Научная статья на тему '«КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСИЯ (ОРЛОВА), АРХИЕПИСКОПА ОМСКОГО И ПАВЛОДАРСКОГО» (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ «ОМСКОГО ДЕЛА»)»'

«КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСИЯ (ОРЛОВА), АРХИЕПИСКОПА ОМСКОГО И ПАВЛОДАРСКОГО» (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ «ОМСКОГО ДЕЛА»)» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП АЛЕКСИЙ (ОРЛОВ) / СВЯЩЕННОМУЧЕНИК / ОМСКОЕ ДЕЛО / АНТИСОВЕТСКАЯ АГИТАЦИЯ / КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ССЫЛКА / ОМСК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касачев Николай Евгеньевич

В статье рассмотрен крестный путь священномученика Алексия (Орлова), архиепископа Омского и Павлодарского, от ссылки из Астрахани в Сызрань до его мученической кончины. Исследуются материалы «Омского дела» и архивные документы. Кратко приводятся материалы «Чимкентского дела» и сведения о реабилитации и прославлении в лике святых Русской Православной Церкви. Поднимается вопрос о церковно-государственных отношениях в 30-е годы ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Касачев Николай Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROAD TO CALVARY OF ARCHBISHOP ALEXY ORLOV (BASED ON MATERIALS THE «OMSK CASE»)

The article examines the road to Cavalry of the Holy Martyr Alexy (Orlov), Archbishop of Omsk, beginning with his exile from Astrakhan to Syzran to his martyrdom. The materials of the «Omsk case» and archival documents are being investigated. The materials of the «Chimkent case» and information about his justification and glorification as a saint by the Russian Orthodox Church is briefly presented. The issue of church-state relations in the 30s of the twentieth century is discussed.

Текст научной работы на тему ««КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСИЯ (ОРЛОВА), АРХИЕПИСКОПА ОМСКОГО И ПАВЛОДАРСКОГО» (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ «ОМСКОГО ДЕЛА»)»»

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСИЯ (ОРЛОВА), АРХИЕПИСКОПА ОМСКОГО И ПАВЛОДАРСКОГО (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ «ОМСКОГО ДЕЛА»)

Касачев Николай Евгеньевич,

магистрант Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассмотрен крестный путь священномученика Алексия (Орлова), архиепископа Омского и Павлодарского, от ссылки из Астрахани в Сызрань до его мученической кончины. Исследуются материалы «Омского дела» и архивные документы. Кратко приводятся материалы «Чимкентского дела» и сведения о реабилитации и прославлении в лике святых Русской Православной Церкви. Поднимается вопрос о церковно-государственных отношениях в 30-е годы ХХ века.

Ключевые слова: архиепископ Алексий (Орлов), священномученик, Омское дело, антисоветская агитация, контрреволюционная деятельность, ссылка, Омск.

THE ROAD TO CALVARY OF ARCHBISHOP ALEXY ORLOV (BASED ON MATERIALS THE «OMSK CASE»)

Kasachev Nikolay Evgenievich,

Master's Degree student of the Omsk Theological Seminary

Abstract. The article examines the road to Cavalry of the Holy Martyr Alexy (Orlov), Archbishop of Omsk, beginning with his exile from Astrakhan to Syzran to his martyrdom. The materials of the «Omsk case» and archival documents are being investigated. The materials of the «Chimkent case» and information about his justification and glorification as a saint by the Russian Orthodox Church is briefly presented. The issue of church-state relations in the 30s of the twentieth century is discussed.

Key words: Archbishop Alexy (Orlov), holy martyr, Omsk case, anti-Soviet propaganda, counter-revolutionary activity, exile, Omsk.

вященномученику архиепископу Алексию (Орлову) выпала нелегкая и трудная доля нести епископское служение в годы гонений на Святую Церковь со стороны советской власти. Подобно своему небесному покровителю святителю Алексию, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси, который управлял Церковью под гнетом монголо-татарского ига, он управлял епархиями и викариат-ствами под гнетом коммунистов. Но в отличие от большевиков монголо-татары относились к религии лояльно и более снисходительно.

В те тяжелые времена власть предержащие поддерживали обновленцев, которые в народе получили прозвища «красных» попов. Поддерживали, потому что сами создали этот и подобный ему григорианский раскол с целью уничтожения Церкви. К тому же началась вторая волна репрессий и приближалась так называемая безбожная пятилетка.

Обновленцы ненавидели владыку Алексия (Орлова), потому что он ушел от них и проповедовал верующим пагубность их учений, объясняя их заблуждения, был искренним и аскетом.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Касачев Николай Евгеньевич

«Крестный путь священномученика Алексия (Орлова), архиепископа Омского и Павлодарского (на основе материалов «Омского дела»)»

Власти Владыку ненавидели, потому что он служил примером для покаяния [3].

О таких в Евангелии писал апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Всякъ бо дЪлаяй злая ненавидитъ свЪта и не приходитъ къ свЪту, да не обличася дЪла его, яко лукава суть:творяй же истину грядетъ къ свЪту, да явятся дЪла его, яко о Боз"Ъ суть содЪлана» (Ин. 3, 20-21).

