УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА
А. В. ХОЛОПОВ УДК 343.98
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ В СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Б судебном исследовании преступления, отраженного в материалах уголовного дела, государственному обвинителю отводится одна из ключевых ролей. Согласно ч. 5 сг. 246, СГ.СТ. 273 и 274 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) состязательный процесс возлагает на него обязанность доказывания виновности подсудимого, а именно последовательного, системного представления различного рода доказательств участникам судебного разбирательства. Такого рода оперирование большими массивами текстовой, речевой, аудио визу альной и иной информации, ввиду особой важности этого процесса для судебного представления доказательств, должно бьггь лишено характера случайной, хаотической выборки материала. Восприятие информации, ее усвоение и дальнейшая оценка участниками судебного разбирательства зависят от способов и методов ее представления, от соответствующих приемов демонстрации (визуализации) информации, позволяющих максимально полно и эффективно донести ее содержание и смысл до участников судебного разбирательства.
По нашему мнению, грамотная визуализация информации может стать одним из основных факторов успешного поддержания государственного обвинения, в том числе в суде с участием присяжных заседателей.
Отсутствие у присяжных заседателей специальных знаний и навыков предопределяет необходимость повышения уровня требований к государственному обвинителю и защитнику, осуществляющих деятельность по представлению различной доказательственной информации в судеб-
ных заседаниях. Прежде всего это связано с тем, что процесс познания присяжными заседателями обстоятельств совершенного преступления осуществляется через восприятие лишь той информации, которая будет им представлена в судебных заседаниях (п. 1 ч. 1 ст. 333 УПК РФ). Если какие-либо обстоятельства уголовного дела не будут рассмотрены в судебных заседаниях, то для присяжных заседателей они останутся неизвестными и, следовательно, не будут учитываться при решении вопроса о виновности (невиновности) подсудимого. Именно поэтому крайне важным в деятельности государственного обвинителя является использование приемов визуализации информации для донесения до присяжных заседателей тех фактов и обстоятельств из материалов уголовного дела, которые обеспечат в конечном счете вынесение правосудного решения.
Бесспорно, процессуальное положение обязывает государственного обвинителя использовать в судебном следствии для обеспечения наглядности самые современные достижения науки и техники, среди которых следует выделить технические средства демонстрации (т. е. наглядного показа) каких-либо объектов, предметов, действий, а также методы визуализации информации, т. е. методы представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, схем, таблиц. карт, моделей и т. п.). Приемами визуализации считаются способы, повышающие качество отображения информации, понятность, значение и иные характеристики визуализируемой информации, влияющие на процесс ее познания.
Термин «демонстрация» ^етотЬ'аНоп) означает буквально «показывание» и используется для обозначения действия, заключающегося в наглядном показе какого-либо предмета или явления. При этом демонстрирование нередко сопровождается разбором и объяснением показываемого, помогающими .лучшему восприятию аудиторией того или иного вопроса, проблемы1.
Напомним, что термин «демонстрация» применительно к процессу доказывания в уголовном судопроизводстве одними из первых в 1946 году использовали А. И. Винберг и А. А. Эйсман2.
Позднее А. Е, Бондарев и В. А, Галактионов отмечали, что «термин "визуализация" понятен на интуитивном уровне — всем ясно, что речь идет о визуальном представ-легши результатов научных исследований с помощью средств компьютерной графики. Научная визуализация переводит результаты научных исследований, выраженные в численной форме, в видимые, наглядные образы. <...> Главная цель — увидеть то, что раньше нельзя было увидеть. Иначе говоря, увидеть невидимое»3.
Под визуализацией понимается всякий способ обеспечения наблюдаемости ненаблюдаемой реальности, а под визуальной моделью — .любая зрительно воспринимаемая конструкция (внутренняя и внешняя), представляющая сущность объекта познания4.
Различают два направления визуализации. Одно направление обусловлено сво-
1 Большая советская энциклопедия : сайт. URL: http://bse.sci-lib.com/article022999.html (дата обращения: 22.09.2017).
