Н.Г. Федорова,
аспирант Саратовского юридического института МВД России
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО
татья 52 Конституции РФ регламентирует охрану прав потерпевших и гарантирует им компенсацию причиненного ущерба [1]. Однако, несмотря на постоянную законотворческую работу в указанном направлении, на протяжении последних десятилетий одной из наиболее актуальных проблем правовой науки остается поиск действенных средств и реальной возможности обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска.
Наложение ареста на имущество является единственным правовым средством обеспечения имущественных прав потерпевших. Впрочем, на практике данное процессуальное действие применяется редко. Это связано с тем, что оно содержит в себе многочисленное количество правовых пробелов и коллизий. Применение данной меры процессуального принуждения осложняется также тем, что следователю (дознавателю) приходится учитывать не только психологические особенности подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, но и условия тактического риска, в которых проходит производство данного процессуального действия. Как во время, так и до производства наложения ареста на имущество виновные лица стремятся растратить, уничтожить, повредить, сокрыть имущество, подлежащее наложению ареста. Для противодействия указанным действиям, на наш взгляд, необходимо разработать тактико-криминалистический комплекс проведения наложения ареста на имущество. В рамках данной работы исследуются принципы деятельности следователя (дознавателя) при наложении ареста на имущество, предпринимается попытка сформулировать основные типичные ситуации производства данного процессуального действия, тактические приемы и тактические рекомендации, реализуемые в каждой из них.
Можно выделить несколько основных принципов наложения ареста на имущество:
1. Оперативность. Данный принцип связан с тем, что, предвидя арест имущества, виновные лица стремятся принять меры для перемещения имущества к знакомым и родственникам, распродают его, переводят за рубеж. Для того чтобы этого не произошло, нельзя терять времени. Уголовно-процессуальный кодекс РФ допускает возможность наложения ареста на имущество как обвиняемого, так и подозреваемого [2]. Если в день возбуждения уголовного дела последует ходатайство в суд о наложении ареста на имущество подозреваемого, которое суд должен рассмотреть не позднее 24 часов, то, очевидно, наложение ареста возможно уже на первый или второй день расследования после возбуждения уголовного дела [3, с. 42].
2. Объективность. При описи следователи часто допускают ошибки в оценке вещей и предметов, как правило, завышают их стоимость, неправильно определяют или вовсе не учитывают степень износа [3, с. 42]. Именно поэтому необходимо обращать особое внимание на указания о дате их изготовления, на пробы драгоценных металлов. Нельзя также забывать, что многие на первый взгляд изношенные вещи могут являться антиквариатом и иметь особую культурную ценность.
3. Взаимодействие следователя (дознавателя) с оперативными сотрудниками, участковым уполномоченным милиции, на территории обслуживания которого производится наложение ареста на имущество, а также специалистами. Оперативные сотрудники выявляют очевидцев и лиц, могущих что-либо сообщить о крупных покупках фигуранта, у которого производится наложение ареста на имущество, или же о недавнем вывозе вещей из его квартиры; беседуют с его родственниками, соседями, сослуживцами по поводу того, не обращался ли к ним фигурант, у которого проводится наложение ареста на имущество, с просьбой спрятать на несколько дней какое-либо имущество; информирует следователя (дознавателя) об имеющих значение для дела данных, полученных в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий; обеспечивают безопасность следователю (дознавателю) при наложении ареста на имущество, оказывают противодействие попыткам лица, у которого производится наложение ареста на имущество, сокрыть, уничтожить, повредить, растратить имущество, подлежащее наложению ареста; оказывают содействие следователю (дознавателю) в осуществлении наблюдения за действиями подозреваемого, обвиняемого, иными лицами, присутствующими при производстве данного процессуального действия.
Участковый уполномоченный милиции характеризует окружение, связи, материальный уровень жизни лица, у которого производится наложение ареста на имущество; совместно с оперативными сотрудниками осуществляет подворно-поквартирные обходы домовладений в районе проведения наложения ареста на имущество; выполняет различные поручения следователя (дознавателя), оперативных сотрудников.
