О.М. Гайбарян
ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ НАРКОПРИТОНОВ
В последнее время проблеме борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств уделяется много внимания. Одним из важных направлений в этой сфере является выявление и пресечение деятельности притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, так как именно наркопритоны являются «рассадником» преступности и «очагом» социального напряжения. В этой связи на органы внутренних дел в большей мере возлагается задача по борьбе с наркопритонами.
Проведенный анализ уголовных дел указанной категории преступлений, а также статистических данных*, позволяет сделать вывод о том, что органы внутренних дел и наркоконтроля испытывают трудности при организации расследования преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. Это обусловлено рядом причин:
- отсутствием данного состава преступления в качестве показателя отчетности правоохранительных органов в сфере профилактики и борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков;
- отсутствием единой методики раскрытия и расследования преступлений указанной категории;
- неоднозначным толкованием ст. 232 УК РФ, предусматривающей ответственность за организацию либо содержание притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ;
- отсутствием методики доказывания по данному составу преступления;
- слабой организацией межведомственного взаимодействия и взаимодействия между подразделениями ОВД в раскрытии и расследовании преступлений данной категории;
- непрофессионализмом некоторых сотрудников правоохранительных органов [1, с. 279];
- отсутствием научно разработанных криминалистических рекомендаций, направленных на совершенствование организации расследования преступлений указанной категории.
Вышеперечисленные проблемы, как нам представляется, во многом обусловлены теоретической «неопределенностью» вопросов, связанных с организацией расследования, а именно:
1. Местом организации расследования в теории криминалистики. Традиционно вопросы организации расследования входят в раздел криминалистической (следственной) тактики [2, с. 5-6; 3, с. 329-330; 4, с. 177-178]. В большинстве случаев тактические приемы и рекомендации по организации расследования, которые даются в криминалистической литературе, имеют общий характер и не учитывают специфику вида (категории) преступления.
2. В криминалистической тактике, в рекомендациях по проведению конкретных следственных действий вопросы организации определяются схематично без подробной детализации и учета специфики расследуемого преступления.
3. В криминалистических методиках расследования преступлений организация расследования в основном представлена алгоритмом действий следователя и дознавателя в конкретной следственной ситуации, а вопросы организации остаются раскрытыми не в полной мере.
Справедливости ради следует сказать, что в настоящее время развивается альтернативная точка зрения А.Г. Филиппова, который организацию раскрытия и расследования преступлений определяет как «самостоятельный раздел криминалистики, состоящий из научных положений и рекомендаций по планированию расследования, взаимодействию следователя с оперативно-разыскными аппаратами и другими службами внутренних дел, использованию помощи населения и иным направлениям деятельности следователя, имеющим преимущественно организационный характер, т.е. обеспечивающим максимальную эффективность работы по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений в целом, независимо от их вида и группы» [5, с. 262].
Мы полагаем, что при обсуждении проблемы организации расследования речь должна идти не столько о месте организационного раздела в системе криминалистики, сколько о том значении, которое имеют теоретические разработки в этой области для эффективной практики раскрытия и расследования преступлений. Это обусловлено тем, что эмпирической базой для совершенствования процесса расследования преступлений является практическая деятельность следователя и дознавателя по раскрытию и расследованию преступлений. Практическая ценность рекомендаций по организации расследования преступлений, в свою очередь, проверяется практической деятельностью следователя и дознавателя. В этом смысле прав А.Г. Филиппов, который акцентирует внимание на значимости этого направления научных исследований.
Анализ практики борьбы с наркопритонами показал, что у следователей и дознавателей не возникает существенных проблем при осуществлении следственных действий в плане их «формального» проведения и оформления, так как данная деятельность достаточно подробно
регламентирована уголовно-процессуальным законодательством. Для того чтобы данные действия достигли максимального эффекта и в результате проведения следственного действия было выявлено и зафиксировано наибольшее количество криминалистически значимой информации, необходима организационная составляющая. Эта сфера деятельности наименее формализована. В этой связи большое значение приобретают методические рекомендации по организации проведения как отдельного следственного действия, так и расследования преступления в целом. Исходя из специфики расследования преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов, как показывает практика, особую сложность вызывает организация доследственной проверки. Именно вопросы взаимодействия следователя с оперативными подразделениями, организация их работы на стадии доследственной проверки являются наиболее проблемными, так как именно на этой стадии быстрые и решительные действия следователя и работников органа дознания позволят не допустить утраты доказательственной информации. Это объясняется самим механизмом следообразования. Основными доказательствами по рассматриваемой категории преступлений являются следы функционирования наркопритона, а также показания «посетителей», которые по прошествии времени могут быть утрачены.
О необходимости разработки специальных криминалистических приемов и методов доследственной проверки писал А.Г. Филиппов. Он в организацию расследования преступлений как самостоятельную часть криминалистики включает доследственную проверку материалов, содержащих признаки преступлений, которую до последнего времени считали не относящейся к криминалистике [5, с. 267268].
Косвенным подтверждением необходимости разработки методических рекомендаций по организации расследования преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов, мы находим в материалах диссертационных исследований, посвященных данной проблеме [6; 7]. В этих работах в большей степени раскрываются вопросы тактики проведения отдельных следственных действий в рамках уже возбужденного уголовного дела и методики его расследования. А вопросы организации расследования, организации проведения доследственной проверки остаются без должного внимания.
Подводя итог, можно предложить следующие пути повышения эффективности организации расследования преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов:
1. Создание в каждом органе внутренних дел постоянно действующих следственно-оперативных групп, специализирующихся на расследовании преступлений данной категории. В них должны входить: следователь, дознаватель, специалист-криминалист, специалист-химик, оперативный сотрудник уголовного розыска, участковый уполномоченный (в зависимости от обслуживаемого участка). При этом основными формами взаимодействия членов данной группы являются:
- взаимное информирование следователем (дознавателем) оперативных сотрудников и участковых уполномоченных о тех криминалистически значимых обстоятельствах, которым необходимо уделить особое внимание в стадии сбора первичного материала и, в свою очередь, оперуполномоченным следователя (дознавателя) - о возможностях оперативно-разыскных мер;
- обмен информацией;
- совместное планирование проведения следственно-оперативных мероприятий до и после возбуждения уголовного дела;
- обсуждение результатов проведенных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий при руководстве;
2. Разработка методических рекомендаций по проведению доследственной проверки материалов, содержащих признаки преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов.
3. Использование административно-правовых мер при фиксации криминалистически значимой информации, а именно хранения и потребления наркотических средств (составление административных протоколов по ст. 6.9 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», ст. 6.8 КоАП РФ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»).
4. Разработка методических рекомендаций по организации и проведению следственных действий, таких как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетелей (посетителей притона) и допрос подозреваемого.
Литература
1. Гайбарян О.М. Организационно-тактические особенности раскрытия и расследования преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритов // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью в современной России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2007.
2. Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1988. Т. 2.
3. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006.
4. Россинская Е.Р. Криминалистика: Курс лекций. М.: Норма, 2006.
5. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. М.: Высшее образование, 2008.
6. Курылев И.И. Расследование уголовных дел об организации и содержании притонов для потребления наркотических: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.
7. Щукин А.М. Особенности раскрытия и расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов: Дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2004.