Научная статья на тему 'Криминалистическое обеспечение в системе организации расследования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ'

Криминалистическое обеспечение в системе организации расследования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / DRUGS / ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / CHEMICAL WEAPONS / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED CRIMES / ВЫЯВЛЕНИЕ / DETECTION / РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / ТАКТИКА / TACTICS / TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимиров Владимир Юрьевич, Карпов Ярослав Сергеевич

Рассматриваются возможности криминалистического определения наркотиков как химического оружия и некоторые вопросы организации выявления и расследования их незаконного оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимиров Владимир Юрьевич, Карпов Ярослав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalistic support in the organizational system of investigation of narcotic means and psychoactive substances traffic

The article considers the possibility of forensic drug testing as a chemical weapon and some questions of the organization to identify and investigate trafficking.

Текст научной работы на тему «Криминалистическое обеспечение в системе организации расследования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»

УДК 343.98 ББК 67.308

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ ВЛАДИМИРОВ,

профессор кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор ЯРОСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ КАРПОВ, сотрудник Организационно-административного департамента ФСКН России,

соискатель кафедры криминалистики Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются возможности криминалистического определения наркотиков как химического оружия и некоторые вопросы организации выявления и расследования их незаконного оборота.

Ключевые слова: наркотики, химическое оружие, незаконный оборот, организованная преступность, выявление, расследование, тактика.

Annotation. The article considers the possibility of forensic drug testing as a chemical weapon and some questions of the organization to identify and investigate trafficking.

Keywords: drugs, chemical weapons, traffic, organized crimes, detection, investigation, tactics.

Мировая история и современность свидетельствуют, что наркотические средства и психотропные вещества (далее по тексту — наркотики) могут использоваться не только отдельной личностью или преступной группой, но и государствами как инструмент продвижения своих интересов в долгосрочной и краткосрочной перспективах, средство проведения специальных операций, проявления агрессии и нейтрализации способности к обороне [3]. Для этих целей намеренно формируются наркотрафики, активно поддерживаются и управляются заинтересованными сторонами, в том числе удаленно [6], что позволяет делать выводы о милитаритарных признаках наркотиков. При этом для России особую опасность представляет производимый в северных провинциях Афганистана и транспортируемый по так называемому «северному маршруту» высоко-

токсичный героин, основная масса которого оседает в нашей стране. В этой связи о наркотиках можно уже говорить как об оружии и его «оружейных» свойствах [1].

В криминалистике современные концепции определения оружия весьма разнообразны [5], но все они едины в том, что оружием являются средства, конструктивно и функционально пригодные для поражения живой или иной цели, не имеющие прямого назначения в быту или производстве и по своим боевым (поражающим) свойствам представляющие такую же повышенную опасность, как любое оружие аналогичного действия заводского изготовления.

Принимая во внимание указанные признаки, а также современные технологические возможности намеренного включения в состав наркотиков ток-

сичных веществ, «фабричный» или «заводской» характер производства наркотиков, полагаем, что они могут относиться к категории химического оружия. В частности, таковым закон определяет «в совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств» [7].

Таким образом, противодействие незаконному обороту наркотиков должно включать меры, адекватные тем, что применяются в отношении оружия массового поражения, каким является химическое оружие. При этом эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб России в этом направлении необходимо наращивать, уделяя особое внимание вопросам выявления и расследования преступлений, совершаемых в групповых и организованных формах.

Анализ основных показателей деятельности правоохранительных органов Российской Федерации в сфере противодействия организованной наркопреступности в 2014 г. свидетельствует, что в целом определяющий вклад в общие результаты всего правоохранительного пула в сфере противодействия наркобизнесу вносят специально уполномоченные на это органы наркоконтроля. Ими в 2014 г. расследовано 10 064 преступления (81% от общего количества уголовных дел этой категории), в том числе 4 917, совершенных организованными сообществами или группами [8].

Следует отметить, что органы внутренних дел также вносят существенный вклад в дело борьбы с наркопреступлениями. Вектор их деятельности направлен, в первую очередь, на обеспечение общественного порядка и личной безопасности граждан, чем непосредственным образом связан с противодействием мелкой уличной наркопреступности, а также преступлениям корыстно-насильственной направленности. До 80% краж и грабежей совершается сейчас наркозависимыми лицами. Для получения необходимой «дозы» либо денежных средств на ее приобретение они проявляют высочайшую кри-

минальную активность, совершая кражи, грабежи, разбои, а также розничный сбыт наркотиков. В этой связи очевидно, насколько важно взаимодействие между МВД России и ФСКН России, организованное на постоянной основе, и, соответственно, необходимость решения ряда назревших организационно-правовых проблем.

