Научная статья на тему 'Некоторые аспекты эсхатологии апокрифов'

Некоторые аспекты эсхатологии апокрифов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
935
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты эсхатологии апокрифов»

актёров которого пригласили выступать на императорскую сцену и во многих других имениях. Крепостные театры дрекратили своё существование с отменой крепостного права, но внесли определённый вклад в становление национального театра.

Таким образом, отечественное театральное искусство формировалось на протяжении многих столетий, постепенно подготавливая почву для профессионального театра. Начиная со второй половины XVIII в., театр стал трибуной, с которой выступали знаменитые актёры, и которая продолжает привлекать к себе новые поколения, новые генерации с новым мироощущением.

Литература

1. Лермонтов М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. -М.: Худож. лит., 1964. - С.20.

2. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. -М.: Худож. лит., 1982. - С.90.

3. Русские пословицы и поговорки. - М.: Худож.

• лит., 1988,-С.23.

4. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. - М.: Правда, 1954.-С.32.

5. Русский фольклор. - М.: Олимп, 1999. - С.347, 349.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПБ.: Искусство, 1996.-С.190.

7. Спрингис Е.Э. К вопросу о взаимоотношениях господ и крестьян / В сборнике Русская усадьба. -М.: АИРО-ХХ, 1996. -С.250.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭСХАТОЛОГИИ АПОКРИФОВ

М.В. ФИЛАТОВ, ст. преподаватель кафедры Мировой и отечественной культуры

Рассматривая различные аспекты эсхатологии, хотелось бы обратить внимание на такой довольно мало изученный аспект, как эсхатология апокрифов. Мы традиционно изучаем тексты Св. Писания, абсолютно забывая о таком явлении, как апокрифы. Эти тексты не менее чем Библия оказали влияние на формирование христианской эсхатологии. Что же представляют собой эти источники?

Сам термин «апокриф» происходит от греческого слова «арокгурЬоэ» - «тайный или скрытый». Под этим термином понимались книги религиозного характера, но отличающиеся от официальной церковной доктрины. В своей «Патрологии» архимандрит Киприан дает следующую классификацию апокрифической литературы: 1. Апокрифические Евангелия (эта группа достаточно многочисленна). Тексты апокрифических Евангелий часто значительно отличаются от канонических, а также полны дополнительными фактами из жизни Иисуса Христа и его семейства. Вот названия некоторых наиболее известных апокрифических Евангелий: Евангелие Евреев, Евангелие Двенадцати, Египетское Евангелие, Евангелие Петра,

Евангелие Иакова, Евангелие Фомы, Евангелие Детства Иисуса, Евангелие Варфоломея, Евангелие Никодима.)

2. Апокрифические Деяния. К этому разделу будут относиться книги, освещающие жизнь и деятельность святых апостолов. Наиболее известные среди них: Деяния Павла, Деяния Петра и Проповедь Петра, Деяния Андрея, ряд документов, посвященных апостолу Иоанну, История Фомы, История Фаддея.

3. Апокрифические послания. Здесь выделяются: апокрифические послания апостола Павла: Послание к Лаодикийцам, Послание к Александрийцам, Третье послание к Коринфянам, Переписка Павла и Сенеки. Послания апостолов или Беседы Воскресшего Господа с учениками.

4. Апокрифические Апокалипсисы. (Этот раздел наиболее интересен в контексте данной работы.) Наиболее известными Апокрифическими апокалипсисами являются: Апокалипсис Петра, Апокалипсис Фомы, Апокалипсис Стефана (не сохранился до нашего времени), а также Пастырь Ерма [1].

5. Особо надо сказать об апокрифической литературе, известной по русским

сборникам апокрифических текстов.Сюда мы можем отнести Видение апостола Павла, Хождение Богородицы по мукам, Хождение Агапия в рай, Откровение Мефодия Патра-ского, Сказание Афродитиана и т.д.

Чем же отличается эсхатология апокрифов от традиционной библейской эсхатологии? Во-первых, большей детализацией образов и аспектов. Во-вторых, эсхатология апокрифов под другим углом рассматривает основные проблемы библейской эсхатологии. Так, в библейской эсхатологии мы выделяем три проблемы:

1. Проблема Богоизбранности и Мессианства.

2. Проблема гибели человека и цивилизации.

3. Проблема посмертного воздаяния.

