Научная статья на тему '«Крепостная интеллигенция» - феномен в культуре России XVIII - первой половины XIX веков'

«Крепостная интеллигенция» - феномен в культуре России XVIII - первой половины XIX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2017
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агафонова А. С.

Статья посвящена одному из интереснейших периодов в истории культуры России. Это был период формирования светской дворянской культуры, появления и деятельности представителей крепостной интеллигенции. Проблема, затронутая в статье, может быть актуальна и в современном обществе, так как это, прежде всего, проблема свободы и воли, проблема творчества и несвободы. Статья адресована культурологам, историкам, психологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей культуры нашего Отечества. Может быть рекомендована в качестве дополнительного материала на лекционных и семинарских занятиях в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Крепостная интеллигенция» - феномен в культуре России XVIII - первой половины XIX веков»

ном Иерусалиме, а грешники будут ввергнуты в Геену Огненную.

Также мы видим как изменяются представления о месте наказания грешников. Так ветхозаветный Шеол - место скорби трансформируется в Геену огненную -место страданий грешников.

В целом библейская эсхатологическая концепция тяготеет к усложнению апокалипсических образов. Наблюдается переход эсхатологических идей от грубого физического к утонченному духовномистическому восприятию. Несомненно, то что, библейская эсхатологическая концепция оказала влияние на формирование духовного мира западной христианской цивилизации в целом.

Подводя итоги, хотелось бы отметить также и то значение, какое играет библейская эсхатологическая концепция в формировании духовного мира современно-

го человека. Рамки данной статьи не позволяют более детально рассмотреть данный вопрос, однако актуальность проблемы «последних дней» делает его интересным не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Литература

1. Рижский М.И., Библейские пророки и библейские пророчества,М., 1987 г., С. 92.

2. Библия., М., 2000. - С. 799.

3. Библия., М., 2000. - С. 683

4. Библия., М., 2000.-С. 643.

5. Библия., М., 2000. - С. 809.

6. Библия., М., 2000. - С. 1048.

7. Библия., М., 2000.-С. 843.

8. Библия., М., 2000. - С. 844.

9. Библия., М., 2000. - С. 1103.

10. Библия., М., 2000. - С. 622.

11. Библия., М., 2000. - С. 630.

12. Библия., М., 2000. - С. 631.

13. Библия., М., 2000. - С. 556.

14. Библия., М., 2000. - С. 787.

«КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» - ФЕНОМЕН В КУЛЬТУРЕ РОССИИ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ

А.С. АГАФОНОВА, ст. преподаватель кафедры мировой и отечественной культуры

В истории культуры России можно выделить несколько феноменов, не имеющих по своему размаху и результативности аналога в мировом культурно-историческом процессе. Среди таких феноменов творчество крепостного крестьянства, интерес к которому стал формироваться в конце XIX

- начале XX веков.

Понятие «крепостная интеллигенция» было введено в научный оборот Е. Летковой в 1883 году [1]. Это широкое понятие, включающее в себя крепостных, представляющих различные виды творчества. Это «все те элементы из крепостной среды, которые, в силу ли собственных дарований, или волею своего барина, посвящали себя занятиям нынешних свободных профессий» [2]. Активно творчество крепостных развивается с XVIII века. То есть в

тот период, когда в России происходят кардинальные перемены в экономическом и культурном плане, когда доминирующем сословием становится дворянство, создавшее свою неповторимую культуру.

Именно дворянская культура самым непосредственным образом связана с творчеством крепостного крестьянства. Образованность, свобода передвижений, свобода действий, доходы, приносимые поместьями, выливались в дворянской среде в желания что-то делать, совершать неслыханное, иметь что-то лучшее, чем у других. Срабатывал психологический фактор, фактор социального соперничества. Элитная корпорация нередко осуществляла свои амбициозные потребности с помощью талантливых крепостных. Труд крепостных крестьян играл двоякую роль: с одной стороны, как

бесплатная рабочая сила, с другой, как творческий созидательный фактор.

Дворянская и крестьянская культура находились во взаимозависимости, обусловленной социальными связями, определяющими совместную жизнь и деятельность. Постоянное взаимодействие дворянина и крестьянина накладывало отпечаток на восприятие мира этими социальными категориями, на их поведение и отношение друг к другу. Дворянин был связан со своими крепостными общим социальным пространством жизни и деятельности, и поэтому эти две культуры не могли обособленно развиваться. По словам И.А. Бунина «быт и душа русских дворян те же, что и у мужика; всё различие обуславливается лишь материальным превосходством дворянского сословия. Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, близко не связана, как у нас» [3].

