Москва : Катков и К°, 1872. 102 с.
4. Безсонов С. В. Крепостные архитекторы. Москва : Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1948. 143 с.
5. Бескин Э. Крепостной театр. Ленинград : Кинопечать, 1927. 31 с.
6. Гаккель Е. В. Крепостная интеллигенция в России во второй половине XVIII — начале XIX века : дис. ... кандидата исторических наук. Москва, 1958. 387 с.
7. Дынник Т. Крепостной театр. Москва : Academia, 1933. 327 с.
8. Евреинов Н. Н. Крепостные актёры. Ленинград : Кубуч , 1925. 127 с.
9. Игнатович И. И. Помещичьи крестьяне накануне освобождения. Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1910. 310 с.
10. Коц Е. С. Крепостная интеллигенция. Ленинград : Сеятель, 1926. 234 с.
11. Курмачева М. Д. Крепостная интеллигенция России во второй половине XVIII — начале XIX века. Москва : Наука, 1983. 352 с.
12. Аеткова Е. Крепостная интеллигенция // Отечественные записки. Санкт-Петербург. 1883. № 11. С. 158—198.
13. Познанский В. В. Таланты в неволе. Москва : Учпедиз, 1962. 124 с.
14. Сакулин П. Н. Крепостная интеллигенция // Великая Реформа. Москва, 1911. Т. 3. С. 66—104.
15. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II : в 2 т. Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1903. Т. 1. 682 с.
16. Шереметев С. Татьяна Васильевна Шлыкова. 1773—1863 // Русский архив. 1889. Кн. 1. Вып. 3. С. 506—522.
17. Шамурина З. Крепостные театры. Москва : Всеросс. ком. помощ. инвалидам, 1923. 15 с.
18. Щепкин М. С. Записки. Письма. Москва : Искусство, 1864. 213 с.
19. Яцевич А. Г. Крепостной Петербург пушкинского времени. Ленинград : Пушкинское общество, 1937. 232 с.
Эстетические Аспекты профессионального
и люБительского искусства
УДК 379.8:18
Н. О. Кабурнеева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются эстетические аспекты профессионального и любительского искусства. Автор убедительно доказывает, что современное любительское, художественное творчество, имеющее своим «ядром» бытовое искусство, есть явление многогранное и многоликое, полное внутренней динамики, реализованных и скрытых возможностей.
ключевые слова: эстетические аспекты, профессиональное искусство, любительское искусство.
N. O. Kaburneeva
Moscow State University of Culture and Arts
ESTHETIC ASPECTS OF PROFESSIONAL AND AMATEUR ART
The article deals with the aesthetic aspects of professional and amateur art. The author argues persuasively that the modern recreational, artistic creation, which has its "core" domestic arts — a multifaceted phenomenon and many-sided, full internal dynamics, implemented and hidden features.
Keywords: aesthetic aspects, professional art, amateur art.
88
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 88-92
Своеобразие современных форм искусства, прежде всего, осознается с помощью традиционных категорий культуры. Точно так лее традиционная концепция видов и жанров искусства не включает обычно в свои пределы эту новую реальность искусства. В результате дело не идёт дальше эмпирической констатации чисто фактического своеобразия «того» или «иного» вида искусства.
Однако традиционные категории эстетики оказываются недостаточными для систематического определения сущности и специфики культуры того или иного народа. Дело в том, что в своей исторически обусловленной определённости различные виды искусства сложились как категории, обобщающие опыт высокого искусства. В итоге, за границами существующей системы видов и жанров искусства эстетика определена и санкционирована академической (учёной) эстетикой в значении некой единственной и безусловной нормы художественной культуры. При этом за границами этого понимания остаётся огромная область самодеятельного искусства или, точнее, художественного творчества.
Критикуя «своеобразный профессиональный аристократизм музыкантов-теоретиков», Б.Асафьев писал, что «выработался взгляд: народная песня в прошлом, и теперь все, что делается вне так называемого художественного творчества, — низменно и тривиально» [1, с. 20].
М. М. Бахтин считал, что «один из существенных недостатков современного литературоведения состоит в том, что оно пытается уложить всю литературу... в рамки официальной культуры» [2, с. 484].
Методологический смысл приведённых высказываний сводится к тому, что ну ясно отказаться от традиционного подхода, ибо реальный мир искусства с его многообразием и динамизмом обнаруживает способность развиваться не только по законам системы оригинальных искусств, но и формировать у населения полноценное художественное восприятие.