Особый интерес в эсхатологии апокрифов будут представлять некоторые аспекты. Во-первых, образ Христа Спасителя. Во-вторых, образ ада и рая. Правда, надо отметить, что образ Рая не входит в круг эсхатологических тем, но на Руси образ места вечного блаженства тесно связан с идеей посмертного воздаяния. О них и пойдет речь в данной статье.

Образ Христа

Образ Христа является центральным для всей христианской литературы, как канонической, так и апокрифической. В отличие от канонического образа, Христос апокрифический будет более объемным персонажем. В апокрифах рассматривается более подробно жизнь Иисуса Христа. Ценность апокрифических сказаний в том, что они дают целостный образ Иисуса с момента рождения и до его смерти, а также и его существования после смерти. Известно, что в Новом Завете жизнь Христа в основном рассматривается с момента начала его проповеди. Апокрифы более полно освещают нам жизнь основателя христианства, начиная говорить о Христе с самого его детства. Этот период практически полностью выпадает из внимания канонических Евангелий. Евангелий о детстве Христа сохранилось несколько. Но самым авторитетным, к которому специалисты возводят все

остальные^ является евангелие Детства, или, как его еще называют, евангелие от Фомы. Само Евангелие появляется примерно во II в. н. э. Это был один из самых популярных апокрифов. Благодаря этому тексту перед нами предстает значительно отличающийся от канонического образ Христа. Мы видим перед собой великого Бога, который творит чудеса, оживляя даже неживые предметы. «Когда мальчику Иисусу было пять лет, играл Он у брода через ручей, и собрал в лужице протекавшую воду, и сделал ее чистой и управлял ею одним Своим словом. И размягчил глину, и вылепил двенадцать воробьев. И была суббота, когда Он сделал это. И было много детей, которые играли с Ним. Но когда некий иудей увидел, что Иисус делает, играя в субботу, он пошел тотчас к его отцу Иосифу и сказал: «Смотри, твой ребенок у брода, и он взял глину и сделал птиц, и осквернил день Субботний». И когда Иосиф пришел на то место и увидел, то он вскричал: «Для чего делаешь в субботу то, что не должно?!» Но Иисус ударил в ладоши и закричал воробьям: «Летите!» и воробьи взлетели, щебеча...» [2]. В этом фрагменте мы видим не просто Иису-са-пророка и Богочеловека, как учит нас официальное христианство, мы видим могучего Бога. Проводя аналогии с Ветхим Заветом, мы отмечаем, что такое чудо было по плечу только Яхве, который создал человека из глины и силой своего могущества оживил его. В апокрифической литературе Христос предстает грозным, всезнающим и часто карающим Божеством. Евангелие Детства изобилует рассказами о жестоком наказании, которому Иисус-ребенок подвергает своих врагов. Так Иисус поступил с сыном Анны-книжника: «...сын Анны-книжника стоял рядом с Иосифом, и он взял лозу и разбрызгал ею воду, которую Иисус собрал. Когда увидел Иисус, что тот сделал. Он разгневался и сказал ему: «Ты негодный безбожный глупец, какой вред причинили тебе лужицы и вода? Смотри, теперь ты высохнешь, как дерево, и не будет у тебя ни листьев, ни корней, ни плодов». И тотчас мальчик высох весь, а Иисус ушел в дом Иосифа» [3]. В другой раз Ии-

сус наказывает мальчика: «... Иисус шел через поселение, и мальчик подбежал и толкнул Его в плечо. Иисус рассердился и сказал ему: «Ты никуда не пойдешь дальше». И ребенок тотчас упал и умер» [4]. В этих двух фрагментах явно прослеживаются параллели с Ветхим Заветом. В первом эпизоде мы видим перед собой грозного Бога, карающего за разрушение своего творения. Второй эпизод тоже символичен. Согласно иудейской традиции прикосновение к Ковчегу Завета -обиталищу Бога - каралось последним смертью. Перед нами предстает не новозаветный милосердный Христос, а грозный карающий вселенский Бог. Более того, в ущерб христианскому догмату о двойной природе Христа в апокрифах ярче выписана божественная природа Христа. Если в канонических евангелиях Христос воспринимается прежде всего как Человекобог, то в апокрифической литературе он Богочеловек.

