Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛИЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ЭЛЕМЕНТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НЕЗАКОННЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ГРУЗЫ / DIVISIONS OF POLICE ON RAILWAY TRANSPORT / THE INVESTIGATOR / SEARCH COGNITIVE ACTIVITY / OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ELEMENTS OF CRIMINALISTICS CHARACTERISTIC OF CRIME / ILLEGAL INFRINGEMENT OF FREIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов А.Е., Рудов Д.Н.

В статье рассматривается поисково-познавательная деятельность следователей линейных подразделений полиции на железнодорожном транспорте, связанная с определением событий преступлений, объектом посягательств которых являются перевозимые железнодорожным транспортом грузы. Особое внимание уделяется технологическому процессу перевозки грузов, для удобства понимания которого выделены основные его этапы, знание особенностей которых позволяет определить общую картину совершенного преступления. В качестве наиболее информативной составляющей процесса грузовых перевозок в статье отражается сущность документации, характерной для каждого этапа перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC INFORMATION AND MAIN STAGES OF TRANSPORT OF GOODS BY RAIL

The article deals with the search and cognitive activity of investigators of linear police units on railway transport, related to the definition of crime events, the object of encroachments of which are goods transported by rail. Special attention is paid to the technological process of cargo transportation, for ease of understanding of which its main stages are highlighted, knowledge of the features of each of which allows you to determine the overall picture of the crime committed. As the most informative component of the cargo transportation process, the article reflects the essence of the documentation specific to each stage of transportation.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ж

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

FORENSIC INFORMATION AND MAIN STAGES OF TRANSPORT

OF GOODS BY RAIL

УДК 343.98

w

А.Е. АНТОНОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) Alexey.Antonow@mail.ru

ALEXEY E. ANTONOV,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Д.Н. РУДОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) den.rydov2013@yandex.ru

DENIS N. RUDOV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматривается поисково-познавательная деятельность следователей линейных подразделений полиции на железнодорожном транспорте, связанная с определением событий преступлений, объектом посягательств которых являются перевозимые железнодорожным транспортом грузы. Особое внимание уделяется технологическому процессу перевозки грузов, для удобства понимания которого выделены основные его этапы, знание особенностей которых позволяет определить общую картину совершенного преступления. В качестве наиболее информативной составляющей процесса грузовых перевозок в статье отражается сущность документации, характерной для каждого этапа перевозки.

Ключевые слова: подразделения полиции на железнодорожном транспорте, следователь, поисково-познавательная деятельность, объекты транспортной инфраструктуры, элементы криминалистической характеристики преступления, незаконные посягательства на грузы.

Для цитирования: Антонов А.Е., Рудов Д.Н. Криминалистически значимая информация и основные этапы перевозки грузов на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 4. С. 36-41.

Abstract: the article deals with the search and cognitive activity of investigators of linear police units on railway transport, related to the definition of crime events, the object of encroachments of which are goods transported by rail. Special attention is paid to the technological process of cargo transportation, for ease of understanding of which its main stages are highlighted, knowledge of the features of each of which allows you to determine the overall picture of the crime committed. As the most informative component of the cargo transportation process, the article reflects the essence of the documentation specific to each stage of transportation.

Keywords: divisions of police on railway transport, the investigator, search cognitive activity, objects of transport infrastructure, elements of criminalistics characteristic of crime, illegal infringement of freights.

For citation: Antonov A.E., Rudov D.N. Forensic information and main stages of transport of goods by rail // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 4. P. 36-41.

Действия, направленные на определение факта события преступления на железнодорожном транспорте, являются одной из приоритетных задач сотрудников подразделений полиции на железнодорожном транспорте. Основные сложности определения события преступления, связанного с хищением грузов из подвижного грузового состава железнодорожного транспорта, заключаются в особенностях функционирования транспортной отрасли, постоянном перемещении в пространстве и времени подвижного состава, а соответственно, и грузов.

Событие любого преступления как явление социальной реальности представляет собой «строго структурированное содержание общественно опасного деяния, имеющего свои четкие границы и в общественном типизированном виде отраженное в коллективном или индивидуальном сознании познающего субъекта в форме нормативного общеобязательного установления либо научной дефиниции»1.