Со стороны местных властей шли на него сильные нападки, чему особенно способствовали обновленцы, ненавидевшие владыку за его верность Православию и постоянно клеветавшие на него в соответствующие органы. Вскоре их усилия увенчались успехом, и в апреле 1931 года епископ Алексий [11] покинул Астрахань [28]. С 18 июня 1931 года [7, с. 477] был недолго епископом Сызранским [1], потому что был выслан в Сибирь [28], в Омск. Верующие астраханцы долго не знали, что же послужило тому причиною. «Только в 1933 году, из письма самого владыки, они узнали, что же произошло» [15]. «Как-то я купил, - писал епископ Алексей, - стопу почтовой бумаги, каждый лист которой был украшен жирной типографической печатью: «Религия - орудие угнетения трудящихся масс». Этот лозунг я искусно переделал, и у меня получилось: «Религия - орудие утешения трудящихся масс». В такой переделке бумага и защеголяла по свету, в моей деловой корреспонденции. Кому-то показалось это вольностью, и я оказался в Сызрани» [11].

В письме мы видим, как Преосвященный Алексий (Орлов) любил Бога, что не побоялся последствий «вольности», но и было бы странно, если бы верующий человек, а тем более православный епископ посылал бы письма с надписью: «Религия - орудие угнетения трудящихся масс». Переделать слово «угнетение» в «утешение» - это мудрое решение. Теперь новый лозунг «Религия - орудие утешения трудящихся масс» звучит правдоподобнее и приятнее для слуха. Он является своеобразной проповедью - призывом трудящихся к Богу, чтобы они пришли в Церковь, которая есть покой и последнее пристанище «измученному миру», Сам Господь и Бог, и Спаситель наш Иисус Христос сказал: «Пршдите ко мн"Ъ вси труждающшся и обременен-нш, и азъ упокою вы:» (Мф. 11, 28). Это восхитительно умело переделать антирелигиозный лозунг так, чтобы он заиграл новыми красками и стал религиозным.

Сам факт послания письма свидетельствует о том, что не только астраханцы любили священномученика епископа Алексия (Орлова), но и он их любил и заботился о них как добрый пастырь.

Письмо это было написано в 1933 году в Омске. Владыка Алексий (Орлов) оказался в нашем городе в результате ссылки из Сызрани, в которую он был выслан из Астрахани. Следовательно, ссылке предшествовал арест, а значит, до прибытия в Омск он был дважды арестован и сослан.

Об отношении живоцерковников и православных писал в письме к своей маме из заключения святитель-исповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский [20]:

«...Все эти «живые» насквозь пропитаны чувством злобы - чувством не христианским. Они всецело находятся сейчас во власти духа злобы и не имеют спокойствия. А вот я смотрю сейчас на заключенных за дело Христово епископов и пресвитеров, слышу о православных пастырях, в других тюрьмах находящихся, - какое спокойствие и благодушие у всех. Очевидно, Господь помогает и святые не оставляют их, и, что характерно, злобы-то у нас нет к «живым». Конечно, ни о каком общении с ними у нас и речи быть не может, никакого снисхождения им и потворства. Пока не

№ 2 (11), 2021

покаются они и на деле своего покаяния не покажут - все они для нас - яко язычники и мытари. Но озлобления против них у нас нет и не должно быть. Это они носят на себе каинову печать, стеная и трясясь ходят, измышляя, какую еще бы пакость учинить православным.» [22, с. 48].

Прочтя письмо владыки Афанасия, понимаешь, почему обновленцы себя так ведут. Все становится ясным.

После удаления из Астрахани властями епископа Алексия (Орлова) Енотаевское викариатство не замещалось [16, с. 462] и в июне 1931 года прекратило свое существование.

3 мая 1931 года в Саратове состоялась хиротония архимандрита Серафима (Зборовского) во епископа Покровского [8, с. 83]. Его рукоположили митрополит Серафим (Александров), епископ Досифей (Протопопов) и епископ Алексий (Орлов).

5 (18) июня 1931 года последовало назначение Владыки Алексия (Орлова) на Сы-зранскую кафедру, викариатство Самарской епархии [1] или Ульяновской (Симбирской) епархии [7, с. 476], по другим сведениям она была самостоятельной епархией [25]. Сведений о периоде управления священномучеником Алексием (Орловым) Сы-зранской епархией в открытом доступе не имеется. Да и они не суть важны, так как уже с 11 (24) августа после ссылки в Омск Преосвященный Алексий назначен епископом Омским и Павлодарским [12, с. 147].

В 1933 году свщмч. Алексий (Орлов) возводится в сан архиепископа. По некоторым сведениям, владыка с октября 1932 года подписывался как архиепископ [24, с. 20].

Вторую половину 1930-х годов захлестнула новая волна арестов и закрытие храмов. На данный период в Омском округе насчитывалось 204 православных прихода. У обновленцев был 1 архиерей, 6 священников в городе и 55 в округе. В Патриарших церквях 26 священнослужителей и 1 псаломщик.