Иисус- добрый Бог. Он не только карает, но и воскрешает умерших (вспомним воскрешение болящих и воскрешение Лазаря). После целого ряда наказаний, вершимых Иисусом над людьми, Он, как бы осознав свою силу, начинает исцелять людей. Так, Он исцеляет поранившего себя соседа: «Через несколько дней юноша колол дрова по соседству, и топор упал и рассек ему стопу, и столько вытекло крови, что он совсем умирал. И когда раздались крики и собрался народ, Иисус также прибежал туда, и пробрался сквозь толпу, и коснулся раненной ноги, и тотчас исцелил ее. И Он сказал юноше: «Встань теперь и продолжай рубить и помни обо Мне» [5]. Затем мы видим исцеление слепого. Вначале Иисус ведет себя даже жестоко, но потом проявляет свое милосердие. Новый Завет говорит, что Христос «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости»; «Иисус же преуспевал в премудрости...» (Як. 2. 40, 52) [6]. По мысли же автора апокрифа, Иисус не «преуспевает в премудрости», а обладает ею с самого начала. «Отдавал Иосиф отрока также многим другим учителям, но ни един из них не был мудрее Его, но многие учились у него» [7].

Кульминацией же чудес апокрифического Христа становится исцеление пострадавших от Его слов: «...Дитя, рассмеялось громко и сказало: «Теперь пусть, то что ваше, Приносит плоды, и пусть слепые в сердце ■ своем узрят. Я пришел сверху, чтобы не проклясть их но призвать к Всевышнему, как повелел Пославший Меня ради вас».

«И когда Ребенок кончил говорить, тотчас, кто пострадал от Его слов, исцелились» [8]. После этого Христос предстает перед нами готовым к своей проповеди. Все последующие чудеса, которые он совершает, возвеличивают Его как Бога. Более того, апокрифическая литература в противовес канонической утверждает, что особую миссию Христа признают даже иудейские священнослужители. В апокрифе «О священстве Иисуса Христа» говорится: «Со времени построения храма в Иерусалиме обычай предписывал иудеям приставлять к храму двенадцать священников, ...И попросили его назвать имя того, кого он мыслит поставить вместо покойного священника, и он сказал: «Это сын плотника Иосифа, Иисус, Который, правда юн телом, но слова, жизнь и обычаи Его благи. Это полагаю, ясно как день и вам, и всем жителям Иерусалима». «...И как только он сказал это, прочие приняли названного им и на общем совете единодушно согласились назначить вместо покойного священника Иисуса» [9]. Это предание находит подтверждение и в апокрифе «Легенда о крестном древе»: «Случилось тогда умереть одному из священников клироса Божьей церкви. Звали его Маркеляом. Согласно же уставу этой церкви, нельзя служить литургию, пока не собирутся сорок священников. И были озабочены оставшиеся тридцать девять, кого же поставить им сороковым. Вот их имена: 1 -Лефтер, 2 - Меркелин, 3 - Уст, 4 - Зиот, 5 -Кондрат, 6 - Валериан, 7 - Руфин, 8 - Терентий, 9 - Иезекииль, 10 - Озия, 11 - Хази, 12 -Анфим, 13- Меронтим, 14- Саломон, 15-Валериан, 16- Дороди, 17- Принарх, 18-Агатоник, 19- Марсим, 20- Хрисогон, 21 -Агафоник, 22- Доротим, 23- Сикиот, 24-Теронтий, 25 - Малех, 26 - Кастор, 27 - Са-

ворион, 28- Миниги, 29- Паривасн, 30-Кирион, 31- Хрисиг, 32- Валерекин, 33-Амос, 34 - Салимол, 35 - Моисей, 36 - Аро-нион, 37 - Лук ион, 38 - Алирикон, 39 - Ав-син; сороковым же стал Иисус» [10]. Таким образом, согласно апокрифам Иисус был не просто проповедником, но посвященным в ритуалы Иерусалимского Храма. Правда, этот апокриф не вполне соответствует традиции. Так, например, события, которые свершаются в Иерусалиме, полны неточностей. Здесь четко прослеживается влияние греческой культуры. Как отмечает «Легенда о крестном древе», Иисус выполнял свои обязанности много лет. Во всяком случае, когда, согласно тексту, Христос был распят, Ему было шестьдесят лет. «Когда же Иисусу исполнилось шестьдесят лет, сбылось все, что написано в книгах пророков» [11].

