Т. В. ПОПОВА,
начальник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
А. В. КОТЯЖОВ,
ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
УДК 343.57
T. V. POPOVA,
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department for Research of Problems of Branch Management at the Research Centre (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
A. V. KOTYAZHOV, Candidate of Law,
Chief Researcher at the Research Centre (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
Scientific speciality:
12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work; Operative Investigative Activity.
Анализ состояния оперативной обстановки в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сложившейся после передачи в МВД России функций и полномочий упраздненного ФСКН России
Analysis of Operational Environment in the Field of Control over Trafficking of Drugs, Psychotropic Substances and Their Precursors Established after the Transfer to the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Functions and Powers of the Abolished Federal Service for Drug Control
В статье рассматривается содержание ряда The article reveals the content of parameters
параметров анализа оперативной обстановки, of the operational situation's analysis allowing to
позволяющих сделать вывод об ее общей ха- draw a conclusion about its general characteris-
рактеристике, отдельных элементах, раскры- tics and individual elements revealing the priority
вающих избранные органами внутренних дел directions of the fight against drug-related crimes
приоритетные направления борьбы с нарко- and their effectiveness. преступлениями, и их эффективности.
Оперативная обстановка, наркотические Operational environment, drugs, drug trafficking,
средства, наркотрафик, опиаты, синтетиче- opiates, synthetic drugs, analysis, statistics, orga-
ские наркотики, анализ, статистика, органи- nizational and managerial measures. зационно-управленческие меры.
20
Решение государственной задачи по обеспечению прорывного социально-экономического развития Российской Федерации [4] напрямую связано в том числе с совершенствованием организационно-управленческих мер в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее — НОН).
Нейтрализация наркоугрозы — одного из основных негативных факторов криминализации общества и подрыва демографического потенциала страны — требует усиления противодействия наркопреступности как внутри страны, так и деятельности транснациональных наркосиндикатов путем создания надежного заслона наркотрафику через территорию Российской Федерации.
За последние десять лет количество россиян, страдающих от наркотической зависимости, увеличилось в 12 раз. Опыт употребления наркотиков имеет порядка 18 млн человек. Регулярно употребляют наркотические вещества 8 млн человек, из них 90 % — инъекцион-но. Каждый год 70 тыс. граждан России умирают из-за проблем с наркотиками, в то же время около 9 тыс. начинают их употреблять. Средний возраст наркозависимых — 16—18 лет [3]. Вместе с тем только 8 % (640 тыс.) наркоманов состоят на учете в наркологических учреждениях. В 2017 г. таких лиц на учет встало на 2,21 % меньше, чем в предыдущие годы.
По экспертным оценкам, наркотики, а также связанные с ними сопутствующие заболевания ежегодно уносят от 30 до 100 тыс. жизней (т. е. в среднем от 80 до 250 человек в сутки).
Сегодня очевидно, что дальнейший рост количества наркозависимых, большинство из которых являются молодыми людьми репродуктивного возраста [1, с. 66—71; 6, с. 113—118], может привести к очередному витку сокращения численности населения.