В 1935 году Церковное управление Омской епархии было упразднено и до 1943 года, после возобновления государственно-церковного диалога, епархия существовала практически нелегально. Принимались меры по исправлению создавшегося положения. В архиве имеется дело «О регистрации Омского областного Церковного Управления», в котором говорится, что в Омскую митрополию вошли Ишимская, Тобольская, Тюменская, Ялуторовская и Омская епархии. Заявление о регистрации было подано 16 февраля 1935 года, но митрополия не была зарегистрирована [2, с. 63].

24 апреля 1935 года архиепископ Алексий (Орлов) был арестован в городе Омске по обвинению в «антисоветской агитации». Со слов Суховецкого: «Владыку обвиняли в том, что он враждебно настроен по отношению к советскому строю, собрал вокруг себя единомышленников из духовенства и беглых людей, наиболее активными участниками были: священник Топорин Дмитрий Алексеевич, дьякон Зайцев Петр Прокопьевич, Перепелкин Ефим Артемьевич, бывший миссионер; Жарков Николай Иванович» [24, с. 21].

Через месяц список обвиняемых пополняется еще тремя участниками: священником Валерианом Михаиловичем Сапожниковым, священником Петром Александровичем Кузнецовым и священником Степаном Авксентьевичем Шалыгиным. Допросы начались с 24 апреля, все обвинения владыка отклонил [24, с. 21].

10 июля 1935 года было составлено обвинительное заключение. По материалам следственного дела владыку обвиняли в том, что возглавил духовенство патриар-

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Касачев Николай Евгеньевич

«Крестный путь священномученика Алексия (Орлова), архиепископа Омского и Павлодарского (на основе материалов «Омского дела»)»

шей церкви, якобы распространял провокационные слухи о скорой предстоящей войне Японии с СССР и неизбежности гибели советской власти [24, с. 21].

Следствие по его делу продолжалось до 25 октября. «Благочинный 1-го округа Омской епархии протоиерей Феофан Токарев сообщил митрополиту Сергию (Стра-городскому) в рапорте от 3 июня 1935 года, что архиепископ Алексий отсутствует в городе Омске» [6, с. 34]. Указом Московской Патриархии от 18 июня 1935 года за № 1009 епископу Артемию (Ильинскому), управляющему Тобольской и Тюменской епархии, было поручено временное управление православными приходами Омской епархии. В связи с чем он направил 6 июля в Омскую областную культовую комиссию заявление с просьбой зарегистрировать его и прислать ему справку через Тобольский исполком [6, с. 33-34].

28 июля 1935 г. состоялось заседание Омской областной комиссии по вопросам культа при Президиуме Омского Областного Исполкома, на котором данное заявление было рассмотрено. Ввиду того, что по Омской епархии числится зарегистрированным архиепископ Алексий (Орлов), в ходатайстве епископу Артемию (Ильинскому) было отказано [5, с. 47]. При этом комиссия по вопросам культов не могла не знать, что арх. Алексий (Орлов) находится под арестом, и воспользовалась формальным поводом отсутствия заявления о снятии его с регистрации от общины Ильинской церкви, которая в один момент осталась без духовенства, арестованного вместе с владыкой.

Решив воспользоваться моментом, обновленческий «архиепископ» Анатолий (Синицын) 26 июля 1935 г. обратился в Омский Горсовет с требованием отдать ему все архиерейские регалии из храмов патриаршей церкви в связи с арестом архиепископа Алексия (Орлова), так как он считал, что вряд ли назначат нового архиерея. Горсовет на свой запрос по данному делу от комиссии по культам получил категорический запрет вмешиваться во внутреннюю жизнь церквей и оказывать преимущество одному из течений [4, с. 603].

Дело Орлова Алексея Степановича и еще шести человек открывается справкой, подписанной уполномоченным СПО Косинцевым и утвержденной начальником УНКВД по Омской области Салынем. Наискосок в левом углу резолюция: «Санкцию на Орлова и других в числе 5 человек на арест санкционирую». Далее следует неразборчивая подпись и дата - 23 апреля 1935 года [10, с. 188].

Стоит процитировать эту справку целиком, поскольку она - основание для ареста и начало скорбного пути Святителя и его ни в чем не повинных соузников.

«СПРАВКА.

По имеющимся в нашем распоряжении данным, проживающий в гор. Омске архиепископ ОРЛОВ Алексей Степанович - 73 г., будучи враждебно настроен по отношению к существующему строю, сгруппировал вокруг себя единомышленников из Тихоновского духовенства и беглых людей, наиболее активными участниками являются: Топорнин Дмитрий Алексеевич, 64 л., священник Ильинской церкви; Зайцев Петр Прокопьевич - 65 л., дьякон Ильинской церкви; Перепелкин Ефим Артемович -55 л., бывший миссионер; Жарков Николай Иванович - 50 л., бывший кулак.

Данная группа во главе с архиепископом Орловым А. на протяжении нескольких лет систематически занималась ведением антисоветской агитации, направленной против политики партии и Советской власти, распространяя провокационные слухи о предстоящей войне и неизбежности гибели Советской власти.