Интересен образ Христа и на суде Понтия Пилата. В канонических текстах Пилат выступает довольно пассивным персонажем. Он и не хочет смерти Христа, но и не противится требованиям Синедриона. Апокрифическая литература создает образ жестокого римского чиновника, который ненавидит евреев и не может спасти праведника, а в конце жизни фактически становится христианином. Нам известно несколько апокрифов о Понтии Пилате: Акты Пилата (они включены в текст Евангелия от Никодима) и Обращение Пилата1. Здесь мы видим чудеса, которые творит Иисус перед Пилатом, например чудо со склонившимися римскими штандартами. Пилат безоговорочно верит Христу, но под давлением первосвященника Каиафы вынужден отдать его Синедриону. Христос здесь предстает перед нами милосердным Богом. Он прощает Пилата. А тот своей смертью искупает вынужденный грех: «Пилат же, придя на место казни, взмолился про себя: «Господи, не наказывай меня вме-

1 Есть еще один апокриф- Смерть Пилата, но здесь прокуратор выступает соучастником в казни Христа. Его обличает некая Вероника, а мстителем за Христа выступает сам римский император Тиберий. Но, как считают специалисты, это один из позднейших апокрифов, он датируется примерно IV в.

сте со зловредными евреями, ибо не схватил бы я Тебя, если бы не вынудил меня народ беззаконных иудеев, затеявших мятеж против меня. ... Не уничтожай меня за этот грех и не помни зла мне и рабе твоей Прокле, которая стоит рядом со мной в час моей смерти и которую Ты избрал для пророчества о том, что будешь Ты пригвожден к кресту. Не наказывай ее за мой грех, но помилуй нас и причисли к сонму праведников Своих». И как только кончил Пилат Молиться, раздался голос с неба: Благословляют тебя все колена и все отцы народов за то, что из- за тебя исполнились все пророчества обо Мне...

И как только префект отрубил голову Пилату, тотчас ангел подхватил ее. Жена его, Прокла, увидев приблизившегося и взявшего голову Пилата ангела, преисполнилась радостью и испустила дух. И была похоронена вместе мужем своим» [12]. Апокрифическую литературу традиционно будет отличать яростный антисемитизм. Мы видим антииудей-скую направленность некоторых апокрифов, которые встают в явную оппозицию Христу: «Нет для меня ни эллина, ни иудея». Но ненависть к иудеям не является продуктом средневекового общества. Еще в апокрифах заметны выпады против иудеев-слуг Дьявола, врагов Христа, а следовательно, и всего христианского мира. Надо отметить, что ненависть христиан к иудеям не была безответной. Так, существует ряд текстов, традиционно относящихся к апокрифическим, но еврейских по происхождению. В них Иисус представляется обманщиком и беззаконным человеком.

Особое место в неканонической литературе занимают апокрифы иудейского происхождения. Здесь мы не будем затрагивать канонические тексты иудаизма, такие как Талмуд и Мидраши. Речь здесь пойдет о довольно известных Тольдот Иешу (родословиях Иисуса). Также надо упомянуть труды Ал-Киркисани, Ибн Шапрута, Абу-л-Фатха и т.д. Хотя образ Христа здесь дается негативный (он выступает как лживый и хитрый колдун), но эти источники помогают нам лучше разобраться в родословии Иисуса Христа, а самое главное - здесь приводятся факты, уточняющие образ Мессии. Несмотря на явный анти-

христианский характер, эти тексты, хоть и косвенно, подтверждают реальность существования Иисуса Христа. Но при этом образ Христа всячески принижается. Например: «Родословие Иешу. Его мать Мириам, (дочь Анны) из Израиля. Она была обручена с человеком из царского рода, из дома Давида, по имени Иоханан. Он был законоведом и боящимся Неба (Бога). И захаживал в их дом один молодец, Иосиф, сын Пандиры, который положил на нее глаз. И вот однажды ночью в одну из суббот он внезапно явился в ее дом и нашел ее. Она подумала, что это ее обруч ни к Иоханан, потому что лицо его было скрыто; и устыдилась его. Он обнял ее, но она сказала ему: не трогай меня, ибо у меня месячные. Не... (обращая внимания на это) и не слушая ее слов, он овладел ею. От этого она забеременела [13]. Более того, даже чудеса Христа представляются как магия «нечистоплотного» уровня: «В святилище находился камень основания, который заложил Бог и на который Иаков возливал елей. На этом камне были написаны буквы, составляющие непроизносимое Имя, - а всякий, кто выучит его, сможет творить все, что пожелает. ...Огромная медная собака сидела на цепи, привязанная к двум железным столбам у жаровни, и каждый, кто входил вовнутрь и изучал эти письмена, только он выходил, собака лаяла на него так, что он тут же забывал написанное. Иешу же, войдя, выучил его (Имя) и /одновременно/ записал буквы на пергаменте, потом разрезал себе тело на бедре и спрятал пергамент в рану, не испытывая при этом боли, потому что заговорил кожу в этом месте. Когда он выходил назад, собака залаяла на него, и он забыл буквы, но когда пришел домой, он разрезал бедро, вынул свиток и /вновь/ выучил буквы» [14]. Именно после этого Христос и начинает творить чудеса.

