в деле эстетического и духовно-нравствен- пределами, русский язык на Украине, бла-
ного воспитания детей и подростков, содей- годаря принятому закону «Об основах го-
ствие в гармонизации межнациональных от- сударственной языковой политики», занял
ношений. подобающее ему место во взаимопроникно-
Таким образом, несмотря на упорное со- вении культур двух братских народов — рус-
противление как внутри страны, так и за её ского и украинского.
Примечания
1. Итоги переписи населения Украины 2001 года : [сборник докладов] / под ред. В. А. Шупера. Москва, 2004.
2. Косачев К. И. Глава Россотрудничества: Принятие закона о языках — правильный шаг // РИА Новости
— Украина. 2012. 6 сентября.
3. Любимов А. П. Парламентская этика и нравственность законов // Представительная власть — XXI век. 2007. № 5. С. 10—14.
4. Любимов А. П. Парламентская этика: дискуссия продолжается? // Представительная власть — XXI век. 2003. № 4. С. 5—7.
5. Любимов А. П. Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц // Представительная власть — XXI. 2007. № 6. С. 11—15.
6. Любимов А. П., Щитова Н. Г. Нужен ли нам новый закон о культуре // Представительная власть
— XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2010. № 4. С. 12.
7. Саблин Д. В. Государственная Дума ФС РФ: Придание статуса русскому — это возвращение долгов украинцам // РИА Новости — Украина. 2012. 7 сентября.
8. Табачник Д. В. Украинский язык чувствует себя благополучно // Версии. 2012. 11 сентября.
9. Щитова Н. Г. Меценатство как экономико-правовой ресурс поддержки культуры // Актуальные вопросы экономики, управления и права : [сборник научных трудов (ежегодник)] / под ред. А. П. Любимова. Москва : МГУКИ, 2010. С. 98—101.
10. Щитова Н. Г. Миллиардеры должны быть, прежде всего, меценатами // Представительная власть
— XXI век. 2013. № 2, 3. С. 64—55.
11. Мовний закон Колесшченка — Ювалова обшдеться у 17 мiльярдiв // УкраТнська Правда. Киев. 2012. 12 сентября.
12. Мовний закон не повинен послужити розбрату — митрополит Володимир // УкраТнська правда. 2012. 8 сентября.
^КРЕПОСТНАЛ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
УДК 008(091)(470):303.446.4 А. С. Маципуло
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается историография крепостной интеллигенции в России. Тема о крепостной интеллигенции начала разрабатываться в XIX веке. В предлагаемый обзор включены работы, наиболее значимые для изучения темы крепостной интеллигенции.
Ключевые слова: крепостная интеллигенция, крепостные таланты, творчество крепостных, крепостной театр, крепостные музыканты, крепостные актёры, крепостные архитекторы, крепостные художники, крепостные учёные.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 83-88
83
1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
A. S. Matsipulo
Moscow State University of Culture and Arts
FORTRESS RUSSIAN INTELLIGENTSIA IN RUSSIAN HISTORIOGRAPHY
The article considers the historiography of the serfage of the intelligentsia in Russia. The theme of the serfage intelligentsia start to develop in the XIX century. In this review includes works that are most relevant for studying the theme of the serfage intelligentsia.
Keywords: serfage intelligentsia, serfage talents, the creativity of the serfs, serfage theatre, serfage musicians, serfage actors, serfage architects, serfage artists, serfage cientists.
«Даровитые самоучки», «народные творцы», «самородки в неволе», «несвободные созидатели», «крепостные таланты» — всех их объединяет одно название — крепостная интеллигенция. Тема крепостной интеллигенции затронута не массово историками и культурологами. Работ, посвящённых специально крепостной интеллигенции, не так уж и много. Однако имеется большое количество отдельных исследовательских работ, научно-популярной литературы, посвящённой биографии и разным видам деятельности крепостных самородков.
Изучение крепостной интеллигенции началось после отмены крепостного права, когда открылись большие возможности для исследователей.