На состояние оперативной обстановки в сфере НОН негативно влияет ряд следующих факторов:
— наличие высокого спроса на наркотики со стороны молодежи, которому способствует отрицательное влияние носителей маргинальной субкультуры, использование мест досуга для распространения и употребления наркотиков: ночные клубы, бары, сауны, казино и т. п.;
— насаждение моды на употребление «дизайнерских» наркотиков, курительных смесей, спайсов, препаратов, вызывающих эйфорию, используемых в анестезиологии (например, закись азота, закачанная в воздушные шары, массово распространяется на рок-фестивалях), и др.;
— наличие большого объема легкодоступной, высокоурожайной и устойчивой к неблагоприятным климатическим услови-
ям дикорастущей конопли. Произрастание на значительных по масштабу площадях, расположенных в местностях, где часть населения в связи с отсутствием работы занята изготовлением наркотиков для продажи оптовым скупщикам. Заготовка сырья в местах дикого произрастания, а также доставка готовых наркотиков к местам потребления (крупные города и регионы с высоким уровнем доходов населения) и их сбыт находятся под контролем межрегиональных организованных групп (преступных сообществ);
— значительное число малообеспеченных граждан, имеющих фармацевтическое, химическое, медицинское образование (ранее обучавшихся, обучающихся в вузах данного профиля), привлекаемых к производству синтетических наркотиков в подпольных нарколабораториях;
— ведение масштабного строительства на территории России (газо-нефтепроводы, автомагистрали, морские порты и т. д.) с привлечением трудовых ресурсов из зарубежных стран (Турция, Сербия и др.), ближнего зарубежья (Узбекистан, Таджикистан и др.), национальных республик (Дагестан, Северная Осетия и др.), отдельные представители которых целенаправленно занимаются контрабандой и распространением наркотиков среди молодежи, постоянно проживающей в местности проведения работ;
— «прозрачность» границ России со странами СНГ;
— несовершенство реализации профилактической функции государства в целом и органов внутренних дел в частности, неэффективность современных медийных инструментов пропаганды здорового образа жизни;
— вовлеченность подростков в интернет-сообщества, формирующие асоциальную направленность поведения, в том числе склоняющие к употреблению наркотиков, участию в составе организованных групп, реализующих наркотики посредством интернет-технологий, и др.
Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»1 МВД России были переданы функции и полномочия упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее — ФСКН России). В результате была устранена про-
1 О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
блема острой межведомственной профессиональной конкуренции органов внутренних дел и ФСКН, связанная с дублированием полномочий по осуществлению оперативно-разыскной деятельности, альтернативной подследственностью по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2—3 ст. 228, ст. 228.1, 228.4, 229.1; ч. 2—3 ст. 234 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)2.
В настоящее время завершены организационно-штатные мероприятия по созданию Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России3. Результаты оперативно-служебной деятельности, достигнутые со времени издания вышеуказанного указа, позволяют подвести некоторые итоги и разработать предложения по совершенствованию мер противодействия наркопреступности.
Так, в 2017 г. всего было выявлено 208,7 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 3,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сотрудниками органов внутренних дел выявлено 199,3 тыс. преступлений (+15,7 %).
В качестве приоритетного направления оперативно-служебной деятельности была выбрана борьба с производителями, сбытчиками и тран-зитерами наркотиков, в результате в 2017 г. на 8,5 % увеличилось число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также увеличился их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, — с 49,2 % в январе — декабре 2016 г. до 51,5 %.
Анализ статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России» показал, что в период 2014— 2017 гг. отмечается тенденция увеличения количества выявленных преступлений, предусмотренных ст. 228.4 УК РФ «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ». Так, в 2013 г. было выявлено девять таких преступлений, в 2014 г. — 15, в 2015 г. — 22, в 2016 г. — 29, в 2017 г. — 34 преступления. Вместе с тем, в сравнении с 2016 г., в 2017 г. увеличилось количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 228.1 УК РФ «Незаконные производство, сбыт или пересылка
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3 Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 апреля 2016 г. № 209.
наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», — с 127 085 в 2016 г. до 128 377 преступлений, выявленных в 2017 г.
В указанный период увеличилось количество выявленных преступлений, предусмотренных:
— ст. 228.2 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ», — с 17 в 2016 г. до 31 преступления, выявленных в 2017 г.;
— ст. 230 УК РФ «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», — со 135 в 2016 г. до 196 преступлений, выявленных в 2017 г.;
— ст. 231 УК РФ «Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры», — с 1 178 до 1 399 преступлений соответственно.