Основными понятиями, характеризующими событие преступления, выступают место и время его совершения. В классическом понимании «место совершения преступления - это определенная территория, описанная в диспозиции уголовно-правовой нормы, на которой было совершено общественно опасное деяние или наступил преступный результат» [3, с. 160].

Время совершения преступления представляет собой «определенный период или момент, описанный в диспозиции уголовно-правовой нормы, имеющий уголовно-правовое значение, в который было выполнено общественно опасное деяние или наступил преступный результат, т.е. совершено преступление» [2, с. 178]. Указанное понятие имеет большое значение при определе-

1 Уголовное право России. Общая часть. Особенная часть: учебник по специальностям «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности» / под общ. ред. доктора юридических наук, проф. Н.Г. Кадникова. - М.: ИД «Юриспруденция», 2013. С. 79-80.

нии события преступления на железнодорожном транспорте и одновременно является достаточно специфичным ввиду особенностей его функционирования.

Познание обстоятельств события преступлений, связанных с незаконными посягательствами на грузы, начинается с изучения поступившей первичной информации через способы и средства поисково-познавательной деятельности. Уже на этом первоначальном этапе мы можем наблюдать особенности, свойственные лишь рассматриваемой нами железнодорожной транспортной отрасли.

В настоящее время тесную взаимосвязь между особенностями функционирования транспортной отрасли и познанием события преступлений, совершаемых в ее пределах, отмечали многие современные криминалисты, причем подобная взаимосвязь характерна для любого вида преступления. Так, к примеру, значительную роль в поисково-познавательной деятельности следователя, осуществляющего расследование экономических преступлений на объектах железнодорожного транспорта, имеет знание специфики функционирования объектов железнодорожного транспорта. Она находит отражение в содержании механизма преступления [6, с. 146-149].

Обращаясь к вопросу раскрытия преступлений, связанных с хищением грузов, мы хотим обратить особое внимание на то, что успешное расследование подобных фактов, а также предупреждение этих преступлений тесно связано со знанием лицами, производящими расследование, криминалистической характеристики хищений, в которых одно из ключевых мест занимает способ совершения преступления. В ходе рассмотрения данного элемента следует заметить, что, установив способ совершения хищения, у должностного лица, производящего расследование, появляется возможность определения причин и условий, способствовавших

его совершению, а выявление условий, способствующих совершению преступления, помогает в определении конкретных способов совершения хищения. То есть в данном случае мы можем наблюдать тесную взаимосвязь между элементами криминалистической характеристики преступления, установление и изучение которых позволяет понять общую картину совершенного преступления.

Рассматривая выбранную нами категорию преступлений, следует обратить особое внимание на факторы, оказывающие влияние на выбор преступником конкретного способа хищения. Из этих факторов можно выделить объективные и субъективные. Так, к объективным факторам можно отнести недостатки в организации приема, транспортировки, хранения и выдачи грузов, их охрану, операции с документацией на груз. К субъективным факторам можно отнести обстоятельства, характеризующие самого преступника, т.е. его профессиональные знания и навыки в области функционирования железнодорожного транспорта, осведомленность относительно графиков движения и стоянки грузовых составов, наличие охраны в пути следования и т.д.

При расследовании преступлений, связанных с хищением грузов, во главу угла ставятся знания в области специфики работы железнодорожного транспорта, особенности технологического процесса перевозки грузов применительно к каждому расследуемому преступлению. Успех расследования преступления зависит от знаний, связанных с операциями по движению и перемещению грузов, а также сопроводительной и правоустанавливающей документации. Еще одним фактором, оказывающим влияние на положительную динамику раскрытия преступлений, выступает наличие возможности привлечения в качестве специалистов должностных лиц ОАО «РЖД», отвечающих за направления деятельности на определенных этапах перевозки грузов, соответственно, способных разъяснить и уточнить особенности технологического процесса перевозки, составления перевозочной документации и иные особенности.