Первооткрывателем понятия «крепостная интеллигенция» стала Е. П. Леткова, упомянувшая о нем в журнале «Отечественные записки» № 11 от 1883 года. Термин «крепостная интеллигенция» включает в себя крепостных, проявивших себя в разных сферах искусства и науки. В своей статье Леткова особое внимание уделяет истокам происхождения крепостной интеллигенции. Она истолковывает её возникновение политикой Екатерины II в области просвещения и желанием дворян, согласно моде и обычаям, иметь свой собственный крепостной театр, музыкантов, живописцев, архитекторов и т.д. Императрица считала, будто «народ, который поёт и пляшет, зла не думает» [цит. по: 12]. Автор статьи сравнивает положение крепостных в России с положением рабов в Риме, указав тем самым причины образования
крепостной интеллигенции. Она отрицает историко-культурную значимость крепостной интеллигенции, аргументируя это тем, что «крепостные уродовали искусство и топтали его в грязь бессознательно, по чужому приказанию», телесные наказания и угнетения были «единственным стимулов в искусстве» [12]. Е. П. Леткова акцентирует внимание на принуждённости крестьян в творческой работе без собственного желания и стремления.
В своей научной работе «Крестьяне и царствование Екатерины II» крупный исследователь крестьянства В. И. Семевский подчёркивает тяжёлые условия жизни дворовых музыкантов, поэтов, актёров, однако не выделяет их в качестве крепостной интеллигенции, а относит к общей категории барских дворовых [15].
В послереформенный период появляется ряд автобиографических и биографических работ о крепостных интеллигентах. Среди автобиографических работ молено выделить — «Записки и письма М. С. Щепкина» [18], в которых рассказывается об учении будущего актёра, о системе воспитания, о пренебрежении к актёрам со стороны общества, помещиков и чиновников. Рецензия м. Е. салтыкова-щедрина — один из первых отзывов критики на посмертное издание воспоминаний М. С. Щепкина «Записки крепостного актёра», начать которые его побудил Пушкин. Салтыков-Щедрин, лично испытавший в годы своей юности могучее воздействие сценического искусства Щепкина, высоко ценил его талант и не раз ха-
рактеризовал его общественное значение для развития русской передовой мысли. Но, так же как и Герцен, Салтыков видел, что годы крепостного рабства и общая придавленность русского общества оставили своё «клеймо» на личности великого актёра. Вызванные чтением «Записок...» Щепкина размышления о «самой страшной стороне неволи», когда она налагает руку на «внутренний мир человека», входят в постоянно занимавшую Салтыкова трагическую тему о разлагающем действии насилия и рабства на волю людей.
«Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные», — так напишет в письме сыну граф Н. П. Шереметев о Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой. Пожалуй, любовь крепостной актрисы и графа — одна из самых ярких и счастливых историй из жизни крепостных интеллигентов. Историк и фольклорист Пётр Алексеевич Безсонов, опубликовавший в 1872 году книгу о графине Прасковье Ивановне [3], нашёл такие слова: «Такова эта героиня, которую породил и подарил России из недр своих Русский народ. Она стоит, она заслуживает подробностей изображения, и ещё больших, ещё выразительнейших: как Русская типическая женщина, дочь народа простого ... существо редкой красоты и души, талантливая артистка, создательница народной песни..» [3].
В 1889 году журнале «Русский архив» появляется статья Сергея Шереметева «Татьяна Васильевна Шлыкова 1773—1863» [16]. В статье он кратко повествует о жизни и творчестве крепостной актрисы и балерины.
Наиболее ценным изданием о заметной фигуре в русской культурной жизни конца 20-х — начала 70-х годов XIX века — великом историке, археологе и журналисте, редакторе и издателе, публицисте, писателе, преподавателе, учёном — М. П. Погодине является многотомник Н. П. Барсукова «Жизнь и труды М. П. Погодина» [2]. Происхождение из крепостных, безусловно, наложило свой отпечаток как на личность историка, так и на его взгляды. На протяжении всей жизни Погодин не раскрывал своё
«крепостное прошлое». Именно стремление получить престижное образование и признание в научной среде, стать «своим человеком» при дворе явилось попыткой заглушить своё низкосословное происхождение.