Но особый интерес вызывает у нас образ Христа - Царя Славы, сошедшего в ад. Этот образ грозного владыки мира, побеждающего даже преисподнюю. Кстати, образ Христа, сошедшего во Ад, так популярный в христианстве, пришел к нам из апокрифов. В Новом Завете есть только упоминание о Со-

шествии Иисуса Христа в ад, а все подробности этого деяния известны нам по апокрифам. Об этом особенно подробно говорится в евангелии от Никодима. В сказании о Сошествии во ад окончательно формируется эсхатологический образ Христа - Царя Славы, сложившийся в апокрифической литературе. Именно благодаря чертам апокрифического Христа мы обязаны образу грозного Судии, который предстает перед нами в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Этот же образ напрямую связан с другим важным мифологическим образом - образом Ада, который не был четко разработан в канонической христианской литературе.

Образ Ада и Рая

Мифологический сюжет, связанный с Адом и Раем, абсолютно не был разработан в Новом Завете. Сегодняшними представлениями об этом мы обязаны исключительно апокрифической литературе. Здесь мы видим огромное количество апокрифов, рассматривающих адские мучения и говорящих о райском блаженстве. Первоначальными текстами здесь являются следующие: Сошествие во ад (оно было включено в евангелие от Никодима), О сошествии Иоанна Предтечи во ад. Деяния Фомы й особенно Хождение Богородицы по мукам.

В раннем христианстве не было разработанной концепции ада и рая. Адские муки неопределенны для грешников, а райские услады не могут быть известны праведникам. Только после II в. появляется необходимость детализировать картины ада и рая, т.к. в этот период воздаяние человеку стали ассоциировать с загробной жизнью.

Первоначальные представления об аде были отличными от последующих представлений. Так, например, в «Сошествии во ад» Ад выступает живым существом, который терзает мертвых. Сатана не являлся повелителем ада. Более того, Ад не только не союзник Сатаны, он даже изгоняет его из своих владений: «Услышав это, сказал Ад главному Сатане: «Исчезни от меня! Прочь иди от мест моих! Ибо если ты - могучий противник, борись с Царем славы. Что тебе (стоит справиться) с Ним?» И изгнал Ад Са-

тану от мест своих» [15]. Ад даже укоряет Сатану за его деяние (т.е. распятие Христа по наущению Сатаны): «Тогда Ад и старейшины адские, к Сатане обращаясь, неистово возопили к нему: «Разве ты - начальник погибели и царь пустыни, Вельзевул, поруганный ангелами Божиими, - враг правеоных? Зачем ты это сделал - пожелал Царя славы ко кресту пригвоздить? И думал, что Он умер, ... Смотри: уже Иисус сиянием Божества Своего прогнал всю смертную тьму, и прочные темницы разломил, и вывел прочь заточенных, освободил всех узников» [16]. Эта традиция долго удерживалась в средневековом искусстве. Очень часто средневековые художники изображали ад в виде страшного чудовища с разверстой пастью.

Образ Сатаны в данных апокрифах достаточно прост. Он не может узнать в Христе Бога, а когда узнает, то в ужасе пытается спрятаться. Ад же даже не хочет скрывать его:

«И напустился Ад на диавола:

- Трехголовый! Вельзевул! Придвер-ник ангельский! Сеятель болезней! Не говорил ли я тебе: не поборешь ты Его! Не остерегал лиг тем все и кончится, и что ты тогда станешь делать окаянный? Но ты меня не послушал! Так иди, если в силах, и бейся с Ним, я же помочь тебе уже не могу.