Во-первых, до сих пор остается открытым вопрос о правовом статусе сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, которые, как известно, формально не являются субъектами оперативно-разыскной деятельности, но в силу своей компетенции и должностных обязанностей фактически решают задачи и выполняют функции оперативных сотрудников, не только принимая участие в конкретных оперативно-разыскных мероприятиях, но проводя их непосредственно [2]. В качестве примера можно привести составление экспертами-криминалистами субъективных композиционных портретов путем проведения оперативно-разыскного мероприятия «опрос» по специальной методике. С технологической точки зрения указанные действия ничем не отличаются от работы сотрудников оперативно-технических подразделений, проводящих психофизиологические исследования с использованием полиграфа.

Объективное участие экспертного состава, пусть и в опосредованной форме, возможно также в других оперативно-разыскных мероприятиях, что позволяет однозначно говорить о правомерности такого участия и целесообразности нормативного закрепления правового статуса сотрудников экс-пертно-криминалистических подразделений как субъектов оперативно-разыскной деятельности в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». Данные меры не только оформят dejure, уже давно осуществляемое defacto, но и обеспечат более широкое участие сотрудников указанных подразделений в оперативных разработках.

Во-вторых, одной из форм сетевого сбыта наркотиков как конечной фазы организованного наркотрафика являются притоны. В настоящее время в большинстве случаев реализация оперативных материалов о преступлениях, связанных с организацией либо содержанием наркопритонов, осуществляется посредством проникновения опера-

тивных сотрудников в специально оборудованные для потребления наркотиков помещения, задержания находящихся в этих помещениях лиц, изъятия наркотиков и их прекурсоров, различных бытовых и специальных приспособлений. В таких случаях признаки групповых и организованных форм преступлений усматриваются довольно редко, в том числе, потому что требуется внимательный анализ обстановки, фиксация деталей, которые, на первый взгляд, могут показаться не имеющими значения для дела.

При этом необходимое в данных обстоятельствах такое следственное действие, как «осмотр места происшествия» не проводится. В результате обычно возбуждается уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 232 УК России, расследование которого относится к компетенции дознавателя, гораздо более ограниченного сроками расследования, нежели следователь. Вполне очевидно, что качество таких расследований «страдает» как по объективным, так и субъективным причинам.

Альтернативным и, возможно, более продуктивным может быть следующий алгоритм. В отношении заподозренных в посещении притонов наркопотребителей оперативными сотрудниками предварительно возбуждается административное производство по ст. 6.9 КоАП России в связи с немедицинским потреблением наркотиков. В ходе данного производства наркопотребители подробно опрашиваются об обстоятельствах приобретения наркотиков, мест их потребления, причастных к этим событиям лиц. В результате проведенных мероприятий, в том числе оперативно-разыскных, и после консультаций со следователем решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту сбыта наркотиков в неустановленном месте по ст. 228.1 УК России, расследование которого, как известно, относится к компетенции следователя. Далее, совместно со следователем, планируются мероприятия по установлению обстоятельств преступления и причастных к нему лиц, в частности, фактов:

ф поступления в наркопритоны необходимых веществ и оборудования; ф изготовления наркотиков; ф предоставления наркотиков потребителям.

Элементарный анализ указанной преступной деятельности приводит к ее пониманию как сложно-

го системного процесса, в ходе которого совершается не одно, а несколько преступлений: изготовление и хранение наркотиков (ст. 228 УК России), а также их сбыт (ст. 228.1 УК России). «Стержнем» этого процесса является преступление об организации и содержании наркопритона, предусмотренное ст. 232 УК России. Поэтому «венцом» всей работы правоохранительных органов следует рассматривать возбуждение уголовного дела по ч.ч. 2 и 3 ст. 232 УК России.

В этой связи документирование деятельности наркопритонов лучше проводить в составе следственно-оперативных групп, где при непосредственной руководящей роли следователя, в производстве которого уже имеется уголовное дело о сбыте наркотиков лицам, посещавшим данный притон, осуществлять необходимые следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия. Их целью должно быть возбуждение уголовного дела по ст. 232 УК России, в первую очередь, с квалифицирующими признаками, фиксация каждого из вышеуказанных преступных деяний и доказывание виновности их участников.