Еще одним фактором, влияющим на качество расследования преступлений, связанных с незаконными посягательствами на грузы, является личное участие лица, производящего расследование, во всех следственных и иных процессуальных действиях. То есть при наличии реальной возможности следователь должен лично знакомиться с соответствующими материалами, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность железнодорожного транспорта и технологический процесс перевозки грузов, производить те или иные следствен-

ные действия, а не поручать их производство путем направления отдельного поручения в орган дознания. В противоположных ситуациях, когда отсутствует возможность личного участия в производстве тех или иных действий, с целью получения качественной криминалистически значимой информации следователь при составлении отдельного поручения должен подробно отражать необходимые для выяснения вопросы, перечень документации, подлежащей изучению, характер содержащейся в ней информации, сведения о специалистах, привлечение которых возможно в качестве консультантов, и т.д. По возможности лично разъяснять исполнителю порядок проведения тех или иных действий по отдельному поручению, цели и предполагаемый результат.

Еще одно большое значение с криминалистической точки зрения имеют сведения о должностных обязанностях работников железнодорожного транспорта, задействованных в процессе перевозки. Подобная информация может указывать на период времени, когда сотрудник имел непосредственный доступ к грузу, о возможных манипуляциях, как с самим грузом, так и с сопроводительной документацией.

Технологический процесс перевозки грузов является достаточно сложным и состоит из ряда тесно взаимосвязанных между собой стадий, к которым можно отнести прием груза к перевозке станцией-отправителем; манипуляции, связанные с погрузкой грузов в подвижной состав; отправку вагонов; движение грузов в пути следования, включая места стоянки вагонов с грузом, сортировочные действия; прием состава с грузом на станции назначения; выгрузку груза; возможное хранение груза до момента его выдачи получателю. Несмотря на то, что все эти операции с грузом являются одним процессом, связанным с его перевозкой, все они различны между собой по сути происходящего технологического процесса, а также по характеру и видам составляемой документации, составу работников, задействованных в обслуживании.

В качестве начальной стадии выступает процесс приема груза к перевозке станцией отправителем. Именно на этой стадии происходит взвешивание, пересчет штучного груза, его маркировка. Также определяется вид вагона для перевозки, в соответствии с чем уточняются видовая принадлежность и характеристики перевозимого груза. Составляются сопроводительные документы, основным из которых является товарная накладная, представляющая собой источник криминалистически значимой информации.

Маркировка груза является одной из характерных особенностей грузоперевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом. Под маркировкой в данном случае понимается нанесение на грузы определенных надписей, условных знаков и обозначений. Эта маркировка является специфичной и понятна ограниченному кругу лиц, задействованных в процессе грузоперевозки. Так, подлежат обозначению порядковый номер груза, наименование станции отправителя и станции получателя. Маркировка груза является своеобразным связующим элементом между грузом и перевозочными документами, а соответственно, еще одним источником криминалистически значимой информации. Так, к примеру, установление в ходе проведения следственных действий либо оперативно-разыскных мероприятий местонахождения груза в перевозочной таре либо обнаружение сокрытой тары с маркировкой позволяет определить информацию, связанную с принадлежностью этого груза, его количество, маршрут следования, пункт назначения и т.д.

Значимой, с точки зрения криминалистической характеристики, является и стадия погрузки грузов, которая предусматривает производство этой процедуры различными способами. Так, погрузка может осуществляться железнодорожной организацией, организацией-отправителем, сторонними организациями. Сама погрузка может осуществляться как механизированным путем, так и путем привлечения грузчиков. То есть в процессе погрузки может быть задействовано большое количество лиц, не взаимосвязанных на постоянной основе между собой в осуществляемом процессе. Подобные факторы увеличивают степень риска преступных посягательств на подлежащий перевозке груз.

С целью обеспечения сохранности груза, визуального установления факта незаконного проникновения в вагоны, исключения возможности доступа к грузу через погрузочно-разгрузочные устройства и люки осуществляется опломбирование как дверей вагонов, так и погрузочно-раз-грузочных устройств, люков, используются различные запирающие устройства.

В процессе обеспечения сохранности на железнодорожном транспорте используются различные виды пломб, а для процесса опломбирования существует ряд определенных условий и правил, нарушение которых может указывать на наличие факта доступа к грузу с целью неправомерного завладения.