А окаянный диавол с плаче отвечал:

- Помилосердствуй, брат! Не отворяй врата, покуда Он не подступился! Потрудись для меня, хотя я и посрамлен» [17]. После того как Иисус спускается в ад, он низвергает власть Сатаны. Сатана отдается во власть Аду: «...проговорил Аду Царь славы: «Будет диавол под властью твоей на месте Адама во веки веков правеоным судом Моим» [18]. Затем Христос выводит ветхозаветных праведников из ада. В апокрифах мы видим не просто образ врага рода человеческого, но образ врага Бога. Правда, для достижения своих целей он пользуется услугами помощников. Таковыми оказываются евреи: «... диавол отправился к иудеям и обратил их против Иисуса; на шаг от них не отступая, наущая их распять Господа...» [19]. Мы видим явные

черты антисемитизма, который будут так или иначе прослеживаться практически во всех апокрифах. Даже Аду не приятны евреи, хотя, по мысли авторов апокрифов, они служат Сатане: «попробуй побороть Его и, если ты победишь, заключи Его здесь и царствуй с иудеями» [20]. Именно на базе подобных текстов складывается традиционный христианский антисемитизм, который привел к преследованию евреев в средние века. Образ Сатаны- властителя ада появляется только в средние века. Поскольку, как отмечалось выше, в раннем христианстве не было разработанного образа ада, а также четкого образа Сатаны, то именно апокрифам мы обязаны детализацией этих образов. Так как для человека всегда была актуальна идея посмертного возмездия, то авторы апокрифов и разрабатывают эту тему. Особенно ярко идея ада была разработана в апокрифе явно восточного происхождения и названного в славянском переводе «Хождением Богородицы по мукам». Это произведение было одним из популярнейших на Руси. В нем говорится о путешествии пресвятой Богородицы в сопровождении Михаила Архангела по аду. Здесь не только представляется широкий спектр наказаний для грешников, но разрабатывается особая нравственная шкала. Так согласно апокрифу, самыми тяжкими грехами считаются пребывание в язычестве, неверие, прегрешения против христианской морали, ростовщичество, сплетничество, лень в молитве, непочтительность к священнослужителям, клевета. Особо выделяются прегрешения священнослужителей: с точки зрения авторов апокрифа, прегрешения священнослужителей являются более тяжкими по сравнению с прегрешениями мирян.

Также этот апокриф интересен тем, что образ Пресвятыя Богородицы выписан более рельефно, чем другие персонажи. Богородица всегда ходатайствовала перед Иисусом Христом за людей. Именно образ заступницы за род человеческий мы и видим перед собой. В апокрифе рефреном звучат слова сострадания Богоматери всем грешникам, мучающимся в аду. Русским очень созвучен подобный образ Богородицы. У сла-

вян всегда особое почетное место занимал образ Богини- Великой Матери. Поэтому культ Богородицы становится столь распространенным. Но, помимо этого, славянская Великая Богиня-воплощение милосердия и кротости. Отсюда и популярность данного апокрифа. В тексте Дева Мария готова принять муку с грешниками: «И сказала Пресвятая архистратигу: «С единственной молитвой обращаюсь к тебе, пусть войду и я (к этим несчастным) и буду мучаться (вместе) с христианами, ведь называются детьми Сына моего «... (Богородица же) подняла руки свои к Благодатному (Отцу и) Сыну своему и сказала: «Помилуй, Владыка, грешных, которых я видела, ибо не могу терпеть (муки их). (Сделай так) - пусть и я буду мучаться вместе с христианами» [21]. Богородица уговаривает и Бога-Отца и Иисуса Христа помиловать грешников: «Я не должен вас помиловать, но сейчас по милосердию Отца Моего, который послал Меня к вам, и по молитве матери Моей, которая плакала много из-за вас,... вот даю Я вам, мучающимся день и ночь, отдых от Великого четверга до Святой Пятидесятницы, (чтобы) у вас был покой и (чтобы вы могли) прославить Отца, и Сына, и Святого Духа» [22]. Таковы были представления апокрифов об инфернальном мире.