Но крестьянская культура была замкнутой, ей не было доступно мировое пространство и освоение сферы образования, в отличие от культуры дворянской. Следствием этого явилось то, что дворяне направляли, обучали, развивали, а затем использовали талантливых крепостных, достигая, таким образом, своих целей. Польский король Станислав Понятовский записал в своём дневнике об увиденном в усадьбе Останкино: «Бельэтаж весь деревянный, но с таким искусством отделанный и украшенный, что никогда нельзя было бы и подумать, что он был сделан из дерева. Из тех нескольких сот мастеровых и художников, которые там работали, можно было насчитать не более четырёх-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди самого графа Шереметева. Если бы факт этот не был констатирован, трудно было бы этому поверить, до такой степени исполнение всей работы отличалось изяществом» [4].

Заметив призвание к какому-либо виду искусства, высшее сословие давало возможность крепостным употреблять свои таланты «на строительстве» дворянской культуры. Парадоксальным феноменом

следует считать то, что дворянин, заметив способности у крепостного, направлял (прежде всего, в собственных интересах) последнего по этой стезе, и крепостной в ходе обучения находил своё призвание. Некоторые крепостные передавали затем своё мастерство потомкам, образуя целые творческие династии, работавшие на дворянские семьи.

Характерным примером в данном случае является династия крепостных Аргуновых, трудившихся для графов Шереметевых. Архитектор Фёдор Степанович Аргунов был дядей художника Ивана Петровича Аргунова, сыновья которого - Павел стал архитектором, Яков и Николай - живописцами. Строительство и украшение почти каждой русской усадьбы представляло собой своеобразное творческое сотрудничество дворянина и крепостного. Дворянин выступал как заказчик, крепостной как исполнитель-творец. Сошлёмся на пример таких усадеб, как Останкино, Архангельское и Марфино. Строительством в Останкино руководили крепостные мастера П.И. Аргунов, А.Ф. Миронов, Г. Дикушин. Крепостные архитекторы разработали ряд самостоятельных проектов. Крепостной мастер Ф.И. Пряхин проектировал машинное отделение и создал оборудование зрительного зала для шереметевского театра.

Сам Н.П. Шереметев отмечал, что Пряхин «при многих строениях ... в закупке материалов и в делании театральных машин показал опыт, усердие и знание своего» [5]. Плафоны останкинского дворца расписывал крепостной художник Г.С. Мухин, а паркет

- Ф. Пядченко. Усадьбу Н.Б. Юсупова Архангельское украшали крепостные художники Ф. Сотников, М. Полтеев, Г. Новиков, Е. Шебанин, Ф. Ткачёв, архитектор

В.Я. Стрижаков, построивший торжественную въездную арку. Строительством дворца, столярной мастерской, кирпичным заводом в усадьбе Марфино, владельцами которой были сначала князья Голицыны, затем в разное время графы Орловы и Салтыковы, руководил крепостной архитектор Фёдор Тугаров. До настоящего времени в Марфи-

но сохранилась церковь Рождества Богородицы, автором проекта которой является крепостной В.И. Белозёров.

Некоторые крепостные оказывали различное влияние на представителей дворянской культуры. Так, И.С. Тургенев в молодости общался с крепостным Серебряковым, который первый заинтересовал будущего писателя произведениями русской литературы. Тургенев рассказал о нём в «Дворянском гнезде»: «Невозможно передать чувство, которое я испытывал, когда, улучив удобную минуту, он внезапно, словно сказочный пустынник или добрый дух, появлялся передо мною с увесистой книгой под мышкой» [6]. Граф Н. Шереметев в память своей жены Прасковьи Ковалёвой, бывшей крепостной артистки, построил в Москве «Странноприимный дом», в здании которого в настоящее время находится Институт скорой помощи им. Склифософского.

Деятельность и творчество крепостных способствовали открытию учебных заведений, появлению литературных шедевров, живописных полотен, театральных спектаклей. Венецианов, происходивший из дворянского сословия, открыл школу для талантливых художников, не имевших возможности оплатить обучение. Среди его восьмидесяти учеников большую часть составляли крепостные, жившие на содержание Венецианова. Герцен написал повесть «Сорока-воровка» о крепостной актрисе Кузьминой, посвятив её крепостному актёру Щепкину.