№ 2 (11), 2021

По поводу убийства тов. Кирова участники выражали сочувствие убийце и совершенному им акту.

В связи с закрытием в г. Омске Знаменской церкви Тихоновской ориентации архиепископ Орлов под видом своих именин созвал у себя на квартире нелегальное сборище - сторонников, на котором выступал перед присутствовавшими с АГИТАЦИОННОЙ речью, призывая ПОМОЛИТЬСЯ, чтобы избавить Церковь и страну от бед и напастей.

На основании вышеизложенного считаю необходимым арестовать по данному делу следующих лиц. и привлечь к ответственности по ст. 58-10-11 УК РСФСР..» [10, с. 188-189].

«Вскоре список обвиняемых дополнился троими участниками: священником Ва-лерианом Сапожниковым, священником Петром Кузнецовым и священником Степаном Шалыгиным» [10, с. 189].

24 апреля прошел первый допрос архиепископа Алексия. «Вопрос: Гр-н Орлов, в нашем распоряжении имеются данные о том, что Вы, будучи настроены против существующего строя, распространяли в среде верующих и тихоновского духовенства мнение о неизбежности смены существующего строя, ввиду якобы неправильной политики Советской власти [13, с. 18].

Ответ: Данное обвинение я отрицаю. Будучи Омским Архиепископом, наоборот, я всегда призывал духовенство, которое входило в мое подчинение, к покорности властям. Одновременно с этим мною была написана молитва и разослана по всем церквям моей епархии, которая взывает к верующим о покорности властям, помимо этого я разослал ряду церквей специальное разъяснение, в котором доказывал это на основе Священного Писания и примерах самого Христа. Кроме того, я по церквям разослал историческую справку о том, чем начинались и оканчивались крестовые походы Римских пап: подчинением греко-восточных церквей власти папства и разграблением Константинополя.» [13, с. 18].

У «органов» всегда были помощники. Да и как бы следователи НКВД могли создать видимость законности, если бы не «искренние свидетели»? В 20-х годах прошлого века революционная власть не обременяла себя такой волокитой, как судопроизводство. Но такое положение верующих в России начинает тревожить западный мир, и все чаще стали слышны голоса протестов против гонения на Русскую церковь, которое существовало в стране Советов. Тогда гонение приобрело иную форму - появилось «следствие», особые «тройки», которые и «творили революционную законность» [10, с. 189].

Свидетели по делу архиепископа Орлова - люди серьезные. Особенно двое из них. Один, 49-летний отец семерых детей, так писал в феврале 1935 года, еще за два месяца до ареста Владыки: «С епископом Орловым я был в близких отношениях, т.к. выполнял обязанности келейника и личного секретаря, а потому мне приходилось беседовать с Орловым по душам наедине.» [10, с. 189].

В своих показаниях на шести страницах он, что интересно, не пишет про Орлова почти ничего, а если и упоминает его имя, то «к-р деятельность» Владыки выглядит как-то странно. Вот пример: «Бывали случаи, когда собравшееся духовенство в присутствии епископа Алексея Орлова обсуждало вопросы о затягивающихся для церковных служителей тяжестях жизни. В таких случаях епископ Орлов Алексей говорил, что «нужно терпеть до конца.» и только в редких случаях переводил ущем-

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Касачев Николай Евгеньевич

«Крестный путь священномученика Алексия (Орлова), архиепископа Омского и Павлодарского (на основе материалов «Омского дела»)»

ленного в своих правах со стороны местной власти священника на другое место в другой приход...» [10, с. 189-190].

Показания другого свидетеля хоть и датированы 17 мая, а создают такое впечатление, что записаны они уполномоченным СПО Косинцевым задолго до показаний первого свидетеля: словно по ним писалось постановление о предъявлении обвинения от 7 мая 1935 года. Он молод, ему 35 лет, семьи не имеет, является не последним человеком в окружении Владыки Алексия. На вопрос о контрреволюционной деятельности архиепископа Орлова начинает отвечать так: «Будучи секретарем архиепископа Алексия Орлова, мне приходилось часто бывать у него на квартире, последний, не стесняясь меня, откровенно высказывал к-р взгляды.» [10, с. 190].

На первом допросе Владыка говорил, что написал молитву для православных людей своей епархии, которая взывает к покорности властям. Свидетель же трактует эту деятельность Орлова иначе: «В 1933 году Орловым по приходам рассылалось послание о покорности властям, для того чтобы отвлечь от себя внимание властей, а сам втихомолку занимался к-р деятельностью.

Под видом борьбы с обновлением Орлов пишет листовки для подготовки верующих, по существу настраивая верующих против Советской власти» [10, с. 190].