2 Винберг А. И., Эйсман А. А. Новые методы фиксирования и демонстрации доказательств / / Социачистическая законность. 1946. №4-5. С. 22 - 25.
3 Бондарев А. Е., Галактионов В. А. Анализ развития концепций и методов визуального представления данных в задачах вычислительной физики / / Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша Российской академии наук : сайт. URL: http://library.keldysh.ru/ preprint.asp?id=2009-53 (дата обращения: 22.09.2017).
4 Рапуто А. Г. Пролегомены визуализации дидактических объектов / / Заочные элек-
тронные конференции : сайт. URL: http:// econf.rae.ru/pdf/2011/04/181pdf (дата обращения; 22.09.2017).
рачиванием информации, абстрагированием, схематизацией, метафоризацией, индукцией (метод сжатия учебного материала, концептуальные диаграммы и кон-цепг-карты, фреймы, схемы и т. д.). Оно достаточно хорошо изучено. Другое направление фактически не исследовано и связано с генерацией смыслов, с раскрытием информации, ее развертыванием, интерпретацией, восхождением от абстрактного к конкретному в соответствии с принципом диалектической логики, дедукцией5.
Также описанные направления визуализации можно назвать внешней и внутренней визуализацией. Внешняя визуализация является процессом воспроизведения информации с помощью различных демонстрационных средств и методов. Внутренняя визуализация фактически является процессом познания, т. е. воспроизведением, оценкой, осмыслением и запоминанием информации в сознании субъекта познания. Иными словами, в процессе получения какой-либо информации по одному или нескольким каналам восприятия человек в своем сознании должен представить эту информацию (воспроизвести, смоделировать, вообразить), т. е. мысленно визуализировать.
Следует отметить, что, поскольку прокурор, участвующий в поддержании государственного обвинения, работает с информацией и процессом ее передачи участникам судебного разбирательства, существует потребность исследовать закономерности так называемой внутренней визуализации информации в рамках отдельного научного направления криминалистического обеспечения судебного следствия.
В данной статье будут рассмотрены приемы и методы, относящиеся к первому направлению визуализации — к демонстрации информации.
Далее мы приведем перечень и описание тех приемов и методов визуализации информации, которые можно рекомендовать к использованию в деятельности прокурора, осуществляющего поддержание государстве™ ого обвинения при представлении материалов уголовного дела участникам судебного разбирательства.
5 Там же.
Управление вниманием участников судебного следствия (акцентирование внимания). Практически все перечисленные ниже приемы визуализации информации в деятельности государственного обвинителя можно отнести к управлению вниманием участников судебного следствия. Однако в рамках данного приема визуализации информации используются способы, акцентирующие и фокусирующие внимание участника судебного заседания на каких-либо конкретных данных. При воспроизведении информации (ее демонстрации) определенная ее часть с помощью современных научно-технических средств визуализации может выделяться для акцентирования внимания участников судебного разбирательства на каком-либо факте или обстоятельстве, необходимом для формирования целостной картины исследуемого в суде преступления. Подчеркнем, что все рассматриваемые приемы визуализации информации в судебном разбирательстве, в особенности с участием присяжных заседателей, должны применяться строго на основе принципов полноты, объективности и системности представления информации.
Также отметим, что вопросы управления вниманием участников судебного разбирательства в деятельности государственного обвинителя являются предметом научных исследований. Так, Г. Зарипова пишет: «Учитывая, что большинство людей — визуалисгы, гособвинителю следует для суда присяжных подобрать необходимое количество иллюстраций, плакатов, зрительных образов, словесных картинок, используя такие обороты, как "смотрите", "ясно и отчетливо", "представьте себе", "я вижу это таким образом" или "это выглядит не слишком убедительно". <...> Изображение оказывает влияние как на сознание, так и на подсознание. Под его воздействием у человека возникают определенные интеллектуальные, эмоциональные и другие ассоциации. Их в последующем можно эффективно использовать для формирования вполне определенных убеждений и ценностных ориентации. Следует учитывать и тот факт, что если по различным сенсорным каналам поступает
противоречивая информация, то отдается предпочтение зрительной информации»1.