Специалист-криминалист может оказать следующую помощь:
процессуальную: а) криминалистическую помощь, которая заключается в производстве упаковки предметов, нуждающихся в особо бережном отношении и требующих специальных познаний в силу их большой ценности, хрупкости и т.д. (упаковка хрусталя, старинной иконы и т.д.). При составлении следователем (дознавателем) протокола наложения ареста на имущество специалист оказывает необходимую помощь в полном и правильном отражении полученной криминалистически значимой информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов; б) техническую помощь, оказываемую конкретными специалистами, направленную на обнаружение предметов, в определении технических особенностей фотографирования (дистанция, ракурс съемки, вид освещения и др.). Совместно со следователем (дознавателем) он определяет порядок фотосъемки предметов, выбор объекта, подлежащего запечатлению, способ фотографирования и другие тактические задачи применения съемки;
непроцессуальную - консультативную помощь, оказываемую всеми специалистами, заключающуюся в разъяснениях, советах, консультациях, сообщении сведений справочного характера, содействующих обнаружению, фиксации и изъятию предметов, а также в предупреждении и недопущении повреждений предметов, обстановки в результате неумелого обращения. В целях оценки имущества и указания его характеристик можно использовать помощь специалистов, например товароведов, продавцов-консультантов, менеджеров. При наложении ареста на домовладения, жилье имеет смысл пригласить в качестве специалиста представителя бюро технической инвентаризации [3, с. 43]. Следует согласиться с мнением ряда ученых о том, что к участию в описи имущества при наложении ареста целесообразно привлекать судебного пристава-исполнителя [4, с. 36]. Однако в соответствии с законом он не может выступать в роли специалиста, а значит, его участие в наложении ареста на имущество не оплачивается. Учитывая данное обстоятельство, а также большой объем работы судебных приставов-исполнителей, вероятность их участия в наложении ареста на имущество практически сведена к нулю.
4. Использование криминалистической техники, затрудняющей подмену имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. На наш взгляд, это может быть фото- и видеоаппаратура, металлоискатели и другие средства, используемые для выявления и изъятия следов с места происшествия.
5. Настойчивость. Безусловно, опись имущества зачастую требует для своего выполнения многих часов работы. От следователя (дознавателя) требуется, не обращая внимания на усталость, осматривать и описывать последний предмет так же тщательно, как и первый.
6. Этичность. При выполнении действий, направленных на обеспечение успешного проведения наложения ареста на имущество, следователь (дознавателя) обязан соблюдать требования профессиональной этики, при этом пресекать неуважительное отношение со стороны других лиц, участвующих в наложении ареста на имущество, по отношению к тому, у кого производится данное процессуальное действие. Пренебрежение нормами морали чревато возникновением конфликтов, грозящих выходом ситуации из-под контроля следователя (дознавателя). Кроме того, он должен предпринимать меры, обеспечивающие соблюдение неразглашения сведений частной жизни подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, которые стали известны при наложении ареста на имущество.
В зависимости от характера действий лица, у которого проводится наложение ареста на имущество, направленных на противодействие следствию (дознанию), можно выделить следующие типичные ситуации производства наложения ареста на имущество: бесконфликтная ситуация, слабоконфликтная ситуация, остроконфликтная ситуация.
В бесконфликтной ситуации подозреваемый, обвиняемый или лица, несущие по закону материальную ответственность за их действия, не оказывают сопротивление следователю (дознавателю).
В слабоконфликтной ситуации подозреваемый, обвиняемый или лица, несущие по закону материальную ответственность за их действия, пытаются затянуть процесс проведения наложения ареста на имущество, при этом не совершая действий, которые могли бы повлечь за собой невозможность его проведения. К данным действиям, на наш взгляд, можно отнести следующие: отказ открыть дверь следователю (дознавателю), находясь при этом в месте наложения ареста на имущество; отказ подписывать протокол наложения ареста на имущество; запись в протоколе наложения ареста на имущество необоснованных замечаний относительно хода наложения ареста на имущество; симуляция внезапного плохого самочувствия в момент описи имущества; попытки убедить следователя (дознавателя) в том, что он занизил стоимость имущества, на которое накладывается арест.