В послереволюционный период исследования о крепостных театрах продолжают расширяться и приобретают глубинный характер.
Творчество крепостных театров и актрис обобщил Н. Н. Евреинов в популярном историческом очерке «Крепостные актёры». Евреинов излагает историю крепостных театров Шереметевых, П. В. Есипова, П. А. Познякова, Н. Г. Шаховского, С. М. Каменского. Исследователь высоко оценивает значение крепостных театров для просвещения и развития крепостных. Заслуга «полубарской затеи», по его мнению, «в смысле хотя бы облагораживания тёмных масс, несомненна.. На мрачном, ночном фоне крепостных отношений дореформенной Руси помещичий театр, а его лучшие годы был скорее светлым, чем тёмным, явлением. Крепостные театры положили начало развитию провинциальных театров» [8, с. 124, 127].
Помимо крупных исследовательских работ, появлялись и небольшие очерки, кратко повествующие о творчестве крепостных театров. К таким очеркам можно отнести работу 3. Шамуриной «Крепостные театры» [17]. Автор считает, что крепостной театр представляет интерес как «картина из проклятого, бесповоротно ушедшего прошлого» [17].
В 1927 году появляется книга Э. Бескина «Крепостной театр». Он рассматривает театр как одну из разновидностей «барщины», а также отмечает важную роль в развитии сценического мастерства [5].
Наиболее развёрнуто проанализировала деятельность крепостного театра в своей монографии «Крепостной театр» преподаватель театрального училища им. М. С. Щепкина — Татьяна Дынник. В книге рассматриваются такие вопросы, как возникновение, организация, зрительский и актёрский состав,
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
типология и принципы организации крепостных театров, распределение городских и усадебных театров, формирование репертуара крепостного театра. Дынник делает небольшое упоминание о крепостном цирке Апраксина, публикуя в своей книге афишу. Артистами этих цирков были исключительно крепостные крестьяне, и они, несомненно, вносили в своё искусство традиции, идущие от скоморохов [7].
В отличие от своих предшественников, более глубоко пытается разобраться в крепостной интеллигенции академик П. Н. Саку-лин в статье «Крепостная реформа». В своей статье автор главным образом обращает внимание на крепостную интеллигенцию «как социальный фактор». Происхождение крепостной интеллигенции Сакулин связывает с потребностью в интеллигентных работниках, с тягой народа к образованию и с его стремлением сбросить «ярмо» рабства [14, с. 69—70]. Крепостная интеллигенция по своей природе была живым протестом против крепостного права и оказала некоторое влияние на разложение крепостного строя. Крепостные интеллигенты стали первыми свободными людьми среди крепостных, по выражению Сакулина, «пионерами народной воли» [14, с. 103]. В своей аналитической работе он впервые делает вывод, что среди крепостных талантов больший процент составляли художники и актёры. Это объясняется тем, что у помещиков была большая потребность в картинах и театре, а также в этих областях легче было проявить себя без предварительной подготовки. Сакулин считает, что каждый общественный класс имел свою интеллигенцию [14, с. 125]. Была и народная интеллигенция. «Подавленный бедностью и бесправием» народ все же имел свои духовные интересы и выделял из своей череды интеллигенцию. Автор пытался глубже разобраться в процессе формирования крепостной интеллигенции, делая ставку на духовное развитие народа.
О тягости жизни крепостных талантов и жестокости обращения с ними упомянет И. И. Игнатович в седьмой главе книги «По-
мещичьи крестьяне накануне освобождения». Автор приводит разные факты из жизни крепостных дарований, делая ставку на то, что тупиковая рабская жизнь заканчивалась самоубийствами.