Как правило, в суде оглашается не весь документ, а лишь его часть с наиболее значимой информацией. Не исключена ситуация, когда при оглашении стороной защиты части документа искажается его суть. Государственный обвинитель обязан бдительно следить за тем, какая информация доводится до сведения участников процесса, и в необходимых случаях принимать соответствующие меры. Например, может потребоваться выведение всего документа на экран, при этом можно увеличить какую-либо часть, имеющую важное значение, выделить другим цветом, подчеркнуть отдельные фразы, обвести фрагмент текста или фотографию линией, использовать стрелки или другие обозначения для фокусирования внимания субъектов судебного разбирательства. В ряде случаев могут быть одно временно продемонстрированы несколько документов либо документ и согласующиеся с ним другие дока зательства.
Практически все протоколы таких следственных действий, как осмотр, обыск, проверка показаний на месте, имеют в качестве приложений схемы, фотографии .либо видеозаписи хода следственного действия. При оглашении протокола в суде производится их тщательный разбор, в ходе которого внимание участников судебного разбирательства обращается на обстоятельства, имеющие существенное значение, выделяются узловые моменты, важные детали. С этой целью, например, видеозапись воспроизводится несколько раз, определенный момент записи демонстрируется в замедленном режиме .либо исследуется конкретный кадр с тем, чтобы акцентировать внимание на том или ином жесте, на мимике участника следственного действия, увеличивается и более детально исследуется определенный фрагмент кадра.
Структурирование и систематизирование представляемой информации. С помощью данного приема визуализации государственный обвинитель должен воспроизвести в ходе своих выступлений все наглядные схемы, созданные им в резуль-
1 Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем / / Законность. 2006. № U.C. 19.
тате анализа уголовного дела. Например, такой систематизированной и структурированной информационной моделью может служить созданная государственным обвинителем наглядная схема субъектов рассматриваемого уголовного дела. В подобной схеме можно отобразить данные (Ф.И.О.) всех свидетелей, потерпевших, обвиняемых, а также обозначить, какую информацию сообщили свидетели и какой из криминалистически значимых элементов дела данная информация подтверждает. В подобных схемах также можно представить с помощью вычерчивания информационных связей, какими доказательствами, полученными в ходе предварительного расследования, подтверждается и доказывается тот или иной криминалистически значимый элемент рассматриваемого преступления. Такие схемы могут быть распечатаны и с разрешения суда розданы всем участникам судебного разбирательства. Данный тактический прием можно успешно использовать в суде с участием присяжных заседателей, так как для них эти схемы (модели) станут информационными ориентирами в рассмотрении уголовного дела, и вся информация, например предоставленная стороной защиты, будет восприниматься участниками судебного следствия посредством таких схем, С точки зрения криминалистической тактики использование подобного метода представления наглядной информации дает возможность государственному обвинителю установить тактический приоритет в рассмотрении и предоставлении доказательственной информации и «навязать» тем самым «свою игру» стороне защиты в рамках принципа состязательности.
Перед сторонами обвинения и защиты стоит задача донести до участников судебного разбирательства сложную систему данных аналитического характера. В этой связи полагаем, что для создания и отображения сложных аналитических схем, графиков и диаграмм государственный обвинитель может воспользоваться программным обеспечением, таким как Microsoft Visio, Edraw Mindmap, Xmiiid, Freeplane и другими программами, позволяющими создавать так называемые интеллектуальные карты (англ. mind тар; другие названия — диаграмма связей, ментальная карта, ассоциативная карта, схема
мышления). С помощью таких карт можно отобразить и визуализировать, например, схему механизма преступления, схему связей между членами преступной организации, систему доказательств по уголовному делу и т. д.