Особо хотелось бы сказать об образе Рая. Как ни странно, но образ места блаженства мало интересовал верующих. Мы встречаем очень немного описаний райских кущей. Не исключение и древние апокрифы. Фактически о Рае упоминается только в Книге Еноха, в Видении Исаеве и Хождении Агапия в рай. Все остальные источники больше говорят об устройстве небес, а не о месте блаженства. В апокрифической литературе сложилось две тенденции в представлении о Рае:

- первая воспроизводится в Книге Еноха и Видении Исаеве. Здесь Рай определенно ассоциируется с Небесами и имеет многоярусную структуру. Эти апокрифы восходят к Ветхозаветной традиции, поэтому описание Рая здесь будет более аллегоричным, чтобы соответствовать мифологии Вет-

хого завета: «И взяли меня мужи те, и возвели на третье небо, и поставили среди рая... Посреди места того росло древо жизни, на котором почивает Бог, когда входит в рай... Оно отовсюду златовидно, красно, огнеобразно и покрывает собой весь рай. Оно сочетает достоинства всех растущих деревьев и плодов. Корень его находится в раю, у выхода на краю земли. Рай же лежит между тлением и нетлением. Из-под корня выходят два источника: один источает мед и млеко, а другой елей и вино... Триста светлейших ангелов охраняют рай и своим немолчным пением денно и нощно Служат Господу» [23]. Откровение Исаево уделяет больше внимания тому, кто населяет Рай: «И когда взошли мы на седьмое небо, увидел я там дивный неисповедимый свет, бесчисленных ангелов и праведников. Увидел и других, сбросивших плотские одежды и облачившихся в возвышенные. И стояли они в славе великой... [24]. Единственное разногласие о местонахождении Рая заключается в том, что согласно Еноху Рай расположен на третьем небе, а согласно Исайе - на седьмом. Обычно апокрифы разделяют сферу небес на семь ярусов, а над ними, согласно Исайе, находится местопребывание Единого и Неназываемого Бога;

- по второй тенденции Рай представляется земным садом. Именно так он описывается в Хождении Святого Агапия в Рай. В этом апокрифе преподобный Агапий посещает Рай, который находится на земле. В противовес ветхозаветной традиции путешествие Агапия напоминает более распространенные и популярные в славянском мире анабасисы (путешествия). Именно на таких текстах строится сакральная география русской духовной традиции. Само описание Рая можно разделить на две части. Первая - непосредственно описание райского сада: «Агапий же пробудился от сна и, ... отдохнувшим пришел в некоторые места, где цвели различные цветы, было обилие различных плодов. Их же не видел никто и никогда. И сидели птицы на вершине деревьев там, одетые в различные оперенья. И как золото перья имели они. Одни - багряные,

Другие - красные; а третьи - синие и зеленые- (будто в) различные пестрые ткани (были разодеты они). А (еще были) некоторые (птицы) - белые как снег. У всех же голоса были разные, и щебетали они друг другу, и пели песни разные: одни - тонким голосом, а другие громким голосом, как (и) подобает петь. Была же слава их великой, ее же никто ни слышать на этом свете, ни видеть (не) может [25]. В Хождении Агапия сам райский сад является чем-то вроде преддверия мира Горнего, где вершиной является Небесный град-Небесный Иерусалим. Затем Агапий встречается с Иисусом Христом и двенадцатью апостолами. Бог направляет его в поднебесье. Здесь начинается вторая часть описания Рая: «Я когда же Агапий вошел внутрь, то увидел (он) свет, в семь раз (земного) света светлее. Очи же его не могли смотреть на свет тот. И упал (Агапий) ничком на землю. И взял (его) старец и привел ко кресту. Высота же (того креста была) до неба, и светился (крест) сильнее солнца. И упали ниц (старец и Агапий) перед крестом и сотворили молитву. И тогда начал Агапий выносить (бывший в стенах тех яркий) свет. И взял (старец Агапия и) повел (туда), где находились для него постель и трапеза. Были постель и трапеза украшены камнями дорогими, и лежа (на столе) хлеб белее снега. (Еще же был там) источник, (содержимое которого) белее молока и слаще меда. И виноград стоял с разными гроздьями: одни -багряные, другие — красные, третьи - белые. Такого винограда не видел никто на земле... [26]. Агапий просит объяснения всему увиденному, почтительно обращаясь к старцу, который отвечает ему: «...Я - Илья Фезви-тянин. (Я) вознесен был на колеснице огненной конями огненными. Господь благословил меня (находиться) в поднебесье. (Когда) сошел (Господь), то посадил меня здесь, (где) и жду (я) второго пришествия Господа. Эти же все, которых ты видишь, - души человеческие. Этот источник, который ты видишь, - называется раем и течет под дерева райские. Этот свет - сияние ангельское пра-

ведных душ. (Из) источника же этого ангелы пьют и праведные души» [27].