Так, оттиски на пломбах, которыми пломбируются дверные проемы вагона, должны быть отчетливыми и читаемыми, подлежащие опломбированию элементы в пределах одного ваго-

на должны быть опломбированы одинаковыми пломбами. Лицу, производящему расследование, необходимо иметь в виду, что не только неисправная пломба на вагоне, но и пломба, имеющая нечеткие оттиски, может вызывать сомнение относительно сохранности перевозимого груза. Наличие на вагоне пломб с различными оттисками затрудняет, а порой делает невозможным установление лиц, ответственных за целостность груза. Это связано с тем, что процесс грузовых перевозок подразумевает, что сведения, содержащиеся на оттисках пломб, в обязательном порядке отражаются в документации, а порядок выдачи пломбировочных устройств четко регламентирован и контролируется руководителями структурных подразделений ОАО «РЖД».

После окончания погрузки вагоны с грузом подлежат сортировке, в ходе которой происходит формирование состава поезда. В пути следования сортировка может осуществляться неоднократно, движение вагона с грузом, его опломбировка и другие манипуляции отражаются в сопроводительной документации. В пути следования, в местах стоянки вагоны с грузом подлежат обязательному осмотру. Следует заметить, что нарушение правил ведения сопроводительной документации на данном этапе грузовых перевозок, пренебрежение основными принципами грузоперевозок является одним из условий, способствующих хищению.

Прием вагонов с грузом на станции назначения также подразумевает осмотр вагона, его взвешивание, проверке в обязательном порядке подлежит сопроводительная документация. Выгрузка вагонов на станции назначения может осуществляться, как и при погрузке, структурными подразделениями ОАО «РЖД», отправителем груза и сторонними организациями и производиться как с привлечением грузчиков, так и механизированным способом.

Любой этап перевозки грузов железнодорожным транспортом в обязательном порядке отражается в ведомственных документах, к которым можно отнести накладные, дорожные ведомости, вагонные и натурные листы, книги приема грузов к отправлению, прибытия и выгрузки груза. Указанная документация является важным источником криминалистически значимой информации в ситуациях незаконного посягательства на грузы. Тщательное изучение содержания названой документации позволяет установить собственника груза, место погрузки и отправления, манипуляции с грузом в пути следования, места отстоя вагонов и т.д. Значимость содержащейся в сопроводительной документации информации, как мы отмечали ранее, указывает на необходимость личного ее изуче-

ния при наличии такой возможности лицом, ведущим расследование.

Так, накладная и дорожная ведомость являются перевозочными документами, сопровождающими груз на протяжении всего пути следования. Особенность дорожной ведомости заключается в том, что она составляется на бланке строгой отчетности и состоит из ведомости, талона и квитанции. Ведомость составляется в двух экземплярах, один из которых остается в товарной конторе, второй направляется с грузом, как и накладная, следуя до станции назначения. В накладной и дорожной ведомости содержатся сведения, указывающие на вид груза, принятого к перевозке, сведения о количестве мест его размещения, весе, виде упаковки, собственнике груза, наименование станции отправителя и станции назначения, информация о временных рамках, в которые осуществлялись манипуляции с грузом.

Не менее важным документом перевозочного процесса является вагонный лист, который содержит криминалистически значимую информацию, указывающую на время погрузки и разгрузки вагонов, вид упаковки и число мест, занимаемых грузом, установочные данные отправителей и получателей, сведения о виде пломб, информацию о должностных лицах, осуществляющих опломбирование вагонов и контролирующих процесс в целом. Вагонный лист также подлежит отправлению вместе с грузом на станцию назначения, однако в ситуациях, связанных с выявлением недостачи груза либо перегрузкой груза в другие вагоны, подлежит пересоставлению. При установлении факта хищения груза вагонный лист, составленный до момента хищения, приобщается к коммерческому акту, который нами будет рассмотрен позже.

Натурный лист также является проездным документом, оформляемым после формирования состава поезда. В нем содержится информация о количестве вагонов и их расположении в составе, вид вагона, сведения о пломбах, весе и роде груза, расположенного в каждом вагоне. Натурный лист направляется с остальными сопроводительными документами и следует до станции назначения.

Изучив содержание книги приема к отправлению груза, которая хранится на станции-отправителе, можно установить сведения о приеме груза к отправлению, а также в каком направлении этот груз был принят к перевозке. Книга содержит сведения о накладной, станции назначения, информацию о грузе. Очередной номер в книге приема к отправлению груза отражается в накладной, указывается при маркировке, наносимой на груз либо тару, в которой он находится.

Рассматриваемая нами книга является первичным документом, составляемым при приеме к перевозке груза.