Можно понять заботу архипастыря, который зримо ощущал плоды обновленчества на сибирской земле, естественно, его святым долгом как истинного служителя Православия было разъяснить всем верующим, чем опасен для церкви раскол, вносимый обновленцами, которых поддерживали советские товарищи. При их непосредственной поддержке применялась такая форма борьбы с Православием, как «обновленчество» или «живая» церковь. В 1923 году состоялся так называемый собор «Обновленческой церкви», организованный советскими органами. По мнению обновленцев, «советская власть государственными методами, одна во всем мире, имеет цель осуществить идеалы Царствия Божия» [10, с. 190].

Все это, помимо откровенного террора против священнослужителей, обрушилось на города и веси нашей Отчизны и стало давать свои всходы. Именно по этой причине омский архиепископ объяснял своей пастве коварство обновленчества. А для следственных органов все, сказанное против обновленческой церкви, находящейся под их патронажем, уже являлось контрреволюционным [13, с. 18].

Читаем далее показания свидетеля: «После передачи Знаменской церкви обновленцам Орлов прямо заявил: «Это грубое насилие, полнейший произвол, беззаконие. Обновленцы совершенно обнаглели, показывают истинное лицо свое. Если колесо истории повернется, то обновленцам не сдобровать, так же как и большевикам.» [10, с. 190].

Каждый факт из свидетельских показаний становится основанием для обвинения Владыки во вредоносном отношении к существующему строю: «Орлов оказывает материальную помощь ссыльному и репрессированному духовенству. В 1933 году в Бийске был арестован ОГПУ епископ Кокель, которому Орлов оказал материальную помощь через Елену, объясняя тем, что это «.необходимость оказать помощь своему собрату, пострадавшему за общее наше дело Христово» [10, с. 190-191].

После Октябрьского переворота благотворительность в Советской России порицалась. А уже с 1929 года Церкви на законодательном уровне было запрещено заниматься благотворительностью.

«В сентябре месяце 1933 года, Орлов посылал к церковному старосте Игнатюку

№ 2 (11), 2021

монашек, у которых Игнатюк купил вещи, принадлежащие ссыльному духовенству. Эти монашки, фамилий их не знаю, производят сборы в пользу ссыльного духовенства. Орлов также оказывал денежную помощь ссыльному бывшему епископу Пу-тята. Кроме того, Алексей Орлов содействовал бежавшему из ссылки духовенству, в частности, зная, что священник Потапов Лев, будучи выслан по ст. 58 УК РСФСР на три года в Нарым, оттуда бежал, проживая по ложным документам и будучи ранее из Омской епархии, прибыл к Орлову, последний оставлять его в Омской епархии считал опасным и дал справку о беспрепятственном переходе в другую епархию: Потапов выбыл в бывшую Уральскую область в Викуловский район, устроился на службу священником в селе Каргалинском, о чем поставил в известность Орлова. Орлов его на приходе утвердил» [10, с. 191].

Эти пространные свидетельские показания характеризуют Владыку Алексия (Орлова) как человека доверяющего ближним [10, с. 191].

Мы видим, что свидетель упоминает двух, бывших когда-то Омскими, архиереев -епископа Германа (Коккеля), предшественника владыки Алексия (Орлова), и епископа Владимира (Путяту).

Допрос от 10 июня 1935 года: «Я священника Потапова Льва на службу не устраивал, а только дал ему удостоверение о том, что с моей стороны на основании канонических правил препятствий в приеме на службу не имеется. А проверить его и задержать как бежавшего из ссылки - дело местной власти, т.к. власть при регистрации заполняет анкету. Потапов устроился на службу в село Каргалинское Викуловского района. Но данное селение входило в подчинение моей Епархии» [10, с. 191].

Владыка Алексий (Орлов) в присутствии своих помощников читал газеты, внимательно анализировав зарубежную и внутрисоюзную информацию, делал свои выводы, которые через определенное время становились достоянием спецслужб и свидетельскими показаниями против него же. А в кабинетах этих органов Алексею (Орлову) уже в качестве обвиняемого приходится объясняться: «При читке газет, в связи с обострением международной обстановки, я приходил к убеждению о возможности гибели существующего строя и коммунизма, но не о желательности. Этот вывод само собою напрашивается, т.к. Япония старается выйти на континент, образуя блок с Германией. У Германии историческая миссия «движение на Восток», о чем откровенно высказывался Гитлер. Польша, вступив в блок с Германией, также стремится на восток - завладеть советской Украиной. В результате этого Советскому Союзу грозит опасность войны, в которой, возможно, Советский Союз погибнет, не выдержав натиска трех крупных капиталистических государств. Нежелательность войны для меня, как архиерея и Православного христианина, выражается в том, что вдохновителем войны является Папа Пий XI, давней мечтой которого является поработить Православную Церковь и окатоличить ее через фанатичных католиков-поляков. Кому я высказывал эти предположения, не помню.» [10, с. 191].

Свидетель помнит очень хорошо и беседу с миссионером Перепелкиным, который просил разъяснить Откровения Иоанна Богослова, где говорится о конце мира.