Именно такие тексты позволили создать старообрядческое предание о чудесной стране праведников - Беловодье. Апокрифическая литература наделяет плотскими чертами недоступные человеку миры: Ада и Рая. Именно апокрифы детализируют и создают цельные описания этих важных понятий христианской мифологии.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить особую роль апокрифов в формировании детальных образов Ада и Рая. Также необходимо отметить особое значение апокрифической литературы для создания более полного образа Иисуса Христа. Апокрифическая литература позволяет нам не только детализировать этот образ, но и понять, как христиане первых веков воспринимали создателя своей религии. Сегодня, на пороге двухтысячелетнего юбилея Иисуса Христа, это становится особенно интересно, и не только историкам, но и широкому кругу читателей.

Примечания

1. Архимандрит Киприан. Патрология. Т. I. - Париж -Москва, 1996. -С. 21-26.

2. Поэтические, гностические, апокрифические тексты христианства: Сборник: -Новочеркасск, 1994. - С. 73.

3. Там же, с. 73.

4. Там же, с. 74.

5. Там же, с. 76.

6. Апокрифы древних христиан: Сборник, - М., 1989. -С. 136.

7. Там же, с. 76.

8. Там же, с. 75.

9. Апокрифические сказания: Сборник, - М., 1999. -С. 152- 153.

10. Поэтические, гностические, апокрифические тексты христианства: Сборник. -Новочеркасск, 1994. - С. 168.

11. Там же, с. 170.

12. Апокрифические сказания: Сборник. - М., 1999, -С. 128- 129.

13. Иисус Христос в документах истории: Сборник. -С.-Пб., 1999.-С. 341.

14. Там же. с. 343 - 344.

15. Апокрифические сказания: Сборник. - М. 1999. -С. 95.

16. Там же, с. 97-98.

17. Апокрифические сказания: Сборник. - М., 1999. -С. 114.

18. Там же, с. 116.

19. Апокрифические сказания: Сборник. - М., 1999. - 23. Поэтические, гностические, апокрифические тек-

С. 109. сты христианства: Сборник. - Новочеркасск, 1994. -

20. Там же, с. 113. С. 20.

21. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. - СПб., 24. Там же, с. 31.

1999.-С. 614 - 615. 25. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. - СПб.,

22. Там же, с. 616. 1999.-С. 642.

26. Там же, с. 642.

27. Там же, с. 644.

При кафедре права Гуманитарного факультета МГУЛа открыт Учебно-научно методический центр «Правовая помощь»

Задачами Центра являются:

♦ оказание юридических услуг;

♦ образовательная подготовка высококвалифицированных специалистов, способных эффективно применять юридические знания в лесной и смежных отраслях, готовых к принятию и реализации эффективных решений на основе профессиональных знаний и владеющих современными информационными технологиями;

♦ учебно-методическое обеспечение дисциплин, использующих нормативные подзаконные акты, с применением передовых методик и учетом мировых тенденций развития данной области знаний;

♦ разработка, экспертиза и внедрение в учебный процесс отечественных, а также адаптация зарубежных образовательных программ и методик в области юриспруденции применительно к лесному хозяйству и смежным отраслям народного хозяйства;

♦ создание системы встроенного Юридического образования для студентов старших курсов по специализированным учебным планам

применительно к лесной отрасли и другим промышленным комплексам с выдачей диплома государственного образца;

♦ создание системы подготовки и переподготовки преподавателей на основе стажировок в отечественных и зарубежных учебных и производственных организациях, являющихся лидерами в области юриспруденции, создание дополнительных рабочих мест;

♦ создание системы подготовки и переподготовки юридических специалистов для лесного сектора и смежных отраслей на основе использования разработок Центра;

♦ согласование с отечественными и зарубежными партнерами учебных планов и программ в области применения спецкурсов юридических дисциплин в лесном хозяйстве и смежных отраслях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ создание постоянно действующей системы международных семинаров и курсов в области внедрения специальных курсов юридических дисциплин в лесное хозяйство и смежные отрасли;

♦ разработка краткосрочных и долгосрочных обучающих и научно-производственных проектов на базе федеральных правительственных программ, создание программного обеспечения;

♦ организация взаимных учебных и производственных практик и целевых стажировок студентов в отечественных и зарубежных организациях как составная часть образовательного процесса;

♦ разработка и участие в программах и проектах международного сотрудничества в области внедрения спецкурсов юридических дисциплин в лесное хозяйство и смежные отрасли.

Контактные телефоны: 588 53 67; 588 53 66; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.