Такие интеллектуальные карты могут быть включены в презентации, изготовленные с помощью программы MS Power Point и ее аналогов, например программы подготовки презентаций, входящей в состав пакета бесплатных офисных программ OpenOffice и LibreOfflce.
Визуализация модели события преступления (виртуальный следственный эксперимент). В некоторых случаях для полноты, всесторонности и объективности судебного рассмотрения представление информации в виде схем, диаграмм, карт, графиков и т. д. является недостаточным. Для обеспечения формирования целостной картины в сознании участников судебного разбирательства необходимо дополнительно использовать современные возможности компьютерного 3D моделирования для создания объемной, всера-курсной, анимированной модели события престу пления,
Применение подобной визуализации события преступления актуально в судебных заседаниях с участием присяжных заседателей. Для присяжных заседателей может быть затруднительна так называемая внутренняя визуализация представляемой в судебном разбирательстве информации, поскольку они не обладают знаниями в области криминалистики и уголовного процесса. Также в некоторых случаях формирование в сознании целостной и системной картины совершенного преступления может быть крайне затруднено в силу объема, противоречивости и сложности представляемой информации в суде.
Технически такие 3D информационные модели события преступления возможно создавать с помощью специализированных криминалистических компьютерных программ, например программы 3D EyeWitness1 (3D Очевидец или 3D Глаза свидетеля), а также программы The Crime
1 URL: http://www.designwareinc.com/3d, prod.htm (дата обращения: 22.09.2017).
Zone1 (Место (пространство) преступления). Поскольку такое специализированное криминалистическое программное обеспечение не имеет широкого распространения, то в некоторых случаях возможно использование учебной криминалистической программы «Виртуальный осмотр места происшествия (комплекс виртуального ситуационного моделирования)»2.
Данные программы на основе информации, содержащейся в материалах уголовного дела, позволяют создавать и визуализировать объемную ситуационную 3D модель места происшествия (графический план), обстановки на месте происшествия, события практически любого вида преступления. Создаваемые объемные компьютерные модели могут быть анимированы, т. е. могут демонстрировать в динамике хронологию и последовательность протекания процессов в событии преступления. Отметим, что всеракурсность такой 3D модели преступления дает возможность рассмотреть с различных точек наблюдения, например свидетелями, процесс совершения преступления и, соответственно, проверить, уточнить и оценить данные ими показания. Также подобные объемные компьютерные модели преступлений сделают наглядным и понятным для участников судебного разбирательства процесс проверки версий.
Отметим, что при использовании государственным обвинителем в судебном процессе ситуационной 3D модели события преступления стороне защиты придется всю представляемую в судебных заседаниях информацию сопоставлять с такой моделью.
По.лагаем, что такое программное обеспечение, позволяющее создавать ситуационные 3D модели преступлений, должно стать обязательным атрибутом процесса доказывания при рассмотрении в суде столь сложных уголовных дел, как преступления, совершенные на транспорте, террористической направленности и т. д.
Контрастирование визуализируемой информации. Контраст (фр. contraste, .лат, contrastare — противоположность) — про-
1 URL: http://www.cadzone.com/crime-zone (цата обращения: 22.09.2017).
2 URL: http://fsa3d.com/products/sk_umk/ (дата обращения: 22.09.2017).
тивоположность в каком-нибудь отношении. Контраст высокого и низкого. Цветовой контраст черного и белого'.
В процессе анализа и оценки какой-либо информации может происходить сравнение объекта познания с его противоположностью. Визуализация какого-либо объекта в его двух противоположных состояниях (контраст), например изображение дома до пожара и после, обеспечивает фокусировку внимания, придает информации эмоциональный оттенок, увеличивает значимость представляемой информации и обеспечивает фиксацию ее в памяти. Однако при использовании данного приема визуализации необходимо учитывать, что увеличение эмоциональной составляющей в восприятии представляемой информации может оказывать негативное влияние на объективность анализа и оценки субъектами судебного разбирательства других обстоятельств рассматриваемого уголовного дела.