Справедливость этого положения представляется неоспоримой, однако до сих пор недостаточно прояснено его позитивное теоретическое значение. Поэтому целесообразно, прежде всего, определить фольклор и вслед за ним весьма представительную часть художественной самодеятельности (любительство) как проявление искусства в бытовом, а не специфически художественном облике. Также валено обратить внимание на неправомерность полного отождествления своеобразия бытовой художественно-самодеятельной культуры с прикладным искусством. Ведь прикладное художественное творчество, выражающее интенцию воссоединения искусства и быта, имеет своей исходной эстетико-культурной предпосылкой признание их несомненного и принципиального отличия друг от друга. Отсюда актуальная проблематичность внедрения художественной культуры в жизнь, решаемая эстетикой прикладного искусства. в этом и есть суть единства различных видов искусства и быта. Следовательно, прикладное искусство может быть включено в общий реестр тогда, когда произойдёт окончательная дифференциация на искусство и быт. Да и многие явления художественно-творческой культуры не знают категориального разделения на искусство и быт. Искусство здесь просто немыслимо в своей отдельности и обособленности от быта, но уже изначально составляет с ним одно целое. Их единство имеет непосредственный характер. Это так называемое естественное, или синкретическое, единство искусства и быта, являющееся основой первичных форм искусства.
Следовательно, молено утверждать, что типологические особенности первичных форм художественной культуры неотделимы от сложного процесса формирования конкретных жизненных потребностей и активно входят в образование и устроение быта.
Безусловно, всякое подлинное искусство жаждет проникнуть в жизнь и практически удостоверить своё актуальное и органиче-
ское единство с ней. В отличие от эстетически специализированного искусства, произведения которого обладают высокоорганизованной и завершённой формой, бытовое искусство может осуществить себя как форму только лишь «здесь» и «сейчас». Все это обеспечивается специальной жизненной ситуацией, целостностью его эстетико-культурного организма.
Осуществляя непосредственный контакт с действительностью, художественно-бытовое творчество отражает многообразные духовные потребности населения. Этот тип художественного творчества может принимать простые или сравнительно развитые формы, но главное то, что оно родом из быта и сохраняет характерные черты «реалистичности» социума. Бытовые определения этого типа искусства суть своеобразные и принципиальные определения его эстетики и морфологии. Бытовая художественная культура не делает сколько-нибудь последовательного и чётного различия между эстетикой жизни и эстетикой искусства.
Обращаясь к самым различным сторонам и граням быта, осваивая самые разнообразные материалы и техники, бытовое искусство расширяет социоприродную стихию жизни до стихии красоты, органично входит в жизнь и способствует её расцвету. Поэтому молено сказать, что эстетика бытового искусства входит и в эстетику самой действительности.
Современное любительское художественное творчество, имеющее своим «ядром» бытовое искусство, явление многогранное и многоликое, полное внутренней динамики, реализованных и скрытых возможностей. Любительское художественное творчество имеет всепроникающее значение, ибо пронизывает домашний и общественный быт. Она разнохарактерна и разномасштабна в своих конкретных проявлениях. Дворец культуры, клубная сцена и театрально-концертные залы, выставки, смотры, фестивали, от местных и до международных, — вот амплитуда социально-культурной практики любительского художественного творчест-
ва, его непосредственных контактов с публикой — творящей и созерцающей. И в век технических средств массовой коммуникации — печати, кинематографа, радио, телевидения — сфера влияния любительского художественного творчества становится практически неограниченной.
Если дифференцировать любительское, художественное творчество по признаку художественного формообразования, то оно становится явлением, связанным с эстетикой бытового искусства, восходящего к фольклорной традиции (порой они далее идентифицируются с ней). В верхних пластах обосновываются разнообразные виды и жанры «надбытового», или эстетически специализированного, искусства. Здесь вполне правомерной оказывается классификация по видам и жанрам, принятая в современной эстетике.
Бытовое искусство, будучи не только генетически, но и типологически первичной формой художественной культуры, продолжает полнокровно существовать и развиваться в условиях, когда уже в самом любительском художественном творчестве получили признание всевозможные видовые и жанровые характеристики «высокого» искусства. Это объясняется тем, что художественно-бытовому творчеству всегда была присуща гораздо большая по сравнению с эстетически специализированным искусством степень доступности.
Самой массовой формой любительского художественно-бытового творчества были и остаются праздники, обряды, ритуалы, церемониалы, торжественные процессии, демонстрации, карнавалы (бытовые, политические, индустриальные), народные гулянья, маскарады, слёты и спартакиады, инсценировки на открытом воздухе.
