Научная статья на тему 'Формирование русского театрального искусства'

Формирование русского театрального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1520
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование русского театрального искусства»

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

А.С. АГАФОНОВА, ст. преподаватель кафедры Мировой и отечественной культуры

Театральное искусство с момента своего возникновения заняло важное место в обществе. Во все времена театр имел силу воздействия на общество, находился с ним в диалоге. Вокруг театра постоянно формировалась наша художественная духовная интеллигенция. Молодёжь получала образование в университете и театре. Студент университета не мог вполне считаться студентом, если он не изучил балет и не принял участия в борьбе каких-нибудь театральных партий. Какое-то время театры восполняли то, что заслонял тоталитарный бюрократический режим. Театральная культура напоминала, что есть и другая, одухотворённая, глубокая, с иными мыслями и ценностями жизнь. И в настоящее время театр старается воздействовать на зрение, слух и чувства, вызывая сопереживания, сострадания, чтобы мысль получила отклик у зрителя. Но прежде, чем театральное искусство стало таким, каким мы его знаем, оно прошло многовековые процессы своего становления.

Происхождение театра у всех народов связано с некоторыми традициями, а именно: с обрядовой, праздничной культурой, магическими действиями и священными ритуалами. Европейский театр имеет более длинную историю, чем отечественный. Тогда, как в Риме и Греции, всем были известны трагедии Эсхила и Софокла, русским эти имена ничего не говорили, а слово трагедия вообще было непонятно. Театральные действия называли комедией, позорищем* или потехой. Позорище означало прилюд-

Слово «позор» не имело отрицательного значения, за основу брался корень - зор-, а слово соответствовало значениям «смотреть», «видеть». Например, в произведении М.Ю. Лермонтова есть такие строчки: «Как на площади народ собирается, заунывный гудит-воет колокол... И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною...» [1]. Речь идёт о казни при большом стечении народа, то есть о позорной казни, что являлось знаком уважения к осуждённому.

ный просмотр действия, а потеха- доставление удовольствия. Именно от слова «потеха» первых актёров звали потешниками, театральные здания - «потешными палатами» и первое войско Петра I- «Потешное», так как оно было создано для забавы.

Отечественное театральное искусство начинается с народного театра, к которому относятся праздничные представления, сценки ряженых, выступления с «учёным» медведем, игрища. В нашей культуре (IX-XI вв.) ещё не было такого символичного животного, как лев. Поэтому в то время его заменял медведь, считающийся магическим животным. Этим часто пользовались хозяева зверя, например, они охотно с помощью медведя «лечили» больных, пророчили здоровье тому, кто прикоснётся к медведю или пустит к себе ночевать хозяина с медведем. Народные игрища нельзя назвать профессиональным театральным искусством, в игрище нет деления на актёра и зрителя, в нём участвуют все. Но здесь присутствует элемент театра- ряженье, переодевание, костюм ряженых, который назывался «рожа», «харя». Характерным было ряжение медведем, козой, конём, журавлём и покойником. Из народного театра вышли колядки, колядование, смысл которого магическое гадание, обеспечивающее богатый урожай. Очень точно этот обряд описан в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, Которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остаётся дома колбасу или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки... Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому» [2].

В недрах народного театра зародилось скоморошество - странствующие актёры, комедианты, музыканты, танцоры, фокусники и дрессировщики - популярное в XI - XVII вв. Впервые о них упоминается в летописи в 1068 г. Название «скоморох», скорее всего, происходит от слова «морочить», Скомороший промысел ассоциировался с магией, колдовством. Считалось, что они поддерживают дружественные отношения с чёртом. Подтверждением тому служит русская пословица: «Бог сотворил попа, а чёрт - скомороха» [3]. Церковнослужители выступали против их искусства, потому что в момент их представления церкви пустовали. Преследования церкви также связаны с римской традицией. В Риме в 1У-У вв. осуждалось актёрское мастерство, считалось, что актёры являются прислужниками сатаны, а сам театр - пристанище демонов. Поэтому в Риме актёрским искусством занимались только рабы или вольноотпущенные, а римлянин, уличённый в актёрском деле, лишался права называться римским гражданином. Такое отношение было перенято византийскими церковниками, а затем и священнослужителями Руси. Скоморохов можно назвать первыми профессиональными актёрами, которые своим ремеслом зарабатывали себе на жизнь. Скоморошество очень многожанровое явление: выступающие разыгрывали сценки, пели, играли на гуслях и гудке, обучали животных. Искусство скоморохов дожило до наших дней, отразившись в праздничных увеселениях.