Данный прием возможно использовать в различных ситуациях. Например, в ряде случаев одновременно необходимо продемонстрировать несколько документов либо документ и согласующиеся с ним иные доказательства. В подобных ситуациях не обойтись без определенных технических знаний и умений. Указанный тактический прием позволит создать так называемый контраст между информацией, подаваемой стороной защиты, и информацией, отраженной в материалах уголовного дела и подаваемой стороной обвинения. Используя его, государственный обвинитель выполняет основную обязанность по представлению материалов уголовного дела в суде и предоставляет возможность участникам судебного разбирательства (присяжным заседателям) самостоятельно оценивать получаемую информацию в условиях состязательности.
Сравнение и совмещение визуализируемой информации. Оптическое сравнение является наглядным методом визуализации информации и заключается в размещении на экране одновременно двух и более изображений с соблюдением одного
3 Толковый словарь Ушакова / / Академик. Словари и энциклопедии : сайт. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/839622 (дата обращения; 22.09.2017).
масштаба с целью их анализа методом визуального сопоставления, для установления их наглядной идентичности (неидентичности) или обнаружения других сравниваемых индивидуальных особенностей (признаков). Например, метод оптического сравнения (сопоставления) используется в баллистической экспертизе.
Примером использования в судебном следствии методов оптического сравнения и совмещения визуализируемых фото- и видеоизображений может служить криминалистическая компьютерная программа «Regula Forensic Studio».
Данное программное обеспечение представляет собой набор инструментов и функций, при помощи которых можно производить различные действия с изображениями, в том числе модифицировать исходное изображение (например, изменять яркость изображения) или просто измерять некоторые характеристики (например, расстояние между двумя точками). Кроме этого, данная программа предназначена для обнаружения различий между эталонным и исследуемым изображениями объекта. Сравнение может производиться методами взаимного вычитания, сложения изображений и методом визуального совмещения исследуемого изображения с частью эталонного. При работе в окне сравнения также предусмотрен режим соединения (склеивания) двух изображений1.
Оптическое совмещение является наглядным методом визуализации информации и заключается в размещении на экране двух и более изображений с наложением одного изображения на другое с целью установления степени совпадения анализируемых изображений по их индивидуальным параметрам.
Данный метод оптического сравнения можно использовать при визуализации результатов экспертных исследований.
Уменьшение шокирующего эффекта. Как правило, в суде с участием присяжных заседателей не демонстрируются фотографии, на которых крупным планом зафиксированы телесные повреждения на трупе, зияющие раны, признаки разложе-
1 URL: https://www.regulaforensics.com/ ги/
products/ ad vanced_verif ¡cation/ regula-forensic-studio/ (дата обращения; 22.09.2017).
ния и т. д. Это связно с тем, что демонстрация таких фотографий может оказать нежелательное эмоциональное воздействие на присяжных заседателей и повлиять на выносимое ими решение. Однако в ряде случаев сама форма раны, характер образования телесных повреждений могут иметь важное доказательственное значение. На наш взгляд, шокирующий эффект от представляемых изображений может быть нивелирован (сведен к минимуму) посредством использования, с согласия сторон, современных цифровых технологий обработки фотографического изображения с минимальным искажением общей информационной картины фотоснимка или отдельного его участка. Технология изменения фотоснимков может быть следующей: применение к отдельным участкам фотоснимка с «шокирующим» содержанием эффекта «размьггия» изображения (вне фокуса), демонстрация части фотоснимка, на которой содержится информация, интересующая участников суда, изменение цветовой гаммы фотоснимка (изменение цвета крови) и т. д. Подобные технологии внесения изменений в фотографию с целью снижения .либо блокирования нежелательного эффекта могут быть применены и к видеозаписям, выполненным в ходе предварительного следствия (видеозапись осмотра места происшествия), Следует отметить, что с применением таких технологий снижается полнота и объективность зафиксированной информации, поэтому к ним следует прибегать в крайних случаях и отдавать предпочтение демонстрации в суде исходной, полной аудиовизуальной информации, зафиксированной на предварительном следствии, поскольку принятие присяжными заседателями решения по уголовному делу происходит на основании информации, содержащейся в уголовном деле, и, в том числе, зависит от полноты и объективности представления этой информации сторонами обвинения и защиты2.
