативных групп, где при непосредственной руководящей роли следователя, в производстве которого уже имеется уголовное дело о сбыте наркотиков лицам, посещавшим данный притон, осуществлять необходимые следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия. Их целью должно быть возбуждение уголовного дела по ст. 232 УК России, в первую очередь, с квалифицирующими признаками, фиксация каждого из вышеуказанных преступных деяний и доказывание виновности их участников.
В-третьих, при проведении мероприятий по документированию преступной деятельности в рассматриваемой сфере следует учитывать необходимость строгого соблюдения законности. Так, в соответствии со ст. 8 упомянутого выше Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина (в том числе право на неприкосновенность жилища), допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния (либо о причастных к этому лицах), по которому производство предварительного следствия обязательно.
Вместе с тем, при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с организацией либо содержанием наркопритонов, суды требуют обязательного наличия в материалах дел аудио и видео записей в целях их использования в качестве доказательств преступной деятельности, которые могут быть получены в результате проведения специальных оперативно-технических мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
В этой связи наличие указанных доказательств в уголовном деле, которое не квалифицируется по ч. 2 и 3 ст. 232 УК России, влечет неизбежный вопрос о законности проведенных оперативно-разыскных и оперативно-технических мероприятий в жилых помещениях, специально оборудованных под притоны, и допустимости соответствующих доказательств. Данное обстоятельство вызывает необходимость ориентации всех заинтересованных подразделений правоохранительных органов на выявление и доказывание квалифицирующих признаков этой категории преступлений.
Полагаем, что названные проблемы следует рассматривать в контексте общих положений, касающихся организации раскрытия и расследования преступлений, обозначенных в основном докладе, а их положительное решение позволит повысить эффективность правоохранительной деятельности в сфере противодействия организованной наркопреступности.
Литература
1. Аленкин С.В., Варфоломеев А.А., Зубков А.Ю. К вопросу о международно-правовой квалификации Советом Безопасности ООН наркопроизводства в Афганистане как угрозы международному миру и безопасности // Наркоконтроль. 2012. № 2. С. 27—32.
2. Владимиров В.Ю. О статусе экспертно-кри-миналистических подразделений ФСКН России в системе оперативно-розыскной деятельности // Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем: материалы научно-практического семинара. СЗ ИПК ФСКН России, 6—7 апреля 2006 года / Под общ.ред. М.Х. Гельдибаева; в 2 ч., ч. 1. Спб.: СЗ ИПК ФСКН России, 2006. С. 4—6.
3. Калачев Б.Ф. Источники распространения наркотиков в Российской империи: история вопроса // Наркоконтроль. 2011. № 4. С. 14—22.
4. Карпов Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. № 1. С. 35—37.
5. Корма В.Д. К вопросу о понятии оружия в криминалистике // Российский следователь. 2012. № 10. С. 2—3.
6. Скотт П.Д.Наркотики, нефть и война: Соединенные Штаты в Афганистане, Колумбии и Индокитае : монография / перевод А. Яковлева. М.: Изд-во «Кучково поле», 2012. 304 С.
7. Об уничтожении химического оружия [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения 28 апреля 2015 г.).
8. Данные межведомственной статистической отчетности ГИАЦ МВД России по форме № 1-МВ-НОН.
References
1. Alenkina SV VarfolomeevAA, ZubkovA.Yu. On the issue of interna-Native-legal qualification of the UN Security Council narkoproizvod-tion in Afghanistan as a threat to international peace and security // Nar ko-kontrol. 2012. № 2. pp. 27—32.
2. Vladimirov V.Y. On the status of forensic Div-tions Russian Federal Drug Control Service in the operational-search activity // Pro-counteracting the legalization (laundering) of money or other haves-tion, acquired by criminal means: Proceedings of the seminar. IPK NW Federal Drug Control Service of Russia, April 6—7, 2006 / Under obsch.red. MH Geldibaeva; 2 hr., ch. 1. SPb.: NW IPK Federal Drug Control Service of Russia, 2006, pp. 4—6.
3. Kalachev B.F. The sources of the spread of drugs in the Russian Empire: Background // drug control. 2011. № 4. C. 14—22.
4. Karpov J.S. Designing new drugs and precursors narkotiche-Drugs and Psychotropic Substances: legal article sa // drug control. 2013. № 1. pp. 35—37.
5. Korma V.D. To a question about the concept of weapons in criminology // Russiasky investigator. 2012. № 10. P. 2—3/
6. Scott P.D. Drugs, Oil and War: The United States in Afghanistan, Colombia, and Indochina: monograph / Translation A. Yakovlev. Moscow: Publishing House «Kuchkovo field», 2012. 304 pp.
7. On the destruction of chemical weapons [electronic re-LAS]: Federal Law of May 2, 1997 № 76-FZ // SPS Consultant-Plus (date of treatment 28.04.2015).
8. Data interdepartmental statistical reporting MIAC Russian Interior Ministry in the form of number 1-MB-HOH.