В качестве окончательных документов, связанных с перевозкой грузов, выступают книги прибытия и выгрузки грузов. По книге прибытия возможно установление факта его доставления на станцию назначения, получение его видовых и количественных характеристик, сведений о получателе груза, информации о накладной на груз, номере вагона, в котором груз прибыл на станцию.

После осуществления разгрузки вагона сведения о грузе заносятся в книгу выгрузки. В ней отражается информация о накладной, сопровождающей груз, о станции отправления и пути следования состава поезда, номере вагона, количественных и видовых характеристиках груза, местонахождении груза на станции назначения. В случае установления недостачи или излишков груза, а также его повреждения, в книге выгрузки делается соответствующая пометка. Также в книге фиксируется время вывоза получателем с территории станции груза.

Основным документом, составляемым в случае установления факта недостачи груза, выступает коммерческий акт, который является разновидностью официального документа ОАО «РЖД». В акте отражается информация о грузе, грузоотправителе и грузополучателе, количестве недостающего груза. Другими словами, коммерческий акт - это официальный документ, составляемый в структурных подразделениях ОАО «РЖД», контролирующих процесс перевозки грузов, содержащий информацию о грузе и фиксирующий факты возникающих с ним в процессе перевозки нештатных ситуаций, включая незаконные посягательства. Процесс составления коммерческого акта подразумевает обязательное информирование о произошедшем событии сотрудников линейного подразделения полиции по территориальному принципу.

Рассмотрев основные этапы перевозки грузов железнодорожным транспортом, документацию, составляемую в процессе грузоперевозок, следует сделать вывод о том, что содержащаяся в них криминалистически значимая информация играет главную роль в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконными посягательствами на грузы. Особенность подобного документооборота подразумевает не только наличие специальной терминологии при его составлении, но и дублирование информации, знание и тщательный подход к изучению которой способствует раскрытию преступлений, связанных с хищениями грузов.

Таким образом, железнодорожный транспорт и объекты транспортной инфраструктуры представляют собой сложную систему общественных отношений, в границах которых познание обстоятельств события

преступления имеет свои особенности, связанные с функционированием данного вида транспорта и объектов его инфраструктуры, документооборотом и специальной терминологией.

- Литература -

1. Данильян С.А. Взаимодействие органов правоохранительной системы: монография. - Краснодар: КубГАУ, 2016.

2. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н., Волохова О.В. Криминалистика XXI века. Стратегия и тактика развития: коллективная монография I под ред. Ищенко Е.П. - Москва: Проспект, 2018.

3. МалининВ.Б., Парфенов А.Ф. Объективная сторона преступления. - Санкт-Петербург: Издательство Юридического института (Санкт - Петербург), 2004.

4. Махов В.Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. - Москва, 2000.

5. Тонков Е.Е., Комаров И.М. Основные тенденции развития криминалистики и судебной экспертизы на современном этапе II Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия. Философия. Социология. Право. 2011. № 8.

6. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Следы экономических преступлений совершаемых на объектах железнодорожного транспорта II Юристъ-Правоведъ. 2018. № 3 (86).

= References =

1. Danil'yan S.A. Vzaimodejstvie organov pravoohranitel'noj sistemy: monografiya. - Krasnodar: KubGAU, 2016.

2. Ishchenko E.P., Egorov N.N., Volohova O.V. Kriminalistika XXI veka. Strategiya i taktika razvitiya: kollektivnaya monografiya

I pod red. Ishchenko E.P. - Moskva: Prospekt, 2018.

3. Malinin V.B., Parfenov A.F. Ob»ektivnaya storona prestupleniya. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo YUridicheskogo instituta (Sankt - Peterburg), 2004.

4. Mahov V.N. Ispol'zovanie znanij svedushchih lic pri rassledovanii prestuplenij. - Moskva, 2000.

5. TonkovE.E., KomarovI.M. Osnovnye tendencii razvitiya kriminalistiki i sudebnoj ekspertizy na sovremennom etape II Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2011. № 8.

6. Chinenov E.V., Shchukin V.I. Sledy ekonomicheskih prestuplenij sovershaemyh na ob»ektah zheleznodorozhnogo transporta

II Yurist»-Pravoved». 2018. № 3 (86).

(статья сдана в редакцию 26.11.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.