Все вышеперечисленные методы и приемы визуализации информации должны
г См.: Кулик Н. В., Холопов А. В. О современных технологиях представления доказательственной информации в деятельности государственного обвинителя / / Криминалистъ. 2009. №1(4). С. 75-80.
быть тщательно подготовлены, включены в план и согласованы с речью государственного обвинителя.
Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовных дел в суде, в особенности с участием присяжных заседателей, должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками как в области психологии и криминалистики, так и в вопросах использования различных научно-технических средств, обеспечивающих наглядность приемов и методов визуализации (воспроизведения, представления) информации.
Таким образом, ввиду важности достижения максимальной наглядности и полноты в процессе судебного представления и исследования материалов уголовного дела полагаем, что рассматриваемая проблематика использования приемов и методов визуализации информации в деятельности государственного обвинителя должна стать неотъемлемой составляющей такого научного направления в криминалистике, как криминалистическое обеспече-
Подготовка к поддержанию государственного обвинения, о необходимости которой указано в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 25 декабря 2012 г, № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», предполагает анализ содержания и результатов деятельности по расследованию преступления1, Анализ, на наш взгляд, заключается в исследовании материалов уголовного дела с точки зрения их соответствия требованиям федерального закон одательства (в части соблю-
1 Подробнее об этом см.: Криминалистический анализ и оценка прокурором материалов уголовного дела : монография / Н. А. Данилова [и др.] ; отв. ред. В. Н. Исаенко ; Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2013. С. 19 ; Руководство для государственного обвинителя ; учеб. пособие / В. С. Бурданова [и др.] ; под ред. О. Н. Коршуновой. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2011. С. 40.
ние судебного следствия (криминалистика для государственного обвинителя).
Библиографический список
1. Бондарев А. Е. Анализ развития концепций и методов визуального представления данных в задачах вычислительной физики / А. Е. Бондарев, В. А. Галактионов / / Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша Российской академии наук : сайт. — URL; http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2009-53.
2. Винберг А. И. Новые методы фиксирования и демонстрации доказательств / А. И. Винберг, А. А. Эйсман // Социалистическая законность. — 1946. — № 4 —5. — С. 22—25.
3. Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем / Г. Зарипова // Законность. - 2006. - №11. - С. 18-80.
4. Кулик Н. В. О современных технологиях представления доказательственной информации в деятельности государственного обвинителя / Н. В. Кулик, А. В. Холопов // Криминалисгъ. - 2009. - № 1(4). - С. 75-80.
5. Рапуто А. Г. Пролегомены визуализации дидактических объектов / / Заочные электронные конференции ; сайт. — URL: http:/ /econf. гае. ru/ pdf/ 2011/04/181pdf.
,98
дения нормативно установленной процедуры и оформления хода и результатов досудебной стадии уголовного преследования), а также с точки зрения полноты отражения в них обстоятельств, подлежащих установлению, принятия на основе имеющейся информации решения о правомерности (неправомерности) позиции следователя (дознавателя) относительно квалификации деяния и наличия (отсутствия) возможности восполнения пробелов в доказательственной базе в ходе судебного следствия.
Как показывают результаты анализа су-дебно-следственной практики, расследование организации незаконной миграции связано с рядом проблем, в том числе со сложностью доказывания умысла подозреваемого (обвиняемого) на совершение преступления. Помимо этого, интервьюирование прокурорских работников в ходе практических занятий на факультете про-
М. А. ГРИГОРЬЕВА УДК 343
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБВИНИТЕЛЕМ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