Уполномоченный Косинцев, который ведет допрос 20 мая 1935 года, повторяет в который уж раз Орлову: «Был ли у Вас разговор с Перепелкиным о толковании Апокалипсиса?» И в который раз обвиняемый отвечает: «Да, действительно, разговор с Перепелкиным был. Он обратился ко мне за советом - как толковать XIII и XVII главы, в частности, о двух зверях, из которых один был ранен и исцелился. Нужно

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Касачев Николай Евгеньевич

«Крестный путь священномученика Алексия (Орлова), архиепископа Омского и Павлодарского (на основе материалов «Омского дела»)»

ли это относить к настоящему времени, в частности, первого зверя к Ленину, второго - к Сталину. На это я Перепелкину зачитал последнее толкование Апокалипсиса из брошюры Тихомирова, по которому настоящее время можно относить к концу лишь пятого исторического периода в жизни Церкви из тех семи периодов, которые будут отделять Апостольский период до кончины мира. Такое толкование Перепелкину не понравилось, он ушел из моей квартиры и больше ко мне не приходил» [10, с. 191].

Не скрывал Омский архиепископ Алексий (Орлов) своего беспокойства о материальных нуждах вверенной ему паствы. Когда была объявлена свободная торговля зерном, он говорил обеспокоенно: «Из этого ничего не выйдет, т.к. запасы хлеба недостаточны, к тому же люди, соприкасающиеся с хлебом, будут воровать, и, в конце концов, найдут какого-нибудь стрелочника. торговлю хлебом прекратят, а народ останется без хлеба» [10, с. 191].

Откровенная тревога по поводу слухов о взрыве Ильинской церкви также являлась естественной для архиерея, если учесть, что уничтожению многих церквей предшествовали слухи. Надеялись, что власть не посягнет на уникальное сооружение, коим являлась Ильинская церковь, Владыка сказал своему секретарю: «Власть не решится на это. Если решат это сделать, то вызовут взрыв недовольства населения ввиду неблагоприятности международного положения СССР, во всяком случае, этот факт ухудшит к ним отношение.» [10, с. 191-192].

Но власть решилась! И полетели купола с этой и других церквей, разграблива-лось церковное имущество. Предавались мученическому концу священники.

.Архиепископу настойчиво предлагают вопросы о его политической неблагонадежности: «Вы вели разговоры в среде граждан о реставрации в России капитализма, что Советская власть непрочная, что России принадлежит великая будущность» [10, с. 192].

Орлову приходится защищаться: «О реставрации капитализма в России я никогда не говорил. О том, что России принадлежит великая будущность, я говорил на обеде в квартире церковного старосты Дунья-Оглы. Но это я говорил в том смысле, что она имеет быть продолжительницей мировой цивилизации и внесет нечто новое. Это я говорил со слов бывшего профессора Петроградской духовной академии Коринского» [10, с. 192].

По обвинительному заключению от 10 июля 1935 года «владыку обвиняли в том, что: «1. Возглавлял к-р пораженческую группу духовенства Тихоновской ориентации. Сам распространял провокационные слухи о скорой предстоящей войне Японии с СССР и неизбежности гибели Советской власти, обрабатывал верующих в пользу Японии, доказывая, что она является защитницей христианства; 2. Распространял провокационные слухи, что в случае войны Красная армия восстанет; 3. В связи с убийством Кирова говорил, что «много пострадало невинных» [24, с. 21].

22 июля 1935 года дело было передано в Особое Совещание при НКВД СССР. 25 октября 1935 года определилась участь Омского владыки: «Орлова Алексея Степановича за участие в к-р группе - сослать в Казахстан сроком на ПЯТЬ лет, считая срок с 24 апреля 1935 г.» [24, с. 21].

Архиепископ Алексий отбывал ссылку в городе Мирзояне, куда прибыл 23 декабря 1936 года [9, с. 290].

№ 2 (11), 2021

Здесь священномученик архиепископ Алексий помогал местным открыть православный приход, в частности писал заявление в райисполком и давал советы по регистрации общины. По просьбам верующих совершал требы [10, с. 192].

За эту деятельность его арестовали 15 мая 1937 года. Мирзоянский РО НКВД обвинил в участии в «контрреволюционной организации церковников» [1].

23 июня развернулась операция по массовым арестам. В ночь с 23-го на 24 июня в поселке Яны-Курган был арестован одним из первых митрополит Кирилл. Той же ночью арестован в Мирзояне митрополит Иосиф (Петровых) и отправлен в Чимкент на следствие, где был арестован этой же ночью отбывавший там ссылку Епископ Ростовский Евгений (Кобраанов). В ту же самую ночь арестовали протоиерея Владимира Смирнова, юрисконсульта Святейшего Патриарха Тихона, московского митрофорного протоиерея Иоанна Толгского, схиархимандрита Елевферия (Печенникова), попавшего в ссылку после освобождения из заключения на Соловках, игумению Пензенского женского монастыря Еву (Павлову), монахиню Евдокию (Перевозни-кову), келейницу митрополита Кирилла, и Феодора Дмитриевича Захарова, потомственного оренбургского казака. Тогда же и в последующие дни аресту подверглось четырнадцать человек. Им инкриминировалось «участие в контрреволюционной организации Церковников, в задачу которой входило свержение советской власти и установление монархического строя». Центром организации органы НКВД определили Чимкент. Позднее с санкции прокурора последовал еще ряд арестов. Всего по чимкентскому делу было осуждено и приговорено к высшей мере наказания и различным срокам заключения 64 человека. Все они, кроме митрополитов Кирилла и Иосифа и епископа Евгения, приговорены 23 августа «тройкой» УНКВД по Южно-Казахстанской области к расстрелу [23, с. 412-414].