В некоторых случаях творчество крепостных использовалось их владельцами для получения материального дохода. Например, театры князя Н.Г. Шаховского в Нижнем Новгороде и С.М. Каменского в Орле, где выступали крепостные актёры, были коммерческими и приносили немалые деньги их владельцам. Многие дворяне посылали своих крепостных актёров играть на ярмарках с целью получения дохода.

Немаловажную роль сыграли крепостные в созданных дворянами и имевшими успех заводско-фабричных предприятий и кустарной промышленности. В Архангель-

ском был создан завод, выпускавший фарфоровую и фаянсовую посуду, которую расписывали крепостные живописцы. Эту посуду использовали в княжеской семье и для подарков и подношений. Работами на этом заводе руководил крепостной И. Колесников, известный также как автор картины «Император Александр I на лошади». Княжеская семья считалась с мнением этого крепостного: «Привезённые Г. Рейнером

для написания фарфора краски (около 50 сортов) живописцем Колесниковым опробованы» [7].

В некоторых дворянских семьях открывались мастерские по производству вышивки, шалей, шёлковых тканей, ковров. Таким образом, в результате постоянного взаимодействия между дворянами и крепостными, в мир культуры было привнесено множество новых социокультурных образований и художественных ценностей, объективно способствующих общему процессу развития русской культуры.

Среди представителей крепостной интеллигенции есть мастера самых различных профессий. Это: архитекторы, художники, певцы, танцоры, музыканты, актёры, писатели, переводчики, колокололитейщи-ки, скульпторы, даже учёные. Самым распространённым видом крепостного творчества являлось театральное искусство. На рубеже веков насчитывалось 173 крепостных театра. Объяснением этому может являться то, что для крепостных профессии, связанные с музыкой и театром были наиболее доступными.

Для того чтобы стать писателем или учёным, требовалось больше подготовки и общего уровня развития. Для многих дворян «свой» театр служил своеобразной демонстрацией богатства. Например, исследователь крепостных театров во Владимирском крае, Л. Богданов, пишет, что «обладание крепостным театром давало Названову [8] лестную для него возможность щеголять перед соседними помещиками, пускать им при случае пыль в глаза. В дворянском быту это тогда было модно и даже считалось одним из верных способов поддержа-

ния личного достоинства» [9]. Большинство дворян к созданию крепостной труппы подходило очень внимательно. В усадьбах существовали школы крепостных актёров, для их обучения приглашали известных русских и зарубежных мастеров сцены. Крепостная балерина Шереметевых Т.В. Шлыкова, вспоминая свою молодость, говорила «о строгой дисциплине, в которой её держали, как носила она железные обручи и корсет для стройности стана» [10].

Не так мало было и крепостных художников. Это связано с тем, что дворянам нужны были свои живописцы для создания фамильных портретных галерей, оформления усадебных комплексов и домашних театральных постановок. Некоторые крепостные художники, получив «вольную», смогли прославиться и утвердиться в новой для них социокультурной среде. Например, Н.И. Аргунов, став свободным человеком в 45-летнем возрасте, был избран академиком Российской Академии Художеств, получал множество заказов.

Из среды крепостных вышел такой художник как В.А. Тропинин, более трёх тысяч картин которого находятся в разных музеях России и Украины. В Москве открыт музей В.А. Тропинина и художников его времени. При его жизни фабрика Луку-тиных выпускала различные лаковые миниатюры с тропининскими шедеврами.

Некоторые творческие профессии встречались среди крепостных в единичных случаях. И в этом их уникальность, так как они связаны со значительными именами. Таким был В.Г. Вороблевский, крепостной графов Шереметевых, присматривавший за обучением актёров и занимавшийся переводческой деятельностью для графов с различных языков. Или И.А. Батов, также крепостной Шереметевых. Он считался лучшим инструментальным мастером своего времени. Умел выбирать дерево для инструментов, знал секрет особого лака. Наши скрипачи прославили скрипки крепостного мастера за рубежом.