Праздники и зрелища, как правило, строятся по методу театрализации и представляют собой сложные структурные образования, отчасти синтетические, отчасти синкретические. Различие между синкретизмом и синтезом имеет существенное значение. Синтез — это единство, восстановленное из
различия (в данном случае — различия искусства и быта); синкретизм — это «естественное единство», исключающее момент завершённой дифференциации (в частности — дифференциации быта и искусства) и изнутри структурно ещё не расчленённое.
Указанные характеристики позволяют глубже понять действительную сущность и природу не только театрализованного действа, но и вообще художественно-бытового творчества в его отличии от эстетически специализированного искусства. Художественно-бытовое творчество характеризуется всегда большей или меньшей степенью культурной — семантической, психологической, морфологической — невыделенно-стью искусства из жизни в качестве организованной на более сложных основаниях и кристаллообразно оформленной театральности, музыкальности, словесности, изобразительности и т.д. Соединяя искусство и жизнь, самодеятельное художественно-бытовое творчество в самих своих глубинных основаниях в той или иной мере остаётся на почве «быта» и «бытийственности», является органической частью обще-жизненной среды, ситуации, события. Социокультурная ситуация и эмпирическая реальность в художественно-бытовом творчестве не разделены эстетической рефлексией с такой степенью последовательности и категоричности, к какой взывают опыт и традиции высокого искусства. Отсюда совершенно особая стихийная эмоциональность, присущая художественно-бытовому творчеству. Поэтому в художественно-бытовом творчестве целесообразно говорить не столько об исполнителях и зрителях, сколько об «участвующих» и «неучаствую-щих». Необычайная близость между «игровым» и «реальным» планом, их своеобразная сопредельность и контактность, предполагающая динамику взаимных переходов, делает, в принципе, всех реальными или потенциальными участниками праздничного массового действа.
Современные праздники с реконструкцией театрализованных массовых действ и иг-
рищ обладают самостоятельной культурной ценностью и необходимостью. Все они имеют своеобразную режиссуру, которую молено назвать режиссурой праздников и театрализованных представлений, характерный для неё детально разработанный план сюжетного и декоративного оформления зрелищного действа, тщательно продуманные приёмы его эмблематики и символики.
В профессиональном искусстве также обнаруживается круг явлений, сходных по своим общим эстетико-культурным признакам с любительским художественным творчеством: с «авторскими песнями» городского быта и народной «индивидуальной» поэзией. Сегодня это — часть так называемой массовой культуры, которая близка нам генетически, но оказалась ещё не до конца осознанной.
Для обозначения различных проявлений современного любительского художественно-бытового творчества отечественные искусствоведы зачастую пользуются термином «народная художественная культура».
А. Д. Жарков справедливо отмечает, что «народная художественная культура не ограничивается фольклором и народным декоративным искусством в их традиционном смысле как формами коллективного канонического искусства. Понятием "народная художественная культура" интегрируются разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоёв и групп. В процессе своего исторического развития она во все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности (в широком значении этого понятия)» [3, с. 384—385].
Все это — оригинальные проявления народной художественной культуры.
Однако любительское художественно-бытовое творчество, точно так же как её действительная антиномия — категория эстетически профессионального искусства, отсутствует в системе рассуждений исследователей, пишущих об искусстве в целом. Вследствие этого возникают разного рода терминологические недоразумения.
Итак, народная художественная культура включает в себя любительское художественно-бытовое творчество, которое может быть как любительским, так и профессиональным (ремесленным). Для Нико Пиросмани, Марии Примеченко, Катерины Белокур, Ганны Собачко-Шостак живопись стала профессией (ремеслом) — это общеизвестный факт. Поэтому категориально и терминологически его следует, по нашему мнению, противопоставить непрофессиональной художественной деятельности.
Кроме этого, художественно-бытовое творчество любителей — не альтернативное, а исходное определение рассматриваемой разновидности искусства. Оно не только не отменяет других определений искусства, но, напротив, с необходимостью предполагает их. Определений может быть столько, сколько сторон, свойств, связей у самого предмета. Более того, художественно-бытовое творчество любителей помогает понять, в каком смысле примитивна и наивна указанная разновидность искусства.
Примечания
1. Асафьев Б. В. Избранные труды : в 5 т. Москва, 1957. Т. 5.
2. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Москва, 1975.
3. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012.