В соответствии с наблюдающейся с 2006 г. общей тенденцией снижения количества зарегистрированных преступлений отмечается уменьшение числа выявленных преступлений в сфере НОН, связанных с незаконным приобретением наркотиков для личного употребления, предусмотренных:
— ст. 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества». В 2013 г. количество таких преступлений составляло 121 358, в 2014 г. — 131 797, в 2015 г. - 129 001, в 2016 г. - 114 593, в 2017 г. -112 420;
— ст. 228.3 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ». Количество таких преступлений в 2013 г. составляло 13, в 2014 г. — 17, в 2015 г. — 32, в 2016 г. - 40, в 2017 г. - 23.
Важным направлением в сфере противодействия розничному распространению наркотиков является противодействие организации и содержанию притонов. Территориальные органы внутренних дел ежегодно проводят комплексные оперативно-профилактические операции
22
(«Мак», «Притон», «Канал», «Анаконда» и др.), в том числе направленные на выявление и ликвидацию наркопритонов (как правило, информация об адресах притонов и притоносодержателях немедленно сообщается гражданам и участковым уполномоченным полиции, оперуполномоченным уголовного розыска и подразделений по борьбе с НОН). Об эффективности реализуемых мер свидетельствует неуклонное снижение количества выявляемых преступлений, предусмотренных ст. 232 УК РФ «Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Так, в 2013 г. было выявлено 5 206 таких преступлений, в 2014 г. — 3343, в 2015 г. — 2755, в 2016 г. - 1978, в 2017 г. - 1826.
Продолжается снижение количества выявленных преступлений, предусмотренных ст. 229 УК РФ «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества». В 2013 г. число таких преступлений составляло 126, в 2014 г. — 111, в 2015 г. — 72, в 2016 г. — 84, в 2017 г. — 18. Полагаем, что такие преступления имеют более низкую латентность в связи со строгим учетом и отчетностью расходования наркотических средств в сравнении с высокой латентностью [5, с. 3] незаконного производства и сбыта наркотиков. Поэтому можно сделать вывод о наличии некоторых признаков оздоровления криминогенной обстановки по данной линии.
Однако его опровергает наблюдающаяся тенденция снижения числа преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ». Количество таких преступлений в 2013 г. составляло 2 165, в 2014 г. — 1902, в 2015 г. — 1425, в 2016 г. — 1177, в 2017 г. — 975.
Считаем, что снижение выявления преступлений в сфере контрабанды наркотиков связано с «прозрачностью» границ Евразийского экономического союза. Основными факторами, определяющими остроту складывающейся на таможенной границе наркоситуации, являются:
— географическая близость Российской Федерации к наркоопасным регионам мира и основным маршрутам нелегального перемещения
наркотиков Афганистана, а также наличие на территории государств — участников ЕАЭС собственной сырьевой и технологической базы для производства наркотиков;
— активное использование преступными сообществами, специализирующимися на контрабанде наркотиков, развитой транспортной инфраструктуры государств — членов ЕАЭС. Для доставки грузов преступниками нередко создаются транспортные и логистические компании. В некоторых случаях сопровождение наркотиков обеспечивают частные охранные предприятия или коррумпированные сотрудники силовых ведомств;
— сложная социально-экономическая ситуация в отдельных регионах Российской Федерации и сопредельных государствах, обусловливающая общий рост организованной преступности, в том числе специализирующейся на наркобизнесе;
— продолжающийся поток нелегальной миграции из стран Средней Азии в Российскую Федерацию.
Осложняет ситуацию, связанную с контрабандой наркотиков, недостаточная оснащенность пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами4, которые позволяют выявлять наркотики в транспортных средствах, товарах и грузах, перемещаемых через границу.
При этом деятельность трансграничных преступных группировок по созданию устойчивых каналов контрабанды в Российскую Федерацию крупных партий наркотиков заметно активизировалась. Подтверждением данного факта является увеличение количества изъятий наркотиков, доставляемых на территорию России контрабандой. Так, в 2017 г. фактов изъятия наркотиков опийной группы зарегистрировано 15 185 (в 2016 г. — 13 988), амфетаминовой группы — 25568 (14453), кокаина и его производных — 533 (235); синтетических наркотических средств — 42319 (25870 соответственно).