Единственным именем, представляющим крепостных скульпторов, является

Б.И. Орловский. На наш взгляд, это надо считать нонсенсом. Ведь русская скульптура очень поздно заявила о себе. Все первые скульптурные работы в России выполнялись иностранцами, а первый русский скульптор, Федот Шубин [11], к концу жизни остался без заказов и умер в бедности. А Орловский, принадлежавший помещику Н.В. Шатилову, в 28-летнем возрасте признавался одним из лучших скульпторов столицы. За работу «Ян Усмарь», посвящённую герою времён борьбы Киевской Руси с кочевниками, скульптор получил звание академика. Пушкин посвятил Орловскому стихотворение «Художник». Всем известен украинский крепостной писатель -Т.Г. Шевченко. А в XVIII - XIX вв. не меньшей славой пользовалось творчество крепостного писателя, имя которого сейчас забыто - Матвея Комарова. Он написал популярный в то время роман «Обстоятельные и верные истории двух мошенников», роман-обработку «Повесть о приключениях английского милорда Г еорга».

Большую ценность для историков культуры представляет литературное наследие крепостного писателя Шереметевых

- A.B. Никитенко. Род деятельности Никитенко надо отнести к разряду незаурядному. Помимо записок о своём времени, изданных в 3-х томах, Никитенко смог защитить диссертацию «О главных источниках народного богатства». Он получил учёную степень доктора философии, звание академика и стал лектором по литературе.

В крепостной среде на очень высоком уровне развивалось декоративноприкладное искусство. Несомненно, что искусством резьбы по дереву, лаковой живописью и вышивкой владели многие крепостные, о чём свидетельствуют многочисленные мемуары. Так, помещик Терпигорь-ев, вспоминал о бабушкиной мастерской по вышивке в селе Знаменском: «На террасу стали выносить бесчисленные горничные бесчисленное количество удивительно вышитого белья. Бабушка с скромным, но исполненным неописуемой гордости, видом давала объяснения: - А вот эту рубашку

подвенечную две девки вышивали 1 год и 3 месяца. - Но вот появилось целое шествие. Над головой держали что-то длинное белое. Раздались возгласы восторга. Это было нечто удивительное. Пеньюар, весь вышитый гладью: дырочки, фестончики, кружечки, цветочки - живого места, что называется, не было - всё вышито... Двенадцать девок два года вышивали его» [12].

На лаковых изделиях ХУШ - XIX вв. нередко встречаются крестьянские сюжеты. На некоторых из них крестьянский крепостной быт изображается слишком радушно, что выявляет работу свободного художника. Но множество лаковых миниатюр, в особенности фабрик Лукутиных и Вишняковых, отображают реальные крестьянские сюжеты. Авторами этих работ, хранящихся в музеях различных городов, являются талантливые крепостные, чьи имена по большей части не сохранились в истории.

Говоря о феномене крепостной интеллигенции, необходимо упомянуть о той социальной драме, в которой оказывались её представители. Творческий труд, творческий процесс втягивал крепостных в мир эстетических и интеллектуальных переживаний, формировал мироощущение, неадекватное социальному статусу.

Социальная драма крепостной интеллигенции разыгрывалась на основе зависимости и несвободы. Во-первых, талантливые крепостные могли продаваться, быть преподнесены в качестве подарка или взятки, оказаться в виде приданного, получены в счёт карточного долга, ими расплачивались при отсутствии наличных денег. Известно, что актёр М.С. Щепкин был выкуплен у графа Волькенштейна за 8000 рублей [13]. Во-вторых, крепостные, самостоятельно, без помощи помещика не могли обучаться. А полученное ими образование, могло лишь усугубить драматизм их существования.

Пройдя обучение, крепостные были вынуждены возвращаться к своему барину,

прислуживать ему, совмещать творчество с лакейством. По возвращении, им не предоставлялись условия для свободной самореализации творческого процесса. Образованные крепостные возвращались в более низкую интеллектуальную среду, где они не могли совершенствоваться. В-третьих, любой крепостной мог быть жестоко наказан за какой-либо проступок. В приказе графа Орлова от 1796 г. есть следующая запись: «Высечь архитектора Бабакина за то, что он снял кружала из-под свода» [14]. Помимо указанного, существовала ещё одна проблема. Если крепостному удавалось освободиться, то, как правило, тяжело было утвердить свой новый социальный статус. Он оставался в глазах общества бывшим крепостным, крепостническое клеймо сохранялось и после обретения свободы. В качестве примера можно привести высказывание дворянина Ф.Ф. Вигеля в адрес бывшего крепостного графа A.C. Строганова А.Н. Воронихина, архитектора Казанского собора и других зданий в Петербурге: «Непонятно, как, имея в своём распоряжении Кваренги и Камерона, можно было что-нибудь великое поручить Воронихину? Тут бы национальность в сторону: с такими людьми народная слава скорее теряет, чем выигрывает» [15].