«Конечно, не все крепостные-интеллигенты кончали самоубийством. Самым распространённым пороком, от которого гибла масса талантливых крепостных, было пьянство» [9, с. 236].
В историографии первой трети XX века становится особенно заметным исследовательское изыскание Е. С. Коц «Крепостная интеллигенция». Это первое монографическое исследование данной темы. Автор тщательно обобщила весь фактический материал, накопленный предшествующей историографией. Стоит отметить, что определение, даваемое Коц крепостной интеллигенции, несколько узко и противоречит содержанию книги. «По установившейся в литературе терминологии под названием "Крепостная интеллигенция" объединяются все те элементы из крепостной среды, которые в силу ли собственных дарований или волею своего барина посвящали себя занятиям нынешних свободных профессий» [10]. Но дальше, кроме артистов, музыкантов, учёных и т.д., включаются в это понятие педагоги, агрономы, управляющие свободными имениями, не подходящие под определение «свободных профессий». Среди задач, поставленных автором в книге, — нарисовать «экономические, бытовые и психологические условия, в которых нарождалась и существовала крепостная интеллигенция, указать её роль и значение в отдельных отраслях науки и искусства...» [10, с. 7]. Однако в «общем очерке», с которого начинается книга, не раскрываются должным образом проблемы создания крепостной интеллигенции и предпосылки её порождения. Достоинство работы — большое количество привлечённого материала. В работе изложены биографии 44 крепостных, а также характеризуются некоторые сферы деятельности крепостных интеллигентов — театр, музыка, изобразительное искусство.
Творчество крепостных художников (Кипренского, Сазонова, Тропинина, Уткина, Воронихина) рассматривает в книге «Крепостной Петербург пушкинского времени»
A. Г. Яцевич. Автор полагает, что крепостное крестьянство дало больше талантливых художников, чем литераторов.
Среди работ, посвящённых крепостным архитекторам, выделяется книга С. В. Без-сонова «Крепостные архитекторы». Исследователь подчёркивает огромную роль крепостных мастеров в формировании архитектурных стилей России конца XVIII — первой половины XIX века [4].
В расцвете советского времени, в 1962 году, появляется книга «Таланты в неволе»
B. В. Познанского. Особое внимание в книге автор уделяет истории крепостного театра Шереметева и деятельности крепостных художников в селе Архангельском [11].
К последней наиболее серьёзной исследовательской работе относится монография М.Д. Курмачевой «Крепостная интеллигенция России во второй половине XVIII — начале XIX века». В монографии полноценно рассматривается историография, посвящён-ная крепостным интеллигентам. Впервые в книге уделяется внимание рассмотрению письменного творчества крепостных, до этого мало изученного. В научный оборот вводятся малоизвестные и неизвестные произведения крепостных авторов, поднимающие проблемы социально-экономического и политического развития России и имеющие антикрепостническую направленность. Также Курмачева пополняет накопленную фактологическую базу по этой теме именами представителей научно-технической крепостной интеллигенции. Небольшим недостатком монографии является то, что вся книга базируется на основе марксистко-ленинской концепции, автор часто цитирует труды В. И.
Ленина, поэтому работа кажется идеологически перегруженной. Творчество крепостных рассматривается через призму классового противостояния [13].
В историографии валено отметить и диссертационные исследования, посвящённые теме крепостной интеллигенции.
Диссертация Е. В. Гаккель «Крепостная интеллигенция в России во второй половине XVIII — начале XIX века» содержит большое количество фактологического материала. Автор показывает численность интеллигенции, направление и характер её деятельности, культуры. Большая часть исследования посвящена вопросу участия крепостной интеллигенции в революционно-освободительной движении.
Среди современных диссертационных работ валено отметить работу А. С. Агафоновой «Творчество крепостных как социокультурный феномен в худолсественной культуре России XVIII — первой половине XIX века». В диссертации автор ставит вопрос о проблеме социальной детерминации творчества крепостных, рассматриваются основные виды творчества крепостных, раскрываются формы проявления социальной драмы крепостных. В целом работа отвечает заявленной теме диссертации [1].