Основным поставщиком на нелегальный рынок России наркотиков опийной группы является Афганистан, где, по данным ООН, производится 550 т героина ежегодно. Каналы контрабандной транспортировки наркотиков из Западной Европы, стран Балтии используются в основном для поставок в Россию кокаина и наркотиков синтетического происхождения. Из Китая также поступают синтетические
4 Об Общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами и их использовании [Электронный ресурс]: рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2016 г. № 7. Доступ из справоч-но-правовой системы «Консультант Плюс».
наркотики. Поставщиками новых видов психоактивных веществ выступают Ирландия, Италия, США, Великобритания, Нидерланды, Чехия, Германия, Испания, Финляндия, Бельгия, Литва, Латвия, Украина, КНР. При этом среди запрещенных веществ выявляются психоактивные вещества, которые не входят в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации5, однако по своему воздействию на организм человека они сходны с наркотическими средствами.
Данные препараты не запрещены к свободному обороту, поэтому в содержании рекламных роликов открыто рекомендуется использовать их в качестве «легальных» заменителей наркотиков, в том числе марихуаны, кокаина и «экстази». При этом основной акцент при популяризации указанной продукции делается на доведение до потенциальных покупателей информации о полной безопасности ее хранения и употребления с точки зрения закона.
Миграционные процессы создают предпосылки для формирования в приграничных районах Российской Федерации устойчивых, компактно проживающих этнических групп и общин, члены которых нередко вовлекаются в противоправную деятельность, связанную с контрабандой наркотиков.
Активное участие в контрабанде и распространении наркотиков опийной группы принимают представители таджикских, цыганских и азербайджанских преступных группировок, проживающие в различных регионах России и имеющие, как правило, устойчивые родственные и деловые связи как в среднеазиатских государствах, так и в странах Европы.
Проведенный анализ показал, что в 2017 г. наибольший удельный вес преступлений, связанных с НОН в общей структуре преступности выявлен в следующих регионах: Чеченская Республика, г. Санкт-Петербург, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Приморский край, Еврейская АО, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, г. Москва. Наибольший темп прироста числа зарегистрированных преступлений, связанных с НОН, зарегистрирован в Чувашской Республике, Чеченской Республике, Челябинской, Орловской областях, Республике Северная Осетия - Алания, Ростовской области, г. Севастополе, Еврейской АО, Республике Крым, Карачаево-Черкесской Республике.
5 Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.
Регионы, в которых зафиксирован уровень наркотизации выше среднего, являются местом дислокации больших национальных диаспор, представители которых, используя социальные проблемы и незанятость населения, вовлекают граждан, особенно из числа молодежи, в употребление наркотиков, а затем и в наркоторговлю.
Определяющую роль в незаконном обороте наркотиков занимают этнические преступные группировки, сплоченные по родовому признаку (цыгане, узбеки, таджики, азербайджанцы, представители народов Северного Кавказа). Они консолидированы на основе родственных и земляческих связей, обеспечивая «круговую поруку», повышая тем самым уровень противодействия правоохранительным органам.
Современное состояние преступности, регистрируемой по линии борьбы с НОН, оценивается путем анализа ряда элементов, в совокупности определяющих ее новое качественное содержание, и имеет важное значение для применения органами внутренних дел комплекса организационных и тактических мер в сфере оперативно-разыскной деятельности по их ^ выявлению, предупреждению и раскрытию [2, ы с. 365-373]. ^
Статистический анализ ряда показателей ^ позволяет выявить некоторые общие законо- За мерности, связанные с состоянием, динамикой, ^ структурой и другими особенностями основных ^ видов указанных преступлений, и разработать ^ предложения, реализация которых будет спо- < собствовать оздоровлению оперативной обста- ^ новки, например:
1. Предусмотреть в законодательстве Российской Федерации основания для отказа гражданам других государств, в отношении которых имеется информация о совершении преступления, связанного с НОН, в праве на въезд на территорию Российской Федерации, тем более в оформлении гражданства, вида на жительство или разрешения на временное проживание.