В остроконфликтной ситуации подозреваемый, обвиняемый или лица, несущие по закону материальную ответственность за их действия, пытаются совершить или совершают действия, направленные на невозможность проведения наложения ареста на имущество. К ним, по нашему мнению, относятся: отъезд из квартиры на неопределенный срок; повреждение, уничтожение, сокрытие, растрата имущества; уничтожение или перевод правоустанавливающих документов на других лиц; оказание физического сопротивления следователю (дознавателю).
К общим тактическим приемам, которые следователю (дознавателю) важно использовать в любой из названных типичных ситуаций наложения ареста на имущество, можно причислить следующие:
1. Фактор внезапности. Данный прием может заключаться как во внезапном проведении самого наложения ареста на имущество, так и в неожиданной постановке вопросов, привлечении специалистов. Для обеспечения данного тактического приема можно предложить следующие тактические рекомендации: а) целесообразно, чтобы о возбуждении дела, в связи с расследованием которого будет проводиться наложение ареста на имущество, было известно как можно меньшему количеству лиц; б) транспорт, доставивший участников наложения ареста на имущество, требуется оставить на некотором расстоянии от места проведения наложения ареста на имущество и идти к нему не группой, а поодиночке; в) для входа в жилище лучше задействовать известного подозреваемому, обвиняемому, лицам, несущим по закону материальную ответственность за их действия, человека, которому беспрепятственно открыли бы входную дверь (это могут быть знакомые, сотрудники домоуправления, уборщица подъезда и др.); г) у двери необходимо располагаться так, чтобы через дверной глазок был виден только этот человек.
2. Наблюдение за действиями всех лиц, участвующих в проведении наложения ареста на имущество. Концентрация внимания и наблюдательность за поведением и реакциями лиц, у которых проводится наложение ареста на имущество, может подсказать о том, что определенное имущество спрятано, позволит пресечь попытки данных лиц уничтожить или повредить имущество, которое подвергается аресту, а также оказать физическое сопротивление следователю (дознавателю). В то же время следователь (дознаватель) отслеживает
действия своих сотрудников на предмет их полноты и тщательности. При наблюдении целесообразно учесть следующую тактическую рекомендацию: в процессе подготовки к наложению ареста на имущество необходимо договориться о порядке разрешения во время его производства текущих вопросов и обмена информацией между членами следственно-оперативной группы, причем таким образом, чтобы суть передаваемой информации была понятна тем, кому она адресована, по возможности оставаясь неясной для лица, у которого производится наложение ареста на имущество.
3. Использование криминалистической рефлексии. Криминалистическая рефлексия заключается в том, что следователь (дознаватель) пытается восстановить или предусмотреть действия лиц, у которых производится наложение ареста на имущество, основываясь на характеризующих их фактических данных. Следователь (дознаватель) должен представить себя на их месте и тем самым спрогнозировать действия данных лиц. Для изучения индивидуальных психологических особенностей лиц, привлекаемых в сферу уголовного судопроизводства, применяются специальные методы и приемы, из которых наиболее эффективными и распространенными являются следующие: а) анализ следов преступления (изучению и оценке подлежат способ, место и время совершения преступления); б) наблюдение (объекты наблюдения - внешний облик обвиняемого, поведение (действия), высказывания / речевое поведение; в) метод обобщения независимых характеристик (источником сведений могут быть: характеристики лица, материалы старых уголовных дел, личное дело заключенного, медицинские карты, истории болезни, акты судебно-психиатрических экспертиз) [5, с. 41-42].
4. Эффективным средством получения достоверной информации о действиях подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, по уничтожению, сокрытию, растрате, порче имущества, подлежащего наложению ареста, может стать опрос указанных лиц с применением полиграфа. В добавление к остальным данная процедура может оказать мощное психологическое воздействие на данных лиц. В результате они, осознав бесполезность дальнейшего запирательства, по окончании проверки способны проявить инициативу и сообщить необходимую следствию (дознанию) информацию о совершенных действиях, направленных на невозможность обеспечить гражданский иск. На наш взгляд, данный опрос может снизить риск оказания противодействия следствию (дознанию) во время непосредственного наложения ареста на имущество, так как создает у виновного лица ощущение подконтрольности следователю (дознавателю).