По материалам сайта митрополии Республики Казахстан: «.Священномученик Алексий проходил по одному делу с митрополитами Кириллом (Смирновым) Казанским [17, с. 362], Иосифом (Петровых) Ленинградским [14] и другими священнослужителями, монашествующими и мирянами, отбывающими ссылку в Южном Казахстане». 23 августа 1937 года, владыку Алексия обвинили в том, что на территории Казахской ССР отбывающими ссылку митрополитами Смирновым К.И., Петровых И. и Кобрановым Е. был организован центр контрреволюции. В разных населенных пунктах СССР, вплоть до рабочих центров, на фабриках были организованы рабочие общины, тайные монастыри, где под руководством епископов, попов и монахов проводились вербовки новых членов в контрреволюционную организацию, проводились пострижения...»

На допросах владыка Алексий не отрицал, что помогал открыть православный приход. Не отрицал и тот факт, что знал архиепископа Бориса Шипулина, который был управляющим Ташкентской епархией.

Но все обвинения в антисоветской деятельности отрицал [1].

23 августа 1937 года архиепископа Алексия (Орлова) и бывших афонских насельников - иеромонаха Иоанна (Лабу) [19] и монаха Илариона (Цурикова) [18], которых арестовали 24 июня, приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в Лисьей Балке 4 сентября 1937 года. И все невинно убиенные были захоронены там же, в безвестной могиле [23, с. 416].

По другим данным «27 августа 1937 года по приговору «тройки» НКВД православный пастырь был расстрелян» [10, с . 192]. Имеется ввиду архиепископ Алексий (Орлов).

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Касачев Николай Евгеньевич

«Крестный путь священномученика Алексия (Орлова), архиепископа Омского и Павлодарского (на основе материалов «Омского дела»)»

Начальник Департамента КНБ РК по Южно-Казахстанской области на запрос по делу ответил: «Орлов А.С. был арестован 15 мая 1937 года Мирзоянским РО НКВД за антисоветскую деятельность. Постановлением «тройки» при УНКВД по Южно-Казахстанской области от 26 августа 1937 года он был приговорен по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 27 августа 1937 года.

В соответствии с постановлением Президиума Южно-Казахстанского облсуда от 17 октября 1957 года постановление «тройки» при УНКВД по Южно-Казахстанской области от 17 октября 1937 года в отношении Орлова Алексея Степановича отменено, дело на него за недоказанностью обвинения производством прекращено, он посмертно реабилитирован» [10, с. 192].

Дата реабилитации по омскому делу - 22 июня 1989 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так завершилась земная жизнь русского архипастыря. Ствол карабина и прищуренный глаз «хозяев новой жизни» недолго искали живое сердце Святителя, целили в него, ибо там обитал Тот, верность Кому архиепископ Омский Алексий Орлов пронес до последнего своего вздоха. Бренное тело приняла земля. Он же - в нетлении Божественной Славы молится, как и при жизни, за нас с вами, чтобы избавил Господь Церковь и страну нашу от бед и напастей [10, с. 192].

Архиепископ Алексий (Орлов) прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. в лике священномученика [26].

Вместе со священномучеником Алексием (Орловым), архиепископом Омским, к лику святых были причислены следующие святые угодники: митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), схиархимандрит Елевферий (Печенников), протоиереи Владимир Смирнов и Николай Толгский, священники Анатолий Бережницкий, Димитрий Легейдо, Николай Протасов, иеромонахи Гавриил Владимиров и Иоанн Лаба, игумения Ева (Павлова), монах Иларион (Цуриков), монахини Евдокия (Пере-возникова), Нина (Шувалова), Мария (Рыкова), Серафима (Горшкова), миряне Феодор Захаров и Людмила Петрова [23, с. 416].

День памяти священномученика Алексия совершается 4 сентября (22 августа ст. ст.) в день мученической кончины (1937), в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской; в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских - в первое воскресенье после 16 сентября (3 сентября по ст. ст.) [26], в Соборе Самарских святых - 12 августа (30 июля) [21].

Раньше Владыка Алексий входил в Собор Омских святых до определения Синода о дне празднования Святых Омской митрополии, впрочем, он поминается на богослужениях и в настоящее время:

«На вечерней церковной службе, на литии, в молитве мы поминаем наших православных святых, общецерковных, местных, ныне поминаемых. И вот в числе новомучеников Омских мы поминаем священномученика Серафима, епископа Дмитровского. Мы вправе считать его, как и священноисповедника Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского, священномученика Алексия, архиепископа Омского, священому-ченика Андроника, архиепископа Пермского, священомученика Мефодия, епископа Петропавловского, входящих в сонм Омских святых, своим Небесным покровителем, молитвенником за нашу Омскую землю, за нашу Родину, Святую Русь» [27, с. 5].