Сменил скоморошество такой вид театрального искусства, как кукольный театр, известный в нашей стране с 70-х годов XVII века. В эти годы распространён кукольный театр «Вертеп». Название имеет библейский смысл и связано со словом «вертоп» - пещерой, где родился Христос. С помощью кукол разыгрывался рассказ о рождении Иисуса Христа. Постепенно религиозный сюжет отошёл на второй план, вытесненный бытовыми сценками. В первой половине XVIII в. становится популярным театр Петрушки, название которого связано с именем известного шута царицы Анны Иоановны Пьетро

Миро, он же Петруха, Петрушка. Особенность этого театра заключалась в том, что Петрушка мог говорить всё что угодно. Внешне Петрушку всегда можно было отличить от других кукол: огромный нос, горб, выступающий подбородок, колпак на голове, как правило, красная рубаха. К тому же, у этой куклы был высокий, писклявый, дребезжащий голос, который достигался с помощью специального инструмента- пищика. Помимо этого, Петрушка был самой драчливой куклой, что заметил H.A. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Комедия не мудрая, однако, и не глупая, Хожалому, квартальному не в бровь, а прямо в глаз!» [4] Почти в каждой сценке с Петрушкой, присутствует насилие с его стороны: «Ты зачем дерёшься?» - спрашивает его солдат в рассказе «Петрушка и солдат», или «Дам тебе по-питерски раз», - говорит Петрушка, избивая немца в представлении «Петрушка и немец» [5].

Наряду с кукольным театром в конце

XVII в. открываются театры, в которых играют люди. Первый придворный театр «Комедийная храмина» был создан в 70-е годы под руководством Иогана Грегори. Здесь, в спектаклях, были задействованы немецкие актёры. Надо упомянуть, что женщин-актрис в то время ни в Европе, ни в России не было. Если бы женщина появилась на сцене, её могло ждать серьёзное наказание. Ещё один театр открывается на Красной площади, опять же под немецким руководством, театр Иогана Кунста и Отто Фюрста. Вместе с тем, по всей стране успехом пользуются театры «охочих комедиантов», возникновение которых связано с всплеском театрального любительства. Такие театры за короткий срок становятся массовым явлением, и именно они сформировали «сословие» театральных зрителей. У «охочих комедиантов» не было специальных помещений, поэтому актёры играли в любом, пригодном для этого, месте. Помимо рассмотренных театров зрителей в

XVIII в. привлекают всевозможные театрализованные и карнавальные развлечения, например «Ледяной дом». Это зрелище, связанное со свадьбой калмычки-шутихи Бужени-

новой и шута Голицына, устроила императрица Анна Иоановна 17 февраля 1740 г. Для новобрачных и гостей академик Крафт выстроил ледяной дворец, размером 10 метров в ширину и 6 метров в высоту, в котором, весь интерьер был изо льда, были даже ледяной сад, ледяная баня и ледяные пушки, палящие ледяными ядрами. Свадьба не исчерпывалась этим ледяным великолепием, также состоялся большой этнографический маскарад с участием представителей различных народностей, приезжающих на оленях, ослах, свиньях и других животных. Всевозможные карнавальные зрелища, маскарады и театры «охочих комедиантов» подготовили почву для создания профессионального театра.

XVIII в. стал важным рубежом в театральной культуре, потому что 30 августа 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии первого национального, публичного театра. Эта дата считается началом истории русского профессионального театра. Возглавили этот театр актёр Фёдор Григорьевич Волков и драматург Александр Петрович Сумароков. Уже в 1763 г. театр лишился своих руководителей, но он не закрылся, как произошло бы ранее, а смог существовать независимо от них, то есть был достаточно жизнеспособным. Театр начал занимать значимое место в общественно-культурной жизни, театральный репертуар становился предметом обсуждения в печати, где высказывались пожелания создавать национальную драматургию, которая отражала бы русскую жизнь и историю. Параллельно с профессиональным театром развиваются театры, сыгравшие не последнюю роль в формировании отечественного театрального искусства - это крепостные театры.

Крепостные театры создавались дворянами, которые устраивали спектакли в родовых усадьбах, а в качестве актёров привлекали своих крепостных крестьян. В начале XVIII в. дворяне начали получать хорошее образование, в последней трети века смогли познакомиться с европейским Просвещением, в начале XIX в. эстетические взгляды дворянства складывались под воздействием учения русских просветителей, идеи которых