5. На весь период производства наложения ареста на имущество следователь (дознаватель) должен всячески демонстрировать уверенность в его результативности, при этом проявлять максимальную сосредоточенность и высокий уровень работоспособности. Своим поведением он должен стараться внушить лицу, у которого производится наложение ареста на имущество, бесполезность любых действий последнего, направленных на затруднение или невозможность обеспечить гражданский иск. Когда же действия и поведение сотрудников правоохранительных органов недостаточно скоординированы, отличаются вя-
лостью и общим неверием в успех, лица, на имущество которых накладывается арест, лучше владеют собой, своей реакцией на действия следователя (дознавателя). Более того, становится более прочной их позиция противодействия дальнейшему расследованию, которая вызывала у них сомнения до проведения наложения ареста на имущество.
К тактическим приемам, реализуемым следователем (дознавателем) в слабоконфликтной ситуации, на наш взгляд, могут быть отнесены следующие: а) если лицо, у которого проводилось наложение ареста на имущество, неожиданно требует внести в протокол какие-либо поправки или дополнения, не вытекающие из хода и результатов процессуального действия, можно попытаться отговорить его, объяснив, что они не повлияют на исключение какого-либо имущества из описи; б) при отказе подписать протокол следователь (дознаватель) выясняет причину и пытается дать соответствующие пояснения, а если отказ остается, то делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью и подписью иных лиц, участвовавших в процессуальном действии; в) при внезапно возникшем плохом самочувствии лица, у которого проводится наложение ареста на имущество, следователь (дознаватель) должен быть готов как к симуляции, так и к действительному проявлению заболевания; необходимо особенно обратить внимание на тот предмет, при осмотре которого проявилась «болезнь» (конечно, не исключено, что виновное лицо действительно почувствовало себя плохо, тогда приглашенный врач или иной медицинский работник окажут ему помощь и выскажут свое мнение о возможности продолжать наложение ареста на имущество); г) использование специалиста поможет следователю (дознавателю) убедить лицо, у которого проводится наложение ареста на имущество, что стоимость имущества не занижена, а указана верно; д) если следователю (дознавателю) отказываются открыть дверь, целесообразно позвонить или постучать более настойчиво, подождать момента, когда дверь будет открыта естественным путем проживающими в помещении лицами (например, при их уходе на работу или учебу).
Тактические приемы, реализуемые в остроконфликтной ситуации: а) следователь (дознаватель) вправе запретить лицам, присутствующим на месте проведения наложения ареста на имущество, покидать его или общаться друг с другом; б) при отсутствии в месте наложения ареста на имущество проживающих в нем лиц следователь (дознаватель) принимает меры к их вызову, не называя истинной причины; оставляет кого-либо из сотрудников, поручив немедленно сообщить о прибытии указанных лиц; в) можно организовать и наблюдение за окнами виновных лиц с целью противодействия выбросу имущества из окна.
Таким образом, налицо необходимость пересмотра в криминалистике принципа разработки тактики только следственных действий. Кроме того, очевидна актуальность рассмотрения криминалистических проблем процессуальных действий в более широком ракурсе - применительно к тактико-криминалистическому комплексу. На наш взгляд, разработка данных вопросов способна снизить условия тактического риска проведения наложения ареста на имущество, помочь следователю (дознавателю) успешнее ориентироваться в многочисленных
деталях его производства, эффективно выбирать путь пресечения действий, направленных на невозможность наложить арест на имущество виновных лиц. Только детальная, буквально «пошаговая» регламентация действий следователя (дознавателя) сотрет стереотип практической проблематичности наложения ареста на имущество и приведет в итоге к повышению процента возмещения вреда потерпевшим.
Библиографический список
1. Конституция РФ [Текст]. - М., 2006.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ [Текст]. - М., 2006.
3. Багаутдинов, Ф. Н Наложение ареста на имущество и ценные бумаги по УПК РФ [Текст] / Ф. Н. Багаутдинов // Юрист. - 2003. - № 1.
4. Аршба, Г В. Наложение ареста на имущество [Текст] : учеб.-практ. пособие / Г. В. Аршба, С. И. Гирько, В. В. Николюк. - М., 2004.
5. Игнатьев, М. Е. Фактор внезапности, его процессуальное и криминалистическое значение для расследования преступлений [Текст] / М. Е. Игнатьев. - М., 2004.