В-третьих, при проведении мероприятий по документированию преступной деятельности в рассматриваемой сфере следует учитывать необходимость строгого соблюдения законности. Так, в соответствии со ст. 8 упомянутого выше Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина (в том числе право на неприкосновенность жилища), допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния (либо о причастных к этому лицах), по которому производство предварительного следствия обязательно.

Вместе с тем, при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с организацией либо содержанием наркопритонов, суды требуют обязательного наличия в материалах дел аудио и видео записей в целях их использования в качестве доказательств преступной деятельности, которые могут быть получены в результате проведения специальных оперативно-технических мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

В этой связи наличие указанных доказательств в уголовном деле, которое не квалифицируется по ч. 2 и 3 ст. 232 УК России, влечет неизбежный вопрос о законности проведенных оперативно-разыскных и оперативно-технических мероприятий в жилых помещениях, специально оборудованных под притоны, и допустимости соответствующих доказательств. Данное обстоятельство вызывает необходимость ориентации всех заинтересованных подразделений правоохранительных органов на выявление и доказывание квалифицирующих признаков этой категории преступлений.

Полагаем, что названные проблемы следует рассматривать в контексте общих положений, касающихся организации раскрытия и расследования преступлений, обозначенных в основном докладе, а их положительное решение позволит повысить эффективность правоохранительной деятельности в сфере противодействия организованной наркопреступности.

Литература

1. Аленкин С.В., Варфоломеев А.А., Зубков А.Ю. К вопросу о международно-правовой квалификации Советом Безопасности ООН наркопроизводства в Афганистане как угрозы международному миру и безопасности // Наркоконтроль. 2012. № 2. С. 27—32.

2. Владимиров В.Ю. О статусе экспертно-кри-миналистических подразделений ФСКН России в системе оперативно-розыскной деятельности // Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем: материалы научно-практического семинара. СЗ ИПК ФСКН России, 6—7 апреля 2006 года / Под общ.ред. М.Х. Гельдибаева; в 2 ч., ч. 1. Спб.: СЗ ИПК ФСКН России, 2006. С. 4—6.

3. Калачев Б.Ф. Источники распространения наркотиков в Российской империи: история вопроса // Наркоконтроль. 2011. № 4. С. 14—22.

4. Карпов Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. № 1. С. 35—37.

5. Корма В.Д. К вопросу о понятии оружия в криминалистике // Российский следователь. 2012. № 10. С. 2—3.

6. Скотт П.Д.Наркотики, нефть и война: Соединенные Штаты в Афганистане, Колумбии и Индокитае : монография / перевод А. Яковлева. М.: Изд-во «Кучково поле», 2012. 304 С.

7. Об уничтожении химического оружия [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ // СПС Консультант-Плюс (дата обращения 28 апреля 2015 г.).

8. Данные межведомственной статистической отчетности ГИАЦ МВД России по форме № 1-МВ-НОН.

References

1. Alenkina SV VarfolomeevAA, ZubkovA.Yu. On the issue of interna-Native-legal qualification of the UN Security Council narkoproizvod-tion in Afghanistan as a threat to international peace and security // Nar ko-kontrol. 2012. № 2. pp. 27—32.

2. Vladimirov V.Y. On the status of forensic Div-tions Russian Federal Drug Control Service in the operational-search activity // Pro-counteracting the legalization (laundering) of money or other haves-tion, acquired by criminal means: Proceedings of the seminar. IPK NW Federal Drug Control Service of Russia, April 6—7, 2006 / Under obsch.red. MH Geldibaeva; 2 hr., ch. 1. SPb.: NW IPK Federal Drug Control Service of Russia, 2006, pp. 4—6.

3. Kalachev B.F. The sources of the spread of drugs in the Russian Empire: Background // drug control. 2011. № 4. C. 14—22.

4. Karpov J.S. Designing new drugs and precursors narkotiche-Drugs and Psychotropic Substances: legal article sa // drug control. 2013. № 1. pp. 35—37.

5. Korma V.D. To a question about the concept of weapons in criminology // Russiasky investigator. 2012. № 10. P. 2—3/

6. Scott P.D. Drugs, Oil and War: The United States in Afghanistan, Colombia, and Indochina: monograph / Translation A. Yakovlev. Moscow: Publishing House «Kuchkovo field», 2012. 304 pp.

7. On the destruction of chemical weapons [electronic re-LAS]: Federal Law of May 2, 1997 № 76-FZ // SPS Consultant-Plus (date of treatment 28.04.2015).

8. Data interdepartmental statistical reporting MIAC Russian Interior Ministry in the form of number 1-MB-HOH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.