2. Организовать на постоянной основе мониторинг источников в сети Интернет (соцсе-ти, интернет-магазины), осуществляющих продажу химических реактивов и специальной химической посуды. Результаты проводимого анализа позволят выявлять лиц, возможно причастных к изготовлению синтетических наркотиков в связи с установлением факта приобретения ими определенного набора химических веществ.
3. Качественно повысить уровень реализа- ¿, ции предупредительных мер в молодежной среде, прежде всего среди студентов специализированных факультетов вузов, готовящих специалистов-химиков.
4. Разработать новые технические решения по контролю государственной границы Российской Федерации с применением спутникового слежения, БПЛА, размещения воинских подразделений вдоль государственной границы с закреплением зон ответственности и организацией патрулирования, укрепления межгосударственного полицейского взаимодействия и др.
5. Выйти с законодательной инициативой о проведении ежегодного всеобщего тестирования на наличие наркотиков в организме всех работников (служащих, сотрудников) государственных учреждений и коммерческих организаций с государственным участием, учеников школ, студентов вузов, водителей транспортных средств, владельцев оружия и других.
Список литературы:
1. Каленицкий О. А, Сапронова Н. А. Государственная антинаркотическая политика в отношении несовершеннолетних // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1 (51).
2. Макеева Н. В., Попова Т. В. Особенности возбуждения уголовного дела о незаконном сбыте наркотических средств бесконтактным способом с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Оптимизация деятельности органов предварительного следствия и дознания: правовые, управ-
Sj ленческие и криминалистические проблемы:
и сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. /
g под ред. И. П. Можаевой. М., 2017.
^ 3. Наркомания в России: статистика, лече-2а ние, профилактика. URL: http:// fb.ru/
^ article/8272/narkomaniya-v-rossii-eto-ugroza-
^ vsey-natsii (дата обращения: 10.04.2018).
^ 4. Послание Президента Российской Федералу ции Федеральному Собранию Российской Е Федерации 1 марта 2018 г. Доступ из спра-вочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
5. Тепляшин П. В. Состояние наркопреступности в Российской Федерации: основные криминологические показатели и тенденции // «Lexrussica». 2017. № 10.
6. Чистова Л. Е. Особенности планирования расследования преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1.
References:
1. Kalenickij O. A., Sapronova N. A. Gosudarstven-naya antinarkoticheskaya politika v otnoshenii nesovershennoletnih // Vestnik Kaliningrad-skogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 1 (51).
2. Makeeva N. V., Popova T. V. Osobennos-ti vozbuzhdeniya ugolovnogo dela o nezakon-nom sbyte narkoticheskih sredstv beskontakt-nym sposobom s ispol'zovaniem informacion-no-telekommunikacionnyh setej // Optimi-zaciya deyatel'nosti organov predvaritel'nogo sledstviya i doznaniya: pravovye, upravlenches-kie i kriminalisticheskie problemy: sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. I. P. Mozhaevoj. M., 2017.
3. Narkomaniya v Rossii: statistika, lechenie, profilaktika. URL: http:// fb.ru/article/8272/ narkomaniya-v-rossii-eto-ugroza-vsey-natsii (data obrashcheniya: 10.04.2018).
4. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii 1 marta 2018 g. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
5. Teplyashin P. V. Sostoyanie narkoprestupnosti v Rossijskoj Federacii: osnovnye kriminologicheskie pokazateli i tendencii // «Lexrussica». 2017. № 10.
6. Chistova L. E. Osobennosti planirovaniya ras-sledovaniya prestuplenij, svyazannyh s narko-ticheskimi sredstvami, psihotropnymi, sil'no-dejstvuyushchimi i yadovitymi veshchestvami // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 1.
24