Итак, можно сделать вывод, что история крепостной интеллигенции не получила долленого освещения. Недостаточно разработана проблема формирования крепостной интеллигенции. Наиболее изученными до сих пор остаются только некоторые виды творчества крепостных интеллигентов. Однако не в полной мере рассмотрена деятельность крепостных учёных, крепостных цирков и крепостного балета. Не исчерпывающе раскрыто значение крепостной интеллигенции как историко-культурного явления. Тема нулсдается в дальнейшем исследовании.
Примечания
1. Агафонова а. с. Творчество крепостных как социокультурный феномен в художественной культуре России XVIII — первой половине XIX века : дис. ... кандидата исторических наук. Москва, 2002. 166 с.
2. Барсуков н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина : в 22 т. Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюле-вича, 1888—1910.
3. Безсонов П. А. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, её народная песня и родное село Кусково.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
Москва : Катков и К°, 1872. 102 с.
4. Безсонов С. В. Крепостные архитекторы. Москва : Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1948. 143 с.
5. Бескин Э. Крепостной театр. Ленинград : Кинопечать, 1927. 31 с.
6. Гаккель Е. В. Крепостная интеллигенция в России во второй половине XVIII — начале XIX века : дис. ... кандидата исторических наук. Москва, 1958. 387 с.
7. Дынник Т. Крепостной театр. Москва : Academia, 1933. 327 с.
8. Евреинов Н. Н. Крепостные актёры. Ленинград : Кубуч , 1925. 127 с.
9. Игнатович И. И. Помещичьи крестьяне накануне освобождения. Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1910. 310 с.
10. Коц Е. С. Крепостная интеллигенция. Ленинград : Сеятель, 1926. 234 с.
11. Курмачева М. Д. Крепостная интеллигенция России во второй половине XVIII — начале XIX века. Москва : Наука, 1983. 352 с.
12. Аеткова Е. Крепостная интеллигенция // Отечественные записки. Санкт-Петербург. 1883. № 11. С. 158—198.
13. Познанский В. В. Таланты в неволе. Москва : Учпедиз, 1962. 124 с.
14. Сакулин П. Н. Крепостная интеллигенция // Великая Реформа. Москва, 1911. Т. 3. С. 66—104.
15. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II : в 2 т. Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1903. Т. 1. 682 с.
16. Шереметев С. Татьяна Васильевна Шлыкова. 1773—1863 // Русский архив. 1889. Кн. 1. Вып. 3. С. 506—522.
17. Шамурина З. Крепостные театры. Москва : Всеросс. ком. помощ. инвалидам, 1923. 15 с.
18. Щепкин М. С. Записки. Письма. Москва : Искусство, 1864. 213 с.
19. Яцевич А. Г. Крепостной Петербург пушкинского времени. Ленинград : Пушкинское общество, 1937. 232 с.
Эстетические Аспекты профессионального
и люБительского искусства
УДК 379.8:18
Н. О. Кабурнеева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются эстетические аспекты профессионального и любительского искусства. Автор убедительно доказывает, что современное любительское, художественное творчество, имеющее своим «ядром» бытовое искусство, есть явление многогранное и многоликое, полное внутренней динамики, реализованных и скрытых возможностей.
ключевые слова: эстетические аспекты, профессиональное искусство, любительское искусство.
N. O. Kaburneeva
Moscow State University of Culture and Arts
ESTHETIC ASPECTS OF PROFESSIONAL AND AMATEUR ART
The article deals with the aesthetic aspects of professional and amateur art. The author argues persuasively that the modern recreational, artistic creation, which has its "core" domestic arts — a multifaceted phenomenon and many-sided, full internal dynamics, implemented and hidden features.
Keywords: aesthetic aspects, professional art, amateur art.
88
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 88-92