широко распространялись через литературу. Дворяне, верящие в прогресс, разум, науку, просвещение, ставили своей целью пропагандировать и развивать самостоятельное национальное искусство, выдвигали вопросы народности и самобытности искусства, сами стремились освоить фольклор и народное творчество. Образованность в сочетании со свободой передвижений привели дворянство к созданию уникальной усадебной культуры. А в лоне усадебной культуры и родился крепостной театр, превосходивший часто по постановкам профессиональную сцену. Дворяне, по разным причинам: выделиться, самореализоваться, не быть хуже других, получить прибыль или по словам Ю.М. Лотмана «любительские и домашние театры, как и приобщение к профессиональному театру, воспринимались как уход из мира условной и неискренней жизни «света» в мир подлинных чувств и непосредственности» [6], отстраивают в своих поместьях театры, готовят крепостных, находят репертуар и приглашают зрителей. Владельцы усадеб воспринимали театр как некое ритуальное действо. Театр создавался практически в каждом имении, как пишет исследователь усадебной жизни Е.Э. Спрингис: «Не следует забывать, что хозяева почти ежегодно проводили в любимом имении около полугода - все тёплые месяцы, с особым тщанием обустраивая свою летнюю резиденцию. Большой удобный дом, разбитый в новом пейзажном стиле парк, украшенный всевозможными постройками и, наконец, непременные, в соответствии со стилем усадебной жизни конца XVIII века, театр и оркестр, состоявшие из крепостных людей»[7]. На профессиональном уровне развивалось театральное искусство в усадьбах графов Шереметевых, Останкино и Кусково, куда специально приезжали смотреть на игру Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, танец Татьяны Шлыковой-Гранатовой и слушать музыку Степана Дегтярёва, в усадьбе Архангельское князя Н.Б. Юсупова, куда стремились попасть на спектакли с участием певицы Анны Боруновой и балерины Анны Рабутовской, в усадьбе Люблино, принадлежащей помещику H.A. Дурасову, крепостных

актёров которого пригласили выступать на императорскую сцену и во многих других имениях. Крепостные театры дрекратили своё существование с отменой крепостного права, но внесли определённый вклад в становление национального театра.

Таким образом, отечественное театральное искусство формировалось на протяжении многих столетий, постепенно подготавливая почву для профессионального театра. Начиная со второй половины XVIII в., театр стал трибуной, с которой выступали знаменитые актёры, и которая продолжает привлекать к себе новые поколения, новые генерации с новым мироощущением.

Литература

1. Лермонтов М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. -М.: Худож. лит., 1964. - С.20.

2. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. -М.: Худож. лит., 1982. - С.90.

3. Русские пословицы и поговорки. - М.: Худож.

' лит., 1988,-С.23.

4. Некрасов H.A. Кому на Руси жить хорошо. - М.: Правда, 1954.-С.32.

5. Русский фольклор. - М.: Олимп, 1999. - С.347, 349.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПБ.: Искусство, 1996.-С.190.

7. Спрингис Е.Э. К вопросу о взаимоотношениях господ и крестьян / В сборнике Русская усадьба. - М.: АИРО-ХХ, 1996. - С.250.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭСХАТОЛОГИИ АПОКРИФОВ

М.В. ФИЛАТОВ, ст. преподаватель кафедры Мировой и отечественной культуры

Рассматривая различные аспекты эсхатологии, хотелось бы обратить внимание на такой довольно мало изученный аспект, как эсхатология апокрифов. Мы традиционно изучаем тексты Св. Писания, абсолютно забывая о таком явлении, как апокрифы. Эти тексты не менее чем Библия оказали влияние на формирование христианской эсхатологии. Что же представляют собой эти источники?

Сам термин «апокриф» происходит от греческого слова «арокгурЬоБ» - «тайный или скрытый». Под этим термином понимались книги религиозного характера, но отличающиеся от официальной церковной доктрины. В своей «Патрологии» архимандрит Киприан дает следующую классификацию апокрифической литературы: 1. Апокрифические Евангелия (эта группа достаточно многочисленна). Тексты апокрифических Евангелий часто значительно отличаются от канонических, а также полны дополнительными фактами из жизни Иисуса Христа и его семейства. Вот названия некоторых наиболее известных апокрифических Евангелий: Евангелие Евреев, Евангелие Двенадцати, Египетское Евангелие, Евангелие Петра,

Евангелие Иакова, Евангелие Фомы, Евангелие Детства Иисуса, Евангелие Варфоломея, Евангелие Никодима.)

2. Апокрифические Деяния. К этому разделу будут относиться книги, освещающие жизнь и деятельность святых апостолов. Наиболее известные среди них: Деяния Павла, Деяния Петра и Проповедь Петра, Деяния Андрея, ряд документов, посвященных апостолу Иоанну, История Фомы, История Фаддея.

3. Апокрифические послания. Здесь выделяются: апокрифические послания апостола Павла: Послание к Лаодикийцам, Послание к Александрийцам, Третье послание к Коринфянам, Переписка Павла и Сенеки. Послания апостолов или Беседы Воскресшего Господа с учениками.

4. Апокрифические Апокалипсисы. (Этот раздел наиболее интересен в контексте данной работы.) Наиболее известными Апокрифическими апокалипсисами являются: Апокалипсис Петра, Апокалипсис Фомы, Апокалипсис Стефана (не сохранился до нашего времени), а также Пастырь Ерма [1].

5. Особо надо сказать об апокрифической литературе, известной по русским

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.