Заключая вышеизложенное, отметим, что, несмотря на драматичность своего положения, в условиях, когда почти полностью отсутствовала возможность свободы творчества, испытывая сильнейшую детерминацию, крепостные интеллигенты создали и оставили в культурном наследии страны классические образцы сценического мастерства и высокохудожественные, профессиональные произведения искусства. Крупные масштабы деятельности, квалификация, полученная в ходе обучения, возможность применения знаний и таланта, высокий уровень работы - всё это выдвигает крепостную интеллигенцию на одну ступень с различными достижениями в русской и западноевропейской культуре.

Литература

1. Леткова Е. Крепостная интеллигенция // Отечественные записки - 1883,- № 11. -157 с.

2. Использовано определение исследователя творчества крепостных Е.С. Коца. По работе: Коц Е.С. Крепостная интеллигенция. - Л.: Сеятель, 1926.-234 с.

3. Боборенко А.И. А. Бунин. Материалы для биографии. - М.: Худож. лит., 1967. -162 с.

4. Шереметевы в судьбе России: Воспоминания. Дневники. Письма. - М.: Звонница, 2001. -118 с.

5. Останкино. Театр-Дворец / Г.В. Вдовин, Л.А. Лепская. - М.: Русская книга, 1994. -167 с.

6. Богословский Н.В. Тургенев (ЖЗЛ; Вып. 24). -М.: Молодая гвардия, 1964. -16 с.

7. Булавина Л.И., Рапопорт В.Л. Архангельское. -М.: Мос. Рабочий, 1967. -193 с.

8. Николай Никитич Названов, помещик, обладатель 735 крепостных душ, создал свой крепостной театр в родовом поместье - селе Приклоне около города Меленок Владимирского края.

9. Богданов Л. Страницы из жизни крепостных театров Владимирского края. - Владимир, 1930. -С. 45.

10. Шереметев С.Д. Татьяна Васильевна Шлыкова. -СПб, 1911.-22 с.

11. Некоторые исследователи предполагают, что Шубин выходец из крепостной среды, хотя этому нет подтверждений.

12. Коц Е.С. Крепостная интеллигенция. - Л.: Сеятель, 1926. - С. 61-62.

13. Клинчин А. Михаил Семёнович Щепкин. - М.: Искусство, 1964. -37 с.

14. Коц Е.С. Крепостная интеллигенция. - Л.: Сеятель, 1926. -35 с.

15. Вигель Ф.Ф. Записки. - М.: Захаров, 2000. -127 с.

ОТКУДА ТЫ, РУСЬ?

С.И. КРАСИКОВ, доцент кафедры мировой и отечественной культуры МГУЛа, к. и. н.

В исторической науке по вопросу образования и названия древнего государства Русь с XVIII века кипят страсти. Эта проблема становится нередко объектом политических спекуляций, касающихся русского народа. Прав был, наверное, М.Н. Покровский, определивший историю как «политику, опрокинутую в прошлое». В чем суть проблемы? В 30-60 годы XVII века немецкие ученые И. Байер и Г. Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Так, они положили начало теории получившей название - норманской. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.

Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов, которому императрица Елизавета Петровна поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утиха-

ет. Причиной этому явлению то, что число письменных источников, содержащих сведения о древнейшем периоде истории славян, невелико. В основном это древнегреческие, византийские, арабские сочинения. Наиболее важными источниками русского происхождения являются летописи. Но их до нашего времени дошло очень незначительное количество. В то же время нельзя забывать, что летописи - памятник очень сложный. Летописец брал за основу ту версию, которая казалась ему более убедительной, более близкой, привлекательной. Самой известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», составленная, как полагают, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в ХП веке. «Откуда есть пошла Русская земля» - с этого вопроса начал свой обзор отечественный историк. Российский историк Татищев Василий Никитич, о котором С.М. Соловьев говорил, что он первый указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься историей, так писал: «О князьях русских старобытных Нестор монах не доб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.