В омских церквях есть иконы священномученику Алексию: в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы на иконастасе придела Киево-Братской иконы Божией Матери; в храме Всех Святых на бывшем Казачьем кладбище.

№ 2 (11), 2021

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексий (Орлов) (1862-1937) - архиепископ Омский, священномученик [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://mitropolia.kz/september/461-aleksij-orlov.html (дата обращения: 08.05.2021).

2. Балдов С.С., священник. Омская епархия в контексте политической истории России (1917-1938 гг.) / Выпускная квалификационная работа. Омская духовная семинария. Омск, 2018. - 72 с.

3. Видеозапись беседы с иеромонахом Антонием (Азизовым) от 23 окт. 2012 г. // Личный архив Р. Хохловой.

4. Государственный Исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-235. Оп. 2. Д. 1. Надзор за соблюдением религиозных обрядов, регистрации и учета религиозных обществ и групп верующих священнослужителей за 1930 г.

5. ГИАОО. Ф. Р-437. Оп. 6 Д. 297. Оргинструкторский отдел. Переписка по вопросам культа. 1934 - 1936 гг.

6. Ф. Р-437. Оп. 6 Д. 302. Оргинструкторский отдел. Рассмотренные жалобы и ходатайства.

7. Губонин М.Е. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. / М.Е. Губонин, П.Н. Грюнберг / Под общ. рук. профессора-протоиерея Владимира Воробьева. М.: ПСТГУ, 2006. - 962 с.

8. Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 годы. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. - 272 с.

9. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 19171956. Биографический справочник. Кн. 1 (А). - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 584 с.

10. Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. Т. 6. Омск: Кн. изд-во, 2002. - 440 с.

11. Иосиф (Марьян), игумен. Житие священномученика Алексия (Орлова). [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: http://uspenskiysobor.narod.ru/html/11_1_7. html (дата обращения: 21.04.2021).

12. Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год. Часть 1, Куйбышев, 1966, Erlangen 1979. - 430 с.

13. Минеева Г. Дело Владыки Алексия. // Источник, 2003, № 4 (22). - С. 18.

14. Митрополит Иосиф (Петровых) [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh/ (дата обращения: 11.05.2021).

15. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. / База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета [Электронный ресурс] - URL: http://pstbi.ru http://kuz3.pstbi.ccas.rU/bin/nkws.exe/ans/m/7HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcGUse0Dc8njs eWBfe8FsbskB0skCLu2d0iUTaxZMmsmBk* (дата обращения: 27.04.2021).

16. Православная Энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XVIII: Египет древний - Ефес. М.: «Православная Энциклопедия», 2013.

17. Православная Энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XXXIV: Кипрская Православная Церковь - Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей. М.: «Православная Энциклопедия», 2017.

18. Православный Церковный Календарь. Преподобномученик Иларион (Цури-

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Касачев Николай Евгеньевич

«Крестный путь архиепископа Алексия Орлова» (на основе материалов «Омского дела»)»

ков), иеромонах [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://azbyka.ru/days/ sv-ilarion-curikov (дата обращения: 11.05.2021).

19. Православный Церковный Календарь. Преподобномученик Иоанн (Лаба), иеромонах [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://azbyka.ru/days/sv-ioann-laba (дата обращения: 11.05.2021).

20. Православный Церковный Календарь. Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://azbyka.ru/days/ sv-afanasij-saharov (дата обращения: 08.05.2021).

21. Самарская и Сызранская епархия // Православная газета [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://www.orthodox-newspaper.ru/numbers/at51657 (дата обращения: 11.05.2021).

22. Святая Русь. ХХ век. Голос гонимой Церкви // православный Календарь 2018. -М.: Николин день, 2017.

23. Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. Книга-альбом/ под рук-вом митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия. М.: Издательство «Лето», 2008. - 568 с.

24. Суховецкий Вячеслав, священник. Омские Владыки: Архиепископ Алексей Омский и Павлодарский (Орлов). (Орлов Алексей Степанович). // Источник, 2003, № 4 (22).

25. Сызранская епархия [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https:// drevo-info.ru/artides/17464.html (дата обращения: 10.05.2021).

26. Туркестанская голгофа / (Орлов Алексей Степанович) архиепископ, свя-щенномученик Алексий [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https:// turkestanskaya-golgofa.info/repressed/orlov-aleksey-stepanovich (дата обращения: 10.05.2021).

27. Фартушняк А. В., диакон. Крестный жизненный путь и творческое наследие священномученика Серафима (Звездинского). / Выпускная квалификационная работа. Омская духовная семинария. Омск, 2020.

28. Фонды личного происхождения СПб НИЦ «Мемориал» (фонд Б-1). Опись 1. Дела. Орлов Алексей Степанович (архиепископ Алексий) [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://arch2.iofe.center/case/1605 (дата обращения: 08.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.